Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2018. № 2 (18). С. 201-207. УДК 323.22/.28
DOI 10.25513/2312-1300.2018.2.201-207
Р. С. Мухаметов, О. В. Нагорных
ДЕКОММУНИЗАЦИЯ В ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ: СУЩНОСТЬ, ПРИЧИНЫ
И МЕРОПРИЯТИЯ
Посвящено месту и роли декоммунизации в посткоммунистической трансформации государств Восточной Европы. Авторы выделяют основные элементы декоммунизации: реституция, люстрация, преобразования в сфере политической топономики. Показано, что составной частью декоммунизации является система историко-политических учреждений, которая занимается продвижением вик-тимной исторической политики. Много внимания уделено причинам декоммунизации. Авторы объясняют успех стран Восточной Европы в деле построения демократии политикой декоммунизации.
Ключевые слова: декоммунизация; реституция; люстрация; правосудие переходного периода; посткоммунистическая трансформация.
R. S. Mukhametov, O. V. Nagornyh
DECOMMUNIZATION IN EASTERN EUROPE: ESSENCE, CAUSES AND ACTIVITIES
The article is devoted to the place and role of decommunization in post-Communist transformation of Eastern European States. The authors identify the basic elements of peace: restitution, lustration, reforms in the sphere of political toponomic. It is shown that an integral part of decommunization is the system of historical and political institutions, which is engaged in the promotion of victim historical policy. Much attention is paid to the causes of de-communization. The authors explain the success of the Eastern European countries in building democracy decommunization policy.
Keywords: decommunization; restitution; lustration; transitional justice; post-Communist transformation.
В настоящее время стало очевидно, что посткоммунистические государства в своём политическом развитии пошли разными траекториями и направлениями. На посткоммунистическом пространстве сложился широкий спектр политических режимов. В одних государствах установились демократические институты и практики, в других - эти институты и практики сочетаются с недемократическими, авторитарными, в третьих - формальные демократические процедуры используются в качестве фасада, за которым скрываются новые разновидности автократического правления [1, с. 64]. Необходимо отметить, что посткоммунистические государства обладали в целом равными стартовыми возможностями, одинаковой совокупностью
© Мухаметов Р. С., Нагорных О. В., 2018
общих признаков, основными из которых были: 1) единая доминирующая идеология;
2) отсутствие частной собственности (полное или частичное) и рыночных отношений;
3) близкие институциональные модели государственного устройства (внешне напоминающие парламентские республики, но в действительности представляющие собой различные версии партии-государства) и т. д. [2, с. 105]. Однако ряд посткоммунистических государств (речь идёт о странах Восточной Европы) добился значительных результатов в деле построения демократии, успешно продвинулся по пути создания гражданского общества и правового государства. Как нам представляется, одной из причин успеха является декоммунизация. Исходя из
этого, думается важным изучить сущность, причины и основные элементы политики де-коммунизации.
Прежде чем приступить к нашему исследованию, необходимо отметить, что данная тема получила в политической науке определённую теоретическую рефлексию. Важный вклад в изучение декоммунизации внесли зарубежные исследователи. В частности, следует отметить работы Л. Стэн [3] и С. Хорн [4]. В последние годы этой тематике уделяли внимание Дж. Моран [5], Х. Уэлш [6], Н. Летки [7] и т. д. Из российских политологов хочется отметить работы Е. В. Лёзиной [8]. Тем не менее в трудах этих учёных не рассматривается декоммунизация в целом. В результате можно говорить об отсутствии общепринятой методологии изучения декоммунизации в современной политической науке и, как следствие, выделении из этого феномена общепринятых специфических элементов.
Одним из политических процессов в государствах Восточной Европы после «бархатных революций» рубежа 1980-1990-х гг. была декоммунизация. Можно обозначить два основных подхода к определению сущности декоммунизации. Первый подход (идеологический) рассматривает декоммунизацию как систему мероприятий, которые направлены на освобождение от влияния и последствий коммунистической идеологии во всех сферах жизни страны и общества после падения коммунистических режимов. С точки зрения второго (инструментального) подхода декомму-низация - это деятельность, которая направлена на отказ от коммунистических практик из всех сфер жизни общества.
Критика коммунизма в странах Восточной Европы началась в конце 80-х - начале 90-х гг. ХХ в. и была связана с падением авторитарно-тоталитарных режимов в результате антикоммунистических переворотов («бархатных революций») 1989 г. В восточноевропейских государствах декоммуниза-ция шла в рамках общего процесса демократизации и либерализации общественно-политической жизни. После падения коммунистических режимов ориентиром для восточноевропейских стран являлся демократический политический режим, рыночная экономика и правовое государство. Во внешней
политике был взят курс на вступление в западные экономические (ЕС) и военно-политические (НАТО) структуры.
