Научная статья на тему 'ДЕКОНСТРУКТИВИСТКИЕ ПРИЕМЫ АРХИТЕКТОРА ЗАХИ ХАДИД И ПРОЦЕССЫ ИХ ТРАНСФОРМАЦИИ В ПЛАСТИЦИЗМ'

ДЕКОНСТРУКТИВИСТКИЕ ПРИЕМЫ АРХИТЕКТОРА ЗАХИ ХАДИД И ПРОЦЕССЫ ИХ ТРАНСФОРМАЦИИ В ПЛАСТИЦИЗМ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
247
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТОР / ЗАХИ ХАДИД / ТРАНСФОРМАЦИЯ / ПЛАСТИЦИЗМ / ФОРМООБРАЗОВАНИЕ / ПАРАМЕТРИЗМ / ARCHITECT / ZAHI HADID / TRANSFORMATION / PLASTICITY / SHAPING / PARAMETRIC

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Соколова А.А.

В статье дан анализ деструктивных приемов Захи Хадиды, а также прослежен творческий путь знаменитого архитектора. Изучив особенности ее стиля, автор указывает на способность Захи создавать иллюзию движения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DECONSTRUCTIVISTIC ARRAYS OF ARCHITECTOR ZAHI HADID AND PROCESSES OF THEIR TRANSFORMATION IN PLASTICISM

The article provides an analysis of the destructive techniques of Zahi Hadida, as well as traced the creative path of the famous architect. Having studied the peculiarities of her style, the author points to Zahi’s ability to create the illusion of movement.

Текст научной работы на тему «ДЕКОНСТРУКТИВИСТКИЕ ПРИЕМЫ АРХИТЕКТОРА ЗАХИ ХАДИД И ПРОЦЕССЫ ИХ ТРАНСФОРМАЦИИ В ПЛАСТИЦИЗМ»

15. Майзнер Н. А. произойти Складская требовать логистика: учебное пособие: Н.А.попроси Майзнер 2017. - 175 с. начальник

УДК 72.021.000.17

Соколова А. А. студент

Гуманитарный институт направление подготовки: 51.03.01 «Культурология» научный руководитель: Соловьева В.В., к.и. н.

доцент ВлГУ

ДЕКОНСТРУКТИВИСТКИЕ ПРИЕМЫ АРХИТЕКТОРА ЗАХИ ХАДИД И ПРОЦЕССЫ ИХ ТРАНСФОРМАЦИИ В ПЛАСТИЦИЗМ

Аннотация: В статье дан анализ деструктивных приемов ЗахиХадиды, а также прослежен творческий путь знаменитого архитектора. Изучив особенности ее стиля, автор указывает на способность Захи создавать иллюзию движения.

Ключевые слова: архитектор, Захи Хадид, трансформация, пластицизм, формообразование, параметризм.

Sokolova A.A.

Student of the Institute of Humanities VlSU Direction of preparation: 51.03.01 - "Culturology"

Solovyova V.V.

Scientific adviser: Ph.D., associate professor of VlSU DECONSTRUCTIVISTIC ARRAYS OF ARCHITECTOR ZAHI

HADID AND PROCESSES OF THEIR TRANSFORMATION IN

PLASTICISM

Abstract: The article provides an analysis of the destructive techniques of Zahi Hadida, as well as traced the creative path of the famous architect. Having studied the peculiarities of her style, the author points to Zahi's ability to create the illusion of movement.

Keywords: architect, Zahi Hadid, transformation, plasticity, shaping, parametric.

Захи Хадид называют представителем деконструктивизма в архитектуре, подчеркивая «визуальную усложненность» ее проектов, «изломанные и нарочито деструктивные формы», характеризуя ее архитектуру как «антигравитационную» и «скалистую». При этом даже недоброжелатели, не могут не признать, что зданиям, спроектированным Захой, присущи особый динамизм и мощная энергетика. Ее проекты сложно описать словами даже специалисту: чтобы почувствовать всю их экспрессию,

это нужно увидеть своими глазами.140

Сейчас это кажется невероятным, но в начале творческого пути, Заха практически работала «в стол». Никто не верил, что такое возможно построить, ее сумасшедшая геометрия пугала: она не признавала прямых линий, ее овалы, треугольники и квадраты выбивались из привычных прямоугольных форм, а спирали выглядели так, словно она выкрутила здание изнутри. И, несмотря на то что она выигрывала один конкурс за другим, ее проекты оставались на бумаге. Построить ее здания было довольно сложно, но Заха, которая с самого начала задала очень высокую планку, шла к цели с завидным упорством. Архитектор считала, что ее работы отражают современность, но время показало, что она шагнула далеко вперед и современные технологии лишь догоняют ее мысль.

