Научная статья на тему 'Декоративный шрифт'

Декоративный шрифт Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
3794
337
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДЕКОРАТИВНЫЙ ШРИФТ / ОФОРМЛЕНИЕ КНИГИ / ГРАФИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН / DECORATIVE FONT / DESIGN OF BOOK / GRAPHIC DESIGN

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Белов Сергей Александрович, Чуйко Лариса Владимировна

В статье рассматриваются разновидности декоративных шрифтов XIX в., приемы их оформления, стилистические признаки. Декоративность шрифта придает необходимые художественные качества оформлению книги и является важным средством работы специалиста в области графического дизайна. Приобретение навыков работы с декоративными шрифтами — важная часть обучения студентов направления подготовки «Дизайн» профиля «Графический дизайн».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The decorative font

The article discusses types of decorative fonts of XIX century, methods of its design, stylistic features. Decorative font gives the necessary artistic quality and design of the book is an important means of specialist in the field of graphic design. The acquisition of skills with decorative fonts is important part of teaching students field of study «Design» profile «Graphic Design».

Текст научной работы на тему «Декоративный шрифт»

КУЛЬТУРОЛОГИЯ.

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

УДК 658.512.23(075) С. А. БЕЛОВ

Л. В. ЧУЙКО

Омский государственный технический университет

ДЕКОРАТИВНЫЙ ШРИФТ_____________________________________

В статье рассматриваются разновидности декоративных шрифтов XIX в., приемы их оформления, стилистические признаки. Декоративность шрифта придает необходимые художественные качества оформлению книги и является важным средством работы специалиста в области графического дизайна. Приобретение навыков работы с декоративными шрифтами — важная часть обучения студентов направления подготовки «Дизайн» профиля «Графический дизайн».

Ключевые слова: декоративный шрифт, оформление книги, графический дизайн.

Основная функция шрифта — графическая запись мыслей человека для закрепления их во времени и пространстве. Она обеспечивается исторически развившейся системой условных знаков — букв, объединяемых в алфавит.

Шрифт, как функциональный компонент книги, в процессе развития книжного искусства приобретает качества декоративности, что характерно и для нашего времени.

В процессе создания художественного оформления конкретной книги декоративность шрифта играет важную роль и становится одним из средств книжного декора. Дизайнеру-художнику в процессе создания стиля и оформления новой книги важно найти общий принцип ее структурной организации, соотнести каждый составляющий ее элемент с содержанием произведения и согласовать их между собой по формальным стилистическим признакам:

цветопластическим качествам, масштабу, пропорции, ритму и т.д.

Декоративность, с одной стороны, противоречит основному назначению шрифта: она усложняет графику букв и, следовательно, затрудняет удобочитаемость. С другой стороны, декоративная стилизация, усложнение формы основных и соединительных штрихов, засечек, выносных элементов, своеобразная ритмическая и пластическая организация букв, слов или всего текста придают шрифтовым композициям неповторимую характерность.

Прежде всего, говоря о декоративности шрифта, следует отметить декоративность «архитектоникоконструктивную», присущую шрифту как графической системе геометрических знаков. Она создается выразительностью начертаний букв, ритмикой вертикальных, горизонтальных и диагональных штрихов, контрастом прямолинейных и округлых форм,

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (121) 2013 КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (121) 2013

ритмическим чередованием знаков и пробелов между ними; при этом следует особо отметить роль оптических иллюзий [1, с. 31, 38, 40 — 41]. На основе этой «собственной» декоративности развивается декоративность, привносимая в шрифт извне как украшение. Этот тип декоративности создается как посредством орнамента и предметной декорацией, так и не орнаментальными средствами.

Не орнаментальные приемы оформления шрифта и шрифтовых композиций многочисленны и постоянно обновляются. Наиболее распространенными среди них являются следующие:

1. Тактичное (оправданное) усложнение слагающих букву штрихов — прием, характерный для текстовых шрифтов, где сохранение высокой степени удобочитаемости обязательно.

2. Особые композиционные приемы, например:

— усложнение ритмики знаков в строке;

— расположение строк по вертикали, вертикали, криволинейно, по кругу и дуге;

— расположение строк на очень близких и на очень близких или очень дальних расстояниях друг от друга;

— придание надписи сложной конфигурации при растягивании ее по вертикали;

— приведение композиции текста к определенной геометрической схеме: блочной, флаговой, ступенчатой и т.д.

3.Расцвечивание слова и строки посредством чередования в одном слове жирных и светлых знаков, или черных и цветных, акцентировки особым цветом начала слов или фраз, закрашивание внутри-буквенных просветов у ряда букв и т.п.

4. Прием скорописного шрифта (письма): рисованный, гравированный или имеющий характерные выразительные особенности шрифт.

Декоративность, привносимая в шрифт, также может быть различной в зависимости от общего целевого решения дизайна книги. В качестве примера можно привести основные приемы декоративного решения букв (рис. 1а-г):

Наибольшая возможность творческой стилизации в декоративности шрифта предоставляется в разработке «предметного» шрифта. Он дает возможность создавать выразительные, образные, самоценные композиции в общем декоре книги.

Трансформация шрифта из абстрактной формы в изобразительную форму имеет целью повышение художественной выразительности графических знаков. Шрифт, объединяющий знак и изображение, одновременно и читается, и рассматривается. С одной стороны, он противоречит удобочитаемости текста, с другой стороны, обусловливает его образное восприятие, что помогает в усвоении информации.

