Научная статья на тему 'Давид Ибн Марван ал-Мукаммис. Двадцать глав. Глава 2. Учение о знании и истине'

Давид Ибн Марван ал-Мукаммис. Двадцать глав. Глава 2. Учение о знании и истине Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
47
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Давид Ибн Марван ал-Мукаммис. Двадцать глав. Глава 2. Учение о знании и истине»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 13. ВОСТОКОВЕДЕНИЕ. 2011. № 3

ПУБЛИКАЦИИ

Давид Ибн Марван Ал-Мукаммис

ДВАДЦАТЬ ГЛАВ. ГЛАВА 2. УЧЕНИЕ О ЗНАНИИ

И ИСТИНЕ

1) Итак, мы перечислили аспекты, с помощью которых следует исследовать все познаваемое, а именно существование вещи, которую исследуют, ее сущность, качество и обоснование, и привели определения и подразделения каждого из них. Обратимся к другому предмету исследования.

[Существование знания]

2) Мы говорим: теперь надо установить, существует ли знание или нет,

и если существует, что оно такое, каково оно, и зачем оно.

Это демонстрирует следующая таблица:

Для познания (та'гг/а), что такое знание ( Ч1т), необходимо ответить на четыре вопроса:_

Во-первых, существует ли знание или нет?_

Во-вторых, если его существование подтверждено, что оно такое?

В-третьих, каково оно, то есть, какая это вещь?_

В-четвертых, зачем оно, то есть, зачем оно нужно?_

Начнем мы с вопроса, существует ли знание или нет, и скажем, что некоторые люди утверждали, что знания нет. Это утверждение они подкрепляли слабыми аргументами, которые нет нужды приводить здесь, так как другие помимо нас уже подробно изложили их. Мы же упомянем один из аргументов против них, утверждающий и доподлинно устанавливающий наличие знания.

3) Так, мы спрашиваем того, кто отрицает знание: «Ты по знанию утверждаешь, что нет знания, или по невежеству (¡аЫ)?».

Если он ответит: «По знанию», то он тем самым признает наличие знания, которое он прежде отрицал.

Если же он скажет: «По невежеству», то никто не обязан принять его мнение, так как с его стороны оно основано на невежестве.

Если же он скажет: «Я не знаю, говорю ли я: «Знания нет» по знанию или по невежеству», тогда он признается в невежестве от-

81

носительно темы беседы, а доказательство, основанное на невежестве, — это не состоятельное доказательство1.

Эта аргументация позволяет установить и утвердить наличие знания.

4) Узнав, что знание существует, посмотрим, что оно такое.

Сущность знания мы установим из двух его определений.

Мы говорим, что определение знания таково: это истинное постижение ^акдщ) познаваемых (та&йка) объектов без сомнения (shaqq) и без выдумок (¿апп) и подтверждение (МЪа{) познания (та'гг/а) их с помощью определения и непротиворечивого описания2.

Если же хочешь, можешь определить его так: знание — это образ ($йга) чувственно постигаемых объектов (такИ$ща{) в душе, а также полагание (taqdTr) душой существования (wujйd) умопостигаемых объектов (ma'qйlаt)3.

5) Это демонстрирует следующая таблица:

_Есть два определения знания_

Первое: знание — это истинное постижение познаваемых объектов без сомнения и без выдумок и подтверждение познания их с помощью определения и непротиворечивого описания_

Второе: знание — это образ чувственно постигаемых объектов в душе, а также постулирование душой существования умопостигаемых объектов

[Качество знания]

6) Теперь перейдем к качеству знания и рассмотрим, каково

оно.

Мы утверждаем, что знание — это духовная акциденция ('arad rühäniyy), которая рождается от постижения чувствами чувственно воспринимаемых объектов, которые мысль не отпускает до тех пор, пока не схватит их истинную суть, на основании чего мысль делает

1 Эта техника опровержения тезиса оппонента путем последовательности вопросов, выявляющих его внутреннюю непоследовательность и логическую противоречивость, называется по-арабски ilzäm, букв. «принуждение, вынуждение». Его широко употребляли средневековые богословы.

2 Первое определение устанавливает две фазы в процессе познания: верное восприятие их и закрепление познанного с помощью рациональных логических процедур. Первая фаза соответствует определению, которое писавшие по-гречески отцы церкви давали «философии». Ср. определение Иоанна Дамаскина в «Источнике знания»: gnosis ton onton hei onta estin (Migne. Patrologia Graeca. N.Y., 1958. P. 94).

3 Второе определение выделяет два объекта познания: чувственно воспринимаемое и умопостигаемое, знание о которых имеет различную форму. Это определение восходит к Аристотелю (см. «О душе» III, гл. 7-8, 431b-432a).

82

заключение относительно других объектов и выясняет их соотношение между собой4. Вот тогда это и будет знание. Таково его5 мнение о качестве знания.

[Обоснование знания]

7) Теперь перейдем к обоснованию знания и рассмотрим, почему знание желанно.

