Научная статья на тему 'ДЕКОРАТИВНАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ НАТУРНОГО МАТЕРИАЛА В ТВОРЧЕСКИХ КОМПОЗИЦИЯХ СТУДЕНТОВ КРЫМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И ТУРИЗМА (НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ "ДИЗАЙН")'

ДЕКОРАТИВНАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ НАТУРНОГО МАТЕРИАЛА В ТВОРЧЕСКИХ КОМПОЗИЦИЯХ СТУДЕНТОВ КРЫМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И ТУРИЗМА (НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ "ДИЗАЙН") Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
79
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО / ДИЗАЙН / КОМПОЗИЦИЯ / ИНТЕРПРЕТАЦИЯ / ФОРМООБРАЗОВАНИЕ / ТВОРЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Котляревская Н.В., Пунтус Е.Ю., Русина С.В.

В статье излагаются основные приёмы интерпретации натурного материала в авторскую декоративную композицию. Изучены основополагающие факторы, влияющие на степень выразительности художественного образа и основные стилеобразующие приёмы, применяющиеся студентами в процессе изучения профильных дисциплин направления подготовки 54.03.01 Дизайн. Авторами обозначены основные этапы и приёмы, необходимые для успешного воплощения художественной идеи в материале, описаны варианты техник выполнения творческой композиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДЕКОРАТИВНАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ НАТУРНОГО МАТЕРИАЛА В ТВОРЧЕСКИХ КОМПОЗИЦИЯХ СТУДЕНТОВ КРЫМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И ТУРИЗМА (НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ "ДИЗАЙН")»

Пути совершенствования системы подготовки будущих художников

традиционного прикладного искусства

Котляревская Н.В., кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой дизайна ГБОУ ВО РК «Крымский университет культуры, искусств и туризма», 295017, Республика Крым, Симферополь, ул. Киевская, 39, e-mail: kotlarevskaya@mail.ru

Kotlyarevskaya N.V., candidate of pedagogical sciences, associate professor, head of the design department of the Crimean university of culture, arts and tourism, 295017, Republic of the Crimea, Simferopol, Kievskaya str., 39, email: chizh_katya@bk.ru

Пунтус Е.Ю., старший преподаватель кафедры дизайна ГБОУ ВО РК «Крымский университет культуры, искусств и туризма», 295017, Республика Крым, Симферополь, ул. Киевская, 39, e-mail: chizh_katya@bk.ru

Puntus E.Yu., senior lecturer of the design department of the Crimean university of culture, arts and tourism, 295017, Republic of the Crimea, Simferopol, Kievskaya str., 39, e-mail: chizh_katya@bk.ru

Русина С.В., старший преподаватель кафедры дизайна ГБОУ ВО РК «Крымский университет культуры, искусств и туризма», 295017, Республика Крым, Симферополь, ул. Киевская, 39, e-mail: yursvetlana@yandex. ua

Rusina S.V., senior lecturer of the design department of the Crimean university of culture, arts and tourism, 295017, Republic of the Crimea, Simferopol, Kievskaya str., 39, e-mail: yursvetlana@yandex.ua

Декоративная интерпретация натурного материала в творческих композициях студентов Крымского университета культуры, искусств и туризма (направление подготовки «Дизайн») Decorative interpretation of natural material in creative compositions of students of the Crimean university of culture, arts and tourism (direction of training «Design»)

Аннотация. В статье излагаются основные приёмы интерпретации натурного материала в авторскую декоративную композицию. Изучены основополагающие факторы, влияющие на степень выразительности художественного образа и основные стилеобразующие приёмы, применяющиеся студентами в процессе изучения профильных дисциплин направления подготовки 54.03.01 Дизайн. Авторами обозначены основные этапы и приёмы, необходимые для успешного воплощения художественной идеи в материале, описаны варианты техник выполнения творческой композиции.

Ключевые слова: декоративное искусство, дизайн, композиция, интерпретация, формообразование, творчество.

Abstract. The article outlines the main methods of interpreting of natural material in the author's decorative composition. The fundamental factors influencing the degree of expressiveness of the artistic image and the main style-forming techniques used by students in the process of studying the profile disciplines of the 54.03.01 Design direction of study were studied. The authors denoted the main stages and techniques necessary for the successful implementation of an artistic idea in the material, described options for performing creative composition techniques.

