Научная статья на тему 'Деформация направленности личности преступника как криминогенная предпосылка его преступного поведения'

Деформация направленности личности преступника как криминогенная предпосылка его преступного поведения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2104
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / НАПРАВЛЕННОСТЬ / МОТИВЫ / ПРЕСТУПНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ДЕФОРМАЦИЯ НАПРАВЛЕННОСТИ / PERSONALITY / TREND / MOTIVES / CRIMINAL BEHAVIOR / DEFORMATION OF TREND

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Полянская Валентина Анатольевна

В статье раскрывается психологическая структура одного из основных компонентов в структуре личности направленности. Направленность, как совокупность устойчивых побуждений человека, определяет его социальную активность, избирательность отношений к той или иной социально полезной, либо напротив, антиобщественной деятельности. Наибольшие различия между преступной и законопослушной личностью лежат в сфере направленности. Анализ ее подсистем (установок, интересов, ценностных ориентаций, ведущих мотивов и др.) позволяет более глубоко понять генезис преступного поведения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Полянская Валентина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Deformation of criminal identity trend as criminogenic factor of his criminal behavior

In the article the author studies psychological structure of one of the main component of personality trend. Trend, as a composite person's of stable motivations, defines his social activity, selectiveness of actions to one of another socially effective of antisocial activity. Major differences between criminal and law abiding identity rest in the sphere of trend. Analysis of its subsystems (mindset, interests, value orientations, motives etc.) allows to understand the genesis of criminal behavior

Текст научной работы на тему «Деформация направленности личности преступника как криминогенная предпосылка его преступного поведения»

ВОПРОСЫ КРИМИНАЛИСТИКИ И СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТИЗ

© Полянская В. А., 2005

ДЕФОРМАЦИЯ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ПРЕСТУПНИКА КАК КРИМИНОГЕННАЯ ПРЕДПОСЫЛКА ЕГО ПРЕСТУПНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Личность преступника всегда была и остается одной из центральных проблем всех наук криминального профиля и в том числе такого раздела юридической психологии как криминальная психология. Понятие личности в психологической и правовой науках не всегда совпадают по своему значению. В правовых исследованиях

понятие личность обычно употребляется в более узком смысле. Когда юрист говорит о личности преступника, то имеет в виду, прежде всего, те черты, которые делают человека субъектом криминального поведения и которые для него типичны и существенны в соответствии с его правовым положением, абстрагируясь от остальных. Понятие личности преступника в большей мере условное, поскольку его действия преступными могут считаться только в зависимости от действующего законодательства.

Сегодня имеется огромное количество зарубежных и отечественных концепций в области криминологии, криминалистики, уголовного права и юридической (криминальной) психологии, предлагающих различные подходы к изучению и анализу личности преступника, его преступного поведения, а также его поведенческих предпосылках. Особое внимание исследователями уделяется вопросам мотивационной структуры личности преступника, возникновению у него преступных намерений. Главной проблемой здесь является поиск причинно-следственной связи преступного поведения и ответа на сакраментальный вопрос о мотивах преступного поведения. Что представляют собой психологические регуляторы преступных действий, какова их природа, механизмы формирования и функционирования -этот круг вопросов в равной степени занимает и юридическую (криминальную) психологию.

Формирование мотива является основным звеном поведения человека. Мотив (лат. movere

- приводить в движение, толкать) - любое психическое явление, становящееся побуждением к действию1. Мотив преступления - побуждения (состояния) индивида, которые вызывают его активность, направляют и стимулируют противоправное действие (бездействие)2. Мотивы преступлений разнообразны. Существует множество различных классификаций преступных мотивов. В юридической психологии выделены исключительно так называемые психологические (глубинные) мотивы антисоциального поведения: мотивы самоутверждения (статусные), защитные, замещающие, игровые мотивы, мотивы самооправдания. Но данный подход, также как и многие другие, имеет свою ограниченность и больше напоминает психоаналитические умозаключения, при которых психологизация достигает некоторого абсурда. Например, сложно назвать поступок

человека, в котором не был бы заключен элемент (мотив)самоутверждения.

Проблема заключается скорее в том, под каким углом зрения рассматривать личность преступника и в том числе мотивы его поведения. Исследователей, в большинстве случаев, интересует преступник как субъект преступного деяния и реже как субъект, например, посткрими-нального или постпенитенциарного поведения, а тем более как объект коррекции и реадаптации. Такая дифференциация имеет огромное значение в спорных вопросах и научных подходах к пониманию, что такое личность преступника и какова мотивация его поведения.

