Научная статья на тему 'Деэстетизация как тенденция иллюстрирования журнальных изданий'

Деэстетизация как тенденция иллюстрирования журнальных изданий Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1028
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖУРНАЛЫ / ДЕЭСТЕТИЗАЦИЯ / ИЛЛЮСТРИРОВАНИЕ / ВИЗУАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Зверева Екатерина Анатольевна

Деэстетизация иллюстрирования журналов рассматривается в системе категорий классической эстетики «прекрасное/безобразное» и в контексте визуальной коммуникации, кодирующей контент под получателя информации. Среди проявлений деэстетизации в парадигме концептуального искусства в работе исследуются синергетическая нелинейность и открытость системы, выход за пределы глянцевого формата, нивелирование типичного журнального рекламирования, намеренная неэстетичность изображения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Деэстетизация как тенденция иллюстрирования журнальных изданий»

УДК 070

Е. А. Зверева

Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, Тамбов

ДЕЭСТЕТИЗАЦИЯ КАК ТЕНДЕНЦИЯ ИЛЛЮСТРИРОВАНИЯ ЖУРНАЛЬНЫХ ИЗДАНИЙ

Деэстетизация иллюстрирования журналов рассматривается в системе категорий классической эстетики «прекрасное/безобразное» и в контексте визуальной коммуникации, кодирующей контент под получателя информации. Среди проявлений деэстетизации в парадигме концептуального искусства в работе исследуются синергетическая нелинейность и открытость системы, выход за пределы глянцевого формата, нивелирование типичного журнального рекламирования, намеренная неэстетичность изображения.

Ключевые слова: журналы, деэстетизация, иллюстрирование, визуализация.

Введение

Существенно возросшая роль визуализации контента изданий объясняется характером современного медиапотребления: в глобальном пространстве информации надо найти визуальные акценты для привлечения и удержания лояльной аудитории. Несомненная актуальность изучения визуализации, как метода предоставления информации с помощью изображений, сделала ее предметом многочисленных исследований в сфере журналистики. За последние пять лет появилось несколько значительных работ, однако, для проведения данного исследования наиболее релевантными стали труды В. В. Волковой [4], Е. В. Мартыновой и Л. М. Туевой [10], А. Л. Свитич [17], С. И. Симаковой [18], С. Р. Сулеймановой [19], Г. Р. Сафиуллиной и А. И. Шакирова [23], А. В. Цветковой [22], В. Э. Шевченко [24], [25].

Современный журнал в визуальной форме преподносит потребителю общепризнанную версию стиля жизни, картину мира и взаимоотношений в нем. Ключевым средством визуализации является иллюстрирование, которое формирует облик издания и позволяет «маркировать» целевую аудиторию: грамотно поданная иллюстрация позволяет одновременно увеличить информационный поток и адаптировать его под медиапотребителя. Иллюстративная часть журнала становится своеобразным визуальным кодом, выстраивающим «систему символических ценностей: эстетических, моральных, социальных, гендерных и других» [2. С. 170].

1. Деэстетизация в системе категорий классической эстетики «прекрасное/безобразное»

Дизайн - это разновидность эстетической деятельности, использующая для осмысления и формирования своих объектов категории эстетических отношений, в том числе, отношения искусства к действительности - прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое, безобразное, низменное. Для изучения явления деэстетизации необходимо из всего аппарата анализа эстетики искусства сфокусироваться на категориях, выражающих эстетическую ценность - «прекрасное» и «безобразное». Категория безобразного содержит оценку явлений действительности как уродливых, противоположных представлениям о прекрасном [27. С. 28].

Безобразное - это лишенное порядка и содержания, это хаотичный распад формы. Безобразное противоречит античным идеалам гармонии, а потому в классической эстетике сближается с понятиями зла, хаоса и небытия, в средневековой философии становится формой проявления греховности. Классическая ясность пошатнулась в середине XIX века после выхода книги К. Ро-зенкранца «Эстетика безобразного», в которой философ подчеркивает внутреннюю связь между прекрасным и безобразным как теневой стороне, «отрицательности» прекрасного [26. С. 39] и приводит свою классификацию безобразного: отсутствие формы, асимметрия, дисгармония, неточное и неправильное, деформация, ординарное, отвратительное.

В середине XX века свои размышления о категории безобразного Т. Адорно помещает в контекст не только эстетики прекрасного, но и современной ему техники [1. С. 71]. По мнению философа, со второй половины XIX века и особенно в XX веке, безобразное переходит в новое эстетическое качество и его значение увеличивается, что связано с изменениями в «опустошенном тех-

никой мире» [1. С. 73]. Таким образом, насилие над природой, зависимость от техники - главные причины торжества безобразного в XX веке, отразившиеся в деэстетических образах авангардного искусства - мусоре, безумии, абсурде, уродстве, страхе. Если добавить воплощения безобразного в массовой культуре второй половины XX века - насилие, садизм, жестокость, то становятся абсолютно понятными слова Умберто Эко о том, что «теперь оппозиция безобразное/прекрасное больше не релевантна в эстетическом отношении: отныне безобразное и прекрасное - два равноправных варианта изобразительности, воспринимаются они нейтрально» [9. С. 426].

