Научная статья на тему 'ДЕКОММУНИЗАЦИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОДВИЖЕНИЯ НАЦИОНАЛИСТИЧЕСКИХ ИДЕЙ НА УКРАИНЕ'

ДЕКОММУНИЗАЦИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОДВИЖЕНИЯ НАЦИОНАЛИСТИЧЕСКИХ ИДЕЙ НА УКРАИНЕ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
декоммунизация / Украина / ОУН-УПА / Майдан / национализм / decommunisation / Ukraine / OUN-UPA / Maidan / nationalism

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кулага Максим Вадимович, Красникова Дарья Эдуардовна

В данной статье авторы рассматривают декоммунизацию как инструмент продвижения националистических идей на Украине. Авторы дают определение декоммунизации, указывают цель данной политики, выделяют и характеризуют ее основные этапы, а также рассматривают роль украинских националистических сил в процессе легитимизацией этой политики на высшем уровне и выстраивание вокруг этой риторики новой идентичности. Данная политика направлена, в первую очередь, на русскоязычную часть населения Украины, т.е. на жителей юго-востока страны и является своего рода еще одним способом подавления пророссийских настроений. Рассматриваются ключевые силы осуществления декоммунизации и их идеологические устремления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DECOMMUNISATION AS A TOOL FOR PROMOTING NATIONALIST IDEAS IN UKRAINE

In this article, the authors examine decommunisation as a tool for promoting nationalist ideas in Ukraine. The authors define decommunisation, outline the purpose of this policy, identify and characterise its main stages, and examine the role of Ukrainian nationalist forces in the process of legitimising this policy at the highest level and building a new identity around this rhetoric. This policy is aimed primarily at the Russian-speaking part of the Ukrainian population, i.e. the inhabitants of the south-east of the country, and is another way of suppressing pro-Russian sentiment. The key forces of decommunisation and their ideological aspirations are considered.

Текст научной работы на тему «ДЕКОММУНИЗАЦИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОДВИЖЕНИЯ НАЦИОНАЛИСТИЧЕСКИХ ИДЕЙ НА УКРАИНЕ»

ПОЛИТОЛОГИЯ

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ИДЕОЛОГИИ

ДЕКОММУНИЗАЦИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОДВИЖЕНИЯ НАЦИОНАЛИСТИЧЕСКИХ ИДЕЙ НА УКРАИНЕ

DOI: 10.32743/UniSoc.2024.110.7.17953

Кулага Максим Вадимович

научный сотрудник, ГБУ «Институт изучения истории Донбасса»,

РФ, ДНР, г. Донецк E-mail: maks.kulaga.97@mail.ru

Красникова Дарья Эдуардовна

лаборант I категории, ГБУ «Институт изучения истории Донбасса»,

РФ, ДНР, г. Донецк E-mail: danapetrova2000@mail. ru

DECOMMUNISATION AS A TOOL FOR PROMOTING NATIONALIST IDEAS IN UKRAINE

Kulaga Maksim Vadimovich

Research assistant,

State Budgetary Institution Institute for the Study of the History of Donbass,

Russian Federation, DPR, Donetsk

Krasnikova Darya Eduardovna

Laboratory assistant of I category, State Budgetary Institution Institute for the Study of the History of Donbass,

Russian Federation, DPR, Donetsk

АННОТАЦИЯ

В данной статье авторы рассматривают декоммунизацию как инструмент продвижения националистических идей на Украине. Авторы дают определение декоммунизации, указывают цель данной политики, выделяют и характеризуют ее основные этапы, а также рассматривают роль украинских националистических сил в процессе легитимизацией этой политики на высшем уровне и выстраивание вокруг этой риторики новой идентичности. Данная политика направлена, в первую очередь, на русскоязычную часть населения Украины, т.е. на жителей юго-востока страны и является своего рода еще одним способом подавления пророссийских настроений. Рассматриваются ключевые силы осуществления декоммунизации и их идеологические устремления.

ABSTRACT

In this article, the authors examine decommunisation as a tool for promoting nationalist ideas in Ukraine. The authors define decommunisation, outline the purpose of this policy, identify and characterise its main stages, and examine the role of Ukrainian nationalist forces in the process of legitimising this policy at the highest level and building a new identity around this rhetoric. This policy is aimed primarily at the Russian-speaking part of the Ukrainian population, i.e. the inhabitants of the south-east of the country, and is another way of suppressing pro-Russian sentiment. The key forces of decommunisation and their ideological aspirations are considered.

