УДК [612.821.2:616.89-008.47-07]-053.2(470.1/.2)
ГРИБАНОВ Анатолий Владимирович,
доктор медицинских наук, профессор, директор Института медико-биологических исследований северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 271 научной публикации, в т. ч. 8 монографий, одного патента на изобретение
ДЕФИЦИТ ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ У ДЕТЕЙ: РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ НА СЕВЕРЕ РОССИИ
В статье представлены результаты изучения синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей на Архангельском Севере, информация о выполненных научных проектах, подготовленных и изданных монографиях. Всего защищено 9 диссертаций, выполнено 11 научных проектов, издано 4 монографии, 12 методических рекомендаций, проведено 3 международных симпозиума. Новые данные, полученные при исследованиях, используются в учебном процессе, в т. ч. при чтении специального курса и внедрены в работу Центра компетенций развития ребенка.
Ключевые слова: север, дети, синдром дефицита внимания с гиперактивностью, тревожность, постоянные потенциалы мозга, сенсомоторныереакции, устойчивость вертикальной позы, поведенческое реагирование, структура интеллекта.
В настоящее время значительно увеличилось количество психопатологических состояний у детей, требующих медицинского вмешательства [1-3]. При этом негативное влияние оказывают климато-экологические условия северных территорий, которые предъявляют растущему организму дополнительные требования, способствуют развитию дизадаптивных реакций [4-9]. Кроме того, многие дети приходят в школу недостаточно подготовленные к обучению из-за функциональной незрелости, что, как правило, приводит к возникновению школьной дезадаптации (ШД), являющейся на сегодняшний день весьма распространенным
явлением среди учащихся начальных классов [10, 11]. Среди причин ШД большое значение имеет наличие у ребенка своевременно не диагностированного и, как следствие, не леченного синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) [12].
Симптомокомплекс СДВГ включает в себя невнимательность, гиперактивность, импульсивность, трудности в обучении и межличностных отношениях. Обычно это нарушение сочетается с поведенческими и тревожными расстройствами, задержками в формировании языка и речи, а также школьных навыков [13].
© Грибанов А.В., 2012
В настоящее время СДВГ в научной литературе считается нейробиологическим нарушением [14, 15], этиология и патогенез которого носят комбинированный характер [12, 16, 17]. Поэтому одним из основных направлений в современных исследованиях этого синдрома является изучение морфофункциональных характеристик мозга [18-21].
По данным различных исследований распространенность СДВГ в детской популяции составляет от 2 до 12 %, чаще встречается у мальчиков, чем у девочек (в среднем 3:1) [2, 3, 12].
Особенностью симптоматики этого расстройства является то, что дети при сохранности интеллектуального потенциала отстают в развитии от сверстников за счет нарушений адаптации к окружающей среде, что не может не сказаться на качестве их жизни. Социальная дезадаптация таких детей способствует увеличению риска травм, случайных отравлений и самоповреждений. Кроме того, при СДВГ повышается риск употребления психоактивных веществ, ранней алкоголизации и курения, а также риск развития коморбидных психических расстройств. Необходимо учитывать и то, что от проявлений СДВГ всегда страдают не только сами дети, но и их родственники, педагоги и сверстники.
Исходя из актуальности этой проблемы и ее малоизученности в России в целом и на Европейском Севере в частности, нашим коллективом в конце 90-х годов прошлого века были начаты систематические научные исследования с применением нейро- и психофизиологических методов, в результате которых были получены новые знания.
Так, при исследовании постоянных потенциалов головного мозга у детей с СДВГ [22] было показано, что положительные тенденции в структурно-функциональной организации мозга у детей-северян при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту, отражающие развитие вторичных и третичных зон коры, происходят при более высоких энергозатратах головного мозга, что может рассма-
триваться как начальное проявление «синдрома полярного напряжения» [23]. Кроме того, у де-тей-северян выявлена задержка формирования функциональных связей лобных, центральных и затылочных отделов головного мозга.
