Научная статья на тему 'Декорации «Русских сезонов»: творческая и научно-исследовательская рефлексия в образовательном процессе на факультете изобразительного искусства РГПУ им. А. И. Герцена'

Декорации «Русских сезонов»: творческая и научно-исследовательская рефлексия в образовательном процессе на факультете изобразительного искусства РГПУ им. А. И. Герцена Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
267
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Русские сезоны / авангард / театральное искусство / декоративная живопись / композиция / эскиз / художественное образование. / Russian seasons / avant-garde / theater art / decorative painting / composition / sketch / art education.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Векслер Анна Кирилловна

В материалах статьи рассматривается творчество художников «Русских сезонов» и художественно-выразительные особенности театрально-декорационного искусства начала ХХ в. На материалах коллекция Никиты и Нины Лобановых-Ростовских, состоявшей из эскизов костюмов и декораций к балетам, операм и другим видам зрелищ, рассматривается эволюция Русских балетов и театральных декораций. Анализируются примеры композиционных и стилистических решений, отражающие художественно-пластический язык декоративной живописи. Определяются новаторские методы и приёмы работы художников в разработке эскизов к костюмам и постановкам. Доказывается актуальность данного материала как в области пластических искусств, так и в контексте художественного образования. Выявляется возможность использования теоретических и иллюстративных материалов, отражающих новации театрально-декорационного наследия ХХ в., в процессе подготовки художника-педагога. Утверждается, что отличительной особенностью подготовки будущих художников-педагогов является не только творческое осмысление художественного произведения, но и научно-исследовательская рефлексия. В качестве примера творческой и научной рефлексии рассмотрена выпускная квалификационная работа, выполненная Е. В. Рожковой, магистранткой кафедры художественного образования и декоративного искусства факультета изобразительного искусства Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена в 2015 г. Творческая и теоретическая части работы созданы по мотивам театрально-декорационного творчества художников рубежа XIX–ХХ вв. Художественнотворческая часть представляет собой серию тканых панно — декоративных натюрмортов, выполненных в определённой этнической стилистике: «Восточный», «Египетский», «Греческий» и «Русский». Теоретическая часть — диссертационное исследование, выполненное на тему: «Отражение принципов народного декоративного искусства в текстильных декорациях и костюмах театральных постановок рубежа XIX–XX веков в России». В статье утверждается, что анализ специфики и художественно-выразительных особенностей декоративного искусства (на примере театрально-декорационного творчества художников «Русских сезонов») актуальны в контексте художественного образования и подготовки художника-педагога в области декоративного искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SCENERY OF THE “RUSSIAN SEASONS”: CREATIVE AND SCIENTIFIC REFLECTION IN THE EDUCATIONAL PROCESS AT THE FACULTY OF FINE ARTS OF HERZEN UNIVERSITY

The focus of the article was on the work of the artists of the “Russian seasons” and artistic features of the scenery of the early 20th century. Nikita and Nina Lobanov-Rostovsky’s collection consisted of sketches of costumes and sets for ballets and operas, and showed the evolution of Russian ballets and theatrical sets. We analyzed the composition and styles of decorative painting. We defined new methods and techniques of artists’ work, sketches, and costumes for productions. This material is important for the work of artists and for art education. We considered ways of using theoretical and illustrative materials and innovations in the theatrical and decorative art of the 20th century in the process of an artist-teacher’s training. We assert that the specifics of the training of future artists-teachers should include not only a creative approach to the work of art but also a research reflection on it. We examined the final qualifying work by E. V. Rozhkova, master’s student of the Department of art education and decorative art, faculty of fine arts of the Herzen State Pedagogical University of Russia, 2015. The work is based on the theatrical scenery of the early twentieth century. The creative part is a series of tapestries — the decorative still-lifes: “Eastern”, “Egyptian”, “Greek”, and “Russian”. The theoretical part is dissertation research: “Reflection of the principles of folk decorative art in textile decorations and costumes of theatrical productions at the turn of the 20th century in Russia”. We state that the analysis of the specifics and artistic features of decorative art (on the example of the artists’ work of the “Russian seasons”) is relevant in art education and artist-teacher’s training in the field of decorative art.

