Научная статья на тему 'Дефиниция понятий великий/маленький в русской культуре'

Дефиниция понятий великий/маленький в русской культуре Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
193
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Великий князь / великий актер / Народный артист / маленький человек / К. С. Станиславский / С. Е. Голлидэй / А. А. Стахович. / Grand Duke / great actor / People's artist / little person / K. S. Stanislavsky / S. E. Gollidey / A. A. Stakhovich.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Воронина Надежда Евгеньевна

В статье дается культурологическое обоснование дефиниции понятий «великий» и «маленький» в русской культуре. Изучена этимология русских слов с опорой на филологические труды. Проведен компаративный анализ сформированной в обыденном сознании и научной традиции бинарной оппозиции «великий» – «маленький». Прослеживается видоизменение и отношение к интересующим нас понятиям в литературной традиции и культуре в целом. Автор статьи уделяет специальное внимание концепту «маленький человек», широко распространенноve в русской культурной и, в частности, литературной традиции. Анализируются и систематизируются конкретные примеры употребления данных понятий в таких сферах, как история, география, литература, социология, отдельное внимание уделено искусство. В частности, рассматриваются исторические персоналии, люди искусства России и Советского союза, географические объекты. Особое внимание в статье уделено дефиниции «великий» – «маленький» в русском и советском театре начала XX в. (на примере труппы Московского Художественного театра). Автор останавливается на конкретных судьбах российских и советских деятелей искусства XX в. Многие актеры – исполнители «вторых ролей» – остались за кулисами художественного процесса, а признание получили лишь «великие» актеры. В статье подчеркивается субъективность «поощрения» носителей громких имен. В статье высказана гипотеза о создании контекста творческими деятелями «второго плана» для формирования представлений о великих именах. Рассматривается деятельность и вклад «маленьких» актеров в развитие советской и российской культуры на конкретных примерах. В ходе исследования доказывается необходимость признания не только «великих» актеров, но и актеров «второго плана». Через призму рассмотрения и анализа творческого коллектива определяется проблема «великий» – «маленький», применимая к культуре в целом. Ставится вопрос о значимости для истории и теории культуры изучения абсолютного и относительного масштаба отдельной творческой личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A Definition of Concepts Great/Small in the Russian Culture

In the article is given culturological justification of the definition of concepts «great» and «small» in the Russian culture. The etymology of the Russian words based on philological works is studied. The comparative analysis created in ordinary consciousness and a scientific tradition of the binary opposition «great» – «small» is carried out. Modification and relation to the concepts of the literary tradition and culture interesting to us in general is traced. The author of the article pays special attention to the concept «a little person», is widely spread in the Russian cultural and, in particular, literary tradition. Certain examples of the use of these concepts in such spheres as history geography, literature, sociology are analyzed and systematized, special attention is given to art. In particular, historical persons, people of Russian art and the Soviet Union, geographical objects are considered. Special attention in the article is paid to the definition «great» – «small» in the Russian and Soviet theater in the beginning of the 20-th century (on the example of troupe of the Moscow Art Theatre). The author stops at certain fates of the Russian and Soviet artists of the 20-th century. Many actors are performers of «supporting parts» – remained behind the scenes of the art process, and recognition was gained only by «great» actors. In the article the subjectivity of «encouragement» of bearers of great names is emphasized. In the article the hypothesis is stated on creation of the context by creative figures of «the second plan» for forming ideas of great names. Activity and contribution of «little» actors to development of the Soviet and Russian culture on certain examples are considered. During the research need to recognise not only «great» actors, but also actors of «the second plan» is proved. The problem «great» – «small», applicable to culture in general is defined through the prism of consideration and the analysis of on-stage performance group. The question is raised on importance of studying absolute and relative scale of a certain creative person .for history and the theory of culture.

Текст научной работы на тему «Дефиниция понятий великий/маленький в русской культуре»

УДК 008(091)

Н. Е. Воронина

https://orcid.org/0000-0001-6669-3004

Дефиниция понятий великий/маленький в русской культуре

В статье дается культурологическое обоснование дефиниции понятий «великий» и «маленький» в русской культуре. Изучена этимология русских слов с опорой на филологические труды. Проведен компаративный анализ сформированной в обыденном сознании и научной традиции бинарной оппозиции «великий» - «маленький». Прослеживается видоизменение и отношение к интересующим нас понятиям в литературной традиции и культуре в целом. Автор статьи уделяет специальное внимание концепту «маленький человек», широко распространенно ve в русской культурной и, в частности, литературной традиции.

Анализируются и систематизируются конкретные примеры употребления данных понятий в таких сферах, как история, география, литература, социология, отдельное внимание уделено искусство. В частности, рассматриваются исторические персоналии, люди искусства России и Советского союза, географические объекты.

Особое внимание в статье уделено дефиниции «великий» - «маленький» в русском и советском театре начала XX в. (на примере труппы Московского Художественного театра). Автор останавливается на конкретных судьбах российских и советских деятелей искусства XX в. Многие актеры - исполнители «вторых ролей» - остались за кулисами художественного процесса, а признание получили лишь «великие» актеры. В статье подчеркивается субъективность «поощрения» носителей громких имен.

В статье высказана гипотеза о создании контекста творческими деятелями «второго плана» для формирования представлений о великих именах. Рассматривается деятельность и вклад «маленьких» актеров в развитие советской и российской культуры на конкретных примерах. В ходе исследования доказывается необходимость признания не только «великих» актеров, но и актеров «второго плана».

Через призму рассмотрения и анализа творческого коллектива определяется проблема «великий» - «маленький», применимая к культуре в целом. Ставится вопрос о значимости для истории и теории культуры изучения абсолютного и относительного масштаба отдельной творческой личности.

Ключевые слова: Великий князь, великий актер, Народный артист, маленький человек, К. С. Станиславский, С. Е. Голлидэй, А. А. Стахович.

N. E. Voronina

A Definition of Concepts Great/Small in the Russian Culture

In the article is given culturological justification of the definition of concepts «great» and «small» in the Russian culture. The etymology of the Russian words based on philological works is studied. The comparative analysis created in ordinary consciousness and a scientific tradition of the binary opposition «great» - «small» is carried out. Modification and relation to the concepts of the literary tradition and culture interesting to us in general is traced. The author of the article pays special attention to the concept «a little person», is widely spread in the Russian cultural and, in particular, literary tradition.

Certain examples of the use of these concepts in such spheres as history geography, literature, sociology are analyzed and systematized, special attention is given to art. In particular, historical persons, people of Russian art and the Soviet Union, geographical objects are considered.

Special attention in the article is paid to the definition «great» - «small» in the Russian and Soviet theater in the beginning of the 20-th century (on the example of troupe of the Moscow Art Theatre). The author stops at certain fates of the Russian and Soviet artists of the 20-th century. Many actors are performers of «supporting parts» - remained behind the scenes of the art process, and recognition was gained only by «great» actors. In the article the subjectivity of «encouragement» of bearers of great names is emphasized.

In the article the hypothesis is stated on creation of the context by creative figures of «the second plan» for forming ideas of great names. Activity and contribution of «little» actors to development of the Soviet and Russian culture on certain examples are considered. During the research need to recognise not only «great» actors, but also actors of «the second plan» is proved.