Если говорить о преступнике как объекте исправления, то, конечно, целесообразно учитывать имплицитные мотивы его поведения, например, с целью реадаптации. Но если мы рассматриваем преступника как личность, обладающую совокупностью социально-психологических качеств, как смягчающих и отягчающих его вину обстоятельств, которые в конечном счете обусловили совершенное им преступление, то, вряд ли, перечисленные выше психологические (глубинные) мотивы будут иметь целесообразность.

В целях установления истины по уголовному делу, а также справедливого назначения наказания за содеянное, мотивацию личности преступника необходимо рассматривать не просто с точки зрения ее психологического понятия, а в ее уголовно-правовом значении. Основным критерием здесь будет являться степень общественной опасности деяния, а также ущерб, нанесенный потерпевшему, для которого важен факт самого преступления и не важен факт самоутверждения преступника в момент совершения преступления, или проекции на него своих комплексов неполноценности .

Использование психологического подхода в анализе генезиса преступления необходимо для формулирования ряда обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность. При этом существуют определенные возможности для расширения перечня этих обстоятельств за счет конкретизированного указания на некоторые мотивы. Тем не менее, справедливо отмечает в связи с этим О. Д. Ситковская: «Психолог не компетентен участвовать в оценке мотивов, как имеющих или не имеющих «низменное» содержание. Он может дать содержательную оценку потребности, лежащей в основе мотива поведения, установить сам мотив как побуждение к определенным действиям. Оценить же мотивы с точки зрения морали и нравственности не входит в его компетенцию»3.

Тезисы относительно того, что преступных мотивов не бывает, и человек несет ответствен-

ность за противоправное общественно опасное действие, а не за смысл данного действия для данной личности, также не может считаться состоятельным. «Не бывает мотивов антисоциальных, и даже асоциальных. Преступным способно быть только поведение, - отмечает Антонян Ю. М., а оно зависит от выбора средств для реализации мотивов, от нравственной направленности личности....»4. В данной концепции мотивы сводятся исключительно к потребностям, которые и действительно не могут быть криминальными, ибо потребности в пище, во сне и т.д. являются исключительно витальными. Принятые в психологии перечисленные выше мотивы (самоутверждения, защитные и т. д.) не могут по своей сути быть антисоциальными, а значит, с точки зрения уголовного права являются смягчающими вину обстоятельствами. Как ни парадоксально, но такие «высокие» и «благородные» мотивы лежат в основе действий преступников насильственной направленности. Кроме того, такая классификация потребностей скорее имеет психологическое (криминологическое) значение, чем уголовноправовое. К тому же мы забываем, что и выбор средств удовлетворения потребностей также мотивируется, а значит, данный акт входит в структуру мотива.

Для того чтобы понять мотивы преступного поведения, не нарушив психологическую канву, и удовлетворить при этом запросы уголовной практики, необходимо вспомнить неоправданно забытый подход к изучению поведения личности, предложенный отечественными исследователями в 70-х гг. XX столетия (А. Н. Леонтьевым, В. С. Мерлиным, В. В. Мясищевым, К. К. Платоновым, С. Л. Рубинштейном и др.). Это концепция об основных социально обусловленных подструктурах личности, ведущей из которых является направленность, как система основных побудительных сил личности.

В юридической психологии под направленностью понимается система устойчивых побуждений человека, определяющая его социальную активность, избирательность отношений к различным явлениям, к той или иной социально полезной, либо напротив, антиобщественной деятельности.

Понятие направленность впервые вводит в психологию С. Л. Рубинштейн5, характеризуя ее как систему динамических тенденций, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность, сами, в свою очередь, определяясь ее целями и задачами. Под динамической тенденцией автор подразумевал внутреннее напряжение (стремление) человека, возникающее вследствие существующих потребностей (желаний, влечений). При этом направленность характеризуется не только этим напряжением и стремлением его снять, но и предметным содержанием. Предмет, который вызвал потребность, по мнению С.Л.Рубинштейна, находясь вне индивида, обусловливает взаимоотношения внешнего и внутреннего.

Этими побуждениями являются потребности, взгляды, идеалы, убеждения, установки, ценностные ориентации, интересы и мировоззрение. При этом один из компонентов направленности доминирует, другие выполняют опорную роль. Эти внутренние компоненты направ-

ленности личности и являются действующей силой формирования мотивов.

