Пространственная идентичность на российскокитайском пограничье
http://dx.doi.org/10.18611/2221-3279-2015-6-4(21)-119-120
ДЕКОНСТРУКЦИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ
ИДЕНТИЧНОСТИ ЖИТЕЛЕЙ РАЗДЕЛЕННЫХ ГОРОДОВ (на примере БЛАГОВЕЩЕНСКА и ХЭЙХЭ)
И.Ю. Окунев, Д.В. Басова
В современном мире вопросы идентичности представляют собой особый интерес для исследователей, так как идентичность той или иной общности оказывает влияние не только на цивилизационно-культурные ориентиры, но и формируют социально-политический фон.
Пространственная структура разделенных городов представляет собой редкий случай, что и обусловило их выбор в качестве предмета исследования. В Благовещенске и Хэйхэ существует этнополитическое противостояние русских и китайцев, но граница при этом открыта, то есть институциональная среда, наоборот, характеризуется нацеленностью на кооперацию. В другом близком случае (Ивангород и Нарва) конфликт носит институциональный характер, выраженный в наличии фильтрующей границы (граница Эстония - Россия), притом что этнополитическая среда бесконфликтна вследствие расселения одного этноса - русских Таким образом, пространственная структура городов не подразумевает наличие единой модели пространственной идентичности.
Несмотря на схожесть необычной локализации - разделенные города, - под влиянием некоторых факторов формируются разные типы пространственной идентичности, которые так или иначе влияют на образ жизни людей на выбранных территориях.
В связи с этим была поставлена цель исследования: проследить, каким образом формируется восприятие жителей разделенных городов самих себя и своих ближайших соседей, и на основании этого выделить особенности двух моделей пространственной идентичности.
Эмпирической базой исследования послужило проведение социологического опроса среди жителей этих двух городов, на основании которого можно зафиксировать восприятие самих себя и своих китайских соседей. На Дальнем Востоке россияне склонны негативно воспринимать китайских соседей, ощущая перманентное состояние «китайской угрозы» и экспансионистских шагов со стороны КНР. Помимо этого, в данных городах проведен анализ «пространственного» проявления идентичности, а именно были зафиксированы образы, символы, названия улиц, вывесок, печатных изданий, которые так ли иначе указывают на характер самоидентификации жителей городов. Был проведен тщательный анализ письменных источников по данной проблематике. В результате, интерпретация собранных источников позволяет составить модель пространственной идентичности, характерной для Благовещенска и Хэйхэ.
COMPARATIVE POLITICS ■ 4 (21) / 2015
119
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЛОКАЛЬНОГО ОПЫТА
Деконструкция пространственной идентичности жителей разделенных городов (на примере Благовещенска и Хэйхэ)
Игорь Юрьевич Окунев, к.полит.н., доцент кафедры сравнительной политологии МГИМО (У) МИД России;
Дарья Владимировна Басова, студентка Факультета политологии МГИМО (У) МИД России.
Deconstruction of Spatial Identity in the Separated Cities: The Cases of Blagoveshensk and Heihe
120
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ■ 4 (21) / 2015