10. Ksenofontov, G.V. Uraanghaj sakhalar. Sketches on ancient history of Yakuts. - Yakutsk: Nat. Publishing house Republics Sakhas (Yakutia), 1992. - Volume I.
11. Popov, A.A. Yakut folklore. - L.: The sov. writer, 1936.
12. Bolo, S.I. Past of Yakuts before arrival of Russian to Lena: The collection of works // Scientific research institute the Yakut. Language and culture at SNK YASSR / Under the editorship of P.A. Ojunskogo. - M; Yakutsk: Yakutgiz, 1938. - Release 4.
13. Oral creativity of the Yakut people / Comp. C.M. Vasiliev, H.I. Konstantinov. - Yakutsk: Yakutgiz, 1942.
14. Savvin, A.A. Yakut koumiss // The Collection of materials on ethnography of Yakuts. - Yakutsk: Yakutgiz, 1948.
15. Alexeev, N.A. The ethnograph and folklore of the people of Siberia. - Novosibirsk: The Science, 2008.
16. Sleptsov, P.A. The traditional family and ceremonialism at Yakuts (XIX - the beginning of XX century). - Yakutsk: Nat. Publishing house,
1989.
17. Petrov, N.E. Formation of kultovo-ceremonial poetry at Yakuts // Domms Ajyy. - Yakutsk: Nat. Publishing house «Bichik», 1998.
18. Feodorov, A.S. Posting salama. - Yakutsk: Yak. Publishing house «Bichik», 2005.
19. Ergys, G.U. Sketchs on the Yakut folklore. - M.: the Science, 1974.
20. Efimova, L.S. Communicative function algys Yakuts // The Bulletin of the Yakut state university. - 2008. - T. 5. - № 1.
21. Alexeev, N.A. Traditional religious beliefs of Yakuts in XIX - The beginning of XX century - Novosibirsk: The Science, 1975.
22. Ceremonial poetry sakha (Yakuts). - Novosibirsk: The Science, 2003.
23. Sivtsev, D.K. Sakha of folklore: Sketch. - Yakutsk: Book publishing house, 1970.
24. Sosin, I.M. Wedding / I.M. Sosin, E.F. Efremova. - Yakutsk: Yak. Publishing house «Bichik», 1993.
25. The Yakut national songs: In 4 p. - Yakutsk: Book publishing house.: The Yakut national poems-tojuki. - 1983. - P. 4.
26. Popov, A.A. Material on shamanism at Yakuts. A cult of goddess Aisyt at Yakuts // Culture and East writing. - Baku, 1928. - B. 3.
Article Submitted 21.12.10
УДК 73/76
С.Г. Кузнецова, канд. пед. наук, доц. заведующая кафедрой Изобразительного искусства и дизайна,
Института культуры и искусств, Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета
ДЕКОРАТИВНОСТЬ - ГЛУБИННОЕ, ОБЪЕДИНЯЮЩЕЕ КАЧЕСТВО ВСЕХ ВИДОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА, ДИЗАЙНА
Декоративность - одно из объединяющих фундаментальных понятий, функциональный род композиции, признак состоявшегося стиля. Художественным смыслом декоративности является взаимодействие с окружающей культурно-исторической и предметнопространственной средой (пространством, объемом, массой, плоскостью, форматом), качеством декорируемой поверхности (ее тоном, цветом, текстурой, фактурой). И если произведение искусства задумывается, выстраивается и воспринимается как часть более широкого композиционного целого - произведение называют декоративным, но качества декоративности, как следствие декоративной функции могут проявляться во всех видах искусства.
Ключевые слова: Декоративно-прикладное искусство, декоративность, стиль, стилизация, художественный язык, выразительные средства, виды искусства.
Современная визуальная многоликая культура требует переосмысления теоретических основ искусства, выделяя общие фундаментальные составляющие, систематизируя частные их проявления в разных видах классических искусств и в интегрированных формах творчества и техники (дизайне, рекламе, полиграфии, сценографии, телевидении, анимации).
Искусствознание традиционно разделяло изобразительное искусство, декоративно-прикладное искусство, архитектуру, техническую эстетику - дизайн. Также до ХХ века было распространено деление искусства на более «духовные» и более «материальные» виды, но теперь утилитарные функции прочно вплелись в искусство и для его изучения необходимы новые подходы. Перед исследователями и практиками встают проблемы формулирования некой «новой точки зрения» на искусство, которая позволит объединить разнообразные его виды, а также выделить в современном искусстве глубинные общие и частные составляющие.
