Научная статья на тему 'Деградация агроландшафтов Изобильненского района Ставропольского края и причины ее возникновения'

Деградация агроландшафтов Изобильненского района Ставропольского края и причины ее возникновения Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
88
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕГРАДАЦИЯ / ЭРОЗИЯ / КОНСЕРВАЦИЯ / АНТРОПОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ / EROSION / CONSERVATION AND ANTHROPOGENIC FACTORS / LAND DEGRADATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шевченко Д. А.

Выявлены причины возникновения деградации земель в Изобильненском районе Ставропольского края и на данной территории выделены земли с различной степенью деградации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Шевченко Д. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEGRADATION AGROLANDSCAPES IZOBILNENSKAYA DISTRICT STAVROPOL REGION AND its reason

Identified causes of land degradation in Izobilnenskaya district of the Stavropol Territory and in the area of land allocated to the different degrees of degradation.

Текст научной работы на тему «Деградация агроландшафтов Изобильненского района Ставропольского края и причины ее возникновения»

Шевченко Д.А.

Кандидат сельскохозяйственных наук, доцент Ставропольский государственный аграрный университет» ДЕГРАДАЦИЯ АГРОЛАНДШАФТОВ ИЗОБИЛЬНЕНСКОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ И ПРИЧИНЫ ЕЕ

ВОЗНИКНОВЕНИЯ

Аннотация

Выявлены причины возникновения деградации земель в Изобильненском районе Ставропольского края и на данной территории выделены земли с различной степенью деградации.

Ключевые слова: деградация, эрозия, консервация, антропогенные факторы

Shevchenko DA

Candidate Agricultural Science, Associate Professor Stavropol State Agrarian University DEGRADATION AGROLANDSCAPES IZOBILNENSKAYA DISTRICT STAVROPOL REGION AND ITS REASON

Abstract

Identified causes of land degradation in Izobilnenskaya district of the Stavropol Territory and in the area of land allocated to the different degrees of degradation.

Keywords: land degradation, erosion, conservation and anthropogenic factors.

За последние полвека способность природных ландшафтов сохранять свое динамическое равновесие - утрачен. Ставропольский край относится к зоне рискованного земледелия. Наблюдаются: снижение запасов почвенного гумуса, активного фосфора, обменного калия, изменение рН среды и т. д., а, следовательно, и продуктивности сельскохозяйственных ландшафтов. Изобильненский район Ставропольского края не исключение. Его земельный фонд (на 2004 г.) составлял 193518 га, из них земли сельскохозяйственного значения 167170 га, в том числе пастбищ 36379 га, где осуществляют хозяйственную деятельность более 20 крупных сельскохозяйственных предприятий, сельские администрации, крестьянские фермерские хозяйства и другие предприятия и организации [4].

С середины 19 века и в 20 веке на территории Изобильненского района произошло резкое увеличение антропогенной нагрузки на природные экосистемы: почвенный покров, естественную растительность водные источники. Нагрузка животных на пастбищах до 1990 г. доходила до 2-4 условных голов на гектар угодья, о чем свидетельствуют такие факты, как: густая сеть скотобойных троп, уменьшение мощности почвенного покрова на пастбищных склонах, появление обломков горных пород у оснований склонов и главное - перерождение зональных целин во вторичные степи.

Развитие сельского хозяйства в течение десятилетий без учета хода экологических процессов, устойчиво сложившейся тенденции использования земельных ресурсов при игнорировании экологических факторов и нарушило природное равновесие [3]. К числу причин, приведших в конечном итоге к неблагоприятным социально-экологическим изменениям района, можно отнести следующие:

1. увеличение площади пашни за счет распашки пастбищных угодий, что привело к деградационным процессам;

2. наращивание объёмов сельскохозяйственного производства без учёта природно-климатических условий, рационального хозяйственного опыта народа, его образа жизни, традиций;

3. влияние техногенных факторов (строительство, тяжелый транспорт, буровые и земляные работы и т. д.);

4. утрата традиционных форм и методов хозяйствования, основанных на ранее существовавшей структуре сельскохозяйственных угодий [5].

Все это привело к тому, что необходимо срочно устранять не только последствия, а и причины их вызывающие и заключающиеся в нерациональном бессистемном использовании пашни, в применении неадаптивных к местным, естественным и реконструированным ландшафтам технологий их использования. Временный возврат к системе личных подсобных хозяйств, связан с отсутствием рациональной системы разделения труда в регионе. На данный период характер его существования требует адекватных, адаптивных мер в сложившихся экономических условиях. Проследить историю развития территории региона более, чем за 200-летнюю историю проблематично. Степи под влиянием постоянного выпаса животных видоизменились, а кормовые качества травостоя ухудшились.

В числе факторов, определяющих состав и основные особенности ценоза, необходимо отметить набор зачатков (семян, спор) растений и других организмов, имеющихся и доставленных на данную территорию (ветром, водой, животными, человеком) [2]. В тоже время на территории района практически не проводились работы по интродукции пастбищных видов трав в масштабах способных повлиять на изменение системы ведения лугопастбищного хозяйства.

