Научная статья на тему 'ДЕКОМПОЗИЦИЯ ТЕМПОВ РОСТА ВВП РОССИИ И ФАКТОРЫ ЕГО ДИНАМИКИ В 2015 г.'

ДЕКОМПОЗИЦИЯ ТЕМПОВ РОСТА ВВП РОССИИ И ФАКТОРЫ ЕГО ДИНАМИКИ В 2015 г. Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
59
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
economic growth / total factor productiv- ity / the gap in output / oil prices / terms of trade / envi- ronment.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сергей Дробышевскии, Мария Казакова

Согласно результатам расчетов, проведенных на основе разработанной Институтом экономической политики им. Е.Т. Гайдара методики декомпозиции темпов роста российского ВВП, по двум сценариям скорректированного прогноза Минэкономразвития России спад экономики в 2015 г. обусловлен структурными причинами, а именно сокращением фундаментальных факторов роста (рабочей силы и капитала), а также стагнацией совокупной факторной производительности. Остальные же компоненты темпов прироста ВВП показывают отрицательный вклад. В частности, среднегодовой уровень цен на нефть, прогнозируемый Минэкономразвития на 2015 г., оказывается ниже среднего многолетнего. Таким образом, внешнеторговая составляющая темпов роста ВВП становится отрицательной в обоих сценариях прогноза. Конъюнктурная составляющая темпов роста ВВП в 2015 г. по-прежнему будет находиться в отрицательной области и даже снизится по сравнению с 2014 г., что говорит об усилении циклического спада российской экономики. При этом отрицательная величина разрыва в выпуске свидетельствует о том, что в 2015 г. фактический ВВП оказывается ниже потенциального.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Decomposition of Russia’s GDP Growth Rates and GDP Dynamics Factors in 2015

The results of the estimates made using a method developed by the Gaidar Institute for decomposing Russia’s GDP growth rates show that economic contraction in 2015 is determined by structural causes, according to the two scenarios within an updated forecast of the Ministry of Economic Development (MED). The structural causes are contraction of the fundamental growth factors (labor force and capital) as well as stagnation of the Total Factor Productivity, with a negative contribution of the other GDP growth rate components. In particular, the MED projects that the average annual price of crude oil in 2015 will be less than the long-time average annual, hence the foreign-trade component of GDP growth rates becomes negative in both forecast scenarios. The market-determined component of GDP growth rates in 2015 will continue to be negative and even decline compared to 2014, indicating that cyclical shrinkage of the Russian economy will increase. At the same time, a negative value of the output gap is indicative of that actual GDP will be less than potential GDP in 2015.

Текст научной работы на тему «ДЕКОМПОЗИЦИЯ ТЕМПОВ РОСТА ВВП РОССИИ И ФАКТОРЫ ЕГО ДИНАМИКИ В 2015 г.»

ДЕКОМПОЗИЦИЯ ТЕМПОВ РОСТА ВВП РОССИИ И ФАКТОРЫ ЕГО ДИНАМИКИ В 2015 г.

Сергей ДРОБЫШЕВСКИЙ, д-р экон. наук, РЬ.Р Мария КАЗАКОВА, канд. экон. наук

Согласно результатам расчетов, проведенных на основе разработанной Институтом экономической политики им. Е. Т. Гайдара методики декомпозиции темпов роста российского ВВП, по двум сценариям скорректированного прогноза Минэкономразвития России спад экономики в 2015 г. обусловлен структурными причинами, а именно сокращением фундаментальных факторов роста (рабочей силы и капитала), а также стагнацией совокупной факторной производительности. Остальные же компоненты темпов прироста ВВП показывают отрицательный вклад. В частности, среднегодовой уровень цен на нефть, прогнозируемый Минэкономразвития на 2015 г., оказывается ниже среднего многолетнего.

Таким образом, внешнеторговая составляющая темпов роста ВВП становится отрицательной в обоих сценариях прогноза. Конъюнктурная составляющая темпов роста ВВП в 2015 г. по-прежнему будет находиться в отрицательной области и даже снизится по сравнению с 2014 г, что говорит об усилении циклического спада российской экономики. При этом отрицательная величина разрыва в выпуске свидетельствует о том, что в 2015 г. фактический ВВП оказывается ниже потенциального.

В мае 2015 г. ряд высокопоставленных представителей правительства и бизнеса России (в частности, первый вице-премьер РФ И. Шувалов и президент - председатель правления Сбербанка Г. Греф) высказались о завершении наиболее острой фазы текущего кризиса и об ожидаемом во втором полугодии улучшении ситуации в экономике. В это же время свои прогнозы на 2015 г. пересмотрели в лучшую

сторону Минэкономразвития России и ряд международных организаций (Bank of America, JP Morgan, МВФ и Всемирный банк).

По нашему мнению, возобновление роста в российской экономике в обозримой перспективе не вполне реалистично, поскольку основные факторы, влияющие на темп роста национального ВВП, демонстрируют отрицательную динамику. Предлагаемая нами методика, основанная на методологии разложения макроэкономических показателей на структурную, внешнеторговую и конъюнктурную (деловые циклы и случайные шоки) составляющие, позволяет выделить влияние указанных факторов на рост ВВП. Данная методика применяется в развитых странах (ОЭСР), но была доработана нами с учетом специфики российской экономики. Эта специфика заключается в высокой степени зависимости от условий внешней торговли, аппроксимирующихся с помощью динамики мировых цен на нефть.

