Научная статья на тему 'ДЕКАРБОНИЗАЦИЯ РОССИЙСКОЙ ЭНЕРГЕТИКИ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ И МИРОВОГО ЭНЕРГОПЕРЕХОДА'

ДЕКАРБОНИЗАЦИЯ РОССИЙСКОЙ ЭНЕРГЕТИКИ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ И МИРОВОГО ЭНЕРГОПЕРЕХОДА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
580
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ДЕКАРБОНИЗАЦИЯ / ВОДОРОДНАЯ ЭНЕРГЕТИКА / САНКЦИИ / НЕФТЕГАЗОВАЯ ОТРАСЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сайтова Александра, Ильинский Александр

Современный этап развития отечественной энергетической отрасли характеризуется двумя противоречащими направлениями: необходимостью соответствия мировым требованиям в области снижения эмиссии парниковых газов и масштабными международными ограничениями России. РФ представляла свою энергетическую стратегию до 2035 г., однако в связи с санкциями она должна быть пересмотрена в соответствии с уровнем технологического развития страны по разным направлениям декарбонизации. В статье сделана попытка стратегической приоритизации подходов снижения углеродного следа российской энергетики в современных реалиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DECARBONIZATION OF THE RUSSIAN ENERGY INDUSTRY IN THE CONTEXT OF SANCTIONS AND THE GLOBAL ENERGY TRANSITION

The current stage of development of the domestic energy industry is characterized by two contradictory directions: the need to comply with international reguirements in the field of reducing greenhouse gas emissions and large-scale international restrictions of Russia. The Russian Federation presented its energy strategy until 2035, however, due to sanctions, it should be revised in accordance with the level of technological development of the country in various areas of decarbonization. The article attempts to strategically prioritize approaches to reducing the carbon footprint of Russian energy in modern realities.

Текст научной работы на тему «ДЕКАРБОНИЗАЦИЯ РОССИЙСКОЙ ЭНЕРГЕТИКИ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ И МИРОВОГО ЭНЕРГОПЕРЕХОДА»

УДК 338.012

DOI 10.46920/2409-5516_2022_6172_42

EDN: EUHMKB

Декарбонизация российской энергетики в условиях санкций и мирового энергоперехода

Decarbonization of the Russian Energy Industry in the Context of Sanctions and the Global Energy Transition

Александра САИТОВА

Доцент Высшей школы производственного

менеджмента, Санкт-Петербургский

политехнический университет

Петра Великого, к. х. н.

e-mail: saitova.aleks@gmail.com

Alexandra SAITOVA Associate Professor, Higher School of Production Management, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, Ph.D. e-mail: saitova.aleks@gmail.com

СЧ СЧ

Александр ИЛЬИНСКИИ Профессор высшей школы производственного менеджмента, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, д. э. н., профессор e-mail: alex.ilinsky@bk.ru

Alexander ILYINSKY Professor of the Higher School of Production Management, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, Doctor of Economics, professor e-mail: alex.ilinsky@bk.ru

Добыча нефти, Оренбург

Источник: perevolockday.ru

<

с;

о

СЦ <

Аннотация. Современный этап развития отечественной энергетической отрасли характеризуется двумя противоречащими направлениями: необходимостью соответствия мировым требованиям в области снижения эмиссии парниковых газов и масштабными 43

международными ограничениями России. РФ представляла свою энергетическую стратегию до 2035 г., однако в связи с санкциями она должна быть пересмотрена в соответствии с уровнем технологического развития страны по разным направлениям декарбонизации. В статье сделана попытка стратегической приоритизации подходов снижения углеродного следа российской энергетики в современных реалиях..

Ключевые слова: стратегическое управление, декарбонизация, водородная энергетика, санкции, нефтегазовая отрасль.

CL LU

л

Abstract. The current stage of development of the domestic energy industry is characterized by two contradictory directions: the need to comply with international reguirements in the field of reducing greenhouse gas emissions and large-scale international restrictions of Russia. The Russian Federation presented its energy strategy until 2035, however, due to sanctions, it should be revised in accordance with the level of technological development of the country in various areas of decarbonization. The article attempts to strategically prioritize approaches to reducing the carbon footprint of Russian energy in modern realities.

Keywords: strategic management, decarbonization, hydrogen energy, sanctions, oil and gas industry.

//

На I этапе до 2030 г. выбросы С02 в ЕС будут снижены на55 % относительно 1990 г., доля ВИЭ в энергобалансе вырастет до 38-40%

Текущая ситуация на мировом энергетическом рынке привела к формированию новых трендов, требующих коренных изменений в стратегии развития российской энергетики. Эти изменения связаны, прежде всего, с масштабными санкциями, введенными против России в сферах экспорта углеводородов, а также импорта высокотехнологического оборудования. Указанные процессы происходят на фоне структурной технологической перестройки энергетики в рамках четвертого энергоперехода.

