УДК 676.038.2:502.174.1
DOI 10.35231/25419501_2021_2_40
Жгун Ю. С.
Дефицит макулатурного сырья на рынке гофропродукции*
В статье рассмотрены вопросы производства гофропродукции в РФ, связанные с дефицитом сырья. Констатировано, что гофроупаковка не только имеет коммерческий потенциал и обладает множеством свойств, необходимых для хранения и транспортировки товаров без каких-либо потерь, но и является экологичным продуктом, по сравнению с другими видами упаковки. Проанализированы динамика производства гофропродукции и основные причины дефицита сырья. Установлено, что проблема недостатка макулатурного сырья обострилась из-за роста мощностей предприятий и низкой собираемости макулатуры в 2020 г., несмотря на рекордное увеличение емкости рынка гофроупаковки. Выдвинут ряд предложений по стимулированию сбора макулатуры как сырья для производства гофрокартона.
Ключевые слова: гофропродукция, экологическая ситуация, макулатура, дефицит сырья, Россия.
ГРНТИ: Экономика / Экономические науки: 06.71.17 Экономика материально-технического снабжения.
ВАК: 08.00.05
Zhgun Yu. S.
Shortage of waste paper on the market of corrugated products
The article deals with the production of corrugated products in the Russian Federation, related to the shortage of raw materials. It is stated that corrugated packaging not only has commercial potential and has many properties necessary to store and transport goods without any losses, but also is an environmentally friendly product, compared to other types of packaging The dynamics of corrugated products production and the main reasons for the shortage of raw materials are analyzed It was found that the problem of the lack of waste paper raw materials worsened due to the growth of production capacity and low collection rate of waste paper in 2020, despite the record increase in the capacity of the corrugated packaging market. A number of proposals to encourage the collection of waste paper as a raw material for corrugated cardboard production have been suggested.
© Жгун Ю.С., 2021
* Статья подготовлена на основе лучшего секционного доклада X-й всерос. науч.-практ. конф. студентов и аспирантов с международным участием «Проблемы и пути социально-экономического развития: город, регион, страна, мир» (10 июня 2021 г., СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина). Научный руководитель канд. экон. наук, доц. Маклакова Е.А.
Key words: corrugated products, environmental situation, waste paper, shortage of raw materials, Russia.
JEL classifications: L 89
Сегодня одним из самых перспективных направлений целлюлозно-бумажной индустрии является производство гофропродукции. Это связано с тем, что гофроупаковка не только имеет коммерческий потенциал и обладает множеством свойств, необходимых для хранения и транспортировки товаров без каких-либо потерь, но и является экологичным продуктом, по сравнению с другими видами упаковки, что очень важно в сложившейся на Земле экологической ситуации (можно сказать - катастрофической).
Рассматривая динамику рынка производства за последние семь лет, видно, что рекордное увеличение ёмкости рынка на 6,2% произошло в 2020 г. (рис. 1).
FTI
¿=71
£=а
8000 7000 6000 5000 4000 3000 2000 1000
Рис. 1. Динамика роста рынка гофроупаковки [по данным 5; 7]
По многолетним исследованиям председателя Экспертного совета НКПак, директора по стратегическому маркетингу АО УК ГП «Готэк»
□ Объем производства, млн.кв.м.
Ю. В. Алпеева, важными макроэкономическими факторами, которые оказывают наибольшее влияние на рынок упаковки из гофрокартона, являются реальные располагаемые доходы населения, оборот розничной торговли и положение дел в обрабатывающих производствах [6].
Соответственно, производство гофрокартона в нашей стране сталкивается с рядом проблем.
И в первую очередь это проблема дефицита макулатурного сырья, используемого для производства упаковки из гофрированного картона. Она является наиболее актуальной, так как ставит в неустойчивое экономическое положение всю отрасль. В настоящее время производители не могут использовать все мощности своих производств из-за недостатка и высокой стоимости макулатуры. Часть предприятий снижает объемы производимой продукции, а некоторые из наименее защищенных от резких скачков цен мелкие и средние предприятия отрасли даже уходят с рынка, что в свою очередь ударяет по экономике страны.
Одним из главных факторов, которые оказывают влияние на цену упаковки, является собираемость вторичного макулатурного сырья. Спрос на макулатуру намного выше предложения, из-за чего существует дефицит вторсырья и его высокая стоимость. В 2021 г. тонна макулатуры наиболее распространенной марки МС-5Б находится на отметке в 22 тыс. р., хотя еще ровно год назад цена была в 3 раза ниже [9].