При СДВГ показатели уровня постоянных потенциалов головного мозга свидетельствовали о снижении суммарных энергозатрат, дисфункции фронтальных структур и изменении межполушарных взаимоотношений. При этом микроэлементный состав организма детей с СДВГ характеризовался низким содержанием цинка, что может играть определенную роль в патогенезе этой патологии, оказывая опосредованное влияние на метаболизм дофамина, нарушение которого на сегодняшний день рассматривается в качестве основного механизма развития СДВГ. Кроме того, были обнаружены повышенные концентрации железа и свинца. Известно, что эти элементы в избыточных концентрациях являются токсичными и могут оказывать влияние на развитие симптомов этой патологии.
В исследовании зрительно-моторных реакций у детей с СДВГ [24] было установлено, что в возрастной период от 7 до 10 лет у детей увеличивается устойчивость внимания и скорость зрительно-моторных реакций, зависящая от степени экстравертированности ребенка. У девочек более выражено улучшение показателей когнитивной деятельности, концентрации внимания и эмоциональной регуляции, у мальчиков - сенсомоторных свойств центральной нервной системы. У детей-северян характеристики зрительно-моторных реакций свидетельствовали о некотором отставании в психофизиологическом развитии.
Показатели зрительно-моторных реакций при СДВГ у детей младшего школьного возраста отражали снижение концентрации внимания и контроля произвольности деятельности, что указывает на дисфункцию структур лобных отделов головного мозга. При снижении уровня распределения постоянных потенциалов в этих отделах достоверно ухудшались показатели точности выполнения зрительно-моторных те-
стов. В группе детей с СДВГ преобладали лица с холерическим типом темперамента и повышенным уровнем тревожности.
При анализе функционального состояния системы равновесия у детей с СДВГ [25] отмечалось, что устойчивость вертикальной позы у детей от 7 до 12 лет характеризовалась существенным повышением, которое нашло свое отражение в уменьшении средней скорости общего центра массы (ОЦМ), среднего радиуса отклонений ОЦМ, среднего полупериода по латеральной и сагитальной плоскостям. Наиболее выраженное снижение показателей вертикальной устойчивости у практически здоровых детей происходило при снижении проприоцеп-тивной чувствительности.
При СДВГ происходило увеличение скоростного компонента перемещения ОЦМ, среднего радиуса отклонения ОЦМ, среднего полупериода по латеральной и сагитальной плоскостям, что свидетельствовало о снижении функции равновесия, особенно у детей в
10-12 лет. Наиболее выраженные изменения устойчивости вертикальной позы происходили при вереброгенной пробе, и были связаны с изменением распределения уровня постоянных потенциалов головного мозга. Причем изменения энергетического метаболизма во фронтальных отделах связаны с асимметрией радиуса и средним радиусом отклонения ОЦМ, а энергозатраты в центральных и затылочных отделах имели отношение к средней скорости ОЦМ, асимметрии скорости, среднему полупериоду и среднему смещению по латеральной и сагиттальной плоскостям.
Психофизиологические исследования интеллекта у детей с СДВГ [26] показали, что вербальный, невербальный и общий показатели интеллекта у них характеризовались существенным снижением по сравнению с контрольной группой. Характерными признаками изменения структуры интеллекта у детей с СДВГ были нарушения произвольной регуляции и организации деятельности, слухоречевого запоминания, регулирующей функции речи, снижение актуального словарного запаса, вер-
бально-логического, произвольного внимания, восприятия и социальных функций. При этом выраженность изменений в структуре интеллекта увеличивалась при относительно низком общем интеллектуальном показателе. В то же время, показатели произвольного внимания находились на низком уровне независимо от уровня общего интеллекта, что, по нашему мнению, свидетельствует о вторичном характере нарушений интеллектуальных функций у детей с СДВГ. Кроме того, у них выявлены взаимоотношения энергетического состояния лобных отделов головного мозга только с показателями произвольного внимания, зрительно-моторных координаций и зрительно-пространственной деятельности, что указывает на возможность использования этих показателей в диагностике СДВГ.