Декарбонизация и энергопереход направлены на создание системы низкоуглеродной энергетики без использования ископаемого топлива. Первый энергопереход привел к отказу от дров в пользу угля на фоне изобретения паровых двигателей, второй - переход с угля на нефть из-за быстрого распространения двигателей внутреннего сгорания, работающих на углеводородном топливе. Третий - активное использование природного газа вместо нефти за счет внедрения газовых турбин в электроэнергетике.

Отличительной особенностью нового, четвертого энергоперехода является изменение взаимоотношений между антропогенной деятельностью человека и окружающей его природой. Экономическая модель бизнеса и государства выстраивается в концепции устойчивого развития, подразумевающего переход от идеи «получение максимальной прибыли в максимально сжатые сроки» к «сохранению экосистемы для будущего поколения». Это приводит к необходимости не только изменения стратегических приоритетов компании, ноив целом перестройке парадигмы деятельности с одного критерия (рост дохода) на многофункциональную систему, где ключевыми элементами помимо экономики являются экология, социальная стабильность, общественная ответственность и др.

IN IN

<

О

СХ

<

<

Пожары в Забайкальском лесу

Источник: Ludya / depositphotos.com

гч гч

<

о

СЦ <

Глобальные вызовы и инициативы энергоперехода

Отдельным важным, зачастую даже основным аспектом нового энергоперехода является борьба с изменением климата, которое, как принято считать мировым сообществом, вызвано антропогенной эмиссией парниковых газов. В 2015 году было принято Парижское соглашение, целью которого являлась совместная выработка мер странами для удержания роста средней температуры в пределах 1,5 °С от доиндустриального уровня и переход к низкоуглеродной экономике. Около 200

Развитие подходов по декарбонизации экономики России находится на начальном этапе, а системы регулирования и стимулирования развития «зеленых» проектов окончательно не сформированы

стран, в том числе Россия, подписали данное соглашение и приняли на себя обязательства по сокращению эмиссии парниковых газов и адаптации экономики к последствиям изменения климата. В связи с этим последнее десятилетие характеризуется активным вовлечением государств, бизнеса, инвесторов, общественных деятелей, экологических организаций и др. структур в разработку мер по снижению углеродного следа антропогенной деятельности человека, в частности выбросов диоксида углерода. Ряд стран добровольно поставили амбициозные цели по достижению полной углеродной нейтральности к 2050 году.

Так, например, страны Евросоюза в рамках разработанной стратегии «Зеленый курс» планируют достичь углеродной нейтральности к 2050 г., для чего выделено государственное финансирование в размере 1 трлн евро на ближайшие 10 лет. На первом этапе до 2030 г. выбросы СО2 будут снижены как минимум на 55 % относительно уровня 1990 года, доля ВИЭ в энергобалансе вырастет до 38-40 %, потребления угля сократится на 70 %, нефти на 30 % и газа на 25 % по сравнению с показателями 2015 года.

Помимо развития технологических инноваций энергоперехода в Европе разрабатываются и принимаются различные

инициативы, способствующие снижению углеродного следа, включая:

1. Пограничное углеродное регулирование, обязывающее экспортеров товаров в ЕС платить сбор за выбросы углекислого газа, связанные с производством их продукции в случае, если в странах-экспортерах выбросы парниковых газов не регулируются или регулируются слабо, и производители не несут соразмерные с предприятиями в ЕС издержки. Поставщики из стран, имеющих углеродное регулирование, совместимое с углеродным регулированием ЕС, будут освобождены от выплат.

2. Финансирование «зеленых» проектов в рамках единой европейской системы классификации «устойчивых» инвестиционных проектов (таксономии). По данной программе устанавливаются лимиты по углеродному следу финансируемых проектов, что в дальнейшем может привести к ослаблению позиции природного газа на энергетическом рынке.

3. Стратегия ЕС по сокращению выбросов метана, цель которой состоит в сокращении эмиссии метана на 35-37 % к 2030 году в трех основных секторах экономики ЕС (сельское хозяйство, утилизация отходов, энергетика) по сравнению

Плантации соснового леса Иcтoчник:FMVideo/depositphotos.com

В рамках шестого пакета санкций предполагается постепенный отказ стран ЕС от импорта российской нефти и нефтепродуктов к концу 2022 года или введение тарифов с ценовым пределом

с уровнем 2005 года. В качестве нормативно-правовых и регулятор-ных мер применяются: обязательный сбор данных, учета и контроля за эмиссией метана и представление соответствующей отчетности: улучшение систем обнаружения и устранения утечек метана на всех объектах инфраструктуры при работе с природным газом: внесение изменений в законодательство ЕС для устранения плановых выбросов метана в атмосферу и его прямого сжигания в энергетическом секторе по всей цепочке создания стоимости ископаемого топлива.

4. Водородная стратегия ЕС, целью которой является получение «зеленого» водорода для замещения не только углеводородного сырья, но и «голубого» водорода, полученного из природного газа.

