126
ВЛАСТЬ
2 01 6'11
ABAEVA Lyubov' Lubsanovna, Dr.Sci.(Hist.), Professor, Principal Researcher of the Department of Philosophy, Cultural Anthropology and Religious Studies, Institute of Mongolian, Buddhist and Tibetan Studies, Siberian branch of Russian Academy of Sciences (6SakhyanovojSt, Ulan-Ude, Republic of Buryatia, Russia, 670047; [email protected])
the institute of reincarnation (hubilgan) in buddhist tradition of the mongolian peoples
Abstract. In the Buddhist tradition, there are two types of reincarnation: reincarnation owing to the saved-up karmic blessings and reincarnation as a result of compassionate motivation to all living beings. As a result, due to the first version the newly born creature in the higher or lower worlds continuously rotates in the wheel of life, engaging in virtuous practices in everyday life. The second version implies a choice of the place and time of birth. In the article on material of the Mongolian peoples, the institute of reincarnation, which is historically involved in political structure of the Mongolian society and still presents at Buddhist practices of Mongolian people is considered.
keywords: Buddhist theories and practices, Mongolian peoples, two laws, two principles of power, theocratic and temporal power, theory of reincarnation, genealogical relation, Indian and Tibetan traditions of reincarnation
УДК 294.3
ЖАМСУЕВА Дарима Санжиевна — кандидат исторических наук, доцент, старший научный сотрудник отдела философии, культурологии и религиоведения Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН(670047, Россия, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, 6; dаrisаn@ rambler.ru)
дацан «ринпоче багша»1 в культурном пространстве Бурятии
Аннотация. В статье рассматривается история становления, строительства, развития дацана «Ринпоче Багша», духовная деятельность его настоятеля Еше Лодой Ринпоче; описываются как храмовый комплекс, так и его знаковые достопримечательности.
Ключевые слова: буддизм, строительство дацана, культовая архитектура, буддийское достояние
Буддизм является официально признанной религией в России с 1741 г. Исторически буддисты отправлялись в независимый Тибет для получения религиозного образования в прославленные монастырские университеты Тибета: Гоман, Дрепунг, Ганден, Сэра, Гумбум. Вернувшись на родину, они становились известными буддийскими философами и учеными, основывали в России буддийские монастыри и храмы. Россия и Тибет до Октябрьской революции имели довольно тесные культурные, религиозные и политические связи2.
В конце 1980-х - начале 1990-х гг. российские буддисты приобрели возможность вновь обратиться к полностью или частично утраченной религиозной культуре. Во время состоявшихся визитов Далай-ламы XIV3 в Бурятию, Агинский бурят-
1 Дацан (тиб.) - отделение высшего монастырского обучения; храм, где происходят занятия, или весь монастырь. Ринпоче (тиб.), букв. - «драгоценный»: почетный титул, нередко присваиваемый буддийским учителям. Багша (бур.), букв. - «учитель».
2 Так, известный бурятский ученый-философ Агван Доржиев (1853/54- 1938), являвшийся поверенным лицом Далай-ламы XIII с 1898 г., создал при дворе верховного правителя Тибета русофильскую политическую группировку, призывавшую тибетцев к сближению с Россией.
3 Далай-лама XIV Нгагванг Ловзанг Тэнцзин Гьямцхо - духовный лидер последователей тибетского буддизма. Доступ: http://ww.gpediaxom/ru/gpedia/%D0%94%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D0%B 9-%D0%BB%D0%B0%D0%BC%D0%B0_XIV - ске_м*е-1.
ский автономный округ, Туву и Калмыкию (1991, 1992) буддисты этих регионов обратились к его святейшеству с просьбой оказать содействие в восстановлении национальной культуры, которая во многом основана на буддийских традициях. Желая способствовать укреплению отношений между народами Тибета и России и, прежде всего, с традиционно буддийскими республиками, далай-лама направил в буддийские регионы России учителей - тибетских монахов из Индии. Кроме того, было согласовано решение об обучении молодых людей из России и Монголии, желающих изучать буддийскую философию, медицину и иконопись, в Индии. Сегодня многие из этих студентов, получивших духовное образование в различных тибетских институтах Индии, на родине занимаются ламаистской практикой, другие же - преподавательской деятельностью. В последние несколько лет широко практикуются ежегодные масштабные учения в Индии, организованные Далай-ламой XIV для буддистов России.
В 1993 г. по просьбе бурятского духовенства во главе с хамбо-ламой Жамьяном Шагдаровым и дид-хамбо Доржижабом Мархаевым и с личного благословения Далай-ламы XIV в Бурятию прибыл Еше Лодой Ринпоче1 для преподавания цанита2 в буддийском институте Даши Чойнхорлин при Иволгинском дацане. С 1996 г. он по просьбам верующих мирян, изучающих и практикующих тибетский буддизм, начал давать наставления по буддийской философии и передавать посвящения на выполнение специальных практик. Сложившийся круг его учеников - людей разных профессий и национальностей, нуждавшихся в постоянном и планомерном обучении в стационарном помещении, поставил вопрос о настоятельной необходимости строительства своего центра для этих целей. В 1999 г. Еше Лодой Ринпоче на аудиенции у Далай-ламы XIV получил одобрение строительства культового объекта для верующих-буддистов [Геше лхарамба... 2010].
В 2000 г. было начато возведение религиозного центра «Ринпоче Багша», основной деятельностью которого, как следовало из устава общины, стало «сохранение, развитие и распространение буддизма классической традиции гелуг. Последовательное и осознанное просвещение всех, кто чувствует свою историческую, национальную, духовную близость с буддизмом. Задача центра - помощь всем, идущим по этому пути» [Тензин-лхарамба 2001: 13]. Тогда же началось строительство буддийского комплекса в г. Улан-Удэ. Для организации строительства дацана был сформирован попечительский совет, председателем которого стал президент Республики Бурятия Леонид Потапов. Поддержку в возведении храма оказали правительство Республики Бурятия, главы других субъектов РФ, администрация г. Улан-Удэ и частные лица. Но большую часть финансовых затрат, по свидетельству геше-лхарамба Тензин ламы, взял на себя Еше Лодой Ринпоче.
Дацан «Ринпоче Багша» был официально открыт 27 июня 2004 г. и сразу же стал не только городским центром буддизма, но и символом объединения верующих России. Дацан занимается следующими видами деятельности: знакомит россиян с историей, культурой Тибета; проводит лекции и занятия по буддийской философии, основанной на принципах ненасилия, сострадания, доброты и всеобщей ответственности; осуществляет культурный обмен.
Дацан построен на Лысой горе - высшей точке города, что является законо-
1 Еше Лодой Ринпоче родился в Тибете в 1943 г. В 3 года его признали четвертым перерожденцем Ело Тулку. С отличием окончил буддийский университет в г. Сарнадха близ Бенареса (Индия). В 1979 г. получил звание геше-лхарамба (соответствует степени доктора философии) в монастыре Гоман-дацан (Индия). В 1992 г. приехал в Монголию в качестве учителя, в 1993 г. - в Бурятию (см. журнал «Бурятия». № 1. 1998 г.).
2 Цанит (тиб.) - религиозно-философский факультет, который также считается общим, потому что прохождение курса обучения на нем хувараками (учащимися) считается необходимым для того, чтобы стать ламой.
128
ВлАсть
2016'11
мерным и символичным. Тибет находится на нагорье, поэтому здания там гармонично сочетаются с горным рельефом, становясь как бы частью гор. Так и дацан «Ринпоче Багши» виден из любой точки города, и путь к нему выглядит именно так, как и выглядят дороги к буддийским святыням Тибета.
