Карнаушенко Леонид Владимирович
доктор исторических наук, профессор, начальник управления учебно-методической работы Краснодарского университета МВД России (тел.: +78612585079)
Деформация правосознания как фактор экстремизма в современном российском обществе
В статье рассматривается комплекс факторов, оказывающих деструктивное воздействие на социокультурный контекст существования современного российского общества, его правовой системы. Деформация правового сознания в данном ряду видится одним из ведущих источников возникновения и развития экстремизма.
Ключевые слова: право, правовая культура, правосознание, социальный контроль, экстремизм.
L.V. Karnaushenko, Doctor of History, Professor, Head of Department of Educational and Methodical Work of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +78612585079.
Deformation of justice as a factor of extremism in modern Russian society
This paper examines the complex factors that have a destructive impact on the socio-cultural context of the existence of the modern Russian society and its legal system. Deformation of legal consciousness in this series is seen one of the leading sources of the emergence and development of extremism.
Key words: law, legal culture, legal awareness, social control, extremism.
Проблема экстремизма весьма актуальна для современной России. Несмотря на значительные усилия,затраченные государственными управленческими структурами, законодательными органами власти для разрешения этой системной социальной проблемы, возникают новые угрозы и вызовы при сохранении значимости прежних.
Сложившаяся ситуация вынуждает исследователей искать корни проблемы экстремизма в социальных структурах, социальных явлениях и процессах общества, анализировать сложившийся социокультурный контекст бытования российского общества. Как известно, проблема экстремизма обострилась еще в конце 1980-х - начале 1990-х гг., когда произошла смена социально-экономического уклада и политического строя, что привело к стремительной ломке прежней системы ценностей, установок и форм поведения [1]. При этом новые социальные и культурные порядки еще пребывали в стадии генезиса, в результате чего возникло классическое дюркгеймовское состояние «аномии» (особое состояние общества, предполагающее отсутствие четкой системы социальных норм, разрушение единства культуры, в результате чего индивиды, зная о существовании обязывающих их норм, относятся к ним негативно или равнодушно) [2, с. 15].
Именно состояние аномии, сформировавшееся в российской духовной культуре, является одним из ключевых факторов экстремизма. Немало сложностей научного анализа экстремизма детерминировано полисемичностью самого термина, что обусловливает, прежде всего, многообразие подходов к его толкованию. С точки зрения этимологии термин «экстремизм» (от лат. крайний) означает приверженность к крайним взглядам и мерам. Однако, помимо указанного значения, данный термин используется еще и в смысле «последний», «чрезвычайный». Следует обратить внимание на смысловое толкование слова «крайний», которое (в сочетании со словами «мера», «взгляды») понимается как очень сильный, исключительный, чрезвычайный, являющийся наиболее непримиримым, решительным, радикальным. Учитывая происхождение термина «экстремизм», целесообразно отметить, что данный феномен подразумевает приверженность к чрезвычайным, нетрадиционным, непринятым, непримиримым, решительным, исключительным взглядам и мерам. Так, существует точка зрения, что «экстремизм есть изначально отрицание всякого чувства меры» [3, с. 12-14].
Именно духовная составляющая экстремизма (ментальная, мировоззренческая, идеологическая), представленная в крайней форме ради-
13
кальных воззрений, бескомпромиссной и безапелляционной приверженности определенным крайним идеям, взглядам, концепциям, является основой экстремизма (уже поведенческого, деятельностного явления).
Возникший духовно-нравственный вакуум «подпитывается» информационно-компьютерной средой, трансформировавшей институт социализации молодежи, создавшей условия для доминирования стихийной социализации -посредством СМИ, Интернета.
В связи с этим особое беспокойство вызывает воздействие на людей глобальной компьютерной сети Интернет. Практически бесконтрольное распространение социально негативной информации в сети способно оказать серьезное деформирующее воздействие на сознание и поведение людей. При этом лишь в последние годы в нашей стране был оценен масштаб угрозы со стороны стихийного приобщения к антисоциальной информации в Интернете. Между тем радикальные идеи активно распространяются в Интернете, там же можно обнаружить любые произведения, начиная с печально известного «Mein Kampf» А. Гитлера и заканчивая современными радикальными религиозными, политическими «трудами». И если система СМИ более-менее контролируется государством, то в Интернете коммуникаторам предоставлена практически полная свобода. К сожалению, сегодняшний уровень контроля Рунета не позволяет сдерживать виртуальные и реальные экстремистские угрозы.