The problem «great» - «small», applicable to culture in general is defined through the prism of consideration and the analysis of on-stage performance group. The question is raised on importance of studying absolute and relative scale of a certain creative person .for history and the theory of culture.

Keywords: Grand Duke, great actor, People's artist, little person, K. S. Stanislavsky, S. E. Gollidey, A. A. Stakhovich.

© Воронина Н. Е., 2018

Часто можно услышать, как про творческую личность говорят: «великий актер», «большой актер» или «маленький актер», но какие смыслы вкладываются в данные понятия? В нашем исследовании мы сопоставляем компоненты бинарной оппозиции «великий» - «маленький», стремясь проанализировать, насколько каждое из суждений об этих понятиях значимо для использования в искусстве (а именно, для театральной сферы) и применительно к каждой творческой личности (мы рассматриваем именно коллектив МХТ).

В настоящее время много внимания уделено известным именам Московского Художественного театра, например, К. С. Станиславскому, В. И. Немировичу-Данченко, И. М. Москвину,

B. И. Качалову, О. Л. Книппер-Чеховой, но часть персон, внесших вклад в творческую деятельность, остается за кулисами. Здесь можно выделить А. А. Стаховича, Л. А. Сулержицкого, М. О. Кнебель. Каждый сыграл свою роль не только в становлении Художественного театра в целом, но и в становлении личностей «первого плана». Так, например, А. А. Стахович не заслужил славы великого актера, но был, по сути, третьим руководителем театра после К. С. Станиславского и В. И. Немирович-Данченко, педагогом второй студии МХТ; Л. А. Сулержицкий известен как педагог Е. Б Вахтангова; М. О. Кнебель стала педагогом многих выдающихся режиссеров: А. В. Эфроса, Л. Е. Хейфеца, В. Х. Пансо, Б. М. Аксенова, М. В. Бычкова, Е. И. Еланской, А. Я. Шапиро, А. А. Васильева, Г. Мацкявичюса, Б. А. Морозова,

C. Н. Арцибашева и И. Л. Райхельгауза.

В ходе исследования мы рассматриваем использование понятий «великий» - «маленький» в прямом (часто формальном) и метафорическом значении в искусстве, проводя параллели с лингвистикой, политикой, историей и географией.

Для определения объективности данных терминов («великий» - «маленький») применительно к творческой личности мы обратились к словарям русского языка, пронаблюдав этимологию.

В словаре антонимов мы обнаружили несколько пар понятий, интересующих нас в данном исследовании: большой - маленький, великий - маленький, великий - малый, великий - ничтожный, великий - жалкий [35]. Исходя из этого, мы рассматриваем в нашей работе дефиницию понятий «великий - маленький», понимая «маленький» как ничтожный, маленький масштаб.

Согласно словарям русского языка мы можем выделить классификацию понятия «маленький»:

— Лингвисты В. И. Даль, С. И. Ожегов, С. А. Кузнецов утверждают, что маленький -«недостаточный по размеру, узкий, тесный» [10, с. 476-481, 23, 33, с. 328].

— По С. И. Ожегову это синоним понятия «малолетний: «Дети малые. От мала до велика» [33, с. 328-329]. В. И. Даль дает идентичные примеры: «Малые дети, малый ребенок» [10, с. 476-481].

— У С. А. Кузнецова - «незначительный по силе, степени проявления» [23]: «М. дождь. М-ие шумы в легких. // Не имеющий существенного значения. М-ая неприятность. М-ое дельце. М. спор. Мое дело м-ое (о чем-л., мало касающегося кого-л.) [23].

— С. А. Кузнецов, С. И. Ожегов дают понятие «занимающий невысокое общественное положение» [2, с. 328]. «М. человек. // Напоминающий лишь в малой степени, весьма отдаленно лицо, действительно значительное, важное (качествами, характером, манерой поведения и т. п.). Чувствовать себя маленьким начальником. Вести себя как м. царек» [23].

Если обратиться к историко-литературным исследованиям, то мы можем найти сложившийся в России концепт «маленького человека» [3, 4]. В литературе данным термином принято обозначать разнородных героев, объединенных принадлежностью к низшим местам социальной иерархии. Стоит отметить, что это обстоятельство определяет их психологию и общественное поведение (приниженность, ощущение несправедливости, чувство уязвленной гордостью).

Соответственно, в литературной традиции известны репрезентативные примеры «маленького человека»: Самсон Вырин («Станционный смотритель» А. С. Пушкина, 1930 г.), Макар Девушкин («Бедные люди» Ф. М. Достоевского 1846 г.), Акакий Акакиевич («Шинель» Н. В. Гоголя 1842 г.), герои гоголевского «Ревизора» (1835г.), герои пьес А. М. Горького и А. П. Чехова. Полагают, что первый литературный герой, репрезентируемый как «маленький человек», - Самсон Вырин.

Принято считать, что рождается такой тип героя в эпоху сентиментализма. Отметим, что далее можно говорить и о формировании концепта «маленького человека». Социальным источником для развития в русской литературе образа «маленького человека» явилось третье сословие, состоявшее из обедневших дворян, бывших студентов и семинаристов, а позже и мещан. Не случайно Н. А. Бердяев говорил о большой пропасти, образовавшийся в XVIII в. между верхним слоем и

народом. Этот процесс и был отражен в литературе 40-х гг. XIX в. [4].

Впервые в истории критики понятие «маленький человек» можно встретить в статье В. Г. Белинского «Горе от ума» (1840 г.) при упоминании образа городничего из «Ревизора» Н. В. Гоголя: «...горе маленькому человеку», «хотя бы этот маленький человек готовится быть великим человеком!», «тогда из комедии могла бы выйти трагедия для «маленького человека» [3].

В начале бытования данного термина «маленький» воспринимался, в первую очередь, в связи с низким социальным положением; дальнейшая эволюция термина определена перенесением акцентов, по словам М. М. Бахтина, «со среды на человека» [2]. Из этого мы можем сделать вывод, что в дальнейшем понятие «маленький» находилось в обращении непосредственно к определенному человеку с учетом его психофизических особенностей.

Синонимичной дефиниции «маленького человека» можно считать «человек из подполья» (у Ф. М. Достоевского) [12]. Автор определяет данный тип человека как бедного, занимающего низшую ступень социальной иерархии, но человека с определенными амбициями [12]. Почему два термина синонимичны? Дело в том, что оба героя прекрасно осознают безысходность своего положения.

Можно сделать вывод, что «в русской классике маленький человек - значимый образец, если угодно - культурный герой.

В театральной сфере также можно найти исключительные примеры личности «маленького масштаба».

Исходя из анализа ранее упомянутых источников [10, 23, 33, 38], мы можем предположить, что «маленький» актер - актер небольшого, «узкого» таланта, не дотягивающий до определенных критериев профессионализма и работающий только в узкой направленности. Поэтому яркий пример -актер «второго плана» А. А. Стахович. На сцене он имел эпизодический успех, играя аристократов. Но это объясняется лишь его происхождением: Алексей Александрович происходил из древнего дворянского рода. Он не являлся актером в полном и привычном понимании данной профессии. Можно сказать, это была своего рода маска аристократа, живое амплуаpere noble [40].

