Научная статья на тему 'Декада карельского национального искусства в Москве (1959): спектакль Музыкально-драматического театра Карелии "Сампо"'

Декада карельского национального искусства в Москве (1959): спектакль Музыкально-драматического театра Карелии "Сампо" Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
224
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАЛЕТ / КАРЕЛИЯ / "САМПО" / 1959 Г / МОСКВА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гальцина Н. В.

Статья написана по материалам диссертации «Становление и творческая деятельность балетной труппы Музыкально-драматического театра Карельской АССР в 1950-1970-е годы». В ней говорится о показе в рамках проводимой в Москве в 1959 г. Декаде карельского театрального искусства первого карельского национального балета «Сампо». Здесь представлены отзывы критики, опубликованные в прессе того времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is based on the dissertation «The Making and Creative Activity of the Ballet Group of Musical and Drama Theatre of the Karelian ASSR in the 1950-1970s». The article deals with the first show of the ballet «Sampo» on the Moscow stage. Critical reviews published in metropolitan press of the period are presented.

Текст научной работы на тему «Декада карельского национального искусства в Москве (1959): спектакль Музыкально-драматического театра Карелии "Сампо"»

Н. В. Гальцина

ДЕКАДА КАРЕЛЬСКОГО ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА

В МОСКВЕ (1959): СПЕКТАКЛЬ МУЗЫКАЛЬНО-ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА

КАРЕЛИИ «САМПО»

Работа представлена кафедрой искусствоведения Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов.

Научный руководитель - доктор искусствоведческих наук, профессор Л. И. Гительман

Статья написана по материалам диссертации «Становление и творческая деятельность балетной труппы Музыкально-драматического театра Карельской АССР в 1950-1970-е годы». В ней говорится о показе в рамках проводимой в Москве в 1959 г. Декаде карельского театрального искусства первого карельского национального балета «Сампо». Здесь представлены отзывы критики, опубликованные в прессе того времени.

Ключевые слова: национальный балет, Карелия, «Сампо», 1959 г., Москва.

44

Декада карельского театрального искусства в Москве (1959): ...

The article is based on the dissertation «The Making and Creative Activity of the Ballet Group of Musical and Drama Theatre of the Karelian ASSR in the 1950-1970s». The article deals with the first show of the ballet «Sampo» on the Moscow stage. Critical reviews published in metropolitan press of the period are presented.

Key words: national ballet, Karelia, «Sampo», Moscow, 1959.

21 августа 1959 г. в Москве в торжественной обстановке состоялось открытие Декады карельского искусства и литературы. В отличие от Недели карельской музыки и танца в 1951 г., где участвовали преимущественно самодеятельные хоровые и танцевальные коллективы, на Декаде перед искушенным и взыскательным столичным зрителем свое искусство представляли артисты Музыкально-драматического и Финского драматического театров, ансамбль песни и танца «Кантеле», певцы, чтецы и симфонический оркестр филармонии. В этом широком смотре искусства Карелии участвовали также писатели, художники, композиторы, республики [1, с. 7]. В газете «Правда» была напечатана информация об открытии Декады карельского искусства: «Вчера в Москве открылась Декада искусства и культуры Карельской АССР. Сердечно приняли москвичи дорогих гостей, приехавших из страны голубых озер, прекрасного края рун "Калева-лы", чтобы познакомить трудящихся советской столицы с богатым и самобытным талантом своего народа... Балетная труппа Карельского Музыкально-драматического театра показала первый национальный балет композитора Гельмера Синисало "Сам-по". Это глубоко поэтическое произведение создано по мотивам народного эпоса "Калевала"» [4, с. 3].

За десять дней на сцене филиала Большого театра только Музыкально-драматическим театром было показано шестнадцать спектаклей. На открытие поставили «Сампо». Яркая, выразительная, зримая музыка Синисало, звучавшая в исполнении оркестра Большого театра под руководством И. Шермана, самобытная хореография, четко выстроенная драма-

тургия И. Смирнова и, конечно, эмоциональный заряд молодых, талантливых артистов, бьющий со сцены в зрительный зал, обеспечили большой успех «Сампо» в Москве. На следующий же день после открытия декады критик А. Илупина в газете «Советская Россия» написала: «"Сампо" открыл Декаду карельского искусства и сразу стал событием. Не только потому, что это - первый в истории культуры республики национальный балет. Его напряженная, динамично развивающаяся драматургия овеяна ароматом поэзии, духом мужественного жизнеутверждения, гуманистическими идеями бессмертного карельского эпоса "Калевала". Его музыка волнует и радует красотой мелодий и разнообразием ритмов, глубиной мысли. Его танцы, насыщенные сочным, чисто карельским колоритом, поражают щедростью выдумки, ясностью рисунка» [3, с. 3]. Самой яркой краской в спектакле был признан образ Лоухи, в исполнении С. Степановой, она первая исполнила две партии вместе - старуху и молодую Лоухи. Надевая маску старухи, она перевоплощалась и пластически. Лейтдвижением партии было grand jeté pas de chat по кругу, в котором балерина резко выбрасывала вперед руки со скрюченными пальцами и ногу, как бы ложась на нее, и от этого движения, исполненного с предельной силой и мощью, создавалось впечатление полета хищной птицы. В одной из многочисленных рецензий на балет о Степановой говорится: «Будто для степановской балетной индивидуальности и сочинены танцы этих партий... В стремительном танце, похожем на прыжки хищного зверя, с холодным, злым взглядом летит по сцене, почти не касаясь подмостков, без-

ОБЩЕСТВЕННЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

образная колдунья Лоухи. Но, вот, в доли минуты, за кулисой, совершенно неощутимо для зрителя, происходит внешняя трансформация образа. И на сцене уже, с ослепительным блеском в глазах, танцует молодая дочка Лоухи» [6, с. 93]. В статье по итогам проведения Декады Р. Захаров писал, что особых похвал заслуживает С. Степанова, исполняющая роли колдуньи Лоухи. «Танцы Степановой полны динамики, остроты и характерной выразительности. Ее прыжки стремительны и легки, вращения уверены. Это уже опытная, технически хорошо подготовленная балерина» [2, с. 3]. Партию Лемминкяй-нена в спектаклях Декады исполняли два танцовщика: порывистый и страстный Юрий Сидоров и более академичный Олег Егоров. Об исполнителях этой партии сказано в газете «Советская Россия»: «Обоим им по 21 году. Первый окончил хореографическое училище в Перми, второй - в Ленинграде. Оба отличные танцовщики и надежные партнеры. Оба верны режиссерскому замыслу образа, но каждый вносит в него нечто свое, и, поэтому особенно привлекательное» [3, с. 3]. Мать Лемминкяйнена с большим драматическим накалом сыграла Л. Васильева. Рецензент Ин. Попов написал, что большой удачей балетмейстера и артистки Л. Васильевой является психологически глубокий образ матери Лемминкяйнена -великолепное олицетворение всепобеждающей силы материнской любви [5, с. 3]. А лиричный, вдохновенный дуэт «Берег моря» в исполнении В. Мельникова и С. Гу-биной (Илмаринен и Невеста) стал воплощением образа Карелии. Р. Захаров в своей рецензии на балет пишет: «Исполнение роли Илмаринена В. Мельниковым радует своей свежестью и непосредственностью. Высокий и сильный, с благородным, красивым лицом, он будто сошел со страниц "Калевалы". В роли его Невесты обаятельна С. Губина. Чистоту, девичье целомудрие и искренность в переживани-

ях своей героини молодая артистка передает с неподдельной простотой» [2, с. 3]. В журнале «Советская музыка» Н. Шум-ская справедливо пишет об исполнителях Илмаринена и Невесты: «Импозантна фигура "первого в мире" кузнеца, мастера своего дела Ильмаринена в исполнении артиста В. Мельникова. Кажется, что видишь перед собой подлинного богатыря, с детски чистой, смелой и ясной душой. Удачно выявлены черты характера Иль-маринена в его лирических дуэтах с Невестой (артистки С. Губина и В. Решетникова); эти сцены пленяют своей свежестью и высокой поэтичностью. Чистота, скромность, обаяние юности у С. Губи-ной окрашены тонами мечтательности; В. Решетникова более жизнерадостна, беззаботна, непосредственна» [8, с. 103]. О хореографии балета А. Илупина в статье «Карельский эпос в балете» на страницах «Советской России» писала: «Редкостное в хореографии соответствие духу времени, настроению народа, заполнившего зрительный зал, и сделало "Сампо" событием, выходящим за пределы Декады карельского искусства, поставило его в ряд с серьезными достижениями советского большого балета» [3, с. 3]. А. Хачатурян сразу после декадных представлений «Сампо» написал в «Правде», что, «присутствуя на балете, мы знакомились с новым балетным коллективом. Почти всем исполнителям, среди которых отмечу В. Мельникова, С. Губину и С. Степанову, -немногим больше двадцати лет. Их жизнь в искусстве только начинается. Она начинается трудной и серьезной работой, лишенной претензий, чуждой помпезности, иногда свойственной нашим декадным постановкам. Дух серьезности, скромности, трудолюбия - вот что отличает этот спектакль. Мне хочется, чтобы в коллективе, только начавшем свою жизнь, коллективу, которому еще предстоит овладение подлинным и совершенным профессионализмом, хранились и развивались эти

качества. В них - залог будущих успехов юного карельского балета» [7, с. 4].

На четырех представлениях «Сам-по» на сцене филиала Большого театра побывало более шести с половиной тысяч зрителей. По итогам Декады состоялось обсуждение спектаклей Музыкально-драматического театра Карельской АССР, организованное Всероссийским театральным обществом. В зале Дома актера выступали народные артисты РСФСР П. Ге-рага и Р. Захаров, режиссеры Д. Тункель и А. Шатрин, профессор А. Ревякин, за-

меститель главного редактора журнала «Театр» В. Пименов, известный театральный художник М. Курилко. Их выступления были проникнуты единой мыслью: молодое искусство республики не нуждается в скидках на молодость, оно заслужило, чтобы его оценивали по большому счету [1, с. 32]. Балетная труппа Музыкально-драматического театра сформировалась, сложилась, она стала достойной частью недавно созданного творческого организма, выдержавшего экзамен на зрелость.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бацер И. На смотре в Москве. Петрозаводск: Государственное издательство Карельской АССР, 1960. 118 с.

2. Захаров Р. «Сампо» - крупное достижение советского балета // Ленинская правда. 1959. 6 сентября.

3. Илупина А. Карельский эпос в балете // Советская Россия. 1959. 22 августа.

4. Искусство края Калевалы // Правда. 1959. 22 августа.

5. Попов Ин. Чудесная мельница Сампо // Советская культура., 1959. 3 августа.

6. Тогатов С. Актеры и роли // Север. 1965. № 5. С. 91-96.

7. Хачатурян А. Образы народного эпоса // Правда. 1959. 23 августа.

8. Шумская Н. Искусство страны «Калевалы» // Советская музыка. 1959. № 11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.