ПОСТСКРИПТУМ
Декабрь в мировой истории
Юрий Григорьевич ШПАКОВСКИЙ,
главный редактор журнала «Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)», доктор юридических наук, профессор
Провал плана папы римского обратить в христианство великого монгольского хана
В декабре 1246 г. провалился план папы римского обратить в христианство великого монгольского хана.
После личной встречи итальянского монаха-францисканца Джованни дель Плано Карпини с внуком Чингиз-хана, великим ханом Гуюком, в его ставке в Каракоруме, посланцу папы римского был вручен письменный ответ понтифику. Отказываясь рассматривать папский призыв стать христианином, Гуюк предложил папе и королям лично явиться к своему двору для изъявления покорности, поскольку «силою Бога все земли, начиная от тех, где восходит солнце, кончая теми, где оно заходит» пожалованы Чингиз-хану и его потомкам. В последней фразе нашла краткое выражение идеология чингизидов, претендовавших на мировое господство.
Хотя задуманный папой Иннокентием IV план заключения союза с Монгольской империей не увенчался успехом, миссия Карпини сама по себе имела огромное значение: она стала первым из великих путешествий европейцев в Азию.
Символом Российского государства становится двуглавый орел
В декабре 1472 г. символом Российского государства становится двуглавый орел. Этот герб достался России в наследство от Византии после бракосочетания Софьи Палеолог, племянницы последнего византийского императора, с великим князем Иваном III.
На печати Ивана III Великого, доставшейся от Василия II Васильевича Темного, изначально был изображен лев, терзающий змею (лев — символ Владимирского княжества). Однако в конце XV в. был избран новый символ государства — ездец (всадник), употреблявшийся еще в Киевской Руси. Вторым символом был избран двуглавый орел. Копируя символику Священной Римской империи — сильнейшего государства Западной Европы, московский князь являл себя наследником Восточной Римской империи — Византии. У Ивана III было формальное основание для этого — он был женат на Софии Палеолог, происходившей из последней правящей в Византии династии. Этот символ был не © Ю. Г. Шпаковский, 2019 семейным, а родовым знаком всей династии.
ЕСТНИК n —j—J
ДЕКАБРЬ В МИРОВОИ ИСТОРИИ 17 7
УНИВЕРСИТЕТА
имени O.E. Кутафина (МГЮА)
После окончательной ликвидации зависимости от Золотой Орды впервые появляется великокняжеская печать Ивана III. Первым достоверным свидетельством использования двуглавого орла в качестве государственной эмблемы является печать, скрепившая в 1492 г. его грамоту на земельные владения удельных князей. Тогда же изображения позолоченного двуглавого орла на красном поле появились на стенах Грановитой палаты в Кремле.
В 1497 г. двуглавый орел впервые появляется как государственный герб на двусторонней восковой государственной печати России: на ее лицевой стороне изображен герб Московского княжества — всадник, поражающий дракона (в 1730 г. официально назван как Святой Георгий), а на оборотной — двуглавый орел. За пятисотлетний период изображение орла на русском гербе неоднократно изменялось. На печатях двуглавый орел просуществовал до 1918 г.
Византийская империя была евроазиатской державой. В ней жили греки, армяне, турки, славяне и другие народы. Орел в ее гербе с головами, смотрящими на Запад и на Восток, символизировал в том числе и единство этих двух начал. Как нельзя более подходит это и для России, которая всегда была страной многонациональной, объединяющей под одним гербом народы Европы и Азии. Державный орел России — не только символ ее государственности, но и символ тысячелетней истории, наших древних корней. Он — символ исторической преемственности культурных традиций — от погибшей великой империи, сумевшей сохранить для всего мира эллинскую и римскую культуру, к молодой растущей России. Двуглавый орел — символ объединения и единства земель российских.
Папа римский Иннокентий VIII издал буллу против ведьм, дающую широкие полномочия инквизиции
Поводом к изданию 5 декабря 1484 г. папой римским Иннокентием VIII буллы, вероятно, послужили жалобы Крамера и Шпренгера, столкнувшихся в некоторых областях Германии с противодействием своей инквизиторской деятельности со стороны местных церковных властей.
В течение года после появления буллы, развязавшей руки папских эмиссаров для беспрецедентного по масштабам инквизиционного террора, в городах Рейнской области было казнено множество лиц, обвиненных в ересях и колдовстве. Народное возмущение, вызванное действиями Крамера, привело к публичному изгнанию последнего из Инсбрука в 1485 г.; при этом самому инквизитору удалось избежать расправы лишь благодаря заступничеству бриксенского епископа Георга Гольсера.
Булла была включена в качестве предисловия в «Молот ведьм», написанный Крамером в соавторстве с профессором теологии Шпренгером и изданный в Шпайере приблизительно в 1487 г.
