Научная статья на тему 'Декоративно-прикладное творчество в структуре культурного пространства'

Декоративно-прикладное творчество в структуре культурного пространства Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1115
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРОСТРАНСТВО КУЛЬТУРЫ / APPLIED AND DECORATIVE ART / PRAGMATIC METHOD / CULTURE FIELD

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сергеева Ольга Леонидовна

Рассматривается декоративно-прикладное творчество с точки зрения деятельностного подхода. Дано новое определение декоративно-прикладного творчества и выявлено его место в структуре пространства культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DECORATIVE-APPLIED CREATIVITY IN THE STRUCTURE OF THE CULTURAL SPACE

In the article Applied and Decorative Art considered with pragmatic method point of view. The new determination of Applied and Decorative Art is given. The place of Applied and Decorative Art in culture field is found.

Текст научной работы на тему «Декоративно-прикладное творчество в структуре культурного пространства»

УДК 745/749

О. Л. Сергеева

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО В СТРУКТУРЕ КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА

Рассматривается декоративно-прикладное творчество с точки зрения деятельностного подхода. Дано новое определение декоративно-прикладного творчества и выявлено его место в структуре пространства культуры. Ключевые слова: декоративно-прикладное творчество, деятельностный подход, пространство культуры

In the article Applied and Decorative Art considered with pragmatic method point of view. The new determination ofApplied and Decorative Art is given. The place of Applied and Decorative Art in culture field is found.

Keywords: Applied and Decorative Art, pragmatic method, culture field

Декоративно-прикладное творчество (ДПТ) сопровождает человека на протяжении всей его жизни, а человечество - на протяжении всей его истории. С помощью предметов ДПТ человек создает комфортную для себя материальную среду, неповторимую по локальным, национальным особенностям, региональным, стилевым, семантическим, временным признакам. Декоративно-прикладное творчество - не только полноправная, но более того - одна из основных частей пространства культуры, формирующая повседневность.

Из множества определений культуры в качестве базового для нашего исследования было выбрано данное М. Херсковицем: «культура - сотворенная человеком часть окружающей среды» [4]. Несмотря на всю его внешнюю простоту, оно полностью охватывает объект исследования -группу предметов ДПТ и указывает на отличие человеческой деятельности от деятельности животных. Действительно, желание украшать свое жилище присуще уже высокоразвитым представителям животного мира. Вспомним сорок, которые приносят в свои гнезда блестящие предметы. Но только человек изготавливает их сам. Более того, человек выделился из окружающей его природной среды именно благодаря сотворению своего предметного мира.

Несмотря на присутствие группы предметов ДПТ во всех сферах жизни, она на удивление мало изучена по сравнению с другими предметами искусства, в частности, с живописью. Так, анализ статей в профильных журналах («Живая старина», «Искусство», «Юный художник», «Мир музея», «Народное творчество», украинских - «Родовід», «Образотворче мистецтво», «Мистецькі студії» и др.) показывает, что ей посвящено не более 2-5 % публикаций. За все время издано всего два обобщающих исследования по истории ДПТ (на русском языке). Это «История декоративно-прикладного искусства» Анри де Морана (пер. с фр.; 1982 г.) и Л. В. Фокиной (2009 г.) [2; 7]. В периодике при обращении к декоративно-прикладному искусству встречаются исключительно технологический (описание процесса

изготовления) или персоналистский (характеристика творчества конкретного мастера) подходы. Предпринимаются также единичные попытки дать характеристику развития ДПТ в целом на протяжении короткого отрезка времени, например в послепере-строечный период, что приближается к историческому подходу в изучении декоративно-прикладного творчества. Монографии и иллюстрированные альбомы в подавляющем большинстве отражают этнографический подход, что оправдано, поскольку ДПТ каждой локальной культуры обладает яркими стилевыми признаками. Названные издания, посвященные музейным коллекциям, также включают репродукции предметов декоративно-прикладного искусства, которые систематизированы с учетом стилевого подхода, но являются отражением «больших стилей», господствовавших в Европе (преимущественно готики, барокко, рококо, модерна), и, как правило, служат лишь дополнением к произведениям живописи.

Таким образом, группа предметов декоративно-прикладного творчества не исследована в своей целостности и оказалась раздробленной, что обусловлено различными несистематизированными подходами к ее изучению. Также не выявлено место этой группы предметов искусства в пространстве культуры. В настоящей статье сделана попытка восполнить имеющийся пробел.

Если рассматривать мир культуры как комплекс двух составляющих: вещного мир вне человека и внутреннего мира самого человека [7], то ДПТ целиком и полностью принадлежит первой.

