Научная статья на тему 'Дефицит железа у детей школьного возраста'

Дефицит железа у детей школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
138
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Солиева М. О., Ташбаев О. С., Хакимов Ш. К., Атаджанова Ш. Х., Нуритдинова Г. Т.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дефицит железа у детей школьного возраста»

158

Педиатрия/2008/Том 87/№5

ный механизм пластичности, реализация которого способствует формированию оптимального уровня внутрицент-ральных взаимоотношений на этом этапе онтогенеза.

У детей с ЛАГ в возрасте 7-8 лет структура межкортикальных взаимоотношений более интегрирована, и доля корреляционных связей у них составляет 51,7%, что достоверно (р<0,05) выше, чем таковая у здоровых детей этого возраста. К 9-10 годам у этих детей она становится еще более сложной и по количеству корреляций (89% корреляций) продолжает достоверно (р<0,05) превышать таковую у здоровых детей. Как в 7-8 лет, так и в 9-10-летнем возрасте у детей с ЛАГ в структуре межкортикальных связей достоверно (р<0,05) преобладают межполушарные корреляции над внутриполушар-ными обеих гемисфер. У детей с ЛАГ отмечена тенденция к преобладанию по количеству внутриполушарных связей правого полушария над левым.

Кроме того, для детей с ЛАГ в сравнении со здоровыми детьми характерно то, что у них уже в 7-8-летнем возрасте показатели доли корреляционных связей достоверно (р<0,05) выше в лобной, затылочной и средне-височной областях левого полушария и центрально-височной области правого полушария; а в 9-10 лет - в центрально-теменно-задневисочной области слева и те-менно-височной области справа.

Инверсия полушарного доминирования и последующее увеличение статистического взаимодействия параметров функциональной активности мозга с формированием жестко устойчивого механизма его саморегуляции дает основание рассматривать такой характер межполушарных отношений, как отражение процессов «гиперадаптации», определяющих возникновение в мозге устойчивой «патологической системы», длительное сохранение и стабилизация которой способствуют ее прогрессивному развитию.

Среди общего увеличения количества корреляционных связей к 9-10 годам у здоровых детей достоверно

(р<0,05) возрастает доля функциональных связей в лоб-но-передневисочной области левого полушария, лобно-центральной области правого полушария и билатерально в затылочных отделах. В то время как у детей, страдающих ЛАГ, достоверное (р<0,05) увеличение межкортикальных связей происходит за счет левой центрально-теменной области и правой теменно-задневисочной области.

В настоящее время показано, что нарушения в деятельности одного из полушарий приводят к реорганизации парной деятельности мозга. Передние отделы в процессе межполушарного взаимодействия находятся под влиянием активирующих образований ствола мозга и, следовательно, связаны преимущественно с деятельностью левого полушария, в свою очередь задние отделы находятся под преимущественным влиянием диэн-цефальной системы, воздействующей в большей мере на структуры правого полушария.

Исходя из этого, можно говорить о том, что у здоровых детей возрастная динамика в младший школьный период обусловлена процессами активации обоих полушарий, в то время как у детей с ЛАГ межполушарный баланс смещен в сторону правого полушария.

Таким образом, у детей при формировании ЛАГ наряду с отсутствием выраженных нарушений в деятельности ведущих регуляторных систем головного мозга отмечаются изменения процессов возрастной динамики межкортикальных и корково-подкорковых взаимоотношений с формированием жестко интегрированной системы меж-полушарных взаимоотношений, механизм реализации которой осуществляется за счет гиперактивации правого полушария и заложен на доклиническом этапе.

Представленные изменения, по нашему мнению, могут создавать реальные предпосылки прогрессивного повышения и стабилизации повышенного АД, что, с одной стороны, позволяет рассматривать ЛАГ как риск для развития стабильной АГ, а с другой - открывает возможности для разработки эффективных мер профилактики.

© Коллектив авторов, 2008

М.О. Солиева, О.С. Ташбаев, Ш.К. Хакимов, Ш.Х., Атаджанова, Г.Т. Нуритдинова, М.П. Пазилжанова

ДЕФИЦИТ ЖЕЛЕЗА У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Андижанский государственный медицинский институт, Республика Узбекистан

Одним из распростаненных состояний у детей, вызванных дефицитом железа (ДЖ), можно считать желе-зодефицитную анемию (ЖДА). Данная проблема является наиболее актуальной в регионах СНГ, где широко распространены заболевания дыхательной и желудочно-кишечных систем, которые усугубляют ДЖ и способствуют манифестации ЖДА. Школьный возраст явля-

ется наиболее уязвимым периодом жизни в связи с концентрацией факторов, приводящих к ЖДА.

Целью данного исследования явилось установление частоты ДЖ среди детей школьного возраста.

В ходе рандомизированного исследования 1200 школьников (10-я выборка) обследованы 930 детей в возрасте 7-14 лет (охват выборки 77,5%). Основными

М.О. Солиева, О.С. Ташбаев, Ш.К. Хакимов и др.