Ключевые слова: декоммунизация, Украина, ОУН-УПА, Майдан, национализм.

Keywords: decommunisation, Ukraine, OUN-UPA, Maidan, nationalism

Библиографическое описание: Кулага М.В., Красникова Д.Э. ДЕКОММУНИЗАЦИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОДВИЖЕНИЯ НАЦИОНАЛИСТИЧЕСКИХ ИДЕЙ НА УКРАИНЕ // Universum: общественные науки : электрон. научн. журн. 2024. 7(110). URL: https://7universum.com/ru/social/archive/item/17953

Декоммунизация - украинская идеологическая политика, инициированная Украинским институтом национальной памяти (УИНП), направленная на запрет советского наследия и символики, а также разрыв культурных и исторических связей с Россией. Данная политика направлена в первую очередь на русскоязычную часть населения Украины, т.е. на жителей юго-востока страны и является своего рода еще одним способом подавления пророссийских настроений. Начало СВО 24 февраля 2022 г. не только ускорило темпы декоммунизации, но и способствовало окончательной трансформации ее в «дерусифи-кацию» [14]. Декоммунизация, безусловно, стала важным маркером политических процессов на Украине. Таким образом, ее исследование на сегодняшний день важная и актуальная проблема.

Более широкое определение декоммунизации дал украинский историк Г.В. Касьянов, по которому декоммунизация «включает в себя комплекс политических действий, направленных на устранение из символического, политического и культурного пространства Украины культурных кодов советского прошлого, а «также на ликвидацию, маргинализацию или общественное осуждение политических и общественных групп, являющихся или представляющихся наследием этого режима либо проявляющих реальную или воображаемую симпатию к нему» [8, с. 174].

Согласно данным УИНП, главная цель декомму-низации заключается в «деконструкции советских мифов, восстановлении исторической правды про прошлое, ликвидации топонимов, которые прославляли деятельность коммунистических тоталитарных режимов» [10, с. 36]. Иными словами - попытка пересмотреть историю в выгодном новому киевскому режиму ключе. Украинский исследователь А.А. Гриценко в своей книге «Декоммунизация в Украине как политика и социокультурное явление» (2019 г.) пишет, что советская система ценностей является опасной для современной Украины и ее необходимо исключать, как из общественного поля страны, так и из исторической памяти [5, с. 29-31]. Кроме того, в его работе приводятся цитаты других авторов, которые считают, что дискурс касательно декоммуниза-ции устарел и необходимо вести полемику уже относительно деколонизации, которая охватывает не только советский период с 1920 по 1991 гг., но также и более ранний период Российской империи [5, с. 32]. Как следствие, расширение украинской антироссийской политики - 27 июля 2023 г. принят Закон «Про осуждение и запрет пропаганды российской имперской политики в Украине и деколонизацию топонимов» [12]. Стоит отметить, что под видом «борьбы с советскими мифам» и созданием «реальной украинской истории», переписывается украинская история, прежние ценности заменяются новыми. Как верно отмечает Г.В. Касьянов, само понятие «декоммуни-зации» стало прикрытием «для интенсивного продвижения и легитимации в исторической памяти, символическом пространстве и политике националистического нарратива прошлого, связанного с

июль, 2024 г.

превращением Организации украинских националистов (организация, деятельность которой запрещена в РФ) и Украинской повстанческой армии (организация, деятельность которой запрещена в РФ) в общенациональные, системообразующие символы» [8, с. 176].

Г.В. Касьянов и некоторые другие историки выделяют 2 основных этапа декоммунизации [8, с. 177] -«стихийный» в период Майдана 2013-2014 гг. и уже официально оформленный в качестве законопроектов с 2015 г. по наши дни. Однако, на наш взгляд корректнее выделять 4 этапа декоммунизации, как делает это УИНП [1], поскольку этот процесс зародился и развивался на Украине со времен распада СССР и Майдан стал лишь его катализатором. Для каждого этапа характерны свои особенности, вытекающие из политической обстановки в стране.