Текст научной работы на тему «Декорации «Русских сезонов»: творческая и научно-исследовательская рефлексия в образовательном процессе на факультете изобразительного искусства РГПУ им. А. И. Герцена»

УДК 75.054; 37. 036. 5 DOI:i0.244ii/2658-3437-2020-ii006

Векслер Анна Кирилловна, кандидат педагогических наук, доцент. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Россия, Санкт-Петербург, наб. Мойки, 48. 191186. vekslertex@gmail.com

Veksler, Anna Kirillovna, PhD in Pedagogical Sciences, associate professor. Herzen State Pedagogical University, Moiki nab., 48, 191186 Saint Petersburg, Russian Federation. vekslertex@gmail.com

ДЕКОРАЦИИ «РУССКИХ СЕЗОНОВ»: ТВОРЧЕСКАЯ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НА ФАКУЛЬТЕТЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА РГПУ ИМ. А. И. ГЕРЦЕНА

THE SCENERY OF THE "RUSSIAN SEASONS": CREATIVE AND SCIENTIFIC REFLECTION IN THE EDUCATIONAL PROCESS AT THE FACULTY OF FINE ARTS OF HERZEN UNIVERSITY

Аннотация. В материалах статьи рассматривается творчество художников «Русских сезонов» и художественно-выразительные особенности театрально-декорационного искусства начала ХХ в. На материалах коллекция Никиты и Нины Лобановых-Ростовских, состоявшей из эскизов костюмов и декораций к балетам, операм и другим видам зрелищ, рассматривается эволюция Русских балетов и театральных декораций. Анализируются примеры композиционных и стилистических решений, отражающие художественно-пластический язык декоративной живописи. Определяются новаторские методы и приёмы работы художников в разработке эскизов к костюмам и постановкам. Доказывается актуальность данного материала как в области пластических искусств, так и в контексте художественного образования. Выявляется возможность использования теоретических и иллюстративных материалов, отражающих новации театрально-декорационного наследия ХХ в., в процессе подготовки художника-педагога. Утверждается, что отличительной особенностью подготовки будущих художников-педагогов является не только творческое осмысление художественного произведения, но и научно-исследовательская рефлексия. В качестве примера творческой и научной рефлексии рассмотрена выпускная квалификационная работа, выполненная Е. В. Рожковой, магистранткой кафедры художественного образования и декоративного искусства факультета изобразительного искусства Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена в 2015 г. Творческая и теоретическая части работы созданы по мотивам театрально-декорационного творчества художников рубежа Х1Х-ХХ вв. Художественно-творческая часть представляет собой серию тканых панно — декоративных натюрмортов, выполненных в определённой этнической стилистике: «Восточный», «Египетский», «Греческий» и «Русский». Теоретическая часть — диссертационное исследование, выполненное на тему: «Отражение принципов народного декоративного искусства в текстильных декорациях и костюмах театральных постановок рубежа XIX-XX веков в России». В статье утверждается, что анализ специфики и художественно-выразительных особенностей декоративного искусства (на примере театрально-декорационного творчества художников «Русских сезонов») актуальны в контексте художественного образования и подготовки художника-педагога в области декоративного искусства.

Ключевые слова: Русские сезоны; авангард; театральное искусство; декоративная живопись; композиция; эскиз; художественное образование.

Abstract. The focus of the article was on the work of the artists of the "Russian seasons" and artistic features of the scenery of the early 20th century. Nikita and Nina Lobanov-Rostovsky's collection consisted of sketches of costumes and sets for ballets and operas, and showed the evolution of Russian ballets and theatrical sets. We analyzed the composition and styles of decorative painting. We defined new methods and techniques of artists' work, sketches, and costumes for productions. This material is important for the work of artists and for art education. We considered ways of using theoretical and illustrative materials and innovations in the theatrical and decorative art of the 20th century in the process of an artist-teacher's training. We assert that the specifics of the training of future artists-teachers should include not only a creative approach to the work of art but also a research reflection on it. We examined the final qualifying work by E. V. Rozhkova, master's student of the Department of art education and decorative art, faculty of fine arts of the Herzen State Pedagogical University of Russia, 2015. The work is based on the theatrical scenery of the early twentieth century. The creative part is a series of tapestries — the decorative still-lifes: "Eastern", "Egyptian", "Greek", and "Russian". The theoretical part is dissertation research: "Reflection of the principles of folk decorative art in textile decorations and costumes of theatrical productions at the turn of the 20th century in Russia". We state that the analysis of the specifics and artistic features of decorative art (on the example of the artists' work of the "Russian seasons") is relevant in art education and artist-teacher's training in the field of decorative art.

