Научная статья на тему 'Декоративно-прикладное искусство в системе дополнительного образования как средство приобщения учащихся к национальной культуре'

Декоративно-прикладное искусство в системе дополнительного образования как средство приобщения учащихся к национальной культуре Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3718
341
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буровкина Людмила Александровна

The article is devoted to making pupils join national culture by studying and reviving art creativity. Presently education is orientated to upbringing a person of culture that is why revival of people's cultural values is necessary.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Decorative and applied arts in the system of supplementary education as a way to make pupils join national culture

The article is devoted to making pupils join national culture by studying and reviving art creativity. Presently education is orientated to upbringing a person of culture that is why revival of people's cultural values is necessary.

Текст научной работы на тему «Декоративно-прикладное искусство в системе дополнительного образования как средство приобщения учащихся к национальной культуре»

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ УЧАЩИХСЯ К НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ Л.А. Буровкина

Burovkina L.A. Decorative and applied arts in the system of supplementary education as a way to make pupils join national culture. The article is devoted to making pupils join national culture by studying and reviving art creativity. Presently education is orientated to upbringing a person of culture that is why revival of people’s cultural values is necessary.

На сегодняшний день социально-экономические и политические изменения в России вызвали необходимость решения целого ряда сложных проблем в системе эстетического воспитания, касающихся детей и подростков.

Сегодня становится очевидным, что культура России - страны огромной территории, неоднородной природной среды, сложной социальной структуры, неоднородна и многообразна. По мнению Дж. Мердока:

а) культура передается посредством научения ...;

б) культура прививается воспитанием. Все животные способны к научению, но лишь человек передает приобретенные привычки своему потомству;

в) культура социальна. Культурные привычки сохраняются во времени благодаря тому, что они социальны, и сохраняют свое относительное единообразие под воздействием социальных факторов [1].

Культура всегда связана с прошлым, настоящим и будущим, и поэтому она подразумевает сохранение предшествующего духовного опыта, «коллективной памяти», непрерывность нравственной и интеллектуальной жизни людей. По мнению

Ю.М. Лотмана: «Эта коллективная память запечатлевает любимые у каждого народа (культуры), повторяющиеся из века в век идеи и образы, сквозные мотивы поведения и типы мышления, устойчивые комплексы представлений и переживаний, которые в совокупности создают общую внеисториче-скую толику, построенную на минимальном количестве культурных констант» [2].

Каждый народ через искусство создает свой образ мира, образ, обладающий внутренней цельностью и нравственной, духов-

ной устойчивостью на протяжении долгих времен. «Культура поставляет нам связующее звено между тем, чем люди могут стать благодаря врожденным способностям, и тем, чем они, один за другим, становятся на самом деле. Стать человеком - значит обрести индивидуальность, и мы обретаем эту индивидуальность, руководствуясь культурными моделями, исторически сложившимися системами значений, с точки зрения которых мы придаем форму, порядок, смысл и направление нашей жизни» [3].

Действующая школьная система не обеспечивает в полной мере культурнообразовательных потребностей детей в силу стандартизированных форм организации образовательного процесса. Кроме этого, несмотря на то, что во многих учреждениях дополнительного образования ведется работа по изучению и возрождению народных художественных ремесел, к сожалению, этот процесс часто проходит стихийно, без опоры на культурно-исторический опыт народа.

Поэтому в сложившихся условиях дополнительное образование детей и подростков выступает социально значимым фактором, обеспечивающим учащимся дополнительные возможности для духовного, интеллектуального, физического развития, эстетического обогащения в разнообразной творческой деятельности в свободное от уроков время.

Развитие системы дополнительного образования детей в настоящее время вступает в качественно новый период, т. к. она направлена на обеспечение развития дополнительного образования детей не только в учреждениях дополнительного образования, а и в условиях общеобразовательных учреждений (школы, гимназии, лицеи, колледжи).

В положениях Закона Российской Федерации «Об образовании» - «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», «Программы развития воспитания в системе образования на 20022005 годы», особое внимание уделяется усилению активизации сотрудничества учреждений дополнительного образования детей с общеобразовательными учреждениями для повышения эффективности творческой деятельности учащихся на основе принципов сотрудничества, сотворчества и осуществления, таким образом, непрерывности в образовании [4].

