Научная статья на тему 'ДЕЛЕГИРОВАНИЕ И МОТИВАЦИЯ КАК ФУНКЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА'

ДЕЛЕГИРОВАНИЕ И МОТИВАЦИЯ КАК ФУНКЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
254
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
ДЕЛЕГИРОВАНИЕ / МОТИВАЦИЯ / ПОЛНОМОЧИЯ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В КОЛЛЕКТИВЕ / СОТРУДНИКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гусейнова М.М.

В статье рассматривается сущность и значение понятий делегирование и мотивация. Раскрывается особенность взаимосвязи делегирования и мотивации в процессе передачи задач и полномочий. А также каковы основополагающие аспекты эффективного делегирования полномочий и поддержки баланса мотивации. С какими трудностями в процессе делегирования полномочий сталкивается руководитель и какие методы применяются для решения этих проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DELEGATION AND MOTIVATION AS A MANAGEMENT FUNCTION

The article examines the essence and meaning of the concepts of delegation and motivation. The peculiarity of the relationship between delegation and motivation in the process of transferring tasks and powers is revealed. And also what are the fundamental aspects of effective delegation of authority and maintaining a balance of motivation. What difficulties does the manager face in the process of delegation of authority and what methods are used to solve these problems.

Текст научной работы на тему «ДЕЛЕГИРОВАНИЕ И МОТИВАЦИЯ КАК ФУНКЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА»

УДК 338.2

Гусейнова М.М.

ст. преподаватель кафедры «Менеджмент»

Дагестанский государственный университет народного хозяйства

(Россия, г. Махачкала)

ДЕЛЕГИРОВАНИЕ И МОТИВАЦИЯ КАК ФУНКЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА

Аннотация: в статье рассматривается сущность и значение понятий делегирование и мотивация. Раскрывается особенность взаимосвязи делегирования и мотивации в процессе передачи задач и полномочий. А также каковы основополагающие аспекты эффективного делегирования полномочий и поддержки баланса мотивации. С какими трудностями в процессе делегирования полномочий сталкивается руководитель и какие методы применяются для решения этих проблем.

Ключевые слова: делегирование, мотивация, полномочия, ответственность, взаимоотношения в коллективе, сотрудники.

В современном мире, рациональное распределение должностях обязанностей и полномочий имеет не маловажную роль в эффективности функционирования предприятия. Этим можно отметить важность делегирования полномочий.

Делегирование раскрывает суть административной части управления, а мотивация дает понимание психологической стороны взаимоотношений для реализации эффективной и результативной работы. Так как при делегировании прослеживается персонифицированность труда, то большое значение имеет именно психологический фактор. При организации инновационной деятельности необходимо создать условия, способствующие осуществить продуктивную совместную работу высокого качества. Важным считается не

пренебрегать знаниями об уровне жизни, интересах, окружении, способностей и компетенций подчиненного при осуществлении коллективной работы.

На сегодняшний день проблематика выстраивания взаимоотношений как никогда актуально, для справки можно отметить что В России каждый 15 житель является владельцем частной фирмы. Неизменным в управлении остается "золотое правило", т.е. главное для хорошего руководителя - получить определенный результат путем ее распределения на подчиненных. Эффективность руководства зависит от успешного распределения своих полномочий.

Общие функции менеджмента отражают содержание основных стадий процесса управления деятельностью организации на всех иерархических уровнях. Под делегированием понимается организация такого сценария, при котором каждый исполнитель будет выполнять свои обязанности с энтузиазмом, ответственностью, креативом, с максимальной отдачей, при этом не выходя за рамки наделенных полномочий. Но собственная реализация не меркнет на фоне коллективной работы.

Качественные взаимоотношения в различного рода организациях формируются при помощи качественной работы аппарата управления, подразделения и которые в свою очередь имеют определенные полномочия, а так же несут ответственность в соответствии с нормативными актами организации. Делегирование есть важный элемент управления организации. В свою очередь мотивация играет важную роль в осуществлении качественных делегированных задач в рамках наделенных полномочий, при помощи применения способов стимулирования.