Само по себе безобразное не несет теперь негативного смысла, все зависит от контекста восприятия. Деэстетизация, отсутствие совершенства, противоположный полюс положительного эстетического идеала может символизировать протест, направленный против избытка гладко-прекрасного и против его современного воплощения - «прекрасного» гламура. С глянцевых обложек журналов смотрит косметически-идеальная красота, заменяющая настоящее прекрасное его приукрашенной видимостью. «Человек гламурный» ценит и защищает себя, прекрасного, от безобразной социальной реальности, мешающей получать удовольствие. Размышляя о перемене в системе ценностных ориентаций «человека гламурного», Е.В. Никольский отмечает: «У людей, действительно чувствующих прекрасное, появляется желание абстрагироваться, убежать от этой сахарной «красоты» [12]. Стремление творить в рамках эстетики безобразного рассматривается исследователем в качестве формы антиповедения, освобождающей от гламурной красоты и возвращающей к иному пониманию прекрасного.

Главное в современном мире - транслировать свое понимание прекрасного и подчеркнуть свою индивидуальность. Рука об руку с нигилизмом по отношению к традиционным социальным ценностям шествует деэстетизация, эстетический нигилизм: на место прекрасного взбирается безобразное и шокирующее. Трендом становится уродливая, деэстетичная мода; мы наблюдаем нашествие фриков и чудоковатых моделей. Это становится настолько модным и востребованным, что появляется значительное число работ, объединенных темой безобразного - «Ugly». Например, хитами стали книги «The Modernist Cult of Ugliness: Aesthetic and Gender Politics» Lesley Higgins («Модернистский культ безобразного: эстетическая и гендерная политика» Лесли Хиггинс) и «Ugly: the Aesthetic of Everything» Stephen Bayley («Безобразное: Эстетика всего» Стефана Бэйли). В книге С. Бейли постулируется идея о том, что невозможно выдвигать объективные критерии прекрасного из-за нестабильности эстетических ценностей: «Если бы весь мир был красив, это было бы на самом деле очень скучно. Нам нужна мера уродства, чтобы понять красоту» [Цит. по: 11. С. 133].

Все вышесказанное определяет необходимость выстраивать исследование тенденций иллюстрирования не только в рамках системы эстетических категорий, но и в контексте современной визуальной коммуникации, ведь массмедиа ставят главной целью построение продуктивного диалога с читателем, следовательно, иллюстрирование должно учитывать стиль жизни своей аудитории, уметь кодировать визуальный контент под получателя информации.

2. Дизайн как средство визуальной коммуникации

Сложность изучения визуализации определяется синтетическим характером предмета исследования, находящимся на стыке искусства, эстетики, психологии, коммуникативистики, философии и т.п. Исследователи различают три основных канала визуализации [7. С. 13]: логический -распознавание визуальных структур журнала, эстетический - художественная организация визуальных символов, семантический - выявление визуально-смыслового содержания информации. Изучение семантического канала визуализации актуализирует формирование в журналисткой науке специального термина - «визуальная коммуникация», трактуемая как «способ общения, взаимодействия между людьми, который осуществляется с помощью зрительно воспринимаемых образов» [25. С. 180].

Визуализация, как средство межкультурной коммуникации, не только ярко и доступно передает информацию, но и предметно транслирует образы, усвоенные символы, визуальные формы. Визуальная коммуникация осуществляется при помощи дизайна, устанавливающего связь между содержанием и формой [3], и являющимся синтетическим видом творческой деятельности, направленным на функциональную организацию внешней среды. При этом из различных составляющих дизайна как «разновидности художественно-проектной деятельности» [21. С. 6] на первый план выходит функциональная, а эстетическая перестает быть приоритетом.

В исследовании А. С. Сундукова представлены тенденции оформления изданий разного типа [20. С. 18-20]: дробление материала (пунктуация), авторский (фирменный) дизайн, журнал в журнале, разворотное вступление, фотографии-подложки, дизайн с «погружением» (визуализация темы) и стилизация. Думается, что на определенном этапе указанные тенденции проявлялись достаточно ярко, но сфера дизайна априори очень подвижна, подвластна влияниям.