Keywords: Russian seasons; avant-garde; theater art; decorative painting; composition; sketch; art education.

«Русские сезоны», организованные деятелем искусства Сергеем Павловичем Дягилевым, оказали большое влияние не только на иностранную и отечественную общественность начала ХХ в. Эксперименты в музыке, танце и декорациях, сопровождавшие каждую новую балетную постановку, заложили основы восприятия современного искусства. Мы

говорим о синкретизме временных и пластических искусств, выраженных в новой пластике тела, отношении (художника и зрителя) к цвету, новациях в сценографии, которые сегодня являются «классикой» формального композиционного решения «картины». Декоративность, как основная характеристика «живописи для театра», в художественном

Илл. 1. А. Н. Бенуа. Эскиз декорации к балету «Павильон Армиды». 1907. Бумага, акварель, тушь, карандаш, гуашь. Из собрания Никиты и Нины Лобановых-Ростовских. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства. Опубликовано в: Боулт Дж. Художники русского театра 1880-1930. Собрание Никиты и Нины Лобановых-Ростовских. М., 1991

оформлении балетов обрела новые качества контрастности, смелости композиционных и технических приёмов. Образно-драматургические решения, подчас шокирующие зрителя, как в первом показе «Весны священной» [12], сегодня воспринимаются традиционными, даже азбучными для молодых художников театра.

Гений Дягилева открыл для широкой публики уникальных представителей отечественного и западного искусства. «Над декорациями и костюмами работали художники тяготеющего к символизму объединения «Мир искусства» А. Бенуа, Н. Рерих, Б. Анисфельд, Л. Бакст, С. Судей-кин, М. Добужинский, а также авангардисты Н. Гончарова, М. Ларионов, испанский монументалист Х.-М. Серт, итальянский футурист Д. Балла, кубисты П. Пикассо, Х. Грис и Ж. Брак, французский импрессионист А. Матисс, неоклассицист Л. Сюрваж» [13].

Профессиональные задачи, обусловленные работой в театре, позволили мастерам разрабатывать собственный художественно-пластический язык декоративной живописи, искать новаторские методы и приёмы работы, в том числе — и в разработке эскизов к постановкам. Известная коллекция Никиты и Нины Лобановых-Ростовских, состоявшая из эскизов костюмов и декораций к балетам, операм и другим видам зрелищ, представляла эволюцию Русских балетов от декоративного довоенного периода (Первой мировой войны), — до более «модернистского» периода 1920-х гг. Материалы собрания демонстрировали оригинальность и разнообразие декораций и костюмов, созданных в период между 1909 и 1929 гг. [2, с. 22]. В настоящий момент большая часть

коллекции передана Санкт-Петербургскому музею театрального и музыкального искусства. С ней можно ознакомиться в специально оборудованных открытых фондах Дома-музея Ф. И. Шаляпина1.

Художественные новации в искусстве начала ХХ в., выразившиеся в композиционном, колористическом и пластическом решениях театральных декораций и костюмов, востребованы и сегодня, как в области пластических искусств, так и в контексте художественного образования.

В подтверждении сказанного, мы определим актуальность и возможности использования новаций театрально-декорационного наследия «Русских сезонов» в процессе подготовки художника-педагога. Отличительной особенностью его обучения является не только творческое осмысление художественного произведения, но и научно-исследовательская рефлексия, включающая анализ и интерпретацию произведения, выявление авторского метода, стилистических особенностей и принципов создания произведения.

Композиционные, стилистические и материально-технологические особенности театральных декораций в творчестве художников «Русских сезонов»

Для определения роли и места теоретических и иллюстративных материалов, освещающих наследие театрально-декорационного искусства начала ХХ в., в процессе подготовки художника-педагога необходимо: выявить авторов, обладающих наиболее выразительными различиями в творчестве

Илл. 2. Л. С. Бакст. Эскиз костюма Клеопатры. 1909. Бумага, карандаш, акварель. Из собрания Никиты и Нины Лобановых-Ростовских. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства. Опубликовано в: Боулт Дж. Художники русского театра 1880-1930. Собрание Никиты и Нины Лобановых-Ростовских. М., 1991

(стилистическое и пластическое решение); рассмотреть и проанализировать эскизы к декорациям и костюмам; определить особенности методов композиционного решения «одежды» сцены и танцоров.

