Научная статья на тему 'Дегтярев В. В. Готическое возрождение и готика как прием'

Дегтярев В. В. Готическое возрождение и готика как прием Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
237
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дегтярев В. В. Готическое возрождение и готика как прием»

Дегтярев В. В.

ГОТИЧЕСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ И ГОТИКА КАК ПРИЕМ*

Degtyarev V.V.

The gothic revival and gothic as a device

После завершения в XVI в. развития готики как самостоятельного стиля ее рудименты продолжали жить в европейском искусстве. И уже со второй половины XVII в. можно говорить о начале формирования в странах Европы нового художественного движения, получившего в Англии название «Готическое возрождение», которое принято считать одним из неостилей готики. Период увлечения готикой в Англии продолжался вплоть до начала XX столетия, хотя и сегодня строительство зданий в готическом стиле не редкость. Обращение к готике в Англии приобретает большой масштаб, что было связано с реставрацией в 1660 г. монархии и стремлением обозначить принадлежность английского общества к национальной традиции.

Так, символом английской национальной традиции стала университетская готика XVII - начала XVIII в., получившая распространение в Оксфорде и Кембридже. Одним из наиболее ранних примеров сознательного обращения к готическим формам можно считать здание библиотеки колледжа Св. Иоанна в Кембридже (1623-1625). Руководство колледжей Оксфорда и Кембриджа выбирало готический стиль, чтобы подчеркнуть аристократический и церковный характер учености и

* Дегтярев В.В. Готическое возрождение и готика как прием // Артикульт: Научный электронный журнал. - 2018. - № 30(2). - С. 136-143. 182

Готическое возрождение и готика как прием

продемонстрировать сохранение образовательных традиций в период Реставрации.

Неоготика в этот период становится влиятельным архитектурным направлением с широким диапазоном применимости, что было следствием утраты готическими стилизациями идеологической составляющей и переводом их в разряд практических приемов.

Многие владельцы крупных поместий стали привносить готические формы даже в отделку своих усадеб, демонстрируя таким образом свои политические пристрастия, верность королевской власти и приверженность парламентаризму с его средневековыми истоками. Впервые моду на готический декор установил граф Хорас Уолпол, (1717-1797), литератор, автор первого романа ужасов «Замок Отранто», который стилизовал свое поместье под замок из Средних веков.

Эти политические декларации породили своеобразную эстетику: готические сооружения, строившиеся в усадьбах, часто возводились из недолговечных материалов и имели временный характер, что сближало их с театральными декорациями. Общей для этого класса построек тенденцией было не только упрощение готических форм, но и вычленение отдельных деталей, воспринимавшихся заказчиками как знаковые, и которые можно было бы переносить на объекты, не имевшие средневековых прообразов - от обелиска до садовой беседки.

Архитекторы этих построек чаще всего неизвестны. Видимо, это один из тех случаев, когда истинным автором здания оказывается заказчик, а на долю архитекторов остается лишь исполнение его программы.

В церковном строительстве конца XVIII - начала XIX в. готика служила символом преемственности вероучения. Англиканская церковь, хотя и порвавшая с Римом, но занявшая среднюю позицию между крайностями католичества и радикального протестантизма, использовала готику, чтобы подчеркнуть свой традиционализм в противовес контрреформационному барокко. Первые образцы неоготики в церковной архитектуре появляются в середине XVII в. Своей вершины архитектура «Готического возрождения» достигла в Англии в XIX в. Именно в этом стиле в середине XIX в. строилось здание Парламента в Лондоне (архитекторы Чарлз Бэрри и Огастес Пьюджин) - одно из центральных сооружений английской архитектуры того столетия.

Дегтярев В. В.

Потеря готическими стилизациями идеологического статуса открыла путь для экспериментов - как стилистических, так и конструктивных. Архитекторы, во многом продолжая практику XVIII столетия, но уже в больших масштабах, смешивали в своих постройках детали разного происхождения, и не только английскую готику с итальянской, но и готику с ренессансом. Свою роль сыграли и технологические новации - такие, как металлические конструкции, которые в настоящее время наиболее естественным образом возникают именно в неоготических постройках (например, Оксфордский музей естественной истории). Железные конструкции свидетельствуют об исчерпанности тех возможностей, которые открывало прямое воспроизведение готики.

Неоготика XIX в. приобретает большое распространение, и ее сходство со средневековыми прообразами становится более сомнительным. Она становится суммой практических приемов архитектурного и дизайнерского характера, а все ее идеологическое содержание сосредотачивается исключительно в сфере церковной архитектуры.

Фетисова Т.А.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.