Научная статья на тему 'Дефиниции, характеризующие локальные продовольственные рынки'

Дефиниции, характеризующие локальные продовольственные рынки Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
684
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОКАЛЬНЫЙ РЫНОК / ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ РЫНОК / ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / LOCAL MARKET / FOOD MARKET / TERMINOLOGICAL ANALYSIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Черкасов Василий Александрович

Целью исследования является выявление дефиниций, характеризующих локальные продовольственные рынки. Основу исследования составляет анализ работ отечественных ученых, изучавших развитие локальных рынков за последние годы, а также авторские наблюдения за социально-экономическим развитием территорий. В ходе исследования использовался диалектический метод познания, предопределяющий изучение экономических явлений в их постоянном развитии и взаимосвязи. По результатам исследования проведена систематизация научных подходов к определению локального рынка и выделены следующие характерные черты для определений локального рынка различными исследователями. 1. Территориальная принадлежность локального рынка. 2. Локальный рынок как часть глобальной системы. 3. Локальный рынок как система экономических отношений между хозяйствующими субъектами. 4. Наличие схожих экономических и стратегических интересов у хозяйствующих субъектов. 5. Специфические черты, возникающие в исследованиях ученых локальных рынков по различным товарам и услугам. Изученные научные подходы используют различный набор характерных черт локального рынка для анализа развития экономических отношений, действующих на определенной территории. На основе исследования признаков локального продовольственного рынка был сделан вывод о том, что исследователи в работах, затрагивающих локальные рынки, не учитывали силу саморазвития локального рынка. Дано авторское определение локального продовольственного рынка. Локальный продовольственный рынок часть регионального рынка продовольствия на определенной территории, где производится или перерабатывается продовольственный товар или группа продовольственных товаров, реализация которых приходится, в том числе и на потребителей, расположенных на данной территории; раскрытие потенциала силы саморазвития, которая имеет высокую социальную значимость, что соответствует необходимости развития смежных отраслей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEFINITIONS CHARACTERIZING LOCAL FOOD MARKETS

Research objective is the identification of definitions, characterizing local food markets. The analysis of works of domestic scientists studying development of local markets in recent years, and also author's supervision over social and economic development of territories is the basis of research. During research author used the dialectic method of knowledge predetermining studying of economic events in their continuous development and interrelation. By results of research author carried out systematization of scientific approaches to definition of the local market and marked out following characteristic features for definitions of the local market by various researchers. 1. Territorial accessory of the local market. 2. Local market as part of global system. 3. Local market as system of economic relations between economic entities. 4. Existence of similar economic and strategic interests at economic entities. 5. The peculiar features arising in researches of scientific local markets on various goods and services. The studied scientific approaches use various set of characteristic features of the local market for the analysis of development of economic relations operating in a certain territory. On the basis of research of signs of the local food market author drew the conclusion that researchers in the works affecting local markets didn't consider force of self-development of the local market. Author gave definition of the local food market. The local food market is a part of the regional market of the food in a certain territory where there is a foodstuff or group of foodstuff which realization is necessary for consumers located in this territory; disclosure of potential of which force of self-development has the high social importance that corresponds to need of development of allied industries.

Текст научной работы на тему «Дефиниции, характеризующие локальные продовольственные рынки»

ДЕФИНИЦИИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ЛОКАЛЬНЫЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЕ РЫНКИ

ЧЕРКАСОВ ВАСИЛИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: chvas@inbox.ru

Целью исследования является выявление дефиниций, характеризующих локальные продовольственные рынки. Основу исследования составляет анализ работ отечественных ученых, изучавших развитие локальных рынков за последние годы, а также авторские наблюдения за социально-экономическим развитием территорий. В ходе исследования использовался диалектический метод познания, предопределяющий изучение экономических явлений в их постоянном развитии и взаимосвязи.

По результатам исследования проведена систематизация научных подходов к определению локального рынка и выделены следующие характерные черты для определений локального рынка различными исследователями.