В 1908-1911 гг. художественным руководителем «Русских сезонов» являлся Александр Николаевич Бенуа (1870-1960) [11]. Один из основателей и идейных вдохновителей художественного объединения «Мир искусства», представитель «поколения, жаждущего красоты», он был прекрасным иллюстратором, обладал знаниями, позволяющими последовательно и точно воспроизвести определённую эпоху. Сотрудничая с Дягилевым, создал декорации и эскизы костюмов к нескольким спектаклям, но «работал как иллюстратор и станковый живописец, оставляя сцене роль двухмерной картины» [2, с. 24]. Театральные работы Бенуа — это прекрасный, убедительно созданный, но статичный мир (Илл. 1). Полагаем, что такой метод в работе над картинной плоскостью возможен и приветствуется в создании иллюстраций или декоративных графических композиций на тему, отражающую стилистические особенности определённой эпохи.

Леон Бакст (Лев Самойлович Розенберг, 1866-1924) [8], также участник объединения «Мир искусства», напротив, разрушал условность сцены, присущую XIX в. Художник выстраивал трёхмерное пространство, формируя композицию сцены с учётом диагональных осей и скрытой симметрии, подчиняя все элементы декораций определённому ритму. Формируя, таким образом, особое пространство, которое разрушает общую плоскость «картины», но сохраняет условность театрального мира. Важно отметить, что такой подход к «компоновке сцены» можно применять в работе над декоративными графическими или колористи- Собрание Никиты и Нины Лобановых-Ростовских. М., 1991

Илл. 4. Н. С. Гончарова. Эскиз задника декорации к балету «Жар-птица». 1926. Бумага, акварель. Из собрания Никиты и Нины Лобановых-Ростовских. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства. Опубликовано в: Боулт Дж. Художники русского театра 1880-1930. Собрание Никиты и Нины Лобановых-Ростовских. М., 1991

Илл. 3. Н. К. Рерих. Эскиз костюмов к балету «Весна священная». 1912. Бумага, акварель, карандаш, гуашь. Из собрания Никиты и Нины Лобановых-Ростовских. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства. иковано в: Боулт Дж. Художники русского театра 1880-1930.

Илл. 5. Е. В. Рожкова. Восточный натюрморт. 2015. Шерсть, вискоза, хлопок, ручное ткачество. Собственность автора

ческими композициями. Бакст создавал костюмы, усиливающие выразительность тела танцовщика, дополняя их аксессуарами или сложными орнаментами. Эскизы костюмов, разработанные Леоном Бакстом, представляют собой удивительные динамичные композиции, в которых движение фигуры продолжается элементом костюма, орнаментальный декор то прячет, то выявляет красоту человеческого тела. При этом художник создаёт совершенно реалистичное изображение, соответствующее образам эпохи модерна, выявляя наиболее характерные и выразительные черты, присущие определённому персонажу. А ткани выполнены с такой лёгкостью и одновременно — тщательностью, что можно не просто рассмотреть декор, но и повторить его (Илл. 2). Компоновка динамичной фигуры в листе — это, пожалуй, одна из сложнейших задач для студентов, разрабатывающих эскизы фигуративных композиций. Особенно если мы говорим о заданиях по дисциплинам в области декоративного искусства, где необходимо сохранить условность изображения фигуры и пространства. Опираясь на иллюстративный ряд, собранный из эскизов Бакста, можно ясно и доступно объяснить задание студентам. Символизм художественных образов, определённая стилистика и реалистический метод рисования Бенуа и Бакста в наше время воскрешаются многими профессиональными художниками, в основном — иллюстраторами.

На смену иллюзорности, копирующей действительность, пришли поиски образной и эмоциональной выразительности, обобщённо-условного воспроизведения жизни средствами цвета, линий и объёмно-пространственных форм [3, с. 37]. Это проявилось и в работе художников «Русских сезонов».