Одной из особенностей ее стиля является умение избегать четкого разграничения интерьера и экстерьера. Одно плавно перетекает в другое, иногда даже создавая иллюзию движения. В 2008 году Патрик Шумахер, партнер и директор бюро Захи Хадид, заявил, что можно утверждать, что сформировался новый стиль - параметризм, следуя которому работает бюро Захи Хадид.

Стиль Захи Хадид, в каком-то смысле, постепенно перерастает деконструктивизм и превращается в собственное течение в архитектуре и дизайне - пластицизм, имеющий последователей по всему миру. Его отличают тягучие, плавные, аморфные линии и использование суперсовременных строительных технологий. Этот стиль уходит корнями в модернизм, но это новое направление, избегающее примитивных фигур в виде треугольника, круга, квадрата и не приемлющее простых повторений.

В нем много пластичных плавных изгибов и сложнейших геометрических фигур, созданных при помощи компьютерной графики. В проектах бюро появились здания с плавными линиями, благодаря которым тротуарная дорожка может незаметно перейти в крышу, а пол в потолок. Один из ярких примеров - Культурный центр Гейдара Алиева, который был признан красивейшим зданием в мире. Это один из самых фантастических проектов Захи Хадид, за дизайн которого она получила премию британского музея Дизайна. Здание напоминает гигантскую волну, которая ринулась вверх и плавно опустилась на берег.

Если работы до 2000-х относились к деконструктивизму, то позже здания получили плавные гибкие формы, дизайн которых просчитывается на компьютере, словно сложное уравнение, связывающее части здания. За эту часть работы отвечал соавтор Хадид и директор бюро Патрик Шумахер, главный теоретик параметрической архитектуры. Внедрение технологий внедрили в жизнь проекты, которые пылились на полках. Так появилась цифровая архитектура, тесно связанная с программированием, где формообразование зависит от математических алгоритмов и формул,

140 Челноков А.В. Методы формообразования в дигитальной архитектуре. М., 2013.

автоматически преобразует объем, делая его технически и экономически выполнимым.

Туристы и путеводители сравнивают центр Гейдара Алиева то с гигантской морской волной, то с песчаной дюной, то с космическим кораблем далекого будущего, то с инопланетным цветком.

Сама автор в интервью BBC подчеркивала органичное слияние своего детища с окружающим ландшафтом. И действительно, здание будто является нерукотворным продолжением холма, на котором стоит. Впрочем, не заметить его невозможно - гладкая поверхность, кажется, излучает собственный свет даже в хмурую погоду, а в солнечный день этот взрыв ослепительной белизны оставляет поистине неизгладимое впечатление.

Первая музейная экспозиция - коллекция правительственных автомобилей, которыми с 1969 по 2003 год пользовался сначала Первый секретарь ЦК Компартии, а впоследствии президент Азербайджана. Другие экспонаты расположены так, чтобы через призму жизни политического лидера отражать историю страны, становление государственности, национальные достижения в сфере экономики, культуры и спорта. Помимо воссозданного интерьера кабинета, наград и подарков, посетители центра могут увидеть интересную фотохронику и посетить интерактивный зал, где с помощью глобуса визуализируются встречи Алиева с главами других государств.

В салонах самой высокой части здания размещены постоянные и временные экспозиции. Со времени открытия центр Гейдара Алиева принимал в своих стенах выставки работ американского поп-арт-художника Энди Уорхола, выдающегося азербайджанского живописца Таира Салахова, немецкого фотографа-натуралиста Тео Аллофса, мексиканского скульптора Джорджа Марина, тематические выставки знаменитых представителей современного искусства, экспозицию художественных кукол из 16 стран мира и другие.