Помимо стран ЕС, являющиеся одними из ключевых инициаторов идеи энергоперехода, ведущие страны Азии также ставят амбициозные цели по декарбонизации своих экономик и разрабатывают регуляторные механизмы их достижения (стимулирование «зеленой» энергетики, системы торговли углеродными единицами, переход к электрокарам и др.). Так, Китай заявил о стремлении к углеродной нейтральности к 2060 году, а с 2021 года ввел в стране национальную систему торговли выбросами. Япония и Южная Корея объявили о достижении углеродной нейтральности к2050 году.

Развитие подходов по декарбонизации экономики России находится на начальном этапе, а системы регулирования и стимулирования развития «зеленых» проектов окончательно не сформированы.

Страна

Введенные меры

Первый пакет санкций

США Санкции против швейцарской компании Nord Stream 2 AG, оператора газопровода «Северный поток-2»

Германия Приостановка сертификации магистрального газопровода «Северный поток-2» и требование предоставления обновленной оценки Министерством экономики анализа надёжности снабжения

Второй пакет санкций

Великобритания Запрет на привлечение крупными российскими компаниями финансирования на британском рынке. Запрет на импорт в Россию технологий и оборудования для переработки нефти

США Ограничение российских компаний вести расчёты в долларах, евро, фунтах и иенах. Ограничения на все операции, предоставление финансирования и другие операции с новыми долговыми обязательствами со сроком погашения более 14 дней для российских компаний, в числе которых «Газпром», «Газпром нефть», «Транснефть». Ограничения на импорт высокотехнологичной продукции

ЕС Запрет на поставки товаров, оборудования и технологий для нефтепереработки

Третий пакет санкций

США Введение мер экспортного контроля в отношении нефтегазового оборудования. Санкции против «Газпрома», «Роснефти». Запрет поставок нефти, газа и угля из России. Запрет гражданам США осуществлять новые инвестиции в энергетический сектор России и финансировать иностранные компании, осуществляющие подобные инвестиции

Пуэрто-Рико Запрет на покупку ископаемого топлива, нефтепродуктов и любых других источников энергии из России

Швейцария Запрет на экспорт в Россию некоторых товаров и услуг нефтяного сектора

Япония Запрет на экспорт нефтеперерабатывающего оборудования в Россию. Эмбарго на российский уголь

Великобритания Прекращение импорта российской нефти и нефтепродуктов до конца 2022 года. Планы полностью отказаться от российского угля до конца 2022 года и «как можно скорее» от российского газа

Австралия Запрет на импорт из России нефти, газа, угля и нефтепродуктов

Канада Запрет на импорт российских нефтепродуктов. Запрет гражданам Канады покупать и приобретать «ряд нефтепродуктов» из России или от любых людей в России

Германия Отказ от российского угля к осени 2022 года, от российской нефти к концу 2022 года

Польша Запрет на импорт угля из РФ. Прекращение покупки российского газа после завершения действующего контракта о закупке газа по ямальскому газопроводу в декабре 2022 года

Литва Прекращение импорта газа из России

Латвия Прекращение импорта газа из России

Эстония Прекращение импорта газа из России

Швейцария Запрет на импорт российского бурого и каменного угля

сч сч

<

о

СЦ <

Четвертый пакет санкций

ЕС Запрет на новые инвестиции в российский нефтегазовый сектор. Санкции против крупнейших нефтяных компаний («Роснефть», «Транснефть», «Газпром нефть»), однако они допускают транзакции с компаниями, если есть «большая необходимость» в покупке или импорте ископаемого топлива, в том числе угля, нефти и газа в РФ или через РФ

Япония Запрет на экспорт нефтеперерабатывающего оборудования и связанных с ним технологий в Россию

Швейцария Запрет на экспорт товаров для российского энергетического сектора и участие в компаниях, действующих в этой сфере. Запрет на предоставление им ссуд или других финансовых ресурсов

Пятый пакет санкций

ЕС С августа 2022 года запрет на закупку, импорт или перевозку угля и других твердых ископаемых видов топлива в ЕС, если они происходят или экспортируются из России

Великобритания Запрет на экспорт оборудования для нефтедобычи и нефтепереработки, включая катализаторы

Австралия Санкции против 14 российских компаний, в том числе «Газпром», «Транснефть»

Польша Санкции против российских компаний, в числе которых «Газпром», «НОВАТЭК»

Таблица 1. Международные политические и экономические меры в сторону российской энергетики [4-14]

В документах РФ по стратегическому развитию в качестве метода декарбонизации приоритетным является расширение и восстановление лесных угодий, обладающих высокой поглощающей способностью диоксида углерода.

Между тем, по данным ВСС, прямые потери нефтегазовых экспортеров РФ в результате введения европейского трансграничного углеродного регулирования составят 1,4-2,5 млрд долларов в год. Для адаптации к этим требованиям Правительство РФ в 2022 году запустило Сахалинский проект [1]. Цель проекта - достижение углеродной нейтральности региона к концу 2025 года с последующим поэтапным введением углеродного регулирования в других субъектах РФ, разработки системы сбора данных и учета выбросов парниковых газов, а также системы торговли углеродными единицами для соответствия общемировым требованиям.