При определении декоративно-прикладного творчества до сих пор в литературе встречался исключительно функциональный подход, трактующий ДПТ как изделия «для красоты и пользы», указывая на их эстетическую и утилитарную функции. Более развернутое определение ДПТ, указывающее на те же функции, таково: предметом декоративно-прикладного творчества является

продукт творческого труда его создателя, направленный на удовлетворение утилитарных потребностей индивида и обладающий эстетическими свойствами, выраженными более или менее ярко.

74

Поскольку в качестве базового основания в исследовании нами был избран деятельностный подход, предложено следующее определение. Декоративно-прикладное творчество - это группа материальных предметов, искусственно созданная человеком и данная ему преимущественно в его тактильных ощущениях, направленная по своему назначению прежде всего на удовлетворение потребностей тела. Таким образом, семантическая, трансляционная, маркирующая и другие функции по-прежнему остаются за пределами обоих определений.

Причиной смещения интереса в сторону утилитарной составляющей ДПТ является ее неизучен-ность по сравнению с орнаментом. Интерес к орнаменту и рассмотрение его в отрыве от формы предмета в целостности с его утилитарным назначением был заложен в середине XIX в. Д. Антоновичем, указывая на ДПТ как на отдельную область повседневной культуры, как ответвление пластических искусств, хотя само изделие может иметь даже «пар-тацкий», т. е. антихудожественный вид: «Когда мы ведем речь о прикладном искусстве вообще, а не только об орнаменте, то тем самым сужаем тему изложения, потому что предмет декоративноприкладного искусства может не иметь орнамента вовсе, а являться художественным произведением только благодаря своей форме или цвету. <...> собственно орнамент, которым оформлено изделие утилитарного использования, принадлежит к области искусства, независимо от того, является ли оно произведением ручного ремесла или фабричной <. > продукции» [10, с. 385]. Поскольку во время научной деятельности Д. Антоновича границы между дисциплинами этнографии и культуры точно не были установлены (и такое положение во многом сохраняется до сих пор), «. сами предметы прикладного назначения дозволено оставить в ведении этнографов, а в области культуры бросить хотя бы беглый взгляд на оформление предметов прикладного искусства, которое само по себе принадлежит к искусству, т. е. на орнамент» (перевод мой. - О. С.) [Там же]. В пояснении к переводу следует отметить, что в украинском языке нет термина декоративноприкладное творчество, поэтому было использовано слово искусство.

На сегодняшний день область декоративноприкладного творчества так и осталась расколотой на два направления: его эстетическая составляющая, представленная декором, изучена полнее, поскольку соотносима с собственно искусством, а его утилитарная составляющая малоизучена. Обращение к утилитарному вектору ДПТ составляет лакуну культурологии, которая в некоторой мере может быть заполнена благодаря применению деятельностного подхода к изучению этой предметной груп-

пы. Исходя из предложенного нами определения, следует отметить два момента.

Первое - примат формы над декором, выраженный в определенном преимуществе тактильных ощущений над остальными, в первую очередь зрительными, в значительно меньшей степени - слуховыми, в минимальной - обонятельными и вкусовыми. Деятельностный подход поворачивает нас лицом к материальному носителю орнамента, воспринимаемому в большинстве случаев зрительно. Оставшиеся «за кадром» семантическая, маркировочная, транслирующая функции ДПТ зачастую соотносимы с декором, а не с функциональностью вещи.

При опоре на утилитарную составляющую предмета ДПТ высветляется разница между, с одной стороны, гобеленом, ковром, фреской и с другой - картиной, живописным полотном, которое также вешается на стену. Ранее эта граница проводилась исследователями [5; 6; 8; 9] интуитивно, живопись относили к «чистому» искусству, а гобелены, ковры и фрески - к прикладному. Водораздел проходит по прикладному назначению носителя красочного слоя. Утилитарная функция стены -отделение пространства жилища с целью создания внутри него более комфортного для человека микроклимата. Гобелен и ковер создают дополнительный комфорт уюта при прикосновении к ним. Таким образом, если зрительные ощущения ставят фреску, гобелен, ковер и живописное полотно в один ряд, то примат тактильных ощущений разделяет их в две группы, четче очерчивая границу предметов, выделяемых в ДПТ.

Второй момент - расширение временной границы бытования такой предметной группы, как ДПТ. Принято считать, что временем ее появления явилась эпоха неолита. Примат утилитарной функции над эстетической продвигает в прошлое бытование ДПТ до палеолита. Назначение предметов, используемых человеком в неолите и позже, ретроспективно можно продлить до палеолита, времени выделения человека из животного мира.