Функциональность творений ставится под сомнение, но сами здания и его элементы живут своей жизнью, создавая самобытное пространство. Практическая сторона отходит на второй план, дизайн и сама архитектура выступает во главе всего, на правах неприкосновенной идеи. Строительство этого центра повысило привлекательность Баку для туристов. Центр получил премию Design of the Year - 2014 в категории «Архитектура». При строительстве здания использовалось максимально возможное количество стекла, отчего уменьшилась необходимость в искусственном освещении.

На Архитектурной биеннале в 2012 году в Венеции бюро Zaha Hadid Architects посвятило свой проект инженеру Фрею Отто, который экспериментировал с устойчивостью эластичных конструкций и своими работами повлиял на творчество Захи Хадид.

Площадь сооружения - более 57 000 квадратных метров, и в нем практически нет прямых линий. Это волнообразная, текучая, будто сливающаяся сама с собой постройка, созданная по мотивам личной подписи бывшего президента.

В своей основе центр Гейдара Алиева имеет железные конструкции общей длиной 90 километров. Покатая кровля делалась из отдельных фиброармированных блоков разной формы: треугольники, трапеции, параллелограммы и т. д. Всего строители использовали 12 027 таких блоков. При этом швы между блоками дополнительно подчеркивают плавность изгибов.

В центре Гейдара Алиева интерес вызывает остекление, которое впускает во внутреннее пространство свет и делает все еще более объемным и выпуклым. Знаменательно то, что в постройке вообще нет несущих колон, так как Заха Хадид не хотела мешать потокам посетителей. При этом здание очень прочное и легко выдерживает сильные бакинские ветра.

Интерьеры производят еще большее впечатление, чем внешний вид сооружения. Про центр Гейдара Алиева Заха Хадид говорила как про одну из лучших своих работ. А Британский музей дизайна в 2014 году дал ей премию «Дизайн года» за этот проект.

Весной 2016 года бюро Zaha Hadid Architects выиграло конкурс Сбербанка на концепцию здания «Технопарка» в российской Кремниевой долине - Сколково. Было получено разрешение на строительство, и в ближайшее время будет проведен тендер среди застройщиков.

Ожидается, что проект общей площадью 262 000 кв. м построят к 2020 году. Это будет не просто офисный центр и производственная площадка - в Сколково создадут многофункциональную среду, где будет место и для работы, и для отдыха, и для творчества. В создании концепции принимала участие лично Заха Хадид, поэтому в проекте прочитываются все отличительные черты ее архитектуры - огромные объемы, текучие и бионические формы, масштабное остекление.

В «Технопарк» переберутся сотрудники «Сбертеха», а также специалисты маркетинговых и it-отделов - всего около 17000 человек. Именно они определили победителя, отдав предпочтение проекту бюро Захи Хадид, тогда как руководство Сбербанка склонялось к проекту британского бюро Foster + Partners, с которым уже сотрудничало в рамках проекта пятизвездочного отеля в Ялте. В конкурсе на концепцию «Технопарка» также участвовали архитектурные студии Eric Owen Moss Architects (США), Fuksas (Италия) и Speech (Россия).

Британское бюро Zaha Hadid Architects победило в открытом международном конкурсе архитектурных проектов, который был организован в Краснодарском крае. Конкурс проводился для застройки участка на набережной им. Адмирала Серебрякова в Новороссийске. Об этом «РБК-Недвижимости» рассказали в агентстве стратегического развития «Центр», которое занималось организацией конкурса, инициированного частным инвестором - ЗАО «Пятница» в партнерстве с АО «Объединенная Энергостроительная Корпорация».

В рамках конкурса бюро Zaha Hadid Architects выступило лидером консорциума семи компаний - творческое объединение «Прайд» (Россия),

ландшафтная компания Arteza, Хабидатум (Россия), Райдер Леветт Бакнелл (Великобритания); Another Architect (Германия), Лоуренс Барт, Архитектурная ассоциация Школа архитектуры (Великобритания).

На набережной им. Адмирала Серебрякова в Новороссийске планируется построить туристско-рекреационный кластер, ориентированный на деловой туризм и MICE-услуги (проведение различных корпоративных мероприятий). Проект будет реализован на принципах государственно-частного партнерства, работы по осуществлению проекта начнутся в 2018 году, сказано в материалах конкурса.

