Научная статья на тему 'ДЕКОРАТИВНЫЕ СВОЙСТВА И ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРИЁМЫ СОВРЕМЕННОГО ВИТРАЖА'

ДЕКОРАТИВНЫЕ СВОЙСТВА И ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРИЁМЫ СОВРЕМЕННОГО ВИТРАЖА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
428
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИТРАЖ / ВИРАЖНОЕ ИСКУССТВО / АВТОРСКАЯ ИДЕЯ / ТВОРЧЕСТВО / ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / ТЕХНОЛОГИИ СОВРЕМЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Радомский Н.Т.

В статье рассматривается современный витраж как синтетическое произведение, в котором сочетаются новейшие технологии промышленного производства и неповторимый художественный почерк автора. Современный витраж рассматривается как произведение, придающее индивидуальность и образность пространству в котором человек обитает и функционирует. Цветные витражи, заполняющие оконные проёмы, создают богатую игру окрашенного света и существенно влияют на выразительность интерьера. Условно-декоративный характер витражей требует особого внимания к технологии и поиску все новых видов стекла и соединительных элементов для него. Знакомясь с витражами декоративного направления, мы ощущаем, что окружены особым миром искусства, где нет места тривиальной жизненной прозе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДЕКОРАТИВНЫЕ СВОЙСТВА И ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРИЁМЫ СОВРЕМЕННОГО ВИТРАЖА»

ДЕКОРАТИВНЫЕ СВОЙСТВА И ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРИЁМЫ СОВРЕМЕННОГО ВИТРАЖА

© Радомский Н.Т.*

Харьковская государственная академия дизайна и искусств, Украина, г. Харьков

В статье рассматривается современный витраж как синтетическое произведение, в котором сочетаются новейшие технологии промышленного производства и неповторимый художественный почерк автора. Современный витраж рассматривается как произведение, придающее индивидуальность и образность пространству в котором человек обитает и функционирует. Цветные витражи, заполняющие оконные проёмы, создают богатую игру окрашенного света и существенно влияют на выразительность интерьера. Условно-декоративный характер витражей требует особого внимания к технологии и поиску все новых видов стекла и соединительных элементов для него. Знакомясь с витражами декоративного направления, мы ощущаем, что окружены особым миром искусства, где нет места тривиальной жизненной прозе.

Ключевые слова витраж, виражное искусство, авторская идея, творчество, индивидуальность, технологии современного производства.

Тезис о том, что каждый человек способен к творчеству, общеизвестен. Способность творить, воплощая в произведениях искусства идеи и замыслы, сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Тяготением и способностью к творчеству объясняется стремление к созданию неповторимого, индивидуального образа пространства, в котором человек обитает и функционирует. Будучи ежеминутно вовлечённым в процесс творчества, индивидуум созидает и разрушает и изменяет или укрепляет материальную среду собственного обитания, окружающий мир и собственное ощущение этого мира. Способ жизни, жизненное пространство личности в данном контексте является отражением индивидуального внутреннего мира. Проблема меры личностной свободы, прозрачности и открытости, достаточно современна. Искусство способно на наш взгляд участвовать в решении этой проблемы, помогая гармонизировать внешний мир и внутренний мир человека.

В искусстве витража декоративно-художественную форму каждого произведения можно рассматривать с точки зрения определенного взаимодействия всех ее элементов между собой и с пространством - как целостную объёмно-пространственную структуру, в одних случаях простую и лаконичную, а в других - весьма сложную. Витраж - это синтетическое произведе-

* Старший преподаватель кафедры Монументальной живописи, член Союза художников Украины.

ние. С одной стороны, выполняя задачу ограждения пространства, он заменяет стену (преграду) скрывает внешний мир за декорацией из цветного стекла. С другой стороны, создает иллюзию исчезновения преграды (стены), будучи прозрачной рельефной живописью. «В этом более сверкающем, нежели прозрачном материале, образующем световые отражения своею зерни-стою и волнообразною поверхностью заключается очарование и живописность - писал в 1908 году известный рижский витражист Эрнест Тодэ, работавший в начале века в г. Харькове [1, с. 227].

Устройство первых заводов по производству стекла на Слободских украинских территориях относится к последнему десятилетию XVII века. Уже в конце XVIII века в России и на Украине изготавливалось цветное, молочно-белое, опаловое и бесцветное стекло. С конца XVIII века стекло стало широко применяться при изготовлении осветительных приборов, предметов интерьера и во внутреннем убранстве помещений. Сегодня ситуация изменилась. Несмотря на существование в Украине стекольных заводов, большая часть высококачественного декоративного стекла импортируется. В настоящее время большая часть декоративного стекла в Украину импортируется. Причем изготовители декоративного художественного стекла специализируются на определённых технологиях современного стекольного производства. Россия изготавливает ровное и рельефное заводское цветное стекло, страны Балтии - цветное стекло, произведённое вручную; Американские производители поставляют опаловое и радужное стекло; Украина производит оптическое стекло, отходы плавок которого (эрклёз) с успехом используются витражистами по аналогии с моллированным стеклом.