Первый этап декоммунизации - 1990-е гг. Деком-мунизация в этот период стала закономерной частью распада СССР. В 1990-е гг. после развала СССР множество разрозненных националистических партий существовавших скрытно в УССР смогли перейти на легальное положение или примкнуть к легализированным группам. В этом контексте созданный в 1992 г. Конгресс украинских националистов, который объединял сторонников ОУН-УПА (организация, деятельность которой запрещена в РФ) и иных группировок такого толка, фактически закрепил националистическую линию поведения на весь последующий период. Стоит отметить, что еще в 1991 г. создана Социал-националистическая партия Украины (в последствии партия «Свобода» с 2004 г.) [8, с. 177], которая в будущем станет «локомотивом» декоммуни-зации и дерусификации страны. Важно отметить, что под идеологическими основаниями националистического украинского крыла в 1990-х гг. стоит понимать стремление создать полноценное «Соборное независимое украинское государство», что требовало определенных «корректировок украинской истории» и, в первую очередь, уничтожения советского наследия. Кроме того, важной идеологической чертой было то, что украинские националисты были настроены негативны только к русскому населению, тогда как к другим народам отношение было нейтральным, либо даже положительным [4, с. 14-15]. В частности, стоит отметить, что ряд националистических украинских организаций, таких как «Тризуб им. С. Бандеры» (организация, деятельность которой запрещена в РФ) активно принимали участие в антирусских акциях и конфликтах, таких как Чеченская война и Молдавский кризис.

В течении 1990-х гг. возникает и развивается такое явление как «ленинопад» - демонтаж памятников В.И. Ленину. В большей степени эти процессы затронули Западную и Центральную Украину. «Открыл» «ленинопад» снос памятника во Львове 14 сентября 1990 г. [9, с. 41]. В 1991 г. волна «ленино-пада» прокатилась по Виннице, Ужгороду, Луцку, Тернополю [9, с. 41]. Наиболее символичным стал демонтаж в сентябре 1991 г. в центре Киева памятника Октябрьской революции, главной частью которого была почти девятиметровая гранитная фигура

Ленина [9, с. 41]. Тогда же произошло переименование самой площади, на которой располагался монумент: площадь Октябрьской революции стала - печально знаменитым Майданом Незалежности (Площадью Независимости) [9, с. 41].

Стоит отметить, что конец 1990-х начало 2000-х стал переходным периодом, в который осуществляется некоторый пересмотр практических и теоретических оснований украинского национализма. В первую очередь происходит еще большая раздробленность украинских националистических групп. Они все также продолжают преимущественно базироваться на Западе страны, но крупные формирования, такие как «Тризуб им. Степана Бандеры» (организация, деятельность которой запрещена в РФ), «Патриоты Украины», а также их молодежные отделения, распространяли влияние на другие регионы. При этом крупные политические партии крайнего спектра, такие как «Батькивщина», и даже более умеренные, начали апеллировать к националистической тематике. Таким образом, хотя большинство политических партий страны не являлись националистическими по своей сути, но принятие правых националистических идей, суть которых в общественном поле сводилась к усилению украинизации, уменьшению российского фактора в общественной жизни и увеличению дискурса относительно героизации ОУН-УПА (организация, деятельность которой запрещена в РФ), в целом была положительно воспринята и частично легитимизировала на высшем политическом уровне на Украине.

Второй этап декоммунизации связан с периодом президентства В.А. Ющенко (2005-2010 гг.). Данный этап протекал в условиях усилившейся украинизации и отказа от советского наследия. Измененному нарративу в период управления В.А. Ющенко способствует усиление легализированных националистов. Не последнюю роль в украинизации и декоммунизации сыграла мемориализация памяти о жертвах Голодомора (1932-1933 гг.), которую активно продвигали партии «Батькивщина» и «Свобода». Так, вышедший 28 марта 2007 г. Указ Президента «О мерах в связи с 75-летней годовщиной Голодомора 1932-1933 гг. в Украине» [13] стал «первым шагом к системной декоммунизации на законодательном уровне» [1]. Согласно данному документу, органы власти должны были «активизировать работы по демонтажу памятников и памятных знаков лицам, причастным к организации Голодомора 1932-1933 гг. в Украине и политических репрессий, а также соответствующему переименованию улиц, площадей, переулков, проспектов, парков и скверов в населенных пунктах Украины, названия которых связаны с такими лицами» [13]. В результате «в 2007-2008 гг., по оценке В.А. Ющенко, было переименовано более 3 тыс. топографических объектов, демонтировано более 400 памятников советского периода» [11, с. 193]. Таким образом, в период президентства В.А. Ющенко хоть и завуалированно, прикрываясь трагедией Голодомора 1932-1933 гг., но были сделаны первые шаги по продвижению де-коммунизации на официальном уровне. Важно

июль, 2024 г.

также отметить, что в данный период был создан УИНП (2006 г.), который в последствии будет играть большую роль в политической и общественной жизни Украины, и станет инициатором проведения декоммунизации на официальном уровне [2, с. 5].

