Научная статья на тему 'Деинституализация как проявление архаизации постсовременного общества'

Деинституализация как проявление архаизации постсовременного общества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
187
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСТСОВРЕМЕННОСТЬ / АРХАИЗАЦИЯ / «НОВОЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ» / АНТРОПОКОСМИЗМ / «NEW MIDDLE AGES» / POSTMODERNITY / THE PROCESS OF ARCHAIZING / COSMIC CONSCIOUSNESS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Антипов Михаил Александрович, Дорошин Борис Анатольевич

Статья посвящена анализу постсовременности как особой стадии общественного развития, для которой характерна реанимация архаичных элементов социальной жизни. Основным проявлением архаизации в постсовременном обществе авторы считают его деинституализацию, т. е. размывание привычного социального порядка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Loss of Institutions as the Manifestation of Archaizing of the Society in Postmodern Time

The postmodern times are estimated as a special stage of social development which is characterized by revival of archaic elements of social life. The main example of archaisms in postmodern times is the loss of institutions, that is blurring of usual social order.

Текст научной работы на тему «Деинституализация как проявление архаизации постсовременного общества»

Теоретика

УДК 316 © М. А. Антипов, Б. А. Дорошин, 2013

Деинституализация как проявление архаизации постсовременного общества

М. А. Антипов, Б. А. Дорошин *

Статья посвящена анализу постсовременности как особой стадии общественного развития, для которой характерна реанимация архаичных элементов социальной жизни. Основным проявлением архаизации в постсовременном обществе авторы считают его деинституализацию, т. е. размывание привычного социального порядка.

Ключевые слова: постсовременность, архаизация, «Новое средневековье», антропокосмизм.

Общепринятой в современном социогуманитар-ном знании, в частности в социологии, является точка зрения, согласно которой исторический процесс развития общества отождествляется с упорядочением совместной жизни индивидов, развитием общественных институтов, ритуалов и традиций . Постсовременность — стадия общественного развития, сменившая индустриальную эпоху модерна и соотносящаяся с постиндустриализмом, информатизацией и глобализацией, характеризуется деинституа-лизацией, нарушением сложившейся на протяжении длительного времени упорядоченности социального мира и, в той или иной мере, деструкцией устоявшихся форм совместной жизнедеятельности людей Под деинституализацией в данном случае мы понимаем не ситуацию полного разрушения институтов, не ликвидацию институальности как таковой, а текущий, пребывающий в нон-финальном становлении процесс Он выражается во временном ослаблении, размывании, дисфункции, деформации и инверсии тех или иных составляющих институциональной сферы и представляется как отрицательная компонента ее трансформации при диалектическом осмыслении последней

Примерами деинституализации могут служить часто упоминаемые в современной научной литературе тенденции в практике социальной работы, свя-

* В нашем журнале публикуются впервые .

занные с вытеснением стационарных форм помощи сиротам, инвалидам, пожилым и другим социально незащищенным категориям населения в детских домах, социальных приютах, домах престарелых, домах-интернатах и других учреждениях стационарного типа надомными и полустационарными формами обслуживания . Деструктивные изменения в институциональной сфере общества, на наш взгляд, во многих случаях сопряжены с феноменом архаизации, т е роста проявлений форм социальной жизни, характерных для «доосевых» культур и отмечаемых в переходных периодах с их социальной хаотизаци-ей и аномией

Так, государственное право как важнейший общественный институт, обеспечивающий стабильность функционирования общества, в России 90-х гг. вынуждено было сосуществовать и во многих случаях конкурировать с «тюремным» или «криминальным» правом, т. е . системой норм поведения, составляющей неписаный кодекс для представителей криминальной контркультуры . Криминализация явилась одной из нарастающих тенденций постсовременности не только в России, но и в глобальном масштабе

На этом фоне общей тенденцией мировой экономики стал быстрый рост теневого («серого») сектора, т е полузаконной или незаконной деятель-