Декоммунизация в Восточной Европе состоит из нескольких элементов.
Во-первых, правосудие переходного периода. Данное понятие было введено в научный оборот в 1995 г. профессором Нью-Йоркской школы права Р. Тайтелем. В докладе Генерального секретаря ООН «Господство права и правосудие переходного периода в конфликтных и постконфликтных обществах» правосудие переходного периода определяется как «комплекс процессов и механизмов, связанных с попытками общества преодолеть тяжкое наследие крупномасштабных нарушений законности в прошлом с целью обеспечить подотчётность, справедливость и примирение» [9]. Его цель - это восстановление верховенства права, создание новых оснований общественного договора и отказа от недемократических практик в обществах, в которых осуществляется переход из авторитарной или тоталитарной системы к демократической. Одним из главных инструментов преодоления наследия прошлого в восточноевропейском регионе являлось признание несправедливости, совершённой в отношении жертв коммунистического режима. К ним относится реабилитация тех, кто был несправедливо осуждён, подвергся репрессиям со стороны властей, путём их публичного оправдания и выплаты финансовой компенсации, а также реституции. Иной значимой мерой переходного правосудия в государствах Восточной Европы было привлечение к уголовной ответственности лиц, которые виновны в нарушениях прав человека и злоупотреблении властью в период коммунистических порядков [8, с. 50].
Во-вторых, в странах Восточной Европы одним из инструментов проведения внутриполитических перемен была реституция.
Установление коммунистического правления в восточноевропейских государствах сопровождалось широкомасштабной передачей недвижимости из частной собственности в собственность или под контроль государства. После падения просоветских режимов в Восточной Европе были приняты законы о реституции национализированного в 1940-х гг.
имущества. В соответствии с этими нормами бывшие собственники или их наследники имеют право претендовать на передачу им государством в собственность объектов недвижимости. Крах коммунизма в 1989-1991 гг. позволил восстановить собственность.
Болгария была одной из первых стран Восточной Европы, принявших законодательство о реституции частной собственности. Действующий закон предусматривает, что как болгарские граждане, так и неболгарские имеют право на получение имущества, конфискованного в фашистский и коммунистический периоды. Первые законы о реституции в Чехии, принятые в 1991 г., касались конфискации в период 1948-1989 гг. главным образом частной собственности, сельскохозяйственных угодий, произведений искусства и имущества религиозных орденов и спортивных ассоциаций. Румыния до 2001 г. не имела официального законодательства о реституции собственности в отношении городских жилищ (законодательство было принято в отношении сельскохозяйственных и лесных угодий соответственно в 1991 г. и 2000 г.). В феврале 2001 г. Румыния приняла закон № 10, регулирующий порядок реституции частной собственности на имущество, конфискованное в период 1945-1989 гг. Что касается Польши, то у неё нет законодательства, регулирующего реституцию частной собственности [10].
Западные страны поддерживают усилия по возвращению законным владельцам имущества, конфискованного нацистами в 19331945 гг. и последующими коммунистическими правительствами Центральной и Восточной Европы. Позитивные действия по имущественным вопросам являлись одним из критериев, который использовался для оценки прогресса стран, стремящихся к членству в НАТО и ЕС. Успешная программа реституции собственности являлась показателем эффективности верховенства права в стране.
После распада СССР в восточноевропейских государствах была построена система историко-политических учреждений. Специально созданные институты занимаются продвижением виктимной исторической политики и акцентированием внимания на преступлениях коммунистического режима. Так, например, составлением и расследова-
нием коммунистических преступлений занимаются такие организации, как Бюро по документации и расследованию преступлений коммунизма в Чехии, Институт по расследованию коммунистических преступлений в Румынии, Институт национальной памяти -Комиссия по расследованию преступлений против польского народа и т. д. Изучением наследия коммунистической диктатуры и насаждением определённых трактовок прошлого занимаются Институт изучения тоталитарных режимов в Чехии, Институт памяти народа в Словакии и др.
