Научная статья на тему 'ДЕФОРМАЦИИ КОЛЕИ В АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ ПОКРЫТИЯХ'

ДЕФОРМАЦИИ КОЛЕИ В АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ ПОКРЫТИЯХ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
асфальтобетонное покрытие / дорожное основание / эксплуатация / нагрузки / деформация / деформации колеи колеса / asphalt concrete pavement / roadbase / operation / loads / deformation / wheel track deformations

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Выборнова Н.С.

В статье описаны причины появления деформаций колесной базы, возникающие на автомобильных дорогах с асфальтобетонным покрытием, их виды и методы их устранения, которые теоретически рассмотрены и проанализированы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Выборнова Н.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WHEEL TRACK DEFORMATIONS IN ASPHALT CONCRETE PAVEMENTS

The article describes the reasons for the appearance of wheelbase deformations that occur on roadways with asphalt concrete pavement, their types and methods of their elimination, which are theoretically hit and analyzed.

Текст научной работы на тему «ДЕФОРМАЦИИ КОЛЕИ В АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ ПОКРЫТИЯХ»

УДК 69.059.14

Выборнова Н.С.

Ульяновский государственный технический университет (г. Ульяновск, Россия)

ДЕФОРМАЦИИ КОЛЕИ В АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ ПОКРЫТИЯХ

Аннотация: в статье описаны причины появления деформаций колесной базы, возникающие на автомобильных дорогах с асфальтобетонным покрытием, их виды и методы их устранения, которые теоретически рассмотрены и проанализированы

Ключевые слова: асфальтобетонное покрытие, дорожное основание, эксплуатация, нагрузки, деформация, деформации колеи колеса.

Современное использование асфальта для дорожного и уличного строительства началось в конце 1800-х годов и быстро росло с появлением автомобильной промышленности. С тех пор технология производства асфальтобетона достигла гигантских успехов, так что сегодня оборудование и методы, используемые для создания конструкций асфальтобетонных покрытий, являются очень сложными.

Основным элементом дорожной конструкции, по которому будет двигаться транспортное средство, является дорожное покрытие. Дорожная конструкция состоит из нескольких слоев, включая проезжую часть, многослойную базовую часть проезжей части, которая принимает груз от автомобильного транспорта и передает его на грунт, и нижнюю часть дорожного покрытия. В результате воздействия сил на поверхность асфальтобетонного покрытия через колеса автомобиля при движении транспортного средства по магистралям происходит образование упругих деформаций и последующее появление необратимых деформаций на дорожном покрытии.

1719

Проблема образования деформаций колесной базы на дорожных покрытиях и ее устранения уже давно считается одним из важнейших вопросов для дорожных инженеров во многих странах мира. Анализ данных показывает, что образование деформации колеи колес составляет 20-35% от всех причин снижения транспортных характеристик автомобильных дорог. Образование деформации колеи колес на автомобильных дорогах происходит в течение 3-5 лет после ввода автомобильных дорог в эксплуатацию. В результате скоростного и длительного движения автомобилей по автомагистралям дорожно-транспортные происшествия чаще происходят на дорогах с деформацией колеи колес 15-17 мм [1].

Давление, оказываемое на асфальтобетонные покрытия колесами большегрузных транспортных средств, вызывает износ поверхности дорожного покрытия, что приводит к появлению напряжений в слоях дорожного покрытия, а также зависит от удельного давления колеса и размера колеса автомобиля, что приводит к чрезмерной нагрузке участка дорожного покрытия и образованию продольных напряжений, т.е. следов от колес [1].

Деформации в асфальтобетонных покрытиях могут проявляться в нескольких формах: на поверхности асфальтобетонного покрытия это можно увидеть в виде деформаций колеи колес, вызванных движением автомобилей, а также в виде трещин, вызванных деформациями в верхней части дорожного покрытия.

Срок службы дорожных покрытий может быть сокращен в 2-2,5 раза из-за возникновения деформаций и поломок в результате высокой интенсивности движения большегрузных транспортных средств по асфальтобетонным покрытиям [1].

Повысить устойчивость асфальтобетонных покрытий к деформации можно двумя способами: путем расчета и улучшения состава асфальтобетона. Разработка методики расчета дорожных конструкций на устойчивость к деформациям позволяет разработать типы дорожных покрытий, устойчивых к образованию деформаций колеи колеса, и методы ремонтных работ [1].

1720

Оптимизация свойств наполнителей в асфальтобетоне, улучшение свойств вяжущих и использование термостойких видов асфальтобетона за счет применения минеральных добавок, а также использование таких материалов, как щебеночно-мастичный асфальтобетон и полимердисперсный асфальтобетон, способствуют снижению возможных деформаций и увеличению срока службы.

Анализ методов борьбы с повреждениями асфальтобетонных покрытий показывает что в настоящее время существуют новые эффективные материаловедческие решения для создания асфальтобетонных композиций, устойчивых к образованию деформаций колеи колес, и в настоящее время они активно разрабатываются.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Деформации колеи колеса в асфальтобетонных покрытиях [Электронный ресурс] URL: https://zenodo.org/records/7508420

(Дата обращения: 26.05.2024)

Vybornova N.S.

Ulyanovsk State Technical University (Ulyanovsk, Russia)

WHEEL TRACK DEFORMATIONS IN ASPHALT CONCRETE PAVEMENTS

Abstract: the article describes the reasons for the appearance of wheelbase deformations that occur on roadways with asphalt concrete pavement, their types and methods of their elimination, which are theoretically hit and analyzed

Keywords: asphalt concrete pavement, roadbase, operation, loads, deformation, wheel track deformations.

1721

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.