Keywords: decorative art, design, composition, interpretation, formation, creativity.

Обучение декоративному искусству - сложный процесс, во многом, связанный с переосмыслением впечатления от натурного материала и направленный на создание творческой композиции или функционального дизайнерского объекта. В этом процессе играют немаловажную роль основные стилеобразующие и формообразующие элементы декоративной композиции, такие как предмет, форма, пятно, фактор объёма. Понимание основ стилизации натурного материала является основополагающим в процессе обучения в Крымском университете культуры искусств и туризма. Учебные дисциплины «Выполнение проекта в материале», «Материаловедение» «Декоративная живопись», «Арт-дизайн» и «Цветоведение» включают выполнение творческих работ в различных техниках и способствуют исследованию данной проблемы в учебном процессе.

Важную роль в ходе создания творческой композиции играет трансформация натурного материала, базирующаяся на преобразовании студентом первоначального образа исходного объекта - к обобщённому, стилизованному, эстетически переосмысленному в рамках авторской интерпретации натурного материала. По мнению исследователей П.Г. Василенко и С.Н. Бегидова «Важнейшими показателями способностей к стилизации и декоративному рисованию являются: умение стилизовать и декоративно интерпретировать форму; мыслить ассоциативно, образами; умение цельно и гармонично выразить художественный образ средствами стилизованного рисования» [2, с. 35].

Такая трансформация имеет место в процессе развития у обучающегося декоративного видения, следствием которого является создание авторской композиции в различных техниках. Основополагающим фактором восприятия творческой композиции является художественное решение образа, которое можно определить авторской интерпретацией исходного натурного материала, степенью оригинальности воплощения основной идеи, применением профессиональных композиционных приёмов, владением общими принципами стилеобразующих приёмов и выделением основного элемента. Как отмечают А.И. Сухарев и К.А. Кравченко, «изобразительная деятельность представляет собой взаимосвязь процессов творческого

мышления и художественной практики, в которой практическая деятельность, выбор изобразительного материала, оказывают, в свою очередь, определенное воздействие и на мыслительную деятельность» [7, с. 271].

Для воплощения образного решения, существующего в воображении студента, необходимо переосмыслить исходный материал, придав ему новое содержание и художественную форму, наполненную декоративной цветовой передачей, ритмической организацией пространства, графическим силуэтом, тональным пятном, подчёркивающим общую задумку. Стилизованная трансформация натурного материала представляет собой процесс обобщения и выделения наиболее характерных признаков изображаемых объектов, при этом, основная задача - выявление специфических конструктивных, пропорциональных, цветовых свойств изображаемых объектов.

А.И. Сухарев и К.А. Кравченко отмечают, что стилизация может характеризоваться предельным упрощением и доведением предметов до языка символов, а может выполняться за счет усложнения формы и активного наполнения изображения декоративными элементами, если это созвучно замыслу композиции [7, с. 273]. В процессе создания авторских работ студенты ГБОУ ВО РК «Крымский университет культуры, искусств и туризма» развивают креативное мышление, композиционное восприятие натурного материала, способность к трансформации трёхмерных изображений - в плоскостные, обучаются применению декоративных и орнаментальных элементов.

Наиболее часто при организации пространства и формы предметов в декоративную композицию, студенты используют следующие приёмы:

- синтезирование и соединение элементов композиции в новом сочетании;

- комбинирование, создание образа из отдельных частей натурного

материала;

- выделение акцента (центра композиции);

- обобщение (условность) образов;

- упрощение элементов путём стилизации.

В композиции И. Левашова (рис. 1) нашли отображение несколько средств организации пространства и формы, способствующие реализации творческой идеи. При выполнении стилизации природного объекта - осьминога, выявляя Рис. 1. И.А. Левашов. Творческая наиболее характерные особенности моллюска, работа в стиле «пуантилизм». автор упростил его форму и силуэт, в Руководитель ст. преподаватель подготовительном рисунке проработал ЕЮ. Пунтус. разбивку на локальные цветовые пятна.

