УДК 37.032
Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2013. Вып. 1
Сун Лэй
ДЕБАТЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНО-ЗНАЧИМЫХ ПОЗИЦИЙ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА
В настоящее время ведущей тенденцией современного образования является переход к новой личностно-ориентированной парадигме, характерной чертой которой выступает особое ценностное отношение к личности обучающегося и ориентация на развитие его внутреннего мира, на межличностное общение, диалог, на помощь в личном росте. В рамках этой парадигмы качественно и эффективно способен работать тот специалист, который стремится к личностно-творческой самореализации, обладает высоким уровнем профессиональной культуры, у которого развито особое профессиональное качество — личностно-значимая позиция.
Период обучения в вузе характеризуется тем, что происходит становление и развитие личности будущего специалиста, профессионала, воспитание себя сообразно собственной жизненной стратегии, идет процесс определения студентами перспектив своего профессионального будущего. Вектором личностно-значимого развития студента как будущего специалиста выступает стремление к творчеству, свобода, сопряженная с ответственностью, принятием универсальных ценностей, развитой рефлексией. Таким образом, предпосылкой, показателем, результатом развития будущего специалиста, желающего и умеющего решать производственные задачи, является лич-ностно-значимая позиция.
При определении сущности понятия позиция личности исследователи выделяют различные подходы. Так, в русле гуманитарной методологии феномен позиции личности (личностной позиции) рассматривается как система отношений человека к миру, к другим людям, к себе. Система отношений личности к жизни или личностная позиция — это личностное образование, позволяющее человеку организовывать свою жизнь, решать ее противоречия, определять ценностное отношение к жизненным событиям и явлениям. Личностная позиция, являясь способом жизненного самоопределения личности, одновременно аккумулирует и выражает совокупность жизненных ценностей человека и его основные потребности в будущей деятельности [1, 2].
Позиция личности понимается как личностное образование, определяемое сложной системой ее отношений к себе, людям, деятельности, становление которой происходит под влиянием социума и личности. Данная категория, с одной стороны, — ин-тегративное образование, включающее в себя уровни развития человека в его целостности, с другой — определенная линия поведения в системе деятельности и общения субъекта, реализация его жизненных устремлений, ценностных ориентаций [3].
Анализ литературы по проблеме становления и формирования личностной позиции будущего специалиста показал, что сущность позиции студента, по мнению большинства авторов (Г. И. Аксёнова [4], С. П. Будникова [5], Т. Г. Галактионова [6], А. Г. Гогоберидзе [1], А. В. Гуторова [7], А. М. Ковалёва [8]), заключается в личностном
Сун Лэй — аспирант, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова; e-mail: [email protected]
© Сун Лэй, 2013
и профессиональном саморазвитии и самоактуализации личности в профессионально ориентированной деятельности, которая должна иметь творческий характер.
Разные исследователи называют позицию студента как будущего специалиста по-разному: субъектная позиция студента вуза [1], профессиональная позиция будущего профессионала [5], личностно-ориентированная позиция будущего специалиста [6], гуманистическая профессиональная позиция будущего профессионала [2] и т. д.
В позиции будущего специалиста отражается вся сложная совокупность ценностного отношения к миру, система взглядов и установок личности будущего профессионала, определяющая ее выбор поведения, деятельности, общения [4], что позволяет ему определенным образом (непротиворечиво и гармонично) осуществлять взаимодействия одновременно с внешней и внутриличностной средой [9].
Для становления и формирования позиции будущего специалиста важна взаимосвязь ценностей профессиональной деятельности и ценностей личности, когда лич-ностно значимое не противостоит объективной профессиональной реальности, а возникает на ее основе, на реальной возможности ее изменения в зависимости от имеющихся возможностей и потребностей специалиста [7]. В литературе подчеркивается, что профессиональная позиция может меняться в ходе профессионализации человека, сама по себе являясь то предпосылкой, то результатом профессионального развития [10]. Соответственно, и личностно-профессиональная позиция будущего специалиста может меняться в ходе его подготовки в вузе, являясь то предпосылкой, то результатом личностно-значимого развития.