ности . Масштабы криминальных сфер все очевиднее стали представлять непосредственную угрозу обществу, самой социальности. Они выступают мощным проявлением социальной деконструкции, разлагая посредством коррупции (от пат. соггитреге — «растлевать») важнейшие социальные институты 2. Ряд криминологов мира еще с 1980-х гг. отмечают срастание организованной преступности с монополистическими корпорациями и правящими элитами во многих странах мира, в связи с чем специалисты по глобализации констатировали ее криминализацию 3. Оценивая интеграцию структур организованной преступности в легальные экономические и политические институты как проявление деинституализации, мы исходим из понимания социального института как организованной системы связей и социальных норм, объединяющей значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества 4. Исходя из этого, организованная преступность не может быть отнесена к социальным институтам, поскольку ее основные (преступные) ценности и функции деструктивны и антисоциальны Она не удовлетворяет базовые общественные потребности, не санкционирована и не легитимизирована обществом в целом, а значит, не является общественным установлением . Учитывая наличие у нее признаков структурированности и организованности, а также (в определенных условиях) некоторых функций, присущих социальным институтам (в частности, нормативно-регулятивной), организованная преступность в данном контексте может быть осмыслена как квазиинституциональная форма частичной и инверсивной компенсации дисфункций некоторых социальных институтов

Процесс глобализации к настоящему времени имеет преимущественно неолиберальный характер, в ряде своих фактических проявлений расходящийся с гуманистическими и эгалитарными аспектами философии либерализма Усиление криминализации в ряде обществ имеет в качестве одной из существенных причин усиление социально-экономического неравенства, обусловленное реформами по неолиберальным рецептам, а также консервацией отсталости и зависимости, в том числе посредством установления реакционных политических режимов в ходе «цветных революций», нередко катализируемых извне в интересах транснациональных неолиберальных элит.

В рамках либерального дискурса экономическое неравенство часто оценивается как нормальное и даже полезное, как стимул развития, а «уравнительная справедливость» социализма критикуется как проявление архаизации 5 . Однако исторически таковая менее архаична, чем острая внутривидовая

конкуренция, выражающаяся в принципе «выживание сильнейшего» и системе доминирования, характерной для так называемых «общественных» животных и предлюдей 6 . Воспринятый либеральными мыслителями-социал-дарвинистами из теории эволюции принцип выживания сильнейшего был реставрирован в «каменных джунглях» индустриально-урбанистического либерального общества в формах свободной конкуренции и невмешательства государства в экономику. Существенно, что в архаическом прошлом человека принцип выживания сильнейшего был наиболее выражен на его самых ранних этапах, когда в рамках первобытного стада происходили борьба биологического и социального и обуздание «зоологического индивидуализма» общественной солидарностью 7. Таким образом, распространение индивидуализма и конкуренции взамен архаических коллективизма и кооперации, с которыми либеральная мысль связывает модернизацию и прогресс, можно диалектически рассматривать и как тенденцию архаизации, гораздо более глубокую по своему истоку По отношению к последнему выявляется более прогрессивный характер коллективизма и кооперации, способствовавших развитию общественного производства 8 .

Обусловленные индивидуализмом и свободой конкуренции негативные аспекты стихийности, присущей либеральной экономике, в прошлом в той или иной степени удалось обуздать национальным государствам путем формирования социально-рыночного строя («смешанной экономики») Однако теперь на ином — высшем — уровне эти аспекты стихийности в известной мере воспроизводит глобализация. В связи с этим Дж. Сорос заметил, что ныне приходится говорить об угрозе миру уже не со стороны коммунизма, а со стороны новейшего капитализма, или посткапитализма. Его стихийные силы выносят на глобальный уровень ожившие формы социального дарвинизма и эгоизма, обусловливающие расширение бедности, углубление разрыва между бедными и богатыми, возникновение новых форм угнетения и выступающие как откровенный вызов гуманизированной социальности правового государства При отсутствии структуры, которая могла бы регулировать посткапитализм, в глобализующемся мире возникает среда, неблагоприятная для свободы человека, и действуют силы, фактически отрицающие ценности правового общежития 9 .

