Научная статья на тему '«ДАВИДОВ ЗАВЕТ» в истории заветных отношений Бога с человечеством'

«ДАВИДОВ ЗАВЕТ» в истории заветных отношений Бога с человечеством Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1773
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Надежда Ружина

Статья посвящена анализу ряда обетований, данных в свое время Давиду, часть которых исполнилась еще при его жизни (великое имя, место для народа, покой) и часть, начавшая свое осуществление уже после его смерти (дом, семя, царство, Храм, престол, отцовство, наказание и милость). Кроме этого, автор показывает, что «Давидов завет» открыл наиболее важный аспект обещания учение о Мессии (помазаннике). Исходя из этого, автор утверждает, что «Давидов завет» оказал влияние не только на историю древних времен, но и на современную «новозаветную» историю, особенно в вопросе о Мессии, который является постоянной областью конфликта между евреями и христианами. Однако при всех существующих разногласиях между ними нет двусмысленности в понимании того, что завет, данный Богом Давиду, играет важную роль в истории заветных отношений Бога с человечеством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««ДАВИДОВ ЗАВЕТ» в истории заветных отношений Бога с человечеством»

«ДАВИДОВ ЗАВЕТ» в истории заветных отношений Бога с человечеством

© н.в. ружина, 2013 Надежда РУЖИНА, ДХУ, Донецк, Украина

Надежда Ружина. Академический декан Донецкого христианского университета. Получила степень магистра богословия в Санкт-Петербургском Христианском университете. Преподаватель древнееврейского языка, биб-леистики (Ветхий Завет). Руководитель студенческой и сестринской молитвенных групп. Электронная почта: academia@dcu. org.ua

«Ясно то, что, если и имеется хотя бы один отрывок в Ветхом Завете, который заслуживает названия «почвы с семенами» мессианской надежды, то таковым является 2 Сам.7:1-17т, в особенности, 16 стих» Р. Клементе (R. Clements)

Введение

В истории «заветных отношений» Бога с челове чеством или определенной группой людей, или отдельно взятым человеком, важную роль играет завет, данный Богом Давиду, оказавший влияние не только на историю древних времен, начиная с Давида и заканчивая последним из царей его рода в Иудейском царстве - Седекией, но и на «новозаветную» историю. При этом необходимо учесть тот факт, что христианское понимание «новозаветной» истории существенным образом отличается от еврейского осмысления. Так, в отличие от христиан, для которых «новозаветная» история неразрывно связана с именем Иисуса Христа и идеей «завета по благодати», для представителей иудаизма - с восстановлением (обновлением) заветных отношений, некогда установленных на горе Синай, приходом Мессии (по-евр. iVm - Машиах, помазанник[2])

[1] Массоретский текст (МТ) Первой и Второй книг Самуила соответствует тексту Первой и Второй книг Царств в Синодальном переводе (СП), а 1-2 книги Царств (МТ) - это 3-4 книги Царств (СП). Соответственно 2Сам.7:1-17 (МТ) - это 2Цар.7:1-17 (СП). В дальнейшем, если цитирование согласно СП не будет совпадать с МТ (кроме названий книг Самуила - Царств), то в скобках будет приводиться цитирование согласно МТ.

[2] Еврейское написание слова и его значение взяты из электронного словаря Brown, Driver, Briggs. Hebrew and English Lexicon (Strong's Abridged BDB. Bible Works 7). В дальнейшем при рассмотрении еврейских слов ссылка на источник BDB указываться не будет. Это значит, что она (ссылка) подразумевается.

и отсутствием идеи «завета по благодати», поскольку, как замечает рав. М. Энджел: «вечная природа завета Бога с Израилем и его неотменяемость - фундаментальный аспект иудаизма»[3].

Поэтому, цель данного изыскания заключается в рассмотрении «Давидова завета» в истории заветных отношений Бога с человечеством, потому как «Давидов завет» является одной из наиболее спорных теологических тем Ветхого Завета[4]. Для этого в работе будет представлено исследование: (1) общего фона событий, поспособствовавших появлению «Давидова завета», (2) присущих ему характерных особенностей, а также (3) его согласованности с существовавшими на тот момент заветами и (4) имеющихся последствий «Давидова завета».

При рассмотрении характерных особенностей завета будут отмечены следующие аспекты: избрание Давида и суть обетований завета. При анализе согласованности «Давидова завета» с другими заветами будут задействованы: Авраамов, Моисеев (Синайский) и Новый заветы.

1. Общий фон «Давидова завета»

Совершенно очевидно, что главной темой Второй книги Царств является изображение «правления царя Давида». При этом важно отметить, что первые десять глав книги знакомят читателя с «триумфами Давида». Соответственно, начальные главы (со 2-й по 4-ю) повествуют о довольно благополучном «семилетнем царствовании Давида в Хевроне», а последующие шесть глав - об «успешном царствовании Давида над всем Израилем». При этом предполагается, что четыре важных события, предшествовавшие появлению «Давидова завета» не случайно описаны в первых главах 2-й книги Царств. Возможно, именно такая подача материала способствует более глубокому уяснению вопроса истории возникновения «Давидова завета».

Во-первых, после завершения долговременного преследования Давида Саулом, в связи со смертью Саула (2Цар.1), Давиду пришлось стать непосредственным участником продолжительной гражданской войны в Израиле между сторонниками «Дома» Саула и «Дома» Давида (2Цар.3:1), в результате которой Давид был признан царем над всем Израилем. Следствием «всеобщего признания» Давида было прибытие в Хеврон (город Давидов) всех израильских старейшин и колен и заключения с ними завета, который был закреплен помазанием Давида «в цари» над всем Израилем (2Цар.5:1-3; ср. 1Пар.11:1-3).

Во-вторых, Давид смог захватить неприступную крепость иевусеев (город Иевус), превратив ее в стратегически важный город, который был назван «городом Давида» (2Цар.5:6-10; ср. 1Пар.11:4-9). Несомненно, это был важный шаг в установлении единства Израиля, в виду того что Иерусалим

[3] Энджел М. Завет: иудейский взгляд. /

Иудейско-христианский диалог. // Словарь-справочник. Диалог. / Ред. Л. Кленицкий, Дж. Вайгодер. Пер. М. Серебрякова. - М.:

ББИ Св. ап. Андрея, 2004. - С.92. [4] Еврейское слово - ТаНаХ - аббревиатура трех разделов Библии: Торы, Набим и Кетубим.

находился между Хевроном и Сихемом в центре Иудейского нагорья, связывая юг с севером Палестины. При этом необходимо учесть и ряд других фактов: Иерусалим - это древний город Иевус, который в засушливом климате Палестины представлял собой большую ценность из-за наличия непересыхающего источника Гихона, а также еще до прибытия израильтян в «Землю Обетованную» являлся весьма значимым центром культуры и торговли[5].