Еще один пример - Софья Евгеньевна Гол-лидэй. Успех на сцене ей приписывают лишь в одном спектакле - в «Белых ночах» Ф. М. Достоевского (1919 г.). После премьеры по-

становки ее видели как особенную, но лишь в роли Настеньки [5, 17]. Но успех в данном спектакле можно объяснить лишь сходством в мировоззрении и мироощущении с героиней Ф. М. Достоевского.

Можно сделать вывод, что Сонечка не имела даже эпизодического успеха на сцене, но была необходима Московскому Художественному театру и труппе для конкретных ролей, например, Насти из «Белых ночей» Достоевского.

В ходе нашего исследования мы также обращаемся к понятию «великий». В. И. Даль предлагает определение: «.великий - превышающий обычную меру, сравнительно с другими обширный, большой; о человеке славный великими делами» [9, с. 291-293].

С. И. Ожегов дает следующее определение: «превосходящий общий уровень, обычную меру, значение, выдающийся» [32, с. 72].

В словаре Д. Н. Ушакова мы обнаружили следующее определение: «великий - превосходящий обычную меру в каком-нибудь отношении, выдающийся в сравнении с кем-то. Необыкновенно одаренный, гениальный, имеющий громадное культурно-историческое значение» [37, с. 243].

У С. А. Кузнецова «великий - это выдающийся по своему значению, влиянию, по своим достоинствам; очень важный; превышающий среднюю меру, обычный уровень в каком-либо отношении, выдающийся; отличающийся особыми, выдающимися свойствами» [22].

Т. Ф. Ефремова утверждает, что «великий - это тот, кто необычайно гениальный; превосходящий превышающий обычную меру по силе, глубине, интенсивности и т. д; обладающий какими-либо качествами в самой высокой степени (о человеке); выдающийся по своему значению, влиянию, по своим достоинствам, отмеченный каким-либо знаменательным событием или событиями, значимый для кого-либо, чего-либо; необычайно одаренный, гениальный» [15, с. 155]. Более того, лингвист Т. Ф. Ефремова указывает, что «великий» часто употребляется как «постоянный эпитет некоторых выдающихся по исторической роли лиц» [15, с. 155].

Обратясь к российской истории, мы обнаружили несколько исторических примеров, к которым применяли понятие «великий». В словаре С. И. Ожегова мы обнаружили подтверждение данному факту: «.великий князь в Древней Руси; старший по положению князь, с XVIII в. титул членов царской семьи, лицо, имеющее этот титул» [32, с. 72].

Понятие «великий князь» в XГV-XVI вв. - это высший титул в крупных русских княжествах и в Русском государстве в целом. В средневековой Руси с X в. известно понятие «Великий князь» -титул, который передавался по наследству. В княжествах Северо-Восточной Руси титул «Великий князь» был применим к князю, получавшему стол Владимирского великого княжества.

После 1212 г. Владимирское княжество считалось главным среди остальных княжеств СевероВосточного региона. Поскольку его правители получали ряд привилегий, по сравнению с остальными князьями, утвердилось их определение как «великих князей владимирских» [13, 24, 25, 36].

Официальный титул «великий князь всея Руси принял тверской князь Михаил Ярославич, занявший владимирский стол в 1305 г. Данный титул не только указывал на высокое положение князя и преимущество перед остальными князьями, в нем заложено определение территориальных границ власти - «Всея Руси».

Великое княжение владимирское в течение большей части XIV в. не было наследственным, поэтому титул Великого князя закреплялся персонально только за теми князьями, которые обладали владимирским столом. Поскольку среди них были представители только тверской, московской и нижегородской линий Рюриковичей, титул Великого князя распространился и на верховных правителей этих княжеств и начал передаваться ими по наследству. После 1521 г. он принадлежал только князьям московским. В 1547 г. вошел в царский титул [13, 24, 25, 36].

Уже в Российской империи в 1721-1917 гг. «великий» являлся титулом наследника престола. «Великий князь» стал титулом всех мужских представителей правящей династии. Хотя в середине XVIII в. возникает парадокс: титул «Великая» приобретает женщина Екатерина II. Это можно связать с тем, что традиционно среди российских правителей выделяют две персоны с определением «великий»: Петр I Великий и Екатерина II Великая.

Сама Екатерина считала себя преемницей Петра Великого. Это можно обнаружить в ее подарке - скульптуре «Медный всадник», на котором высечена надпись: «Петру Первому Екатерина Вторая».

Вполне любопытный факт, учитывая неоднозначные оценки современников и историков политики и деятельности данных правителей. С одной стороны, расцвет государства, преобразования во

всех сферах общественной жизни, с другой - унизительное и поработительное отношение к простому народу. Известную цитату Петра Великого приводит исследователь В. М. Демин в своем труде «От русичей к Россиянам»: «Я имею дело не с людьми, а с животными, которых хочу переделать в людей... С другими европейскими народами можно достигать цели человеколюбивыми способами, а с русским не так» [11]. Автор дает отрицательную оценку времени правления Петра Великого и Екатерины Великой, утверждая, что только «немцы имеют полное право называть ее Великой, что они и делали» [11]. Для большинства же русских подданных Екатерины ее «Золотой Век» оказался временем их ограбления и бесправия. Фактически положение крестьян, составляющих основную массу населения России, еще более ухудшилось [11].

Если обратиться к советскому периоду нашей страны, то можно обнаружить пример «великой» личности - это И. В. Сталин. Существует неоднозначное мнение о периоде его власти и конкретно о его личности, как впрочем, на каждого руководителя или правителя страны [43, 44, 45]. Писатель В. Овчинников утверждает, что в последнее время наблюдается тенденция признания серьезных европейских изданий Сталина как самой выдающейся личности в истории человечества [30]. Даже один из его ярых врагов У. Черчилль в Палате лордов 21 декабря 1959 г. по случаю 80-летия со дня рождения И. В. Сталина упоминал такие позиции, как «great rugged war chief at her head», «a man of massive outstanding personality», «a man of inexhaustible courage and will-power».

В русскоязычных изданиях мы обнаружили перевод соответствующего фрагмента: «.большое счастье для России, что в тяжелые для страны годы ее возглавлял гений И. В. Сталин, являющийся выдающийся личностью» [31]. В данном источнике мы также обнаружили сведения о том, что глава «Левада-центра», профессор Л. Гудков, сообщил о возрастании рейтинга И. В. Сталина среди населения России до 58 %. Данный показатель превышает рейтинг действующей политической власти в России. Профессор Л. Гудков заметил, что авторитет личности И. В. Сталина растет именно среди молодежи России [31]. Мы смеем предположить, что с течением времени отношение к личности меняется. Соответственно, данный процесс нельзя назвать объективным.

В ходе исследования нами было выявлено, что в русской культуре понятие «великий» применимо также в географии и краеведении. Можно отме-

тить, что городов, к чьим названиям история присовокупила слово Великий, насчитывается в России всего четыре: Ростов, Новгород, Устюг, Луки. Что характерно, все города и поселения не являются великими в значении «большой». Возникает парадокс: маленькие по размеру города, но великие по своему историческому, географическому и культурному значению. В этом и проявляется метафорическое значение понятия «великий».