При изучении поведенческого реагирования детей младшего школьного возраста и его особенностей при СДВГ [27] было выявлено, что в условиях свободной активности механизмы принятия решений у детей 7-10 лет характеризовались выраженностью собственной стереотипии, инертностью перестройки стратегии выбора, а структура поведенческого акта определялась предпочтением выбора.
Поведенческое реагирование детей с СДВГ в условиях свободной активности определялось, прежде всего, скоростной компонентой процессов принятия решений, которые характеризовались инертностью, меньшей вариативностью и большей стереотипностью. Дефицитарность функции внимания и произвольной регуляции отчетливо проявлялась при отсутствии внешних детерминант поведения и подкрепления результатов деятельности, что отражалось на оперативности процессов принятия решений детей с СДВГ. Недостаточно развитая способность обнаруживать изменения внешней среды у детей с СДВГ приводила к неадекватному выбору поведенческих программ в вероятностной среде. Кроме того, у детей с СДВГ экспонировалась внешняя детерминанта поведения и минимизировалась значимость внутренней (преобладающая мотивация и прошлый жизненный опыт).
Кроме исследований, выполненных по проблеме СДВГ, были проведены исследования у детей с различной патологией, коморбидной по отношению к СДВГ.
Так, было проведено исследование энергетического состояния головного мозга у подростков, употребляющих психоактивные вещества [28] и выявлено, что у них происходило увеличение церебрального энергетического обмена, особенно в младшем подростковом возрасте. Перераспределение постоянных потенциалов по отделам головного мозга у употребляющих токсикоманические вещества подростков, связано с истощением энергообмена в срединных структурах при одновременном повышении в лобной, затылочной областях и инверсии межполушарной асимметрии с преобладанием энергозатрат в правом полушарии.
Наиболее негативное влияние психоактивные вещества оказывали на головной мозг
11-12-летних подростков. У подростков, систематически употребляющих летучие растворители, суммарные энергозатраты мозга и интенсивность энергетического метаболизма в левой височной области повышались уже при небольшой длительности ингалирования, но достоверно это отмечалось при стаже более 1 года, а энергообмен во фронтальной области и функциональная организация головного мозга существенно менялись при стаже 6-12 месяцев.
Исследование особенностей аудиомоторных реакций у детей с низким уровнем произвольного внимания и повышенной тревожностью [29] показало, что у детей с низким уровнем развития произвольного внимания наблюдалось увеличение времени, как простой, так и сложных аудиомоторных реакций, особенно их моторного компонента. Кроме того, у них выявлен недостаточный уровень развития речи.
При повышении уровня тревожности у детей наблюдалось уменьшение времени простой и сложных аудиомоторных реакций, их латентного и моторного компонентов, качество выполнения сложных сенсомоторных тестов при этом ухудшалось.
Изучение психофизиологических механизмов поведенческого реагирования у детей с дискалькулией [30] показало, что особенности когнитивной и мотивационной сферы у них предопределяли такие механизмы поведенческого реагирования как инертность перестройки стратегии выбора, недостаточная лабильность динамических характеристик, способствующих увеличению времени выбора реакции, и наличие выраженной стереотипии выбора. Поисковая активность детей с дискалькулией в стохастической среде определялась, прежде всего, стратегией поочередного и повторного выбора с увеличением времени выбора ответа. Условия же вероятностного прогнозирования приводили к предпочтению только повторного выбора при минимальных временных затратах, что, в свою очередь, снижало вероятность обнаружения закономерности изменений во внешней среде и способность успешного прогнозирования событий. В условиях управляемого выбора происходило снижение регулирующего влияния детерминант поведения и роли подкрепления, что отражалось в нарушении баланса информационного и динамического компонентов принятия решения и приводило к высокому уровню ошибочных реакций, замедлению непосредственной реакции выбора и ускорению депозитного реагирования. Выраженная стереотипия выбора оказывала влияние на стратегии поведенческого реагирования детей с дискалькулией, способствовала выработке наиболее простой стратегии поведения с минимальным влиянием информационного компонента.