Занятия в системе дополнительного образования детей способствуют развитию способностей и интересов социального и профессионального самоопределения учащихся, дают возможность заниматься художественным и техническим творчеством, исследовательской работой, предполагают реализацию следующих условий:

- свободный выбор учащимися видов и сфер деятельности;

- ориентироваться на личностные интересы, потребности, индивидуальные способности;

- свободное самоопределение, самореализацию возможностей ребенка;

- формирование единого социокультурного пространства: сочетание, интеграция образовательных программ;

- решать проблему социальной адаптации и профессионального самоопределения учащегося;

- осуществлять организацию сотрудничества детей и взрослых в дополнительном образовании в соответствии с современными теориями личностно-ориентированного образования;

- создание максимальных условий для освоения учащимися духовных и культурных ценностей, воспитания уважения к истории и культуре своего и других народов;

- развитие индивидуальных способностей, которые не всегда востребованы основным образованием;

- компенсировать отсутствие в основном образовании тех или иных дисциплин и курсов, которые необходимы учащимся для определения индивидуального образовательного пути.

Занятия в системе дополнительного образования расширяют культурное пространство ребенка и проводятся с учетом регионального компонента государственного образовательного стандарта. Знакомство ребенка с ценностями культуры происходит с учетом его личных интересов, национальных особенностей, традиций его микросоциума. Ребенок - это личность, тысячами нитей связанная со своим временем, со своей ближней и дальней средой, с народом, к которому он принадлежит, с человечеством. Это индивидуальность со своим видением мира, места человека в этом мире, со своей целостной, единой внутренней жизнью.

Важным средством для реализации вышеперечисленных условий и потребностей является обучение детей изобразительному и декоративно-прикладному искусству. Потребность ребенка в художественном творчестве - это потребность самореализации, которая под влиянием благоприятных обстоятельств не может не творить. Эта потребность становится непреодолимой, где происходит самовыражение и самореализация ребенка.

Организация художественно-творческой деятельности школьников, их эстетическое воспитание на традиционных видах народного искусства - наиболее эффективная форма приобщения детей к национальной культуре нашего народа. Каждый народ через искусство создает свой образ мира, образ, обладающий внутренней цельностью и нравственной, духовной устойчивостью на протяжении долгих времен. «Напрасно мы хотим выдумать воспитание, - писал

К.Д. Ушинский, - воспитание существует в русском народе столь же веков, сколько существует сам народ - с ним родилось, с ним выросло, отразило в себе всю его историю, все его лучшие качества. Эта почва, из которой вырастают новые поколения России, сменяя одно другим. Ее можно удобрить, улучшить, приноровившись к ней самой, к ее требованиям, силам, недостаткам» [5].

В процессе обучения декоративно-прикладному искусству учащиеся не только приобретают знания, активно включаются в творческую деятельность, но и приобщаются к эстетической культуре.

Одним из путей совершенствования средств эстетического воспитания является

использование регионального компонента. Регион в данном случае осмысливается не только и не столько как экономическая, территориальная, социальная, но в первую очередь как культурная общность. М.Г. Гано-польский, например, утверждает, что «...регион - это не синоним территории, а культурное пространство.» [6]. Использование регионального народного декоративноприкладного искусства в учебно-воспитательном процессе помогает решать задачи идейно-нравственного, патриотического, эстетического воспитания, развития познавательных интересов, обучению на конкретном жизненном материале, исследованию художественной культуры региона, сформировать собственную ценностную позицию.

Непреходящая ценность памятников истории и культуры, воплощенной в материальной и духовной деятельности человека, что является богатейшим художественным наследием, художественно-образной моделью мира, в которой отражается человек, общество, природа.

Приобщение учащихся к культурным ценностям своего народа позволяет гармонично сочетать национальные и общечеловеческие ценности.

Сущность педагогических задач, присущих обучению изобразительной грамоте в системе дополнительного образования, заключается в следующем:

- повышение роли идейно-нравственного, художественного, эстетического воспитания средствами искусства;

- развитие художественных и творческих способностей, образного мышления учащихся;

- развитие художественного восприятия, эстетических чувств;

- формирование творческого подхода к художественно-практической деятельности.

Обучение учащихся декоративно-прикладному искусству является важным фактором эстетического воспитания и формирования их познавательных интересов, ориентированных на изучение художественной культуры региона.

Эстетической ценностью для учащихся является изучение природы собственного региона, оказывающей особое влияние на художественное творчество народных мастеров, профессиональных художников. Следуя

лучшим традициям национального декоративно-прикладного искусства, профессиональные художники, на основе наблюдаемых и изучаемых объектов флоры и фауны, создают оригинальные орнаментальные мотивы, применяемые в современном декоративноприкладном искусстве.