Объемы образованной макулатуры в 2019 г. составили около 8 млн т, из них около 0,7 млн т (рис. 2) непригодно для переработки, 7,2 млн т - пригодно, но из нее 39% (2,8 млн т) идет на захоронение, 61% (4,4 млн т) собирается, но на фактическую переработку идет всего 4,2 млн т, в связи с экспортом 200 тыс. т [8].
Максимальная собираемость макулатуры происходит на предприятиях по производству упаковки из гофрокартона (99%) и в сегментах сетевой розничной торговли (97%). На предприятиях по производству гофрокартона образуется наиболее качественная макулатура марки МС-5Б, в несетевом же ретейле имеются разные степени качества макулатуры, так как там такие отходы могут быть очень сильно загрязнены. Меньший процент собираемости макулатуры находится в сегментах рынков и домохозяйств - 53% и 38% соответственно [7].
Несмотря на активное развитие интернет-торговли, в домохозяй-ствах появляется все больше макулатурных отходов, сбор которых ведется в малых объемах. Это связано с тем, что у нас в стране отсутствует инфраструктура раздельного накопления отходов и чаще всего такая макулатура попадает в смешанные ТКО, после чего подвергается захоронению.
Рис. 2. Сбор и образование макулатуры в РФ в 2019 г. (млн. т) [8]
Собираемость макулатуры марки МС-5Б, необходимой для производства картона, намного ниже собираемости других марок макулату-
ры. Доля сбора данной марки в общем объеме собираемой макулатуры - 86% [7]. Из-за этого производителям продукции, для которой может применяться марка сырья качества ниже, приходится потреблять данную марку, которая является дороже других нужных им. Следствиями этой проблемы являются: снижение доходности таких производств, переориентирование покупателей на рынок МС-5Б, создав еще большую конкуренцию и еще больший дефицит макулатуры марки МС-5Б для производителей гофрокартона, а также увеличение цен из-за роста спроса. А в 2020 г. ситуация обострилась низкой собираемостью и еще большим спросом [8].
Пандемия ухудшила этот процесс ограничениями на передвижение и локдауном, сократив тем самым объем сбора макулатуры в источниках ее образования (несетевая розница, рынки, домохозяйства). Часть предприятий, которые генерируют марки макулатуры высокого качества (газеты, гофрокартон), приостановили свою деятельность на это время, а некоторые из них и совсем ушли с рынка. Производители бумажной и картонной продукции снизили объемы производства из-за уменьшения потребления такими сферами услуг как: гостиницы, образовательные учреждения, предприятия общественного питания и образовательные учреждения. Следовательно, объемы макулатуры снизились, и сборщикам попросту нечего было собирать [7]. В свою очередь, ограничения ввоза и вывоза макулатурного сырья заграницу повлияли на отрицательное изменение цен.
Причиной низких объемов импорта является и неблагоприятное законодательное поле в РФ. В странах ЕС цена на макулатуру в 1,5-3 раза ниже, чем в России, а качество выше, в связи с успешно работающей системой раздельного сбора мусора и различных норм по его сортировке, и устойчивой системой РОП (расширенная ответственность производителя) [9].
В РФ система РОП показала себя неэффективной. С 2015 г. в России были приняты нулевые нормативы утилизации и ставки экологического сбора. В последующие годы данные нормативы повышались незначительно, а значимой ответственности у производителей товаров за миллионы тонн образуемых отходов не было. В результате, данный шаг не простимулировал повышение собираемости вторсырья. Это произошло из-за того, что расходы на реальный возврат части своей упаковки во вторичный оборот примерно равны размеру экосбора, но при его оплате товаропроизводители тратят меньше усилий, и у них отсутствуют риски [7].
В 2021 г. в РФ действует пошлина на ввоз макулатуры в размере 5% [2]. Россия подписала и внесла поправки в Базельское соглашение о трансграничном перемещении товаров и услуг, в котором макулатура была квалифицирована как отходы производства, из-за чего существует специальная процедура транспортировки через границу, которая усложняет и увеличивает издержки по ее поставке [9].
По словам Штейнберга А. В., председателя совета директоров SFT Group, компания SFT Group могла бы ввозить 20 тысяч тонн макулатуры в месяц, а на данный момент ей удается завести всего 1,5 тысячи тонн. При этом цена завезенной макулатуры, при преодолении всех препятствий, практически равна цене на внутреннем рынке [7].