Архаичные черты имеет и структура мирового экономического пространства, формируемая в ходе глобализации Она коррелирует с антропокосмиче-ским образом индуистского Брахмы, манифестирующегося в различные уровни Вселенной, в том числе и в социальную иерархию: голова — в духовную эли-

ту; руки — в руководителей, обеспечивающих порядок; бедра — в экономические массы 10 . Эта же трехуровневая схема проявляется, хотя и немного иначе, в сегодняшнем глобализирующемся мире: развитые страны («голова»), новые индустриальные страны («руки»), страны-поставщики природных и человеческих ресурсов («бедра»)

Следует отметить, что такая структура общественного устройства весьма архаична. Она прослеживается в индоевропейской первобытности, обретает наиболее совершенное религиозно-мифологическое обоснование в Древней Индии и предстает в виде сословного деления (духовенство, знать, общинники) обществ Средневековой Европы . Именно сословность, по мнению А . И . Нек-лесса, характеризует органически недемократичный глобальный универсум, формирующийся по мере складывания международного олигархического режима, предпочитающего действовать преимущественно с позиции силы 11, противоречащей выработанным гуманистической традицией представлениям о праве

Один из старейших социальных институтов — институт семьи — испытывает кризис, проявляющийся в ослаблении его функциональной значимости, возникновении так называемых альтернативных форм семьи, в девальвации семейных ценностей . Так, И. Г. Кузина и А. В . Винокурова в 2009 г. констатировали высокую степень противоречивости в системе ценностных семейных ориентаций: «...с одной стороны, сохраняется направленность на семейный образ жизни, с другой — наблюдается повышение значимости достижения высокого социального статуса, не всегда сочетающееся с качественным выполнением семейных обязанностей» 12.

Все больше формируется семей с предельно либеральными отношениями супругов, которые ни в чем не ограничивают друг друга, при этом, как правило, в таких семьях преобладает установка на бездетность Традиционные общественно значимые репродуктивная функция, функция социализации и функция социального контроля отходят на второй план или же не осуществляются вовсе Семья, исконно являвшаяся фундаментом, обеспечивающим стабильность и воспроизводство общества, разрушается, что ведет к ослаблению механизмов социализации и социального контроля. Подобная ситуация создает реальную угрозу состояния социальной аномии

В условиях аномии и духовного кризиса российский социум в последнее десятилетие ХХ в . во многом стал напоминать первобытное общество, с его дикостью и варварством . Начало XXI в . в российском социуме ознаменовалось усилением регламентации

общественных отношений . Наиболее дикие проявления неоархаики стали уступать место порядку, некоторые аспекты которого позволяют характеризовать его как квазифеодальный 13, а социальная реальность в большей степени может определяться как «Новое средневековье» К образу последнего обращались многие отечественные и зарубежные мыслители, усматривая его актуальность в связи с рядом явлений Новейшего времени

Н . А . Бердяев называл «Новым средневековьем» «ритмическую смену эпох, переход от рационализма новой истории к иррационализму или сверхнационализму средневекового типа» 14 . Указывая на конец гуманистической культуры Нового времени, русский философ в то же время считал, что Россия «никогда не выходила окончательно из средневековья, из сакральной эпохи.» 15 . Рассуждения Н . А . Бердяева о «Новом средневековье», пессимизм которых вызван трагичностью событий Октябрьской революции в России, актуальны для того времени, но идея о переходном характере неосредневековья представляется продуктивной и для социально-философского анализа постсовременности Не случайно еще в 1994 г. , рассуждая о «кризисе великой американской империи», У Эко писал о том, что «средние века уже начались» 16 .

Современность, с ее индустриальной экономикой, приоритетом демократической идеологии, установкой на господство разума в науке, философии и повседневной жизни, сменяется постсовременностью, характеризующейся эклектичностью, неопределенностью, признанием ценности внера-циональных форм познания и деятельности При этом иррациональное нередко имеет облик рационального Например, покупка определенного товара в магазине, кажущаяся целерациональным актом, оказывается спонтанным действием, обусловленным бессознательными импульсами, активизированными посредством соответствующих манипулятивных механизмов, умело используемых в рекламе

Для 2012 г. , в связи с распространением в информационном пространстве апокалиптических трактовок календаря индейцев майя, крайне значимой явилась реанимация в XXI в . такой черты массового сознания, как алармизм (повышенная тревожность, вызванная ожиданием глобальной катастрофы, апокалипсиса, конца света) Подобные иррациональные проявления сознания масс в средние века были вызваны преобладанием религиозного мировоззрения Для Новейшего времени их истоки, по нашему мнению, стоит искать в общем духовном кризисе и аномии, когда сознание людей колеблется в широкой амплитуде между нигилистическим безверием и попытками страстно уверовать в любую доктрину, при-

внесенную в сферу внимания средствами масс-медиа информационными потоками .

