С.Г. ТРЕТЬЯКОВА, Л.В. ШЕСТОПАЛОВА
S.G. TRETYAKOVA, L.V. SHESTOPALOVA
ДЕБЮТ ТУЛЬСКИХ СУВОРОВЦЕВ
DEBUT OF SUVOROV PUPILS FROM CITY OF TULA
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКО-ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ВОЕННАЯ СПЕЦИФИКА И НРАВСТВЕННЫЕ УРОКИ ВЕЛИКОГО ПИСАТЕЛЯ
RESEARCH AND PROJECT ACTIVITIES: MILITARY SPECIFICS AND MORAL LESSONS OF GREAT WRITER
Сведения об авторах. Третьякова Светлана Геннадьевна - преподаватель отдельной дисциплины (русский язык и литература) ФГКОУ «Тульское суворовское военное училище МО РФ» (г. Тула. E-mail: [email protected]);
Шестопалова Лариса Валерьевна - преподаватель отдельной дисциплины (русский язык и литература) ФГКОУ «Тульское суворовское военное училище МО РФ» (г. Щекино. E-mail: [email protected]).
Аннотация. Статья носит информационно-методический характер. Тульские суворовцы впервые участвовали в проектно-исследовательской деятельности, организованной методическим отделом Государственного мемориального и природного заповедника «Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна», и представляли свои работы на XVI Яснополянских чтениях. В статье уделяется внимание этапам проектной работы и способам представления ее результатов, так как подобная организация обучения играет огромную роль при формировании различных компетенций будущих офицеров.
Ключевые слова: исследовательская работа, этапы проекта, модель защиты, Л.Н. Толстой, нравственный урок.
Information about the authors. Svetlana Tretyakova - Teacher of the Separate Discipline (Russian language and literature), FSBGEE 'Suvorov Military School of the RF Defence Ministry in the city of Tula' (Tula. E-mail: [email protected]);
Larisa Shestopalova - Teacher of the Separate Discipline (Russian language and literature), FSBGEE 'Suvorov Military School of the RF Defence Ministry in the city of Tula' (Shchyokino. E-mail: Larrog69@ rambler.ru).
Summary. The article is informational and methodical in its nature. Suvorov pupils from Tula for the first time participated in the R & D activities organised by the methodological department of the State Memorial and Natural Reserve Museum-Estate of L.N. Tolstoy 'Yasnaya Polyana' and presented their works at the XVI Yasnaya Polyana Readings. The article pays attention to the stages of the design work and the ways of presenting its results, since such an organisation of learning plays a huge role in forming various competencies of future officers.
Keywords: research work, project stages, protection model, L.N. Tolstoy, moral lesson.
Лев Толстой... Ясная Поляна... Для тех, кто живет на тульской земле, эти слова имеют особый смысл. Вот и для воспитанников Тульского СВУ настало время открытия мудрости, завещанной нам великим писателем, осознания удивительной атмосферы, сохраненной в музее-усадьбе,
восприятия творческого наследия Л.Н. Толстого.
25 апреля 2017 года состоялся яснополянский дебют суворовцев. На XVI Яснополянские детские чтения были приглашены суворовцы Томилов Даниил (преподаватель Л.В. Шестопалова) с исследовательской работой
«Николай Ильич Толстой -участник войны 1812 года» и Туркин Ярослав (преподаватель С.Г. Третьякова) с исследовательской работой «Лев Толстой: от многообразия интересов - к цельности личности». Выступления суворовцев, научные, познавательные и яркие, по словам Л.И. Слеса-
ЯНВАРЬ - ФЕВРАЛЬ 2018 № 1 (10)
«Если учитель имеет только |
Iлюбовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как I отец, мать, он будет лучше (того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви
ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель».
Л.Н.Толстой
воровец Туркин Ярослав, - исследовать многообразие интересов и увлечений Л.Н. Толстого, повлиявших на его мировоззрение и писательскую деятельность. Я хочу, читая произведения великого земляка, понимать оригинальность образов и глубину мыслей и вслед за героями совершенствоваться и изменять этот мир к лучшему».
Для представления результатов своих работ суворовцы выбрали «творческую» модель защиты, предпочтя ее
«классической» модели, где устное выступление сосредоточено на принципиальных вопросах темы, и «индивидуальной» модели, где преимущественно раскрываются личностные аспекты работы над темой. Однако, чтобы исследование состоялось, нужно было пройти все этапы проекта:
I этап. Подготовительный. Подготовка к исследовательской работе (определяется тема, осознается и описывается актуальность, формулируются цели и задачи, выбираются варианты их достижения, вместе с преподавателем составляется план работы).
ревой, старшего научного сотрудника музея, стали одной из самых интересных страниц чтений. Суворовцы продемонстрировали умение собирать и исследовать информацию по определенной теме, анализировать ее и делать выводы, а также преподносить результаты своей работы в яркой и эмоциональной форме.
Д. Томилов посвятил свое исследование биографии Н.И. Толстого, отца писателя, и его военной карьере, проведя параллели между событиями судьбы и героями произведений Л.Н. Толстого. Тема работы для Данилы не случайна, ведь он выбрал военную профессию и изучает биографии знаменитых людей, чтобы осознать, на кого можно равняться, кому подражать.
«Мне всегда было интересно, почему автора беспокоят те или иные проблемы, почему герои совершают те или иные поступки, о чем думал писатель, приступая к работе над книгой. Наверное, ответить на эти вопросы можно, зная, чем жил, чем увлекался писатель, какие требования предъявлял к себе и окружающему миру. Цель моей работы, - объясняет су-
ЯНВАРЬ - ФЕВРАЛЬ 2018 № 1 (10)
«Призвание учителя есть призвание высокое и благородное. Но не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию».
Л.Н.Толстой
II этап. Конструирующий. Плани-I рование исследовательской работы (определяются источники информации, а также способы ее сбора и анализа, выбирается вариант представления результатов, устанавливаются критерии оценивания, распределяются задачи и обязанности участников проекта). III этап. Конструирующий. Исследование.
IV этап. Корректирующий. Формулирование предвари-
В
тельных выводов, их апробирование и уточнение.
V этап. Контрольный. Отчет и защита работы.
VI этап. Заключительный. Оценка процесса и результатов работы (путем коллективного обсуждения и самооценки).
В проектах обоих суворовцев использовались методы исследования эмпирического и экспериментально-теоретического уровней: наблюдение, сравнение, анализ и синтез, изучение и обобщение и т.д. Несомненна теоретическая и практическая значимость этих проектов: расширяются и углубляются знания в области русской литературы, истории и культуры в целом, осознается роль личности в обществе, оцениваются связи между реальностью и ее воплощением в разных видах искусства; формируются компетенции учащихся; создается оригинальная дидактическая база для обучения суворовцев.
Следует отметить, что в планах Я. Туркина, Д. Томи-лова и преподавателей - общий проект, в котором будет продолжено исследование жизни и творчества Л.Н. Толстого, учитывая интересы детей и специфику военного училища.
... А после официальной части мероприятия участников ожидали приятные моменты: конная прогулка по усадьбе и чаепитие с пирогами, приготовленными по семейным рецептам Толстых. Атмосфера добра и гостеприимства -тоже нравственный урок для юных граждан, может быть еще более яркий и понятный, чем те, которые они усваивают в учебных заведениях и в официальной обстановке!
Завершился день вручением благодарственных писем. А в училище ребята привезли подарки: специальные издания произведений Л.Н. Толстого и книги о Ясной Поляне.