Николай Константинович Рерих (1874-1947) — русский художник, сценограф, философ-мистик, писатель, путешественник, археолог, общественный деятель, написал либретто, создал декорации и костюмы к балету «Весна

Илл. 6. Е. В. Рожкова. Египетский натюрморт. 2015. Шерсть, вискоза, хлопок, ручное ткачество. Собственность автора

священная» на музыку И. Ф. Стравинского [6]. Композитор нашёл материалы для балета в Талашкино — смоленском имении княгини Марии Клавдиевны Тенишевой. Русская дворянка, общественная деятельница, художница-эмальер, педагог, меценатка и коллекционер, она внесла большой вклад в развитие русской культуры, в том числе «русского стиля» и новых идей в отечественном театрально-декорационном искусстве [10]. Некоторое время Н. К. Рерих был куратором музея в Талашкино, совместно с Тенишевой работал над созданием Храма Святого Духа.

Сюжет балета «Весна священная» подобен языческому ритуалу поклонения божественным силам. В 1907 г. критик С. К. Маковский писал: «Прошлое для Рериха — сокровищница общечеловеческих "осколков вечности": идей, образов, предметов. Национально-историческая тема для него только декорация. Его образы ведут нас в самые далекие дали безликого прошлого» [9, с. 93]. Декорации Рериха выглядят органично как в постановке, так и в самостоятельном существовании. Живопись Рериха изначально носила археологический, исторический характер, художника интересовало время язычества, зарождения Древней Руси до и во время появления варягов [1]. Эскизы костюмов парней, девушек и стариков представляют собой сублимацию идеи и образа традиционного русского костюма — белые холстины и красные орнаменты (Илл. 3). Театральное, самобытное и философское творчество Н. К. Рериха может стать важным ориентиром для молодых художников (студентов), ищущих приёмы и способы создания изображения в традициях народного искусства.

Наталья Сергеевна Гончарова (1881-1962) и Михаил Фёдорович Ларионов (1881- 1964), относительно рассмотренных художников «Русских сезонов», являются противоположными по пластической идее, но совершенными единомышленниками в области театральных новаций [5]. Это представители новых веяний в мировом искусстве и ведущие мастера русского авангарда. «Гончарова и Ларионов

конструировали сцену; широкий спектр живописных идей опирался на их собственные авангардные разработки: неопримитивизм, кубофутуризм, лучизм. В театральных работах художников проявилась и любовь к русскому лубку, игрушке, иконе. Создавая эскиз задника для балета «Жар-птица» (Илл. 4), Н. С. Гончарова нарушила ожидаемую последовательность церквей, <...> используя их не как архитектурное изображение определённого города, но как геометрический узор» [2, с. 27]. В театральных занавесах Гончаровой был сформулирован язык современного декоративного искусства: условный, плоскостной, контрастный, орнаментальный по своей сути. Приём геометризации и уплощения объёмно-пространственных форм сегодня является наиболее распространённым и востребованным как среди профессиональных художников, работающих в материалах и техниках декоративного искусства, так и среди студентов. Русский авангард открыл новый художественно-пластический язык, объединив архаичный орнаментальный строй и супрематические элементы, подчинив изображение плоскости и заключив цвет в определённую форму. Именно ясность концепции и метода работы с формой на плоскости легли в основу пропедевтики композиции в дизайне, новом понимании взаимоотношений предмета, функции и среды его существования. Возвращаясь к эскизам декораций и костюмов Н. С. Гончаровой, кроме композиционного и пластического решения, важно отметить и применение нового (для конца XIX - начала ХХ вв.) технического приёма создания произведения — мы говорим о коллаже. В современном художественном образовании коллаж является востребованным и актуальным и как метод эскизиро-вания, и как техника создания произведения в материале.

Абстрактные принципы конструктивизма легли в основу театрального творчества братьев Наума Габо (Неемии Абрамовича Певзнера, 1890-1977) и Антона Певзнера (Натан Абрамович, 1886-1962) [7, с. 211; с. 457]. Для декораций к экспериментальной постановке «Кошка» художники использовали различные синтетические материалы, включая тальк, слюду,

плёнку. В этом балете материальные эксперименты в декорациях утвердили полиматериальный коллаж как профессиональную технологию создания произведений в области декоративного искусства. Естественно, что коллаж как технология и метод эскизирования занял важное место в системе подготовки художника и художника-педагога.