заявили о полном выходе с российского рынка, остальные пока только приостановили инвестиции в новые проекты. Доля иностранных компаний на отечественном рынке нефтесервисных услуг составляет 18%, из них Halliburton занимает 2 %, Schlumberger 8 %, Baker Hughes 2 % и Weatherford 3 %. По оценкам аналитиков краткосрочный уход этих компаний не сильно скажется на развитии российской нефтегазовой отрасли, в то время как их длительное отсутствие может уменьшить эффективность работы энергетических компаний. Для сокращения возможных потерь «ЛУКОЙЛ» предложил Schlumberger выкупить ее технику по добыче нефти на Каспии,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Санкции - ограничения или возможности?

В связи с российской спецоперацией на Украине и последовавшими межгосударственными политическими и экономическими ограничительными мерами к7 марта 2022 года Россия стала мировым лидером по количеству наложенных санкций, обойдя Иран [2, 3]. По данным на май 2022 г. введено пять пакетов санкций, готовится шестой. Втаблице 1 приведены страны и введенные санкции против России в области энергетики.

В рамках шестого пакета санкций предполагается постепенный отказ стран ЕС от импорта российской нефти в течение 6 месяцев и прекращение импорта нефтепродуктов к концу 2022 года или введение тарифов, превышающих определенный ценовой предел.

В ответ на санкции и блокировку международных резервов ЦБ РФ в долларах и евро Россия ввела новую систему оплаты за энергоресурсы в рублях. Польша, Финляндия, Болгария отвергли введенную указом президента РФ систему, что привело к остановке поставок газа в эти страны.

Также в связи с широкомасштабными ограничительными мерами по отношению к России приостановили деятельность четыре крупнейшие нефтесервисные компании (Halliburton, Schlumberger, Baker Hughes и Weatherford), причем только Halliburton

ВЭС «Новиково», Сахалинская область Источник: rao-esv.ru

ведь российские специалисты уже готовы заместить иностранных в обслуживании уникального и специфичного оборудования.

Важно отметить, что первые санкции в отношении России были введены в 2014 году после присоединения Крыма, что стимулировало развитие импортозаме-щения в стране. Так, доля импортной техники в нефтегазовой отрасли снизилась с 60 до 40 %. По данным Минпромторга, наибольшую долю импортного оборудования составляют следующие сферы российской нефтегазовой отрасли: сжижение природного газа (68 %), увеличение нефтеотдачи при разработке месторождений на шельфе и трудноизвлекаемых запасов (61 %), нефтепереработка (49 %).

<

сч сч

<

о

СЦ <

Доля добычи нефти на шельфе в общем объеме составляет 4%, газа - 5%, то есть санкции на импорт оборудования для таких проектов не сильно скажутся на общем уровне производства углеводородов

В СПГ проекте «Сахалин 2» используются технологии сжижения Shell, «Ямал СПГ» «НОВАТЭК» - Air Liquid, «Арктик СПГ-2» -Linde. Shell решила выйти из совместных предприятий с Россией, а Linde заявила о прекращении реализации новых проектов на российском рынке. Помимо технологических потерь, проект «НОВАТЭКа» «Арктик СПГ-2» может сильно затормозиться из-за приостановки получения кредитного финансирования. В случае проектов по увеличению нефтеотдачи, по данным Минэнерго, доля добычи нефти на шельфе в общем объеме составляет 4 %, а газа - 5 %, то есть санкции на импорт соответствующего оборудования не сильно скажутся на общем уровне добычи. Основной метод решения проблемы использования зарубежного оборудования - это замена на отечественное или импорт из дружественных стран.

Анализ ситуации, связанной с работой российской энергетики в условиях беспрецедентных санкций, позволяет сделать ряд выводов:

1. Развитие НИР и реализация проектов по декарбонизации будет осуществляться прежде всего за счет импортозамещения. Организация и финансирование таких программ и проектов должно быть национальным приоритетом.

2. Работы будут выполняться в рамках смешанного финансирования (частично государственного финансирования) в системе корпоративных и отраслевых научно-исследовательских центров.

3. Социально-экономический эффект при реализации проектов и программ декарбонизации очевидно будет иметь отсроченный характер, что связано с жесткими огра-

ничениями на экспорт нефти и газа из России.

В этой связи важным элементом исследования является вопрос, когда Россия сможет восстановить экспортный потенциал и заместить выбывших потребителей (ЕС, США, Япония и др.) альтернативными.