Третий этап - период Майдана 2013-2014 гг. УИНП характеризуют данный этап как «стихийный» и отмечают, что стартовал он со сноса памятника Ленину в центре Киева 8 декабря 2013 г. [1], который уничтожили активисты националистической партии «Свобода» [9, с. 48]. И хотя «ленино-пад» во время Майдана 2013-2014 гг. УИНП попытались представить как «народную инициативу», Г.В. Касьянов указывал, что «стихийность» данного процесса, «можно признать с некоторыми оговорками» [8, с. 177]. Так, он указывает на наличие «организационного ядра в 5-10 человек» в большинстве случаев «народного» сноса [8, с. 177]. Ядро в основном состояло, как правило, из «представителей националистических, праворадикальных организаций и групп: ВО «Свобода», «Тризуб им. С. Бан-деры» (организация, деятельность которой запрещена в РФ) (трансформировавшийся в «Правый сектор» (организация, деятельность которой запрещена в РФ)) и др.» [8, с. 177]. Следовательно, «народную инициативу» подогревали украинские националистические организации, что ставит под вопрос «стихийность» «ленинопада» периода Майдана 2013-2014 гг.

Отметим, что активность радикальных партий и организаций и их успех на Майдане 2013-2014 гг. были обусловлены несколькими причинами. Прежде всего, стоит сказать о глубоких кризисных проблемах в политико-экономической системе Украины: коррупции, олигархате, неравномерном распределение доходов и т.д. Все эти явления вызывали негативные настроения в социуме, чем и воспользовались во время Майдана отдельные члены «Правого сектора» (организация, деятельность которой запрещена в РФ) для манипуляции коллективным сознанием. Второй причиной успеха радикальных партий стала разнородность подходов (либеральный, радикальный, традиционный) в рамках реализации целей митингов. Наличие различных подходов позволило привлечь больше людей и существенно увеличить количество сторонников радикалов. Успешность радикалов в этот период, обосновывалась высокой реакционностью населения и ростом национальной мобилизации. Тем не менее, этот период был краткосрочным, так как поддержка радикальных настроений не была характерна для украинского избирателя в целом и стала возможной именно из-за реакционности после чего пошла на спад.

Четвертый этап начинается с принятия закона №2 317-УШ «Про осуждение коммунистического и национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов и запрет пропаганды их символики» от 9 апреля 2015 г. [7]. Стоит отметить, что несмотря на то, что в формулировке закона говорится о запрете не только «коммунистической», но и «национал-социалистической (нацисткой)» символики, запрещать и массово ликвидировать будут лишь первую. Важно также понимать, что включая

в законопроект «коммунистический и национал-социалистический (нацистский) тоталитарный режимы», авторы законопроектов как бы ставят между ними знак равенства, что гармонично вплетается в современный украинский исторический нарратив, где широко распространен миф об УПА (организация, деятельность которой запрещена в РФ) воевавшей и против нацисткой Германии, и против СССР, «за свободу Украины». Закон вошел в «декоммуни-зационный пакет», соответствующие законопроекты были инициированы УИНП. Эти законы были одобрены и подписаны президентом Украины П.А. Порошенко 15 мая 2015 г., вступили в силу они на следующий день после публикации - 21 мая 2015 г. [6]. Получив законодательное оформление, деком-мунизация быстро набрала обороты и стала идти ускоренными темпами. Следовательно, с 2015 г. мы можем говорить об «официальном» этапе декомму-низации. Важно сказать, что существенную помощь в продвижении декоммунизации оказала уже упомянутая выше партия «Свобода», а также спикер Верховной Рады А.В. Парубий (2016-2019), активный участник Майдана 2013-2014 гг., прошедший по спискам «Народного фронта», но начинавший свою политическую карьеру как основатель Социал-национальной партии (с 2004 г. «Свободы») [8, с. 177].

Стоит отметить, две важные особенности деком-мунизации Постмайдановского периода. Во-первых, декоммунизация исходила из необходимости уничтожения, оставшегося в гражданах Украины советского сознания, а также усиления трансляции лож-

ного самосознания, через героизацию националистов, молодым гражданам страны [11, с. 205-207]. Во-вторых, как на внутреннюю, так и на внешнюю аудиторию страны транслировался нарратив победы. Декоммунизация должна была стать символом «нерушимости» новой украинской нации, полностью антагонистичной российскому государству и народу в целом. Тем не менее этот новый «победный антируссизм» так и не смог закрепится из-за низкого уровня реальных боевых успехов. Постмай-дановский период кроме националистических идей был дополнен проевропейскими. Изменение дат и сути ряда праздников: Дня защитника Отечества, Дня Победы и т.д., ведут к расслоению населения в идеологическом плане [3]. При этом конструирование идеологии украинского еврофильства и украинской моноэтничной нации противоречат друг другу и создают основу для будущего конфликта.