Истоки дифференциации искусства принадлежат западноевропейскому мышлению, где сложилось противопоставление предмета и метода творчества внешним воздействиям среды. Традиция разделения идет из периода Нового Времени Западной Европы. Необходимо отметить, что в художественных ремеслах античного и средневекового искусства, произведениях народного творчества, искусства Ближнего и Дальнего Востока - Китая, Японии, - никогда не существовало разделения искусств на «станковые» и «прикладные». Искусственное разделение искусства на виды, расчленение произведения на составляющие не всегда полезно для самого искусства. Для творца не существуют понятия вида или жанра, он мыслит в категориях метода, способа формообразования, композиции и техники. Художник ХХ века позволяет себе
перекраивать пространство картины, не списывая его с натуры по правилам перспективы, а свободно совмещая на плоскости различные ракурсы предметов, увиденных каждый со своей, особой точки зрения. В зависимости от того, как понимает свою творческую задачу художник, выразительность поверхности может играть и реальную и сравнительно небольшую роль в общем впечатлении от картины. Однако попытка устранить ее совсем, разбить преграду, отделяющую мир изображения от зрителя, грозит и утратой выразительных средств, когда сложное художественное впечатление сводится к обману зрения. Изобразительное пространство теряет свою организованность, внутренний порядок. На рубеже ХХ века особенно обострилось внимание художников к выразительной поверхности, стремясь, чтобы она была не просто «окном» в изображаемый мир, но и оставалась красивой вещью. Живописцы и графики стремились к декоративной выразительной организации произведения. Например, само название одной из картин русского художника В. Борисова-Мусатова «Гобелен» (1901г.) относится не к сюжету холста, а к ее настроению, «овеянному духом давних времен, а еще больше - к самой поверхности - неяркой, как бы слегка выцветшей, в самом деле, напоминающей старинные гобелены... Картина явно хочет быть вещью, осязаемо связывающей нас с ушедшим временем» [1, с. 66]. Духовный акт неразрывно переходит в акт производства, акт выработки технического материального приема.
Действительно, исторически сложившаяся ситуация деления искусства по видам не согласуется с природой художественного мышления. Художники не могли не испытывать потребности в воссоединении видов искусства. К изначально принятой в Европейском искусстве системе целостности ис-
кусство ХХ века не подходило, и необходимы были новые способы объединения, обозначенные термином «взаимодействие», которое, включало бы односторонние влияния, заимствования, подражания (стилизацию). Термин «воздействие» понимался, как перенос каких-либо качеств из одной целостности на другую. Нюансированное взаимодействие, осуществляемое с помощью художественных тропов В.Г. Власов обозначил термином «интермедизация». Все способы взаимодействия применялись в искусстве Модерна рубежа XIX - ХХ вв., а затем в периоды модернизма и постмодернизма. Традиционное использование термина «пластические искусства» в качестве примиряющего своеобразия искусств тогда было признано неудачным, поскольку пластичность - формальное качество, противоположное тектоничности и проявляется по-разному в отдельных видах искусства [2, с. 240].
Вопросы общего и частного в искусстве характерно отражаются в сложной системе взаимодействия станкового искусства, декоративно-прикладного творчества, дизайна, архитектуры. Различие станкового и декоративно-прикладного искусства в разных способах формообразования и изобразительных основах или средствах. Художник прикладник приводит к единству утилитарную и художественные функции бытового предмета (мебели, посуды, одежды). Внутри самого искусства декоративное творчество обозначают как концептуальное, а прикладное, как предметное. В композиции изделия декоративно-прикладного искусства соединяются способы, средства и приемы формообразования, присущие другим видам изобразительного искусства: архитектонический, скульптурный, графический, живописный. Их использование не всегда соответствует разделению: форма и декор. Форма сосуда может строиться подробно архитектурному сооружению, но может приобретать скульптурный или пластический характер, ее силуэт может быть графичным или живописным, декор, -скульптурным, живописным или графическим (либо соединяющий все формы), но он также приобретает качества архи-
И.Н. Лисаковский рассматривает декоративность, как совокупность художественных свойств, усиливающих эмоциональную выразительность и конструктивно-организующую роль произведения искусства [5, с. 40]. Художественные
тектоничности благодаря взаимосвязи с конструкцией предмета. Художественные особенности конкретного изделия нельзя оценивать изолированно от его функционального назначения и материала, из которого он сделан. Т.Я. Шпикалова подчеркивает, что декоративный образ для воплощения требует особых качеств изобразительно-выразительных средств. Они должны связать декоративное решение с поверхностью предмета. Например, такие элементы художественной формы, как силуэт, линия, цвет, симметричная композиция, помогают совершить стилизацию, переработку реальной формы растений или животных в декоративную. Именно они помогают ему понять особенности декоративного образа [3, с. 72].