Однако стоит отметить что осуществить делегирование без доверия невозможно, так как доверие — это стержень творческой атмосферы в коллективе. Творчество дает стимул для более результативного ведения бизнеса, однако на пути часто встречаются негативные факторы или случаются провалы [2, с.478].

Благодаря делегированию можно обычного наемного сотрудника, который приходит на работу лишь для получения финансовой прибыли, при отсутствии желания быть лучше и повышать свои результаты, в сотрудника с большой буквы. То есть сотрудник стремиться быть лучше, работать эффективней, быть частью компании, в которой он работает, разделять ее ценности, цели, культуру.

Сотрудник сопереживает любым взлетам и падениям компании, работает на результат, постоянно пытается улучшить и оптимизировать бизнес-процессы. И каждый менеджер должен стремиться к тому, чтобы личные цели каждого сотрудника по возможности, шли в параллель с целями компании, в которой они работают [1, с.230-231].

Те менеджеры, у которых за спиной небольшой опыт работы имеют страх делегирования полномочий, это в первую очередь связанно с тем что они бояться, что их сотрудник замет их место, либо же что сотрудники негативно отзовутся на делегирование, либо решат, что руководитель лентяй, сам ничего не хочет делать и поэтому попросту «сливает» свою работу подчинённым. Стоит понимать, что все это стереотипы, возникшие из разобщенных коллектив наемных работников.

Более перспективные руководители считают что делегирование - это движущая сила для развития организации. Ведь делегируя часть задач, руководитель, к примеру, высвобождает время для новых проектов, кроме того, как уже упоминалось выше, делегируя часть своих обязанностей, менеджер показывает своё доверие к коллективу. Менеджер, познавший истину делегирования, по праву может называться блестящим организатором, поскольку при перенаправлении задач необходимо учитывать нагрузку каждого члена команды, его скорость реакции, способность быстро переключиться на другую тему и еще много подобных вопросов, ответы на которые есть у грамотного управленца, проанализировавшего свой коллектив в разных плоскостях.

Без сомнения, делегирование — это действительно важная составляющая менеджмента, и любой менеджер понимает и принимает объективную необходимость использовать данную опцию.

Конечно, бывают случаи, когда подчиненный справляется с поставленный задачей лучше менеджера, но это не повод для беспокойства последнего, наоборот, такого сотрудника следует стимулировать, хвалить, и приумножать его способности.

Ежедневно на руководителя сыпется колоссальный объем задач, которые нужно выполнить «еще вчера», и это нормальная практика, когда не хватает ни рук, ни времени. Делегирование же позволяет разгрузить менеджера с целью охвата большего количества задач, избежания «замыленности глаза» менеджера и более качественного выполнения работы.

Итак, менеджер делегирует свои полномочия не с целью сбежать от ответственности, а с целью разделения менеджерского пула дел, что позволяет в разы повысить эффективность труда. [4] Делегирование призвано облегчить работу менеджера, но финальное решение принимает в любом случае руководитель, он лишь получает от подчиненных варианты решения задач различной степени сложности, анализирует информацию, и после выносит своё решение, что и отличает сотрудника от менеджера.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Богатко А.Н. Система управления развитием предприятия: учебное пособие / А.Н. Богатко. - М.: Финансы и статистика, 2017.

Веснин В.Р. Основы менеджмента. М.: «Гном-пресс» при сод. Т.Д.»Элит-2013», 2017. 440 с.

Самыгин, С.И. Менеджмент персонала: учеб. пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. 480 с.

Энциклопедия Экономиста [Электронный ресурс]. URL:http://www. grandars.ru// (дата обращения: 10.03.21).

Guseynova M.M.

Lecturer at the Department of Management Dagestan State University of National Economy (Russia, Makhachkala)

DELEGATION AND MOTIVATION AS A MANAGEMENT FUNCTION

Abstract: the article examines the essence and meaning of the concepts of delegation and motivation. The peculiarity of the relationship between delegation and motivation in the process of transferring tasks and powers is revealed. And also what are the fundamental aspects of effective delegation of authority and maintaining a balance of motivation. What difficulties does the manager face in the process of delegation of authority and what methods are used to solve these problems.

Keywords: delegation, motivation, authority, responsibility, team relationships, employees.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.