1. Территориальная принадлежность локального рынка.

2. Локальный рынок как часть глобальной системы.

3. Локальный рынок как система экономических отношений между хозяйствующими субъектами.

4. Наличие схожих экономических и стратегических интересов у хозяйствующих субъектов.

5. Специфические черты, возникающие в исследованиях ученых локальных рынков по различным товарам и услугам.

Изученные научные подходы используют различный набор характерных черт локального рынка для анализа развития экономических отношений, действующих на определенной территории.

На основе исследования признаков локального продовольственного рынка был сделан вывод о том, что исследователи в работах, затрагивающих локальные рынки, не учитывали силу саморазвития локального рынка.

Дано авторское определение локального продовольственного рынка.

Локальный продовольственный рынок - часть регионального рынка продовольствия на определенной территории, где производится или перерабатывается продовольственный товар или группа продовольственных товаров, реализация которых приходится, в том числе и на потребителей, расположенных на данной территории; раскрытие потенциала силы саморазвития, которая имеет высокую социальную значимость, что соответствует необходимости развития смежных отраслей.

Ключевые слова: локальный рынок, продовольственный рынок, терминологический анализ.

В настоящее время в России имеется необходимость в разработке организационно-методического инструментария развития локального продовольственного рынка, для чего, в свою очередь, требуется рассмотреть дефиниции, характеризующие локальные продовольственные рынки. Прежде всего, необходимо обратить внимание на понятие рынка, признаки рынка и его функции.

В зависимости от целей исследования, существуют различные подходы к классификации рынков.

Одним из классификационных признаков, который выделяют большинство исследователей, является территориальный. В данной классификации рынки делят на местный, региональный, национальный, мировой.

Частью регионального рынка является локальный рынок, исследование которого мы проводим. Остановимся на рассмотрении понятия локального рынка более подробно.

Большинство ученых, касающихся в своих работах термина «локальный рынок», не дают ему четкого определения, поэтому требуется конкретизация формулировки данного понятия.

Определение локальных рынков раскрывает специфику географического положения региона, его экономическую специализацию, исторические традиции производства и потребления продуктов.

Помимо характерных для региональных рынков признаков, локальные рынки могут отличаться по таким признакам, как структура рынка по действующим на нем агентам, наличие ограниче-

ний по входу на рынок, малая звенность канала распределения.

Товарная специализация рынка позволяет дать более точную оценку локальному рынку, разделяя рынок по видам товаров и услуг, товары потребительского и производственного назначений.

На локальном рынке выделяют таких агентов, как региональные производители реализуемой продукции, внутренние (предприятия по переработке продукции и население региона) и внешние (предприятия по переработке и распространению продукции в других регионах) потребители продукции.

Каждому локальному рынку присущи специфические способы и формы торговли, на формирование которых оказывают влияние объемы предложения и платежеспособного спроса.

К основным факторам, влияющим на формирование и развитие локального рынка, относятся: социально-экономическое положение региона, производственная специализация региона, межхозяйственные связи, традиции производства и потребления, емкость рынка, разница издержек производства с аналогичным в других регионах.

Рассматривая границы локального рынка, следует обратиться к А. Н. Демьяненко, по которому они отличаются динамизмом, и поэтому границы экономических районов четко определить нельзя [1].

Исходя из признаков локального рынка и факторов, влияющих на формирование локального рынка, Е. В. Саталкина определяет рынок как часть регионального рынка, в пределах которого осуществляется реализация конкретного товара или товаров одной товарной группы, связанных между собой определенными признаками; производящихся на территории конкретного региона и отражающих его геополитическое положение, хозяйственную специализацию; характеризующихся максимальной приближенностью производителя к потребителю [2].

Эффективность функционирования локальных рынков определяется балансом спроса предложения, инфраструктурой, наличием ограничений на вход в рынок.