Кроме того, важным в нарастании тревожности в массовом сознании является следующее обстоятельство, о котором писал Р. Гвардини . Человек в древности жил в ситуации страха, постоянной опасности, которую представляла неведомая ему природа 17. Создав культуру, развив до невиданных высот науку и технику в целях формирования собственной безопасности, человек справился с опасностями природы, но сам создал для себя другого «монстра» — технику. Если древнего человека подстерегали опасности в лесу или джунглях, то человек постсовременный должен соотносить свою жизнь с опасностями техносферы и городской среды К таким угрозам можно отнести риск техногенных катастроф, риск попасть в авто-, авиа- или железнодорожную катастрофу, риск получить серьезное заболевание из-за воздействия источников электромагнитных волн, которыми наполнена техносфера Современный город, как и древний лес, полон опасностей, и человек постоянно испытывает состояние тревоги, которое усугубляется повышенным ритмом жизни, информационной перегрузкой, шумовой «бомбардировкой» и другими эффектами современной урбанизированной техносферной среды

Воздвигнув техносферу в целях обеспечения безопасности и комфорта, человек создал еще одну природу. Можно сказать, что облик социальной реальности в эпоху постсовременности во многом формируется техникой . При этом техника наделяется некими сакральными смыслами подобно тому, как в средневековье священное значение имели предметы, связанные с религиозной верой Человеческая природа неизменна в том, что ей свойственно стремление к ориентации и поклонению, и это одна из базовых человеческих потребностей. Технику можно с полной уверенностью рассматривать в качестве типичной для постсовременности системы ориентации и поклонения

Этому можно найти множество наглядных подтверждений Так, выпуск и появление в продаже очередной модели смартфона компании Apple сопровождался почти столь же фанатической реакцией поклонников данной технический продукции, что и у глубоко верующих людей на доставление в местный храм известной иконы или мощей святого Поклонники «яблочной» техники занимали очереди в магазины еще много часов до открытия, а купив заветный гаджет, ликовали не меньше, чем ликовал средневековый христианин, отстоявший в многолюдной очереди и приложившийся к мощам святого Товарный фетишизм ярко проявился несколько лет назад в Японии в форме молодежного культа мобильного телефона, который стал вос-

приниматься наподобие игрушки-тамагочи или маленького идола. Он в той или иной степени охватил и другие страны . Это во многом объясняет, почему отъем или кража мобильников стали одним из наиболее распространенных преступлений в молодежной среде. Подобным же образом квазирелигиозный культ материального успеха в форме «американской мечты» обусловливает, согласно некоторым исследователям из США, высокий уровень преступности в этой стране 18 .

Характерной чертой постсовременности являются повсеместное распространение техницистского стиля мышления и попадание в его ракурс человека, ведущее к стиранию схемы коммуникации «я — ты» и замене ее на схему «я — вещь». Если Ницше и Достоевский в XIX в . говорили о смерти Бога, Барт в ХХ в . — о смерти автора, то ныне можно сформулировать иную проблему — «смерть человека», под которой мы понимаем разчеловечивание или дегуманизацию общества под воздействием техники

Самосознание постсовременного человека растворяется в сети проникнутых отчуждением и товарным фетишизмом социально-экономических коммуникаций, а еще более в уплотняющемся ха-осмосе обезличивающих электронных инфоком-муникаций подобно тому, как самосознание первобытного человека растворялось в природе, частью которой он был Это обусловливает преобразование характерных для предшествующих эпох и ставших привычными форм социальных отношений и институтов, основанных на непосредственных персонализированных интеракциях «лицом к лицу» На смену традиционным типам социальных связей все шире приходят новые, основанные на удаленном, опосредованном технотронной инфокоммуникаци-онной средой, взаимодействии, часто допускающем анонимность коммуникантов и их виртуализацию в интернет-пространстве, когда вместо реальной личности агентом интернет-коммуникации выступает личность виртуальная с такими ее атрибутами, как «ник» и «аватарка»

Техника непосредственно влияет на повседневную жизнь и формирует обыденное сознание. Роль церковного проповедника выполняет телевизионный диктор в программе новостей, «несущий свет истины» своим «ТВ-прихожанам». Еще одним проявлением медиевизации является господство зре-лищности в культуре Если в средние века основным культурным объектом, по мнению У. Эко, был собор, то ныне это экран, привлекающий к себе взоры миллионов зрителей по всему миру Современная культура, будучи аудиовизуальной по своей сути, делает ставку на массовость и зрелищность, ярким примером чему являются голливудские блокбастеры, шоу звезд современной музыки, важные политические

события (инаугурация президента, съезд правящей партии и т. п . ) .