Множество мелких и средних предприятий по производству гоф-роупаковки сталкиваются с тем, что цены на сырье завышены, а клиенты не готовы покупать по увеличившейся стоимости. Из-за сложившейся ситуации такие предприятия уходят с рынка, так как уже исчерпали запасы сырья, а купить новое позволить себе не могут.
Для решения проблемы дефицита сырья, по нашему мнению, необходимо:
- введение нулевой импортной пошлины на макулатурное сырье в раздел X группы 47 товарной позиции 4707 «Регенерируемые бумага
или картон (макулатура и отходы)» в Приложение к решению Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. № 54 (ред. 16.02.2021) «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза» позволит сократить расходы предприятий по транспортировке на территорию РФ из стран ЕС и увеличить их загрузку [2];
- изменить режим регулирования экспорта макулатуры из ЕС в Россию, направив заявление Минпромторга России в Комиссию ЕС с предложением корректировки Регламента Комиссии ЕС № 1418/2007 от 29.11.2007. В настоящее время закупка в странах ЕС макулатуры для обеспечения российской отрасли практически невозможна из-за сложности процедуры экспорта макулатуры из ЕС в Россию. Внесение изменений в Регламент позволит обеспечить отрасль доступным сырьем, увеличить суммы налоговых поступлений, создать новые рабочие места, уменьшить издержки производств и стабилизировать цены на отечественном рынке макулатуры, реализовать инвестиционные проекты в отрасли, а российские товары смогут выйти на новые экспортные позиции в тех странах, где большое значение уделяется эко-логичности и охране окружающей среды [2];
- увеличение норматива утилизации до 100% в Распоряжении Правительства РФ от 31.12.2020 № 3722-р «Об утверждении нормативов утилизации отходов от использования товаров на 2021 год» [4]. Данная мера позволит увеличить собираемость и переработку макулатурного сырья, что положительно скажется как на экологической ситуации в РФ, так и на загруженности сырьевых рынков вторсырья. Также вместе с повышением норматива, повысится и размер экологического сбора, и тем самым возможна стимуляция товаропроизводителей осуществлять утилизацию отходов, так как расходы по утилизации бу-
дут меньше, чем размер экосбора. На данный момент часть затрат, необходимых для сбора и утилизации отходов идет на регионального оператора и на население, хотя по законодательству РФ за это должны отвечать товаропроизводители.
Одним из способов повышения 100% утилизации является - организация пунктов сбора макулатуры в супермаркетах возле жилых домов и разработка для этого соответствующих правовых документов. При организации исходить из того, что в качестве стимуляции населения к сбору макулатурного сырья может стать выдача скидочных купонов на продукты питания и товары для дома. Данная мера позволит увеличить собираемость макулатурного сырья и снизить расходы населения на вывоз мусорных отходов, так как население платит за захоронение отходов, которые могут стать ценным сырьем.
- повысить ставки экологического сбора по группам № 11-16 на 50% в Постановлении Правительства РФ от 09.04.2016 № 284 (ред. от 31.10.2018) «Об установлении ставок сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, отходы от использования которых подлежат утилизации, уплачиваемого производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров (экологического сбора)» [3]. Данная мера будет мотивировать производителей к сбору макулатурных отходов, так как размер экологического сбора будет выше затрат на тем самым увеличив рынок вторсырья.
Основываясь на результатах исследования, можно сделать вывод о том, что в настоящее время вся отрасль гофропродукции находится в чрезвычайно нестабильном положении, от которого зависит не только её будущее, но и будущее других смежных отраслей производства в нашей стране, а также экономики в целом. Проблема недостатка макулатурного сырья обострилась из-за роста мощностей предприятий и
низкой собираемости макулатуры в 2020 г., несмотря на рекордное увеличение емкости рынка гофроупаковки. Из-за высокой цены на макулатурное сырье и неготовности покупателей к такой ценовой динамике рынка, спрос на упаковку падает, из-за чего производителям в отрасли гофропродукции приходится снижать цены и даже работать себе в убыток.
Внесение предлагаемых новаций должно простимулировать как товаропроизводителей, так и граждан РФ к сбору макулатуры, а импорт из стран ЕС поможет стабилизировать цены на макулатурное сырье на отечественном рынке и, как следствие, нарастить объемы выпускаемой продукции на гофропроизводствах.