«Большая охота» на ведьм началась в середине XVI в. и продлилась примерно 200 лет. На этот период приходится около 100 тысяч процессов и 50 тысяч жертв. Больше всего жертв было в государствах Германии, Швейцарии, Фран-
Е m К А Б Р СГ
В
И Р О В О И
ИСТОРИИ
>
) УНИВЕРСИТЕТА
L-—^ имени О. Е. Кугафи на (МПОА)
ции и Шотландии, в меньшей степени охота на ведьм затронула Англию, Италию и Испанию. Лишь несколько процессов над ведьмами было в Америке, самый известный пример — Салемские события 1692—1693 гг.
Особенно массовыми суды над ведьмами были на территориях, затронутых Реформацией. В лютеранских и кальвинистских государствах появились собственные, даже более суровые, чем католические, законы о колдовстве. Так, в саксонском городе Кведлинбурге с населением в 12 тысяч человек за один только день 1589 г. были сожжены 133 «ведьмы». В Силезии один из палачей сконструировал печь, в которой за 1651 г. сжег 42 человека, включая двухлетних детей. Но и в католических государствах Германии охота на ведьм была в это время не менее жестокой, особенно в Трире, Бамберге, Майнце и Вюрцбурге. В Кельне в 1627—1639 гг. было казнено около тысячи человек.
Священник из Альфтера в письме к графу Вернеру фон Сальму так описывал ситуацию в Бонне начала XVII в.: «Кажется, вовлечено полгорода: профессора, студенты, пасторы, каноники, викарии и монахи уже арестованы и сожжены... Канцлер с супругой и жена его личного секретаря уже схвачены и казнены. На Рождество Пресвятой Богородицы казнили воспитанницу князя-епископа, девятнадцатилетнюю девушку, известную своей набожностью и благочестием. Трех-, четырехлетних детей объявляли любовниками Дьявола. Сжигали студентов и мальчиков благородного происхождения 9—14 лет. В заключение скажу, что дела находятся в таком ужасном состоянии, что никто не знает, с кем можно говорить и сотрудничать».
Преследование ведьм в Германии достигло высшей точки во время Тридцатилетней войны 1618—1648 гг., когда воюющие стороны обвиняли друг друга в колдовстве.
Удивительно, но указ 1484 г. формально не аннулирован католической цер-
Царским указом был запрещен переход крестьян от одного хозяина к другому
6 декабря 1590 г. царь Федор Иоаннович по инициативе Бориса Годунова издал указ, запрещавший переходы крестьян от одного владельца к другому даже в Юрьев день. Этот запрет оказался неожиданным для крестьян, именно тогда возникла поговорка: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!». Отмечавшийся 26 ноября по старому стилю Юрьев день (когда чтится память святого Георгия) завершал годовой цикл сельскохозяйственных работ и позволял крестьянам, уплатившим пожилое, в период за неделю до Юрьева дня и неделю после него уйти от старого хозяина.
Однако у крестьян еще оставалась возможность скрыться от помещиков. В 1597 г. вышел указ об «урочных летах», впервые определявший срок сыска беглых крестьян — 5 лет. Если в течение «урочных лет» помещик не сумел найти своего крестьянина и не подал челобитную о его розыске, он терял
ЕСТНИК п -«о
ДЕКАБРЬ В МИРОВОИ ИСТОРИИ 179
УНИВЕРСИТЕТА
имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
на него право и беглый закреплялся за новым владельцем. Норма «урочных лет» прикрепила к земле не только беглых крестьян, но и их детей и жен, ранее не подпадавших под действие «заповедных лет». Любой переход рассматривался как бегство. Беглый подлежал возврату со всей семьей и имуществом.
Приговор патриарху Московскому и всея Руси Никону
22 декабря в 1666 г. на последнем заседании церковного собора в Чудовом монастыре Московского Кремля был вынесен окончательный приговор патриарху Московскому и всея Руси Никону, оформленный в виде грамоты под названием «Объявление о низложении Никона».
Инициатором суда над Никоном был царь Алексей Михайлович, считавший, что Никон замыслил поставить власть церковную выше власти государственной. Да и многие церковные иерархи ненавидели Никона за «крутость» и гордыню. В то же время собор полностью одобрил породившие раскол никоновские церковные реформы. Никона в чине простого монаха сослали в белозерский Ферапонтов монастырь под Вологдой, где он и находился в заточении до самой смерти царя Алексея Михайловича в 1676 г.
Новый год в России на европейский лад
31 декабря 1699 г. в России впервые готовились отметить Новый год на европейский лад. Указом Петра праздник переместился с сентября на январь. Диковинным было и то, что счет времени теперь надлежало вести не от сотворения мира, а от Рождества Христова. Вместо 7208 года на Руси наступал 1700...
В Петербурге Петр I устроил первую ассамблею
В 1718 г. 8 декабря в Петербурге, в доме Петра Бутурлина на Большой Дворянской улице, Петр I устроил первую ассамблею.