Подводя итог, можно сказать, что с момента обретения Украиной независимости, декоммунизация стала ее системным, негативным трендом. Возникновение данной политики и ее развитие было инициировано радикальными околонацистскими и неонацистскими группировками, которые системно наращивали влияние в политике, пока не сыграли ключевую роль в государственном перевороте 2014 г. В настоящее время возможна четкая типологиза-ция периодов украинской декоммунизации и выделение их характерных черт. В целом современный декоммунизационный нарратив направлен против России и ее народа и негативно влияет на Украину.

Список литературы:

1. 9 квггая виповнилося 5 рошв, як в Украш розпочалася декомушзащя на законодавчому рiвнi //Украшський шститут национально! пам'яп: официальный сайт - Киев - обновляется в течение суток/[Электронный ресурс] -URL: https://uinp.gov.ua/pres-centr/novyny/9-kvitnya-vypovnylosya-5-rokiv-yak-v-ukrayini-rozpochalasya-dekomunizaciya-na-zakonodavchomu-rivni (дата обращения: 22.01.2024).

2. Ахременко Денис Анатольевич Украинский институт национальной памяти: против национальной памяти? // Новые исторические перспективы: от Балтики до Тихого океана. 2015. №1 (1). С. 3-9.

3. Бардина К.В. Историческая память и исторический ревизионизм на Украине // Постсоветские исследования. 2019. Т. 2. № 2. С. 1055-1060.

4. Бышок С., Котчетков А. Евромайдан имени Степана Бандеры. От демократии к диктатуре. Второе издание. - М.: Книжный мир, ФРИГО «Народная дипломатия», 2014. - 480 с.

5. Гриценко О.А. Декомушзащя в Украш як державна полггака i як сощокультурне явище. - Ки!в: 1нститут полггачних i етнонащональних дослщжень iм. 1.Ф. Кураса НАН Укра!ни; 1нститут культурологи НАМ Укра!ни, 2019. - 320 с.

6. Декомушзащя// Украшський шститут национально! пам'яп: официальный сайт - Киев - обновляется в течение суток/ [Электронный ресурс] - URL: https://uinp.gov.ua/dekomunizaciya-ta-reabilitaciya/dekomunizaciya (дата обращения: 22.06.2024).

7. Закон Укра!ни ввд 09.04.2015 № 317-VIII «Про засудження комушстичного та нацюнал-сощалютичного (нацистського) тоталггарних режимiв в Укра!ш та заборону пропаганди !хньо! символши»/ [Электронный ресурс] - URL: https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/317-19#Text (дата обращения: 22.01.2024).

8. Касьянов, Г.В. 2021, «Декоммунизация» в Украине, 2014-2021: процесс, акторы, результаты, Историческая экспертиза. 2021. №4. с. 174-200.

9. Кринко Е.Ф., Хлынина Т.П. Украина без Ленина: старые памятники и новая идеология // Российские регионы: взгляд в будущее. 2015. № 1 (2). с. 40-57.

10. Кулик Р., Майоров М. 2014: початок росшсько-укра!нсько! вшни, - Киев - 2019 г. - С. 41.

11. Плеханов Артемий Александрович Разрушение пространства советского символического господства в постсоветской Украине // Полит. наука. 2018. №3. с. 190-216.

12. Пояснюемо деколошзацш: У1НП тдготував iнфографiку про те, як буде реалiзовуватися закон// Украшсь-кий шститут нацюнально! пам'ятi: официальный сайт - Киев - обновляется в течение суток/[Электронный ресурс] - URL: https://uinp.gov.ua/aktualni-temy/poyasnyuyemo-zakon-pro-dekolonizaciyu-infografika (дата обращения 01.07.2024).

13. Указ Президента Украши №250/2007 «Про заходи у зв'язку з 75-ми роковинами Голодомору 1932 - 1933 рошв в Украхш» - Офщшне штернет-представництво Президента Украши/ [Электронный ресурс] - URL: https://www.president.gov.ua/documents/2502007-5688 (дата обращения: 22.06.2024).

14. Филева М.В., Курганского А.А. «Демонтаж памятников как ключевая часть процесса «декоммунизации» на Украине и в Польше после 2014 г.»/ [Электронный ресурс] - URL: https://balticregion.kantiana.ru/jour/5217/38598/ (дата обращения: 22.06.2024).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.