Экспортные заместители -направление движения

Наша страна является крупнейшим экспортером энергоресурсов. Так, более половины российского экспорта нефти поступает в Европу (около 2,5 млн барр./ сут.), в случае эмбарго на поставки нефти наиболее возможными вариантами изменения ее логистики рассматриваются страны Азии, а именно Китай и Индия. КНР - самый крупный потребитель нефти в мире, основными импортерами являются Саудовская Аравия (17,1 %), Россия (15,5 %), Ирак (10,5 %), Оман (8,7 %) и Ангола (7,6 %). КНР потребляет около 10 млн барр./сут., из которых 1,6 млн барр./сут. приходится на российскую нефть. Для повышения импорта нефти из России могут возникнуть технологические сложности, поскольку китайский участок нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий океан» (ВСТО) загружен на полную мощность, а морские перевозки приведут не только к повышению сроков логистики, но и увеличению стоимости транспортировки нефти. Помимо этого,

Порт Козьмино, «Транснефть» Источник: topmarin.ru

НПЗ в Индии Источник: fertilizerdaily.ru

на данный период российская нефть Urals торгуется с большим дисконтом, однако китайские компании не спешат увеличивать количество сделок, поэтому насколько выгодно и возможно ли рассматривать КНР в качестве заместителя европейского рынка, остается открытым вопросом.

Вторым наиболее вероятным рынком сбыта может быть Индия, являющаяся третьим крупнейшим по величине потребителем нефти в мире и вторым по размеру импортером в азиатском регионе после Китая. В 2021 г. индийский импорт жидкого топлива оценивается в 4,2 млн барр./сут. Импорт российской нефти в страну с начала марта 2022 г. увеличился в 4 раза по сравнению со средним показателем импорта 2021 г., в том числе благодаря дисконту на Urals около 30 долларов за баррель, что делает ее покупку экономически выгодной для Индии. Так, по словам А. Новака, экспорт нефти и нефтепродуктов в Индию приблизился к 1 млрд долларов, и есть хорошие возможности для повышения этого показателя.

Доля экспорта трубопроводного природного газа в 2021 г. составила 203,5 млрд кубометров, из которых 140 млрд кубометров приходится на страны Европы (75 %). Наиболее возможным в текущих реалиях представляется азиатское направление. В 2021 г. Китай импортировал 170 млрд кубометров природного газа, из них 10 млрд кубометров приходится на российский газ (17,8 %). Другие страны-экспортеры: Тур-

кмения 56,6 %, Казахстан 10,8 %, Узбекистан 7,7 %, Мьянма 7,2 %. Незначительное присутствие российского газа на рынке КНР обусловлено логистическими особенностями: в соответствии с законтрактованным объемом (38 млрд кубометров газа в год) на 30 лет природный газ в Китай поступает по газопроводу «Сила Сибири». Газопровод был построен в 2019 г., в 2020 г. поставки газа в КНР составили 5 млрд кубометров, в 2021 г. около 10 млрд кубометров, в 2022 г. ожидается увеличение экспорта до 15 млрд кубометров, на полную мощность он сможет выйти лишь к 2025 г. По заявлению вице-президента Китайской национальной нефтегазовой корпорации (CNPC) Хуана Юнчжана, спрос на природный газ в КНР к 2025 г. превысит 450 млрд кубометров, в связи с чем параллельно обсуждается вопрос о строительстве второй линии газопровода в Китай из России, что позволяет рассматривать страну в качестве перспективной замены европейского рынка, особенно учитывая отсутствие трубопроводной логистики и перспектив ее обеспечения в другие страны АТР. Китай пообещал продолжать торговые отношения с Россией и вести работу по инвестиционным проектам. Так, CNPC имеет 20 % акций проекта «Ямал СПГ» и 10 % «Arctic СПГ-2», CNOOC Ltd владеет 10 % «Arctic СПГ-2».

Доля экспорта СПГ составляет 1,5 % от российского экспорта энергоресурсов (60 млрд кубометров в год), из которых 25 % идет в Европу (15 млрд кубометров в год). Индия планирует наращивать импорт СПГ с 25 млн т/год до 30 млн т/год (39 млрд кубометров), из которых в 2022 г. 2,5 млн тонн СПГ поставит Россия. Сейчас Индия совместно с «НОВАТЭКом» обсуждают заключение долгосрочного контракта на поставки СПГ с проекта «Арктик СПГ-2».

Рост поставок нефти из РФ в Китай может столкнуться со сложностями, поскольку китайский участок ВСТО полностью загружен, а морские перевозки приведут к повышению стоимости транспортировки

о сч

<

о

СЦ <

В Китае Россия на шестом месте по импорту СПГ (4,5 млн тонн в год) после Австралии, США, Катара, Малайзии и Индонезии. Планируется дополнительное повышение доли российского СПГ после запуска проекта «Арктик СПГ-2» на 3 млн т/год.

Таким образом,западные санкции и эмбарго энергоресурсов не смогут полностью остановить добычу углеводородов в России, но, возможно, она будет снижена из-за отсутствия отечественного технологического оборудования,логистических маршрутов до перспективных рынков сбыта, эквивалентных объемов экспорта для замещения объемов западных стран.