Великий Новгород играл очень важную роль в истории Руси и был первой столицей древнего государства. Расположение на пересечении водных путей сделало его крупным политическим и торговым центром.

Ростов Великий - один из старейших городов России - именуется Великим с XII в. Такое именование означало не размер города, а величину светской и духовной власти, сосредоточенной в одном месте.

Свой титул Великий Устюг получил в XVI в., когда благодаря открытию Северного морского пути стал важным центром торговли. Именно сюда прибывали купцы из Голландии и Англии, которые везли заморские товары.

Первое упоминание города Великие Луки датируется 1166 г., с 1406 г. он получает название «Великие». Город Луки располагался на великом водном пути «Из варяг в греки», поэтому и являлся главной южной, порубежной крепостью Новгородской земли. Город выполнял военные, торговые, дипломатические функции.

В ходе исследования мы также обнаружили названия с добавлением «великий» не только у городов: село Великое (Ярославская область), река Великая (Псковская и Ярославская области).

Существует несколько гипотез происхождения названия села Великое. Мы рассматриваем две основные, согласно одной из которых село получило название из-за того, что у славян слово «великий» имело значение «большой», а размер поселения соответствовал данным определениям, в сравнении с близлежащими селами. Часто Великое сравнивали с уездным городом (как раз из-за его размеров). Вторая версия гласит, что название селу дали переселенцы из Великого Новгорода, которые тем самым хотели увековечить память о родном городе [8]. Но, изучив историю села Великого, мы также обнаружили, что оно играло заметную роль в жизни Ярославского края [29, 34, 41].

Самая крупная река Псковской области носит название Великая, которое в данном случае передает, в первую очередь, масштабы, а во-вторых,

уважение, которое к ней испытывали люди с древних времен.

В Ярославском регионе одноименная река Великая не отличается размерами, тем не менее, в названии также присутствует некое ее «возвеличивание».

В некоторых областях РФ (Владимирской, Вологодской, Костромской, Ленинградской, Московской, Новгородской, Рязанской, Тверской, Ярославской) находятся озера с названием «Великое». Большинство из них получили названия за значительные размеры.

Разумеется, нас особо интересует понятие «великий» в искусстве. В нашем исследовании мы затрагиваем театральную сферу. Необходимо определить, кто из актеров был «достоин» называться «великим», какие предпосылки и условия для этого существовали и кто «возвеличивает» деятелей искусства: государство, профессиональные сообщества и «коллеги по цеху» или народ?

Что касается начала XX в., в СССР официального признания могли добиться только деятели культуры, получившие звание «Народный артист СССР» [28].

К. С. Станиславский - один из репрезентативных примеров «великих» деятелей искусства: еще при жизни получил не только народное или профессиональное, но и официальное, государственное признание. В 1923 г. ему присвоено звание «народный артист Республики», а уже в 1936 г. -«Народный артист СССР». Все звания он получает почти к концу жизни. Но единственное, что его могло поистине радовать, работа и творческий процесс. Можно внести предположение, что истинная «великая» творческая личность проявляет себя, в первую очередь, в творчестве, а не в официальных регалиях, создавая произведения искусства для народа и для своих творческих стремлений.

Но в истории культуры часто всплывают примеры деятелей искусства, при жизни не получивших официальных наград или званий, несмотря на значительный вклад в культуру. Для анализа приведем пример - великий режиссер В. Э. Мейерхольд, именно «великий», как в настоящее время его называют. До 1936 г. он был признанным театральным режиссером, но впоследствии его творческие искания разошлись с художественными пристрастиями государственной власти. В 1939 г. режиссер был помещен в застенки Бутырской тюрьмы, где подвергся жесточайшим пыткам и избиениям [27, 42]. Соответственно, официальная власть не признала величия ре-

жиссера, но мы не можем отрицать его поистине «великий» (большой, значительный) вклад в развитие отечественного театрального искусства. Тем не менее, всеобщее признание пришло к режиссеру только после смерти.

В ходе исследования мы обнаружили парадокс: с одной стороны, один из главных критериев для основания данной государственной награды - это любовь зрителя. Яркий тому пример - признанный всеми (государством, коллегами, зрителем) В. И. Качалов, получивший звание «Народный артист СССР» в 1936 г. Актера с первого его спектакля «Снегурочка» (1900 г.) полюбила публика [6]. Более того, мы действительно можем назвать его «великим», так как его талант был и оставался многогранным, разнообразие его ролей поражало [1, 6]. Но известны примеры, когда власть «закрывает глаза» на зрительскую любовь. В. С. Высоцкий - неподражаемая творческая личность - остается для россиян одним из кумиров XX в., занимая вторую строчку в народном рейтинге, уступая только Юрию Гагарину (44 % в 2018 г.) [7]. В. С. Высоцкий затрагивал запретные темы в своем творчестве, но его популярность до сих пор феноменальна. Официальное признание к В. С. Высоцкому пришло только после смерти. Сначала в г. был опубликован первый крупный сборник его произведений «Нерв», затем вышла первая советская пластинка. В 1987 г. ему была посмертно присуждена Государственная премия СССР, за исполнение роли капитана Жеглова в фильме «Место встречи изменить нельзя«.

Каждый творческий коллектив содержит «громкие», «первые» имена и те, которые остаются «на заднем плане», образуя некий контекст для «создания» «великих» персон. Довольно субъективной является позиция разделения творческих персон на «первых», «великих» и «маленьких». На примере конкретных судеб нам удалось это проследить.

В ходе исследования мы проанализировали судьбы актеров «маленького» таланта, но не маленького значения в деятельности конкретной творческой труппы Московского Художественного театра: А. А. Стаховича и С. Е. Голлидэй. А. А. Стахович, по сути, являлся третьим лицом театра (после К. С. Станиславского и В. И, Немировича-Данченко), выполняя административные функции и будучи преподавателем студии МХТ [5, 39, 40]. Более того, являлся «живым амплуа» аристократа. По словам М. И. Цветаевой, он был последним аристократом России начала XX в. [40]. Создавая реалистичные образы на сцене, он

не играл, а жил в образах дворян и учил своих учеников именно умению быть аристократом. С. Е. Голлидэй, как отмечено выше, не могла похвастаться большими ролями, но необходима была труппе для создания определенных образов героин на сцене.

Без участия каждой «маленькой» творческой личности не было бы успеха «первых» лиц и творческого процесса в целом. Ю. М. Лотман утверждал, что чертой любого коллектива является наличие неоднородных составляющих [26].

Дефиницию «великий» - «маленький» невозможно рассматривать в этимологическом смысле, используя формальные подходы. Наше исследование показывает, что «великий» - «маленький» -не только локальные дефиниции, но и значимые концепты, основывающиеся на учете контекстуальных семантических представлений.