159

критериями для постановки ЖДА у школьников явились низкий уровень сывороточного железа (<18 мкмоль/л), высокая общая (> 60 мкмоль/л) и латентная (> 40 мкмоль/л) железосвязывающая способность сыворотки крови (ОЖСС, ЛЖСС), низкий коэффициент (<30%) насыщения сыворотки трансферрином, уровень НЬ <110 г/л, количество эритроцитов <4,25-1012/л, ге-матокрит <36%, концентрация НЬ в одном эритроците (СКГЭ) <26 мкг, низкий объем одного эритроцита (ООЭ) <75 фл. Критерием латентного ДЖ (ЛДЖ) явился уровень сывороточного железа <18 мкмоль/л при содержании НЬ>110 г/л. При установлении ЛДЖ и ЖДА у обследованных детей соблюдались принципы стандартизации и унификации лабораторных методов исследования ДЖ. Полученные материалы статически обработаны точным методом Фишера с угловым преобразованием (ф) для относительных величин (Гублер Е.В., 1999).

Полученные сведения в ходе исследования показали, что у школьников в возрасте 7-14 лет как у мальчиков (23%), так и у девочек (24,1%) довольно распространен ЛДЖ.

В отличие от девочек 7-10 лет и 11-14 лет (24,9% и 23,2%, р>0,05), у мальчиков с возрастом имеет место тенденция к увеличению частоты ЛДЖ (19% и 27%, рф<0,05). Среди мальчиков в возрасте 7-10 лет (13,8%) и 11-14 лет (15,9%) частота ЖДА статически не различается, а у девочек ее частота с возрастом увеличивается (30% и 40,5%, рф<0,001). В среднем среди девочек в

возрасте 7-14 лет частота ЖДА в 2,4 раза превышает (35,5%, рф<0,001) таковую у мальчиков (14,8%). В связи с этим суммарная частота ДЖ (ЛДЖ и ЖДА) выше у девочек в возрасте 7-10 лет (54,4%, рф<0,001) и 11-14 лет (63,8%, рф<0,001).

При изучении частоты ЖДА различной степени тяжести установлено, что у 149 (63,9%) детей выявлена I степень, у 84 (36,1%, рф>0,001) - II степень ЖДА. Легкая степень ЖДА у мальчиков в возрасте 7-10 лет установлена в 9,1% случаях, у девочек - в 8,9% (рф>0,05). К возрасту 11-14 лет частота как легкой, так и средне-тяжелой степени ЖДА у девочек увеличивается по сравнению с мальчиками (соответственно 24,1% и 10,7%, рф<0,05; 16,4% и 5,15%, рф<0,05). Следовательно, среди школьников в возрасте 7-14 лет существенно чаще выявляется легкая степень ЖДА, особенно среди девочек. У мальчиков с возрастом общая частота ЖДА и степень ее тяжести не имеют тенденции к увеличению. Общая частота ЖДА у девочек выше, чем у мальчиков. Частота и степень тяжести ЖДА у девочек с возрастом увеличиваются, что, видимо, связано с интенсивным ростом и гормональными перестройками в организме девочек.

Полученные результаты исследования свидетельствуют о необходимости тщательного контроля за обеспеченностью железом у девочек, активным выявлением и коррекцией ЛДЖ с целью предупреждения развития ЖДА в период фертильного возраста.

© Коллектив авторов, 2007

Л.У. Улуханова, А.М. Идармачев, М.З. Саидов, У.А. Нахибашева

СОВРЕМЕННЫЕ КЛИНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТЕЧЕНИЯ САЛЬМОНЕЛЛЕЗА SALM. TYPHIMURIUM У ДЕТЕЙ

Дагестанская государственная медицинская академия, РФ

Цель исследования - изучить клинические особенности сальмонеллеза, вызванного Salm. typhimurium, у детей в зависимости от тяжести и варианта дебюта заболевания.

Эпидемические особенности сальмонеллеза в республике Дагестан характеризовались стабилизацией заболеваемости с 1997 по 2001 гг., подъемом заболеваемости с 2002 г. до 2005 гг., в последующие годы тенденцией к снижению заболеваемости во всех возрастных группах.

Под нашим наблюдением находились 277 больных детей с сальмонеллезом, вызванным Salm. typhimurium, в возрасте от 1 мес до 14 лет. Диагноз был подтвержден бактериологически у 38,6% больных, у 51,6% поставлен на основании клинических и серологических данных, у 9,8% диагноз был подтвержден бактериологически и серологически. В первые 3 суток поступили

56,3% детей, на 4-6-е - 22,7%, в более поздние сроки -20,9%. Чаще болели дети первых 3 лет жизни (85,5%), из них детей до 1 года было 46,9%. Мальчики составили 62,4%, девочки - 37,6%. На машине «скорой помощи» доставлены 39,7% больных, самостоятельно без направления поступили 36,8%, с направлением - 9%, переведены из других лечебных учреждений 16,2%. Пищевой путь передачи возбудителя отмечен у 20,5% больных. Факторами передачи чаще всего являлись молочные продукты, фрукты, овощи. Внутрибольничное инфицирование отмечалось у 16,2% детей. Контактный путь передачи инфекции выявлен у 8,3%, в одном случае отмечался контакт с домашней скотиной (коровой), после купания в море заболели 1,4%, после съеденной земли - 0,3%. Уточнить путь передачи у остальных 53% пациентов не удалось. У всех больных выявлена

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.