Специфика декоративно-прикладного искусства состоит в творческом методе, объединяющем все стороны художественной и ремесленной деятельности и интегрирующем способе формообразования. Такие способы, присущи в отдельности и станковому искусству на основе всеобъемлющего принципа декоративности. Так, например, А. Матисс рассматривал композицию любого произведения как искусство размещать декоративным образом различные элементы, которыми располагает художник для выражения своих чувств. Художник писал: «.я не могу рабски копировать натуру, я вынужден ее интерпретировать и подчинять духу картины, когда все отношения тонов найдены, то в результате должен получиться живой аккорд тонов, гармония» [4, с. 23].
Декоративность - это глубинное качество произведения искусства, дизайна, архитектуры. Но толкование данного понятие существенного различается у разных авторов теоретических исследований, у практиков. Так, среди архитекторов декоративность до сих пор рассматривается как недостаток, отрицательное качество. Здесь это качество употребляется, прежде всего, в значении украшательства, прикрывающего недостатки конструкции. Между тем, декоративность проявляется как в внутренне присущем (функциональном) качестве, так и во внешнем, как следствие решения косвенных задач.
приемы (акцентированность ритмического начала, упрощение формы, гармоничность цвета, подчеркивание выигрышных сторон материала, сочетание различных материалов и др.), по мнению И.Н. Лисаковского, Е.Н. Чернецовой, обеспечиваю-
Рис. 1. Любина Валерия Ивановна, «Музыка»
2007, Холст/акрил, 50х65, рук. Кузнецова Светлана Григорьевна
щие декоративность, специфичны для каждого вида искусства, они определяются общими смысловым и стилевым решением художественного объекта. Авторы рассматривают декоративность как сумму средств создания формы внутренней -«конструктивной» и внешней-композиционной- «орнаментальной» дополнительности к общему творческому замыслу [6, с. 41; 6, с. 128].
Исследователи относят декоративность к качеству изобразительного искусства - результат творческого осмысления художником связи его произведения с культурноисторической и предметно-пространственной средой, к системе построения художественной формы на основе ее орнаментальной упорядоченности (неизобразительное использование ритма и колорита), к форме выражения красоты синтезированного предметно-пространственного мира, приобретающая через конструктивную связь с окружающей средой (отношение части и целого) не натуральный, а условный, преображенный (часто орнаментальный) характер, несущий свой метафорический смысл (К.Ю. Акиньшина, Н. П. Бесчастнов, А.Г. Борисова, Т.Н. Бытачевская, В.М. Василенко, И.В. Тре-филова, Л.Г. Крамаренко, Г.М. Юсупова). Н.О. Яворская определяет «декоративность» как систему оранизации, упорядочения различных формальных элементов, позволяющую выразить и донести до зрителя субъективные эмоции в виде художественного об;
Декоративные средства, элементы усиливают сообщение художника зрителю о характере изображения. Отмечается, что все специфические, формальные средства живописи и рисунка могут участвовать в создании декоративности, хотя часто (в зависимости от тематики, идеи), превалирует одно из средств. Мастерство образа, по мнению К.С. Петрова-Водкина, состоит из двух сущностей - декоративной - (первой ступени при изучении живописи - порядок распределения формы-цвета в картинной плоскости, то есть приведение частей в гармонию) и психологической (воспринимающий глаз приобретает физический покой, углубляет психологическое воздействие (внимание под воздействием декоративности). Художник подчеркивает, что искусство образа соединяют два способа создания объемлющей формы (форма и цвет), дополняющие друг друга - декоративность и психологичность изображаемого. Причем, в данном контексте автора, декоративность в живописи отождествляется с грамотностью, композиционной законченностью [8, с. 120-134]. На психологическую взаимосвязь с декоративными средствами (не несущими конкретный смысловой информации, но в художественном образе создающие эмоциональный фон, опосредованные сложные ассоциации) указывает и А.И. Иконников, обосновывая их независимость от выражения непосредственных свойств изображаемого предмета (в том числе от рациональной организации конструктивной структуры, форми-
Рис. 2. Беломестнова Раиса Константиновна, «Движение», 2009 Холст/акрил, 60х80 , рук. Кузнецова Светлана Григорьевна