Современный дизайн характеризует неоднозначность, связанная со столкновением двух культур и двух типов мышления - мышления человека культуры постмодерна и мышления представителя культуры традиционного общества, предпочитающего каноны и иерархию. Как отмечают исследователи, «традиционная журналистика, возникшая и сформировавшаяся в модернистском ключе, которому характерны все элементы традиционной культуры, в настоящее время сосуществует с новыми медиа, обладающими всеми атрибутами постмодернистской парадигмы: гипертекстуальностью, аллюзивностью, сложностью в определении автора, мультимедийностью и т. д.» [23. С. 426]. Массмедиа пронизаны постмодернистской иронией, игровым восприятием реальности, множественностью интерпретаций, неприятием ограничений и стереотипов. На наш взгляд, для более глубокого изучения процессов развития современной журналистики наиболее продуктивным является синергетический подход [16. С. 557], «открытый» для исследования журналистики в качестве саморазвивающейся системы, интегрирующей коммуникационные процессы разного уровня.

Синергетический подход предполагает исследование тенденций иллюстрирования как с точки зрения традиционной эстетики, линейной парадигмы перцептивного искусства (предназначенного для визуального восприятия) [22], так и в рамках деэстетизации, нелинейной парадигмы концептуального искусства (предназначенного для интеллектуальной игры, размышления на тему).

Предметом рассмотрения в данной работе являются тенденции иллюстрирования ведущих отечественных и зарубежных изданий различных типологических групп: стилевые - «Esquire», «Seasons of Life», «Voque», «Tatler», «GQ», «Estel haute couture»; новостные - «Time», «Foreign Policy», «Newsweek», общественно-политические - «Foreign Affairs», «Русский репортер»; литературно-публицистический - «The New Yorker». Для изучения были выбраны шесть номеров каждого из изданий за период август 2017 - март 2018.

Традиционная эстетика перцептивного искусства предполагает чистоту формы, что выражается в тенденции графичности, геометричности, мозаичности, эффекте плитки - достигается разбивкой изображения на отдельные фрагменты, обычно сходной формы, или коллажировани-ем разных фотографий таким же образом. Этот прием можно встретить в таких журналах как «Esquire» [35. С. 86; 41. С. 34-39], «Русский репортер» [15. С. 34].

Чистота цвета в журнальном дизайне - это появление в заголовках, логотипах и фонах чистых насыщенных цветов, ярких и ни с чем не смешанных. Популярность набирает и самое чистое цветовое решение - черно-белое изображение с одним ярким акцентом, как выполнен, например, «Foreign Policy» [34. С. 22-28].

В противовес бездуховно-машинному - дизайнерские эффекты созданного вручную как более душевного, более искреннего. Именно так поступают дизайнеры «The New Yorker», предлагая имитацию рисованных шрифтов и дополнительные декоративные элементы [37. С. 15-19]. «Нарисованные» дизайны все чаще появляются на страницах журналов, особенно ярко это выражено в журнале «Seasons of Life», использующем рисованный логотип, заголовочный шрифт, имитирующий индивидуальный почерк [28. С. 42-43].

В рамки традиционной эстетики укладывается использование лаконичности как одной из ключевых тенденций для современных изданий. Все больше входят в моду узкие шрифты, почти невесомые; максимально тонкие либо полупрозрачные линейки; простые и завершенные вспомогательные элементы оформления, часто в виде геометрических форм. Но в большинстве случаев от них отказываются совсем, предпочитая лаконичность и минимализм. Обилие пробелов, белых пространств, «воздуха» - одна из ярких тенденций последнего времени. Дизайнеры сознательно избегают лишних деталей и дополнительной усложненности пространства.

3. Проявления деэстетизации журнального иллюстрирования в рамках парадигмы концептуального искусства

В рамках нелинейной парадигмы концептуального искусства журнальное иллюстрирование можно рассматривать в качестве разновидность игры с аудиторией. Современные массмедиа

отчетливо демонстрируют тенденции отказа от системности, отрицания иерархии ценностей ради существования разных идей и смыслов. Концептуальное искусство стремится прорваться к безграничной свободе от традиционных ценностей и культур. Нежелание удовлетвориться «единственно-правильным решением» проявилось в журнале «Time», избравшем «героем года» изображение компьютера с размещенным на мониторе посланием к пользователю: «Да, ты. Ты контролируешь век информации. Добро пожаловать в твой мир» [39. С. 1]. Обращение к интеллекту читателя, способного оценить ироничный подтекст визуального сообщения, вступить в интерактивную коммуникацию с изданием, характерно именно для концептуального искусства. Если для традиционного перцептивного искусства критерием успеха воздействия на читателя было впечатление, вызванная эмоция, то нелинейное концептуальное искусство использует ситуации и идеи для создания игры по поиску смыслов, ответов на вопросы, на которые нет однозначных ответов. На истинность уже не могут претендовать сложившиеся эстетические критерии, а потому для иллюстрирования журнальных изданий активно используется деэстетизация.