В-третьих, согласно 2Цар.6:16-17 (ср. 1Пар.13, 15, 16:1) Давид перенес «ковчег[6] Господень» в Иерусалим. Данное событие (или аспект) подготовило «почву» для учреждения «Давидового завета», особым образом подчеркивая тесную взаимосвязь между верховной властью Бога в Израиле и царствованием Давида, который был наделен царскими полномочиями по «Слову Бога» (1Цар.16:12-13, 2Цар.5:2-3). Соответственно наличие «ковчега Господня» в Иерусалиме символизировало установление «престола Божия», а значит, - Его постоянного присутствия и неизменной власти среди Своего народа. Таким образом, перенесение ковчега в столицу указывало на то, что царь Израильский будет править под непосредственным руководством Бога.

В-четвертых, Давид, наконец, «обрел долгожданный покой» от всех окрестных врагов (2Цар.7:1). Другими словами, дав царство Давиду над всем Израилем, Бог обезопасил его правление от посягательств противников, которые представляли реальную угрозу для становления, развития и укрепления Израиля как успешного государства. Действительно, подобного состояния благополучия (мира) израильтяне, жившие в Ханаане (Палестине) до сих пор не испытывали. Следовательно, у Давида, который, в силу сложившихся обстоятельств, свыкся с мыслью о «молниеносном» принятии эпохальных решений, появилось время для осмысления прошлого, настоящего и будущего, а значит, и для утверждения вопроса о создании «Дома Господня»[7] (2Цар.7:2; ср. 1Пар.17:1б).

Таким образом, эти четыре события, совершившиеся в жизни Давида, послужили тому, чтобы он принял основательное решение о построении «Храма»[8], вместо имеющейся, на тот момент, «скинии»[9]. Тем более что на данный проект, мотивированный искренним желанием царя, пророк Нафан дал свое благословение. Он сказал: «все, что у тебя на сердце, иди, делай; ибо Господь с тобою» (2Цар.7:3; ср. 1Пар.17:2). Однако, как

[5] Paune D.F. Иерусалим. // Новый Библей-

ский Словарь. / Библейские реалии. (Гл.

ред.) Р.З. Ороховатская. - Ч.2. - СПб.:

Мирт, 2001. - СС.340-345; Ринекер Ф., Май-

ер Г. Библейская Энциклопедия Брокгауза. Более 6000 ключевых слов к личностям, истории, археологии и географии Библии. / Общ. ред. В.А. Цорн. Пер. с немец. В.М. Ивановой, А.А. Карельского, Д.В. Щедро-вицкого. - Кременчуг, Украина: Христи-янська Зоря, 1999. - С.375.

[6] Еврейское слово 'р~1Х - арон - 1. ковчег (завета); 2. ящик, сундук, гроб. В то время как для обозначения Ноева ковчега и корзинки младенца Моисея используется другое еврейское слово ЛЗП - тевах - ковчег, корзинка.

[7] «Дом для Господа» (по-евр. тлч1 п^зл -ха-баит ла-Яхве).

[8] Еврейское слово - хехал - 1. храм, святилище; 2. чертог, дворец.

[9] Еврейское слово ^ЭШИ - мишкан - 1. шатер, скиния; 2. жилище, обитель, дом.

наблюдается из текста (2Цар.7:4; ср. 1Пар.17:3), доброе намерение Давида инициировало отложение построения «Дома Господнего» на более позднее время и даже не самим Давидом, а уже его сыном, что нашло отражение в «Слове Бога» через заключение «нового завета Бога с Давидом» (2Цар.7:8-17; ср. 1Пар.17:7-15).

2. Характерные особенности «Давидова завета» Несомненно, повествователь Второй книги Царств[10], фокусируя внимание на «завете с Давидом» (см. Таблицу 1), который был избран Господом (евр. Л1Л" - Яхве) на должность царя в Израиле, вначале предлагает вниманию читателя предысторию «Давидова завета», состоящую из двух основных мыслей: (1) заявления Давида о намерении построить Храм Богу (2Цар.7:1-3; ср.1Пар.17:1-2) и, соответственно, (2) реакции Бога на заявление Давида (2Цар.7:4-7; ср.1Пар.17:3-6). Затем следует детальное описание «Давидова завета» посредством прорицания пророка Нафана в виде ряда «обещаний» Бога, данных Давиду (2Цар.7:8б-17; ср.1Пар.17:7б-15) и, наконец,- представление ответной «благодарственной» молитвы Давида (2Цар.7:18-29; ср.1Пар.17:16-27).

Таблица 1

«Завет с Давидом» в различных книгах Библии — сопоставительная таблица

2Цар.7:1-29 1Пар.17:1-27

Предыстория «Давидова завета» - желание Давида построить Храм

1 Когда царь жил в доме своем, и Господь успокоил его от всех окрестных врагов его, 2 тогда сказал царь пророку Нафану: вот, я живу в доме кедровом, а ковчег Божий находится под шатром. 3 И сказал Нафан царю: все, что у тебя на сердце, иди, делай; ибо Господь с тобою. 1а Когда Давид жил в доме своем, 1б то сказал Давид Нафану пророку: вот, я живу в доме кедровом, а ковчег завета Господня под шатром. 2 И сказал Нафан Давиду: все, что у тебя на сердце, делай, ибо с тобою Бог.

Слово Бога к пророку Нафану

Реакция Бога на желание Давида построить Храм

4 Но в ту же ночь было слово Господа к Нафану: 5 пойди, скажи рабу Моему Давиду: так говорит Господь: ты ли построишь Мне дом для Моего обитания, 6 когда Я не жил в доме с того времени, как вывел сынов Израилевых из Египта, и до сего дня, но переходил в шатре и в скинии? 7 Где Я ни ходил со всеми сынами Израиля, говорил ли Я хотя слово какому-либо из колен, которому Я назначил пасти народ Мой Израиля: "почему не построите Мне кедрового дома'? 3 Но в ту же ночь было слово Божие к Нафану: 4 пойди и скажи рабу Моему Давиду: так говорит Господь: не ты построишь Мне дом для обитания, 5 ибо Я не жил в доме с того дня, как вывел сынов Израиля, и до сего дня, а ходил из скинии в скинию и из жилища в жилище. 6 Где ни ходил Я со всем Израилем, сказал ли Я хотя слово которому-либо из судей Израильских, которым Я повелел пасти народ Мой: зачем вы не построите Мне дома кедрового?

«Давидов Завет»

Введение

8а И теперь так скажи рабу Моему Давиду: так говорит Господь Саваоф: 7а И теперь так скажи рабу Моему Давиду: так говорит Господь Саваоф:

Основная часть - обетование Давиду

Обещания, которые реализовались при жизни Давида

8бЯ взял тебя от стада овец, чтобы ты был вождем народа Моего, Израиля; 9 и был с тобою везде, куда ни ходил ты, и истребил всех врагов твоих пред лицем твоим, и сделал имя твое великим, как имя великих на земле. 10 И Я устрою место для народа Моего, для Израиля, и укореню его, и будет он спокойно жить на месте своем, и не будет тревожиться больше, и люди нечестивые не станут более теснить его, как прежде, 11а с того времени, как Я поставил судей над народом Моим, Израилем; и Я успокою тебя от всех врагов твоих. 7б Я взял тебя от стада овец, чтобы ты был вождем народа Моего Израиля; 8 и был с тобою везде, куда ты ни ходил, и истребил всех врагов твоих пред лицем твоим, и сделал имя твое, как имя великих на земле; 9 и Я устроил место для народа Моего Израиля, и укоренил его, и будет он спокойно жить на месте своем, и не будет более тревожим, и нечестивые не станут больше теснить его, как прежде, 10а в те дни, когда Я поставил судей над народом Моим Израилем, и Я смирил всех врагов твоих,

Обещания, которые реализовались после смерти Давида (обещания, относящиеся к «сыну» Давида)

11 б И Господь возвещает тебе, что Он устроит тебе дом. 12 Когда же исполнятся дни твои, и ты почиешь с отцами твоими, то Я восставлю после тебя семя твое, которое произойдет из чресл твоих, и упрочу царство его. 13 Он построит дом имени Моему, и Я утвержу престол царства его на веки. 14 Я буду ему отцом, и он будет Мне сыном; и если он согрешит, Я накажу его жезлом мужей и ударами сынов человеческих; 15 но милости Моей не отниму от него, как Я отнял от Саула, которого Я отверг пред лицем твоим. 16 И будет непоколебим дом твой и царство твое на веки пред лицем Моим, и престол твой устоит во веки. 10б и возвещаю тебе, что Господь устроит тебе дом. 11 Когда исполнятся дни твои, и ты отойдешь к отцам твоим, тогда Я восставлю семя твое после тебя, которое будет из сынов твоих, и утвержу царство его. 12 Он построит Мне дом, и утвержу престол его на веки. 13а Я буду ему отцом, и он будет Мне сыном, - 13б и милости Моей не отниму от него, как Я отнял от того, который был прежде тебя. 14 Я поставлю его в доме Моем и в царстве Моем на веки, и престол его будет тверд вечно.

Заключение

17 Все эти слова и все это видение Нафан пересказал Давиду. 15 Все эти слова и все видение точно пересказал Нафан Давиду.

[10] Необходимо также обратить внимание на параллельное описание «Давидова завета» в 1Пар.17.

Ответная «благодарственная» молитва Давида

Вступление

18а И пошел царь Давид, и предстал пред лицем Господа, и сказал:

16а И пришел царь Давид, и стал пред лицем Господним, и сказал:

Молитва Давида

18б кто я, Господи [мой], Господи, и что такое дом мой, что Ты меня так возвеличил!

19 И этого еще мало показалось в очах Твоих, Господи мой, Господи; но Ты возвестил еще о доме раба Твоего вдаль. Это уже по-человечески. Господи мой, Господи!

20 Что еще может сказать Тебе Давид? Ты знаешь раба Твоего, Господи мой, Господи!

21 Ради слова Твоего и по сердцу Твоему Ты делаешь это, открывая все это великое рабу Твоему.

22 По всему велик Ты, Господи мой, Господи! ибо нет подобного Тебе и нет Бога, кроме Тебя, по всему, что слышали мы своими ушами.

23 И кто подобен народу Твоему, Израилю, единственному народу на земле, для которого приходил Бог, чтобы приобрести его Себе в народ и прославить Свое имя и совершить великое и страшное пред народом Твоим, который Ты приобрел Себе от Египтян, изгнав народы и богов их?

24 И Ты укрепил за Собою народ Твой, Израиля, как собственный народ, на веки, и Ты, Господи, сделался его Богом.

25 И ныне, Господи Боже, утверди на веки слово, которое изрек Ты о рабе Твоем и о доме его, и исполни то, что Ты изрек.

26 И да возвеличится имя Твое во веки, чтобы говорили: Господь Саваоф - Бог над Израилем'. И дом раба Твоего Давида да будет тверд пред лицем Твоим.

27 Так как ты, Господи Саваоф, Боже Израилев, открыл рабу Твоему, говоря: 'устрою тебе дом', то раб Твой уготовал сердце свое, чтобы молиться Тебе такою молитвою.

28 Итак, Господи мой, Господи! Ты Бог, и слова Твои непреложны, и Ты возвестил рабу Твоему такое благо!

29 И ныне начни и благослови дом раба Твоего, чтоб он был вечно пред лицем Твоим, ибо Ты, Господи мой, Господи, возвестил это, и благословением Твоим соделается дом раба Твоего благословенным, [чтоб быть ему пред Тобою] во веки.

16б кто я, Господи Боже, и что такое дом мой, что Ты так возвысил меня?

17 Но и этого еще мало показалось в очах Твоих, Боже; Ты возвещаешь о доме раба Твоего вдаль, и взираешь на меня, как на человека великого, Господи Боже!

18 Что еще может прибавить пред Тобою Давид для возвеличения раба Твоего? Ты знаешь раба Твоего!

19 Господи! для раба Твоего, по сердцу Твоему, Ты делаешь все это великое, чтобы явить всякое величие.

20 Господи! Нет подобного Тебе, и нет Бога, кроме Тебя, по всему, что слышали мы своими ушами.

21 И кто подобен народу Твоему Израилю, единственному народу на земле, к которому приходил Бог, чтоб искупить его Себе в народ, сделать Себе имя великим и страшным делом - прогнанием народов от лица народа Твоего, который Ты избавил из Египта.

22 Ты соделал народ Твой Израиля Своим собственным народом навек, и Ты, Господи, стал Богом его.

23 Итак теперь, о, Господи, слово, которое Ты сказал о рабе Твоем и о доме его, утверди навек, и сделай, как Ты сказал.

24 И да пребудет и возвеличится имя Твое во веки, чтобы говорили: Господь Саваоф, Бог Израилев, есть Бог над Израилем, и дом раба Твоего Давида да будет тверд пред лицем Твоим.

25 Ибо Ты, Боже мой, открыл рабу Твоему, что Ты устроишь ему дом, поэтому раб Твой и дерзнул молиться пред Тобою.

26 И ныне, Господи, Ты Бог, и Ты сказал о рабе Твоем такое благо.

27 Начни же благословлять дом раба Твоего, чтоб он был вечно пред лицем Твоим. Ибо если Ты, Господи, благословишь, то будет он благословен вовек.

Поэтому правомерно предполагать, что отрывок 2Цар.7:8-17 (ср. 1Пар. 17:7-15) - является одним из самых важных в книгах Царств (в книгах Самуила и книгах Царств) и одним из ключевых во всем Ветхом Завете (ТаНаХе). Потому что в нем говорится о будущем, которое ожидает монархию Давида и святилище Иерусалима - Храм, т. е. - о самом насущном для израильского народа на много веков вперед. Одним словом, через пророка Нафана Бог произнес твердые обетования Давиду о двух важнейших вещах: нерушимости «Дома Давидова» (по-евр. ТП Г"? - байт Давид) и «Дома Божьего» (по-евр. □"nlxh Г"1? - байт ха-Элохим). Эти торжественные Божьи обетования «выросли» до «завета Вечного» (по-евр. nlly Г"Г? - берит олам), положенного с Давидом (2Цар.23:5; 4Цар.8:19; Пс.88 (89 МТ), 131 (132 МТ); Ис.55:3; Иер.33:19-22). При этом стоит учесть, что еврейский термин Г"Г? - берит, означающий «завет», «договор» или «союз», хотя и не упоминается в 7-й главе 2-й книги Царств, но подразумевается. Таким образом, «Давидов завет» является «теологическим центром книг Самуила [1Цар. и 2Цар.]»[11].

2.1. Избрание Давида

Действительно, во время царствования Давида в Иерусалиме Бог заключил с ним важный завет. Во 2-й книге Царств Давид говорит: «...завет вечный положил Он со мною, твердый и непреложный...» (23:5). При этом знаменательно то, что Бог через пророка Нафана напоминает Давиду о его происхождении из пастухов (2Цар.7:8б). Да и сам Давид в ответной молитве признает тот факт, что имя его стало известно лишь благодаря воле Божьей (2Цар.7:18б-22). Поэтому не случайно такое «крупномасштабное обещание» [завета с Давидом], касающееся судьбы многих последующих поколений, - Э. Мартинс именует, - исключительным даром благодати»[12].

Бесспорно, Бог избирает малоизвестных и незначительных людей, чтобы сделать их «орудиями» Своего «спасения». Этот важный мотив выбора находит отражение во всем Ветхом Завете (ТаНаХе). Так, например, Авраам был кочевником (Быт.12:1, 8-9), Моисей - косноязычным (Исх.4:10), Иеремия - довольно молодым (Иер.1:6), а Давид - пастухом (1Цар.16:11). Но Бог избирает Давида, потому что избрание (по-евр. ГПЛТр - мувхор)[13] в Ветхом Завете (ТаНаХе) происходит, - по мнению Г. Робинсона (Robinson G.), - не для «оказания чести», но для несения определенной ответственности^^. Вот почему еще во время царствования царя Саула Бог избрал Давида на царство, когда он пас овец у своего отца: «и избрал Давида, раба Своего, и взял его от дворов овчих» (Пс.77:70 [Пс.78:70 МТ]).

[11] Brueggemann W. First and Second Samuel. // Interpretation, a Bible Commentary for Teaching and Preaching. - V.9; 10. -Louisville: John Knox Press, 1990. - Р.253.

[12] Мартинс Э. Замысел Бога. - СПб.: Библия для Всех, 1995. - С.136.

[13] Еврейское слово избрание образовано от

гл. ~1ПЗ - бахар - 1. испытывать, исследовать; 2. избирать, выбирать, отбирать, предпочитать.

[14] Robinson G. A Commentary on the Books of 1 & 2 Samuel. - Edinburgh - Grand Rapids: WM. Eerdmans Publishing Co. - The Handsel Press LTD, 1993. - P.189.

В свое время, после поселения в «доме из кедра», данное избрание побудило уже известного царя Давида совершить грандиозное мероприятие - построить нечто величественное - «Дом для Бога» (2Цар.7:2; ср. 1Пар.17:1б). В принципе подобного рода обычай, заведенный еще шумерами в 3 тыс. до н.э., существовал у вавилонян, и ассирийцев, когда победоносный царь, обеспечивая определённую гарантию безопасности себе и государству, соответственно выражал благодарность божеству-покровителю в виде строительства храма (дома богу)[15]. Согласно этим представлениям, господствовавшими на древнем Ближнем Востоке, идея возведения Храма для Господа рассматривается, как весьма сильное желание царя Давида укрепить в сознании израильтян веру в присутствие и благосклонность Бога Яхве к ним.

И хотя Давид не получил разрешение на строительство «Храма для Господа», Бог дал ему ответное обещание - «построить Дом Давиду». При этом нельзя не заметить того, что на изъявленное желание Давида «построить Дом Богу Яхве», Бог отвечает обетованием обустройства «Дома Давида». Таким образом, Бог через пророка Нафана открыл, что относительно Давида у Него (Бога) были великие замыслы (планы). Это откровение и стало «заветом Бога с Давидом»[16].

2.2. Суть обетований «Давидова завета»

В завете Яхве с Давидом, Бог предоставил Давиду две категории обещаний (см. Таблицу 1), которые были приведены в исполнение как во время жизни Давида ^Цар^^б-!^; ср. 1Пар.17:7б-10а), так и те, которые начали реализоваться после его смерти (2Цар.7:11б-16; ср. 1Пар.17:10б-14). Другими словами, обещания Бога направлены, с одной стороны, самому Давиду, а с другой, - его «сыну».

Обещания, связанные с «Давидовым заветом», которые были приведены в исполнение при жизни Давида[17] следующие: великое имя[18], место для народа[19] и покой[20].

При этом весьма важно обратить внимание на то, что как Аврааму (Быт.12:2), так и Давиду Бог пообещал сделать имя великим - 1*Па ПШ -шем гадол (2Цар.7:9; ср. 1Пар.17:8). Действительно, во времена Авраама Бог сделал имя Авраама великим, в отличие от строителей «Вавилонской башни», которые сами себе пытались сделать «великое имя» (Быт.11:4).

[15] Уолтон Дж.Х., Мэтьюз В.Х., Чавалес М.У. Библейский культурно-исторический комментарий. // Ветхий Завет. / Энциклопедия христианства. Пер. с англ. Батухти-ной Т.Г., Платуновой А.П. - Ч.1. - СПб.: Мирт, 2003. - СС.368-369.

[16] Райри Ч. Основы Богословия. - М.: Духовное Возрождение, 1997. - С.549.

[17] 2Цар.7:8б-11а; ср. 1Пар.17:7б-10а (см.

Таблицу 1).

[18] «...и сделал имя твое великим, как имя

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

великих на земле» (2Цар.7:9).

[19] «И Я устрою место для народа Моего, для Израиля, и укореню его, и будет он спокойно жить на месте своем, и не будет тревожиться больше, и люди нечестивые не станут более теснить его, как прежде» (2Цар.7:10).

[20] «...и Я успокою тебя от всех врагов твоих» (2Цар.7:11а).

То же самое происходило во времена Давида: «И сделал Давид себе имя, возвращаясь с поражения восемнадцати тысяч Сирийцев в долине Соленой» (2Цар.8:13).

Создание Давидом мощного государства, требовало предоставление постоянного «места» Израилю. По этой причине Бог, посредством завета обеспечил израильский народ не только землей, но и постоянным местом жительства - домами. Эта идея прослеживается из МТ благодаря конно-тационным возможностям слова «укореню»[21]. Следовательно, во время правления Давида два положения Авраамового завета относительно «земли» и «народа» были обновлены.

Об отдыхе Давида от врагов, упомянутом в 2Цар.7:1 было вновь повторено в обещании 11 ст. Хотя реально Давид практически не имел настоящего покоя (отдыха) из-за ведения постоянных небольших войн, чтобы расширить владения израильского народа[22].

Обещания, которые начали реализовываться после смерти Давида[23] следующие: Дом (11б, 16 ст.), семя (12 ст.) и царство (13 ст.). Кроме этого, обетования, связанные с «Давидовым заветом», обещали «сыну Давида»: Храм, престол, отцовство Бога, наказание и милость (хесед).

Пожалуй, одним из самых ценных обетований является обещание «царского Дома». Бог будет формировать «Дом Давида», т.е. династию «Давидидов» (2Цар.7:16; ср. 1Пар.17:14). Слово «дом» в еврейском языке пуз - баит - означает не только обычный дом, но также и храм и дина-стию[24], т. е. возникает тема династии потомков Давида, которые наследуют царский престол в Иерусалиме[25]. Обычно монархи волновались относительно длительности их царствования и долговечности их царства, например, великий Навуходоносор (см. Дан.2), но Давид был свободен от этого беспокойства, потому что Бог дал ему обещание: Он устроит «Дом Давида» (2Цар.7:11б; ср. 1Пар.17:10б) и будет «непоколебим этот Дом навеки» (2Цар.7:16; ср. 1Пар.17:14).

Другим не менее важным обетованием является обещание «семени». Давид будет иметь «сына», который станет наследником и упрочит его царство (2Цар.7:12; ср. 1Пар.17:11). Учитывая даже тот факт, что в отрывке слово «семя» (по-евр. [ГТ - зера[26]) упоминается всего лишь один раз, нет основания сомневаться в том, что «семя» Давида будет иметь «длительный список» потомков.

[21] Слово «укореню» (СП) образовано от еврейского глагола [ИЗ - ната - A(qal): 1. насаждать, устроять, создавать; 2. вбивать (гвоздь). B(ni): быть посаженным.

[22] Grisanti M.A. The Davidic Covenant. // TMSJ. / 10/2. 1999. - P.238.

[23] 2Цар.7:11б-16; ср. 1Пар.17:10б-14 (см. Таблицу 1).

[24] Как в других языках, например: в рус-

ском языке - «Дом Романовых».

[25] Раипе Б^. Первая и Вторая Книги Царств. // Новый Библейский Комментарий. / Книга Бытие - Книга Иова. - Т.1. -СПб.: Мирт, 2000. - СС.437-438.

[26] Еврейское слово [ГТ — зера — 1. семя, семена; 2. потомство, род, дети; 3. сеяние, посев.

Третье существенное обетование - это обещание «царства»[27]. Выявлено, что главной особенностью царства[28] «сына Давида» была постоянная стабильность правления династии Давида вплоть до 586 г. до н.э. Не случайно, еще в завете с Авраамом было предсказано о том, что потомки Авраама будут иметь царей (Быт.17:16). Также и во времена Исхода было повторно провозглашено о том, что царство Израиля превзойдет другие царства (Числ.24:7) и явит свою силу (Числ.24:18). Следовательно, провозглашение царства «Дома Давида» указывает на то, что Бог избрал Давида на царство, но, при этом, не означает того, что Бог Сам отказался быть царем Израиля. Соответственно, В. Кайзер (Kaiser W.) считает что, «теократия и Царство Давида на основании их уникального места в Завете были расценены, как единое целое». В дальнейшем они были неразрывно связаны вместе. Так в 1Пар.28:5 говориться о том, что Соломон восседал «на престоле царства Господня над Израилем», а во 2Пар.13:8 упоминается о царстве Господнем «вруке сынов Давидовых»[т.

Далее, в обетовании говорится, что «семя» Давида - Соломон, построит Храм, а не сам Давид и престол царства Соломона будет утвержден навеки (2Цар.7:13; ср. 1Пар.17:12). При этом право управления никогда не будет передано другому семейству, потому что благословения завета предопределены навсегда (2Цар.7:13; ср. 1Пар.17:12). Это подтверждается и в Пс.88:35-38 (Пс.89 МТ).

Затем, особенно удивительным является божественное заявление: «Я буду ему отцом, и он Мне будет сыном» (2Цар.7:14; ср. 1Пар.17:13). «Экстра-семейное» усыновление не имеет места в Ветхом Завете (кроме Быт.15:3, где Авраам хотел усыновить своего слугу). Но в данном пассаже имеется «Божественное усыновление», а не обычная судебная процедура. Поэтому, по мнению А. Андерсона (Anderson A.), это усыновление связывает отрывок 2Цар.7:1-29 с Мессией «Отраслью Давида» (Евр.1:5)[30]. Несомненно, понятие сыновства в этом отрывке имеет свое теологическое прошлое, когда во времена Египетского рабства Бог называет Израиль Своим «сыном»: «Израиль есть сын Мой, первенец Мой» (Исх.4:22). Следовательно, такое понимание отцовства было понятно во времена Давида. Но в «Давидовом завете» оно приобретает несколько иную форму. Новым пониманием является то, что отношение Бога к «сыну Давида» хотя и напоминает обещания, данные Аврааму и Моисею, но и имеет отличие. Также понятие сыновства является несколько большим, чем «ближневосточное номинальное» понимание «божественного сыновства». Так, по мнению В. Кайзера, «Сын Бога» - это Божий дар, не вызывающий чувство гордости или свойственное человеку хвастовство. Уникальным пониманием

[27] 2Цар.7:12; ср. 1Пар.17:11. Zondervan Publishing House, 1991. - PP.151-

[28] Еврейское слово - мамлахах — цар- 152.

ство, царствование. [30] Anderson A.A. 2 Samuel. // Word Biblical

[29] Kaiser W.C. Jr. Toward an Old Testament Commentary. - V.11. - Dallas, Texas: Word

Theology. - Grand Rapids, Michigan: Books Publisher, 1989. - P.122.

сыновства является то, что Давид мог теперь взывать к Богу: «мой Отец» (2Цар.7:26) и каждый его потомок имел полное право называться «сыном Бога». Но история не говорит о том, что кто-либо из царствующих потомков Давида понял и реализовал это высокое понятие «сыновства Божьего»[31].

Однако Бог обещал царю Давиду, что хотя Он и накажет[32] всех царей «Дома Давида», которые не будут повиноваться Его Слову (2Цар.7:14; ср. 1Пар.17:13а), но Его обещание относительно трона будет неизменным (2Цар.7:15; ср. 1Пар.17:13б), т. е. гарантируется постоянство царствующей династии. Причина этому - милость (по-евр. ЧСП - хесед), явленная Давиду.

Еврейское понятие хесед[33], переводимое как стойкая любовь, играет важную роль в заветных отношениях между Богом и Давидом. Также в ветхозаветных текстах хесед указывает на отношения завета Бога, заключенного со всем человечеством (н-р, Иер.9:24; Ездр.3:4; Руфь 1:8). Поэтому в завете с Давидом Бог проявляет хесед независимо от того, будут ли потомки Давида верны обязательствам завета или нет (2Цар.7:14-15; ср. 1Пар.17:13). Именно милость укрепила надежду Израиля так, что в дальнейшем они взывали к Богу, чтобы Он «выполнил хесед, которую обещал Давиду» (н-р, 3Цар.8:23)[34].

3. Согласованность «Давидова завета» с «уже имеющимися заветами»

Следует обратить внимание на то, что новый завет Бога с Давидом не аннулировал закон Моисеев или обещания, данные Аврааму. Наоборот он дополнил и выполнил их, особенно, в трех вопросах: (1) заключительное завоевание земли, (2) установление наследуемого царства и (3) условия для постройки «дома Богу» - Храма.

Бесспорно, Давидов завет является безоговорочным. Бог обещал Давиду, что его потомки будут править всегда. Поэтому Давидов завет установил некий престол, с которого «семя» Давида будет править в земле и в народе, обещанном Аврааму[35].

[31] Kaiser W.C. Jr. Toward an Old Testament Theology. - Grand Rapids, Michigan: Zondervan Publishing House, 1991. - P.152.

[32] В МТ тексте наказание - это евр. гл. Пк - йахах, имеющий целый ряд значений: E(hi): 1. рассудить (судебное дело); 2. назначать; 3. упрекать, укорять, обличать; 4. наказывать.

[33] Еврейское слово ПОП - хесед - преданность, верность, лояльность, милость или

доброта (как следствие преданности или

верности), милосердие. Данное слово является широким по своему значению, оно описывает правильные взаимоотношения, которые должны быть между личностями (между людьми или между человеком и Богом),

связанным взаимным союзом или заветом, или каким-либо другим способом. Это слово включает в себя как значение доброты и милости, так и значение преданности и верности и, в зависимости от контекста, подчеркивает тот или другой оттенок значений. Поэтому современные переводы используют несколько разных слов для перевода хесед, потому что нет ему идентичного слова.

[34] Robinson G. A Сommentary on the Books of 1 & 2 Samuel. - Edinburgh - Grand Rapids: WM. Eerdmans Publishing Co. - The Handsel Press LTD, 1993. - P.186.

[35] Sutton R.R. The Davidic Covenant. http:/ /entrewave.com/freebooks/docs/a_pdfs/ newslet/sutton/9204.pdf. 05.04.02.

Авраамов завет (Быт.12) является основополагающим заветом, установленным Богом с «семенем» Авраама. Бог обещал Аврааму «семя», землю, и что его потомство станет большим народом. «Семя» Авраама могло задерживать выполнение благословения завета их неповиновением Богу, но не могло изменить этот завет[36]. Таким образом, обещание «семени» данное Аврааму сделалось центром Давидова завета и обещания: «царства», «дома», «престола» только усиливают значение Давидова завета.

Вместе с тем, завет, данный Давиду, интересно сравнить с заветом у горы Синай (с Моисеевым). Так, наблюдается, что завет Давида не противоречит завету Бога, заключенному со всем народом через Моисея. Данное Давиду откровение начинается с упоминания о том, что Яхве обитал среди Своего народа со времен Моисея (2Цар.7:5-8). Здесь присутствует прямая связь с заветом Авраама, который был расширен и «ратифицирован» на горе Синай. Кульминация дополнительного откровения и расширения Божьего завета наступает тогда, когда Яхве обращается к Давиду через пророка Нафана (2Цар.7:1-17)[37].

Как отмечает Э. Мартинс, Моисеев завет дан для всего народа, а Давидов - для отдельного человека. Таким образом, завет Давида можно сравнить с окружностью, вписанной в другую, большую окружность[38], которая как одна из частей составляет единое целое - завет Бога с человечеством. Например, закон Моисеев ссылается на место центрального святилища - «место, которое изберет» Господь (Втор.16:16), но только Давидов завет разрешил проблему: было дано благословение на строительство «дома Господнего» сыном Давида (2Цар.7:13; ср. 1Пар.17:12).

В дополнение к выполнению некоторых обещаний Авраамова и Моисеева заветов, Давидов завет открыл наиболее важный аспект обещания завета - учение о Мессии (помазаннике). Так, если Авраамов завет обещал, что «Примиритель» придет из колена Иуды (Быт.49:10); а в Моисеевом завете предсказано о пророке подобном Моисею (Втор. 18:15); то Давидов завет более ясно раскрывает обещание - указывая на то, что Мессия произойдет из царской династии Давида, через его сына (Соломона) (2Цар.7:8-29)[39]. Поэтому правомерно предполагать, что в отрывке 2Цар.7 гл. имеется тонкое, едва различимое, движение к эсхатологическому будущему[40]. Значит, в завете Бога с Давидом присутствует «семя веры» в Мессию, Господнего помазанника.

Так, согласно христианской традиции, в лице Иисуса Христа Бог установил «Новый завет». Христос одновременно является и Сыном Божьим,

[36] Click to Home! Davidic Covenant. http:// www.bibleteacher.org/Dm120_6.htm. 05.04.02.

[37] Ван-Гронинген Дж. Завет. // Евангельс-

кий Словарь Библейского Богословия. / Под

ред. Э. Уолтера. - СПб.: Библия для Всех, 2000. - С.350; Fensham F.C. Завет, союз. //

Новый Библейский Словарь. / Библейские реалии. (Гл. ред.) Р.З. Ороховатская. - Ч.2.

- СПб.: Мирт, 2001. - СС.293-294. [38] Мартинс Э. Замысел Бога. - СПб.: Библия для Всех, 1995. - С.142. м Smith R.A. The Davidic Covenant. http:// www.berith.org/essays/bib/bib11.html. 05.04.02. wo] Zuck R.B. A Biblical Theology of the Old Testament. - Chicago: Moody Press, 1991. -P.719.

и Сыном Давида на основании непорочного зачатия (Рим.1:3-4). Следовательно, «Христос является совершенным выполнением Завета Дави-да»[41]. Поэтому, - как говорит М. Гуинан ^шпап М.), - когда христиане заявляют, что Иисус Христос - Мессия - Помазанный Царь, то они подтверждают, что в «Иисусе Давидов Завет достиг кульминации и наивысшего выполнения»[42].

Таким образом, согласно христианской традиции, «Новый завет» показывает, что Иисус Христос - законный преемник трона Давида (Лк.1:32-33). Тем более, по мнению А. Лакока: «термин «новый» означает, что все события прежних заветов обрели в нем свой полный, всецелый, «плероматический[4'3]» смысл. Теперь они не ограничены рамками «плоти». «Свершилось» - в царстве завета это слово впервые провозгласил Иисус на кресте»[44].

Согласно же иудейской традиции, обнаруживающей большое разнообразие мнений и позиций по отношению к образу Мессии (Машиаха) рассматриваются две общие тенденции в еврейской мессианской мысли: реставрационная и утопическая, которые в свое время выделил израильский ученый Г. Шолем[45].

Первая тенденция - реставрационная - представляет мессианскую эру как период:

• отстройки древнего Храма,

• восстановления Дома царя Давида,

• возвращения древнего величия Израиля.

Непосредственно сам реставрационный момент выражен в словах известной еврейской молитвы: «обнови дни наши, как древле» (Плач 5:21). Таким образом, реставрационная идея еврейской мессианской мысли выражает, во-первых, «острую тоску» по возвращению древнего «золотого века» (времена царствования Давида и Соломона); во-вторых, ожидание момента, когда Мессия сделает это восстановление возможным[46].