Проблема связи «выразительности», «декоративности» и «реалистичности» в обостренной форме была поставлена в области обучения искусству детей (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.А. Дмитриева, Г.В. Лабунская). Детские рисунки, лишенные того, что можно отнести к «реализму», обладают изрядными художественными достоинствами, вызывающими восторги компетентных ценителей искусства, среди которых в разные времена были и знаменитый Р. Фрай и деятели «Сецессиона», и «Бубновый валет» [10, с. 5]. Так, А.В. Щербаков, анализируя работы детей младшего возраста (представленные на выставке в Манеже), отличающиеся ком-позиционностью (при отсутствии грамотности, в традиционном понимании) писал: «...Они картины. Может быть, это связано как раз с их декоративностью, некоторой лаконичностью. Они очень сложны, многосоставны, имеют законченный вид, определенны. Вот эту определенность, законченность, ясность построения картины нужно сохранять и усовершенствовать, но уже на другой изобразительной основе, на основе продолжающегося углубленного изучения натуры» [11, с. 1011]. Условность как выразительное средство искусства в детском изобразительном творчестве имеет целиком объективный характер, дети не могут эксплуатировать его как это делает профессиональный художник, которому знакомы художественные концепции других художников и который сам, имея таковую, укладывает свои художественные суждения в ее рамки. Структура художественного образа рассматривается с позиции трех уровней: идеального (мыслительная деятельность), психического (интуитивно-эмоциональный уровень) и материального (материальное оформление произведения) [12, с. 75-94].
По исследованиям теории орнамента XIX века В.М. Шугаева, в тех изображениях, которые включают все основные виды пластического движения линии (вертикальные, горизонтальные, косые и кривые; прямые линии, циркульные дуги, параболы, спирали) эффективно применяются принципы декоративной и графической связи изображения и изделия, создавая его образное восприятие. Визуальное восприятие и осознание преобладания той или иной группы линий и пятен придает изображениям эмоционально-чувственные характеристики.
Исследуя разнообразные трактовки понятий Е.С. Лыкова дает следующие определения - 1) декоративность синтезирует художественные свойства, усиливающие художественновыразительные качества и художественно-образное решение работ, 2) средства декоративности - плоскостность изображения, стилизация форм, тяготение к простоте построения основных линий и пятен, яркость, повышенная звучность цвета, декоративные находки новых цветовых сочетаний, утрирование натурного цвета в выразительных целях, ритмическое распределение линий и пятен. 3) качества декоративности -поэтичность, метафоричность, монументальность, способствуют решению более яркого выразительного художественного образа [13, с. 57].
Декоративность может стать объединяющим фундаментальным понятием, функциональным родом композиции, художественный смысл которой состоит во взаимодействии с окру жающей культурно-исторической и предметнопространственной средой (пространством, объемом, массой, плоскостью, форматом), качеством декорируемой поверхности (ее тоном, цветом, текстурой, фактурой). И если произведение искусства задумывается, выстраивается и воспринимается как часть более широкого композиционного целого -произведение называют декоративным, но качества декоративности, как следствие декоративной функции могут проявляться во всех видах искусства. Достижение органичной де-
Bibliography
коративности происходит через целостные отношения частей и целого, что практически означает уподобление формы формату. Станковая картина (если в ней присутствуют качества декоративности) испытывает влияние формата, рамы. Всепроникающая декоративность разрешается посредством абстро-гирования, стилизации и геометризации, пользующиеся художественными тропами: сравнением (общего с общим), метафорой (перенос смыслов), олицетворением, метонимией (переименование), эпитетом (приложение) и синекдохой (уподобление по принципу «часть вместо целого»). Самым сильным тропом, способствующим созданию «декоративности» является синекдоха, реализующаяся через средства масштабности и стилизации. Декоративность позволяет «в капле воды видеть море» и с помощью художественных тропов показывает связь своего произведения с окружающей средой, в пространстве и во времени. Изобразительные метафоры представляют собой аллегорические фигуры с атрибутами. Частный случай метафоры - олицетворение, перенос черт одушевленных предметов на неодушевленные. Целостное уподобление форм происходит приемом диминуции, литопы (миниатюризации) или гиперболы (монументализации) [14, с. 246]. В качестве примеров декоративных композиций представляем студенческие работы. В первой работе демонстрируется опыт использования текста (имя «Артем») и изображения играющего на гитаре человека, поглощенного музыкальной темой, вторая работа - поиски эффектов движения, динамики: сочетание нескольких планов, плоскостей, масштабов при отсутствии традиционной перспективы, пространства (рис. 1, 2).