Композиция выполнена в стиле пуантилизм, что позволило средствами декоративных приемов перевести изображение осьминога в декоративную плоскость. Круги разного диаметра организуют пространство, формируя центр композиции, создавая вибрирующее переливание цвета на основном объекте.

На занятиях по дисциплинам «Декоративная живопись» и «Материаловедение» студенты развивают индивидуальные особенности восприятия, способствующие формированию авторского стиля, являющиеся основополагающим фактором для развития и становления студента как творческой личности. Для этого выполняется ряд композиционных поисков, в каждом из которых, апробируются различные решения размещения элементов в горизонтальном, вертикальном, квадратном формате, продумывается техника исполнения и материалы. В процессе работы над декоративной композицией соблюдается несколько этапов:

1. Выявление основных характерных качеств натурного материала.

2. Анализ объёмно-пространственной конструкции.

3. Перевод натурного материала в условную форму.

4. Стилизация элементов композиции.

5. Создание декоративно-образного решения.

6. Выполнение итогового решения в материале.

7. Оформление композиции.

Необходимо отметить ещё ряд приёмов, способствующих усилению декоративных качеств композиции и выявлению большей выразительности: оверлеппинг, членение плоскости на части, введение орнаментальных мотивов, применение модуля, членение целого на отдельные элементы [5, с. 35].

В процессе обучения студенты экспериментируют с различными техниками исполнения, позволяющими наиболее ярко воплотить замысел, используют работы известных художников, натурный материал и постановки в аудиториях по дисциплинам «Академическая живопись» и «Академический рисунок».

При выполнении творческих заданий в рамках дисциплин «Пропедевтика» и «Цветоведение» на основе архитектурных мотивов, реального пейзажа или академического натюрморта, студенты обращаются к технике коллажа. Композиции составляют из отдельных частей цветной бумаги, картона, выкрасок, вырезок из журналов, художественных, флористических и иных материалов, способствующих раскрытию темы. Коллаж подразумевает соединение элементов, которые соответствуют общей художественной задумке. Это могут быть локальные цветовые пятна, фигуры людей, предметы быта, фрагменты пейзажа. Во многом, наполнение зависит от авторской задумки и композиционного решения.

Особой формой интерпретации произведения искусства является его интерпретация средствами искусства другого вида. Любое перевоплощение идеального содержания из одной материальной формы в другую

сопровождается переосмыслением этого содержания, его пересозданием средствами иного художественного языка или иной техники выполнения.

Любое произведение искусства, как продукт духовной культуры обладает неисчерпаемым запасом смыслов. Переосмысливая произведение художника А.В. Лентулова «Звон» (рис. 2), В. Рощектаев выполнил интерпретацию данной работы в технике коллажа, используя выкраски и цветной картон. Автором был выполнен предварительный рисунок по мотивам работы художника, далее, на планшете, путём подбора необходимых по цвету, тону и форме кусочков картона и бумаги были распределены локальные цветовые пятна, построенные на нюансе колористических переходов. На следующем этапе, студент проработал отдельные детали, добавил контраст в архитектурные элементы, тем самым, придал законченную форму всей композиции. Необходимо отметить, что колористическое решение работы отличается от холста А.В. Лентулова и обладает большей динамикой благодаря технике исполнения (рис. 3).

Рис. 2. А.В. Лентулов «Звон»; холст, масло, Рис. 3. В.И. Рощектаев. Коллаж. бронзовая краска, серебряная краска, Интерпретация картины А.В. Лентулова наклейки из фольги. 1915. «Звон». 2020. Руководитель ст.

преподаватель Е.Ю. Пунтус

Техника флористического коллажа позволяет создавать авторские композиции и интерпретировать произведения художников, придав им новую визуальную форму и эмоциональное звучание, наполнив неожиданными эффектами и образами. Для создания такой работы необходимо подготовить материалы: листья деревьев и растений, высушенные цветы и иной природный материал. В гармоничной композиции применяют элементы, сочетающиеся по цвету, фактуре и размеру, это позволяет избегать дробности и добиваться оригинального решения формы.