Библиографический список

1. Агапитова, А. В. Летопись жизни и творчества Качалова [Электронный ресурс] / А. В. Агапитова. -Режим доступа: http://lib10.ru/russian_classic/

kachalov_vi/a_v_agapitova_letopis_jizni_i_tvorchestva_

v_i_kachalova.7041/?page=6. Проверено 15.04.2018

2. Бахтин, М. М. Проблемы поэтики Достоевского [Текст] / М. М. Бахтин. - М. : Худож. лит., 1972. -470 с.

3. Белинский, В. Г. Взгляд на русскую литературу [Текст] / В. Г. Белинский. - М. : Современник, 1988. -651 с.

4. Бердяев, Н. А. Русская идея: Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века: Судьба России [Текст] / Н. А. Бердяев. - М. : ЗАО «Сварог и К», 1997. - 540 с.

5. Бродская, Г. Ю. Сонечка Голлидэй. Жизнь и актерская судьба [Текст] / Г. Ю. Бродская. - М. : ОГИ, 2003. - 464 с.

6. Виленкин, В. Я. Качалов [Текст] /

B. Я. Виленкин. - М. : Искусство, 1975. - 233 с.

7. Владимир Высоцкий - русский кумир XX века: [Электронный ресурс] // ВЦИОМ. - М., 2000-2018. -Режим доступа: https://wciom.ru/index.php? id=236&uid=116650. Проверено 02.04.2018.

8. Город, который не случился. Село Великое: миф и судьба [Текст] // Исторический город в аспекте национальной ментальности [Текст] : научный ситком (сб. науч. трудов) / под науч. ред. Т. С. Злотниковой, Н. А. Дидковской. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2010. -

C. 7-24

9. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: Современное написание [Текст] / В. И. Даль : в 4 т. - Т. 1. А-З. - М. : ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2001. -1158 с.

10. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: Современное написание [Текст] /

В. И. Даль : в 4 т. - Т. 2. И-О. - М. : ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2001. -1280 с.

11. Демин, В. М. От русичей к россиянам [Электронный ресурс] / В. М. Демин // ЬШБОХ. - Режим доступа: https://www.libfox.ru/221263-5-valeriy-demin-ot-rusichey-k-rossiyanam.html#book. Проверено 02.04.2018.

12. Достоевский, Ф. М. Записки из подполья [Текст] / Ф. М. Достоевский - М. : Правда, 1982. -559 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Дьяконов, М. А. Кто был первый великий князь «всея Руси?» [Текст] / М. А. Дьяконов // Библиограф. - 1889. - № 1.

14. Дьяконов, М. А. Очерки общественного и государственного строя Древней Руси [Текст] / М. А. Дьяконов. - СПб. : Наука, 2005. - 383 с.

15. Ефремова, Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный [Текст] / Т. Ф. Ефремова. - М. : Рус. яз., 2000. - Т. 1. - 1209 с.

16. Злотникова, Т. С. Современный актер [Текст] / Т. С. Злотникова. - Ташкент : Узбекистан, 1982. - 32 с.

17. Злотникова, Т. С. Часть мира... театр: Очерки теории и истории театра [Текст] / Т. С. Злотникова -Ярославль : Изд-во ЯГПУ 2005. - 340 с.

18. Золотницкий, Д. И. Мейерхольд. Роман с советской властью [Текст] / Д. И. Золотницкий. - М. : Аграф, 1999. - 384 с.

19. Ключевский, В. О. Краткое пособие по русской истории [Текст] / В. О. Ключевский. - М. : Про-гресс-Пангея, 1992. - 208 с.

20. Ключевский, В. О. Курс русской истории. Часть II [Текст] / В. О. Ключевский. - М. : Синодальная Типография, 1906.

21. Ключевский, В. О. Курс русской истории. Часть IV [Текст] / В. О. Ключевский. - М. : Товарищество типографии А. И. Мамонтова, 1910.

22. Кузнецов, С. А. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс] / С. А. Кузнецов. - Режим доступа: http://slovariki.org/tolkovyj-slovar-kuznecova/5186. Проверено 21.03.2018.

23. Кузнецов, С. А. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс] / С. А. Кузнецов. - Режим доступа: http://slovariki.org/tolkovyj-slovar-kuznecova/2684. Проверено 21.03.2018.

24. Кузьмин, Ю. А. Российская императорская фамилия. 1797-1917 / Ю. А. Кузьмин. - СПб. : Дмитрий Буланин, 2011. 438 с.

25. Кучкин, В. А. Договорные грамоты московских князей XIV в. Внешнеполитические договоры [Текст] / В. А. Кучкин. - М. : Древлехранилище, 2003. - 367 с.

26. Лотман, Ю. М. Семиосфера [Текст] / Ю. М. Лотман. - СПб. : Искусство-СПб, 2000. - 703 с.

27. Мейерхольд, В. Э. Наследие. 1. Автобиографические материалы. Документы 1896-1903 [Текст] / В. Э. Мейерхольд / сост. О. М. Фельдман. - М. : ОГИ, 1998. - 744 с.

28. Народные артисты СССР [Электронный ресурс] // Культура. РФ. М., 2013-2018. - Режим доступа: https://www.culture.ru/materials/132683/narodnye-artisty-sssr. Проверено 21.03.2018.

29. Обнорская, Н. Н. Великие люди Великого. Историю села пришлось собирать по крупицам [Электронный ресурс] / Н. Н. Обнорская // Аргументы и факты. - 2017. - 22 февраля. - Режим доступа: http ://www.yar. aif. ru/culture/persona/velikie_lyudi_veliko go_istoriyu_sela_prishlos_sobirat_po_krupicam. Проверено 21.03.2018.

30. Овчинников, В. На смерть Сталина [Электронный ресурс] / В. Овчинников. - Режим доступа: http://www.proza.ru/2018/03/05/685. Проверено 02.04.2018.

31. Овчинников, В. Сталин вышел на первое место в списке самых великих людей человечества [Электронный ресурс] / В. Овчинников // Завтра. -2017. - 19 февраля. - Режим доступа: http://zavtra.ru/blogs/stalin_vishel_na_pervoe_mesto_v_s piske_samih_velikih_lyudej_chelovechestva. Проверено 02.04.2018.

32. Ожегов, С. И., Шведова, Н. Ю. Словарь русского языка: Ок. 53 000 слов [Текст] / С. И. Ожегов. -М. : ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»: ООО «Издательство «Мир и образование», 2004. - 896 с.

33. Ожегов, С. И. Шведова, Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений [Текст] / С. И. Ожегов / Российская академия наук. Институт русского языка им.

B. В. Вирадова. - 4-е изд., дополненное. - М. : Азбуковник, 1999. - 944 с.

34. Село Великое [Электронный ресурс] // Село Великое. - Режим доступа: http://selo-velikoe.ru/. Проверено 21.03.2018.

35. Словарь антонимов русского языка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://az. lib.ru/k/kachalow_w_i/text_0050. shtml. Проверено 21.03.2018.

36. Соловьев, С. М. История отношений между русскими князьями Рюрикова дома [Текст] /

C. М. Соловьева. - М. : 1847. - 696 с.

37. Толковый словарь русского языка : в 4 т. [Текст] / сост. В. В. Виноградов, Г. О. Винокур, Б. А. Ларин и др. ; под ред. Д. Н. Ушакова. - М. : Русские словари, 1994. - Т. 1. - 844 с.