В качестве истоков тенденции деэстетизации иллюстрирования можно рассматривать обозначенный в работе А. Руйе кризис «фотографии-документа» [14. С. 12]: в индустриальном обществе документ имел высокую ценность, утраченную в обществе постиндустриальном. С отступлением позиций классической культуры, с расцветом низовой культуры А. Руйе связывает намеренную утрату «чистоты» линий и форм в некоторых зарубежных журналах начала 1990-х годов: «в журналах "The Face", "i-D", "Self Service" и "Purple Fashion" элегантность и утонченность, красота тел и совершенство изображений исчезают, уступая место «трэшевым" персонажам с осунувшимися лицами и нездоровой бледностью, апатичными позами и тщедушными телами <...>. Тенденция "трэш" заимствует свою силу и формы из парадокса: кажется, будто фотография поворачивается спиной к тому, для чего была создана, - служению высококонкурентноспо-собной индустрии моды. На самом же деле она только адаптируется в визуальным привычкам определенного поколения» [14. С. 200].

Меняется способ потребления, и журналы уже на заманивают модной картинкой, понимая пресыщенность аудитории таким форматом подачи информации. Общество потребления не удивишь глянцевой привлекательностью, не привлечешь прямым продвижением вещей. Надо учиться играть с аудиторией, прилагать усилия для построения эффективной коммуникации, для идентификации с определенной читательской группой. Приоритет массмедиа начала XXI века - интерактивность, диалогичная коммуникация. Нелинейная парадигма концептуального искусства трансформирует иллюстрацию в инструмент интерактивной коммуникации, современного пользователя - в интерпретатора визуального медиатекста, а традиционную линейную иллюстрацию - в игру, провокацию. Зависимость визуального контента от социокультурных влияний ведет к позитивным и негативным трансформациям ценностных парадигм, требующим тщательного анализа.

Среди проявлений деэстетизации журнального иллюстрирования стоит выделить нелинейность и открытость системы, выход за пределы глянцевого формата, нивелирование типичного журнального рекламирования, намеренную неэстетичность изображения.

1. Нелинейность, выход за пределы глянца как формата отчетливо демонстрирует русская версия журнала «Esquire», меняя представление аудитории о том, каким может быть мужской глянец: вместо молодых девушек на обложках «возрастные» мужчины, рядом с рекламой дорогих часов - журналистские расследования о работе российской бюрократии. «Esquire» - это пример неравновесности и открытости системы, формирования мужского издания, которое делает упор на аудиторию, предпочитающую более серьезный подход. Несмотря на то, что «Esquire» позиционирует себя как мужской журнал, женщина на его странице, в первую очередь, предстает как человек, а иногда и как человек со своими возрастными недостатками. По большей части это портретные фотографии, достаточно редко встречающиеся в классических мужских изданиях [33. С. 88-89]. Причем портретные фотографии и фотографии с обложки могут выявлять отталкивающие черты и детали внешности, как и на фотографиях в «Newsweek» [30. С. 14-15] или «Time» [38. С. 1], на которых изображаются лица крупным планом, отчетливо видны поры, шрамы, морщины, пигментные пятна или общее нездоровье кожи.

Концептуальное искусство в данном случае манифестирует второстепенность, неважность формы и провозглашает синергетическую открытость системы, допустимость ранее недопусти-

мого - в частности, использование в глянцевом формате иллюстраций с очень возрастными моделями, намеренное столкновение молодости и старости. Это может проявляться как в рекламных, так и в редакционных материалах. Например, в последнее время мы видим пожилых моделей в рекламе Gucci [33. С. 6-7] или простых «негламурных» дедушек и бабушек в рекламе «The One» Dolce&Gabbana в «Esquire» [33. С. 8-9].

Наблюдается удивительная вещь - в стилевом глянце, нацеленном на продвижение определенного потребительского бренда, появляются редакционные проекты очень хорошего уровня. Так, в журнале «Estel haute couture» размещается редакционный материал «Ген жизни - Genevie», посвященный жизни и смерти, движении человека в мире: «Ничто не исчезает бесследно. Мы не исчезнем» [5. С. 10]. То, что жизнь циклична, что она повторяется, демонстрируется при помощи нетипичных моделей - молодых и возрастных, придавая проекту глубину и концептуальную неоднозначность.

2. Открытость системы отчетливо проявляется в отступлениях от правил традиционного формата фотоиллюстрирования: размытое, смазанное изображение (не в фокусе лицо) в журнальной рекламе Giorgio Armani в «Esquire USA» [32. С. 6-7]; Giorgio Armani в «Tatler» [36]; намеренная фокусировка на лишней детали в «Foreign Affairs» - микрофон попадает в кадр встречи президента в Белом доме и не убирается при редактировании [31. С. 3].

Фотопроект журнала «Voque» [40. С. 109-120] «Прекрасная незнакомка» полностью построен на том, что всегда считалось ошибкой фотографа - «растущих» из головы модели предметах. Делается все преднамеренно, о чем свидетельствует визуальная «перекличка» причесок моделей и «растущих» объектов.