Основой для создания творческой работы Е. Андреевой стала картина М.А. Врубеля «Царевна Волхова» (рис. 4, 5). Автором был подготовлен необходимый флористический материал - листья деревьев, лепестки цветов, а также элементы для декора. Предварительно, листья и лепестки были

высушены под прессом, что позволило сохранить форму и текстуру. Далее, на подготовительный рисунок студентка поэтапно выкладывала каждую деталь композиции, подбирая подходящие по цвету, тону и размеру листья и лепестки цветов. Благодаря применению флористического материала, композиция приобрела новое колористическое звучание и фактурность, что позволило интерпретировать картину М.А. Врубеля, представив её в авторском решении.

Рис. 4. М.А. Врубель. Царевна Рис. 5. Е.А. Андреева. Панно в

Волхова. 1898, бумага, акварель. технике прессованной флористики по

мотивам произведения М.А. Врубеля «Царевна Волхова».

Руководитель: ст. преподаватель С.В.Русина

Важную роль в реализации творческого замысла играет материал, из которого выполнен коллаж. Р. Молотов обратился к творческому наследию Н.К. Рериха и его картине «Заморские гости» (рис. 6). В процессе подготовки к выполнению работы студент предварительно выполнил на листах бумаги несколько вариантов изображений в технике монотипия на воде, используя

масляные краски и разбавитель. Изучив цветовой строй работы мастера, Роман подготовил необходимые по цвету листы, каждый из которых отличался оригинальной живописной фактурой, благодаря технике исполнения. Наиболее эффектный фрагмент был помещён в нижнюю часть композиции, создавая своеобразное отражение корабля на водной поверхности. Соблюдая последовательность, автор разместил на подготовленной поверхности основные пятна, что позволило сохранить цельность коллажа, далее, были проработаны более мелкие детали и при помощи контрастных сочетаний цветов обозначен композиционный центр. Таким образом, оригинальная монотипия, использованная в качестве материала для создания коллажа, позволила выполнить авторскую работу и по-новому интерпретировать картину Н.К. Рериха (рис. 7).

Рис. 6. Н.К. Рерих. «Заморские гости». Рис. 7. Р.П. Молотов. Коллаж.

1901. Импровизация на тему картины «Заморские

гости» Н.К. Рериха. Руководитель: ст. преподаватель С.В. Русина

К творческому наследию А. Мухи часто обращаются начинающие художники и мастера декоративно-прикладного искусства, интерпретируя его полотна и постеры в различных видах искусств. Студентка Э. Донскова за основу композиции, выполненную в технике коллаж, выбрала работу художника «Голова византийки: блондинка» (рис. 8). Автором был проведён анализ художественного произведения, подготовлены цветовые выкраски. На предварительно подготовленную плоскость студентка перенесла изображение и из элементов бумаги прорабатывала портретное изображение и фон. В результате, колорит работы видоизменился, приобрёл более холодное звучание. Техника исполнения предполагала стилизацию образа, упрощение профиля девушки и обобщённое решение декоративных элементов, дополняющих картину. Таким образом, выполненная работа в технике коллаж приобрела новое звучание и цветовое решение. В дальнейшем, такое эскизное предложение интерпретирования картины А. Мухи может быть выполнено в технике мозаичного панно в материале (рис.

Рис. 8. А. Муха. «Голова византийки: Рис. 9. Э.М. Донскова. Коллаж.

блондинка». 1897. Интерпретация на тему работы А. Мухи

«Голова византийки: блондинка». 2020. Руководитель: ст. преподаватель С.В. Русина

Так, беспредметная живопись В.В. Кандинского всегда имела необычные наименования, подчёркивая тем самым отсутствие сюжета, но содержание и смысл его работ завораживали и всегда привлекали внимание общественности. Выбор студентки А. Шульги остановился на произведении мастера «Желтое-красное-синее» (рис. 10). Картина Кандинского лишена кажущейся спонтанности - это выверенная композиция, созданная на основе совершенно уникальной и неповторимой авторской философии.

