Научная статья на тему 'Декларация оон об образовании и подготовке в области прав человека: история создания, значение, перспективы'

Декларация оон об образовании и подготовке в области прав человека: история создания, значение, перспективы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1484
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ООН / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / СОВЕТ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА / ОБРАЗОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА / ДЕКЛАРАЦИЯ ООН ОБ ОБРАЗОВАНИИ И ПОДГОТОВКЕ В ОБЛАСТИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА / UNITED NATIONS / HUMAN RIGHTS / HUMAN RIGHTS COUNCIL / HUMAN RIGHTS EDUCATION / UN DECLARATION ON HUMAN RIGHTS EDUCATION AND TRAINING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гольтяев Алексей Олегович

В статье изложена история разработки Декларации ООН об образовании и подготовке в области прав человека, подробно исследованы основные положения этого нового универсального международного стандарта в правозащитной сфере, раскрыто их значение и перспективы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The UN Declaration on human rights education and training: its story of development, significance and prospects

The article tells the story of the development of the UN Declaration on Human Rights Education and Training, studies its key provisions in detail, elaborates on their significance and prospects.

Текст научной работы на тему «Декларация оон об образовании и подготовке в области прав человека: история создания, значение, перспективы»

ДЕКЛАРАЦИЯ ООН ОБ ОБРАЗОВАНИИ И ПОДГОТОВКЕ В ОБЛАСТИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА: ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ, ЗНАЧЕНИЕ, ПЕРСПЕКТИВЫ

А.О. Гольтяев

Постоянное представительство Российской Федерации при Отделении ООН и других международных организациях в Женеве 15, Ave de la Paix, Geneva-1202, Switzerland

В статье изложена история разработки Декларации ООН об образовании и подготовке в области прав человека, подробно исследованы основные положения этого нового универсального международного стандарта в правозащитной сфере, раскрыто их значение и перспективы.

Ключевые слова: ООН, права человека, Совет по правам человека, образование в области прав человека, Декларация ООН об образовании и подготовке в области прав человека.

19 декабря 2011 г. Генеральная Ассамблея ООН на своем пленарном заседании без голосования одобрила Декларацию ООН об образовании и подготовке в области прав человека [3]. Тем самым завершился процесс разработки этого нового международного стандарта в правозащитной сфере, стартовавший в рамках Совета ООН по правам человека в 2007 г.

Вопрос образования в области прав человека и распространения информации о международных правозащитных нормах и принципах рассматривался в ООН практически с самого ее основания. Так, уже во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. [2] закреплен тезис о том, что каждый человек и каждый орган общества должны стремиться путем просвещения и образования содействовать уважению закрепленных в Декларации прав и свобод и обеспечению всеобщего и эффективного их признания и осуществления (п. 8 преамбулы). Подчеркивается значение общего понимания характера прав человека и основных свобод для их полного соблюдения (п. 6, 7 преамбулы).

Взаимосвязь образования и прав человека признается в ч. 2 ст. 26 Всеобщей декларации, согласно которой образование «должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам». Часть 1 ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах существенно развивает этот тезис, дополняя его формулировкой о сознании достоинства человеческой личности.

Здесь важно помнить, что именно достоинство является источником прав человека. Так, в общем п. 2 преамбулы Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. и преамбулы Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. указано, что закрепленные в Пактах права «вытекают из присущего человеческой личности достоинства».

Вопросы образования в области прав человека были выделены в самостоятельный раздел в Венской декларации и Программе действий 1993 г. (§ 76-82 ч. II [1], в развитие положений которой была принята Всемирная программа образования в области прав человека. Образование, подготовка кадров и информирование общественности по вопросам прав человека позиционировались как фактор укрепления взаимопонимания, терпимости и мира. В декларации также содержался призыв ко всем государствам включать вопросы прав человека в учебные программы всех учебных заведений формального и неформального образования и содействовать расширению осведомленности населения в этой области.

Необходимость содействия учебно-просветительской деятельности в правозащитной сфере отражена в итоговом документе Всемирного саммита 2005 г. (§ 131) [6]. Главы государств и правительств стран мира единодушно поддержали усилия по развитию просвещения и учебы в области прав человека, в том числе путем реализации Всемирной программы образования в области прав человека, а также призвали все государства к разработке инициатив в этой области.