Государь хотел изменить порядок общения «не только для забавы, но и для дела, ибо тут можно друг друга видеть и о всякой нужде переговорить».
Ассамблеи устраивались поочередно в домах знати, и вход туда был доступен каждому прилично одетому человеку, кроме слуг и крестьян. Один из залов предназначался для музыки и танцев, другой — для игры в шахматы, шашки и карты, третий — для курения табака и для разговоров, а четвертый — для дам, где «они между собой могли бы загадывать и забавляться в другие игры, способные развеселять и смех рождать».
Пили лихо, танцевали до упаду. Теснота, духота, грубые шутки никого не стесняли. Однако демократический характер ассамблей сохранялся недолго: после смерти Петра они быстро превратились в дворянские танцевальные балы с четко установленным ритуалом.
180 постскриптум
ЕСТНИК
УНИВЕРСИТЕТА
О.Е. Кугафина (МПОА)
Обручение Марины Мнишек и Лжедмитрия I
Сенат и Синод признали за женой Петра Великого Екатериной Алексеевной титул императрицы
23 декабря 1721 г. Сенат и Синод признали за женой Петра Великого Екатериной Алексеевной титул императрицы — спустя 9 лет после официального бракосочетания венценосной четы. Для торжественной церемонии коронования Екатерины изготовили первую корону европейского образца, превосходившую великолепием корону самого царя.
Событие необычайное для России — до этого короновали только жену самозванца Лжедмитрия Марину Мнишек. За четыре месяца до обручения Лжедмитрий I венчался на русское царство в Успенском соборе Московского Кремля. Предстояла еще коронация в Кремле, без которой он не имел полных прав на престол. 22 ноября 1605 г. в Кракове состоялось обручение по доверенности Марины Мнишек и Лжедмитрия I. Обручение было совершено по доверенности — в те времена подобные браки были распространенным явлением. Юная честолюбивая дочь знатного польского воеводы Марина согласилась выйти замуж за некрасивого, бывшего холопа Дмитрия под влиянием католического духовенства. Они решили сделать ее своим оружием, чтобы насадить католицизм в Русском царстве.
В день венчания интересы жениха представлял его «посол» из Москвы Афанасий Власьев. Кроме денег и бриллиантов, он пообещал невесте города Новгород и Псков, право исповедовать католичество, а также возможность выйти замуж за другого в случае неудачи Лжедмитрия. 18 мая 1606 г. в Кремле состоялась свадьба с венчанием и провозглашением Марины Мнишек русской царицей. А уже 27 мая Лжедмитрий был свергнут с престола и убит. Всего неделю царствовала в Москве новая царица, чудом уцелевшая во время кровавой резни, ее защитили бояре и отправили обратно к отцу.
Дворцовый переворот Елизаветы
6 декабря 1741 г. в Санкт-Петербурге произошел дворцовый переворот. Дочь Петра I, цесаревна Елизавета Петровна, опираясь на своих сторонников в гвардии, свергла с российского престола младенца-императора Ивана VI и его мать — регентшу Анну Леопольдовну.
Елизавета Петровна (1709—1762), дочь Петра I и Екатерины I, была прекрасно образована. После брака родителей и принятия в 1721 г. Петром I императорского титула его дочери Анна и Елизавета получили титул «цесаревны», который отделял детей императора от других членов дома Романовых. Петр, сын казненного царевича Алексея, назывался великим князем, а племянница Анна Иоанновна — царевной.
ЕСТНИК п ал
УНИВЕРСИТЕТА ДЕКАБРЬ В МИРОВОИ ИСТОРИИ |0|
УНИВЕРСИТЕТА
имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
Завещание Екатерины I (вдовы Петра I) предусматривало права Елизаветы и ее потомства на российский престол после Петра II (сына царевича Алексея) и Анны (старшей дочери Петра I). Но после неожиданной кончины Петра II от оспы в 1730 г. Елизавета оказалась законной наследницей престола, поскольку ее сестра Анна отреклась за себя и своих потомков от прав на российскую корону.
Но, несмотря на завещание, Верховный тайный совет, признав Елизавету незаконнорожденной, отказал ей в правах на престол и «пригласил на царство» Анну Иоанновну, в правление которой Елизавета находилась в опале и была очень далека от политической жизни, хотя в свете она показывалась достаточно часто и по-прежнему блистала на балах. После смерти Анны Иоанновны в 1740 г. трон наследовал ее двухмесячный внучатый племянник Иван Антонович, в результате чего реальная власть перешла к его матери — Анне Леопольдовне, находившейся под влиянием своего мужа Антона Ульриха и фельдмаршала Миниха.
