Научная статья на тему 'ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО, КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ КУЛЬТУРЫ РОССИИ'

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО, КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ КУЛЬТУРЫ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
57
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
народное искусство / культура / художественный вкус / духовное развитие человека / творческий потенциал личности / folk art / culture / artistic taste / spiritual development of person / creative potential of person

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Белега Л.А., Кравченко Т.Е.

В данной статье рассматривается проблема роль декоративно-прикладного искусства в жизни человека, объясняется, что оно является неотъемлемой и очень значимой частью национальной художественной культуры. Был сделан вывод, что декоративно-прикладное искусство является источником творческой деятельности, развития творческого потенциала личности. Художественные достоинства произведений, тщательная выверенность форм и содержания орнаментальных композиций заставляет нас постоянно искать и находить в ДПИ яркие и доступные образы для применения их в практике эстетического и нравственного формирования личности. главным инструментом сохранения и развития народных промыслов, как части традиционной народной культуры является преемственность, основанная на передаче опыта непосредственно от одного поколения к другому, из рук в руки. Именно это является наиболее важным в сохранении традиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Белега Л.А., Кравченко Т.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DECORATIVE AND APPLIED ART AS INTEGRAL PART OF RUSSIAN CULTURE

This article examines the problem of the role of decorative and applied art in human life, explains that it is an integral and very significant part of the national artistic culture. It was concluded that decorative and applied art is a source of creative activity, the development of the creative potential of the individual. The artistic merits of the works, the careful verification of the forms and content of ornamental compositions forces us to constantly search and find bright and accessible images in the DPI for their application in the practice of aesthetic and moral formation of personality. the main tool for the preservation and development of folk crafts as part of traditional folk culture is continuity, based on the transfer of experience directly from one generation to another, from hand to hand. This is what is most important in preserving traditions.

Текст научной работы на тему «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО, КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ КУЛЬТУРЫ РОССИИ»

УДК 7 Белега Л.А., Кравченко Т.Е.

Белега Л.А.

магистрант 2 курса факультета Гуманитарного образования Краснодарский государственный институт культуры (г. Краснодар, Россия)

Научный руководитель: Кравченко Т.Е.

кандидат экономических наук, доцент кафедры социально-культурной деятельности факультета гуманитарного образования Краснодарский государственный институт культуры (г. Краснодар, Россия)

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО, КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ КУЛЬТУРЫ РОССИИ

Аннотация: в данной статье рассматривается проблема роль декоративно-прикладного искусства в жизни человека, объясняется, что оно является неотъемлемой и очень значимой частью национальной художественной культуры. Был сделан вывод, что декоративно-прикладное искусство является источником творческой деятельности, развития творческого потенциала личности. Художественные достоинства произведений, тщательная выверенность форм и содержания орнаментальных композиций заставляет нас постоянно искать и находить в ДПИяркие и доступные образы для применения их в практике эстетического и нравственного формирования личности. главным инструментом сохранения и развития народных промыслов, как части традиционной народной культуры является преемственность, основанная на передаче опыта непосредственно от одного поколения к другому, из рук в руки. Именно это является наиболее важным в сохранении традиций.

Ключевые слова: народное искусство, культура, художественный вкус, духовное развитие человека, творческий потенциал личности.

Народное искусство всегда было ценной и значимой частью национальной художественной культуры. Именно оно формирует самобытное и, в то же время, узнаваемое «лицо» каждого народа. В народном искусстве обобщены исторически сформировавшиеся представления народа об окружающем его мире и его символах, о привычных нормах поведения и духовных ценностях.

Отличительной чертой культуры России является не только многообразие форм декоративно-прикладного искусства, но также и их широкий географический размах. Поэтому большинство направлений декоративно-прикладного искусства известны, зачастую, по их географическим локациям.

Так, визитной карточкой Вологодской, Ивановской, Тверской и Костромской областей являются набивные ткани или отдельные текстильные изделия, в частности шали и платки — неотъемлемая часть женского русского национального костюма. Не будет преувеличением сказать, что мировую славу сегодня имеют Павлово-Посадские платки и шали, производимые в Московской области.

Среди центров российского косторезного искусства известны Холмогоры (Архангельская область) и Тобольск (Красноярский край).