Декоративность - одни из признаков состоявшегося, сформировавшегося художественного стиля. Это наиболее общая категория художественного мышления определенной эпохи, характеризующая формально-эстетические признаки объектов, в которых заложено определенное содержание; это конкретное воплощение эмоциональных особенностей и путей мышления, общих для всей культуры и определяющих основные принципы формообразования и типы структурных связей. В отличие от композиционного качества декоративности, связывающего между собой все компоненты художественного произведения, отдельные изображения, украшающие какую-либо поверхность, обозначают термином «декор». В зависимости от меры абстрагирования, стилизации и геометризации декор делят на «изобразительный» и «орнаментальный». Главной особенностью изобразительного декора является то, что роль пространственной, свето-воздушной среды берет на себя декоративная поверхность. Отсюда принципиальная условность декоративного изображения, в котором могут легко совмещаться различные моменты времени и пространства - точки зрения, линий горизонта. Цвет и фактура декоративной поверхности одинаково могут обозначать воду и небо, землю и воздух, но, прежде всего - ценность поверхности как таковой. Художественный смысл декора заключается не в приспособлении, а во взаимодействии изобразительной формы и среды. Качество декоративности не абсолютно, а относительно, возникает в отношениях - объема и пространства, фигуры и фона, тона и фактуры. Плотность, насыщенность изображения, преобладание фигур над фоном, их геометризация и орнаментализация усиливают качества декоративности. Все зависит от идеи, ситуации, контекста, композиционных связей. Стремясь к гармонии, подчеркивая, грамотно используя декоративность, искусство становится первым и наиболее влияющим средством воздействия на зрителя, потребителя. Точное, продуктивное, направленное воздействие визуального продукта, применяющего в своей основе декоративность, становится идеологом, первым воспитателем современного человека.
1. Gerchuk, U.Y. The history of graphics and art books: A manual for students vuzov. - M.: Aspekt Press, 2000.
2. Vlasov, V.G. Study of the relationship of drawing and composition in art ceramics and glass: Abstract, dis. ... Cand. Art. - Moscow: MGU, 1989.
3. Decorative and applied arts in the aesthetic education of children / creativity young. Reports of the Scientific and Methodological Workshop on the visual creativity of children (up to the Union at the Manege exhibition "Art Young"). - M.: Education, 1973.
4. Masters of art about art . - M.: Art, t.5.Ch.I., 1969.
5. Lisakovskiy, I.N. Artistic culture. Terms. Concepts. Values. Glossary of . - Moscow: Publishing RAPA, 2002.
6. Chernetsova, E.M. Art. Glossary of. - M.: Library Ilya Reznik, 2002.
7. Yavorskaya, N.O. On the decorative b // Tvorchestvo. -1972 . - № 9.
8. Whipper, N.N. Articles on art . - M.: Art, 1970.
9. Ikonnikov, A.I. decorative // Creativity . - 1972 . - № 3.
10. Ikonnikov, A.I. Education volumetric constructive academic drawing on the graphic arts department of pedagogical institutes: dis. ... Candidate. Ped. Science. - M.: MPGI them. VI Lenin, 1990.
11. Scherbakov, A.V. Composition of working with nature . - Artist, 1971.
12. Yusov, B.P. Current problems of improving the methodical preparation of teachers of fine arts . - In.: Theory and Methods of Teaching Art: Sat. Scient. Trudy. state. pedagogical. Inst . - Moscow: Moscow State Pedagogical Institute, 1980.
13. Lykov, E.S. Decorative graphic activity in primary school children: Manual. - Omsk: Izd OSPU, 2002.
14. Vlasova, V.G. Large Encyclopedic Dictionary of Art: The 8t. B-In . - SPb.: LITA, 2000. - T. II.
Article Submitted 20.12.10
УДК 080
Л.С. Пугачёва, асп. РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ДИАДЫ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫХ УЧАЩИХСЯ (НА МАТЕРИАЛЕ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ ФРАЗЕОСЕМАНТИЧЕСКОГО ПОЛЯ «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА»)
Понимания и глубокого осознания особенностей инокультуры и менталитета нации можно достигнуть при изучении фразеологических единиц языка. Анализ и классификация ценностей и антиценностей народа, отражённых во фразеологизмах, пословицах и поговорках русского языка, актуальны с целью представления самых важных сфер жизни и деятельности русского народа.