Студентка предприняла попытку интерпретации данного произведения в технике мозаики из необработанной гальки (рис. 11). Автор выполнил подготовительный картон, прорисовав основные элементы композиции. Работа В.В. Кандинского насыщена по цвету и включает оттенки фиолетового, жёлтого, красного с большим количеством тональных переходов. Это потребовало от автора интерпретации подготовки материала для выполнения работы и покраски гальки. Далее, каждую деталь композиции студентка выкладывала из камней различного диаметра, что позволило при помощи фактуры и контрастных цветовых сочетаний выделить основные элементы. В результате применённого природного материала произведение В.В. Кандинского приобрело новое звучание благодаря игре фактуры различных по размеру камней.

Рис. 10. В.В Кандинский. «Желтое-красное-синее», 1925. Холст, масло

Рис. 11. А.А. Шульга. Интерпретация на тему

произведения В.В. Кандинского «Желтое-красное-синее». Техника -мозаика из необработанной гальки. 2019. Руководитель: ст. преподаватель ЕЮ. Пунтус

Для воплощения замысла и реализации на практике декоративной композиции, помимо художественного решения, необходимо определить технику выполнения работы, которая подчёркивает оригинальность произведения. Одним из вариантов декоративной интерпретации пейзажного мотива может быть вышивка лентами. Для выполнения композиции, за основу можно взять пейзаж, натюрморт или любой сюжет исполненный в живописной технике. На тканевой основе печатается или пишется изображение, поверх которого, производится вышивка лентами отдельных элементов, это позволяет добиться рельефности изображения. Е. Задорожная за основу творческой работы выбрала южный пейзаж, который был распечатан на холсте (рис. 12). Автор применила навыки вышивки лентами и из двухмерной композиции создала трёхмерную, добавив в нее объёмные элементы. На переднем плане вышиты кусты роз и гроздья глицинии. На заднем плане элементы пейзажа остались в первоначальном виде. Это позволило перевести изображение из плоскостного в объёмное, добавив эмоциональную наполненность и материальность. Данный приём позволил

обогатить мотив, по-новому передать очарование

южного пейзажа путём применения объёмных

элементов.

В интерпретациях произведений искусства возможно использование различных вариантов

техники исполнения

вышивки, так, возможно применение вышивки,

имитирующей живописную импрессионистическую манеру. Натюрморт с фруктами (рис. 13) состоит из отдельных элементов,

имеющих локальный цвет и тон, в рамках которых, автор включает нити по колориту, построенному на нюансе, и позволяет сохранить цельное пятно и цельность изображаемых предметов. Динамичные стежки создают особое настроение, позволяющее по-новому увидеть обычную постановку. Данная работа была отмечена дипломом Лауреата II степени в номинации «Современное декоративно-прикладное искусство» на выставке-конкурсе изобразительного и декоративно -прикладного искусства

«Творческие мастерские» (2021), проводимом в Республике Крым. Автор работы Д. Аствацатурова, используя натурный материал (академическую постановку для студентов 1 курса) выполнила стилизацию натюрморта, переведя объёмную форму в плоскостную, утрируя детали и условно выявляя характер каждого предмета. В результате, на основе

академической постановки была создана авторская композиция, которая, благодаря технике исполнения позволила

трансформировать академический натюрморт в творческую работу.

Рис. 12. Е.В. Задорожная. Вышивка лентами (смешанная техника). 2019. Руководитель: к.п.н., доцент Н.В. Котляревская

Рис. 13. Д.С. Аствацатурова. Натюрморт с фруктами. Техника вышивки «лонгстич» (длинный стежок, longstitch). 2019. Руководитель: к.п.н., доцент Н.В. Котляревская

В процессе разработки вариантов решения авторских композиций студенты используют рельеф, как средство трансформации и перевода плоскостной формы в объёмную, применяя гипс, скульптурный пластилин, глину, декоративную шпаклёвку и другие материалы. В барельефе «Мечта полёта» В. Воронина запечатлела одно из наиболее знаковых сооружений Крыма - Ласточкино гнездо. Как правило, зритель привык этот небольшой дворец видеть на полотнах художников, фотографиях и сувенирной продукции. Студентка поставила перед собой задачу выполнить объёмную композицию, используя в качестве основы фотоизображение объекта, усилив тем самым, эмоциональное воздействие на зрителя. На первом этапе был выполнен эскиз работы, в котором автор стилизовал архитектурный мотив, упростив детали сооружения, сохранив силуэт дворца и основные детали. Далее, на жёсткую основу был нанесён слой штукатурки, проработана фактура, имитирующая небо. На следующем этапе велась работа над созданием объёмного изображения из декоративной штукатурки путём постепенного наслоения, работа над деталями и архитектурными элементами макетным ножом и штихелями. В результате, автор добился объёмного изображения, позволившего обозначить наиболее характерные архитектурные особенности

объекта - Ласточкино гнездо, тем самым, интерпретировав натурный материал в декоративное объёмное панно (рис. 14).