Проведенный психофизиологический анализ зрительно-моторной деятельности у детей с высокой тревожностью [31] показал, что высокотревожные дети 8-9 и 10-11 лет обнаруживали меньшую скорость как простых, так и сложных зрительно-моторных реакций по сравнению с их сверстниками с нормальным уровнем личностной тревожности. Увеличение общего времени зрительно-моторных реакций у детей 8-9 лет с высокой личностной тревожностью происходило преимущественно за счет
большей длительности моторного компонента реакции. Увеличение общего времени зрительно-моторных реакций у тревожных детей 10-11 лет происходило за счет удлинения латентного компонента реагирования.
Дети с высокой личностной тревожностью допускали большее количество ошибок при выполнении сложных зрительно-моторных тестов, что свидетельствует о снижении концентрации внимания и нарушении звена регуляции и контроля за протеканием деятельности. Наибольшее дезорганизующее влияние высокая тревожность оказывала на дифференциро-вочные зрительно-моторные реакции детей и реакции выбора при изменении условий реагирования, для осуществления которых необходима повышенная концентрация внимания и усиление регуляции и контроля за протеканием зрительно-моторной деятельности. Наиболее негативно высокая тревожность отражается на процессе внимания и звене регуляции и контроля за протеканием деятельности у тревожных девочек 8-9 лет и тревожных мальчиков 10-11 лет.
В результате проведенных научных исследований было подготовлено и защищено девять кандидатских диссертаций. Кроме того, было выполнено 11 научных проектов, поддержанных различными грантами и программами:
- Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: разработка и внедрение в практику методов экспресс-диагностики (областной грант молодых ученых, № 63-03, 2003 год).
- Создание и развитие научно-образовательного центра «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей и подростков» (научная программа «Федерально-региональная политика в науке и образовании», № 3116, 2003-2004 годы).
- Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей на Архангельском Севере: психофизиологическое исследование поведенческого реагирования в стохастической и детерминированной средах (Грант РГНФ-регион, № 03-06-00480 а/С, 2003-2005 годы).
- Психофизиологические аспекты раз-
вития детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (научная программа СЗО РАО, № 52. 2003-2005 годы).
- Энергетическое состояние головного мозга у подростков, злоупотребляющих психоактивными веществами на Европейском Севере (Министерство образования и науки РФ. Федеральное агентство по образованию, грант поддержки научно-исследовательской работы аспирантов вузов, шифр А 04-2.12-853, 2004 год).
- Исследование поведенческого реагирования детей в стохастической и детерминированной средах при дефиците внимания (научная программа Минобразования РФ «Университеты России», № УР 11.01.030, 2004-2005 годы).
- Исследование психомоторной организации детей-северян (ведомственная научная программа «Развитие научного потенциала высшей школы» Минобразования и науки РФ Федерального агентства по образованию, № 8356, 2005 год).
- Нейрофизиологические особенности гиперактивных детей и внедрение результатов в реабилитационно-коррекционный процесс (региональный конкурс научных проектов для молодых ученых, № 03-17, 2006 год).
- Разработка и внедрение комплекса диагностических и коррекционно-реабилитационных мероприятий при нарушениях психомоторной организации ребенка с поведенческими расстройствами (конкурс по приоритетным направлениям развития науки в Архангельской области, № 10-04, 2007 год).
- Мозговое обеспечение стратегий адаптивного реагирования детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (грант РГНФ (основной), № 07-06-00622а, 2007-2009 годы).
- Исследования мозговых проявлений поведенческого реагирования школьников с поведенческими нарушениями (аналитическая ведомственная целевая программа «Развитие научного потенциала высшей школы», прикладные исследования, № 2.2.3.3/9711, 20092010 годы).