Таким образом, в связи с политическими и экономическими мерами, введенными государствами в отношении РФ, трансформации геополитической карты мира и изменения основных рынков сбыта российских энергоресурсов, актуальным становится

Импорт российской нефти в Индию с начала марта 2022 г. увеличился в 4 раза, в том числе благодаря дисконту на Urals около 30 долларов за баррель, что делает ее покупку высокорентабельной

пересмотр и адаптация стратегических приоритетов развития отечественной энергетики, в частности нефтегазовой отрасли и подходов ее декарбонизации.

Одним из возможных вариантов развития событий в области российского снижения углеродного следа мог бы быть полный отказ от идеи энергоперехода, однако в связи с тем, что КНР поставил цель по достижению своей углеродной нейтральности к 2050 г., то по аналогии с Европой могут ввести трансграничный углеродный налог на импортируемую продукцию, что стимулирует разработать стратегические подходы в области энергетики, соответствующие глобальным трендам.

На текущем этапе развития российская экономика и система управления в целом не готовы к масштабной декарбонизации и энергопереходу. Среди целей и приоритетов деятельности российской энергетики замещение углеводородного сырья другими источниками энергии не значится, особенно на внутреннем рынке. Несмотря на планы Сахалинского эксперимента, в РФ пока нет единой системы мониторинга и сбора информации по эмиссии парниковых газов и изменению климата. В стране пока нет систем, позволяющих измерять и отслеживать углеродный след компаний, продукции и используемых материалов. Отсутствие регулируемого рынка углеродных кредитов и, как следствие, цены за сокращение диоксида углерода не стимулирует компании инвестировать в снижение выбросов парниковых газов.

При этом глобальный энергопереход формирует риски резкого сокращения объемов производства углеводородного сырья и снижение прибыли от вложений в нефтегазовый сектор.

Стратегические приоритеты декарбонизации российской энергетики

В связи с санкционными ограничениями у российской экономики появилась возможность провести фундаментальные трансформации, которые могут дать стране долгосрочные перспективы для перехода на другую, инновационную траекторию развития, способствующую повышению конкурентоспособности на международном рынке после полного или частичного снятия санкций.

На рис. 1 представлен один из возможных вариантов развития перспективных направлений в области снижения углеродного следа российской энергетики с учетом имеющегося отечественного задела по различным направлениям декарбонизации.

Этап 1. Под первым этапом условно можно понимать текущую ситуацию в российской экономике, а также подходы к декарбонизации, которые можно осуществить в ближайшей перспективе. Это восстановление лесного массива, способствующего улавливанию С02 и повышение

В 2021 г. Китай импортировал 170 млрд м3 газа, из них 17,8% приходится на газ из России, 56,6 % - на Туркмению, 10,8 % - на Казахстан, 7,7 % — на Узбекистан и 7,2 % — на Мьянму

энергоэффективности объектов нефтегазовой отрасли.

По данным Минприроды, 1 гектар осины поглощает 3,6 т С02/г., 1 га березы -3,3 т С02/г„ дуба - 3,2 т С02/г„ сосны - 2,4 т С02/г., ели - 2 т С02/г. Так, леса Сибири улавливают 13,8 млрд т С02/г., Дальнего Востока - 10,8 млрд т С02/г., Северо-Запада 5,8 млрд т С02/г. С учетом того, что эмиссия С02 от сжигания топлива в России составляет 1,8 млрд т/г., то ежегодная высадка примерно 2 гектаров леса позволит уловить практически весь получаемый диоксид углерода. Однако, с учетом лесных пожаров и возрастающей доли болот, мероприятия по восстановлению естественных поглотителей С02 должны иметь постоянный характер.

<

Рис. 1. Схема постепенного ввода подходов энергоперехода и декарбонизации в России.

Ярко-зеленый - активная фаза разработки технологий и методов, светло-зеленый - продолжение развития

Этап 1

Этап 2

Этап 3

Этап 4

Этап 5

Этап 6

Этап 7

Восстановление лесных угодий

СОЗ(секвестрация) CCS (МУН) CCUS

Энергоэффективность

Льготы и стимулы

Системы регулирования и мониторинга Технологии получения водорода

Технологии применения водорода

СЧ IN

<

о

сх

<

ВИЭ

<

гч гч

<

о

СЦ <

По данным CNPC, спрос на природный газ в Китае к 2025 г. превысит 450 млрд м3, что позволяет России рассматривать эту страну в качестве перспективной замены европейского рынка

Одним из самых технологически доступных и дешевых способов декарбонизации является повышение энергоэффективности технологических объектов энергетики. Стремительное развитие инноваций в этой области способно не только резко повысить российскую конкурентоспособность на глобальном рынке и снизить углеродный след деятельности отечественных предприятий, но и создать большое число новых рабочих мест. Однако, для реализации крупных проектов по повышению энергоэффективности производственных мощностей необходимо выделение субсидий из государственного бюджета, а также реализация льготных программ для стимулирования бизнеса.