3. Нивелирование типичного журнального рекламирования достигается за счет продвижения рекламных объектов непрофессионалами. Рекламные образы Dior примеряют на себя Pet Shop Boys в журнале «GQ» [29. С. 11] или диджей Ефим Гинзбург в рубрике «Гардероб» в журнале «Esquire» [33. С. 54-55]. Для рекламных иллюстраций «Esquire» характерна игра на понижение: нередко рубрику «Мода» иллюстрируют фотографии бродяг, одетых в дорогую одежду мировых домов моды или новинки из коллекций Calvin Klein, Prada, Givenchy и Dolce Gabbana.

Этот проявление деэстетизации в контексте концептуального искусства может рассматриваться как выражение открытости системы, когда изображаемый предмет помещается в непривычный контекст, благодаря чему он обретает новый смысл.

4. Намеренная неэстетичность изображений так же является признаком нелинейности, поскольку очень не типична для глянца. Фотографии некрасивых предметов становятся ключевыми иллюстрациями для проблемных материалов в журнале «Esquire». Например, иллюстрация в виде старых, истертых, выброшенных в мусор фотографий в материале «Зови меня папой» о японской компании, сдающей в аренду идеальных отцов, партнеров для фиктивных браков, друзей [8. С. 70-73]. Или фотографии свалки старой мебели для иллюстрирования статьи о жизни Кирилла Серебренникова под домашним арестом [6. С. 100].

Думается, можно констатировать визуальный отказ от одинаковой для всех картины мира, от единого мышления и линейного восприятия. В парадигме концептуального искусства господствует многоплановость, мультикультурность, когда «появляется любование «другим», различия подчеркиваются и утрируются, на первый план выступают маргинальные формы бытия» [22]. В иллюстративной части современных журналов мы можем наблюдать активную деэстетизацию, которая подчеркивает нетипичность таких приемов для глянцевого издания, но объясняется тем, что глянец визуально пародирует одинаковость идей и ценностей.

Заключение

Проявления деэстетизации как тенденции иллюстрирования журналов объясняется современной социокультурной ситуацией, связанной с изменением базовых ценностей в разных сферах жизни общества. Для трансформации ценностных парадигм характерно несоответствие между внешними позитивными изменениями (информационная и коммуникационная открытость, подкрепленная новейшими техническими возможностями) и внутренними негативными модификациями традиционной культуры (деэстетизация, пародирование общепринятых ценностей). Коммуникационная эволюция сопровождается не только информационно-технологическими прорывами, но и упрощением и вульгаризацией медийных форм [13. С. 41]. В любом случае, нацеленность массмедиа на удовлетворение аудиторных потребностей, на построение продук-

тивной коммуникации должна совмещаться с сохранением и развитием культурных ценностей, с трансляцией идей и смыслов, необходимых для развития цивилизации.

Список литературы

1. Адорно, Т. Эстетическая теория [Текст] / Т. Адорно. - М.: Республика, 2001. - 527 с.

2. Буряковская, В. А. Глянцевый журнал как феномен массовой культуры: речевое и прагматическое представление [Текст] / В. А. Буряковская // Политическая лингвистика. - 2012. - № 1. - С. 169-172.

3. Васильев, С. Л. Форма периодического издания как ориентирующая система: структурный и функциональный анализ : автореф. дис. ... докт. филол. наук [Текст] / С. Л. Васильев. - Воронеж, 2011. - 38 с.

4. Волкова, В. В. Специфика медиадизайна [Текст] / В. В. Волкова // Вестник МГУ. - Серия 10. - Журналистика. - 2014. - № 4. - С. 5-20.

5. Ген жизни - Genevie [Текст] // Estel haute couture. - 2017. - № 9. - С. 10-18.

6. Гордеева, К. Бессеребренники [Текст] / К. Гордеева // Esquire. - 2018. - № 3. - Март. - С. 100-104.

7. Жигарева, А. А. Визуализация социального пространства современного общества: социально-философский анализ: автореферат дис. ... канд. философ. наук [Текст] / А. А. Жигарева. - М., 2011. - 21 с.

8. Зуев, С. Зови меня папой [Текст] / С. Зуев // Esquire. - 2018. - № 2. - С. 70-73.

9. История уродства [Текст] / под ред. У. Эко. - М.: Слово, 2007. - 456 с.

10. Мартынова, Е. В., Туева, Л. М. Визуализация как информационная составляющая журналов в системе документных коммуникаций [Текст] / Е. В. Мартынова, Л. М. Туева // Библиосфера. -2014. - № 2. - С. 89-93.

11. Матюшова, М. П. От аристократического эстетизма к аристократическому безобразию [Текст] / М. П. Матюшова // Вестник РУДН. - Серия Философия. - 2013. - № 4. - С. 126-137.