Одной из мер декоммунизации является ликвидация остатков коммунистической пропаганды (символов, памятников, топонимики), устранение визуальных маркеров тоталитарного режима. Одной из первых в Восточной Европе (1993 г.) стран, которая запретила коммунистическую символику, стала Венгрия. В феврале 2013 г. Конституционный суд Венгрии постановил отменить этот запрет. Однако в апреле того же года Парламент Венгрии одобрил запрет на публичное демонстрирование нацистской и коммунистической символики. С 2009 г. в Польше введена уголовная ответственность (штрафы, лишение свободы сроком до двух лет) за хранение, распространение или продажу вещей с коммунистической символикой [11].
Успешному преодолению коммунистического наследия государствами Восточной Европы помогло и переименование улиц. Так, например, 2 сентября 2016 г. в Польше вступил в силу закон о декоммунизации, по которому улицы, площади и другие объекты в стране не могут быть названы в честь идеалов и символов коммунизма [12].
Другой составляющей декоммунизации является люстрация. В настоящее время о ней принято говорить применительно к законодательной практике, которая характерна именно для посткоммунистических стран Восточной Европы, хотя сама эта практика имела место в послевоенной Германии (денацификация) и Японии. Суть люстрации заключается в том, чтобы отстранить от возможности занимать должности в государственном и муниципальном управлении лиц, причастных к притеснениям прав и свобод граждан. Люстрация направлена на уменьшение влияния бывших госслужащих и со-
трудников спецслужб коммунистических режимов на принятие политических решений. Это решается, как правило, двумя способами: во-первых, публичным распространением любой информации о деталях политической биографии; во-вторых, прямым запретом на занятие государственных должностей. Так, жертвами люстрации были председатель Совета министров Польши (1995-1996 гг.) Юзеф Олексы, который сложил с себя полномочия из-за подозрений в связях с КГБ, министр финансов Зита Гилёвска, которая в июне 2006 г. под давлением публикаций в СМИ (пресса обвиняла её в сокрытии сотрудничества с коммунистическими спецслужбами) была вынуждена покинуть свой пост.
Основным институтом, против которого были направлены люстрационные меры во всех странах региона, являлась тайная политическая полиция. Отношение к спецслужбам в большинстве стран Восточной Европы было крайне негативным, так как органы госбезопасности воспринимались как наиболее репрессивный и закрытый политический институт.
Самые известные случаи люстрации -в Чехии и Польше.
Первой страной региона, которая приняла закон о люстрации, стала Чехословакия (1991 г.). Там были установлены ограничения (запрет на протяжении пяти лет) для работы на руководящих должностях в государственных учреждениях (силовых структурах и спецслужбах, администрации президента, правительства, парламента и высших судебных инстанциях, на государственных предприятиях, в центральном банке, академических учреждениях, вузах). Под этот запрет попали бывшие сотрудники органов госбезопасности, милиции, а также партийные функционеры районного уровня и выше.
Что касается Польши, то в 1997 г. там был принят закон, который обязал определённый перечень лиц (президента, депутатов, судей, прокуроров и др.) писать признания в том, что они не сотрудничали с органами безопасности в коммунистический период. Для проверки достоверности заявлений высших должностных лиц был учреждён специальный отдел. Тот, кто соврёт, лишался должности и права занимать пост в течение нескольких лет.
В 2006 г. был принят новый закон о люстрации, по которому госслужащие, преподаватели вузов, директора школ, журналисты, юристы должны представить свидетельство о люстрации. Отказ от этого влечёт за собой лишение занимаемой должности на десять лет. Проверкой правдивости свидетельств занимается Институт национальной памяти. Позже работники образования и СМИ были освобождены судом от обязанности заявлять о своём сотрудничестве со спецслужбами бывшей Польской Народной Республики [13].
Парламент Румынии принял в феврале 2012 г. закон о люстрации, предусматривающий лишение ряда прав представителей аппарата компартии Румынии, занимавших свои посты в период с 1945 г. по 1989 г. Согласно закону под действие люстрации, помимо партийных функционеров и сотрудников политической полиции, попадут представители прокурорского корпуса, занимавшие свои посты в период коммунистического режима. Данные категории лиц будут лишены на 5 лет права баллотироваться и занимать должности в сфере государственного управления. В то же время под люстрацию не попадут представители Коммунистического союза молодёжи, а также дипломатические и консульские работники периода коммунистического режима [14]. В Болгарии и Венгрии были приятны законы парламентом, но они были отменены потом судами.
Как видно, люстрационные меры в восточноевропейских государствах принимали разные формы и довольно сильно отличались по объёму. Люстрация представляет собой очень широкий спектр мер: от проверки биографии должностных лиц на наличие фактов сотрудничества со спецслужбами до запрета занимать государственные должности.