С учетом того, что итоговый документ Саммита-2005 заложил основу реформирования правозащитного измерения деятельности ООН, призыв к дальнейшему развитию образования в области прав человека получил отражение и в мандате нового правозащитного органа ООН — Совета по правам человека (СПЧ). Учредившая Совет резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 60/251 [7] поручила ему, в частности, содействовать учебно-просветительской деятельности в области прав человека (§ 5а). Уже на второй год своей работы СПЧ сделал важный шаг на этом направлении: по совместной инициативе делегаций Марокко и Швейцарии консенсусом была принята резолюция «Декларация Организации Объединенных Наций об образовании и подготовке в области прав человека» [8].

Резолюция поручила Консультативному комитету — экспертному органу СПЧ — во взаимодействии со всеми заинтересованными сторонами разработать проект декларации и представить его Совету в 2009 г. В связи с последовавшей через некоторое время просьбой Комитета срок работы над текстом был процедурно продлен на год [9], и окончательный вариант проекта декларации был передан в СПЧ на его 13-й сессии в марте 2010 г.

Уже на стадии обсуждения в Консультативном комитете стало очевидно, что подготовленный документ [12] не устраивает основные группы стран. Сказалось фундаментальное различие в подходах государств и независимых экспертов. Первые рассматривали образование в области прав человека, прежде всего, как одно из практических измерений деятельности государств и негосударственных субъектов по защите признанных прав человека и основных свобод, а также как инструмент их поощрения. Соответственно, от Комитета ожидали рекомендаций по поводу того, как государствам, международным организациям и другим заинтересованным сторонам эффективнее выстроить стратегию распространения знаний о правах человека и образования в этой сфере.

Эксперты, в свою очередь, поставили во главу угла юридическую сторону вопроса. В результате в тексте Консультативного комитета было искусственно выведено новое право человека — право на образование в области прав челове-

Гольтяев А.О. Декларация ООН об образовании и подготовке в области прав человека... 197

ка — и даже сделана попытка установить обязательства государств по его реализации. Практическим проблемам уделялось второстепенное внимание.

Такой подход Комитета встретил неприятие у всех без исключения групп государств, которые с самого начала были настроены рассматривать образование в области прав человека не как право, а как деятельность или, скорее, инструмент укрепления уважения к уже признанным правам человека. Поэтому члены неформальной межрегиональной платформы за образование и подготовку в области прав человека (к первоначальным авторам резолюции — Марокко и Швейцарии — на более позднем этапе присоединились Филиппины, Италия, Словения, Коста-Рика и Сенегал) инициировали создание межправительственной рабочей группы открытого состава по доработке проекта декларации [10].

В течение года группа провела одну пятидневную официальную сессию и множество неформальных заседаний, в ходе которых предложенный Консультативным комитетом текст подвергся кардинальному пересмотру. Новый вариант декларации получил поддержку и одобрение всех региональных и политических групп государств и был принят без голосования сначала Советом по правам человека [11], а затем — Генеральной Ассамблеей ООН [5].

Окончательный текст декларации получился существенно короче проекта, подготовленного Консультативным комитетом. Вместе с тем в четырнадцати статьях этого документа не только прояснена и дополнительно разработана концепция образования и подготовки в области прав человека, но и предложены практические рекомендации по ее реализации.

Прежде всего, декларация провозглашает, что «каждый человек имеет право знать, запрашивать и получать информацию обо всех правах человека и основных свободах и должен иметь доступ к образованию и подготовке в области прав человека» (ч. 1 ст. 1). Предложенные Консультативным комитетом положения о провозглашении отдельного права на образование в области прав человека, его источниках и порождаемых им обязательствах государств не получили в ней отражения.

Декларация уточняет объем понятия «образование и подготовка в области прав человека». В соответствии со ст. 2 такое образование должно включать в себя обеспечение знания и понимания норм и принципов прав человека, лежащих в их основе ценностей и механизмов их защиты; учение и преподавание такими методами, при которых уважаются права преподавателей и обучаемых, а также наделение индивидуумов возможностями пользоваться своими правами и осуществлять их, равно как и уважать и поощрять права других.