Список литературы
1. Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ (ред. 14.06.2020). - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19109/
2. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54 (ред. от 16.02.2021) «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза» -[Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 133133/
3. Постановление Правительства РФ от 09.04.2016 № 284 «Об установлении ставок сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, отходы от использования которых подлежат утилизации, уплачиваемого производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров (экологического сбора)» (ред. от 31.10.2018). [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_196689/
4. Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2020 № 3722-р «Об утверждении нормативов утилизации отходов от использования товаров на 2021 год». [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 373500/
5. Алпеев Ю. В. Ожидаемые итоги 2019 г. Тенденции и вызовы 2020 г. // Состояние и перспективы российского рынка гофротары. - М., 2019. [Электронный ресурс]. - URL: https://article.unipack.ru/77589/
6. Алпеев Ю. В. Рынок тарных картонов и упаковки из гофрокартона. События. Цифры. Факты // НКПак. - М., 2018. - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.ncpack.ru/analitika/PAP-FOR%202018%20Alpeev.pdf
7. Алпеев Ю. В. Рынок упаковки из гофрокартона. Состояние. Тренды. Оценка развития // Рынок упаковки из картона и гофрокартона. Итоги 2020. Прогнозы на 2021. - М., 2020. [Электронный ресурс]. - URL: https://gofro.expert/novosti/b-trend-2020-2021-gg-ekonomika-sotsialnogo-distantsirovaniya-b/
8. Рынок макулатуры: текущая ситуация и перспективы. [Электронный ресурс]. - URL: https://gofromagazine.com/rynok-makulatury-tekushhaya-situacziya-i-perspektivy.html
9. Рынок переработки макулатуры в России остался без поддержки. [Электронный ресурс]. - URL: https://gofromagazine.com/yuridicheskij-stupor-blokiruet-pererabotchikov-m akulatury. htm l
References
1. Federal'nyj zakon "Ob othodah proizvodstva i potrebleniya" ot 24.06.1998 № 89-FZ. URL: http://www.consultant.ru/document /cons_doc_LAW_19109/
2. Reshenie Soveta Evrazijskoj ekonomicheskoj komissii ot 16.07.2012 № 54 (red. ot 16.02.2021) "Ob utverzhdenii edinoj Tovarnoj nomenklatury vneshneekonomicheskoj deyatel'nosti Evrazijskogo ekonomicheskogo soyuza i Edinogo tamozhennogo tarifa Ev-razijskogo ekonomicheskogo soyuza". URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_133133/
3. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 09.04.2016 № 284 "Ob ustanovlenii stavok sbora po kazhdoj gruppe tovarov, gruppe upakovki tovarov, othody ot ispol'zovaniya ko-toryh podlezhat utilizacii, uplachivaemogo proizvoditelyami tovarov, importerami tovarov, kotorye ne obespechivayut samostoyatel'nuyu utilizaciyu othodov ot ispol'zovaniya tovarov (ekologicheskogo sbora)". URL: http://www.consultant.ru/document /cons_doc_LAW_196689/
4. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 31.12.2020 № 3722-r «Ob utverzhdenii normativov utilizacii othodov ot ispol'zovaniya tovarov na 2021 god». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_373500/
5. Alpeev Yu. V. Ozhidaemye itogi 2019 g. Tendencii i vyzovy 2020 g. Sostoyanie i perspektivy rossijskogo rynka gofrotary. Moscow, 2019. URL: https://article.unipack.ru/77589/
6. Alpeev Yu. V. Rynok tarnyh kartonov i upakovki iz gofrokartona. Sobytiya. Cifry. Fakty. NKPak. Moscow, 2018. URL: http://www.ncpack.ru/analitika/PAP-FOR%202018%20Alpeev.pdf
7. Alpeev Yu. V. Rynok upakovki iz gofrokartona. Sostoyanie. Trendy. Ocenka razvitiya. Rynok upakovki iz kartona i gofrokartona. Itogi 2020. Prognozy na 2021. Moscow, 2020. URL: https://gofro.expert/novosti/b-trend-2020-2021-gg-ekonomika-sotsialnogo-distantsirovaniya-b/
8. Rynok makulatury: tekushchaya situaciya i perspektivy. URL: https://gofromagazine.com/rynok-makulatury-tekushhaya-situacziya-i-perspektivy.html
9. Rynok pererabotki makulatury v Rossii ostalsya bez podderzhki. URL: https://gofromagazine.com/yuridicheskij-stupor-blokiruet-pererabotchikov-makulatury.html