Каждый витраж - это произведение искусства, созданное в рамках своего времени [5, с. 71]. Витражисты XXI века используют в своих работах новейшие технологии, предоставляя зрителю огромное поле для творческого восприятия. Вероятно, по этой причине декоративные витражи всё чаще становятся смысловым акцентом современных интерьеров.

Обзор литературы ближайших 10 лет говорит о новой волне роста к витражному искусству в Украине. Наличие большого числа публикаций о витраже в периодической печати говорит о широком диапазоне интересов к этому виду искусства. Характерным явлением следует считать возросшее внимание к художественным школам и объединениям виражных мастеров разных областей Украины. Печатается альбом о витражах Львова, диссертационное исследование О.Н. Сом-Сердюковой посвящено тенденциям развития Киевской школы художественного стекла, искусствоведческие работы Гах Ирины содержат обширный материал о западноукраинских витражах и историографию работы в Украине польских и австрийских витражных мастерских начала XX века. Критический анализ литературы последних 15 лет и сравнительный анализ её с трудами о стекле предыдущих десятилетий позволяет сделать заключение о широком разнообразии представленных в печатных изданиях витражных произведений. Несмотря на растущий интерес

к витражному искусству, некоторые регионы остаются обойдёнными вниманием исследователей. Вследствие этого большое количество художественных призведений и творческие находки многих мастеров витража остаются не изученными до настоящего времени.

Полноценно витражными произведениями в классическом понимании являются, на наш взгляд декоративные витражи. Эти витражи характеризуются меньшими размерами, чем живописные и монументальные. Вместе с тем по художественным качествами они не менее привлекательны. Витраж (франц. «vitrage», от лат «vitrum» - стекло) - орнаментальная или сюжетная декоративная композиция (в окне, двери, перегородке, в виде самостоятельного панно из стекла или другого материала, пропускающего свет). Цветные витражи, заполняющие оконные проёмы, создают богатую игру окрашенного света и существенно влияют на выразительность интерьера. Декоративную обработку стекла для витражей ведут пескоструйным способом, травлением, отливкой и прессованием, что позволяет выявлять богатые художественные возможности стекла, его материальность, способность быть не только прозрачным, но и сияющим, шероховатым, искрящимся. Богатая цветовая палитра и широкие фактурные градации позволяют создавать как орнаментальные, так и изобразительные композиции [3, с. 527-528].

Древнюю технику витража - мозаичный набор из фигурных кусочков стекла используют во многих декоративных витражах прикладного назначения: для обрамления и украшения мебели, зеркал, ювелирных украшений. В результате усовершенствования способа соединения фактурных цветных стекол между собой витражная техника позволяет применять цветное художественное стекло для объемных предметов - ламп и светильников, небольших скульптур самых причудливых форм. При этом мастера витражисты часто моделируют рельефную поверхность своих произведений, используя не только плоские стеклянные пластины, но и объемные элементы: разнообразные рельефы и контр рельефы из моллированного стекла, прозрачные капли в виде полированных кабошонов, которые напоминают драгоценные камни; цветные и прозрачные элементы из правильно граненных или грубо сколотых кусков стекла, малую пластику из стекла для дополнительного декорирования фрагментов стеклянных композиций.

Условно-декоративный характер таких витражей требует особого внимания к технологии и поиску все новых видов стекла и соединительных элементов для него. Знакомясь с витражами декоративного направления, мы ощущаем, что окружены особым миром искусства, где нет места тривиальной жизненной прозе.

Рассуждая о декоративном направлении в витраже, художница Долорес Хоффман писала: «... мы хотим понять, что такое «современный» витраж, а правильнее было бы задаться вопросом - что такое витраж вообще. Потому что очень часто из-за незнания его специфики мы не используем всех его возможностей. Мы думаем: «Сверкает. Блестит. Привлекает взгляд. И доста-

точно!» И начинаем выдавать километры пустой, плохо организованной «декоративности», забывая, что имеем дело с особым инструментом, мощным и серьезным» [2, с. 10].

«У этого инструмента особый голос, свой язык и свои правила», - утверждает художница. Витраж - это, прежде всего, архитектура. Вступая в нее, художник берёт на себя все обязательства, с нею связанные: учет тектонических закономерностей, знание условий функционирования, наконец, поиск соответствия психологии человека. Все эти моменты чрезвычайно важны и интересны для работы. Они не стесняют художника, как нередко кажется, но заставляют его думать и искать.

Витраж - это всегда свет. Я беру «кусок» света определенной формы, заданной архитектурой, и начинаю им манипулировать - «рубить» чёрной линией в определённом ритме, с определенной тенденцией, превращая его в образ, которым я хочу что-то сказать. Игра со светом - это работа с ритмом, который действует на подсознание гораздо сильнее, чем мы думаем. И поэтому любые действия художника оказывают прямое влияние на психологию человека [2, с. 10].