38. Толковый словарь русского языка: в 4 т. [Текст] / сост. В. В. Виноградов, Г. О. Винокур, Б. А. Ларин и др. ; под ред. Д. Н. Ушакова. - М. : Русские словари, 1994. - Т. 2. - 523 с.

39. Цветаева, М. И. Повесть о Сонечке [Текст] / М. И. Цветаева. - Новосибирск : КН. Изд-во, 1991. -270 с.

40. Цветаева, М. И. Смерть Стаховича [Текст] / М. И. Цветаева. - Режим доступа: http://tsvetaeva.lit-info. ru/tsvetaeva/proza/smert-stahovicha. htm. Проверено 21.03.2018.

41. Штольба, И. В. Село Великое как зеркало российской истории [Текст] / И. В. Штольба // Городские новости. - 2017. - 22 февраля. Проверено 02.04.2018.

42. Эйзенштейн о Мейерхольде, 1919-1948 [Текст] / сост. В. В. Забродина. - М. : Новое издательство, 2005. - 352 с.

43. Deutscher I. Stalin. A political biography. - New York : Oxford University press, 1966.

44. Moynahan B. The Russian century. A history of the last 100 years. - New York : Randon House, 1994.

45. The new encyclopedia Britanica / Peter B. Norton, Joseph J. Esposito. - Chigago : Encyclopedia Britanica, Inc. 1994. - Volume 28.

Bibliograficheskij spisok

1. Agapitova, A. V Letopis' zhizni i tvorchestva Kachalova [Jelektronnyj resurs] / A. V Agapitova. -Rezhim dostupa: http://lib10.ru/russian_classic/ kacha-

lov_vi/a_v_agapitova_letopis_jizni_i_tvorchestva_v_i_k

achalova.7041/?page=6. Provereno 15.04.2018

2. Bahtin, M. M. Problemy pojetiki Dostoevskogo [Tekst] / M. M. Bahtin. - M. : Hudozh. lit., 1972. - 470 s.

3. Belinskij, V. G. Vzgljad na russkuju literaturu [Tekst] / V. G. Belinskij. - M. : Sovremennik, 1988. -651 s.

4. Berdjaev, N. A. Russkaja ideja: Osnovnye problemy russkoj mysli XIX veka i nachala XX veka: Sud'ba Rossii [Tekst] / N. A. Berdjaev. - M. : ZAO «Svarog i K», 1997. - 540 s.

5. Brodskaja, G. Ju. Sonechka Gollidjej. Zhizn' i ak-terskaja sud'ba [Tekst] / G. Ju. Brodskaja. - M. : OGI, 2003. - 464 s.

6. Vilenkin, V. Ja. Kachalov [Tekst] / V Ja. Vilen-kin. - M. : Iskusstvo, 1975. - 233 s.

7. Vladimir Vysockij - russkij kumir XX veka: [Jelektronnyj resurs] // VCIOM. - M., 2000-2018. - Rezhim dostupa: https://wciom.ru/index.php? id=236&uid=116650. Provereno 02.04.2018.

8. Gorod, kotoryj ne sluchilsja. Selo Velikoe: mif i sud'ba [Tekst] // Istoricheskij gorod v aspekte nacional'noj mental'nosti [Tekst] : nauchnyj sitkom (sb. nauch. tru-dov) / pod nauch. red. T. S. Zlotnikovoj, N. A. Didkovskoj. - Jaroslavl' : Izd-vo JaGPU, 2010. -S. 7-24

9. Dal', V I. Tolkovyj slovar' zhivogo velikorusskogo jazyka: Sovremennoe napisanie [Tekst] / V I. Dal' : v 4 t. - T. 1. A-Z. - M. : OOO «Izdatel'stvo AST»: OOO «Iz-datel'stvo Astrel'», 2001. - 1158 s.

10. Dal', V. I. Tolkovyj slovar' zhivogo velikorusskogo jazyka: Sovremennoe napisanie [Tekst] / V. I. Dal' : v 4 t. - T. 2. I-O. - M. : OOO «Izdatel'stvo AST»: OOO «Izdatel'stvo Astrel'», 2001. - 1280 s.

11. Demin, V. M. Ot rusichej k rossijanam [Jelektronnyj resurs] / V. M. Demin // LIBFOX. - Rezhim dostupa: https://www.libfox.ru/221263-5-valeriy-demin-ot-rusichey-k-rossiyanam.html#book. Provereno 02.04.2018.

12. Dostoevskij, F. M. Zapiski iz podpol'ja [Tekst] / F. M. Dostoevskij - M. : Pravda, 1982. - 559 s.

13. D'jakonov, M. A. Kto byl pervyj velikij knjaz' «vseja Rusi?» [Tekst] / M. A. D'jakonov // Bibliograf. -1889. - № 1.

14. D'jakonov, M. A. Ocherki obshhestvennogo i gosudarstvennogo stroja Drevnej Rusi [Tekst] / M. A. D'jakonov. - SPb. : Nauka, 2005. - 383 s.

15. Efremova, T. F. Novyj slovar' russkogo jazyka. Tolkovo-slovoobrazovatel'nyj [Tekst] / T. F. Efremova. -M. : Rus. jaz., 2000. - T. 1. - 1209 s.

16. Zlotnikova, T. S. Sovremennyj akter [Tekst] / T. S. Zlotnikova. - Tashkent : Uzbekistan, 1982. - 32 s.

17. Zlotnikova, T. S. Chast' mira, teatr: Ocherki te-orii i istorii teatra [Tekst] / T. S. Zlotnikova - Jaroslavl' : Izd-vo JaGPU, 2005. - 340 s.

18. Zolotnickij, D. I. Mejerhol'd. Roman s sovetskoj vlast'ju [Tekst] / D. I. Zolotnickij. - M. : Agraf, 1999. -384 s.

19. Kljuchevskij, V. O. Kratkoe posobie po russkoj istorii [Tekst] / V. O. Kljuchevskij. - M. : Progress-Pangeja, 1992. - 208 s.

20. Kljuchevskij, V. O. Kurs russkoj istorii. Chast' II [Tekst] / V O. Kljuchevskij. - M. : Sinodal'naja Tipografi-ja, 1906.

21. Kljuchevskij, V. O. Kurs russkoj istorii. Chast' IV [Tekst] / V O. Kljuchevskij. - M. : Tovarishhestvo tipo-grafii A. I. Mamontova, 1910.

22. Kuznecov, S. A. Tolkovyj slovar' russkogo jazyka [Jelektronnyj resurs] / S. A. Kuznecov. - Rezhim dostupa: http ://slovariki.org/tolkovyj -slovar-kuznecova/5186. Provereno 21.03.2018.

23. Kuznecov, S. A. Tolkovyj slovar' russkogo jazyka [Jelektronnyj resurs] / S. A. Kuznecov. - Rezhim dostupa: http://slovariki.org/tolkovyj-slovar-kuznecova/2684. Provereno 21.03.2018.

24. Kuz'min, Ju. A. Rossijskaja imperatorskaja familija. 1797-1917 / Ju. A. Kuz'min. - SPb. : Dmitrij Bulanin, 2011. 438 s.