В это же время были изданы четыре монографии: о синдроме дефицита внимания с ги-
перактивностью у детей [32], о сенсомоторной деятельности ребенка с СДВГ [33], о психофизиологии детей с СДВГ [34], об интеллектуальном развитии детей с СДВГ [35], 12 методических рекомендаций, получен патент на изобретение и зарегистрирована база данных. По материалам научных исследований проведено три международных симпозиума «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: проблемы и решения» (г. Архангельск, 2005, 2007, 2010 годы); четыре научно-методических
семинара; курсы повышения квалификации для педагогов и психологов. Результаты исследований используются в учебном процессе на кафедре физиологии и патологии развития человека, в т. ч. и при чтении специального курса «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей», а также внедрены в работу Центра компетенций развития ребенка Института медико-биологических исследований САФУ имени М.В. Ломоносова.
Список литературы
1. Макарова В.И. Развитие и формирование здоровья детей дошкольного возраста в условиях Европейского Севера: дис. ... д-ра мед. наук. М., 1995.
2. Кучма В.Р., Платонова А.Г. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей России. М., 1997.
3. BarkleyR.A. Attention Deficit Hyperactivity Disorder. N. Y; London, 1998.
4. Меерсон Ф.З. Адаптация, стресс, профилактика. М., 1981.
5. Грибанов А.В. Влияние занятий спортом различной направленности на адаптацию детей к условиям Севера: дис. ... канд. мед. наук. М., 1982.
6. Грибанов А.В. Динамика кровообращения у школьников в условиях Европейского Севера: дис. ... д-ра мед. наук. М., 1991.
7. Казначеев В.П., Казначеев с.В. Адаптация и конституция человека. Новосибирск, 1986.
8. Микроэлементы человека /А.П. Авцын, А.А. Жаворонков, А.М. Риш, Л.С. Строчкова. М., 1991.
9. Агаджанян Н.А., Петрова П.Г. Человек в условиях Севера. М., 1996.
10. Переслени Л.И. Рожкова Л.А., Рябчикова М.А. О нейрофизиологических механизмах нарушения внимания у детей с трудностями обучения // Журнал высш. нерв. деятельности. 1990. № 1. С. 37-43.
11. Данилова Н.Н. Психофизиологическая диагностика функциональных состояний. М., 1992.
12. Заваденко Н.Н. Клинико-психологическое исследование школьной дезадаптации: ее основные причины и подходы к диагностике // Невролог, журнал. 1998. Т. 3, № 6. С. 13-17.
13. KlockarsM. The Many Faces of Attention Deficit/Hiperactivity Disorder / R. Michelsson, S. Stenman (Eds.). Helsiuki, 2001. P. V-VI.
14. Zametkin A.J., Liotta W. The Neurobiology of Attention Deficit/Hyperactivity Disorder // S. Clin. Psychiatry. 1998. Vol. 58, № 7. P. 17-23.
15. FinkelM.F. The Evolution of the Attention Deficit/Hyperactivity Disorder Across the Human Life Span // The Many Faces of Attention Deficit/Hyperactivity Disorder / K. Michelsson, S. Stanman (Eds.). Helsiuki, 2001. P. 93-102.
16. Cantwell D.P. Attention Deficit Disorder: a Review of the Past 10 Years // S. Am. Acad. Child Adolesc Psychiatry. 1996. Vol. 35, № 8. P. 978-987.
17. Sandber S. Hyperkinetic or Attention Deficit Disorder // British J. Psychiatry. 1996. Vol. 169, № 7. P. 10-17.
18. Faraone S.V, Biederman J. Neurobiology of Attention Deficit Hyperactivity Disorder // Biol. Psychiatry. 1998. Vol. 48. P. 951-958.