Этап 2. Развитие систем регулирования и мониторинга, а также мер государственной поддержки. На начальном этапе повышения устойчивости развития декарбонизации в России необходима разработка национальных стимулов, мер, методов регулирования, а также систем, способствующих проведению адекватной оценки количества выбросов парниковых газов, признанных международными системами мониторинга. Одним из вариантов является создание национальной системы низкоуглеродного регулирования, в том числе стандартов измерения,отчетности и проверки проектов, связанных со снижением уровня эмиссии диоксида углерода и других газов. На данном этапе важным представляется развитие механизма ценообразования на углеродные выбросы как в виде налога на эмиссию СО2, так и в форме углеродных квот, что позволит сформировать новые источники финансирования для энергетических компаний, в том числе для проведения НИОКР и поддержки пилотных проектов декарбонизации и энергоперехода.

Этап 3. Предполагая, что на втором этапе сформированы регулирующие и стимулирующие меры государственной поддержки и учитывая глобальные тренды энергоперехода к водородной энергетике, логичным становится развитие технологий получения водорода из природного газа, как наиболее доступного сырьевого энергоресурса. Как известно, основными методами получения водорода из метана являются процессы риформинга (паровой, автотермический) и пиролиза (термический, каталитический, плазменный, в расплавах металлов). Преимуществами пиролиза являются отсутствие выделяемого в результате реакции диоксида углерода и возможность получения углеродного наноматериала, который в последующем может быть использован в иных технологических отраслях промышленности.

Помимо этого, водород, полученный термокаталитическим пиролизом, попадает под категорию низкоуглеродного водорода и по сравнению с остальными методами обладает наименьшей стоимостью (1,4 $/ кг против 1,9 $/кг водорода, получаемый паровым риформингом метана с применением технологии улавливания и захоронения СО2 и 4,6 $/кг водорода, полученного при электролизе). Однако, на сегодняшний день ни один из методов пиролиза не реализован в промышленных масштабах, а лидерами в развитии технологий являются зарубежные научно-исследовательские

Южно-Русское месторождение Источник: gazprom.ru

АО «Самаранефтегаз» Источникау/аКоп-^а.ги

институты и компании. В случае получения «голубого» водорода риформингом образуется диоксидуглерода, который затем необходимо утилизировать, поскольку в ином случае образуемый углеродный след значительно превышает лимиты параметра устойчивого развития, установленного Европейской комиссией. Так, максимальный углеродный след по указанному параметру составляет 5,8 кг С02-экг/кг Н2, при получении водорода методом парового рифор-минга составляет около 12 кг С02-экг/кг Н2, а при использовании технологий улавливания и захоронения С02 он снижается до 4,6 кг С02-экг/кг Н2, однако повышается стоимость самого водорода с 1 $/кг Н2 до 1,9 $/кг Н2. Помимо этого, технология риформинга рентабельна только для крупномасштабного производства.

Таким образом, результатом третьего этапа может быть развитие мощностей и подходов получения низкоуглеродного водорода, в частности проведение НИО-КР для получения новых знаний и опыта как в области пиролиза природного газа с последующим выходом на коммерческий масштаб в рамках четвертого этапа, так развитие риформинга метана с выстраиванием логистических цепочек до мест захоронения С02. Также на данном этапе продолжают совершенствоваться национальные стимулирующие и регулирующие механизмы для развития иных подходов декарбонизации.

Этап 4. Данный этап характеризуется технологическим развитием методов улавливания и захоронения С02, в том числе для использования в методах увеличения нефтеотдачи пласта в нетрадиционных коллекторах (МУН). Поскольку при рифор-минге природного газа с целью получении «голубого» водорода образуются парниковые газы, то остро встает вопрос об их утилизации. Так, одной из наиболее обещающих глобальных идей утилизации диоксида углерода является его захоронение в отработанных пластах нефтегазовых месторождений. Поскольку Россия является лидером по добыче углеводородного сырья, то ранее, до санкционных ограничений, она рассматривалась в качестве перспективной локации по консервации диоксида углерода в пласты, что открывало бы новые возмож-

Западные санкции не смогут полностью остановить добычу углеводородов в России, но смогут снизить ее из-за отсутствия отечественных технологий и логистики до перспективных рынков сбыта

сч сч

<

о

сх

<

<

Вид энергии LCOE, руб./кВт ч

Газ - ГТУ 4,3

Газ - ПГУ 3,3

Газ 2,4

Уголь 2,4-4,6

Солнце 24,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ветер 10,5-11,5

Таблица 2. Себестоимость получения энергии из различных ресурсов

ности для привлечения финансирования и формированию новых рабочих мест.

Этап 5. Развитие технологий использования водорода в качестве энергоресурса. По данным на май 2022 г. в России не сформирована нормативно-правовая база, не осуществляется полноценных масштабных НИОКР для развития инфраструктурных и технологических возможностей использования водорода на территории РФ. В связи с этим, на пятом этапе предполагается проведение мер, способствующих развитию водородной энергетики на внутреннем рынке, в том числе создание отечественных автомобилей с топливными ячейками, обеспечение водородных заправок и др., что в дальнейшем также позволит транслировать полученные разработки на международной арене.