Здесь следует отметить, что декларация стала первым общепризнанным универсальным стандартом «мягкого права», в котором получило отражение аксиологическое измерение прав человека — т.е. последние рассматриваются не только как совокупность норм или обязательств, но и с точки зрения лежащих в их основе ценностей. Тем самым подчеркивается моральное измерение прав человека.

Декларация особо подчеркивает, что образование и подготовка в области прав человека не должны быть ограничены какой-либо возрастной или профессиональной группой. В тексте прямо указано, что такое образование — процесс, продолжающийся на протяжении всей жизни и касающийся всех возрастов и

всех слоев общества на всех уровнях, включая дошкольное, начальное, среднее и высшее образование (ч. 1, 2 ст. 3). Отдельно обозначена важность подготовки педагогических кадров — инструкторов, преподавателей и государственных должностных лиц (ч. 3 ст. 3).

В соответствии со ст. 4 декларации образование и подготовка в области прав человека имеют следующие цели:

- повышение уровня знания, понимания и приятия универсальных правозащитных норм и принципов, а также гарантий на международном, региональном и национальном уровнях в целях защиты прав человека и основных свобод;

- развитие универсальной культуры прав человека, при наличии которой каждый человек сознает свои права и обязанности по отношению к правам других, и содействие развитию человека как ответственного члена свободного, мирного, плюралистического и инклюзивного общества;

- достижение эффективной реализации всех прав человека и поощрение терпимости, недискриминации и равенства;

- обеспечение равных возможностей для всех посредством предоставления доступа к качественному образованию и подготовке по правам человека без дискриминации;

- содействие предотвращению нарушений прав человека и злоупотреблений ими и борьбе со всеми формами дискриминации, расизма, стереотипизации и подстрекательства к ненависти, а также с вредоносными настроениями и лежащими в их основе предрассудками, равно как и их искоренению.

Благодаря такому четкому целеполаганию государства, на которых лежит основная ответственность за соблюдение прав человека, получили ясные критерии, на которые им следует ориентироваться при составлении стратегий образования в этой сфере, подготовке кадров и реализации программ и проектов.

Среди принципов образования и подготовки в области прав человека следует выделить опору на Всеобщую декларацию прав человека и универсальные международные договоры в этой сфере (ст. 4), недискриминацию (ст. 5.1), доступность (ст. 5.2), открытость и широкое участие общества и всех заинтересованных сторон при ведущей роли государств (ст. 7-10), а также необходимость внедрения современных информационно-коммуникационных технологий и выразительных средств культуры (ст. 6).

Отдельного внимания заслуживает принцип использования в образовании в области прав человека многообразия цивилизаций, религий, культур и традиций различных стран, «каким оно нашло отражение в универсальности прав человека» (ст. 5.3). Тем самым не только подтверждается универсальный характер прав человека, но и делается косвенный вывод о недопущении распространения их однобокой трактовки, характерной для конкретных государств или цивилизаций, под видом универсальной. В этом контексте следует также выделить принцип учета различных экономических, социальных и культурных условий (ст. 5.4), присущих тому или иному государству или обществу.

Главная роль в поощрении и обеспечении образования и подготовки в области прав человека возлагается на государства, которые должны осуществлять

Гольтяев А.О. Декларация ООН об образовании и подготовке в области прав человека. 199

эту деятельность в духе широкого участия, открытости и ответственности (ч. 1 ст. 7). В первую очередь, государства должны создать безопасную и благоприятную среду для вовлечения в процесс максимально широкого круга участников — образовательных учреждений, институтов гражданского общества, частного сектора и других субъектов (ч. 2. ст. 7). Свою роль призваны сыграть и национальные правозащитные учреждения (ст. 9).

Отдельно отмечена важность образования в области прав человека для должностных лиц, непосредственно задействованных в правоприменительной деятельности (судей, военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и т.д.). Особый акцент сделан на необходимость соответствующей подготовки персонала частных структур, действующих от имени государства (ч. 4 ст. 7). Это стало своего рода реакцией мирового сообщества на злоупотребления и нарушения прав человека, которые совершают сотрудники частных предприятий, выполняющих государственные подряды (известный пример — нарушения, совершенные персоналом американских частных военных и охранных компаний в Ираке) [12].

В декларации обозначен ряд шагов, которые следует предпринять в международном формате. В частности, ООН и другим международным организациям рекомендовано предоставлять образование и подготовку по правам человека своему персоналу (ст. 11). Государствам и другим субъектам международного сотрудничества предложено содействовать усилиям по развитию соответствующих программ на всех уровнях (ч. 1, 2 ст. 12).