Антропогенные факторы деградации почв, например уплотнение почв в результате воздействия тяжелой сельскохозяйственной техники, засоление и слитообразование при нерациональном орошении распространены значительно шире [3]. При этом наиболее часто деградация происходит при комбинированном воздействии природных и антропогенных факторов, причем антропогенное влияние создает предпосылки для резкой активизации природных воздействий. Так, распашка почв на склонах резко усиливает их смыв, возделывание пропашных культур активизирует разложение гумуса, нарушает его баланс в почве, а неумеренный выпас скота на легких почвах - усиливает ветровую эрозию и тому подобное. Во многих случаях разграничить природные и антропогенные факторы деградации бывает очень сложно.

Всего по итогам обследования в Изобильненском районе выявлено 8829,50 га земель, имевших ранее преимущественно почвенный покров с автоморфным типом почвообразовательного процесса, в результате деградации земель, приобрели характеристику гидроморфных почв, что за собой ведет серьезный экологический кризис почвообразовательного процесса и подлежат охране путем консервации на 5-6 лет и залужению их многолетними травосмесями. Вывод из интенсивного использования 5,4% пашни наносит большой ущерб аграрному комплексу района [5].

Под влиянием преимущественно климатических, литологических и антропогенных факторов в настоящее время происходит увеличение площади переувлажненных, подтопляемых и заболачиваемых почв. При переувлажнении и заболачивании почв изменяются окислительно-восстановительные условия, режимы питания растений, содержание и состав органического вещества. В результате нехватки в почвах кислорода и развитие анаэробных процессов накапливаются токсичные закисные соединения марганца и железа, подавляется деятельность полезных почвенных микроорганизмов [1].

Основные причины деградации земель - переувлажнение, длительное - более шести месяцев подтопление и заболачивание, по причине поднятия уровня почвенно-грунтовых вод, неблагоприятного перераспределения поверхностных стоков, водная эрозия, каменистость, щебенчатость, необоснованное включение в пашню земель с выходом плотных пород на поверхность, систематическое несоблюдение комплекса противоэрозионных мероприятий на пашне со склонами от 2о до 7о, что привело к значительному уменьшению почвенного профиля.

На территории Изобильненского района при обследовании агроландшафтов выделено: 1684,6 га (19,1%) - это слабо и средне деградированные земли, которые рекомендуется использовать в системе почвозащитного севооборота (I-II степень деградации); 7144,9 га (в том числе пашня составляет 6209,2 га или 70,3%) - это сильно и очень сильно деградированные земли, на которых рекомендуется консервация (III-IV степень деградации). Площадь подтопляемых, переувлажненных и заболачиваемых почв в Изобильненском районе выявлена на площади 5291,2 га [4].

104

Все это угнетающе действует на развитие растений, снижает общеэкологическую и хозяйственную ценность переувлажненных заболоченных земель. На участках, где наблюдается подтопление, происходит быстрое или скачкообразное превращение черноземов в лугово-черноземные, лугово-глеевые гидроморфные почвы в разной степени оглеения, засоления, осолонцеватости и смытости. Независимо от происхождения, в степной зоне формируются своеобразные мочарные ландшафты (болота, солонцы) с гидрофильной растительностью, переувлажнением и часто засоленными почвами.

Литература

1. Изучение доз и способов ранневесенней подкормки озимой пшеницы на черноземе обыкновенном /Донцов А.Ф., Есаулко А.Н., Сигида М.С., Шевченко Д.А. // Агрохимический вестник.2012.№6. С.22-25.

2. Коростылёв С.А. Содержание и дифференциацию обменного калия в черноземе выщелоченном в зависимости от систем удобрений и обработки почв // Приложение к журналу «Плодородие» Всероссийский научно-исследовательский институт агрохимии им. Д.Н. Прянишникова (ВНИИА) Россельхозакадемии. - 2007. - №3 (36). - С. 55-56.

3. Савинова С.В. Мониторинг агроландшафтов центральной части Ставропольской возвышенности с использованием геоинформационных технологий: дис. ... канд. геогр. наук. - М., 2007. - 215 с.

4. Шевченко Д.А. Комплекс мер по охране земель и улучшению состояния агроландшафтов северо-западной части Ставропольской возвышенности: Автореф. дис. .канд. с.-х. наук. - Новочеркасск, 2004. - 23 с.

5. Шевченко Д.А. Комплекс мер по охране земель и улучшению состояния агроландшафтов северо-западной части Ставропольской возвышенности: дис. ... канд.с.-х. наук. - Ставрополь, 2004. - 270 с.

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ / HISTOIRICAL SCIENCES

Долматов А.А.

Аспирант, Ульяновский государственный университет

ФИНАНСОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СИМБИРСКОГО ЕПАРХИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ПРОВЕДЕНИЯ

ПОЛИТИКИ ПО ОТДЕЛЕНИЮ ЦЕРКВИ ОТ ГОСУДАРСТВА

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы финансирования бюджета Симбирской духовной консистории - Симбирского епархиального совета в 1918-1920 гг. из местных епархиальных источников, в условиях реализации советской властью политики по отделению церкви от государства.