Исследователи раскрывают взаимозависимые и взаимообусловленные значимые характеристики позиции будущего специалиста: диалогичность, творчество, самообразование [6], креативность, рефлексия, профессиональная направленность личности студента, активность [9]. Выделяются стержневые (доминантные) отношения, которые определяются характером профессиональной деятельности: отношение к коллегам, отношение к профессиональной деятельности, отношение к себе, отношение к своему саморазвитию. Описываются различные функции позиции будущего специалиста: активизирующая, преобразующая, функция экстериоризации, познавательная, воспитательно-коррекционная, регулятивная, духовная функции [1, 2, 5].
Принимая во внимание рассмотренную выше сущность позиции будущего специалиста, дадим следующее определение личностно-значимой позиции студента как будущего специалиста.
Под личностно-значимой позицией студента как будущего специалиста мы понимаем целостную характеристику личности студента, которая, с одной стороны, отражает ценностно-смысловое, инициативно-ответственное отношение к образованию, его целям, смыслу, процессу, результатам; с другой стороны, отражает ценностно-смысловое, инициативно-ответственное отношение к самому себе, к профессиональной деятельности, к коллегам.
В настоящее время в рамках модернизации высшего образования трудно переоценить создание современных моделей обучения, адекватных содержанию профессиональной деятельности, внедрение инновационных форм и методов обучения. Одним из таких методов являются дебаты. Дебаты достаточно широко исследуются в работах П. Б. Гурвича [11], С. И. Курицыной [12], Е. В. Белоглазовой и Т. Ю. Крамаровой [13], Е. П. Ермакова [14], О. В. Усачевой [15], Е. Г. Калинкиной [16], А. В. Щеколдиной [17]. Благодаря своим особенностям — целостности, универсальности, личностной
ориентированности и ориентации на самообразование учащихся — дебаты на сегодняшний день являются одной из самых эффективных педагогических технологий, позволяющих не только овладеть соответствующими изучаемой дисциплине навыками, но и способствующих развитию творческой активности личности, формирующих умение представлять и отстаивать свою позицию, вести толерантный диалог, навыки ораторского мастерства и лидерские качества.
В педагогической науке и практике в последние годы неоднократно ставился вопрос об использовании дебатов как образовательной технологии, способствующей развитию навыков цивилизованной дискуссии у учащихся (И. В. Галковская [18], С. А. Наумов [19], Т. В. Светенко, Е. Г. Калинкина и О. Л. Петренко [20]), а также о необходимости овладения педагогами технологией «Дебаты» B. Великанова [21]).
Обращение к дебатам как современной образовательной технологии во многом обусловлено возрастанием интереса к технологическому подходу в образовании, поиску эффективных способов организации образовательного процесса. Будучи весьма спорным и многозначным, термин «технология» в образовательном контексте прошел сложную эволюцию, и в настоящее время существует несколько концепций образовательных технологий (В. Г. Беспалько [22], В. В. Гузеев [23]) и трактовок этого понятия (В. К. Дьяченко [24], М. В. Кларин [25], А. К. Колеченко [26], Г. К. Селевко [27] и др.).
Вслед за М. В. Клариным рассматривая образовательную технологию как «системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей» [25], в своем исследовании мы придерживаемся следующих параметров, предложенных А. К. Колеченко для ее анализа:
— описание основных целей, достигаемых при применении технологии;
— определение степени разработанности технологии;
— определение степени разработанности способов внедрения технологии;
— определение необходимости особой подготовки педагога для применения технологии;
— возможность негативных последствий от непрофессионального применения технологии;
— распространенность технологии [26].
Дебаты предназначены для детального, структурированного исследования спорных проблем и являются прекрасным средством для развития критического мышления, логики, навыков цивилизованной дискуссии и демократического диалога. Участие в дебатах позволяет развить комплекс качеств, которые способствуют успешному функционированию в условиях современного общества, в частности:
— логику и критическое мышление;
— навыки устной речи;
— навыки работы с информацией;
— эмпатию и терпимость к различным взглядам;
— уверенность в себе;
— способность работать в команде;
— способность концентрироваться на сути проблемы;
— стиль публичного выступления.