Велико значение декоративной функции шрифтового оформления в дизайне книги. Декоративные качества шрифта воздействуют подобно речевым интонациям, обогащающим произносимые слова оттенками чувств. Шрифт передает все оттенки художественной концепции дизайнера-художника и его отношение к содержанию произведения, оставляя в то же время широкие возможности для новой трактовки и восприятия текста книги.

В профессиональной деятельности дизайнера, специализирующегося на графическом дизайне, огромную роль играет эрудиция в вопросах, связанных с орнаментом и шрифтом. В процессе реализации творческих проектов по оформлению книги, разработке фирменного стиля или упаковки они

Рис. 1. Декоративное решение букв: а — орнамент внутри буквы; б — орнамент вокруг букв; в — орнамент как составная часть буквы; г — декоративность предметного шрифта

являются неисчерпаемыми творческими источниками для создания оригинальных графических композиций. Ознакомление студентов с материалом, в течение столетий накопленным человечеством в этой области, является целью изучения дисциплин «История орнамента» и «Шрифт».

Программы этих курсов предусматривают последовательное рассмотрение предмета от древнейших памятников декоративно-прикладного искусства и письменности до начала XX в. Обычно наибольший интерес студенческой аудитории вызывают Средние века, когда под влиянием развития архитектурного декора культовых зданий достигло расцвета искусство оформления рукописной книги, эпоха Ренессанса, период XVII и XVIII вв., когда огромное разнообразие орнамента отразилось в богатстве наборных украшений и определило высокие эстетические качества типографских изданий [2, с. 49 — 55, 63-73, 85-105].

Однако для формирования объективных представлений о развитии орнамента и шрифта в графическом дизайне XIX в. необходимо обратить особое внимание обучающихся на период, когда массовая типографская продукция производилась в огромном количестве и, казалось бы, должна была потеснить позиции художественных шрифтов. Тем не менее в XIX в. в условиях бурного роста производства и активизации торговли начал вырабатываться особый стиль оформления газет, реклам и акциденции — малообъемной печатной продукции (объявления, афиши, грамоты, календари и др.). Акциденция выполнялась посредством акцидентного, т.е. особо

б

в

г

Рис. 3. Антиквенные шрифты 1-й пол. XIX в.

Рис. 4. Живописные шрифты 1-й пол. XIX в.

А * <Г Я <г * ш

КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (121) 2013

Рис. 7. «Военный» алфавит XIX в.

Рис. 8. Инициалы в стиле модерн. 1900

сложного набора, для чего применялись специальные акцидентные и декоративные шрифты, орнаменты, линейки, особые приемы верстки и т.п. При этом возникла потребность и в создании особых шрифтов; как следствие, появились так называемые «украшенные» шрифты.

Среди украшенных шрифтов выделяется несколько групп, объединенных характерными стилистическими признаками [3, с. 40 — 43, 69, 217, 242, 278]. Однако многие из них имеют общую черту — они настолько орнаментированы или трансформированы, что это отчасти затрудняет чтение (рис. 2).

Часть новых шрифтов свидетельствует о том, что их создатели ориентировались на классическую антикву (рис. 3).

Наряду с этим разработчики шрифтов широко использовали в качестве образцов алфавиты XVIII в. с живописными мотивами эпохи рококо (рис. 4).

Под влиянием романтизма сформировались разнообразные «готические» варианты шрифта (рис. 5).

Некоторые мастера составляли комические и гротескные алфавиты: «антропоморфный» (рис. 6), «дьявольский», «магический», а также разнообразные тематические, например, «военный» (рис. 7).

На рубеже XIX и ХХ вв. одним из самых ярких художественных явлений в западноевропейской культуре стал стиль модерн, оказавший огромное влияние на искусство шрифта (рис. 8).

Деятельность современных дизайнеров, живущих в мире разнообразного бизнеса, конкуренции и рекламы, по содержанию во многом сходна с тем, что делали их предшественники в XIX столетии. Обращение к опыту прошлого является необходимой частью формирования компетенций, обеспечивающих дизайнерам возможность успешного решения задач, которые ставит перед ними время.

Библиографический список

1. Гордон, Ю. Книга про буквы от Аа до Яя / Ю. Гордон. — М. : Изд-во студии Артемия Лебедева, 2006. — 382 с.

2. Чуйко, Л. В. История шрифта : учеб. пособие / Л. В. Чуй-ко. — Омск : Изд-во ОмГТУ, 2012. — 116 с.

3. Schmidt Clara. Alphabets. Alphabete. Alphabetos. Алфавиты. — PSM, Lyon, 2005. — 280 p.

БЕЛОВ Сергей Александрович, доцент (Россия), доцент кафедры «Дизайн и технологии медиаиндустрии», член Союза художников РФ.

ЧУЙКО Лариса Владимировна, кандидат искусствоведения, доцент (Россия), доцент кафедры «Дизайн и технологии медиаиндустрии».

Адрес для переписки: chuiko_lar@mail.ru

Статья поступила в редакцию 03.07.2013 г.

© С. А. Белов, Л. В. Чуйко

Книжная полка

Кармин, А. С. Культурология. Краткий курс : учеб пособие / А. С. Кармин. - СПб. : Питер, 2010. - 240 с. -ISBN 978-5-49807-486-3.

Учебное пособие представляет собой краткое и доступное изложение курса культурологии, написанное в полном соответствии с Государственным образовательным стандартом для высших учебных заведений по этому предмету. Оно может быть использовано студентами всех специальностей в процессе изучения этого курса. В книге освещаются основные вопросы теории культуры, дается краткий обзор этапов развития мировой культуры, показаны характерные особенности русской и западной, а также современной культур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.