Ключевые слова: Симбирская епархия, епархиальное управление, финансирование, отделение церкви от государства.

Dolmatov A.A.

Postgraduate student, Ulyanovsk State University

THE FINANCIAL SITUATION OF SIMBIRSK DIOCESAN ADMINISTRATION IN THE POLICY ON THE SEPARATION

OF CHURCH AND STATE

Abstract

The article deals with the problem of financing the budget Simbirsk spiritual consistory - Simbirsk diocesan council in 1918-1920from the local diocesan sources in the implementation of the policy of the Soviet government to separate church and state.

Keywords: Simbirsk diocese, diocesan administration, finance, separation of church and state.

Советской властью в рамках политики по отделению церкви от государства в начале 1918 г. было полностью прекращено казенное субсидирование всех органов церковного управления. Так, например, в Симбирской губернии после выхода декрета Совета народных комиссаров об отделении церкви от государства и школы от церкви 23 января 1918 г. служащим епархиального управления - Симбирской духовной консистории объявили, что они лишаются казенного жалованья с 1 марта 1918 г. [1, л. 13]

В сложной финансовой ситуации оказалась как сама консистория, так и многочисленные консисторские служащие, среди которых значились и лица духовного сана, оставшиеся без казенного жалованья. Содержаться на местные средства Симбирской епархии не представлялось возможным. В общем месячном доходе столоначальников консистории выплаты из местных средств епархии составили в январе 1918 г. 35%, штатных писцов - 27%. Потеря значительной части доходов вынудила служащих консистории обратиться в Присутствие Симбирской духовной консистории с просьбой о помощи в феврале 1918 г.: «Жить на одни местные средства не только [не]возможно, но и немыслимо, ибо их служащему в Консистории хватит на один лишь кусок насущного хлеба. Нам грозит голод со всеми его ужасными последствиями, наши дети от голодания изнемогают увядают и сохнут!.. Помощи искать не у кого и негде» [Там же].

Обращение служащих консистории сыграло свою роль в февральском повышении денежных выплат из местных средств Симбирской епархии на фоне резкого сокращения содержания из казны. В итоге в общем доходе столоначальников доля выплат из местных епархиальных средств составила в феврале 1918 г. 70%, штатных писцов - 73%.

Таким образом, ситуация в обеспечении служащих Симбирской духовной консистории кардинально изменилась в феврале 1918 г. Именно епархия стала фактически выплачивать жалованье сотрудникам консистории. С марта 1918 г. содержание служащих епархиального управления, как и обеспечение всех хозяйственных и канцелярских потребностей консистории окончательно перешло в ведение епархии. Исключением являлся кратковременный период с 22 июля по 12 сентября 1918 г., когда в ходе гражданской войны в Симбирске установилась власть Комитета членов Учредительного собрания. Правительство Комуча восстановило казенное субсидирование Симбирской духовной консистории [Там же, л. 23-36]. Тем не менее, повторное установление советской власти в Симбирской губернии в сентябре 1918 г. вновь лишило консисторию финансирования от казны.

Основными финансовыми источниками для Симбирской епархии в годы гражданской войны являлись монастыри, церковные приходы и Симбирский епархиальный свечной завод. Тяжелое бремя, легшее на местные церковные финансовые источники в 1918 г. вынудило епархиальное начальство и руководство консистории, переименованной в Симбирский епархиальный совет, в ноябре 1918 г. прибегнуть к крайним мерам - сокращению до минимума штата канцелярских служащих [3, л. 13].

В 1918 г. и в первой половине 1919 г. основной вклад в пополнение бюджета епархиального совета вносил Симбирский епархиальный свечной завод. Фабрично-заводской комитет епархиального свечного завода 25 декабря 1918 г. уведомил епархиальный совет, что с 1 января 1919 г. ежемесячно будет отпускаться на содержание самого епархиального совета, его канцелярии, на различные административно-хозяйственные нужды, а также на обеспечение симбирского архиерея - 10000 рублей [Там же, л. 12].

Деятельность свечного завода позволяла епархиальному руководству надеяться на формирование приемлемого бюджета епархиального совета. По смете совета расходы в 1919 г. должны были составить 186000 рублей, по 93000 рублей за каждое полугодие. Однако в 1919 г. ситуация с пополнением бюджета епархиального совета резко ухудшилась. Во второй половине 1919 г. епархиальный свечной завод вместе со своим капиталом перешел в ведение Совета народного хозяйства и, таким образом, прекратил субсидирование Симбирского епархиального совета [Там же, л. 24].

Тем не менее, за первое полугодие 1919 г. свечным заводом было переведено 60000 рублей в бюджет совета [Там же]. Несмотря на это, епархиальный совет недополучил за первое полугодие еще 33000 рублей, планы же пополнения бюджета совета

105

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.