12. Никольский, Е. В. Гламур в системе эстетических категорий. Часть II. Гламур в контексте «низких» категорий эстетики: органическое единство [Электронный ресурс] / Е. В. Никольский // Studia Humanitatis. - 2017. - № 2. - URL: http://st-hum.ru/content/nikolskiy-ev-glamur-v-sisteme-es-teticheskih-kategoriy-chast-ii-glamur-v-kontekste-nizkih (дата обращения: 20.03.2018).

13. Пархоменко, Я. А. Публицистическая составляющая медийного образа [Текст] / Я. А. Пархоменко // Вестник электронных и печатных СМИ. - 2015. - № 1 (23). - С. 31-49.

14. Руйе, А. Фотография. Между документом и современным искусством [Текст] / А. Руйе; пер. с фр. - СПб.: Клаудберри, 2014. - 712 с.

15. Рыжкова, А. Бот рассудит [Текст] / А. Рыжкова // Русский репортер. - 2018. - № 1-2. - С. 34.

16. Свитич, Л. Г. Изучение журналистики в контексте общенаучных парадигм [Текст] / Л. Г. Свитич // Вопросы теории и практики журналистики. - 2016. - Т. 5. - № 4. - С. 546-561.

17. Свитич, А. Л. Особенности графического иллюстрирования российской прессы [Текст] / А. Л. Свитич // Дизайн СМИ: Тренды XXI века. - 2016. - № 2. - С. 114-119.

18. Симакова, С. И. Тенденции визуализации журналистского контента в современных СМИ [Текст] / С. И. Симакова // Вестник Северо-Осетинского государственного университета им. К. Л. Хетагурова. - Общественные науки. - 2015. - № 3. - С. 213-218.

19. Сулейманова, С. Р. Тенденция визуализации информации в дизайне печатных медиа Узбекистана [Текст] / С. Р. Сулейманова // Вестник Челябинского государственного университета. -Сер. Филология. Искусствоведение. - 2013. - № 22 (313). - Вып. 81.- С. 183-188.

20. Сундуков, А. С. Дизайн российских журналов: история, теория, практика: автореф. дис. ... канд. филол. наук [Текст] / А. С. Сундуков. - Воронеж, 2011. - 24 с.

21. Тулупов, В. В. Дизайн периодических изданий [Текст] / В. В. Тулупов. - СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2006. - 224 с.

22. Цветкова, А. В. Концептуальный язык журнальной иллюстрации в парадигме информационного общества [Электронный ресурс] / А. В. Цветкова // Медиаскоп. - 2015. - Вып. 2. - URL: http://www.mediascope.ru/1757 (дата обращения: 12.02.2018).

23. Шакиров, А. И. Трансформация журналистики в условиях «визуального поворота» [Текст] / Г. Р. Сафиуллина, А. И. Шакиров // Вестник Челябинского государственного университета. -Сер. Филология. Искусствоведение. - 2015.- № 5 (360). - Вып. 94. - С. 425-431.

24. Шевченко, В. Э. Визуальный контент как тенденция современной журналистики [Электронный ресурс] / В. Э. Шевченко // Медиаскоп. - 2014. -Вып. 4. - URL: http://www.media-scope.ru/1654 (дата обращения: 20.02.2018).

25. Шевченко, В. Э. Теоретическое основы визуальной коммуникации [Текст] / В. Э. Шевченко // Научные ведомости Белгородского государственного университета. - Серия Гуманитарные науки. - 2013. - № 20 (163). - Вып. 19. - С. 174-180.

26. Шкепу, М. А. Эстетика безобразного Карла Розенкранца [Текст] / М. А. Шкепу. - Киев: Феникс, 2010. - 448 с.

27. Эстетика: Словарь [Текст] / под общ. ред. А. А. Беляева и др. - М.: Политиздат, 1989. - 447 с.

28. Это не копия [Текст] // Seasons of Life. - 2018. - № 43. - Январь-февраль. - С. 42-43.

29. British GQ [Текст]. - 2018. - March. - 260 p.

30. Burleigt N. Catch me, if you can [Текст] / N. Burleigt // Newsweek International. - 2018. -March 16. - Pp. 14-21.

31. Cohen E. Trump's Lucky Year // Foreign Affairs. - 2018. - March April. P. 3.

32. Esquire USA [Текст]. - 2018. - March. - 162 p.

33. Esquire [Текст]. - 2018. - № 2. - Февраль. - 164 p.

34. Hill A. The Answers Are Out There [Текст] / A. Hill // Foreign Policy. - 2018. - January 06. -Pp. 22-28.

35. London's best workouts [Текст] // Esquire UK. - 2018. - January. - Pp. 86-91.

36. Tatler [Текст]. - 2018. - Март. - 270 с.

37. The Talk of the Town [Текст] // The New Yorker. - 2018. - February 05. - Pp. 15-19.

38. Time USA [Текст]. - 2018. - February 19. - 58 p.

39. Time [Текст]. - 2006. - December 25. - 60 p.

40. Voque [Текст]. - 2017. - Август. - 207 с.

41. Winter is here [Текст] // Esquire UK. - 2018. - January. - Pp. 34-39.

DEAESTHESIA THE TREND OF ILLUSTRATION MAGAZINE PUBLICATIONS

Zvereva E. A., Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, Katya9_2001@mail.ru

The subject of consideration in this paper are the trends of illustrating the leading domestic and foreign publications of various typological groups. Style - "Esquire", "Seasons of Life", "Voque", "Tatler", "GQ", "Estel haute couture"; news - "Time", "Foreign Policy", "Newsweek", public and political - "Russian reporter", "Foreign Affairs"; literary and journalistic - "The New Yorker". For the study, six issues of each of the editions were selected for the period August 2017 - March 2018.