Сегодня мастера театра и кино, декораторы и художники по костюмам активно пользуются палитрой стилистических художественных почерков, разработанной художниками «Русских сезонов». Это наследие бесценно не только в культурологической плоскости, но и в контексте художественного образования, как при подготовке художника сцены, так и в широкой области декоративного искусства. Пожалуй, только в театрально-декорационном искусстве эскизы, являющиеся квинтэссенцией и материализацией пластической идеи, сохраняются и ценны в первозданном виде. Мы рассматриваем эскиз как оттиск сформулированной мысли, обосновывающий художественно-пластическую идею, композиционное и колористическое решение.

Анализ творчества художников, соратников С. П. Дягилева, выявил различные виды композиционного, стилистического и художественно-пластического решения декорационных работ (включая костюмы) и проиллюстрировал значительные стилистические изменения в театральном, изобразительном и декоративном искусстве начала ХХ в. как в России, так и за рубежом. Следовательно, знакомство студентов с эскизами театральных декораций и костюмов, выполненных художниками «Русских сезонов» является важной составляющей художественного образования в области изобразительного и декоративного искусства.

Выпускная квалификационная работа как творческая и научно-исследовательская рефлексия на творчество художников «Русских сезонов»

Знакомство с театрально-декорационным наследием в контексте образовательного процесса предполагает творческую

Илл. 7. Е. В. Рожкова. Греческий натюрморт. 2015. Шерсть, вискоза, Илл. 8. Е. В. Рожкова. Русский натюрморт. 2015. Шерсть, вискоза, хлопок, ручное ткачество. Собственность автора хлопок, ручное ткачество. Собственность автора

или исследовательскую рефлексию студента. Она может выразиться в выборе стилистического и пластического решения учебной задачи, создании авторского художественного произведения или написании научно-исследовательской работы.

В качестве примера такой творческой и научно-исследовательской рефлексии рассмотрим выпускную квалификационную работу (ВКР), выполненную Е. В. Рожковой, магистранткой кафедры художественного образования и декоративного искусства факультета изобразительного искусства Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, в 2015 г. [4]. ВКР состояла из двух частей:

1) Художественно-творческий проект «Вдохновение»: серия тканых панно — декоративные натюрморты, выполненные в определённой этнической стилистике. Восточный, Египетский, Греческий и Русский натюрморты созданы по мотивам театрально-декорационного творчества художников рубежа Х1Х-ХХ вв. Работы выполнены в технике гладкого и фактурного ручного ткачества, дополнены вышивкой.

2) Диссертационное исследование на тему: «Отражение принципов народного декоративного искусства в текстильных декорациях и костюмах театральных постановок рубежа Х1Х-ХХ веков в России».

Рассмотрим подробнее все части проекта «Вдохновение». Автор разработал интересное и целостное композиционное решение всей серии декоративных натюрмортов. При этом работы могут существовать по отдельности. Два центральных произведения — «Египетский» и «Греческий» натюрморты — формально образуют сложную орнаментальную арку, внутри которой относительно симметрично «развивается» литературный и художественно-пластический «сюжет» каждой работы. Фланкирующие натюрморты — слева «Восточный», справа «Русский» — представляют собой замкнутые орнаментальные арки-окна, в которых гармонично расположились предметы соответствующей тематики. Произведения завершают общий композиционный замысел проекта.

Для выполнения работ в технике ткачества маги-странткой были выбраны шерстяные и вискозные нити, благодаря которым созданы глубокая матово-шершавая и гладко-зеркальная поверхности. Техника исполнения — это современный авторский приём, совместивший в себе классическое гладкое ткачество, фактурные переплетения — «греческие сумахи» и новаторские способы тканья, дополненные активной фактурной вышивкой и пришитыми декоративными орнаментальными элементами. Все применённые «новшества» являются очень органичными и уместными.

Активный зрительный ряд, вызывающий ассоциации с материальным миром балета «Русских сезонов», создаётся благодаря точно найденной колористической гамме, контрастной по тону и «сочной» по цвету. «Восточный» (Илл. 5) натюрморт создан автором под впечатлением от балета «Ше-херезада», автором декорации к которому был Леон Бакст. Основная гамма произведения строится на холодных синих цветах, расположенных (в основном) по периметру композиции. Палитра натюрморта дополнена деликатно размещён-

ным светло-голубым цветом и контрастными теплыми — золотыми и оранжевыми «всполохами» цвета. Загадочный мир Востока отразился в глубоких синих тонах, создающих атмосферу сказки, которую рассказывала восточная красавица в бликах теплых оранжевых ночных свечей.