При обосновании топологического места изделия декоративно-прикладного творчества в пространстве культуры мы исходим из противопоставления его продукту потребления и орудию труда. Таким образом, выделяются три взаимно отделенных множества: «Произведение в отличие от продукта (потребления), предназначенного, чтобы исчезнуть, или от орудия (труда), могущего работать в любых умелых руках, есть отстраненное от человека и воплощенное в плоть полотна, звуков, красок, камня собственное бытие человека, его определенность как этого единственного, неповторимого индивида» [4, с. 39]. Как видим, области предметного мира, выделенные коллективом исследователей под руководством К. Э. Разлогова,

75

перечислены в назывном порядке и не прослежены взаимосвязи между ними.

ДПТ представляет собой особую область, которая находится на пересечении трех обозначенных множеств: произведений искусства, продуктов потребления и орудий. Утилитарная составляющая изделия ДПТ делает его продуктом потребления и одновременно орудием хозяйственного процесса. Эстетическая составляющая - произведением искусства и также продуктом потребления, особенно если предмет ДПТ выставлен на продажу. Эстетические свойства предмета повышают его конкурентоспособность на рынке.

Три взаимопересекающиеся множества: орудия (труда), продукты (потребления) и предметы (искусства) с областью ДПТ в месте их наложения можно представить в системе координат (см. рис.), выраженные двумя разнонаправленными векторами: функциями утилитарности и эстетизации.

Рис. Место ДПТ в пространстве культуры

Наконец, следует отметить, что в традиции отечественного искусствоведения в группе утилитарных предметов принято различать изделия высокохудожественные (ДНИ) и с пониженными эстетическими качествами - «кустарные», «ремесленнические» (ДПТ). Таким образом, под термином творчество понимается не только процесс труда, но и продукт труда. Искусствоведы, культурологи и сами мастера-прикладники постоянно озабочены поиском точки «ноль» на шкале «утилитарное - эстетическое», за пределами которой продукт творческого труда, изделие можно будет отнести к предметам искусства или только к предметам творчества. Деятельностный подход позволяет объединить эти две группы в одну и рассматривать в целостности.

Также благодаря деятельностному подходу ДПТ становится объектом круга дисциплин о культуре (культурологии и искусствоведения) и позволяет поставить внимание к форме на один уровень с изучением орнамента, красочного изображения или иных способов декорировки, относимых ранее к области искусства.

Таким образом, деятельностный подход выявлен как один из наиболее продуктивных при определении места группы ДПТ в системе культуры, что позволяет увеличить круг предметов, включаемых в эту группу, и расширить в историческом плане время ее бытования. Внутри же самой группы предметов декоративно-прикладного творчества для ее систематизации равноценно используются следующие подходы: технологический, сырьевой, персоналистский и стилевой, который распадается на этнографический и собственно стилевой - первый соответствует народной, крестьянской культуре, второй - городской.

1. Каган, М. С. Философия культуры: учеб. пособие / М. С. Каган. - СПб., 1996. - 270 с.

2. Моран, Анри де. История декоративно-прикладного искусства / Анри де Моран; пер с фр. - М.: Искусство, 1982. -577 с., ил.

3. Основные подходы к определению культуры [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

ЬИр://ки11шо7пате.ги/?%гогк=ііор_роііЬоіі

4. Теоретическая культурология / гл. ред. серии К. Э. Разлогов. - М.: Академ. проект; Екатеринбург: Деловая кн.: РИК, 2005. - 624 с. - ( Энцикл. культурологии).

5. Титов, В. И. Теория и история декоративно-прикладного творчества: конспекты лекций. Ч. 1 / В. И. Титов; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - Челябинск, 2003. - 129 с.

6. Урал социалистический: 5-я зональная художеств. выст. (репр.) / сост. И. Л. Туржанская; авт. вступ. ст. Б. В. Павловский. - Л.: Худож. РСФСР, 1982.

7. Фокина, Л. В. История декоративно-прикладного искусства: учеб. пособие / Л. В. Фокина. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 239, [2] с.: ил., [16] л. ил.

8. Хоруженко, К. М. Культурология: энцикл. слов. / К. М. Хоруженко. - Ростов н/Д: Феникс, 1997. - 640 с.

9. Історія української культури / за загальною ред. І. Крип’якевча. - К.: Либідь, 1994. - 656 с.; іл.

10. Українська культура: Лекції за редакцією Дмитра Антоновича / упор. С. В. Ульяновська. - К.: Либідь, 1993. - 592 с.; іл. («Пам’ятки історичної думки України»).

Сдано 30.04.2012

76

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.