Дебаты как учебная технология обладают следующими важными свойствами:
1) дебаты проходят согласно определенным правилам, что обеспечивает четкость в проведении дебатов и возможность более адекватного оценивания работы участников;
2) в ходе дебатов участники имеют возможность привлекать широкий круг сведений и фактов для аргументирования своей точки зрения;
3) формат дебатов развивает навыки критического мышления, то есть навыки формулирования, определения, обоснования и анализа обсуждаемых мыслей и идей;
4) дебаты развивают исследовательские и организационные навыки — приводя аргументы, участник должен подкреплять их доказательствами, которые необходимо искать в различных источниках, а организация выступления непосредственно влияет на эффективность сообщения;
5) дебаты способствуют развитию навыков обсуждения проблемы с различных точек зрения и поиска возможных путей решения этой проблемы.
Так, мы принимали участие в проведении дебатов по представленным ниже темам.
1) Сторона утверждения: «Питание и одежда являются необходимым условием морали». Сторона отрицания: «Питание и одежда не являются необходимым условием морали».
2) Сторона утверждения: «СПИД — это медицинская, а не социальная проблема». Сторона отрицания: «СПИД — это не медицинская, а социальная проблема».
3) Сторона утверждения: «Обсуждаемая истина становится более ясной». Сторона отрицания: «Обсуждаемая истина не становится более ясной».
4) Сторона утверждения: «В современном обществе женщина устает больше, чем мужчина». Сторона отрицания: «В современном обществе мужчина устает больше, чем женщина».
5) Сторона утверждения: «Терминология сети (сленг) обогатила наш язык». Сторона отрицания: «Терминология сети (сленг) загрязнила наш язык».
Дебаты воспитывают способность здраво и логично рассуждать, развивают абстрактную логику. Каждый участник игры должен научиться рассматривать предмет дебатов как с позиции стороны утверждения, так и с позиции стороны отрицания. Участие в коллективных «мозговых штурмах» в процессе обсуждения темы конкурса позволяет уйти от личной субъективности и ошибок в восприятии проблемы дебатов, «примерить» на себя взгляды оппонентов. Так, на одном из конкурсов, прошедших в посольстве КНР в Москве, две команды китайских студентов МГУ должны были выступать с позиций об обоснованности и необоснованности использования терроризма в борьбе наций за право на самоопределение. Безусловно, команда, которой по жребию выпало быть «защитниками» терроризма, отнюдь не состояла из сторонников экстремистских сил, но приводимые ими доводы помогали лучше увидеть истоки современного терроризма, а значит, и способствовали поиску справедливых решений по данной проблеме.
Существенным компонентом образовательного потенциала дебатов является их диалогизм. Дебаты погружают участников в насыщенное и динамичное смысловое пространство диалога как особой формы взаимодействия, неразрывно связанной с проблемой понимания и принятия другого, развития навыков незатрудненной коммуникации.
Дебаты позволяют целенаправленно развивать как устную, так и письменную формы коммуникации, формировать умения, связанные с анализом и обобщением информации, участием в обсуждении и публичных выступлениях. В отличие от других средств, дебаты требуют включения всего комплекса способностей и умений сразу, поскольку игровая основа дебатов не позволяет участникам использовать при принятии решений готовые алгоритмы и вынуждает действовать и быстро находить эффективные способы решения проблем в ситуации неопределенности.
Участие в дебатах побуждает к поиску новых личностных ресурсов партнерского взаимодействия. Это связано, в первую очередь, с тем, что участники дебатов вынуждены избегать агрессивности, непродуктивного «перехода на личности», любой другой деструктивности, овладевая при этом различными эффективными стратегиями убеждающей коммуникации. Таким образом, дебаты представляются эффективным средством формирования личностно-значимой позиции современных студентов.