Необходимо отметить, что название «де-коммунизации» охватывает целый ряд разнородных явлений. Данный термин применяется для обозначения широкого перечня процессов и механизмов преодоления коммунизма.
Таким образом, подводя промежуточные итоги, можно сказать, что неотъемлемой частью процесса транзита от авторитарно-тоталитарных режимов к демократии является восстановление исторической справедливости, исправление последствий совершён-
ных этими режимами преступлений, устранение токсической составляющей идеологического и политического наследия тоталитарного прошлого, а также создание механизмов по предотвращению антидемократических рецидивов. Опыт стран, которые пережили коммунистический режим, свидетельствует о том, что одним из главных факторов успеха демократической трансформации и реформ является радикальный разрыв с тоталитарным прошлым.
Можно обозначить несколько причин процесса декоммунизации в государствах Восточной Европы.
Во-первых, угроза реванша антидемократических сил и возврата к тоталитаризму. В ряде стран, особенно на раннем этапе, существовали серьёзные опасения, что представители прежней номенклатуры и спецслужб способны к реваншу, готовы осуществить контрреволюцию и восстановить прежний тоталитарный порядок.
Во-вторых, защита демократии. Мероприятия в рамках декоммунизации рассматривались как средство защиты только что установленной и потому довольно хрупкой и неустойчивой демократической системы.
В-третьих, раскрытие правды о прошлом и восстановление справедливости. Процесс люстрации и связанный с ним процесс открытия архивов преследовал главным образом цель раскрытия истинной информации о нарушениях прав человека и системе государственного террора.
Наконец, процесс декоммунизации выступает фактором демократической консолидации. Противопоставляя себя старому режиму, новый порядок становится более сплочённым и определённым [8, с. 60-61].
Иными словами, процесс декоммуниза-ции рассматривался как средство защиты от вредоносных пережитков прошлого и новой (демократической) системы от лиц старой закалки, которые привыкли к всевозможным нарушениям и злоупотреблениям. Это мера по предотвращению возращения советско-коммунистического режима, гарантия возвращения в «общеевропейскую семью», стремление сделать необратимыми институциональные изменения.
После завершения Второй мировой войны государства Восточной Европы попали
в советскую зону влияния. К власти в восточноевропейских государствах пришли местные коммунисты, которые ориентировались во внешней и внутренней политике на Москву. Коммунистическое руководство стран региона перешло к осуществлению преобразований и реформ, которые способствовали утверждению советской модели в политической (однопартийная система, авторитарно-тоталитарный режим, ленинско-коммунистическая идеология) и экономической сферах (национализация, коллективизация и индустриализация). Другими словами, СССР после окончания Второй мировой войны навязал государствам Восточной Европы свою модель развития.
Неожиданный для многих распад СССР открыл данным странам возможность «возвратиться в Европу». Общества и элиты восточноевропейских государств были консолидированы по двум моментам. Первый - «негативный консенсус» - ориентация на «выход из прошлого», отказ от коммунистической идеологии, полный демонтаж чуждых им порядков и ценностей шёл под лозунгом «Прочь из Советского Союза». У стран Восточной Европы сложился широкий гражданский консенсус, который не встречает внутреннего сопротивления и разделения общества. События второй половины XX столетия сформировали в национальной памяти народов восточноевропейских государств негативное представление об СССР и коммунистической идеологии. Коммунистический режим трактуется криминальным и оккупационным, который способствовал разрушению традиционных европейских ценностей, систематически и постоянно нарушал права человека, применял репрессивные меры против своих собственных граждан. Второй -«позитивный консенсус» - предполагал наличие чёткой цели в виде создания демократического политического режима, многопартийной системы, рыночной экономики, правового государства, вступления в ЕС и НАТО.
Таким образом, восточноевропейские государства после нескольких десятилетий господства коммунистических режимов в начале 90-х гг. вступили в переходный период, целями которого были построение демократического государства, открытого общества, рыночно-ориентированной экономи-
ки и интеграция в общеевропейские и атлантические структуры. Декоммунизацию стоит рассматривать как одно из направлений посткоммунистической демократической трансформации, которая нацелена на формирование властных институтов, подотчётных обществу, а также изменение характера взаимоотношений между государством и обществом. Транзит от авторитарно-тоталитарного режима к демократии потребовал от новых лидеров создания инструментов защиты от восстановления прежних недемократических институтов и практик в будущем. Декоммунизация воспринималась частью посткоммунистических восточноевропейских элит как способ предохранения только что установленной демократии от реванша представителей старой политической системы в лице функционеров правящей коммунистической партии, а также сотрудников и осведомителей спецслужб.