«Египетский» (Илл. 6) натюрморт создан по впечатлениям от балета «Клеопатра», автор декораций к которому также — Леон Бакст. Сотканное панно насыщенного пурпурного и бруснично-алого цвета. Богатая палитра красных цветов являет собой отражение красного горячего солнца и египетских страстей. Деликатное включение синих (светлого голубого и тёмного ультрамарина) с поддержкой «золотыми» орнаментальными акцентами создает драгоценную колористическую гамму работы.

Терракотовая гамма от светло-оранжевого до тёмно-коричневого цветов является основной палитрой «Греческого натюрморта» (Илл. 7), включения синего цвета деликатно поддерживают палитру синих цветов в других натюрмортах. Правильно найденное созвучие ультрамарина и «бархатного» тёмно-коричневого цвета передает ощущение чернофи-гурной греческой вазописи. Идея балета родилась у Дягилева во время путешествия в Грецию. Декор античных ваз поразил организатора «Русских сезонов», а автором декораций и костюмов снова был Леон Бакст.

Завершающий серию «Русский» (Илл. 8) натюрморт создан по мотивам балета «Снегурочка». Автором декораций и костюмов был Н. К. Рерих. Работа отличается холодной, тонкой и светлой колористическая гаммой. Сочетание в палитре разных по тону и тепло-холодности бело-голубых и темно-синих цветов рождает ассоциации с русской зимней природой. Гармоничное включение небольшого количества красно-коричневых цветов и деликатного оранжевого делает это произведение частью всей серии натюрмортов и напоминает русские расписные орнаменты, отражая народное самобытное творчество Северной Руси.

Диссертационное исследование включало: исторический обзор и искусствоведческий анализ театрально-декорационного искусства рубежа Х1Х-ХХ вв., с углублённым рассмотрением костюмов и текстильных декораций; определение принципов народного искусства и их влияния на декоративные качества и характер декораций и костюмов.

Защита выпускной квалификационной работы Е. В. Рожковой показала высокий профессиональный уровень как практической, так и теоретической части, глубину освоения темы и способность к анализу и интерпретации художественных произведений.

Полагаем, что рассмотренные в статье историко-искусствоведческие сведения и анализ наследия театральных художников «Русских сезонов» доказывают возможность и актуальность использования этих материалов в контексте художественного образования, Понимание специфики декоративного искусства необходимо и для будущего художника-педагога, а эскизы декораций и костюмов, выполненные в начале ХХ в. признанными мастерами отечественного искусства, являются уникальным наглядным материалом для демонстрации стилистических особенностей и методов создания декоративного произведения.

Примечание:

1 https://theatremuseum.ru/filial/dom muzey shalyapina Список литературы:

1. Богомолова Л. (Лена-Кот). Весна священная И. Стравинского и Н. Рериха // Proza. ru. URL: https://www.proza.ru/20iQ/07/12/467 (дата обращения: 20.01.2020)

2. Боулт Дж. Художники русского театра 1880-1930. Собрание Никиты и Нины Лобановых-Ростовских. М.: Искусство, 1QQ1. 112 с.

3.Векслер А. К. Коллаж в системе профессиональной подготовки художника-педагога: дис... канд. пед. наук. 13.00.02. Санкт-Петербург, 2011. 278 с.

4. Векслер А. К. К обоснованию критериев оценивания художественно-творческой части выпускных квалификационных работ (бакалавриат, специалитет, магистратура) в области декоративного искусства // Эмиссия. Письма в Оффлайн. URL: http://www.emissia. org/offline/2015/2400.htm (дата обращения 20.01. 2020)

5. Гончарова Н. Ларионов М.: Исследования и публикации / Г. Ф. Коваленко и др. М.: Наука, 2003. 252 с.

6. КороткинаЛ. В. Рерих в Петербурге - Петрограде. Л.: Лениздат, 1985. 224 с.

7. Лейкинд О. Л., Махров К. В., Северюхин Д. Я. Художники русского зарубежья 1917 - 1939: Биографический словарь. СПб.: Нотабене, 1999. 720 с. ил.