19. Circulatory Levels of Catecholamines, Serotonin and Lipids in Attention Deficit Hyperactivity Disorder / B. Spivak, Y. Vered, R, Yoran-Hegesh et al. // Acta Psychiatr. Scand. 1999. Vol. 99, № 4. P. 300-304.
20. Barr C.L. Linkagy Study of Two Polymer Phisms at the Dopamine D3 Receptor Gene and Attention-deficit Hyperactivity Disorder // Am. J. Med. Genet. 2000. Vol. 96, № 1. P. 114-117.
21. Neuropsychological Analysis of Impulsiveness in Childhood Hyperactivity / K. Rubia, E. Tailor, A. Smith et.al. // British J. Psychiatry. 2001. Vol. 179. P. 138-143.
22. Подоплекин Д.Н. Распределение постоянных потенциалов головного мозга при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью у детей-северян: дис. ... канд. мед. наук. Архангельск, 2003.
23. Казначеев В.П., Куликов В.Ю. Синдром полярного напряжения и некоторые аспекты экологии человека в высоких широтах // Вестн. АН СССР. 1980. № 1. С. 74-82
24. Канжин А.В. Психофизиологический анализ зрительно-моторных реакций у детей при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью: дис. . канд. биол. наук. Архангельск, 2004.
25. Пушкарева И.Н. Функциональное состояние системы равновесия у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью: дис. . канд. биол. наук. Архангельск, 2006.
26. Депутат И.с. Психофизиологическая характеристика интеллекта у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью: дис. . канд. биол. наук. Архангельск, 2007.
27. ИордановаЮ.А. Поведенческое реагирование детей 7-10 лет и его особенности при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью: дис. . канд. биол. наук. Архангельск, 2007.
28. Подоплекин А.Н. Энергетическое состояние головного мозга у подростков-северян при употреблении психоактивных веществ: дис. . канд. биол. наук. Архангельск, 2009.
29. КанжинаН.Н. Психофизиологическая характеристика аудиомоторных реакций у детей 7-11 лет с низким уровнем произвольного внимания и повышенной тревожностью: дис. . канд. биол. наук. Архангельск, 2010.
30. РысинаН.Н. Психофизиологический анализ поведенческого реагирования детей 8-11 лет с дискалькулией в различных условиях среды: дис. ... канд. биол. наук. Архангельск, 2011.
31. Нехорошкова А.Н. Психофизиологический анализ зрительно-моторной деятельности у детей с высокой тревожностью: дис. ... канд. биол. наук. Архангельск, 2011.
32. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: Руководство практического психолога / А.В. Грибанов, Т.В. Волокитина, Е.А. Гусева, Д.Н. Подоплекин. М., 2004.
33. Грибанов А.В., Канжин А.В., Подоплекин Д.Н. Очерки сенсомоторной деятельности ребенка с СДВГ: моногр. Архангельск, 2008.
34. Очерки психофизиологии детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью: моногр. Архангельск, 2009.
35. Депутат И.с., Грибанов А.В. Интеллектуальное развитие детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью: моногр. Архангельск, 2001.
Gribanov Anatoly Vladimirovich
Northern (Arctic) Federal University named after M.V Lomonosov, Institute of Medical and Biological Research
attention deficit hyperactivity disorder in children: the results of researches in the north of russia
The article presents the results of the study of attention deficit hyperactivity disorder in children in the Arkhangelsk North; it includes information about the scientific projects carried out and monographs published. In total there have been 9 theses defended, 11 scientific projects carried out, 4 monographs and 12 methodological recommendations published, 3 international symposia held. The new research data are being used in the teaching process, including the holding of a special course, and have been implemented in the work of the Child Development Competence Center.
Key words: North, children, attention deficit hyperactivity disorder, anxiety, constant brain potentials, sensorimotor reactions, vertical posture stability, behavioral response, intellect structure.
Контактная информация: e-mail: [email protected]
Рецензент - соколова Л.В., доктор биологических наук, профессор кафедры биологии и экологии человека Института естественных наук и биомедицины Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова