Закон и право. 2024. № 5. С. 305-309. Law and legislation. 2024;(5):305-309.
Научная статья УДК 343.2/.7
https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-5-305-309 EDN: https://elibrary.ru/VQFQOS
NIION: 1997-0063-5/24-290 MOSURED: 77/27-001-2024-5-490
Деанонимизация пользователя как структурная часть оперативно-розыскных мероприятий
Анна Владимировна Цыкора
Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону,
Россия, ttanneta@mail.ru, 89185203871
Аннотация. В статье рассмотрен актуальный вопрос на сегодняшний день — деанонимизация анонимных Telegram-каналов в сети с целью дальнейших проведений оперативно-розыскных, следственных мероприятий и привлечения лиц, являющихся администраторами и бенифициарами информационного ресурса, к различного рода ответственности.
Ключевые слова: анонимный информационный канал, деанонимизация, Telegram-канал, лингвистический анализ текста, комментарии, речевые следы, визуальный дианон, информатор, скриншоты, сравнительный анализ, информационные потоки, оперативные мероприятия, Специальная военная операция.
Для цитирования: Цыкора А.В. Деанонимизация пользователя как структурная часть оперативно-розыскных мероприятий // Закон и право. 2024. № 5. С. 305—309. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-5-305-309 EDN: https://elibrary.ru/VQFQOS
Original article
User deanonimisation as a structural part of operative search measures
Anna V. Tsykora
Don State Technical University, Rostov-on-Don,
Russia, ttanneta@mail.ru
Abstract. The article discusses a pressing issue today - the deanonimization of anonymous Telegram channels on the network, with the aim of further carrying out operational search and investigative measures and bringing persons who are administrators and beneficiaries of the information resource to various kinds of responsibility.
Keywords: anonymous information channel, deanonimization, Telegram channel, linguistic text analysis, comments, speech traces, visual dianon, informant, screenshots, comparative analysis, information flows, operational activities, Special military operation.
For citation: Tsykora A.V. User deanonimisation as a structural part of operative search measures // Law and legislation. 2024;(5):305—309. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-5-305-309 EDN: https:// elibrary.ru/VQFQOS
Гредства массовой информации всегда играли существенную роль в формировании '^^«''общественного мнения, общественного настроения, составляя новостную повестку, нагнетая напряженность или смещая акценты — активно участвуя в социальных процессах целой страны либо отдельно взятого поселения.
© Цыкора А.В. М., 2024. LAW & LEGISLATION • 05-2024
История становления российских СМИ аналогична развитию страны: для 90-х свойственны заказные убийства журналистов из-за их публикаций и проводимых расследований; в нулевые, ввиду кризиса и закрытия большинства печатных изданий, был существенный спад их активности особенно в оппозиционной и иной самостоятельной деятельности.
После 2010 г. данная ситуация приобрела новый виток за счет появления самостоятельно существующих площадок размещения информации, не зависимых от редакторского состава и изданий, таких, как социальные сети (ВКонтакте, Одноклассники, МойМир.МаП, Facebook), а также публичных форумов по типу «Live Journal», перерождения журналистов в блогеров и «экспертов» и последующей их интеграции в мессенджеры1.
Примером такой популистской интеграции может являться «Telegram»2. Данный мессенд-жер был создан в 2013 г. и задумывался как площадка для конфиденциального общения. В течение первых трех месяцев Telegram скачали примерно один миллион раз. А уже с 2013 г. по февраль 2016 г. создатель Павел Дуров заявил, что мессенджером пользуются более 100 млн человек. Этот подъем обусловлен появлением возможности создания анонимных информационных каналов, с безусловным плюсом в виде скорости подачи материала, его объема и читательского охвата.
Безусловно, это стало знаковым событием в информационной среде, полностью изменившем подачу информации; нивелирование редакционной составляющей позволило появиться каналам с неконтролируемой повесткой, оказывающей беспрецедентное давление на органы власти и раскачивающей настроение в обществе, при этом успешно монетизируя свой контент различными способами. Долгое время на данный ресурс не обращали внимания, хотя комментарии по опубликованным материалам давали многие, даже Д. Песков, называя их «сливными бочками»3.
Однако весна 2022 г. дала понять, что не все так безобидно как казалось. С началом Специальной военной операции существенная часть Telegram-каналов заняли оппозиционную сторону и принялись активно вбрасывать фейковые новости, дискредитирующие органы власти и Вооруженные Силы Российской Федерации.
Государственный ответ получился достаточно быстрым и был реализован в рамках появле-
1 Мессенджер (от англ. Message — сообщение) — специальная программа для телефона, которая позволяет оперативно обмениваться сообщениями, звонить и даже общаться по видеосвязи через Интернет.
2 Telegram — это бесплатный кросс-платформенный облачный сервис мгновенных сообщений.
3 Интервью пресс-секретаря Президента РФ Дмитрия Пескова Владимиру Соловьеву // https://newdaynews.ru/ moscow/712966.html
ния списка иноагентов, получающих дотации из-за рубежа, а также предметной деанонимизации авторов конкретных Telegram-каналов в рамках уголовно преследуемых деяний в Москве и Санкт-Петербурге (по ст. 163 УК РФ).
В Ростовской области активизация Telegram-каналов пришлась на период с лета 2020 г. Не принимая во внимание крупных новостных аг-регаторов, дублирующих стандартную новостную повестку своих сайтов, появился ряд анонимных Telegram-каналов, публикации которых были явно направлены против региональных органов власти, в том числе должностных лиц области. Используя технические возможности Telegram, а также новые методы и тактику подачи материала, они достаточно быстро набрали потребительскую аудиторию в десятки тысяч подписчиков каждый, оказывая давление на судебную систему и распространяя недостоверную информацию, порочащую честь и достоинство в том числе и представителей силового блока.
Осенью 2020 г., после изучения актуальности проблемы, поступили первые предложения на проведение оперативно-розыскных мероприятий, целью которых были деанонимизация авторов Telegram-каналов, а также поиск иной оперативно значимой информации о лицах, возможно причастных к преступлениям, предусмотренным ст. 163 УК РФ «Вымогательство». За два года системой контроля накоплен достаточный положительный опыт по работе и анализу Telegram-каналов, которым хотелось бы поделиться в данной статье.
Прежде чем приступать к решению поставленных задач и вопросов, необходимо вникнуть в ряд важных сопутствующих технических нюансов Telegram и организационных форматов деятельности СМИ, пиково влияющих на дальнейший анализ:
1. Технический функционал мессенджера Telegram, его особенности и возможности (создание и настройка чатов / каналов, в том числе приватных). Особое внимание стоит обратить на следующие функции:
■ функция отложенной публикации, которая фактически исключает время подачи материала из последующего анализа, поскольку автор Telegram-канала может сидеть с вами в одном месте, а публикация появится в нужный момент;
■ функция автоматического удаления сообщений, позволяющая автоматически стирать сообщения каждые 24 часа, 7 дней, раз в месяц. Если данная функция включена,
ЗАКОН И ПРАВО • 05-2024
то при необходимости найти публикации за прошлый период времени возникнут трудности.
2. Обязательное изучение инструкций, правил и рекомендаций по ведению Telegram-кана-лов для привлечения аудиторий и их популяризации, находящихся в свободном доступе в открытом сегменте сети Интернет. Фактически это и есть методы и тактика, на которые опираются пользователи, и именно понимание азов подачи материала, их частоты, взаимных репостов позволит группировать ресурсы при анализе.
3. Изучение и структурирование основных официальных СМИ в регионе / городе (официальное представительство, перечень площадок, на которых публикуются, список репортеров и журналистов).
4. Поиск и структурирование данных по бенефициарам, официально либо не официально владеющим СМИ, указанными в п. 3, а также лиц, имеющих возможность влиять на них, — это позволит структурировать публикуемые материалы относительно интересантов.
5. Анализ статей основных журналистов и блогеров региона, активно публикующих (публиковавших ранее) статьи в открытом сегменте сети Интернет, в том числе с осуществлением первичного лингвистического анализа текстов публикаций, с акцентом на стилистику и особенности подачи материала, а также слова паразиты.
«Миром правят деньги!». Стоит всегда помнить, что авторы Telegram-каналов — это не полуголодные фанатики и все, что они делают, так или иначе, в большей или меньшей степени завязано на деньгах.
Среди основных способов заработка выделяются три.
1. Реклама. По данным на начало 2022 г., Telegram занимает 4-е место в России среди социальных сетей и стал самым быстрорастущим мессенджером. А если учитывать блокировку иностранных сервисов и социальных сетей, вполне закономерно, что на ближайшую перспективу мессенджер будет лидировать в России. Реклама вполне пригодна для поиска заказчика и дальнейшего выхода на автора Telegram-канала.
2. Заказные публикации. Они направлены на оказание давления на представителей органов власти, силового блока управления, или бизнес-элит, или просто конкурентов в среде. Заказчики таких публикаций зачастую обращаются и используют возможности различных СМИ, нескольких авторов — для создания объема (мас-
штаба) давления. Выстраивание схемы связи на основе данных о потенциальном заказчике, задействованных ресурсах позволяет выяснить неизвестное в уравнении.
3. Блок на публикацию. Реализуется в форме удаления уже существующих статей за денежное вознаграждение и / или не появления новых компроматов. Именно за это привлекли к ответственности московских и питерских администраторов Те1е§гаш-каналов.
Зачастую местные Те1е§гаш-каналы фактически могут быть ориентированы и работать в интересах крупных анонимных Те1е§гаш-кана-лов федерального уровня. Ошибочно принимать и оценивать каждую публикацию как авторскую, между журналистами (блогерами, админами Те1е§гаш-каналов) также ведется обмен целевой «оперативной» информацией. Авторы делятся между собой инсайдерскими данными как в «сыром», так и в «готовом» виде, в том числе за денежное вознаграждение.
Не зря публикации называют новостным потоком, подразумевая под этим непрерывный источник информации. При этом стоит учитывать, что СМИ и отдельно взятые журналисты обладают всем объемом информации (официальной и неофициальной). При этом бенефициары источника выступают в качестве фильтра, когда чистые новости, соответствующие политике редакции и проправительственному курсу, попадают на открытые площадки, а грязные, не допущенные к публикации, чаще «улетают» в анонимные каналы (что может происходить и за спиной редакции — бенефициара).
Крупные собственники обладают выстроенными финансовыми инструментами для оплаты услуг источников информации. Работа журналистов построена ничуть не хуже работы оперативных подразделений в том смысле, что у хороших журналистов имеется достаточно обширная «агентурная» сеть (количество источников информации), за счет которой удается получать инсайдерскую информацию.
Проведение мероприятий по деанонимиза-ции информаторов и авторов Те1е§гаш-канала возможно следующими способами, которые, конечно, не являются исчерпывающими:
1. Лингвистический анализ содержимого публикаций (лингвистический дианон), который представляет собой общую оценку материала и его разделение на составные части. Данный вид анализа позволяет не только понять главную мысль автора, но и определить исполь-
LAW & LEGISLATION • 05-2024
зуемые им методы убеждения, воздействия на аудиторию. Лингвистический анализа текста позволяет вникнуть в материал, оценить его внутреннее и внешнее содержание, проанализировать «качественные и количественные» показатели, профессионализм и компетентность автора, эффективность изыскания в целом.
К основным объектам лингвистического анализа относятся:
■ тексты, представленные как на материальном носителе, так и в цифровом формате (скриншоты интернет-страниц; скриншоты электронной коммуникации в мессен-джерах; фотографии, слоганы и т.п.);
■ комментарии — текстовая сущность, которой свойственно трансформироваться в конфликт. Словам всегда придавали особое значение. Тихо брошенная фраза может привести к буре, а оскорбление — к серьезному интернет-конфликту;
■ речевые следы — информация, запечатленная при помощи языка и посредством речевой деятельности в слове. Опираясь на нее, можно проследить, как выражает свою мысль автор, и сделать соответствующие выводы: сколько лет автору, его пол, род занятий;
■ слова паразиты;
■ владение специфической терминологией и жаргонизмами по направлению публикаций в конкретной области.
Лингвистический анализ текста — это не только вычитывание материалов с целью поиска ошибок, описок, нестыковок и прочих нюансов, но и качественная и комплексная оценка материалов. Важно определить словарный запас автора, его умение грамотно оперировать фразами для обоснования правильного подбора слов, языковых оборотов и уместность их употребления.
При проведении качественного исследования текстового содержания необходимо понять стиль изложения, в котором пишет автор, выделить характерные для публикации черты (приемы, фразы, термины, обороты), оценить доказательную базу (актуальность, достоверность, обоснованность) подаваемой информации. В дальнейшем это поможет при группировке нескольких Те1е§гаш-каналов к одному первоисточнику. Также следует проверять предоставленные сведения на ошибки, соответствующие выбранному стилю.