Засилие иностранцев у российского трона привело к тому, что массовые симпатии русского общества оказались на стороне Елизаветы, «русской сердцем и по обычаям», — дочь Петра Великого стала патриотическим символом, на который возлагали большие надежды. Центром движения в ее пользу были казармы гвардейского Преображенского полка. Но немало потрудилась для завоевания симпатий гвардейцев и сама цесаревна. Она часто проводила время в казармах «без этикета и церемоний», одаривала гвардейцев деньгами и крестила их детей.
Разговоры о возможном дворцовом перевороте начались еще в начале 1741 г. Слухи о том, что Елизавета что-то затевает, неоднократно доходили до Анны Леопольдовны, но она не верила. Круг близких сторонников Елизаветы ограничивался в основном «кавалерами» ее двора. В подготовке переворота участвовали Разумовские, братья Шуваловы и Воронцов. Руководителем заговора, по
Император Иван VI и его мать — регентша Анна Леопольдовна
Гвардия провозглашает Елизавету императрицей
Елизавета I
Е гп К А Б Р Б
В
И Р О В О И
ИСТОРИИ
>
) УНИВЕРСИТЕТА
L-—^ имени О. Е. Кугафи на (МПОА)
сути, являлась сама цесаревна, а доверенным лицом выступал ее личный медик француз Лесток.
В ночь на 6 декабря 1741 г. Елизавета Петровна при поддержке своих сторонников и гвардейских офицеров совершила государственный переворот. В казармах Преображенского полка она обратилась к своим приверженцам: «Други мои! Вы знаете, чья я дочь, ступайте за мною! Как вы служили отцу моему, так и мне послужите верностью вашей!»
Не встретив сопротивления, с помощью трех сотен верных гвардейцев Елизавета заняла Зимний дворец и провозгласила себя новой императрицей. Вызванные полки принесли ей присягу. Солдаты разбудили и арестовали Анну Леопольдовну и ее мужа, а младенца-императора Ивана VI забрала сама Елизавета. К семи часам утра переворот завершился, причем без пролития крови.
Уже через 3 дня был издан манифест, в котором провозглашалось, что Елизавета Петровна вступила на престол «по законному праву, по близости крови к самодержавным родителям». Право дочери Петра I на российскую корону подкреплялось ссылкой на завещание ее матери — Екатерины I. Елизавета Петровна Романова короновалась в апреле 1742 г.
Иван Антонович был объявлен незаконным государем, не имевшим «никакой уже ко всероссийскому престолу принадлежащей претензии, линии и права», и заключен в Шлиссельбург, а остальное Брауншвейгское семейство отправлено в Холмогоры. Фавориты прежней императрицы Миних, Левенвольде и Остерман были приговорены к смертной казни, позднее замененной ссылкой в Сибирь — чтобы показать Европе терпимость новой самодержицы.
Михаил Ломоносов так откликнулся на это событие: Великий Петр нам дал блаженство, Елизавета — совершенство.
Указ о немедленной высылке евреев за границу
13 декабря 1742 г. в царствование Елизаветы Петровны был издан указ, предписывающий немедленно выслать евреев за границу и впредь их ни под каким предлогом в Россию не впускать.
История свидетельствует, что еще Владимир Мономах в 1114 г. собрал совет князей, который постановил: «Выслать жидов из русской земли со всем их имуществом и впредь не принимать их, а если они тайно войдут, то убивать их».
В договоре России с Польшей 1678 г. указано на разрешение свободного пребывания польских торговых людей в России, «кроме жидов». Эта же оговорка — «кроме жидов» — имеет место и в актах 1686 г. «О вечном мире» между Россией и Польшей.
В 1702 г. молодой Петр I издал манифест, призывающий в Россию искусных иностранцев. Однако тут же оговорился: «Я хочу... видеть у себя лучше народов магометанской и языческой веры, нежели жидов. Они плуты и обманщики. Я искореняю зло, а не распложаю; не будет для них в России ни жилища, ни торговли, сколько о том ни стараются, и как ближних ко мне ни подкупают».
ЕСТНИК
УНИВЕРСИТЕТА ДЕКАБРЬ В МИРОВОИ ИСТОРИИ
имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
Однако за все время царствования Петра нет никаких сведений о притеснениях евреев, не издано ни одного закона, их ограничивающего. Напротив, при общей благожелательности ко всяким иностранцам была широко открыта дверь для деятельности и евреев. В ближайшем доверенном окружении императора были: вице-канцлер барон Петр Шафиров, его двоюродные племянники Абрам Веселовский, весьма приближенный к Петру, и Исаак Веселовский; Антон Девьер, первый генерал-полицеймейстер Петербурга; Вивьер, начальник тайного розыска. В письме к Абраму Веселовскому Петр сообщал: «Для меня совершенно безразлично, крещен ли человек или обрезан, чтобы он только знал свое дело и отличался порядочностью».