Народное творчество является одним из ярких проявлений духовной близости человека и природы.

В народном декоративно-прикладном искусстве эта близость олицетворяется наиболее наглядно при помощи отражения в нем природных форм и использования природных материалов. Созданные народными мастерами из глины, дерева, шерсти, льна, бисера и стекляруса, кожи произведения декоративно-прикладного искусства выявляют их природную красоту и богатство, дают возможность познания природы не только в созерцании, но и в труде. В этом важнейшее значение и ценнейшее качество народного декоративно-прикладного искусства для духовной жизни современного человека.

Богатство и чистота духовного мира, отразившегося в творчестве народных мастеров, является общественной эстетической ценностью, соединяющей в себе общечеловеческие, национальные и региональные особенности.

Народное декоративно-прикладное искусство, рождающееся на основе слитного материально-духовного производства, заключает в себе такие культурно-художественные качества, как поэтичность и декоративность.

Осуществление системы дополнительного образования в общеобразовательных школах содействует сохранению и развитию единого образовательного пространства в Российской Федерации на основе содержания художественного образования и эстетического воспитания личности школьника и на основе толерантности в условиях многонациональной России.

Личность, воспитанная на традициях народного искусства и культуры, способна понять и почувствовать всечеловечность образов народного творчества как основы культурной коммуникации людей разных национальностей и исторических эпох в едином культурном пространстве. Культурное пространство включает в себя все специфиче-

ские черты человеческой деятельности. Вся человеческая культура может быть понята как деятельность по организации пространства. Вся деятельность людей включается в культурное пространство, где идет создание данного культурного пространства, которое оказывает воздействие на формирование человеческой личности.

Приближение учащихся к народному творчеству на занятиях декоративно-прикладным искусством в учреждениях дополнительного образования позволяет восстановить преемственность в развитии отечественной культуры, понять ее место в мировой культуре, найти современные технологии в решении нынешних социально-исторических, экологических, нравственных, эстетических и других проблем.

1. Мердок П.Д. // Антология исследования культуры. СПб., 1997. Т. 1. Интерпретация культуры. С. 50.

2. Лотман Ю.М. // Языки культуры и проблемы современности. М., 1987. С. 4.

3. ГирцК. Интерпретация культур. М., 2004. С. 65.

4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года от 11 февраля 2002 г. № 393, принята распоряжением Правительства Российской Федерации 29 декабря 2001 г. № 1756-р.

5. Лордкипанидзе Д. О. Педагогическое учение К.Д. Ушинского. М., 1950. С. 111.

6. Ганополъский М.Г. Региональный этнос: истоки, становление, развитие. Тюмень, 1998. С. 11.

Поступила в редакцию 5.06.2007 г.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК ОДНО ИЗ ВАЖНЕЙШИХ СРЕДСТВ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Т.К. Гостилович

Gostilovich T.K. Fine art and children’s artistic creativity as one of the major means of development of creative thinking among primary schoolchildren. The article is devoted to the development of creative thinking among the children of primary school age in the process of a child’s artistic and creative activity and the stimulation of this activity by means of development the skills to perceive and understand works of art. Teacher’s role in this process is considered.

Современному обществу необходима система интеллектуального и психологического развития, формирующая в личности устойчивые компоненты творческого стиля мышления. Основная особенность такого стиля мышления - умение анализировать любые проблемы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить для них решения на уровне идеальных, прогнозировать возможные варианты развития таких решений и т. д. Личность с таким стилем мышления не только готова к постоянным изменениям в технологиях, но, наоборот, рассматривает их как возможность получить жизненно необходимое моральное удовлетворение от решения возникающих интеллектуальных задач.

Для развития у детей творческого мышления возникает необходимость воздейство-

вать на их творческую деятельность, чтобы повысить ее эффективность. Еще древнегреческие философы стремились в своих системах обучения применять методы, которые развивали бы в учениках творческое мышление.

Развитие творческого мышления у младших школьников на уроках изобразительного искусства опирается на широкий круг творческой деятельности ребенка. Успех здесь может быть обеспечен лишь тогда, когда учащийся наряду с самостоятельной изобразительной деятельностью учится воспринимать произведения искусства, такие как живопись, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство, дизайн и т. д.

Изобразительное искусство с древности являлось одним из универсальных способов конкретно-чувственного выражения духовного опыта, прежде всего эстетического. Со-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.