Не была обойдена вниманием в декларации и проблематика международного контроля над исполнением государствами своих правозащитных обязательств. Международным и региональным механизмам в области прав человека было рекомендовано учитывать в своей работе проблематику образования в сфере прав человека, а государствам — включать информацию о мерах, принятых ими в этой области, в свои доклады (имеется в виду, прежде всего, отчетность в рамках Универсального периодического обзора и универсальных международных договоров в области прав человека).

Декларация стала заметным событием в процессе развития международного права в области прав человека. В ней определены и концептуально развиты основные параметры образования и подготовки в сфере прав человека — одного из главных инструментов их поощрения и продвижения. Кроме того, государствам, негосударственным субъектам и международным организациям даны комплексные и в то же время предметные рекомендации к действию.

Конечно, пока рано говорить о каких-либо успехах государств в области имплементации декларации. Вместе с тем очевидно, что ее положения будут активно учитываться как при разработке программ и стратегий в области поощрения и защиты прав человека, так и при их осуществлении всеми заинтересованными сторонами. Именно с такой просьбой обратилась к мировому сообществу Генеральная Ассамблея, которая предложила правительствам, учреждениям и организациям системы ООН и межправительственным и неправительственным организациям «активизировать свои усилия по распространению декларации и содействию ее всеобщему уважению и пониманию» (§ 2) [5].

ЛИТЕРАТУРА

[1] Венская декларация и Программа действий (Вена, 25 июня 1993 г.). URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/pdf/viendec.pdf.

[2] Всеобщая декларация прав человека (Нью-Йорк, 10 декабря 1948 г.). URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml.

[3] Декларация ООН об образовании и подготовке в области прав человека» // Док. ООН A/RES/66/137 от 19 декабря 2011 г., приложение.

[4] Доклад Рабочей группы Совета ООН по правам человека по использованию наемников в качестве средства нарушения прав человека и воспрепятствования реализации права народов на самоопределение // Док. ООН A/HRC/18/32 от 4 июля 2011 г.

[5] Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Декларация ООН об образовании и подготовке в области прав человека» // Док. ООН A/RES/66/137 от 19 декабря 2011 г.

[6] Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Итоговый документ Всемирного саммита 2005 года» // Док. ООН А^ЕБ/60/1от 24 сентября 2005 г.

[7] Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Совет ООН по правам человека» // Док. ООН A/RES/60/251 от 15 марта 2006 г.

[8] Резолюция Совета ООН по правам человека «Декларация ООН об образовании и подготовке в области прав человека» // Док. ООН A/HRC/RES/6/10 от 27 сентября 2007 г.

[9] Резолюция Совета ООН по правам человека «Декларация ООН об образовании и подготовке в области прав человека» // Док. ООН A/HRC/RES/10/28 от 27 марта 2009 г.

[10] Резолюция Совета ООН по правам человека «Декларация ООН об образовании и подготовке в области прав человека» // Док. ООН A/HRC/RES/13/15 от 25 марта 2010 г.

[11] Резолюция Совета ООН по правам человека «Декларация ООН об образовании и подготовке в области прав человека» // Док. ООН A/HRC/RES/16/1 от 23 марта 2011 г.

[12] Рекомендация Консультативного комитета СПЧ A/HRC/AC/REC/4/2 от 29 января 2010 г. «Проект декларации Организации Объединенных Наций по вопросу об образовании и подготовке в области прав человека» // Док. ООН A/HRC/AC/4/4 от 10 февраля 2010 г.

THE UN DECLARATION ON HUMAN RIGHTS EDUCATION AND TRAINING: ITS STORY OF DEVELOPMENT, SIGNIFICANCE AND PROSPECTS

A.O. Goltyaev

Permanent Mission of the Russian Federation to the UN Office and Other International Organizations, Geneva 15, Ave de la Paix, Geneva-1202, Switzerland

The article tells the story of the development of the UN Declaration on Human Rights Education and Training, studies its key provisions in detail, elaborates on their significance and prospects.

Key words: United Nations, Human Rights, Human Rights Council, Human Rights Education, UN Declaration on Human Rights Education and Training

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.