После смерти Петра императрицей Екатериной I в 1727 г. был издан указ: «Жидов как мужского, так и женского пола, которые обретаются на Украине и в других российских городах, всех выслать вон из России за рубеж немедленно. Впредь их ни под каким предлогом в Россию не впускать и так предостерегать во всех местах накрепко». Этот указ был подтвержден императрицей Анной Ио-анновной в 1740 г., а 13 декабря 1742 г. появляется известный указ императрицы Елизаветы Петровны: «Как то уже по неоднократным предков наших указам, во всей нашей империи жидам жить запрещено. Но ныне нам известно учинилось, что оные жиды еще в нашей империи под разными видами жительство свое продолжают, от чего не иного какого плода, но только нашим верноподданным крайнего вреда ожидать должно. Потому всемилостивейше повелеваем: из всей нашей империи, из городов, сел и деревень всех мужеского и женского пола жидов, какого бы кто звания и достоинства ни были, со всем их имением, немедленно выслать за границу и впредь их ни под каким видом в нашу империю ни для чего не впускать, разве кто из них захочет быть в христианской вере греческого исповедания». Даже тогда, когда Генеральная войсковая канцелярия Малороссии и Лифляндская губернская канцелярия в 1743 г. предъявили всеподданнейшее ходатайство о разрешении временного въезда купцам-евреям, с указанием колоссальной выгоды для государственной казны от развития торговли, «в которой евреи действительно мастера», императрица Елизавета Петровна наложила свою знаменитую резолюцию: «От врагов Христовых не желаю интересной прибыли».
В первый период правления Екатерины II у евреев появились надежды на улучшение их состояния. Власти почти не вмешивались в их внутреннюю жизнь, и еврейские общины располагали полной автономией: у них были собственные суды, синагоги со школами, они по необходимости собирали средства на нужды общины. Именно в царствование Екатерины II была установлена «черта для по- Е
стоянной оседлости», которая была отменена указом Временного правительства от 2 апреля 1917 г.
До конца ХVIII в. название «жид» означало в России лишь принадлежность б
к определенной национальности и употреблялось в том же смысле, что и «по- Б
ляк», «турок» или «татарин». Но Екатерина II слово «жид» как оскорбительное И
использовать запретила, взамен стало употребляться слово «еврей».
В О И
ИСТОРИИ
>
) УНИВЕРСИТЕТА
L-—^ имени О. Е. Кугафи на (МПОА)
Павел I принимает титул гроссмейстера ордена св. Иоанна Иерусалимского (Мальтийского ордена)
10 декабря 1798 г. русского самодержца торжественно избрали великим магистром: соответствующая регалия была добавлена и в императорский титул.
В Зимнем дворце состоялась пышная церемония. Главный инициатор вхождения Павла I в орден граф Джулио Литта затмил всех прежних фаворитов императора и необычайно возвысился, став наиболее влиятельным вельможей.
В тот же день новоявленный защитник древнейшего духовного ордена издал высочайший Манифест об установлении в пользу русского дворянства ордена святого Иоанна Иерусалимского. В годы правления Павла I этот орден стал высшей наградой за гражданские и военные заслуги, превзойдя по статусу орден Андрея Первозванного.
«Орден от самого своего начала благоразумными и достохвальными своими учреждениями споспешествовал как общей всего христианства пользе, так и частной таковой же каждого государства, — говорилось в документе. — Мы всегда отдавали справедливость заслугам сего знаменитого ордена, доказав особое наше к нему благоволение по восшествии нашем на наш императорский престол, установив Великое приорство российское».
Манифест сообщал также о восстановлении законности посредством возвращения ордену собственности, ранее «неправильно отторгнутой». «Благородному дворянству российскому», доказавшему верность престолу «расширением пределов империи и низложением многих супостатов Отечества», император рекомендовал участвовать в почестях, преимуществах и отличиях, «сему ордену принадлежащих».
Манифест был разослан во все части страны и прочитан в церквях и на площадях. Его текст немало озадачил провинциальное дворянство, которое, в отличие от петербургского, не имело никакого представления об ордене и его истории и не понимало, что от него требует император.
В Санкт-Петербурге на Сенатской площади произошло восстание декабристов
14 декабря 1825 г. в Петербурге произошло восстание, организованное группой дворян-единомышленников с целью превращения России в конституционное государство и отмены крепостного права.
Утром 14 декабря на Сенатской площади стали собираться восставшие войска. Они должны были заставить Сенат отказаться от присяги Николаю и предложить опубликовать манифест к русскому народу. Однако на место сбора пришли не все намеченные военные подразделения, выбранный диктатором С. П. Трубецкой вообще не появился на Сенатской площади.
Тем временем к площади стягивались войска, верные Николаю I. Петербургский генерал-губернатор М. А. Милорадович предпринял попытку уговорить восставших сложить оружие, но был смертельно ранен выстрелом П. Г. Каховского.