Направленности принадлежит системообразующая, приоритетная роль в правовой психологии личности, отмечает С. М. Столяренко. Она определяет избирательность активности и отношений личности в жизни и деятельности, включая и взаимоотношения с правовой системой. Они вовлекают в этот процесс и компоненты других психологических подструктур, влияя на степень, характер и способы их действия и направляя в линию правомерных или неправомерных устремлений. Никакие криминологические предпосылки в других подструктурах никогда не проявятся, пока не будут санкционированы направленностью, ее слабостями или деформациями, если они есть. Правонарушения, совершаемые даже психопатическими личностями, обусловлены не их психопатией как клиническим явлением, а только если она сочетается с криминогенной деформацией их направленности6.

В самом общем виде все компоненты направленности можно классифицировать на четыре группы:

1. Потребности и формы их проявлений: влечения и желания (стремления).

2. Интересы и интересы, переходящие в склонности.

3. Мировоззрение, проявляющееся в убеждениях, взглядах и идеалах.

4. Установки и их виды: стереотипы и ценностные ориентации.

Эти компоненты направленности условно можно объединить в две большие группы побуждений (потребности, влечения, установки) и намерения (смыслообразующие мотивы, ценности). Критерии деформации в каждой группе компонентов направленности имеют свою специфику.

Главную роль в формировании мотивов преступного поведения играют деформированные потребности личности. Всякие потребности независимо от их нравственной окраски отражают зависимость человека от окружающих условий, его нужду в чем-либо необходимом. Они могут проявляться не только в состоянии, когда человеку не хватает чего-либо, но и в стремлении избавиться от всего того, что ему мешает. Осознанные субъектом потребности принимают форму желаний, которые при достаточно сильном волевом начале перерастают в стремления.

Нужда, потребность, удовлетворение образуют цикл функционирования субъекта. Нужда представляет собой противоречие между необходимым и фактическим состоянием «тела» субъекта, отражающееся в виде эмоций, чувств, суждений недовольства («Я голоден», «Я бесправен» и др.). Удовлетворение - это единство необходимого и фактического состояния «тела» субъекта, отражающееся в эмоциях, чувствах, суждениях удовлетворения («Я сыт», «Я полноправен» и др.).

Потребность представляет собой побуждаемое нуждой стремление к удовлетворению, представляющее мощный сознательнопсихологический механизм регуляции человеческой деятельности. Это не деятельность, а именно механизм регуляции деятельности, в которой потребность реализуется .

Потребность включает: 1) представление, т. е. цель о благе, необходимом для удовлетворения; 2) совокупность интересов-целей, которые выступают средствами реализации потребности-цели; 3) программу оценочно-познавательных действий предметов среды для выбора среди них нужного блага; 4) программу потребительских действий и операций, превращающих предмет потребления в предмет удовлетворения.

Все потребности людей можно разделить на витальные (в продолжении рода, в сне, в пище и др.), материальные (в одежде, в жилье и др.), социальные (в безопасности, в уважении, в самоутверждении и др.), духовные (в добре, в справедливости, в красоте и др.).

Источником преступного поведения может быть не всякая потребность. В большинстве случаев источником мотивации преступного поведения являются потребности материальные, потребности в социальном общении (самоутверждении) и сексуальные потребности8. При этом мы не можем утверждать, что для законопослушных граждан данные потребности являются менее значимыми, чем для преступника. Существенная разница заключается в деформации потребностей преступника, состоящая в негармонично развитых духовных и материальных потребностях, потребностях в самоутверждении, но криминальными способами т. д. Это гипертрофированные (завышенные) потребности, удовлетворения которых для всех граждан общество пока не обеспечивает, извращенные потребности, противоречащие интересам общества и развитию личности (алкоголь, наркотики и т. п.), неадекватные потребности социального характера (самоутверждение, сохранение престижа), ведущие к агрессивности и насилию над людьми.

В случае блокирования личностно значимой потребности у субъекта может появиться состояние психической напряженности (фрустрации), стремление добиться удовлетворения этой потребности неправомерным путем. Конфликт личности с окружающими людьми, препятствующими удовлетворению данной потребности, может привести к противоправным действиям, послужить основой совершения того или иного преступления.

Еще одна категория причин появления того или иного мотива - это интерес. Интерес - это сосредоточенность человека на определенном объекте в силу его личностной значимости, привлекательности для него. Устойчивый, глубокий интерес к чему-либо побуждает индивида к определенной общественно полезной либо, напротив, противоправной деятельности.