25. Kuchkin, V A. Dogovornye gramoty moskovskih knjazej XIV v. Vneshnepoliticheskie dogovory [Tekst] / V. A. Kuchkin. - M. : Drevlehranilishhe, 2003. - 367 s.

26. Lotman, Ju. M. Semiosfera [Tekst] / Ju. M. Lotman. - SPb. : Iskusstvo-SPb, 2000. - 703 s.

27. Mejerhol'd, V. Je. Nasledie. 1. Avtobiografiches-kie materialy. Dokumenty 1896-1903 [Tekst] / V. Je. Mejerhol'd / sost. O. M. Fel'dman. - M. : OGI, 1998. -744 s.

28. Narodnye artisty SSSR [Jelektronnyj resurs] // Kul'tura. RF. M., 2013-2018. - Rezhim dostupa: https ://www. culture.ru/materials/132683/narodnye -artisty-sssr. Provereno 21.03.2018.

29. Obnorskaja, N. N. Velikie ljudi Velikogo. Istoriju sela prishlos' sobirat' po krupicam [Jelektronnyj resurs] / N. N. Obnorskaja // Argumenty i fakty. - 2017. - 22 fevralja. - Rezhim dostupa: http ://www.yar. aif. ru/culture/persona/velikie_lyudi_veliko go_istoriyu_sela_prishlos_sobirat_po_krupicam. Provereno 21.03.2018.

30. Ovchinnikov, V Na smert' Stalina [Jelektronnyj resurs] / V Ovchinnikov. - Rezhim dostupa: http://www.proza.ru/2018/03/05/685. Provereno 02.04.2018.

31. Ovchinnikov, V. Stalin vyshel na pervoe mesto v spiske samyh velikih ljudej chelovechestva [Jelektronnyj resurs] / V. Ovchinnikov // Zavtra. - 2017. - 19 fevralja. -Rezhim dostupa: http://zavtra.ru/blogs/stalin_vishel _na_pervoe_mesto_v_spiske_samih_velikih_lyudej_chelo vechestva. Provereno 02.04.2018.

32. Ozhegov, S. I., Shvedova, N. Ju. Slovar' russkogo jazyka: Ok. 53 000 slov [Tekst] / S. I. Ozhegov. - M. : OOO «Izdatel'skij dom «ONIKS 21 vek»: OOO «Iz-datel'stvo «Mir i obrazovanie», 2004. - 896 s.

33. Ozhegov, S. I. Shvedova, N. Ju. Tolkovyj slovar' russkogo jazyka: 80 000 slov i frazeologicheskih vyra-zhenij [Tekst] / S. I. Ozhegov / Rossijskaja akademija nauk. Institut russkogo jazyka im. V V Viradova. - 4-e izd., dopolnennoe. - M. : Azbukovnik, 1999. - 944 s.

34. Selo Velikoe [Jelektronnyj resurs] // Selo Ve-likoe. - Rezhim dostupa: http://selo-velikoe.ru/. Provereno 21.03.2018.

35. Slovar' antonimov russkogo jazyka [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://az.lib.ru/kZkachalow_w_i/ text_0050.shtml. Provereno 21.03.2018.

36. Solov'ev, S. M. Istorija otnoshenij mezhdu russ-kimi knjaz'jami Rjurikova doma [Tekst] / S. M. Solov'eva. - M. : 1847. - 696 s.

37. Tolkovyj slovar' russkogo jazyka : v 4 t. [Tekst] / sost. V. V Vinogradov, G. O. Vinokur, B. A. Larin i dr. ; pod red. D. N. Ushakova. - M. : Russkie slovari, 1994. -T. 1. - 844 s.

38. Tolkovyj slovar' russkogo jazyka: v 4 t. [Tekst] / sost. V. V Vinogradov, G. O. Vinokur, B. A. Larin i dr. ; pod red. D. N. Ushakova. - M. : Russkie slovari, 1994. -T. 2. - 523 s.

39. Cvetaeva, M. I. Povest' o Sonechke [Tekst] / M. I. Cvetaeva. - Novosibirsk : KN. Izd-vo, 1991. -270 s.

40. Cvetaeva, M. I. Smert' Stahovicha [Tekst] / M. I. Cvetaeva. - Rezhim dostupa: http://tsvetaeva.lit-info.ru/tsvetaeva/proza/smert-stahovicha.htm. Provereno 21.03.2018.

41. Shtol'ba, I. V Selo Velikoe kak zerkalo rossijskoj istorii [Tekst] / I. V Shtol'ba // Gorodskie novosti. -2017. - 22 fevralja. Provereno 02.04.2018.

42. Jejzenshtejn o Mejerhol'de, 1919-1948 [Tekst] / sost. V. V Zabrodina. - M. : Novoe izdatel'stvo, 2005. -352 s.

43. Deutscher I. Stalin. A political biography. - New York : Oxford University press, 1966.

44. Moynahan B. The Russian century. A history of the last 100 years. - New York : Randon House, 1994.

45. The new encyclopedia Britanica / Peter B. Norton, Joseph J. Esposito. - Chigago : Encyclopedia Britanica, Inc. 1994. - Volume 28.

Reference List

1. Agapitova A. V Chronicle of Kachalov's life and creativity [An electronic resource] / A. V. Agapitova. -Access mode: http://lib10.ru/russian_classic/ kacha-lov_vi/a_v_agapitova__letopis_jizni_i_tvorchestva_v_i_k achalova.7041/?page=6. It is checked 15.04.2018

2. Bakhtin M. M. Poetics problems of Dostoevsky / M. M. Bakhtin. - M. : Khudozhestvennaya Literatura, 1972. - 470 p.

3. Belinsky V. G. View on the Russian literature / V. G. Belinsky. - M. : Sovremennik, 1988. - 651 p.

4. Berdyaev N. A. Russian idea: Main problems of the Russian thought of the 19th century and beginning of the 20th century: Fate of Russia / N. A. Berdyaev. - M. : ZAO «Svarog i K», 1997. - 540 p.

5. Brodskaya G. Yu. Sonechka Gollidey. Life and actor's destiny / G. Yu. Brodskaya. - M. : OGI, 2003. -464 p.

6. Vilenkin V Ya. Kachalov / V. Ya. Vilenkin. - M. : Iskusstvo, 1975. - 233 p.

7. Vladimir Vysotsky is the Russian idol of the 20th century: [Electronic resource] // VTsIOM. - M., 20002018. - Access mode: https://wciom.ru/index.php? id=236&uid=116650. It is checked 04.02.2018.

8. The city which hasn't happened. Settlement Ve-likoe: the myth and destiny // the Historical city in aspect of national mentality : scientific sitcom (collection of scientific works) / under scientific editorship of T. S. Zlotnikova, N. A. Didkovskaya. - Yaroslavl : YSPU Publishing House, 2010. - P. 7-24

9. Dahl V. I. Explanatory dictionary of living great Russian language: Modern writing / V I. Dahl: in 4 v. -V. 1. A-Z. - M. : OOO «Izdatelstvo AST»: OOO «Iz-datelstvo Astrel», 2001. - 1158 p.