Мы утверждаем: Желанно.. .6 знание человеком Причины ('illa)7, что произвела (sana'at) его, чтобы он старался походить на нее, сколько возможно, с целью достичь самого благородного и достойного положения при Нем, когда ни печаль, ни забота не будут досаждать ему, когда ни страдания, ни боль не коснутся его.

[Существование истины]

8) Обсудив существование знания, его сущность и как оно

возникает и появляется, а также его обоснование, рассмотрим

теперь вопрос, существует истина или нет, а затем, что есть она, какова она и зачем она.

Мы говорим, что некоторые люди утверждали, что истины не существует. Мы же спросим их: «Истинно или ложно ваше утверждение, что истины не существует?»

Если они скажут: «Мы говорим это истинно», то они признают существование истины, которое они ранее отрицали.

Если же они скажут: «Ложно», то никто не обязан принимать их мнение, раз они сами объявляют его ложным.

Если же они скажут: «Мы не знаем, истинно или ложно мы говорим, что нет истины», тогда их следует спросить: «А истинно ли вы говорите, что не знаете, истинно или ложно ваше утверждение?»

Если они скажут: «Истинно», они тем самым признают, против своей воли, существование истины.

Если же они скажут: «Ложно», то слова их неприемлемы, ибо они сами объявили их ложными.

Если же они скажут: «Мы не знаем, истинны или ложны наши слова, когда мы говорим, что мы не знаем», тогда они сами признают, что они не знают, что говорят, и что они даже не знают, что не знают. Невежда тот, кто не знает даже, что он невежда.

4 Опять повторение тезиса о двух этапах познания, сначала — чувства, потом — мысль.

5 О ком именно идет речь, не совсем ясно.

6 Издатель текста указывает, что в рукописи здесь пропуск примерно двух слов.

7 Как указывает Струмза, термин 'illa «причина, основание» у средневековых философов и богословов часто обозначал Творца.

83

Мы же вернемся к своим делам. Мы-то знаем, что есть истина (haqq), а ее противоположность — вздор (ЪайТ), что есть правда (sidq), а ее противоположность — ложь (kadhiЪ).

[Сущность истины]

9) Теперь, когда мы знаем, что истина существует, мы хотим узнать, что она такое, и утверждаем, что сущность истины может быть познана через ее определение.

Мы говорим, что определение истины таково: это высказывание — сообщение (maqаl тмМЪ/'г)8, утверждающее, что вещь существует, когда она существует, или утверждающее, что она не существует, когда она не существует.

Если же хочешь, можешь определить ее следующим образом: истина — это высказывание-сообщение, утверждающее то, чем вещь является, и отрицающее то, чем она не является.

Если же хочешь, можешь определить ее еще и так: истина — это высказывание-сообщение, которое утверждает то, что следует утверждать, и отрицает то, что следует отрицать.

10) Это демонстрирует следующая таблица:

_У истины есть три определения_

Первое: истина — это высказывание-сообщение, которое утверждает, что вещь существует, когда она существует, или утверждает, что вещь не существует, когда она не существует

Второе: истина — это высказывание-сообщение, утверждающее то, чем вещь является, и отрицающее то, чем она не является

Третье: истина — это высказывание-сообщение, которое утверждает то, что следует утверждать, и отрицает то, что следует отрицать

[Качество истины]

11) Теперь, когда мы познали сущность истины, узнав ее определения, обратимся к качеству истины и исследуем, какой она бывает, как действует и какие плоды приносит.

8 Если не считать избыточной частицы 'ап, которая вставлена между двумя словами в данном, первом определении (нам кажется, что это описка), все три дефиниции начинаются с одного и того же выражения, которое можно перевести по-разному: «высказывание, содержащее сообщение», «информативное высказывание» и т.д. Мы переводим его как «высказывание-сообщение».

84

Мы говорим, что истина — это высказывание, на котором душа успокаивается ^аякип НауИг),9 ибо знает, что сказанное — таково, как сказано, и что описываемое соответствует описанию.

Мы также говорим, что истина — это высказывание, произносимое языком, которым душа сообщает другой душе о том, чего та не ведала или на чем успокоилась.

Мы также говорим, что истина — это разные способы рассказа (йптйЪ 1аккТ) об образе сущего (§йта1 al-mawjйdat) и существования умопостигаемого (wujйd а1-та'дйШ^}°

Мы также говорим, что истина — это предел (ghaya), которого может достичь душа в высказывании о том в исследуемом объекте, чего она не знала.

12) Это демонстрирует следующая таблица:

_Качество истины — это одно из четырех_

Первое: истина — это высказывание, на котором душа успокаивается, ибо знает, что сказанное — таково, как сказано, и что описываемое соответствует описанию

Второе: истина — это высказывание, произносимое языком, которым душа — передает сообщение другой душе о том, чего та не ведала или на чем успокоилась

Третье: истина рассказывает об образе сущего и о существовании умопостигаемого

Четвертое: истина — это предел, которого может достичь душа в высказывании о том в исследуемом объекте, чего она не знала.

13) Один ученый сказал, что истина приходит и плодоносит11, когда разум — в работе (mashghйl),u когда мысль — доказательна (mashйda), когда чувства — верны (^аМЫИ), когда чувственно воспринимаемые объекты — досягаемы (ghayr ккагуа), когда язык послушен. Вот тогда истина возникает, приходит и плодоносит.