Данное Е. В. Саталкиной определение локального рынка построено на общих признаках. Разделение локальных рынков по товарной специализации требует построения нового определения для конкретного локального рынка, учитывающего свойства предлагаемых на рынки товаров.

После рассмотрения понятия локального рынка переходим к изучению локального продовольственного рынка. Начнем с рассмотрения продовольственного рынка.

Основным товаром на продовольственном рынке выступают продукты питания и сырье, необходимое для их производства.

В анализе локального продовольственного рынка З. М. Ильина обосновывает приоритетность продуктового подхода: на основе развития собственного производства таких продуктов питания, как зерно, картофель, овощи, плоды и ягоды, масло растительное, сахар, молоко, мясо, яйца и продуктов их переработки возможно обеспечение доступа населения к ним [3].

Рассматривая продовольственный рынок необходимо учитывать, что ряд продуктов питания имеет небольшой срок хранения, и в связи с этим требуются особые условия для хранения транспортировки этих продуктов. Поэтому локальные продовольственные рынки ориентированы, главным образом, на местное население.

Локальные рынки продовольственных товаров классифицируют по методам торговли; по зоне обслуживания; по сырьевой обеспеченности; по характеру реализуемых товаров; по товарной номенклатуре; по срокам хранения.

При разделении локальных рынков по методам торговли становится возможным прогнозирование емкости, товарооборота, направлений развития рынка, выделяя розничную, мелкооптовую оптовую формы торговли.

Классификация локальных рынков по сырьевой обеспеченности означает их деление на рынки товаров, изготовленных из собственного сырья, рынки товаров, изготовленных из давальческого сырья, рынки товаров, изготовленных из смешанного сырья.

По характеру конечного потребления товаров рынки делятся на сырьевые, рынки готовой продукции, смешанные рынки. Локальные рынки сырья обеспечивают продукцией предприятия для ее дальнейшей обработки. Рынки готовой продукции обслуживают население. Существование смешанных рынков обусловлено двойственной природой реализуемых товаров, которые могут быть как потреблены населением, так и быть производственным сырьем.

По сроку хранения продуктов питания выделяют локальные рынки скоропортящейся продукции и рынки товаров длительного хранения. Короткие сроки реализации продукции требуют наличия соответствующей инфраструктуры, обслуживающей рынок, поэтому данный признак классификации рынков имеет большое значение при изучении локальных рынков.

Инфраструктура рынка имеет большое влияние на эффективность деятельности локального рынка продовольственных товаров.

V. А. СНЕЯКЛ80¥

По В. П. Федько и Н. Г. Федько рыночная инфраструктура - это «совокупность видов деятельности, обеспечивающих эффективное функционирование объектов рыночной экономики и их единство в определенном реальном рыночном пространстве» [4].

На рынке торговый обмен проходит через различные организационные формы посредничества, которые определяют направления товаропо-токов. Эффективность деятельности данного посредничества требует единого подхода к формированию инфраструктуры - создания многоуровневой инфраструктуры оптового рынка, состоящей из федерального, регионального, межрегионального и локального уровней.

По мнению Е. В. Саталкиной, рынком, в наибольшей степени отвечающим определению локального рынка продовольственных товаров, из существующих организованных рынков является оптовый продовольственный рынок. Данное высказывание она обосновывает целью организации других типов организованных рынков (распространение рекламной информации, установление деловых отношений между производителями и потребителями, розничная или штучная продажа представляемых товаров, реализация форвардных и фьючерсных контрактов), периодичностью их

Систематизация научных подход

деятельности, барьерами входа. Кроме того на бирже продукты питания практически не реализуются, так как на бирже товары стандартизированы.

Проведя исследование по подходам различных авторов к понятию локального рынка, мы пришли к выводу, что с углублением изучения дефиниции локального рынка происходит надстройка понятия локального рынка. Нами были выделены следующие характерные черты для определений локального рынка различными исследователями.