Экранные средства формируют виртуальную социальную реальность, по форме упорядоченную и стабильную, но не отражающую реалий современного общества. Тем самым техника компенсирует процессы деинституализации тем, что продуцирует искусственную социальную реальность, создающую у членов общества чувство упорядоченности и стабильности, которое раньше обеспечивалось за счет традиционных социальных институтов . Однако у части аудитории — людей с хорошо развитым восприятием и аналитическим мышлением — расхождение виртуальной экранной и константной повседневной реальности может порождать фрустрацию, нередко обусловливающую развитие девиаций

Мышление членов постсовременного общества с экранной культурой кардинально отличается от мышления представителей современного индустриального общества с книжной культурой Экран редко продуцирует знания, чаще он передает информацию или образные данные, носящие виртуальный характер Экранная информация отличается рядом параметров: массовостью, эклектичностью, оторванностью от действительности, направленностью на иррациональные начала сознания потребителей экранной продукции . Если книга, апеллируя к разуму, формировала мышление, то экран, апеллируя к эмоциям или бессознательным импульсам, формирует определенные ценностные и поведенческие установки, которыми индивид руководствуется неосознанно

Таким образом, тенденция вытеснения у людей постсовременности абстрактно-логического мышления образно-ассоциативным — тем, что преобладает у людей традиционного общества, в условиях засилия эстетически и этически низкопробной продукции в массовом телевещании способствует разрушению социального института морали. Архаизация в постсовременном обществе сопровождается разу-

порядочиванием общественных связей, деинституа-лизацией и дестабилизацией социальных отношений, ростом дикости, обусловливающим противоправные действия индивидов и групп

1 Ламажа Ч. К. Проблема архаизации общества // Гуманитарное знание: теория и методология . 2009. № 4. С. 45 .

2 Киселев Г. С. Стать человечеством (сознание Постмодерна) . М. , 2004. С 19.

3 Дёмин В. Н. Глобализация преступности и международная криминология: постановка проблемы // Мiжнародна кримшолоия : стан i перспективи : зб. мат4в «круглого столу» : б-ка журналу «Юридичний вктник». Одеса, 2010 . С. 285.

4 Фролов С. С Социология : учебник для высших учебных заведений . 2-е изд . , перераб . и доп . М . , 1996. С. 162.

5 Ахиезер А. С Архаизация как категория общественных наук (на опыте России) // Журнал социологии и социальной антропологии. 2001. Т. IV, № 1. С. 92.

6 Семенов Ю. И. Как возникло человечество . М. , 1966. С 88.

7 Там же . С. 3, 16-17.

8 Там же . С 68.

9 Киселев Г. С Указ. соч . С. 17-18.

10 Законы Ману. М. , 2002. С 22.

11 Об этом см . : Киселев Г. С. Указ . соч. С. 19.

12 Кузина И. Г., Винокурова А. В. Социальные и личностные факторы трансформации ценностных ориентаций семьи в современном российском обществе // Вестник Дальневосточного государственного технического университета . 2009. № 1 С 47

13 Симонян Р. Х. Реформы 1990-х годов и современная социальная структура российского общества (к 20-летию экономических реформ) // Социологические исследования 2012. № 1 . С 43 .

14 Бердяев Н. Новое средневековье [Электронный ресурс]. URL: http://www. magister. msk . ru/library/philos/ berdyaev/berdn010 .htm (дата обращения: 20.04.2013).

15 Там же

16 Эко У Средние века уже начались // Иностранная литература . 1994. № 4. C. 258-267.

17 Cuardini R. Das Ende der Neuzeit . Leipzig, 1954.

18 Дрьомн В. М. Сощальна аномiя як кримшолоичний феномен // Актуальш проблеми полиики : зб. наук, праць / керiвник авт. кол. С. В. Ювалов ; ввдп. за вип. Л. I . Кормич . Одеса, 2011 Вип 42 С 233

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.