Интерес - это интеллектуально-психическое стремление субъекта к предметам, являющимся для него благами. В зависимости от этих благ выделяют интересы материальные (пища, одежда, жилье и др.), экономические (деньги, драгоценности, акции и др.), политические (власть, статус, служебное положение и др.), религиозные (бог, вера и др.), моральные (добро, долг, честь, справедливость и др.), эстетические (красота, комическое, трагическое и др.).

Интересы включают: 1) цель деятельности (представление о необходимом благе); 2) план (программа) действия и операций, направленных на ее достижение; 3) эмоционально-волевое

стремление к предмету интереса. Интерес есть система регуляции деятельности человека, но не сама деятельность.

Если потребности бывают нормальными или извращенными, при этом удовлетворение последних приводит к конфликту личности и общества, то интересы сами по себе выступают причиной конфликта. Это могут быть противоречия между интересами людей и нормами поведения в обществе. Например, норма требует заботы о других, а экономический интерес толкает к наживе. Или противоречия между одинаковыми интересами разных субъектов, направленными на один и тот же предмет (власть, территорию и др.).

Интерес близок к потребности и отличается от нее только тем, что включает осознание, как самой потребности, так и того пути, на котором ее можно удовлетворить.

Баланс различных интересов человека определенным образом упорядочивает отношение личности к основным целям жизни и средствам их достижения, выполняет роль внутреннего ядра ценностно-ориентационной системы личности и в этом качестве служит ведущей характеристикой ее общей жизненной позиции9.

Перед тем как интересы и потребности перерастают в мотив преступления личность преодолевает еще один внутренний барьер - ценностные ориентации. Ценности являются одним из центральных личностных образований и выражают субъективное отношение человека к социальной действительности, определяют содержательную сторону его направленности, составляют основу субъективного отношения к другим людям, к самому себе, основу мотивации жизненной активности, оказывают существенное влияние на все стороны деятельности субъекта, определяют восприятие индивидом социальной ситуации.

Ценностные ориентации стимулируют сложившиеся мотивы поведения, укрепляя социальную или антисоциальную линию поведения. В иных случаях они блокируют образование анти -общественного мотива поведения и тормозят антисоциальные потребности. Ценностные ориентации могут стать и самостоятельным мотивом поведения, например, по нравственным или идеологическим причинам 10.

В зарубежной психологии ценности и ценностные ориентации как основная характеристика личности исследовались Э. Шпрангером, Дж. Холландом, М. Рокичем, Г. Олпортом и др. В частности, Э. Шпрангер ценностные ориентации рассматривает как «форму познания мира» или «форму жизни». Причём последние рассматриваются как чисто духовное начало и продукт культурного состояния человечества. Шпрангер выделяет и описывает 6 основных типов познания мира, которым соответствует 6 типов личности, выделяемых по доминирующей личностной ценности: «теоретический» - познание, «экономический» - стремление получить пользу, «эстетический» - любовь к прекрасному, «социальный» - любовь к ближнему, «политический» и «религиозный» человек. В реальной жизни человек ориентирован сразу на несколько ценностей, значимых для него в различной степени.

Проблема оценки своих субъективных ценностей наиболее отчетливо встает перед человеком в процессе реализации значимых потребностей. Ценностное отношение укрепляет собой ведущий вид деятельности, в которой удовлетворяются значимые потребности. Субъект, воспринимающий ценностный образ, соотносит ее с собственными желаниями, потребностями. Мысленно планирует свои действия, и затем производит конкретные действия в соответствии с «образом». Затем делает их обычными, и это становится нормальным способом его материального существования. Субъект, иными словами, производит самореференцию.

Ценностные ориентации преступников деформированы в сторону гипертрофированного индивидуализма, стремления к личной корыстной выгоде или авторитарному подавлению окружающих. У них устойчива привычка действовать под влиянием сиюминутного побуждения, не задумываясь о праве и возможном наказании.

При анализе антисоциального поведения личности часто используется понятие антиобщественная установка. Существует некая иерархическая природа установок как механизмов, определяющих направленность и устойчивость деятельности личности. Чаще используется понятие смысловая установка, представляющая собой выражение личностного смысла в виде готовности к определенным образом направленной деятельности, стабилизирует процесс деятельности в целом, придает деятельности устойчивый характер.