Литература
1. Гогоберидзе А. Г. Теоретические основы развития субъективной позиции студента в условиях высшего профессионально-педагогического образования: дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2002. 537 с.
2. Занина Л. В. Становление гуманной педагогической позиции будущего учителя в условиях многоуровневой системы высшего педагогического образования: дис. ... канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 1994. 274 с.
3. Сластёнин В. А., Каширин В. П. Психология и педагогика. М.: Академия, 2010. 480 с.
4. Аксёнова Г. И. Формирование субъектной позиции учителя в процессе профессиональной подготовки: дис. ... д-ра пед. наук. М., 1998. 199 с.
5. Будникова С. П. Психологические условия становления профессиональной позиции у будущих педагогов на этапе производственной (педагогической) практики: дис. ... канд. психол. наук. Калуга, 2003. 180 с.
6. Галактионова Т. Г. Становление педагогической позиции студентов в условиях педагогического колледжа: дис. ... канд. пед. наук. СПб., 1997. 212 с.
7. Гуторова А. В. Формирование профессиональной позиции у студентов педагогического вуза: дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 1996. 159 с.
8. Ковалёва А. М. Становление субъектной позиции студентов педагогического вуза в учебно-воспитательном процессе: дис. ... канд. пед. наук. Красноярск, 2005. 197 с.
9. Лебедев А. С. Формирование субъектной позиции в творческой деятельности у студентов педкол-леджа: дис. ... канд. пед. наук. М., 2001. 179 с.
10. Деркач А. А. Акмеологические основы развития профессионала. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «Модэк», 2004. 752 с.
11. Гурвич П. Б. Основы обучения устной речи на языковых факультетах. Владимир: Владимирский государственный педагогический институт, 1972. 156 с.
12. Курицына С. И. Образовательная программа и педагогическая технология «Дебаты» URL: http:// www.iro.yar.ru:8101/institut/cot/method/lection1.shtml (дата обращения: 30.03.2012).
13. Белоглазова Е. В., Крамарова Т. Ю. Применение методики «Дебаты» в урочной и внеурочной деятельности образовательных учреждений г. Тольятти. Тольятти: Фонд «Развитие через образование», 1998. 20 с.
14. Ермаков Е. П. Судейство в дебатах. Бишкек: Фонд «Сорос — Крыргызстан», 2004. 115 с.
15. Усачева О. В. В поисках новых путей повышения эффективности обучения речевому взаимодействию на иностранном языке. М.: Первое сентября, 2005. 157 с.
16. Калинкина Е. Г. Дебаты на уроках истории. СПб.: КАРОРО, 2002. 221 с.
17. Щеколдина А. В. Развитие дискуссионных умений как компонента интерактивной компетенции у студентов-регионоведов. Волгоград, 2006. 183 с.
18. Галковская И. В. Мастерская «Техника групповой коммуникации» // Открытое образование для открытого общества: Концепции, модели, технологии: Метод дайджест. Псков: ПГПИ, 2003. С. 208-211.
19. Калинкина Е. Г., Наумов С. А. Формат дебатов Карла Поппера с элементами политического кейса. СПб.: SENK, 2002. 38 с.
20. Светенко Т. В., Калинкина Е. Г., Петренко О. Л. Дебаты: Учебно-методический комплект. М.: Бонфи, 2001. 296 с.
21. Великанова А. В. Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Дебаты. Портфолио. Самара: Профи, 2002. 92 с.
22. Беспалько В. Г. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 192 с.
23. Гузеев В. В. Планирование результатов образования и образовательная технология. М.: Народное образование, 2000. 240 с.
24. Дьяченко В. К. Реформирование школы и образовательные технологии. Красноярск, Новокузнецк: ИПК РО, 1999. 378 с.
25. Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике. Рига: Эксперимент, 1995. 196 с.
26. Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий. СПб.: КАРО, 2002. 226 с.
27. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. 256 с.
Статья поступила в редакцию 10 октября 2012 г.