В качестве примера хотелось бы привести декоративный витраж «Натюрморт с виноградом», автор Н.Т. Радомский. Это один из серии выполненных в 2010 году в Xарькове витражей в замкнутом, не имеющем световых проёмов интерьере. «Натюрморт с виноградом» своеобразен по технике своего исполнения. Вследствие того, что в помещение никак не проникал естественный солнечный свет, автор витража впервые применил в качестве стекла - основы зеркало. Такой технический приём позволил достичь нескольких декоративно-художественных эффектов. Во-первых зеркало многократно усилило путём сложных отражений декоративный характер обработки использованных автором стёкол. Во-вторых, тени от объёмных элементов и деталей витража, преломляясь, отражаясь многократно в зеркале, создали дополнительную тональную палитру, местами значительно усилив в витраже светотеневые контрасты. Ещё одной важной особенностью витража стала его светоносность. Отражающая способность зеркала, размещённого в самом нижнем слое «Натюрморта с виноградом», позволила усилить яркий свет, проникающий сквозь цветные стёкла.

Использование медной фольги для скрепления стёкол позволило автору сочетать стёкла разные по силуэту, типу, толщине и фактуре. Технология сборки витража с помощью ленты медной фольги, на поверхность одной из сторон которой нанесен специальный клей, аналогична классической старинной технике сборки виражных стекол. Современная технология более унифицирована - медную ленту, которая приклеивается к боковой торцевой поверхности стекла легко подобрать нужной ширины - в зависимости от толщины стекла и предполагаемой ширины шва. Собственная толщина медной фольги достаточно невелика, что значительно облегчает работу с ней. Стыки стёкол, обёрнутых фольгой, покрываются оловом с обеих сторон витража. Это при-

даёт конструкции необходимую жёсткость. В конце работы с помощью специальных составов автор способен придавать поверхности швов эффект медного, латунного или чёрного стального покрытия. Такой технический приём позволяет гармонично сочетать все элементы виражного произведения, подчиняя цвет металла общей гамме. В витраже «Натюрморт с виноградом» «медный» отблеск оловянных соединений сочетается с декоративными медными листьями винограда, вплетёнными в общую структуру натюрморта. Тёплый красноватый цвет меди напоминает цвет ветвей живой виноградной лозы. Благодаря этому соединительные элементы витража не доминируют над живыми контурами стеклянных драпировок и позволяют с удовольствием рассматривать мелкую пластику декоративных стеклянных витражных деталей.

Рис. 1. Декоративный витраж «Натюрморт с виноградом»

Рис. 2. Фрагиент витража

«Натюрморт с виноградом» выполнен как многослойный витраж, поэтому нецветной искусственный свет, проходя через слои цветного стекла разной толщины, приобретает спектральные характеристики естественного

цвета. Зеркало основы отражает, таким образом, уже окрашенный свет, похожий на естественный свет солнца. Тёплая зеленовато-жёлтая гамма использованных в витраже стёкол создаёт в помещении нежный колорит нежаркого лета. Несмотря на значительную толщину применённых автором стёкол произведение кажется ажурным. Сочетание различных по цвету стёкол с разной текстурой придаёт витражу дополнительную декоративность. Контраст высокого рельефа текстуры ровных стёкол и гладкая сферическая поверхность декоративных деталей витража «Натюрморт с виноградом» усиливает динамику. Специально изготовленные для декоративных драпировок стёкла придают композиции живость и изящество.

Витраж динамичен. За счёт сочетания объёмов, высоких рельефов и отражения источника света в зеркале основы витража создаётся эффект трехмерности. Отражающийся в зеркале источник света меняет своё положение при движении зрителя по комнате. Это придаёт композиции натуральность и вносит эффект дополнительного пространства за слоем витража. За предметами натюрморта образуется мерцающий фон, который изменяется, переливаясь при движении зрителя.

Выводы. Способность витража к динамическому и яркому выражению эмоций, возможность с помощью виражных произведений подчеркивать и усиливать эмоциональное влияние пространства на зрителя - один из факторов присутствия витражных произведений в искусстве как древнем, так и современном. Временная непрерывность витражного искусства, востребованность витражных произведений в поле различных художественных направлений, течений и стилей свидетельствует о богатых художественных возможностях этого вида декоративного стеклоделия.

Список литературы:

1. Власов В.Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства: в 8 т. Т. 2 / В.Г.Власов. - СПб.: ЛИТА, 2000. - С. 227.

2. Давыдова Н. «Художник и среда». Материалы международного симпозиума по стеклу «Витраж - 84» // ДИССР. - 1984. - № 12 (июнь). - С. 10.

3. Маячин А.Н. Мир русской культуры. Энциклопедический справочник. Неумирающие книги / ген. дир Л. Палько; главн. ред. С. Дмитриев / А.Н. Маячин. - М.: Вече, 1997. - 624 с.

4. Петербургские витражи: буклет: экспозиция в Комендантском доме Петропавловской крепости / концепция М.Л. Макогонова / автор текста Т.В. Княжицкая; ред. Л.Н. Коннонова. - СПб.: изд. Отд. ГМИСПб: «Белл», 2004. - 20 с.

5. Чиффо Рагин В., Хиггинс М. К. Искусство витража. От истоков к современности / Гл.ред. Н.В. Астахов; отв. ред. И.А. Малевич; пер. М. Брунее-ва; изд. на русском языке / В. Чиффо Рагин. - М.: «Белый город», 2004, -288 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.