Ключевые слова: фразеологическая единица, фразеологическая диада, социальные ценности и антиценности, тематические группы.
Исследование фразеологических единиц (далее - ФЕ) является чрезвычайно важным: именно ФЕ - богатейший источник сведений о культуре, стереотипах народного сознания, отражающих представления народа о морали, привычках, обрядах, своеобразии окружающего мира.
Все ФЕ так или иначе отражают какую-либо сферу жизни человека и ценности. Среди таковых труд, деньги, отдых, семейная жизнь, дружба, дом и т.д. Ценности, являясь особыми типами мировоззренческой ориентации людей, компрессированно выражают представления народа о мире в ходе освоения действительности, выступают в качестве ориентиров в процессе познания действительности.
Наше внимание обращено на ФЕ русского языка, а именно на фразеологизмы, пословицы и поговорки, в которых отражаются не только самые актуальные сферы жизни человека, но и вместе с тем самые важные ценности и жизненные ориентиры человека [1-4] - труд (работа, дело), отдых (в пословицах, поговорках и фразеологизмах -безделье), здоровье человека, семейная жизнь и дом. Эти сферы жизни человека объединены наличием признаков деятельности. «Человеческая деятельность, - как пишет С.Л. Франк, - руководствуется ... или стремлением к каким-либо объективным ценностям, или же мотивами субъективного порядка, т.е. влечением удовлетворить личные потребности, свои и чужие»1. Деятельность человека как высшего существа признаётся интегрирующим началом всех ценностных предпочтений человека в аксиологическом аспекте изучения фразеологизмов в связи с тем, что деятельность рассматривается в качестве разного рода активности человека «сознающего»: физической, умственной, речевой и др.: брать быка за рога; строить воздушные замки; играть в бирюльки; точить лясы; вертеться как белка в колесе и т.д. Активность выражается в труде, в отдыхе, в создании и семейной, и домашней жизни, сохранении
1 Франк С.Л. Этика нигилизма // Вехи: Сб. статей о русской интеллигенции. Репринтное воспроизведение издания 1909 г. М: 1990. С.182.
здоровья. Категория деятельности объединяет во фразеосемантическое поле (далее ФСП) ФЕ, в которых актуализируются темы труда и отдыха человека, его здоровья, семьи и дома. Изучение данных ценностей, отражённых во фразеологизмах, даёт ключ к объяснению представителям иных, нежели русская, культур, основ мировоззрения нашего народа, а также глубинных мотивов поведения, как отдельного человека, так и русской нации в целом.
Все ФЕ объединены в тематические группы, которые, в свою очередь, и составляют аксиологические фразеологические диады. Аксиологические фразеологические диады представляют собой единство двух блоков, в основе которых лежит оппозиция: один из них включает ФЕ с семантикой, коррелирующей с конвенциональными ценностями, а другой - ФЕ, семантика которых коррелирует с конвенциональными антиценностями: «Труд-Отдых»;
«Здоровье-Болезнь»; «Семья-Одиночество»; «Дом-Бездомность». Понятие аксиологической фразеологической диады (Г.А. Багаутдинова, Л.К. Байрамова) является наиболее уместным для выражения противоположных ценностей средствами фразеологии. Ценности и антиценности присуще свойство амбивалентности, которое, как пишет А.В. Пет-ровский2, «коренится в неоднозначности отношения человека к окружающему, в противоречивости системы ценностей, что находит отражение во фразеологии. Бинарная оппозиция -универсальное средство познания мира, отражающее осмысление человеком фрагментов окружающей действительности (В.В. Красных, Т.М. Николаева, К. Леви-Стросс).
Все ценности связаны друг с другом в сознании человека, в практике жизни и деятельности. Ведущей формой деятельности выступает труд. Среди всех способов достижения человеком социальной значимости труд занимает приоритетное положение, так как основой всей жизни
2 Петровский А.В. Амбивалентность // БСЭ.- 3-е изд.- Т.1.- 1970.-С.507.