Следовательно, можно констатировать, что в современной России имеет место действие двух факторов (духовно-нравственный кризис, аномия, а также бесконтрольное распространение информации в Интернете), которые способствуют развитию экстремизма. Кроме того, косвенное воздействие данных факторов проявляется в том, что оказывается отрицательное воздействие на правовую систему социума посредством деформации правосознания.
Как известно, основные элементы правовой системы, в свою очередь, тесным образом связаны с духовной культурой общества. Основные элементы социокультурного пространства -ценности, нормы, мораль, идеология, мировоззрение и т.д. - оказывают значительное влияние на сферу социальных практик индивидов, выступают своеобразными регулятивами поведения людей, в том числе в правовой сфере. Находясь в состоянии аномии, общего духовно-нравственного кризиса, элементы правовой системы не выполняют надлежащих функций и не способ-
ствуют достижению социальной стабильности, в том числе в аспекте преодоления радикализма сознания и экстремистских практик.
Выступая компонентом историко-культурного процесса конкретного общества, правовое сознание содержит в себе не только устоявшиеся, закрепленные на уровне коллективных представлений ценности, но и новые элементы, конституирующиеся в процессе современных социально-институциональных изменений. Правовое сознание, мотивируя правовые позиции людей, реализуется в широком социальном пространстве, модифицируясь на уровне социальных групп различной степени общности в определенные сегменты правосознания, имеющие свои специфические особенности . Эти особенности проявляются по-разному в различных социальных слоях и профессиональных группах [4, с. 78].
Стоит отметить, что правовое сознание (или правосознание) представляет собой совокупность взглядов, идей, ценностей и норм, выражающих отношение людей и социальных групп к праву, законности, правосудию, их представления о том, что является правомерным или неправомерным. В зависимости от своего содержательного наполнения правовое сознание оказывает существенное влияние на направленность развития общества и государства; в частности, оно может выступить основанием как для укрепления институтов гражданского общества, так и для институционализации теневых паттернов поведения [4, с. 84].
Правосознание - это воплощение сложного комплекса социально-психологического, социально-политического и социокультурного ориентирования личности в современном обществе. Его генезис проходит наиболее активную фазу в молодежном возрасте в ходе процесса социализации. Однако и в более зрелом возрасте правосознание не является статичным элементом системы социокультурных координат личности, испытывая на себе влияние факторов внешней и внутренней среды жизни индивида. Именно поэтому наблюдаются деформации правосознания в периоды масштабных социальных потрясений, экономических и политических кризисов. Однако и судьба каждой личности по-своему уникальна, биография человека также оказывает значительное влияние на правосознание.
Правосознание играет важную роль в механизме регуляции поведения личности в юридически значимых ситуациях. Так, посредством правосознания происходит теоретическое и практическое освоение правовой действитель-
14
ности, формируются навыки, установки и в конечном счете готовность к их использованию в реальных правовых отношениях [5, с. 114].
По справедливому замечанию С.С. Алексеева, идеи правосознания, составляющие его основное содержание, выступают «визитной карточкой права данного общества» и являются критерием оценки развития социума; кроме того, актуальность проблемы правосознания обусловлена острой потребностью, необходимостью становления именно развитого правосознания в современном российском обществе, поскольку именно от уровня правосознания зависит состояние законности, реализация прав и свобод человека, степень формирования гражданского общества и правового государства в нашей стране [5, с. 103].
Следует сказать, что правосознание в современном российском обществе крайне неоднородно, противоречиво, во многом деформировано. Процветают правовой нигилизм, неуважительное отношение к праву, законам. На высоком уровне находятся преступность, другие противоправные деяния. Несмотря на позитивные тенденции последних лет, нашему обществу не удалось преодолеть состояние духовно-нравственного кризиса, вследствие чего и в настоящее время имеет место низкая политическая, правовая и нравственная культура граждан, что значительно усложняет работу правоохранительных органов.
