ДЕБИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ В СИСТЕМЕ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНИЗАЦИЙ
Е.М. Хайдурова, магистрант
Новосибирский государственный университет экономики и управления (Россия, г. Новосибирск)
Аннотация. В статье рассмотрены актуальные вопросы управления дебиторской задолженности организации, от решения которых, в конечном итоге, зависит финансовый результат компании. В частности рассмотрен комплекс мероприятий, направленных на улучшение состояния дебиторской задолженности.
Ключевые слова: дебиторская задолженность, классификация дебиторской задолженности, просроченная дебиторская задолженность, управление дебиторской задолженностью, финансовые вложения.
Непрерывный кругооборот денежных ресурсов, обеспечивающий реализацию товаров, работ, услуг составляет базу финансово-хозяйственной деятельности любого коммерческого предприятия. Каждый хозяйственный цикл связан с возобновлением этих средств и предполагает их возвращение на предприятие с прибылью.
Актуальность выбранной темы обусловлена ролью дебиторской задолженности как ключевого источника формирования финансово-денежного потока. Именно состоянием дебиторской и кредиторской задолженностей определяется уровень платежеспособности того или иного предприятия, а также показатели финансового положения и уровня инвестиционной привлекательности. Неудивительно, что обязательства предприятия и, в частности дебиторская задолженность, требуют особого внимания бухгалтерских и финансовых служб. Как правило, в бухгалтерском балансе организаций остатки дебиторской задолженности, превосходят суммарную величину материально-вещественных активов, денежных средств и краткосрочных финансовых вложений.
Основными причинами дебиторской задолженности являются: коммерческое кредитование поставщиком покупателя (при отсрочке платежа); несвоевременная оплата (при просрочке платежа); недостачи, растраты, хищения; поставки недоброкачественной или некомплектной продукции [3, с.459].
Каждое предприятие должно обеспечить контроль и предупреждение безосновательного увеличения количества дебиторов и размеров их задолженности, осуществлять оценку дебиторов, в целях предупреждения возможности возникновения дебиторской задолженности с высоким уровнем риска ее непогашения. Для этого необходимо не только своевременно предъявлять дебиторам платежные документы, но и осуществлять мониторинг сроков их оплаты, а также проводить мероприятия, по инкассации просроченной задолженности. Поскольку средства организации, по сути, заморожены в виде дебиторской задолженности с момента отгрузки товаров до момента поступления денежных средств в организацию [1].
Осуществление комплексной оценки и эффективное управление дебиторской задолженностью требуют её всестороннего изучения, что предполагает проведение классификации. Существующие в современной литературе подходы к проблеме классификации базируются на требованиях нормативно-правовых актов в области бухгалтерского учета и потребностями практики проведения анализа дебиторской задолженности. Можно согласиться с мнением о неполноте используемых классификационных признаков, но все-таки говорить об управлении дебиторской задолженности не упомянув основные из них, невозможно.
Дебиторская задолженность, прежде всего, может быть классифицирована по
критерию расчетных отношении, что необходимо в целях контроля за расчетами. Это нормальная дебиторская задолженность, возникающая в процессе деятельности хозяйствующего субъекта; и просроченная дебиторская задолженность, сроки погашения которой на момент составления бухгалтерской отчетности наступили и нарушены контрагентами. Такая задолженность становится источником финансовых проблем - возникают трудности с оплатой приобретенных товарно-материальных ценностей, выполненных работ, оказанных услуг, расчетах с бюджетом и т.п. Просроченную задолженность, в свою очередь, подразделяют на реальную, и нереальную.
Очевидно, что просроченная дебиторская задолженность заслуживает самого пристального внимания, а реализация мер, направленных на ее взыскание ставится в разряд ключевых задач организации.
В зависимости от роли и статуса дебитора, выделяют задолженности покупателей и заказчиков, поставщиков и подрядчиков (по авансам за не поставленную продукцию, не оказанные услуги), бюджета и внебюджетных фондов, подотчетных лиц, учредителей (по вкладам) и др.
Критерий характера образования предполагает выделение оправданной и неоправданной дебиторской задолженности. По срокам погашения и продолжительности дебиторскую задолженность квалифицируют как долгосрочную и краткосрочную.
Приведенная классификация дебиторской задолженности является элементом системы учетно-аналитического обеспечения управления дебиторской задолженностью. Она используется для анализа и оценки состава, уровня и динамики деби-
ния расчетов с дебиторами. Как следствие, эффективное аналитическое обеспечение управления дебиторской задолженностью можно рассматривать как инструмент снижения риска невозврата дебиторской задолженности и образования просроченной задолженности [2, с. 351].
Управление просроченной дебиторской задолженностью требует формализации подхода к работе с каждым клиентом, что предполагает создание четкого документооборота, назначения и утверждения прав и обязанностей ответственных лиц, а также полномочий для разрешения нетипичных ситуаций.
Эффективное управление текущей дебиторской задолженностью предполагает также определение ее оптимальной величины и обеспечение инкассации.
Важную роль в управлении дебиторской задолженностью организации играет учет влияния внешних факторов. К их числу относится несовершенство законодательства и противоречивость некоторых нормативно-правовых документов, несовершенство процедур банкротства и др.
Управление дебиторской задолженностью, в свою очередь, во многом определяет оборачиваемость оборотных активов и рентабельность организации, выступая составляющей её маркетинговой политики, нацеленной на достижение максимального объема прибыли, установление взаимовыгодных связей. В современных условиях управление дебиторской задолженностью относится к приоритетным направлениям деятельности, непосредственно и решающим образом, влияющим на обеспеченность организации собственными денежными ресурсами, объем рынка и соответственно объем реализации.
торской задолженности, контроля состоя-
Библиографический список
1. Бабаев, Ю.А. Бухгалтерский финансовый учет: учеб. для вузов по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» / Ю.А. Бабаев, А.М. Петров и др.; Под ред. Ю.А. Бабаева - 5-е изд., перераб. и доп.. - М.: Вуз. учеб.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 463 с.
2. Остапова, В.В., Андрусенко, Л. А. Анализ и управление дебиторской задолженностью на предприятии // В сборнике: Инновационный потенциал бухгалтерского учета и экономического анализа: материалы Междунар. науч.-практ. конференции / под ред. А.А. Шапошникова. - Новосибирск: НГУЭУ, 2014. - С. 343-351.
3. Руденко, Н.С., Меньшенина, А.В. Дебиторская задолженность на предприятии: сущность и функции //Материалы VI Международной студенческой научно-практической конференции «Актуальные вопросы экономики региона: анализ, диагностика и прогнозирование». Нижний Новгород. 06 апреля 2016 г. - Нижний Новгород: Стимул-СТ, 2016. -С. 457-459
ACCOUNTS RECEIVABLE IN THE SYSTEM OF EFFECTIVE FINANCIAL AND ECONOMIC MANAGEMENT OF ORGANIZATIONS
E.M. Hajdurova, graduate student
Novosibirsk state university of economics and management (NINH) (Russia, Novosibirsk)
Abstract. The article considers topical issues of managing the accounts receivable of the organization, from the decision of which, ultimately, the financial result of the company depends. In particular, a set of measures aimed at improving the state of accounts receivable was considered.
Keywords: accounts receivable, classification of receivables, overdue accounts receivable, management of accounts receivable, financial investments.