Научная статья на тему 'Дебаты как инновационная образовательная технология'

Дебаты как инновационная образовательная технология Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1946
334
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНО-ЗНАЧИМАЯ ПОЗИЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ДЕБАТЫ / PERSONAL AND MEANINGFUL POSITION / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / DEBATE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сун Лэй

В статье показано, что формированию личностно-значимой позиции студента способствует такая образовательная технология, как дебаты. Дебаты предназначены для детального исследования спорных проблем и являются одним из наиболее эффективных методов развития творческой активности, критического мышления, логики, ораторских способностей, толерантности, навыков цивилизованной дискуссии и демократического диалога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Debate as an innovative technology of forming personal and meaningful positions of students

The article shows that debate as an educational technology contribute forming student’s personal and meaningful position. Debate is one of the most effective methods to promote the development of creative activity, oratorical skills and tolerance. Debate requires detailed investigation of controversial issues, and it is an excellent tool for developing critical thinking,logic skills, civilized discussion and democratic dialogue.

Текст научной работы на тему «Дебаты как инновационная образовательная технология»

Научный дебют

145

СУН ЛЭЙ, аспирант МГУ им. М.В. Ломоносова

Дебаты как инновационная образовательная технология

В статье показано, что формированию личностно-значимой позиции студента способствует такая образовательная технология, как дебаты. Дебаты предназначены для детального исследования спорных проблем и являются одним из наиболее эффективных методов развития творческой активности, критического мышления, логики, ораторских способностей, толерантности, навыков цивилизованной дискуссии и демократического диалога.

Ключевые слова: личностно-значимаяпозиция, образовательнаятехнология, дебаты.

Ведущей тенденцией современного высшего образования является переход к сту-дентоцентрированной парадигме, характерная черта которой - ориентация на межличностное общение и диалог. Реализация данной парадигмы предполагает использование специфических педагогических технологий формирования личностно-значи-мой позиции студента [1-4], среди которых особое место занимают дебаты.

При этом под личностно-значимой позицией студента как будущего специалиста мы понимаем целостную характеристику личности студента, которая, с одной стороны, отражает ценностно-смысловое отношение к образованию, его целям, смыслу, процессу, результатам; с другой -инициативно-ответственное отношение к самому себе, к профессиональной деятельности, к коллегам.

В педагогической науке и практике в последние годы неоднократно ставился вопрос об использовании дебатов как образовательной технологии, способствующей развитию у учащихся навыков цивилизованной дискуссии [5-9]. Благодаря своим особенностям: целостности, универсальности, личностной включенности, ориентации на самообразование - дебаты на сегодняшний день являются одной из самых эффективных педагогических технологий, способствующих развитию творческой активности личности, формирующих умение представлять и отстаивать свою

позицию, вести толерантный диалог, навыки ораторского мастерства, лидерские качества.

Дебаты предназначены для детального, структурированного исследования спорных проблем и являются прекрасным средством для развития критического мышления, логики, навыков цивилизованной дискуссии, демократического диалога. Участие в дебатах позволяет развить комплекс качеств, которые необходимы современному специалисту, в частности:логику и критическое мышление, навыки устной речи, навыки работы с информацией, эмпатию и терпимость к различным взглядам, уверенность в себе, способность работать в команде, умение концентрироваться на сути проблемы, стиль публичного выступления.

Дебаты как учебная технология обладают следующими важными свойствами:

1) проходят согласно определенным правилам, что обеспечивает возможность управления ходом дискуссии и более адекватного оценивания работы участников;

2) предоставляют участникам возможность привлекать широкий круг сведений и фактов для аргументирования своей точки зрения;

3) развивают навыки критического мышления, т.е. навыки формулирования проблемы, обоснования и анализа обсуждаемых мыслей и идей;

4) развивают исследовательские и организационные навыки (приводя аргументы,

146 Высшее образование в России • № 12, 2012

участник должен подкреплять их доказательствами, апеллируя к различным источникам, а форма его выступления непосредственно влияет на эффективность сообщения;

5) высвечивают проблему с различных точек зрения и ориентируют на поиск возможных путей ее решения.

Существенным компонентом образовательного потенциала дебатов является их диалогизм.. Дебаты погружают участников в насыщенное и динамичное смысловое пространство диалога как особой формы взаимодействия, где требуются понимание и принятие другого, навыки незатрудненной коммуникации.

Дебаты позволяют целенаправленно развивать как устную, так и письменную формы коммуникации, формировать умения, связанные с анализом и обобщением информации, навыки участия в обсуждении и публичных выступлений. В отличие от других средств, дебаты требуют мгновенного включения всего комплекса способностей и умений, поскольку игровая основа дебатов не позволяет участникам использовать при принятии решений готовые алгоритмы. В ситуации неопределенности нужно действовать сразу и быстро находить эффективные способы решения проблем.

Участие в дебатах побуждает к поиску новых личностных ресурсов в условиях партнерского взаимодействия. Это связано в первую очередь с тем, что участникам предписано избегать агрессивности, непродуктивного «переходана личности», любой

другой деструктивности. Это значит, что для аргументации своей точки зрения участник должен владеть различными эффективными стратегиями убеждающей коммуникации. Таким образом, дебаты представляются эффективным средством формирования личностно-значимой позиции современных студентов.

Литература

1. Беспалько В.Г. Слагаемые педагогической

технологии. М.: Педагогика, 1989. 192 с.

2. Селевко Г.К. Современные образователь-

ные технологии. М.: Народное образование, 1998. 256 с.

3. Кларин М.В. Инновации в мировой педа-

гогике. Рига, 1995. 196 с.

4. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогичес-

ких технологий. СПб.: КАРО, 2002. 226 с.

5. Белоглазова Е.В, Крамарова Т.Ю. Приме-

нение методики «Дебаты» в урочной и внеурочной деятельности образовательных учреждений г. Тольятти. Тольятти: Изд-во фонда «Развитие через образование», 1998.

6. Великанова А.В. Технология развития кри-

тического мышления через чтение и письмо. Дебаты. Портфолио. Самара: Профи, 2002. 92 с.

7. Калинкина Е.Г. Дебаты на уроках истории.

СПб.: КАРО, 2002. 221 с.

8. Курицына С.И. Образовательная програм-

ма и педагогическая технология «Дебаты». URL: http://www.iro.yar.ru: 8101/ institut/ cot/ method/lection1.shtml

9. Светенко Т.В, Калинкина Е.Г. Петренко

О.Л. Дебаты: Учебно-методические комплект. М.: Бонфи, 2001.

SONG LEI. DEBATE AS AN INNOVATIVE TECHNOLOGY OF FORMING PERSONAL AND MEANINGFUL POSITIONS OF STUDENTS

The article shows that debate as an educational technology contribute forming student's personal and meaningful position. Debate is one of the most effective methods to promote the development of creative activity, oratorical skills and tolerance. Debate requires detailed investigation of controversial issues, and it is an excellent tool for developing critical thinking, logic skills, civilized discussion and democratic dialogue.

Key words: personal and meaningful position, educational technology, debate.

g

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.