При интерпретировании возможны соединения различных материалов с плоским пятном, объёмной формой и фактурой, что помогает студентам понять основные принципы формообразования и создания оригинальных творческих композиций, в которых активно проявляется авторский стиль [2, с. 36]. Образная интерпретация, во многих случаях лежит в основе изобразительного, декоративно-прикладного искусства и дизайна, являясь художественным воплощением натуры. Коллаж, рельеф, ассамбляж, декоративная композиция, являются способами передачи мировоззрения автора через различные техники исполнения и образы.

Основными структурными определяющими, необходимыми для создания авторских творческих работ являются ассоциативное восприятие, цельное видение натурного материала, стилизация образов и предметов. В

Рис. 14. В.А. Воронина. «Мечта полёта». Барельеф. Шпаклёвка. 2020. Руководитель: ст. преподаватель С.В. Русина

процессе работы над созданием композиции с элементами интерпретации натурного материала или работ художников, студенты осваивают навыки гармонизации формы, стилизации, компоновки, применяя различные техники исполнения, которые позволяют по-новому представить в своей работе натюрморт, пейзаж или тематическую композицию. Для этого они изучают исходный материал, конструкцию, форму и пропорциональные особенности, выделяют наиболее яркие черты изображаемого объекта, усилив их художественную выразительность, применяют различные техники исполнения. Все эти приёмы помогают интерпретировать исходный натурный материал в декоративное изображение и выявить основные черты авторского творческого стиля студента при выполнении творческой работы.

Таким образом, изображение, в конечном итоге, должно соответствовать единому композиционному принципу, художественному замыслу и найти визуальное воплощение по средствам линии, пятна, тона в единой стилистике. Важную роль в декоративной композиции играет ритмическая организация и взаимосвязь всех элементов на плоскости. Именно правильно выстроенный ритм, соотношение отдельных частей композиции, тональный разбор по пятнам (чёрное, серое, белое) позволяют создать гармоничную, отвечающую художественным требованиям работу. В процессе выполнения творческих заданий студенты переосмысливают визуальные образы, переводя их в конкретное изображение по средствам различных техник исполнения и композиционных приёмов. Это позволяет добиться эмоционального воздействия на зрителя, интерпретировать художественное произведение мастера, представив его в другом ракурсе. Ни одна из интерпретаций произведения искусства не может считаться «единственно возможной» потому, что сам процесс интерпретации, распредмечивания идеального содержания, смысла произведения искусства оказывается, по существу, созданием нового смысла.

Литература

1. Астахов А.Ю. Альфонс Муха. Шедевры модерна / А.В. Астахов. - Москва: Белый город, 2019. - 312 с.: илл. - (Изобразительное искусство).

2. Астахов А.Ю. Густав Климт /А.В. Астахов. - Москва: Белый город, 2021. - 208 с.: илл. - (Изобразительное искусство).

3. Биценко Р.В. Декоративная композиция натюрморта как средство развития умений и навыков комбинаторики / Р.В. Биценко // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. -2018. - № 2 (46). - С. 287-293.

4. Василенко П. Г. Развитие художественно-творческих особенностей, обучающихся стилизованному декоративному рисованию / П.Г. Василенко, С.Н. Бегидова // Вестник Адыгейского государственного университета. -2015. - № 3 (162). - С. 33-36.

5. Гусарова А.И. Михаил Врубель. Альбом / А.И. Гусарова. - Москва: Государственная Третьяковская галерея, 2018. - 52 с.: илл. -(Изобразительное искусство).