Под установкой понимают состояние психологической готовности к определенной поведенческой реакции, состояние, о котором, человек может и не подозревать до определенной, провоцирующей действие данной установки, ситуации. Д. Н. Узнадзе доказал весьма важные для воспитательной и превентивной практики закономерности формирования и проявления установки. Они заключаются в том, что, во-первых, установка действует как неосознаваемый механизм, и, во-вторых, ее формирование протекает также как неосознаваемый процесс. Однажды сформированная установка может как бы «дремать» до определенного момента, пока ее действие не провоцируется соответствующей ситуацией.

Установка относится к тем неосознаваемым внутренним регуляторам поведения, которые могут благодаря также неосознаваемым механизмам социализации (внушение, заражение, идентификация) формироваться в раннем детстве и проявлять себя в поведении взрослого человека. Установка дает представление о формировании системы внутренней регуляции, прежде всего, на ранних стадиях развития личности, что чрезвычайно важно для объяснения генезиса преступного поведения.

В процессе формирования асоциальных установок за счет многократных повторений происходит, во-первых, трансформация потребностей, на месте прежних формируются извращенные потребности, во-вторых, асоциальное действие закрепляется до уровня неконтролируемых сознанием автоматизмов, что свидетельствует о возникновении фиксированной установки.

Особую роль в формировании генезиса преступного поведения играет мировоззренческая позиция, без которой не возможна правильная ориентация в «нормативной среде», как и в социальной среде в целом11.

Мировоззрение представляет собой систему взглядов, убеждений человека, определяющих его моральный, идейно-нравственный облик. В структуру мировоззренческой основы личности входят ее философские, социально-экономические, нравственные, правовые, эстетические и др. взгляды. При этом мировоззрение не просто как система взглядов на жизнь, на свое место в обществе, на происходящие события, но и осмысление своей системы ценностей. Мировоззренческая позиция, как и система ценностей усваивается человеком в различных социальных группах и во многом зависит от адаптированности личности к образу жизни, привычкам и требованиям этих групп. Искаженное миропонимание, которое существенно расходится с мировоззрением и моралью общества, ведет к образованию у человека потенциальных причин, под влиянием которых субъект избирает неправомерный способ удовлетворения своих потребностей12.

Мировоззрение человека проявляется через его убеждения. Убеждение выступает в двух значениях: во-первых, как синоним уверенности в истинности конкретного факта как существенный компонент мировоззрения; и во-вторых, как наивысший уровень направленности в структуру которого входит не только мировоззрение, но и воля к борьбе за него. В этом случае убеждение

- высший итог идеологического воспитания личности.

В зависимости от потребностей, интересов, сформированных установок и системы мировоззрения (взглядов, идеалов, убеждений) можно выделить шесть типов направленности личности, основываясь на теории податливости Вогеля.

1. Интернализаторско-конформистская направленность доминирует у законопослушных граждан, а точнее правоисполнительных. Основой регуляции их поведения, а также выбора средств достижения личностных целей является личностная и социально-полезная (общественная) направленность. Их поведение соответствует системе их личностных ценностей, а единственной устрашающей санкцией становится чувство вины (совесть).

2. Интернализаторско-девиантная направленность доминирует в асоциальном или антисоциальном поведении, и характерна для лиц действующих в соответствии со своей внутренней позицией. Деликт подростка или правонарушение взрослого связан с желанием выразить свои убеждения, противопоставить себя обществу.

3. Идентификаторско-конформистская направленность доминирует у тех, кто ценит себя как члена конкретного общества. Их правопослушное или законопослушное поведение связано с тем, что их поведение соответствует их референтной (значимой) группе, и способствует их самоопределению. В этом случае первостепенное значение приобретают нормы референтной группы, даже в отсутствии каких-либо неформальных санкций.

4. Идентификаторско-девиантная направленность характерна для лиц, подверженных влиянию асоциальной или антисоциальной референтной группы. Они скорее будет ориентироваться на нарушающую закон референтную группу. Направленность носит деформированный характер по типу гипопроекции со стороны группы, или гиперпроектции с ее же стороны.

5. Податливо-конформистская направленность характерна для лиц, ориентирующихся на юридические санкции только ради получения вознаграждения или избежания наказания, и служит примером классического сдерживания. Их поведение можно назвать законопослушным, т.к. основном сдерживающим фактором является страх наказания. В их сознании присутствует две противоположных установки (правовая и противоправная).

6. Податливо-девиантная направленность является ведущей у тех, кто убежден, что юридические санкции слабы и этим будет продиктована их антисоциальная установка.