Периодически в российских СМИ, глобальной сети Интернет поднимаются вопросы, связанные с реальным или мнимым уходом людей от наказания (и наоборот, реальным или мнимым наказанием невиновных). В результате возникает опасная тенденция, грозящая деформацией правосознания. Многие люди перестают верить в закон, власть, правосудие, справедливость.
В современной России возникает устойчивая потребность в формировании и воспитании личностей, которые ощущали бы необходимость главенства права, осознавали потребность в создании развитой системы законодательства, соотносили правовые ценности с общечеловеческими ценностями, поскольку от уровня правового сознания зависит характер поведения людей в правовой сфере и в итоге степень достижения поставленной Конституцией РФ цели - формирования правового государства [5].
Таким образом, становится очевидной тесная взаимосвязь проблемы экстремизма, с одной стороны, и деформации правосознания -с другой. Механизм проблемы в данном случае выглядит следующим образом. Правосознание,
представляя собой интегральный элемент социокультурной системы общества, испытывает влияние двух негативных факторов: 1) духовно-нравственного кризиса, аномии российского общества 1990-х - 2000-х гг., что проявляется в смешении понятий добра и зла, снижении роли морали и нравственности как духовного регулятора поведения людей, культе наживы, успеха, агрессивном поведении; 2) социально-коммуникативного кризиса, проявляющегося в переопределении акцентов в трансляции информации в современном обществе, выходе на первый план элементов стихийной социализации, стремительном росте социальной значимости Интернета. Под воздействием двух упомянутых групп факторов правосознание деформируется, утрачивает свою регулятивную силу, престает быть репрезентативным элементом для всего общества. Часть индивидов под воздействием процесса деформации правосознания попадают в сферу влияния экстремистских движений и групп.
Чем опасна данная ситуация? Прежде всего, тем, что в обществе нивелируются традиционные социокультурные механизмы контроля и предупреждения отклоняющегося поведения. В результате значительно снижаются возможности общества в идейно-нравственном, мировоззренческом, ценностном противостоянии радикализму и экстремизму. Получив значительную антисоциальную инициативу, экстремизм направил свое воздействие, главным образом, на молодое поколение, отличающееся радикализмом, отрицанием культуры взрослых, иррациональностью, максимализмом, стремлением к инновациям. Указанные социально-психологические, социально-возрастные и социокультурные особенности молодого поколения вкупе с масштабной деформацией правосознания создают благоприятные возможности для развития экстремизма. И если на сегодняшний день совершается незначительное число преступлений экстремистской направленности в масштабах России, этот факт не должен никого вводить в заблуждение. Основная «потенциальная целевая аудитория» экстремизма (те, кто сочувствует данным идеям, разделяет мировоззренческую, ценностную направленность) намного больше по своей численности, чем те, кто попадает в поле зрения правоохранительных органов в данный момент времени. Именно на эту проблему необходимо обратить особое внимание, т.к. она потенциально угрожает дестабилизировать ситуацию в России.
15
1. Левкович С.Н. Социокультурные аспекты трансформации правового сознания в условиях современного российского общества: дис. ... канд. социол. наук. Курск, 2002.
2. Социология: словарь-справочник / под общ. ред. Ю.Г. Волкова. М.; Краснодар, 2006.
3. Некрасов Д.Е. Расово-этнический экстремизм (криминологический аспект): дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2006.
4. Петрулевич И.А. Общность коллективных представлений правового сознания в условиях дифференциации современного российского общества: автореф. дис. ... д-ра социол. наук. Ростов н/Д, 2009.
5. Погребная Ю.К. Правосознание современного российского общества: вопросы теории и методологии исследования: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011.
1. Lewkowich S.N. Social and cultural aspects of the transformation of legal consciousness in the modern Russian society: diss. ... Master of Sociology. Kursk, 2002.
2. Sociology: dictionary /gen. ed. by Yu.G. Volkov. Moscow; Krasnodar, 2006.
3. Nekrasov D.E. Racial-ethnic extremism (criminological aspect): diss. ... Master of Law. Ryazan, 2006.
4. Petrulevich I.A. Commonality of collective representations of legal consciousness in terms of differentiation of modern Russian society: auth. abstr. ... Dr of Sociology. Rostov-on-Don, 2009.
5. Pogrebnaya Yu.K. Legal consciousness of modern Russian society: issues of the theory and methodology of the study: diss. ... Master of Law. Moscow, 2011.
16