ЛИТЕРАТУРА
1. Мельвиль А. Ю. О траекториях посткоммунистических трансформаций // Полис. - 2004. -№ 2. - С. 64-75.
2. Макаренко Б. И. Посткоммунистические страны: некоторые итоги трансформации // Поли-тия. - 2008. - № 3. - C. 105-124.
3. Stan L. The Roof over Our Heads: Property Restitution in Romania // Journal of Communist Studies and Transition Politics. - 2006. - № 2. -P. 180-205.
4. Horne C. The Impact of Lustration on Democratization in Post-Communist Countries. International // Journal of Transitional Justice. -2014. - № 3.
5. Moran J. The Communists Torturers of Eastern Europe-Prosecute and Punish or Forgive and Forget // Communist and Post-Communist Studies. - 1994. - №. 1. - P. 95-109.
6. Welsh H. Dealing with the Communist Past. Central and East European Experiences after 1990 // Europe-Asia Studies. - 1996. - Vol. 48. - №. 3.
7. Letki N. Lustration and democratization in East-Central Europe // Europe-Asia Studies. - 2004. -№ 4. - P. 529-552.
8. Лёзина Е. В. Люстрация и открытие архивов в странах Центральной и Восточной Европы // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. - 2015. - № 2. - С. 48-89.
9. Господство права и правосудие переходного периода в конфликтных и постконфликтных обществах. Доклад Генерального секретаря. Документ ООН S/2004/616 от 23 августа 2004 г. // Система официальной документации. - URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc /UND0C/GEN/N04/395/31/PDF/N0439531.pdf? OpenElement (дата обращения: 31.01.2018).
10. Property Restitution in Central and Eastern Europe // U.S. Department of State. - URL: https://2001-2009.state.goV/p/eur/rls/or /93062.htm (дата обращения: 31.01.2018).
11. Где притесняли коммунистов // Профиль. -URL: http://www.profile.ru/politika/item/95202-gde-pritesnyali-kommunistov (дата обращения: 31.01.2018).
12. В Польше принят закон о декоммунизации // Русский Топ. - URL: http://topru.org/40572 /v-polshe-prinyat-zakon-o-dekommunizacii/
( дата обращения : 31.01.2018).
13. Поголовная проверка. В Польше вступил в силу новый закон о люстрации // Российская газета. - 2015. - 15 марта. - URL: https://rg.ru/2007/03/15/polsha-zakon.html
( дата обращения : 31.01.2018).
14. В Румынии принят закон о люстрации // REGNUM. - URL: https://regnum.ru/news/polit /1504048.html (дата обращения: 31.01.2018).
Информация о статье
Дата поступления 5 марта 2018 г.
Дата принятия в печать 14 мая 2018 г.
Сведения об авторах
Мухаметов Руслан Салихович - канд. полит. наук, доцент кафедры политических наук Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина (Екатеринбург, Россия)
Адрес для корреспонденции: 620000, Россия, Екатеринбург, пр. Ленина, 51, каб. 419 E-mail: [email protected]
Article info
Received March 5, 2018
Accepted May 14, 2018
About the authors
Muhametov Ruslan Salikhovich - Candidate of Political Sciences, Associate Professor of the Department of Political Science of the Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin (Ekaterinburg, Russia)
Postal address: kab. 419, 51, Lenina pr., Ekaterinburg, 620000, Russia E-mail: [email protected]
Нагорных Олег Владимирович - аспирант кафедры политических наук Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина (Екатеринбург, Россия)
Адрес для корреспонденции: 620000, Россия, Екатеринбург, пр. Ленина, 51, каб. 419
E-mail: [email protected] Для цитирования
Мухаметов Р. С., Нагорных О. В. Декоммунизация в Восточной Европе: сущность, причины и мероприятия // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2018. № 2 (18). С. 201-207. DOI: 10.25513/23121300.2018.2.201-207.
Nagornyh Oleg Vladimirovich - Graduate Student of the Department of Political Science of the Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin (Ekaterinburg, Russia)
Postal address: kab. 419, 51, Lenina pr., Ekaterinburg, 620000, Russia
E-mail: [email protected] For citations
Mukhametov R. S., Nagornyh O. V. Decommunization in Eastern Europe: Essence, Causes and Activities. Herald of Omsk University. Series "Historical Studies", 2018, no. 2 (18), pp. 201-207. DOI: 10.25513/2312-1300.2018.2.201-207 (in Russian).