6. Князева В.П. Николай Рерих / В.П. Князева. - Москва: Изобразительное искусство, 1968. - 160 с.

7. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: учебyjt пособие для студtynjd вузов / Г.М. Логвиненко. - Москва: гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 144 с.: илл. - (Изобразительное искусство).

8. Мурина Е.Б. Аристарх Лентулов / Е.Б. Мурина. - Москва: Советский художник, 1990. - 216 с.

9. Скрипникова Е.В. Композиционные принципы декоративного натюрморта / Е.В. Скрипникова // Омский научный вестник. - 2017. - № 6 (102). - С. 240-242.

10. Столярова Е.Г. Методические аспекты преподавания условно-декоративной живописи в вузе / Е.Г. Столярова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. - 2017. - № 6. - С.34-37.

11. Суворова А.А. Деятельность Жана Дюбюффе и дискурс ар брюта / А.А. Суворова // Вестник РГГУ: Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». - 2019. - № 3. - С. 119-130.

12. Сухарев А.И. Формирование и критерии оценки декоративного восприятия у студентов на занятиях спецрисунком / А.И. Сухарев, К.А. Кравченко // Омский научный вестник. - 2012. - № 5. - С. 270-275.

References

1. Astahov A.YU. Al'fons Muha. SHedevry moderna / A.V. Astahov. -Moskva: Belyj gorod, 2019. - 312 s.: ill. - (Izobrazitel'noe iskusstvo).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Astahov A.YU. Gustav Klimt /A.V. Astahov. - Moskva: Belyj gorod, 2021. - 208 s.: ill. - (Izobrazitel'noe iskusstvo).

3. Bicenko R. V. Dekorativnaya kompoziciya natyurmorta kak sredstvo razvitiya umenij i navykov kombinatoriki / R. V. Bicenko // Uchenye zapiski. Elektronnyj nauchnyj zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2018. -№ 2 (46). - S. 287-293.

4. Vasilenko P.G. Razvitie hudozhestvenno-tvorcheskih osobennostej, obuchayushchihsya stilizovannomu dekorativnomu risovaniyu / P.G. Vasilenko, S. N. Begidova // Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2015. - № 3 (162). - S. 33-36.

5. Gusarova A.I. Mihail Vrubel'. Al'bom / A.I. Gusarova. - Moskva: Gosudarstvennaya Tret'yakovskaya galereya, 2018. - 52 s.: ill. - (Izobrazitel'noe iskusstvo).

6. Knyazeva V.P. Nikolaj Rerih / V.P. Knyazeva. - Moskva: Izobrazitel'noe iskusstvo, 1968. - 160 s.

7. Logvinenko G.M. Dekorativnaya kompoziciya: uchebyjt posobie dlya studtynjd vuzov / G.M. Logvinenko. - Moskva: gumanitar. Izd. centr VLADOS, 2005. - 144 s.: ill. - (Izobrazitel'noe iskusstvo).

8. Murina E.B. Aristarh Lentulov / E.B. Murina. - Moskva: Sovetskij hudozhnik, 1990. - 216 s.

9. Skripnikova E.V. Kompozicionnye principy dekorativnogo natyurmorta / E. V. Skripnikova // Omskij nauchnyj vestnik. - 2017. - № 6 (102). - S. 240-242.

10. Stolyarova E.G. Metodicheskie aspekty prepodavaniya uslovno-dekorativnoj zhivopisi v vuze / E. G. Stolyarova // Izvestiya Samarskogo nauchnogo centra Rossijskoj akademii nauk. Social'nye, gumanitarnye, mediko-biologicheskie nauki. - 2017. - № 6. - S.34-37.

11. Suvorova A.A. Deyatel'nost' ZHana Dyubyuffe i diskurs ar bryuta / A. A. Suvorova // Vestnik RGGU: Seriya «Filosofiya. Sociologiya. Iskusstvovedenie». - 2019. - № 3. - S. 119-130.

12. Suharev A.I. Formirovanie i kriterii ocenki dekorativnogo vospriyatiya u studentov na zanyatiyah specrisunkom / A. I. Suharev, K. A. Kravchenko // Omskij nauchnyj vestnik. - 2012. - № 5. - S. 270-275.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.