1. Территориальная принадлежность локального рынка.

2. Локальный рынок как часть глобальной системы.

3. Локальный рынок как система экономических отношений между хозяйствующими субъектами.

4. Наличие схожих экономических и стратегических интересов у хозяйствующих субъектов.

5. Специфические черты, возникающие в исследованиях ученых локальных рынков по различным товарам и услугам.

Определения локального рынка различными авторами и наличие характерных для этих определений черт сведены нами в таблицу 1.

Таблица 1

к определению локального рынка

Определение Авторы Характерные черты

Рыночный сегмент национальной экономики, выделяемый по товарному, функциональному и другим признакам Г. Шнипер, А. Новоселов [5]

Система экономических отношений, находящаяся в пределах определенного места и характеризующаяся наличием определенных границ А. Олейник [6]

Система экономических отношений, которая находится в пределах места, характеризуется наличием определенных границ, является частью глобальной системы и подчинена ей Л. Лопатников [7]

Система экономических взаимоотношений между хозяйствующими субъектами, которые объединены общими экономическими и стратегическими интересами, находятся в пределах определенной территории, характеризуются наличием определенных границ и подчинены глобальной системе В. Черных [8]

Часть регионального рынка, в пределах которого осуществляется реализация продовольственных товаров или их группы, которые производятся или перерабатываются на территории конкретного региона с учетом традиции производства и потребления и характеризуются максимальной приближенностью производителя к конечному потребителю Е. Саталкина [2]

Изучив признаки локального продовольственного рынка, следует сделать вывод, что исследователи в работах, затрагивающих локальные рынки, не учитывали силу саморазвития локального рынка.

На наш взгляд, существует внутренняя сила развития локального рынка, которая определяется взаимозависимостью основных рыночных параметров, дает направление этому развитию, раскрывая имеющийся потенциал, и изучение кото-

рой необходимо для определения векторов рыночного развития. Располагая знаниями о внутренней силе развития локального рынка, станет возможным определение силы воздействия на рыночные процессы со стороны государства, ее экономической целесообразности для нивелирования влияния внешнего рынка на локальный при выполнении национальных задач, таких как обеспечение населения необходимым количеством продуктов питания.

Под действием естественных факторов (количество населения, климатические условия, географическое расположение) в определенной местности локальный рынок может развиваться различными темпами или вообще не развиваться. Воздействие глобальной системы может оказаться как положительным, так и отрицательным на развитии локального рынка. Вследствие чего объектом изучения становятся отрицательные эффекты развития внешних рынков. Если внешние рынки более развиты, чем данный локальный рынок, следовательно, тем большее влияние внешние рынки оказывают на локальный рынок.

Преимущества развитости внешних рынков могут исходить как со стороны производства -лучшее качество товаров, меньшее количество каналов распределения, способность маневрировать объемом распределения товара, так и со стороны общего благосостояния потребителей - способность потребителей приобретать более дорогостоящий диверсифицированный товар, отказ потребителей от низкокачественной продукции из других регионов.

Рассмотрев современные подходы к понятию локального рынка и изучив признаки локального продовольственного рынка, мы предлагаем следующее определение локального продовольственного рынка.

Локальный продовольственный рынок - часть регионального рынка продовольствия на определенной территории, где производится или перерабатывается продовольственный товар или группа продовольственных товаров, реализация которых приходится в том числе и на потребителей, расположенных на данной территории; раскрытие потенциала силы саморазвития которой имеет высокую социальную значимость, что соответствует необходимости развития смежных отраслей.

Данное нами определение локального продовольственного рынка учитывает помимо рассмотренных другими исследователями признаков ло-

кального рынка саморазвитие региона, подразумевающее под собой максимальное использование имеющихся ресурсов для развития локальных рынков, формирующих специализацию регионов. Специализация регионов во многом определяет их социально-экономическое развитие, вследствие чего локальный рынок обретает социальную значимость.