Сосредоточением камнерезного искусства в России является Урал — Пермский край и Свердловская область. На протяжении столетий здесь развивается и совершенствуется декоративная обработка камня, изделия из которого не только используются в быту, но и предназначаются для украшения фасадов зданий и их интерьеров.

Эмоциональность, поэтическая образность этого искусства близки, понятны и дороги людям. Как всякое большое искусство, оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в жизнь и культуру нашего народа, благотворно влияет на формирование человека будущего. Художественные произведения,

созданные народными мастерами, всегда отражают любовь к родному краю, умение видеть и понимать окружающий мир.

Народное декоративно-прикладное искусство - одно из средств эстетического воспитания - помогает формировать художественный вкус, учит детей видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Народное искусство является национальным по содержанию, поэтому способно активно воздействовать на духовное развитие человека, на формирование патриотических чувств у ребёнка.

Декоративно-прикладное искусство уходит своими корнями в глубь веков. Человек создавал эстетически ценные предметы на всем протяжении своего развития, отражая в них материальные и духовные интересы, поэтому произведения декоративно-прикладного искусства неотделимы от того времени, когда они были созданы. В основном своем значении термин "декоративно-прикладное искусство" обозначает оформление бытовых предметов, окружающих человека всю жизнь: мебели, ткани, оружия, посуды, украшений, одежды - т.е. всего того, что образует среду, с которой он ежедневно соприкасается. Все вещи, которыми пользуется человек, должны быть не только удобны и практичны, но и красивы. Данное понятие сформировалось в человеческой культуре не сразу. Первоначально то, что окружает человека в повседневной жизни, не воспринималось как имеющее эстетическую ценность, хотя красивые вещи окружали человека всегда. Еще в каменном веке предметы быта и оружие украшались орнаментами и насечками, чуть позже появились украшения из кости, дерева и металла, для работы стал использоваться самый разнообразный материал - глина и кожа, дерево и золото, стекло и волокна растений, когти и зубы животных. Роспись покрывала посуду и ткани, вышивкой украшали одежду, насечку и чеканку наносили на оружие и посуду, ювелирные украшения делали практически из любых материалов. Но человек не задумывался над тем, что привычные вещи, окружающие его всю жизнь, можно назвать искусством и выделить в отдельное течение. Но уже в эпоху Возрождения отношение к обыденным предметам стало меняться. Это было

вызвано пробуждением интересов людей к прошлому, связанному с возникшим тогда культом античности. Одновременно возник интерес к жилищу, как предмету, равноценному с точки зрения эстетической ценности другим предметам искусства. Наибольшего развития декоративно-прикладное искусство достигает в эпоху барокко и классицизма. Очень часто простая, практически удобная форма предмета скрывалась за изысканными украшениями - росписью, орнаментом, чеканкой.

Всё чаще произведения декоративно-прикладного искусства проникают в быт людей, создавая эстетически полноценную среду, определяющую творческий потенциал личности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. http://studbooks.net/576879/kulturologiya/zaklyuchenie;

2. https: //russia. rin.ru/guide/3/5. html;

3. https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=724523;

4. Каплан Н. И. Народное декоративно - прикладное искусство. М., 1980.;

5. Дон И. С. Декоративно-прикладное искусство: Историко-философская перспектива. М., 1998. Барабанов Н. И. Народное декоративно - прикладное искусство Восточных славян. М., .1980.

Belega L.A., Kravchenko T.E.

Belega L.A.

Krasnodar State Institute of Culture (Krasnodar, Russia)

Scientific advisor: Kravchenko T.E.

Krasnodar State Institute of Culture (Krasnodar, Russia)

DECORATIVE AND APPLIED ART AS INTEGRAL PART OF RUSSIAN CULTURE

Abstract: this article examines the problem of the role of decorative and applied art in human life, explains that it is an integral and very significant part of the national artistic culture. It was concluded that decorative and applied art is a source of creative activity, the development of the creative potential of the individual. The artistic merits of the works, the careful verification of the forms and content of ornamental compositions forces us to constantly search and find bright and accessible images in the DPIfor their application in the practice of aesthetic and moral formation of personality. the main tool for the preservation and development offolk crafts as part of traditional folk culture is continuity, based on the transfer of experience directly from one generation to another, from hand to hand. This is what is most important in preserving traditions.

Keywords: folk art, culture, artistic taste, spiritual development of person, creative potential ofperson.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.