Фактический, структурный и внешнеторговый темпы прироста российского ВВП, а также его конъюнктурная компонента (т.е. сумма компонент бизнес-циклов и случайных шоков) представлены на рис. 1 и 2. Настоящие расчеты проведены с учетом скорректированного прогноза Минэкономразвития России на текущий год по двум сценариям: базовый предполагает спад ВВП на 2,8% и инвестиций - на 10,6% относительно предыдущего года при цене на нефть в 50 долл./барр.; оптимистичный - спад ВВП на 2,5% и инвестиций -на 8,7% при цене на нефть в 60 долл./барр.

По нашим оценкам, структурная компонента прироста ВВП в нынешнем году несколько снизится (с 1,3% в 2014 г. до 1,1% - см. рис. 1), что связано с негативной динамикой фун-

МАКРОЭКОНОМИКА

даментальных факторов роста (сокращение численности экономического активного населения в силу демографических тенденций и объема капитала вследствие их выбытия при отрицательной динамике инвестиций).

Отрицательная внешнеторговая компонента темпов прироста российского ВВП в 2015 г. для обоих сценариев (-1,1 и -0,8% соответственно) обусловлена тем, что в результате рез-

кого ухудшения условий торговли (падения цен на нефть до 50 и 60 долл./барр. соответственно) фактическая цена на нефть оказывается ниже среднемноголетней (порядка 86 долл./барр.).

Как показано на рис. 1 и 2, в обоих сценариях конъюнктурная компонента темпов прироста российского ВВП в 2015 г. остается отрицательной, при этом циклический спад в

Рис. 1. Фактический, структурный, внешнеторговый и конъюнктурный темпы прироста ВВП в 2010-2015 гг., в % к предыдущему году (базовый сценарий прогноза)

Годы

-Структурный ВВП -Фактический ВВП -Внешнеторговый ВВП -Конъюнктурный ВВП

* — Прогноз.

Источник: Росстат, Минэкономразвития России, МВФ, расчеты авторов.

Рис. 2. Фактический, структурный, внешнеторговый и конъюнктурный темпы прироста ВВП в 2010-2015 гг., в % к предыдущему году (оптимистичный сценарий прогноза)

Годы

-Структурный ВВП -Фактический ВВП — Внешнеторговый ВВП — Конъюнктурный ВВП

* — Прогноз.

Источник: Росстат, Минэкономразвития России, МВФ, расчеты авторов.

30 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ • ТОМ 22 • № 7 • ИЮЛЬ-АВГУСТ 2015

национальной экономике в текущем году усиливается по сравнению с 2014 г.

Полученный на основе разложения темпов прироста ВВП РФ разрыв в выпуске экономики в 2015 г. впервые за период с 2000 г. переходит в отрицательную область. (См. рис. 3.) Это стало результатом негативного вклада двух компонент (внешнеторговой и конъюнктурной - последней на протяжении уже пяти лет, с 2011 г.) при снижающихся структурных темпах прироста.

Таким образом, в 2015 г. в обоих сценариях фактический выпуск оказывается ниже потенциального. С точки зрения экономической теории в этом случае стимулирующие меры денежно-кредитной и бюджетной политики могут оказывать положительное влияние на экономику, по крайней мере в краткосрочном периоде.

Однако для ускорения долгосрочных темпов экономического роста в первую очередь требуется повышение структурных темпов на основе фундаментальных факторов роста и совокупной факторной производительности. В современных экономических условиях это означает изменение ситуации с доступом российских компаний к иностранному капиталу и прямым иностранным инвестициям, повышение внутренней инвестиционной активности российского бизнеса и смягчение ограничений в отношении доступных трудовых ресурсов.

Рис. 3. Разрыв в выпуске российской экономики в 2010-2015 гг., в % (прогноз по двум сценариям)

2010 2011 2012 2013 2014 2015* Годы

-Оптимистичный сценарий Базовый сценарий

* — Прогноз.

Источник: расчеты авторов.

Перечисленные меры будут способствовать усилению эффективности использования факторов производства (т.е. росту СФП). Только в условиях хорошо устроенных институтов возможны стимулирование новых факторов производства и проведение структурных реформ (в том числе диверсификация экономики и снижение сырьевой зависимости), а инвестиции в экономику (в транспортную инфраструктуру, социальную сферу и т.д.) будут приводить к ускорению экономического роста и устойчивости его темпов в длительной перспективе1. ■

1 Более подробно методика декомпозиции темпов роста российского ВВП, а также интерпретация полученных нами результатов приведены в: Синельников-Мурылев С., Дробышевский С., Казакова М. Декомпозиция темпов роста ВВП России в 1999— 2014 годах // Экономическая политика. 2014. № 5. С. 7—37, а также в: http://iep.ru/ru/publikatcii/7125/publication.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.