Таково наше мнение о качестве истины.

9 «Покой души» (sukun al-nafs) — психологическое состояние, которое сопровождает убежденность в истине. Об этом понятии см.: Vajda G. Autour de la théorie de la connaissance chez Saadia // REJ 126. 1967. P. 388 ff.

10 Это определение истины явно соотносится со вторым определением знания, выделявшим два объекта познания: чувственно воспринимаемое и умопостигаемое. Интересно, однако, что здесь умопостигаемым вещам (ma'qulat) противопоставляются не чувственно воспринимаемые вещи (makhsusàt), а реально сущие (mawjudât).

11 Ср. Коран 14:24-26.

12 Имеется в виду, что разум занят учебой, исследованием, изучением, не ленится.

85

[Обоснование истины]

14) Теперь поговорим об обосновании истины и исследуем, почему истина — желанна.

Мы говорим: Мудрецы13 утверждали, что истина — желанна ради семи целей:

Первое: чтобы мы могли сказать правду14 о самих себе, что мы — новосозданы (muhdath), а не извечны (qadTm) и не будем вечными (агаИуу).

Второе: чтобы мы могли высказать правду о нашем Творце, что Он вечен, был и пребудет вечно, а не новосоздан, так что Его сначала не было, а потом Он стал.

Третье: чтобы мы могли правдиво передавать предание от нашего Творца согласно Его писанию, которое Он ниспослал, и не приписывать Ему того, чего Он не высказывал и не повелевал.

Четвертое: чтобы мы могли высказать правду о том, что хороший человек — хорош и что плохой человек — плох.

Пятое: чтобы мы были правдивы сами с собой, когда делаем добро и были бы правдивы и честно признавались бы в любом зле, которое совершили.

Шестое: чтобы мы могли жить по правде и быть честными друг с другом в наших земных делах, без чего нельзя прожить.

Седьмое: чтобы, будучи правдивыми во всех наших речах, мы бы свыклись с истиной и перестали бы лгать и не впадали бы в лживые измышления, несущие с собой погибель, которые противоположны всему тому, что мы упомянули15.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15) Это демонстрирует следующая таблица:

13 Арабское слово hukama' «мудрецы» в еврейских арабоязычных текстах может как иметь значение «философы», в соответствии с арабским употреблением, см. выше, так и быть калькой с еврейского термина хахамим, как, по всей видимости, здесь.

14 В этом перечислении слово «истина» заменено «правдой», поскольку речь идет не просто об истинном знании, а об истинном знании, воплощенном в действия и ставшем нормой, законом жизни. Только в седьмом пункте слово «истина» появляется снова, ибо речь там идет именно об истине, истине религии, истине закона.

15 Фактически, перечисление семи причин, по которым истина является желанной, является планом всей работы: правда о самих себе — учение о мире (главы 3-6), правда о Творце — учение о Боге (главы 7-10), правда о Его писании и откровении — учение о отношениях Бога и человека и о пророчестве (главы 11-14), пятый и шестой пункты — учение о Законе и этике (главы 15-16), привычка к правде и осуждение лжи — полемические главы (главы 17-20 — почти полностью утраченные). Так красиво завершается вводная часть трактата. О композиции трактата см.: FrolovD. Notes on the Composition of David al-Muqammis's "Twenty Chapters" // Proceedings of the 10th Conference of the Society for Judaeo-Arabic Studies (Beer-Sheva, 2001). Beer-Sheva, 2008. С. 5-18.

86

_Истина желанна по семи мотивам ('illa)_

Первое: чтобы мы могли сказать правду о самих себе, что мы новосозданы, а не вечны

Второе: чтобы мы высказать правду о нашем Создателе, что Он — вечен, не новосоздан, так что сначала Его не было, а потом Он стал

Третье: чтобы мы могли правдиво передавать предание от нашего Творца согласно Его писанию, которое Он ниспослал, и не приписывать Ему того, чего Он не высказывал и не повелевал

Четвертое: чтобы мы могли высказать правду о том, что хороший человек — хорош и что плохой человек — плох

Пятое: чтобы мы были правдивы с собой, когда делаем добро, и признавались бы и просили прощения, если сотворили зло

Шестое: чтобы мы были правдивы друг с другом в наших земных делах; тогда мы достигнем обещанной награды и будем защищены от несправедливости и предательства

Седьмое: чтобы, будучи правдивыми во всех наших речах, мы бы свыклись с истиной и привыкли бы к ней, и не впали бы в губительную ложь

Глава вторая завершена.

Перевод Д. Фролова, комментарий Д. Фролова и У. Гершовича

Сведения об авторах: Фролов Дмитрий Владимирович, докт. филол. наук, профессор, зав. кафедрой арабской филологии ИСАА МГУ имени М.В. Ломоносова. E-mail: [email protected]; Гершович Ури, докт. филос. наук, сотрудник Открытого университета Израиля и Еврейского университета в Иерусалиме. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.