Литература

1. Демьяненко А. Н. Вопросы экономического районирования в работах экономистов-аграрников // Пространственная экономика. 2008. № 4. С. 71-102.

2. Саталкина Е. В. Локальные рынки продовольственных товаров: инфраструктура и классификация // Налоги. Инвестиции. Капитал. 2007. № 5. С. 49-63.

3. Ильина З. М. Основные направления формирования рынков продовольствия и сбыта продукции. Мн.: БелНИИЭИ АПК, 1996.

4. Федько В. П., Федько Н. Г. Инфраструктура товарного рынка. Ростов н/Д: Феникс, 2000.

5. Новоселов А. С., Шнипер Г. И. Региональные проблемы рынковедения. Экономический аспект. Новосибирск: Наука, 1993.

6. Олейник А. Н. Издержки и перспективы реформ в России: институциональный подход. М.: Магистр, 1997.

7. Лопатников Л. А. Экономико-математический словарь. М.: ABF, 1996.

8. Черных В. В. К вопросу об определении понятия «местный рынок» // Российское предпринимательство. 2007. № 11. С. 154-158.

References

1. Dem'yanenko А. N. Voprosy ekonomicheskogo rajonirovaniya v rabotakh ekonomistov-agrarnikov // Pros-transtvennaya ekonomika. 2008. № 4. S. 71-102.

2. Satalkina Ye. V. Lokal'nye rynki prodovol'stven-nykh tovarov: infrastruktura i klassifikatsiya // Nalogi. Investitsii. Kapital. 2007. № 5. S. 49-63.

3. Il'ina Z. M. Osnovnye napravleniya formirovaniya rynkov prodovol'stviya i sbyta produktsii.- Mn.: BelNIIEI АРК, 1996.

4. Fed'ko V. P., Fed'ko N. G. Infrastruktura to-varnogo rynka. Rostov n/D: Feniks, 2000.

5. Novoselov А. S., Shniper G. I. Regional'nye prob-lemy rynkovedeniya. Ekonomicheskij aspekt. Novosibirsk: Nauka, 1993.

6. Olejnik А. N. Izderzhki i perspektivy reform v Rossii: institutsional'nyj podkhod. M.: Magistr, 1997.

7. Lopatnikov L. А. Ekonomiko-matematicheskij slovar'. M.: ABF, 1996.

8. Chernykh V. V. К voprosu ob opredelenii ponya-tiya «mestnyj rynok» // Rossijskoye predprinima-tel'stvo. 2007. № 11. S. 154-158.

V. A. CHERKASOV

* * *

DEFINITIONS CHARACTERIZING LOCAL FOOD MARKETS

CHERKASOV VASILY ALEKSANDROVICH Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: chvas@inbox.ru

Research objective is the identification of definitions, characterizing local food markets. The analysis of works of domestic scientists studying development of local markets in recent years, and also author's supervision over social and economic development of territories is the basis of research. During research author used the dialectic method of knowledge predetermining studying of economic events in their continuous development and interrelation. By results of research author carried out systematization of scientific approaches to definition of the local market and marked out following characteristic features for definitions of the local market by various researchers.

1. Territorial accessory of the local market.

2. Local market as part of global system.

3. Local market as system of economic relations between economic entities.

4. Existence of similar economic and strategic interests at economic entities.

5. The peculiar features arising in researches of scientific local markets on various goods and services.

The studied scientific approaches use various set of characteristic features of the local market for the analysis of development of economic relations operating in a certain territory. On the basis of research of signs of the local food market author drew the conclusion that researchers in the works affecting local markets didn't consider force of self-development of the local market. Author gave definition of the local food market.

The local food market is a part of the regional market of the food in a certain territory where there is a foodstuff or group of foodstuff which realization is necessary for consumers located in this territory; disclosure of potential of which force of self-development has the high social importance that corresponds to need of development of allied industries.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key words: local market, food market, terminological analysis.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.