В пятом часу дня Николай I отдал приказ открыть артиллерийский огонь. Было сделано семь выстрелов картечью: один поверх голов и шесть в упор. Солдаты обратились в бегство. К вечеру того же дня правительство полностью подавило восстание. В результате мятежа погибли 1 271 человек, в их числе 9 женщин и 19 малолетних детей.
В результате проведенного по делу декабристов следствия пятеро из них: П. И. Пестель, К. Ф. Рылеев, С. И. Муравьев-Апостол, М. П. Бестужев-Рюмин и П. Г Каховский — были приговорены к смертной казни через повешение. Утром 13 июля 1826 г приговор был приведен в исполнение. Многих участников восстания и членов тайных обществ, имевших отношение к его подготовке, отправили в ссылку и на каторгу в Сибирь.
В 1856 г. оставшиеся в живых декабристы были помилованы.
Рождение официального гимна Российской империи
18 декабря 1833 г. в Москве в Большом театре в присутствии императора Нико- Е
лая I состоялось первое публичное исполнение государственного гимна России «Молитва русского народа» («Боже, царя храни»).
С этого момента гимн «Боже, царя храни!» стал официальным гимном Россий- гг
ской империи. До этого исполняли без слов духовный гимн «Коль славен наш Го- с
сподь в Сионе», а с 1816 г — мелодию английского гимна «Боже, храни короля!». И
Однако Император Николай I поручил придворному композитору Алексею Р
Львову написать музыку гимна. Ш
Львов вспоминал: «Гоаф Бенкендорф сказал мне, что государь, сожалея, что Й
мы не имеем народного гимна, и скучая слушать музыку английскую, столько
ИСТОРИИ
>
186
постскриптум
) УНИВЕРСИТЕТА
L-—^ имени О. Е. Кугафи на (МПОА)
лет употребляемую, поручает мне написать гимн русский. Я чувствовал надобность создать гимн величественный, сильный, чувствительный, для всякого понятный, имеющий отпечаток национальности, годный для церкви, годный для войск, годный для народа — от ученого до невежды».
Само написание гимна походило на чудо: в один из вечеров Львов, вернувшись домой, сел к столу — и в несколько минут гимн был написан.
За основу текста было взято стихотворение Василия Андреевича Жуковского, написанное им в 1816 г., «Молитва русского народа». Стихотворение было длинным, состоящим из семи четверостиший. Сегодня часто ошибочно исполняют именно этот длинный вариант гимна. На самом деле гимн «Боже, царя храни» состоял всего из двух четверостиший: Боже, царя храни! Сильный, державный, Царствуй на славу, на славу нам! Царствуй на страх врагам, Царь православный! Боже, царя храни!
Перед смертью Жуковский написал Львову: «Наша совместная двойная работа переживет нас долго. Народная песня, раз раздавшись, получив право гражданства, останется навсегда живою, пока будет жив народ, который ее присвоил. Из всех моих стихов эти смиренные пять, благодаря Вашей музыке, переживут всех братий своих».
23 ноября 1833 г Император Николай I с семейством и со свитой специально прибыли в певческую капеллу, где состоялось первое исполнение гимна с придворными певчими и двумя военными оркестрами. Государь несколько раз прослушал музыку, и она ему очень понравилась. Он обнял Львова и сказал, что это именно то, что он хотел услышать.
18 декабря 1833 г в Большом театре в Москве состоялось первое публичное оркестровое и хоровое исполнение гимна «Боже, царя храни». На следующий день в газетах появились восторженные отзывы. Директор Московских императорских театров М. П. Загоскин писал: «Не могу вам описать впечатление, которое произвела на зрителей сия национальная песнь; все мужчины и дамы слушали ее стоя, кричали "ура"». Гимн исполнялся несколько раз.
Величественный и торжественный официальный гимн Российской империи «Боже, царя храни!» просуществовал до 1917 г.
18 декабря в 1843 г. в Петербурге появился общественный транспорт
В 1843 г. 18 декабря в Петербурге появился общественный транспорт: от Гостиного Двора до 5-й линии Васильевского острова пошли омнибусы.
Со временем маршрутов стало четыре. У каждого был свой цвет. От Дегтярной улицы на Петроградскую сторону ходили малиновые кареты, а от улицы
mitjutb*^ илтяь v
.■^4 , IHK», чг
№
И ПАРЯ X
JtliJXS л
а д. лзб:
#
ЕСТНИК n о-,
ДЕКАБРЬ В МИРОВОИ ИСТОРИИ 10/
УНИВЕРСИТЕТА
имени O.E. Кутафина (МГЮА)
Бассейной до Покровской площади — синие. Каждая вмещала 12 человек. Шесть внизу — по трое в ряд, лицом друг к другу, столько же на крыше, подняться туда можно было по откидной лестнице.