Deaesthesia of illustrating magazines is considered in the system of categories of classical aesthetics "beautiful / ugly" and in the context of visual communication that encodes visual content under the recipient of information.

The paradigm of conceptual art to illustrate the magazine publications actively used deaesthesia. Among the manifestations of deaesthesia, synergetic nonlinearity and openness of the system are distinguished in the work, going beyond the glossy format, leveling out typical magazine advertising, deliberate unaesthetic images.

In conclusion, the conclusion is made that the manifestations of deaesthesia are explained by the current socio-cultural situation associated with the change in basic values in various spheres of society.

Keywords: magazines, deaesthesia, illustration, visualization.

References

1. Adorno, T. (2001) Esteticheskaya teoriya [=Aesthetic theory], Moscow, 527 p. (In Russ.).

2. Buryakovskaya, V. A. (2012) Glyantsevyy zhurnal kak fenomen massovoy kul'tury: rechevoe i pragmaticheskoe predstavlenie [=Glossy magazine as a phenomenon of mass culture: a verbal and

pragmatic presentation], in: Politicheskaya lingvistika [=Political Linguistics], Ekaterinburg, pp. 169172. (In Russ.).

3. Vasil'ev, S. L. (2011) Forma periodicheskogo izdaniya kak orientiruyushchaya sistema: strukturnyy i funktsional'nyy analiz [=The form of the periodical as an orienting system: structural and functional analysis], Voronezh, 38 p. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Volkova, V. V. (2014) Spetsifika mediadizayna [=Specifics of mediadesign], in: Vestnik MGU [=MSU Bulletin], Moscow, pp. 5-20. (In Russ.).

5. Gen zhizni - Genevie (2017) [=Gene of Life - Genevie], in: Estel'otkutyur [=Estel from couture], Moscow, pp. 10-16. (In Russ.).

6. Gordeeva, K. (2018) Besserebrenniki [=Besserebrenniki], in: Esquire, Moscow, pp. 100-104. (In Russ.).

7. Zhigareva, A. A. (2011) Vizualizatsiya sotsial'nogo prostranstva sovremennogo obshchestva: sotsial'no-filosofskiy analiz [^Visualization of the social space of modern society: socio-philosophical analysis], Moscow, 21 p. (In Russ.).

8. Zuev, S. (2018) Zovi menya papoy [=Call me Daddy], in: Esquire, Moscow, pp. 70-73. (In Russ.).

9. Istoriya urodstva (2007) [=The history of ugliness], Moscow, 456 p. (In Russ.).

10. Martynova, E. V. and Tueva, L. M. (2014) Vizualizatsiya kak informatsionnaya sostavlyayushchaya zhurnalov v sisteme dokumentnykh kommunikatsiy [=Visualize how the information component in the magazines of Document Communication System], in: Bibliosfera [=Bibliosphere], Novosibirsk, pp. 89-93. (In Russ.).

11. Matyushova, M. P. (2013) Ot aristokraticheskogo estetizma k aristokraticheskomu bezobraziyu [=From aristocratic aesthetics to aristocratic ugliness] in: Vestnik RUDN. Seriya Filosofiya [=Bulletin of the Peoples' Friendship University of Russia. Series Philosophy], Moscow, pp. 126-137. (In Russ.).

12. Nikol'skiy, E. V. (2017) Glamur v sisteme esteticheskikh kategoriy. Chast' II. Glamur v kontekste "nizkikh" kategoriy estetiki: organicheskoe edinstvo [=Glamor in the system of aesthetic categories. Part II. Glamor in the context of "low" categories of aesthetics: organic unity], in: Studia Humanitatis [=Network literature], available at: http://st-hum.ru/content/nikolskiy-ev-glamur-v-sisteme-esteticheskih-kategoriy-chast-ii-glamur-v-kontekste-nizkih, accessed 20.03.2018. (In Russ.).

13. Parkhomenko, Ya. A. (2015) Publitsisticheskaya sostavlyayushchaya mediynogo obraza [=Publicistic component of the media image], in: Vestnik elektronnykh i pechatnykh SMI [=Bulletin of electronic and print media], Moscow, pp. 31-49. (In Russ.).