Таким образом, в соответствии с данной концепцией о порождающей функции направленности в формировании мотива можно утверждать о существовании криминального мотива, под которым понимается «продукт мотивации, т.е. психической деятельности, конечной целью которой является формирование оснований асоциальной активности человека и побуждения к достижению выбранной криминальной цели»13. В фундамент такого подхода легла концепция мотива как сложного интегрального психологического образования, разработанная Е. П. Ильиным. Развивая данную мысль, А. Е. Ситникова и А. В. Ермолин рассматривают такие стадии формирования мотива:

1-я стадия - принятие человеком стимула, формирование потребности и первичного (абстрактного) мотива. В первую стадию входят желания, влечения, страсть;

2-я стадия - поисковая активность (внутренняя и внешняя) связанная с перебором возможных средств удовлетворения потребности в данных обстоятельствах. Вторая стадия связана со склонностями, интересами, уровнем притязаний, с учетом знаний, умений и качеств, с идеалами, убеждениями, установками и ценностями;

3 стадия - выбор конкретной цели и формирование намерения ее достичь. Третья стадия связана с побуждениями к достижению цели, стремлениями и намерениями .

Деформация направленности может выражаться в нарушении выбора действия на стадии его инициации при принятии решения преступником. Это происходит при чрезмерном доминировании побуждений, и приводит к сужению выбора возможных целей. Действия преступником расцениваются как единственно возможные. Ф. С. Сафуанов, рассматривая психологию криминальной агрессии, связывает такое поведение со следующими ограничениями:

■ Ограничение выбора промежуточных целей. Промежуточные действия и операции, сообразные конечной цели, с психологической точки зрения нейтральны к уголовно-правовой их оценке, они могут включать как социально приемлемые, так и криминально-агрессивные поступки. Взаимодействие ситуативных и личност-

ных факторов может обусловливать невозможность выбора правомерных способов реализации цели.

■ Затруднения при необходимости изменения уже реализуемого действия или полного отказа от действия - при изменении объективного содержания ситуации. Динамика ситуации меняет смысл действия преступника и требует коррекции. Но психическое состояние преступника, обусловливающее игнорирование внешних изменений, может препятствовать нормальному контролю и коррекции своего агрессивного пове-

дения15.

Таким образом, формированию мотива соответствует блок компонентов: потребностный блок, блок «внутренних фильтров», целевой блок. В перечень компонентов, образующих структуру мотива конкретного криминального поступка включены все компоненты направленности. Они являются основными детерминантами мотивационной структуры личности преступника, а их деформация определяет его преступное поведение.

В заключение необходимо отметить, что направленность как любое другое психические явление имеет закономерности своего развития. По определению К. К. Платонова, она характеризуется следующими особенностями: биологического в направленности почти нет; отношение к отражаемому происходит на основе опыта; связь с сознанием заключается как в основном от сознания будущего; связь с потребностью возникает через отражение социальной нужды; связь с активностью - через убеждения; уровень анализа -социально-психологический; виды формирования направленности - воспитание.

I Словарь-справочник по криминологии и юридической психологии / авт.-сост. В. А. Ананич, О. П. Колчегонова. Мн., 2003. С. 101.

2. Там же. С. 102.

3 Ситковская О. Д. Психология уголовной ответственности. М., 1998. С. 243.

4 Антонян Ю. М., Еникеев М. И., Эминов В. Е. Психология преступника и расследования преступлений. М., 1996. С. 147.

5 Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 2004. С. 511-531.

6 Прикладная юридическая психология : учеб. пособие для вузов / под ред. проф. С. М. Столяренко. М., 2001. С. 67.

7 Соколов С. В. Социальная конфликтология. М., 2001. С. 96.

8 Криминология : учебник / под ред. В. Н. Кудрявцева и В. Е. Эминова. 2-е изд. М., 2000. С. 162.

9 Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / под ред. В. А. Ядова. Л., 1979. С. 189.

10 Криминология. М., 2000. С. 164.

II Рыбальская В. Я. Генезис преступления. Иркутск, 1998. С. 79.

12 Скляров С. В. Мотивы индивидуального преступного поведения и их уголовно-правовое значение. М., 2000. С. 79.

13 Ситникова А. Е., Ермолин А. В. Представленность в сознании мотива как предмет судебно-психологической экспертизы. СПб., 2002. С. 24.

14 Горьковая И. А. Основы судебно-психологической экспертизы : учеб. пособие. СПб., 2003 . С. 49.

15 Сафуанов Ф. С. Психология криминальной агрессии. М., 2003. С. 169-170.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.