10. Dahl V. I. Explanatory dictionary of living great Russian language: Modern writing / V I. Dahl: in 4 v. -V. 2. I-O. - M. : OOO «Izdatelstvo AST»: OOO «Iz-datelstvo Astrel», 2001. - 1280 p.

11. Demin V. M. From Rusiches to Russians [An electronic resource] / V. M. Demin // LIBFOX. - Access mode: https://www.libfox.ru/221263-5-valeriy-demin-ot-rusichey-k-rossiyanam.html#book. It is checked 02.04.2018.

12. Dostoevsky F. M. Notes from underground / F. M. Dostoevsky - M. : Pravda, 1982. - 559 p.

13. Diyakonov M. A. Who was the first Grand Duke «vseya Rus?» / M. A. Dyakonov // Bibliograf. - 1889. -№ 1.

14. Diyakonov M. A. Essays of the social and political system of Ancient Russia / M. A. Dyakonov. - SPb. : Nauka, 2005. - 383 p.

15. Efremova T. F. New dictionary of Russian. Sensible and word-formation / T. F. Efremova. - M. : Russky Yazyk, 2000. - V 1. - 1209 p.

16. Zlotnikova T. S. Modern actor / T. S. Zlotnikova. - Tashkent: Uzbekistan, 1982. - 32 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Zlotnikova T. S. Part of the world ... theater: Essaya of the theory and theater history / T. S. Zlotnikova -

Yaroslavl : YSPU Publishing House, 2005. - 340 p.

18. Zolotnitsky D. I. Meyerhold. The novel with the Soviet power / D. I. Zolotnitsky. - M. : Agraf, 1999. -384 p.

19. Klyuchevsky V O. Brief guide to the Russian history / V O. Klyuchevsky. - M. : Progress-Pangeya, 1992. - 208 p.

20. Klyuchevsky V O. Course of the Russian history. Part II / V O. Klyuchevsky. - M. : Synod Printing Hhouse, 1906.

21. Klyuchevsky V O. Course of the Russian history. Part IV / V. O. Klyuchevsky. - M. : Association of Printing House of A. I. Mamontov, 1910.

22. Kuznetsov S. A. Explanatory dictionary of Russian [An electronic resource] / S. A. Kuznetsov. - Access mode: http://slovariki.org/tolkovyj -slovar-kuznecova/5186. It is checked 21.03.2018.

23. Kuznetsov S. A. Explanatory dictionary of Russian [An electronic resource] / S. A. Kuznetsov. - Access mode: http://slovariki.org/tolkovyj-slovar-kuznecova/2684. It is checked 21.03.2018.

24. Kuzmin Yu. A. Russian imperial surname. 17971917 / Yu. A. Kuzmin. - SPb. : Dmitry Bulanin, 2011. 438 p.

25. Kuchkin VA. Contractual diplomas of the Moscow princes of the 14th century. Foreign policy contracts / V. A. Kuchkin. - M. : Drevlekhranilishche, 2003. - 367 p.

26. Lotman Yu. M. Semioshere / Yu. M. Lotman. -SPb. : Iskusstvo-SPb, 2000. - 703 p.

27. Meyerhold V. E. Heritage. 1. Autobiographical materials. Documents 1896-1903 / V E. Meyerhold / author O. M. Feldman. - M. : OGI, 1998. - 744 p.

28. People's artists of the USSR [An electronic resource] // Culture. Russian Federation. M, 2013-2018. -Access mode: https://www.culture.ru/materials/132683/narodnye-artisty-sssr. It is checked 21.03.2018.

29. Obnorskaya N. N. Great people Great. N. N. Obnorskaya // Arguments and the facts was necessary to collect history of the village on particles [An electronic resource]/. - 2017. - February 22. - Access mode: http://www.yar.aif.ru/culture/persona/velikie_lyudi_veliko go_istoriyu_sela_prishlos_sobirat_po_krupicam. It is checked 21.03.2018.

30. Ovchinnikov V. On the death of Stalin [An electronic resource] / V. Ovchinnikov. - Access mode: http://www.proza.ru/2018/03/05/685. It is checked 02.04.2018.

31. Ovchinnikov V Stalin has come out on top in the list of the greatest people of mankind [An electronic resource] / V. Ovchinnikov // Tomorrow. - 2017. - February

19. - Access mode: http://zavtra.ru/blogs/stalin_vishel_ na_pervoe_mesto_v_spiske_samih_velikih_lyudej_chelov echestva. It is checked 02.04.2018.

32. Ozhegov S. I., Shvedova N. Yu. Dictionary of Russian: Apprx. 53 000 words / S. I. Ozhegov. - M. : OOO «ONIKS 21 vek»Publishing House: OOO «Mir i obrazovanie»Publishing House, 2004. - 896 р.

33. Ozhegov S. I., Shvedova N. Yu. Explanatory dictionary of Russian: 80 000 words and phraseological expressions / S. I. Ozhegov / the Russian Academy of Sciences. Institute of Russian named after V. V Vinogradov. - 4 edition, added. - M. : Azbukovnik, 1999. - 944 р.

34. Settlement Velikoe [Electronic resource] // Settlement Velikoe. - Access mode: http://selo-velikoe.ru/. It is checked 21.03.2018.

35. Dictionary of Russian antonyms [An electronic resource]. - Access mode: http://az.lib.ru/k/kachalow_w_i/text_0050.shtml. It is checked 21.03.2018.

36. Soloviov S. M. History of the relations between the Russian princes of Ryurikov's house / S. M. Soloviov. - M. : 1847. - 696 р.

37. Explanatory dictionary of Russian: in 4 v. / author V V. Vinogradov, G. O. Vinokur, B. A. Larin, etc.; under the editorship of D. N. Ushakov. - M. : Russkie Slovari, 1994. - V. 1. - 844 р.

38. Explanatory dictionary of Russian: in 4 v. / author V V. Vinogradov, G. O. Vinokur, B. A. Larin, etc.; under the editorship of D. N. Ushakov. - M. : Russkie Slovari, 1994. - V. 2. - 523 р.

39. Tsvetaeva M. I. The story about Sonechke / M. I. Tsvetaev. - Novosibirsk : KN. Publishing House, 1991. - 270 р.

40. Tsvetaeva M. I. Death of Stakhovich / M. I. Tsvetaeva. - Access mode: http://tsvetaeva.lit-info.ru/tsvetaeva/proza/smert-stahovicha.htm. It is checked 21.03.2018.

41. Shtolba I. V Settlement Velikoe as mirror of the Russian history /I. V Shtolba // Gorodskie novosti. -2017. - February 22. It is checked 02.04.2018.

42. Eisenstein about Meyerhold 1919-1948 / author V. V Zabrodina. - M. : Novoe Izdatelstvo, 2005. - 352 р.

43. Deutscher I. Stalin. A political biography. - New York : Oxford University press, 1966.

44. Moynahan B. The Russian century. A history of the last 100 years. - New York : Randon House, 1994.

45. The new encyclopedia Britanica / Peter B. Norton, Joseph J. Esposito. - Chigago : Encyclopedia Britanica, Inc. 1994. - Volume 28.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.