2. Проверка материалов не текстового содержания (визуальный дианон):
■ Фотоматериалы, используемые для последующего анализа, к которым можно отнести:
• документы, которые могут послужить для определения круга лиц, имеющих доступ к ним, а также содержащие иные поисковые признаки в виде технических неисправностей принтера, оставляющие на листе бумаги хаотично расположенные черные точки, серую полосу с неровными краями либо иные неисправности (с потенциальной возможностью дальнейшего определения устройства, с которого был распечатан документ);
• мониторы. Например, информатору необходимо экстренно передать информацию, и для ускорения процесса он прибегает к простому фотографированию экранов своего компьютера. При этом он не задумывается о том, что может оставить характерные поисковые признаки, по которым в дальнейшем можно отождествить оконечное устройство. Как правило, это: интерфейс приложения (характерный для конкретного АРМ с установленной базой данных), механические повреждения поверхности монитора, неисправности матрицы (битые пиксели, затемнения областей);
• скриншоты, позволяющие определить марку, модель телефона, а также установить ресурс, к которому обращался пользо -ватель, для последующего направления запроса провайдеру;
• фотографии окружающий среды. Одними из таких примеров могут являться фото с мест происшествия, следственных экспериментов, мероприятий по задержанию, оперативно попадающие в новостную ленту;
• видеоматериалы, публикуемые в Теле-грам-канале, которые помогут определить возможное местоположение объекта.
Обязательно стоит обращать внимание на взаимные репосты, а также ссылки авторов на другие Те1е§гаш-каналы. Такие детали дают основания сгруппировать каналы по первоисточнику. Обратной стороной медали будет «воровство» публикаций, которое может привести к сетевому конфликту авторов на просторах мес-сенджера, что также является методом для выявления первоисточников информации.
ЗАКОН И ПРАВО • 05-2024
Изложенные выше рекомендации, комбинации сравнительного анализа позволят свободно ориентироваться в информационных потоках региона, особенно с учетом того факта, что Telegram-каналы активно используются Центром информационно-психологических операций Сил специальных операций Украины для информационного воздействия на население и дискредитации ВС РФ, а также могут быть использованы для проведения митингов.
Список источников
1. Галяшина Е.И. Методологические основы судебного речеведения: Дис. ... д-ра филол. наук. М., 2003. С. 210.
2. Никишин В.Д. Соотношение понятий «речевой след» и «цифровой след» в судебном рече-ведении // Цифровой след как объект судебной экспертизы: Матер. Междунар. науч.-практ. конф. М.: Проспект, 2020. С. 153.
3. Третьякова В.С. Объект и единицы лингвистической экспертизы // Теория и практика лингвистического анализа текстов СМИ в судебных экспертизах и информационных спорах:
Матер. Межрегионального науч.-практ. семинара. Москва, 7 — 8 декабря 2002 / Под ред. С.В. Гор-баневского. М., 2002. Ч. 1. С. 57—59.
4. https://inclient.ru/telegram-stats/
5. https://www.iphones.ru/iNotes/564442
References
1. Galyashina E.I. Methodological foundations of judicial speech science: Dis. ... Dr. philol. Sciences. M., 2003. P. 210.
2. Nikishin V.D. Correlation of the concepts «speech trace» and «digital trace» in forensic speech science // Digital trace as an object of forensic examination: Materials of the International scientific and practical conference. M.: Prospekt, 2020. P. 153.
3. Tretyakova V.S. Object and units of linguistic examination / / Theory and practice of linguistic analysis of media texts in forensic examinations and information disputes: Materials of the Interregional scientific-practical seminar. Moscow, December 7 — 8, 2002 / Ed. S.V. Gorbanevsky. M., 2002. Part 1. Pp. 57—59.
4. https://inclient.ru/telegram-stats/
5. https://www.iphones.ru/iNotes/564442
Информация об авторе
Цыкора А.В. — кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры «Экономическая безопасность, учет и право»
Статья поступила в редакцию 07.03.2024; одобрена после рецензирования 08.04.2024; принята к публикации 14.04.2024.
Information about the author
Tsykora A.V. — candidate of legal sciences, associate professor, associate professor of the department of economic security, accounting and law
The article was submitted 07.03.2024; approved after reviewing 08.04.2024; accepted for publication 14.04.2024.
LAW & LEGISLATION • 05-2024