Ездили омнибусы редко, проезд был по тем временам недешев: 10 копеек. Плохие дороги и плохо подрессоренные кареты превращали езду в сущее мучение. И в народе омнибус стали называть не иначе как «сорок мучеников».
Русского предпринимателя Петра Арсеньевича Смирнова наградили почетным званием «поставщик Высочайшего двора»
В 1886 г. 8 декабря Министерство Императорского двора присвоило московскому «водочному королю» Петру Арсеньевичу Смирнову почетное звание «поставщика Высочайшего двора».
Месяцем ранее император Александр III возвел Смирнова вместе с женой и детьми в сословие потомственных и почетных граждан. Десять лет спустя, в 1896 г., во время подготовки к торжествам по поводу коронации нового императора Николая II и его супруги императрицы Александры Федоровны правительство закупало только смирновскую водку.
VIII Всероссийский съезд советов утвердил план ГОЭЛРО
В 1920 г. 22 декабря VIII Всероссийский съезд советов утвердил проект электрификации страны — план ГОЭЛРО. Он был разработан созданной в начале года Государственной комиссией по электрификации России, в которой под общим руководством ученого-энергетика Глеба Кржижановского трудилось около двухсот специалистов.
План состоял из нескольких программ, центральная из которых (программа «Б») предусматривала за 10—15 лет построить 90 крупных по тем временам государственных районных электростанций (ГРЭС) общей мощностью 1,75 млн киловатт. В целом план был выполнен к 1931 г.
План ГОЭЛРО стал родоначальником плановых органов Советского Союза. Принятый в 1920 г. план ГОЭЛРО — первый в мировой истории опыт планирования в общегосударственном масштабе. Он привлек пристальное внимание всего мира и с учетом местных нужд и условий был использован во многих странах «капиталистического» мира.
88 постскриптум
ЕСТНИК
УНИВЕРСИТЕТА
О.Е. Кугафина (МПОА)
Образование СССР
I
30 декабря 1922 г. на I съезде Советов представителями РСФСР, Украинской и Белорусской советских социалистических республик, а также Закавказской федерации были подписаны Декларация об образовании СССР и Союзный договор. В Декларации указывались причины и принципы объединения. В Договоре определялись взаимоотношения между республиками и центром.
К 1922 г. на территории бывшей Российской империи сложилось 6 республик: РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР, Азербайджанская ССР, Армянская ССР и Грузинская ССР. Между ними существовало тесное сотрудничество, объяснявшееся общностью исторических судеб. В годы Гражданской войны сложился военный и хозяйственный союз, а на момент проведения Генуэзской конференции в 1922 г. — и дипломатический. Объединению способствовала также общность целей, поставленных правительствами республик, — построение социализма на территории, находящейся «в капиталистическом окружении».
В марте 1922 г. Азербайджанская, Армянская и Грузинская ССР объединились в Закавказскую Советскую Федеративную Социалистическую Республику. В декабре 1922 г. I Закавказский съезд советов обратился в Президиум ВЦИК с предложением созвать объединенный съезд советов и обсудить вопрос о создании союза советских республик. Такие же решения приняли Всеукраинский и Всебелорусский съезды советов.
При подготовке съезда единого мнения по вопросу о принципах создания союзного государства не было. Среди предложений выделялись два: включение других советских республик в состав РСФСР на правах автономии (предложение Сталина) и создание федерации равноправных республик. Проект И. В. Сталина «О взаимоотношениях РСФСР с независимыми республиками» был одобрен ЦК компартий Азербайджана и Армении. Пленум ЦК компартии Грузии признал его
ЕСТНИК
УНИВЕРСИТЕТА ДЕКАБРЬ В МИРОВОИ ИСТОРИИ
имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
преждевременным, а ЦК компартии Белоруссии высказался за сохранение существующих договорных отношений между БССР и РСФСР Украинские большевики воздержались от обсуждения сталинского проекта. Тем не менее план автоно-мизации был одобрен на заседании комиссии ЦК РКП(б) 23—24 сентября 1922 г.
В. И. Ленин, не участвовавший в обсуждении проекта, после ознакомления с представленными ему материалами отверг идею автономизации и высказался за образование союза республик. Наиболее приемлемой формой государственного устройства многонациональной страны он считал советскую социалистическую федерацию.
27 декабря 1932 г. вышло постановление ЦИК и Совнаркома о введении в СССР паспортной системы и обязательной прописки по месту жительства
27 декабря 1932 г. вышло постановление ЦИК и Совнаркома о введении в СССР паспортной системы и обязательной прописки по месту жительства. В паспорте ставился также штамп предприятия или учреждения, где работал владелец документа. Паспорт был чисто внутренним и права выезжать за границу не давал.