Этап 6. Развитие технологий альтернативного получения энергоресурсов, использования возобновляемых источников энергии. Себестоимость производства энергии из ВИЭ в несколько раз пре-

вышает стоимость энергии, полученной из газа (таблица 2). Так, себестоимость получения энергии из газа варьируется от 2,4 до 4,3 руб./кВт-ч, в то время как при использовании альтернативных источников (солнечная или ветряная генерация) себестоимость значительно повышается и составляет 24,5 руб./кВт-ч для энергии, полученной за счет солнечной генерации и 10,5-11,5 руб./кВт-ч для энергии, полученной с помощью ветряков.

Ключевыми регионами по наличию объектов ВИЭ являются Республика Крым (18 %), Оренбургская (16 %) и Астраханская (14%) области (рис. 2).

Учитывая, что в соответствии с решением Еврокомиссии новые инвестиции в газовые проекты будут считаться устойчивыми в рамках таксономии ЕС лишь до 2030 года, то развитие отечественных инноваций в области ВИЭ является стратегически важным для России.

Помимо развития ВИЭ, на данном этапе предлагается проведение НИОКР для

гч гч

Рис. 2. Региональное распределение действующих объектов ВИЭ РФ

<

о

СЦ <

Республика Крым Оренбургская область Астраханская область Ростовская область Республика Алтай Ставропольский край Ульяновская область Республика Адыгея

Камчатский край Самарская область Республика Бурятия Республика Башкортостан Республика Калмыкия Саратовская область Волгоградская область Остальные регионы

разработки технологий химической утилизации диоксида углерода, что позволит не только сформировать востребованную продукцию, в том числе моторных топлив, и найти инновационные подходы к использованию С02, но и создать новые рабочие места, а также занять устойчивую позицию на международных рынках.

Этап 7. Развитие технологий химической утилизации С02, а именно проведение пилотных испытаний и выход на промышленные масштабы. Реализация данного направления может быть важным прорывом, который позволит снизить выбросы парниковых газов, сделав их полезным сырьевым ресурсом, а также и может стать передовым лидером в области декарбонизации.

ленности и другие мероприятия должны найти отражение в новой парадигме развития энергетической отрасли России.

Реализация этих задач позволит России не только сформировать новые рабочие места, создать передовые производства с высокой добавленной стоимостью и повысить уровень знаний и технической оснащенности производств, но и стать лидером в глобальных трендах, связанных со снижением углеродного следа и минимизацией негативного воздействия на окружающую среду. Причем указанные мероприятия не подразумевают отказ от углеводородов. При определенной трансформации нефтегазовая отрасль может стать неотъемлемой частью новой климатоориентирован-ной энергетики.

<

Заключение

Политические и экономические ограничения в отношении России являются импульсом, благодаря которому может не только значительно поменяться ресурсная карта мира, но и могут произойти глобальные трансформации на внутреннем рынке, в том числе за счет реформирования и реализации новых стратегических приоритетов, способствующих в долгосрочной перспективе усилению позиций РФ на международной арене.

Государственные меры стимулирования, значительное повышение энергоэффективности, разработка систем регулирования, мониторинга и отчетности эмиссии парниковых газов, развитие высокотехнологичных сфер, поддержка НИОКР в наукоемких направлениях, способствующих декарбонизации отечественной промыш-

«Газпром нефть» в Оренбурге Источник: perevolockday.ru

СЧ СЧ

Использованные источники

Федеральный закон от 6 марта 2022 г. № 34-Ф3 «О проведении эксперимента по ограничению выбросов парниковых газов в отдельных субъектах Российской Федерации». URL:https://meduza.io/feature/2022/03/08/rossiyu-nazvaii-mirovym-liderom-po-ob-emu-nalozhennyh-sanktsiy URL: https://www.swissinfo.ch/eng/bioomberg/russia-is-now-the-worid-s-most-sanctioned-nation/47410978 URL:https://www.interfax.ru/worid/825848 URL:https://ria.ru/20220303/sanktsii-1776154832.htmi) URL:https://www.eivocero.com/gobierno/fortaleza/el-gobierno-de-puerto-rico-impone-medidas-contra-rusia/ article_3d93f774-9bde-11ec-8a23-479b20507e0b.html URL: https://www. epravda.com.ua/rus/ news/2022/03/4/683266/)

8. URL: https://www.eurointegration.com.ua/rus/ news/2022/03/8/7135507/

9. URL: https://www.epravda.com.ua/rus/ news/2022/03/8/683555/

10. URL:https://ec.europa.eu/commission/presscorner/home/ en

11. URL:https://www.epravda.com.ua/rus/ news/2022/03/15/684100/

12. URL:https://japantoday.com/category/poiitics/updatel-japan-to-ban-exports-of-neariy-300-items-to-russia-beiarus

13. URL:https://www.eurointegration.com.ua/ news/2022/03/25/7136652/

14. URL: https://thebeii.io/velikobritaniya-otkazhetsya-ot-rossiyskoy-nefti-i-ugiya-do-kontsa-goda

<

о

cx

<

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.