8. Леон Бакст // Культура. рф. URL: https://www.culture.ru/persons/9331/leon-bakst (дата обращения: 20.01. 2020).

9. Маковский С. Страницы художественной критики. Книга 1. Санкт-Петербург, 1906. 177 с.

10. Международная научно-практическая конференция «М. К. Тенишева и ее время» (Материалы конференции). URL: http:// blagotvfond.narod.ru/konf/konf1.pdf (дата обращения: 20.01. 2020).

11. Наследие Александра Бенуа, искусствоведа, художника, критика... URL: http://www.benua-memory.ru/ (дата обращения: 20.01. 2020).

12. Николай Рерих. Венок Дягилеву // Сибирское Рериховское Общество. URL: https://sibro.ru/teacher/books/857/29064 (дата обращения: 20.01. 2020).

13. «Русские сезоны» Сергея Павловича Дягилева // Soundtimes.ru. URL: https://soundtimes.ru/balet/o-balete/russkie-sezony-dyagileva (дата обращения: 20.01. 2020).

References:

Bogomolova L. (Lena-Kot). The Rite of Spring by I. Stravinsky and N. Roerich. Proza. ru. Available at: https://www.proza.ru/2019/07/12/467 (accessed: 20.01. 2020) (in Russian)

Boult J. Khudozhniki russkogo teatra 1880-1930. Sobranie Nikity i Niny Lobanovykh-Rostovskikh (Artists of the Russian Theater 18801930. Collection of Nikita and Nina Lobanov-Rostovsky). Moscow, Iskusstvo Publ., 1991. 112 p. (in Russian)

International Scientific and Practical Conference "M. K. Tenisheva and Her Time" (Conference Materials). Blagotfond.narod.ru. Available at: http://blagotvfond.narod.ru/konf/konf1.pdf (accessed: 20.01.2020) (in Russian)

Korotkina L. V. Rerikh v Peterburge - Petrograde (Roerich in Saint Petersburg - Petrograd). Leningrad, Lenizdat Publ., 1985. 224 p. (in Russian)

Kovalenko G. F. Goncharova N. Larionov. M. Issledovaniia ipublikatsii (Goncharova N. Larionov M. Researches and Publications). Moscow, Nauka Publ., 2003. 252 p. (in Russian)

Leikind O. L.; Makhrov K. V.; Severiukhin D. Ia. Khudozhniki russkogo zarubezh'ia: Biograficheskii slovar' (Artists of the Russian Community Abroad: a Biographical Dictionary). Saint Petersburg, Notabene Publ., 2000. 716 p. (in Russian)

Leon Bakst. Cultura. rf (Culture. Ru). Available at: https://www.culture.ru/persons/9331/leon-bakst (accessed: 20.01. 2020) (in Russian) Makovskii S. Stranitsy khudozhestvennoi kritiki (Pages of Art Criticism). Book 1. Saint Petersburg, 1906. 177 p. (in Russian) Nasledie Aleksandra Benua, iskustvoveda, khudozhnika, kritika...(The Legacy of Alexander Benoit, the Art Critic, Artist, and Critic...). Available at: http://www.benua-memory.ru/ (accessed: 20.01. 2020). (in Russian)

Nicholas Roerich. Diaghilev's Wreath. Sibirskoe Rerikhovskoe Obshchestvo (Siberian Roerich Society). Available at: https://sibro.ru/teacher/ books/857/29064 (accessed: 20.01. 2020) (in Russian)

"Russian Seasons" by Sergei Pavlovich Diaghilev. Soundtimes.ru. Available at: https://soundtimes.ru/balet/o-balete/russkie-sezony-dyagileva (accessed: 20.01. 2020) (in Russian)

Veksler A. K. Kollazh v sisteme professional'noi podgotovki khudozhnika-pedagoga (Collage in the System of Professional Training of an Artist-teacher): PhD Thesis. Saint Petersburg, 2011. 278 p. (in Russian)

Veksler A. K. To Substantiate the Criteria of Evaluation the Artistic and Creative Part of Final Qualifying Works (Bachelor's Degree, Specialty, Master's Degree) in the Field of Decorative Art. The Emissia. Offline letters. Available at: http://www.emissia.org/offline/2015/2400.htm (accessed: 20.01. 2020)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.