После Октябрьской революции паспорта внутри страны были отменены как одно из проявлений отсталости царской России и деспотизма. Однако царская паспортная система была гораздо демократичнее советской. В царской России человек, решивший где-то жить постоянно, сдавал паспорт дворнику, а тот регистрировал его у околоточного. При этом существовала полная свобода передвижения.
Советский же паспорт не позволял менять место жительства без особого разрешения: на работу без прописки не брали, а прописку не давали, пока не принесешь справку с работы. Кроме того, существовали закрытые города, которые были на привилегированном положении с точки зрения снабжения. Прописку в них можно было получить либо родившись там, либо вступив в брак с жителем этого города, либо каким-то образом устроившись на работу.
Однако самым чудовищным было то, о чем в постановлении прямо не говорилось: паспорта получали только городские жители. Колхозник, не имевший паспорта, не мог даже выехать из своего села — беспаспортных забирали в милицию и могли присудить два года тюрьмы. Чтобы выехать в город, нужна была справка из сельсовета, подтверждающая, что такому-то выехать разрешено. Крестьяне получили паспорта лишь через много лет после смерти Сталина.
В Советском Союзе состоялись первые выборы в Верховный Совет
12 декабря 1937 г. в Советском Союзе состоялись первые выборы в Верховный Совет — «всеобщие прямые равные при тайном голосовании», как гласила пропаганда.
Е гп К А Б Р Б
В
И Р О В О И
ИСТОРИИ
>
190 постскриптум
ЕСТНИК
УНИВЕРСИТЕТА
О.Е. Кугафина (МПОА)
ДеКАбРЬ
«Это были не просто выборы, — было написано в Кратком курсе истории партии, — а великий праздник, торжество советского народа, демонстрация великой дружбы народов СССР».
В утреннем номере «Литературной газеты» было помещено письмо Алексея Толстого к своим избирателям под заголовком «Наш путь прям и ясен». В нем говорилось, что «к сияющим вершинам коммунизма нас ведет великий Сталин. Этот день не за горами. Ради этого красного дня мы все живем и ему отдадим все наши силы».
На самом деле выборы были не совсем выборами, потому что в каждом бюллетене был всего один кандидат. Избирателям давали бюллетень и конверт, предлагали заходить в кабину, где каждый избиратель вкладывал бюллетень в конверт, заклеивал его и опускал в урну, у которой стояли два пионера, отдававшие каждому избирателю пионерский салют.
ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ГРАВ ЧЕЛОВЕКА
I г Г" ( /.-¡¡{Л
Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека
10 декабря отмечается международный День прав человека. 10 декабря 1948 г. Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла Всеобщую декларацию прав человека.
Декларация — это не договор, не обязательство, не соглашение, она формально не обязывает все государства — члены ООН — неукоснительно ее соблюдать или ставить выше собственных внутренних законов. Но Декларация — своеобразный эталон, в ней изложен тот минимум прав, который должен иметь всякий родившийся на свет человек. Ее легко сравнивать с практикой любой страны и сразу определять, соблюдаются там права человека или нет.
Первый в истории международный обмен заключенными между СССР и Западом
18 декабря в 1976 г. при посредничестве восточногерманского адвоката Фогеля состоялся международный обмен заключенными — первый в истории политический обмен между СССР и Западом. Из Чили был выпущен в Советский Союз арестованный генеральный секретарь компартии Луис Корвалан, а из Советского Союза в Швейцарию — правозащитник Владимир Буковский, отбывавший уже третий срок.
Решение о вводе войск в Афганистан
12 декабря 1979 г Политбюро ЦК КПСС приняло решение о вводе войск в Афганистан. На следующий же день оперативная группа под руководством генерала армии Сергея Ахромеева была направлена в Ташкент и Термез для организации
ЕСТНИК л ал
УНИВЕРСИТЕТА ДЕКАБРЬ В МИРОВОИ ИСТОРИИ 19 1
УНИВЕРСИТЕТА
имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
развертывания войск. 25 декабря, в полдень по московскому времени, в войска ушла директива на переход государственной границы. Ввод войск начался через 3 часа.
Ввод соединений и частей 40-й Армии в Демократическую Республику Афганистан осуществлялся по трем направлениям: через Кушку, Термез и Хорог. 27 декабря спецподразделение «Зенит» штурмовало дворец «Топайи-Таджбек», во время штурма президент Афганистана Амин был убит. Новым главой государства стал Бабрак Кармаль. Было распространено мнение, что «ограниченный контингент советских войск» должен войти в Афганистан, чтобы, с одной стороны, оказать помощь афганскому руководству в деле защиты завоеваний так называемой «Апрельской революции», а с другой — упредить реакционные силы и не позволить им установить свои порядки в этой стране.
Война закончилась через 9 с лишним лет. 15 февраля 1989 г. последние колонны советских войск покинули территорию Афганистана. Последним пересек тогда мост Дружбы на пограничной реке Пяндж командующий 40-й армией генерал Борис Громов.