По проекту, предложенному Zaha Hadid Architects, на набережной в Новороссийске предполагается строительство девяти зданий. Они будут соединены проходами, площадями, подиумами и иметь продолжение в виде причалов. Это приведет к созданию «пористой» конфигурации застройки, которая впишется в имеющуюся городскую среду, сказано в описании проектной работы.

В концепции Zaha Hadid Architects объединены деловая, экологическая, культурная и рекреационная функции. «Архитектурная концепция основана на идее манипуляции различными вариантами, которая представляет собой движение формы или физического тела в пространстве и во времени», -говорится в описании проекта от Zaha Hadid Architects.

В архитектурном конкурсе принимали участие российские и иностранные команды, среди них - Agence Rudi Ricciotti Architecte (Франция) и Miralles Tagliabue EMBT (Испания). Это конкурс не просто на объект или территорию, это конкурс на проектирование нового центра города, который должен перезагрузить и экономику, и архитектуру, и отношение к Новороссийску.

Признание шло к Захе Хадид долго, а многие ее проекты, например, перевернутый небоскреб в Англии или обитаемый мост над Темзой, так и остались на бумаге, хотя принесли ей множество наград и уважение в профессиональном сообществе. Архитектор использовала нарушенную геометрию, растянутую перспективу и фантастическую деформацию пространства, она сама отмечала, что пыталась придать любому зданию динамический импульс.

Архитектурное дизайнерское бюро Захи Хадид занимается не только проектированием зданий, но и их «наполнением». Интерьеры продумываются до мелочей: обои, кресла, столы, стулья, диваны, кушетки, светильники, умывальники и вазы. Одним словом - все выдержано в едином стиле. Конечно, стоят эти вещи дорого, зачастую существуют в одном экземпляре или выпущены ограниченным тиражом. Заха Хадид всегда сама занималась оформлением своих выставок. Например, в петербургском Эрмитаже (летом 2015 года) проходила выставка, дизайн которой придумала сама архитектор. Инсталляции, экспонаты и проекты были представлены в черно-белых витринах, которые контрастировали с классическими интерьерами эрмитажных залов, украшенных скульптурами, лепниной и позолотой.

Заха Хадид успела поработать с крупнейшими ювелирными брендами и модными домами, такими как Bulgari, Swarowski, Louis Vuitton. Она создала несколько коллекций дизайнерских украшений, которые стали настоящими произведениями искусства. Как архитектор, Хадид всегда пыталась разрушить общепринятые каноны и «растянуть» рамки привычного пространства, придав ему мощный динамический импульс. С этой же целью - усиления внутреннего движения и деформации - Заха Хадид, полностью отметая общепринятую геометрию, использует искаженную перспективу, выявляющую острые углы и кривые линии.

УДК 159.9.07

Соколюк А.В. студент магистратуры 2 курса кафедра «Психология» Институт педагогики, психологии и инклюзивного образования

научный руководитель: Ерина И.А.

доцент Россия, г. Ялта

ВЛИЯНИЕ УРОВНЯ САМООЦЕНКИ НА КОНФЛИКТНОСТЬ

В СЕМЕЙНЫХ ПАРАХ

Аннотация: Статья посвящена изучению психологических аспектов влияния самооценки на уровень конфликтности в семейных парах. Дано обоснование актуальности исследуемой темы.

Освещены подходы отечественных и зарубежных психологов по данному вопросу. Представлены теоретические основы исследования по теме влияние самооценки на уровень конфликтности в семейных парах; предложены психологические рекомендаций для профилактики супружеских конфликтов, способствующих оптимизации взаимоотношений в семье, что благотворно скажется на психологическом здоровье, как членов семьи, так и общества в целом.

Ключевые слова: самооценка, адекватная самооценка, неадекватная самооценка, конфликт, семья.

Socoliuc A. V. master's student 2 course, Department of Psychology» Institute of pedagogy, psychology and inclusive education

Russia, Yalta Scientific supervisor: Erina I.A.

professor

THE INFLUENCE OF LEVEL OF SELF-ESTEEM ON CONFLICT

IN MARRIED COUPLES

Abstract: The article is devoted to the study of the psychological aspects of the impact of self-esteem on the level of conflict in couples. Given the rationale for

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.