14. Ruye, A. (2014) Fotografiya. Mezhdu dokumentom i sovremennym iskusstvom [=The photo. Between the document and modern art], SPb., 712 p. (In Russ.).

15. Ryzhkova, A. (2018) Bot rassudit [=Bot will judge], in: Russkiy reporter [=Russian reporter], Moscow, pp. 34-37. (In Russ.).

16. Svitich, L. G. (2016) Izuchenie zhurnalistiki v kontekste obshchenauchnykh paradigm [=The study of journalism in the context of general scientific paradigms], in: Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki [=Issues of theory and practice ofjournalism], Irkutsk, pp. 546-561. (In Russ.).

17. Svitich, A. L. (2016) Osobennosti graficheskogo illyustrirovaniya rossiyskoy pressy [=Features of graphic illustration of the Russian press], in: Dizayn SMI: Trendy XXI veka [=Media Design: Trends of the 21st Century], Moscow, pp. 114-119. (In Russ.).

18. Simakova, S. I. (2015) Tendentsii vizualizatsii zhurnalistskogo kontenta v sovremennykh SMI [=Trends in the visualization of journalistic content in modern media], in: Vestnik Severo-Osetinskogo gosudarstvennogo universiteta im. K. L. Khetagurova [=Bulletin of the North Ossetian State University named after KL Khetagurov], Vladikavkaz, pp. 213-218. (In Russ.).

19. Suleymanova, S. R. (2013) Tendentsiya vizualizatsii informatsii v dizayne pechatnykh media Uzbekistana [=The trend of visualization of information in the design of printed media in Uzbekistan], in: Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta [=Bulletin of the Chelyabinsk State University], Chelyabinsk, pp. 183-188. (In Russ.).

20. Sundukov, A. S. (2011) Dizayn rossiyskikh zhurnalov: istoriya, teoriya, praktika [=Design of Russian magazines: history, theory, practice], Voronezh, 24 p. (In Russ.).

21. Tulupov, V. V. (2006) Dizaynperiodicheskikh izdaniy [=Design of periodicals], SPb., 224 p. (In Russ.).

22. Tsvetkova, A. V. (2015) Kontseptual'nyy yazyk zhurnal'noy illyustratsii v paradigme informatsionnogo obshchestva [=Conceptual language magazine illustrations in the paradigm of the

information society], in: MediaScope [=Network literature], available at: http://www.mediascope. ru/1757, accessed 12.02.2018. (In Russ.).

23. Shakirov, A. I. and Safiullina, G. R. (2015) Transformatsiya zhurnalistiki v usloviyakh «vizual'nogo povorota» [=Transformation of journalism in the conditions of "visual turning"], in: Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta [=Bulletin of the Chelyabinsk State University], Chelyabinsk, pp. 425-431. (In Russ.).

24. Shevchenko, V. E. (2014) Vizual'nyy kontent kak tendentsiya sovremennoy zhurnalistiki [=Visual content as a trend of modern journalism], in: MediaScope [=Network literature], available at: http:// www.mediascope.ru/1654, accessed 20.02.2018. (In Russ.).

25. Shevchenko, V. E. (2013) Teoreticheskoe osnovy vizual'noy kommunikatsii [=Theoretical basis of visual communication], in: Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta [=Scientific bulletins], Belgorod, pp. 174-180. (In Russ.).

26. Shkepu, M. A. (2010) Estetika bezobraznogo Karla Rozenkrantsa [=The aesthetics of the ugly Karl Rosenkranz], Kiev, 448 p. (In Russ.).

27. Estetika: Slovar' (1989) [=Aesthetics: Dictionary], Moscow, 447 p. (In Russ.).

28. Eto ne kopiya (2018) [=This is not a copy], in: Sizons of layf [=Seasons of Life], Moscow, pp. 42-43. (In Russ.).

29. British GQ (2018), London, 260 p.

30. Burleigt, N. (2018) Catch me, if you can, in: Newsweek International, New-York, pp. 14-21.

31. Cohen, E. (2018) Trump's Lucky Year, in: Foreign Affairs, New-York, pp. 2-10.

32. Esquire USA (2018), New-York, 162 p.

33. Esquire (2018), Moscow, 164 p.

34. Hill, A. (2018) The Answers Are Out There, in: Foreign Policy, New-York, pp. 22-28.

35. London's best workouts (2018), in: Esquire UK, London, pp. 86-91.

36. Tatler (2018), Moscow, 270 p. (In Russ.).

37. The Talk of the Town (2018), in: The New Yorker, New-York, pp. 15-19.

38. Time USA (2018), New-York, 58 p.

39. Time (2006), New-York, 60 p.

40. Voque (2017), Moscow, 207 p. (In Russ.).

41. Winter is here (2018), in: Esquire UK, London, pp. 34-39.

Зверева Екатерина Анатольевна - кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы, журналистики факультета филологии и журналистики, Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, Тамбов.

Katya9_2001@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.