Вторая тенденция - утопическая - сильно отличается от реставрационной. Она подразумевает катастрофический разрыв в нормальном историческом процессе, потому что мессианская эра будет установлена и утверждена чудесами и знамениями. Согласно этому апокалиптическому

[41] Counts K. The Covenant of Grace - Part VIII. The Davidic Covenant to New Covenant. http://mtviewpres.freeservers.com/cov-8.htm. 05.04.02.

[42] Guinan M.D. Davidic Covenant. // The Anchor Bible Dictionary. / Edit. Freedman David Noel - V.2. - New York: Doubleday, 1992. - Р.71.

[43] Плерома (от греч. plhpwma) - наполнение,

полнота, множество. В Новом Завете -

«вся полнота Божества телесно» обитает во

Христе.

[44] Лакок А. Завет: христианский взгляд. / Иудейско-христианский диалог. // Словарь-справочник. Диалог. / Ред. Л. Кленицкий, Дж. Вайгодер. Пер. М. Серебрякова. - М.: ББИ Св. ап. Андрея, 2004. - С.96.

[45] Шолем Гершом (1897 - 1982) - выдающийся еврейский ученый, исследователь Каббалы и еврейского мистицизма.

[46] Энджел М. Мессия: иудейский взгляд. / Иудейско-христианский диалог. // Словарь-справочник. Диалог. / Ред. Л. Кленицкий, Дж. Вайгодер. Пер. М. Серебрякова. - М.: ББИ Св. ап. Андрея, 2004. - С.154.

представлению, человеческая жизнь, как мы ее знаем, - и даже законы природы, - будут радикальным образом преображены. Мессианская эра, при этом, «не настанет в результате естественного прогресса человеческой цивилизации, а придет спонтанно, как полный разрыв с прошлым миром. Она будет установлена посредством катастрофы. Так, еврейская традиция говорит о войнах Гога и Магога накануне пришествия Мессии»[47].

Однако отношение к идее Мессии изменялось в ходе еврейской истории. Иногда оно имело утопический и апокалиптический характер, а иногда - реставрационный и рационалистический. Соответственно иудейские представления нередко содержали элементы обеих тенденций. Тем не менее, идея Мессии давала всем евреям, независимо от их личных мнений или позиций в отношении Мессии, во-первых, надежду на лучшие времена; во-вторых, мечту об идеальном мире, которая когда-нибудь, наконец, осуществится. Подобного рода вера, - как считает Г. Робинсон, - «хранила светильник надежды Израиля, горящего даже в течение бурных дней темноты, надежды относительно их продолжения как народа» после того, как «возможность любого восстановления царства была крайне отдалена»[Щ.

Итак, как во времена преследований и страданий, так и в мирное время еврейский народ с особой надеждой ожидал и продолжает ожидать окончательного избавления, которое обязательно должно прийти, независимо от того, будет ли пришествие Мессии совершено чудесным или естественным способом, а также будет ли оно связано со сверхъестественными силами или харизматической личностью. Ведь существенным является то, что именно Мессия принесет долгожданный «мир» (по-евр. □АЬш _ шалом[49]) Израилю.

Тем не менее, вопрос о Мессии был и остается постоянной областью конфликта между евреями и христианами. Христиане и евреи по-разному верят в Мессию: для христиан обетования Божьи, данные «дому Давида», исполнились в Иисусе Христе; а для иудеев Мессия - это человек, с приходом которого наступит эпоха мира и справедливости на земле. Т.е. для христиан - Мессия уже пришел. Евреи Его - все еще ожидают.

Именно иудеи-ортодоксы до сих пор ожидают прихода Мессии, который установит «Царство Божье» на земле и принесет счастливую и свободную жизнь еврейскому народу в Палестине. Они верят, что все это произой-

[47] Энджел М. Мессия: иудейский взгляд. / Иудейско-христианский диалог. // Словарь-справочник. Диалог. / Ред. Л. Кленицкий, Дж. Вайгодер. Пер. М. Серебрякова. - М.: ББИ Св. ап. Андрея, 2004. - СС.154-155.

[48] Robinson G. A ^mmentary on the Books

of 1 & 2 Samuel. - Edinburgh - Grand Rapids: WM. Eerdmans Publishing Co. - The Handsel Press LTD, 1993. - P.186.

[49] Еврейское слово _ шалом - это не

только мир физический (мир, благоденствие, благосостояние, здоровье, безопасность, дружелюбность), но и духовный. Следовательно, слову шалом, имеющему одновременно довольно широкий спектр значений, весьма сложно подобрать соответствующее слово в других языках.

дет не в результате политических или военных акций, а благодаря приходу Мессии. Поскольку народ Израиля не видел должного мира; поскольку царство Израиля не было восстановлено в том виде, в котором хотели бы евреи; поскольку еврейский народ часто был гоним и притесняем; то становиться ясным, что для евреев Мессия еще не пришел.

В заключение можно сказать, что некоторые обетования исполнились во время царствования самого Давида, а некоторые остались в Божьих планах. Эти планы зависели от исполнения Божьего обетования послать в мир Мессию, «Сына Давидова», Который, по мнению Д. Пэйна (Раипе Б.), наконец, приведет людей к безопасности и миру, в котором они всегда так нуждались[50]. Вот почему, «Давидов завет» - это завет мессианского обещания.

4. Последствия «Давидова завета»

Если проследить влияние завета, данного Давиду, на последующую историю, то целесообразно будет остановиться на следующих моментах. Во-первых, обещания завета пробудили в народе надежду, которой ему раньше недоставало. Обещание воцарения непрерывной династии было воспринято как прогноз «золотого века» и всеобщего благоденствия, однако надежды народа не оправдались. Спустя 200 лет пророк Исайя все еще возлагает надежды на лицо из рода Давида, «отрасль от корня Иессеева», но теперь это Мессия, на Котором «почиет» могущественный Дух Святой, Который будет судить бедных по правде и во время жизни Которого земля исполнится знанием Яхве (Ис.11:1-9; ср. 32:1-8). Портрет Мессии разработан также Иеремией (23:5) и Иезекиилем (34:23, 27). Важно отметить, что надежды возлагаются на царя, человека из рода Давида. Ожидание Мессии ставится рядом с надеждами на успех царской власти.

Вторым последствием завета, данного Богом Давиду, является убежденность в непобедимости Сиона. Со времен Давида, присутствие храма и ковчега в нем побуждало израильтян считать, что Сион, т. е. Иерусалим, где находился Храм - в безопасности. Храм и ковчег были символами присутствия Бога, т. е. там, где Бог поражение - немыслимо. Сион нерушим, не только благодаря наличию храма и ковчега, но и по причине того, что рядом, в столице, избранной Давидом, находился его трон, которому обещано вечное существование.

Вот почему, важным положительным последствием завета необходимо считать тот факт, что вера в «грядущего вождя» поддерживала народ Израиля в трудные времена. Однако второе последствие завета - мнение о непобедимости Сиона, составило ложную основу убеждения людей в своей безопасности[51].

[50] Раипе Б^. Первая и Вторая Книги

Царств. // Новый Библейский Комментарий. / Книга Бытие - Книга Иова. - Т.1. -СПб.: Мирт, 2000. - С.438.

[51] Мартинс Э. Замысел Бога. - СПб.: Библия для Всех, 1995. - СС.140-141.

Заключение

Итак, на первый взгляд, казалось бы, очень личные обещания Давиду, на самом деле являются не совсем таковыми. Народ Израиля тоже не упускается из виду[52], хотя обещание «устроить место» для Израиля - это повторение более ранних обетований[53]. Поэтому не случайно такое видение общенародного благословения характерно для ответной благодарственной молитвы Давида, в которой цитируется формула завета: «И Ты укрепил за Собою народ Твой Израиля, как собственный народ, на веки, и Ты, Господи, сделался его Богом»[54].

Вместе с тем, Давиду было дано четыре совершенно новых и, в то же время, судьбоносных обещания:

1) Бог сделает имя Давида великим[55];

2) Бог даст Давиду неприкосновенность среди окружающих его вра-гов[56];

3) Давид станет родоначальником династии, и потомки его будут править страной вечно[57];

4) наконец, отношения между Богом и представителями будущей династии будут определяться формулой завета: «Я буду ему отцем, и он будет Мне сыном»[58].

Таким образом, согласно христианской традиции «Давидов завет», регулирующий временное и вечное правление потомков Давида, был подтвержден Божественной клятвой[59] и обновлен в благовестии Марии[60]. Согласно же еврейской традиции «Давидов завет», допускающий наказание евреев за их грехи нуждается в обновлении и восстановлении. Поэтому евреи продолжают ждать наступления мессианской эры (или пришествия Мессии).

При этом в связи с «Давидовым заветом» все еще остается много вопросов, в частности: почему сегодня нет никого на троне Давида? Был ли нарушен завет? Царство - это настоящее или будущее? Что представляет Царство Божье? Будет ли действительно Тысячелетнее царство? Что такое Царство Христа? Является ли Церковь Царством? Соберется ли народ израильский и будет ли он восстановлен Мессией?

На подобные вопросы, пытаются дать ответ не только иудеи, но и христиане. Однако при всех существующих разногласиях между ними нет двусмысленности в понимании того, что завет, данный Богом Давиду, играет важную роль в истории заветных отношений Бога с человечеством.

[52] «И Я устрою место для народа Моего, для Израиля, и укореню его, и будет он спокойно жить на месте своем, и не будет тревожиться больше» (2Цар.7:10 ср. 1Пар.17:9).

[53] См. Быт.12:1-3; 28:13-15 и др.

[54] 2Цар.7:24; ср. 1Пар.17: 22.

[55] 2Цар.7:9.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[56] 2Цар.7:10.

[57] 2Цар.7:11-13.

[58] 2Цар.7:14.

[59] Пс.88 (89 МТ):30-37; 2Цар.8:19; Ис.55:3; Иер.33:19-22.

[60] Лк.1:30-33.

Библиография

Ван-Гронинген Дж. Завет. // Евангельский Словарь Библейского Богословия. / Под ред. Э. Уолтера. - СПб.: Библия для Всех, 2000. - СС.341-352.

Лакок А. Завет: христианский взгляд. / Иудейско-христианский диалог. // Словарь-справочник. Диалог. / Ред. Л. Кленицкий, Дж. Вайгодер. Пер. М. Серебрякова. - М.: ББИ Св. ап. Андрея, 2004.

- СС.94-96.

Мартинс Э. Замысел Бога. - СПб.: Библия для Всех, 1995.

Райри Ч. Основы Богословия. - М.: Духовное Возрождение, 1997.

Ринекер Ф., Майер Г. Библейская Энциклопедия Брокгауза. Более 6000 ключевых слов к личностям, истории, археологии и географии Библии. / Общ. ред. В.А. Цорн. Пер. с немец. В.М. Ивановой, А.А. Карельского, Д.В. Щедровиц-кого. - Кременчуг, Украина: Христи-янська Зоря, 1999.

Уолтон Дж.Х., Мэтьюз В.Х., Чавалес М.У. Библейский культурно-исторический комментарий. // Ветхий Завет. / Энциклопедия христианства. Пер. с англ. Ба-тухтиной Т.Г., Платуновой А.П. - Ч.1.

- СПб.: Мирт, 2003.

Энджел М. Завет: иудейский взгляд. / Иудейско-христианский диалог. // Словарь-справочник. Диалог. / Ред. Л. Кленицкий, Дж. Вайгодер. Пер. М. Серебрякова. - М.: ББИ Св. ап. Андрея, 2004.

- СС.91-94.

Энджел М. Мессия: иудейский взгляд. / Иудейско-христианский диалог. // Словарь-справочник. Диалог. / Ред. Л. Кленицкий, Дж. Вайгодер. Пер. М. Серебрякова. - М.: ББИ Св. ап. Андрея, 2004.

- СС.154-157.

Anderson A.A. 2 Samuel. // Word Biblical Commentary. - V.11. - Dallas, Texas: Word Books Publisher, 1989.

Brueggemann W. First and Second Samuel. // Interpretation, a Bible Commentary for

Teaching and Preaching. - V.9; 10. -Louisville: John Knox Press, 1990.

Clements R.E. The Messianic Hope in the Old Testament. // JSOT. / 43. / 1989. - PP.3-19.

Click to Home! Davidic Covenant. http:// www.bibleteacher.org/Dm120_6.htm. 05.04.02.

Counts K. The Covenant of Grace - Part VIII. The Davidic Covenant to New Covenant. http://mtviewpres.freeservers.com/cov-8.htm. 05.04.02.

Fensham F.C. Завет, союз. // Новый Библейский Словарь. / Библейские реалии. (Гл. ред.) Р.З. Ороховатская. - Ч.2. -СПб.: Мирт, 2001. - СС.291-296.

Grisanti M.A. The Davidic Covenant. // TMSJ. / 10/2. 1999. - РР.233-250.

Guinan M.D. Davidic Covenant. // The Anchor Bible Dictionary. / Edit. Freedman David Noel - V.2. - New York: Doubleday, 1992. - РР.69-72.

Kaiser W.C. Jr. Toward an Old Testament Theology. - Grand Rapids, Michigan: Zondervan Publishing House, 1991.

Paune D.F. Иерусалим. // Новый Библейский Словарь. / Библейские реалии. (Гл. ред.) Р.З. Ороховатская. - Ч. 2. - СПб.: Мирт, 2001. - СС.340-348.

Paune D.F. Первая и Вторая Книги Царств. // Новый Библейский Комментарий. / Книга Бытие - Книга Иова. - Т. 1. -СПб.: Мирт, 2000. - СС.399-448.

Robinson G. A ^mmentary on the Books of 1 & 2 Samuel. - Edinburgh - Grand Rapids: WM. Eerdmans Publishing Co. - The Handsel Press LTD, 1993.

Smith R.A. The Davidic Covenant. http:// www.berith.org/essays/bib/bib11.html. 05.04.02.

Sutton R.R. The Davidic Covenant. http:// entrewave.com/freebooks/docs/a_pdfs/ newslet/sutton/9204.pdf. 05.04.02.

Zuck R.B. A Biblical Theology of the Old Testament. - Chicago: Moody Press, 1991.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.