Что касается самого облика дацана, выстроенного в 2 этажа (3-й этаж представляет портик-веранду малых размеров), то он при формальном соблюдении канонов и традиций напоминает тибетский тип храма, который можно условно назвать «тибетское звучание». Стилистические особенности этого дацана соблюдены в полной мере: ориентация храма по оси север - юг, по учению буддистов Шамбалын-орон (бур.), приподнятость углов крыши здания храма, венчание дацана символами буддизма, глухая северная стена и т.д. При осмотре дацана создается двойственное впечатление. В целом здание храма представляет типичный образец бурятского культового здания, но оно отличается относительной скромностью архитектурного декора и рационалистической простотой: кирпичные, с наклонной поверхностью стены, отказ от излишеств, чрезмерная лаконичность. В целом его архитектура представляет объемно-пространственную общность, архитектурно-строительные приемы и декоративные детали которой создают впечатление органического единства.
Если провести параллель с местными культовыми объектами, то храмы традиционной буддийской сангхи нового архитектурного типа (например, дуган Д.Д. Итыгилова, дацан на Верхней Березовке) построены, как правило, при скрупулезном копировании старых памятников. Они отличаются монументальностью художественного образа и яркостью декоративных деталей. Вероятно, бурятскому духовенству импонируют в храмовой архитектуре дореволюционные идеалы - стабильные, узнаваемые.
Знаковыми достопримечательностями дацана «Ринпоче Багша» являются установленная в 2004 г. 6-метровая бронзовая статуя Будды, покрытая сусальным золотом, и 350-килограммовые четки из 2000-летнего африканского дерева бубинга, преподнесенные дацану в дар японским монахом Хаяши Хироши.
К малым храмам комплекса относятся скульптурные композиции 2 больших ступ Примирения. В восточной ступе Примирения находится уникальная галерея статуй из красной меди «1080 Будд долгой жизни», изготовленных в Сингапуре. На 1-м этаже ступы представлены уникальные танки Ямантаки, Махакалы, Ваджрасаттвы, Балдан Лхамо, Манджушри, Вайшраваны, Бегдзе, украшенные драгоценными камнями, жемчугом и благородными металлами, созданные в авторской технике современным буддийским художником Еше Гомбо - учеником Ело Ринпоче. Венчает ступу шпиль, состоящий из 8 дисков, символизирующих 8 типов благородных личностей, и сфера, символизирующая всеведение Будды. В эту сферу была заложена специально изготовленная статуя Будды Шакьямуни. Наверху по четырем сторонам расположены статуи буддийских монахов, символизирующих общину.
Западная ступа имеет идентичную форму с тем лишь различием, что в верхней сфере находится статуя Чжово Ринпоче - реформатора тибетского буддизма, по сторонам от которого размещены дакини, символизирующие непрерывное подношение всем Буддам трех времен и десяти сторонам света для упрочения мира и согласия. Кроме того, в западной ступе Примирения на первом этаже расположен конференц-зал. На 1-м этаже ступы находятся трехмерные мандалы главных тантрических божеств школы гелуг, созданные тибетскими мастерами из дерева акар. Эти объемные мандалы, исполненные в тончайших деталях, должны стать помощью для всех практикующих тантру. Подобные мандалы Шри Гухьясамаджи, Шри Ямантаки, Шри Чакрасамвары установлены во всех тантрических тибетских монастырях школы гелуг.
На территории храмового комплекса есть лесопарковая зона с садом в японском стиле и дорогой долгой жизни (бур. - гороо) протяженностью в 1 км. По линии ритуальной тропы воздвигнуты 12 беседок для медитации и отдыха. Каждая беседка соответствует 1 из 12 скульптурных животных календарного цикла.
Примечательными малыми архитектурными формами храмового комплекса являются 8 ступ, символизирующих 8 подвигов Будды; большой колокол Четырех печатей весом 700 кг, отлитый на Урале в 2009 г., молитвенные барабаны (бур. -хурдэ); место для развешивания молитвенных флажков (бур. - хий морин); масляные светильники.
В храмовый комплекс, помимо перечисленных зданий, входят административные здания, гостевой дом, кафе «Кайлас», смотровая площадка, магазин буддийской атрибутики, кабинет врача тибетской медицины, площадка для стоянки автобусов и маршрутных такси. В будущем в комплексе дацана планируется возведение объектов культового зодчества и его малых архитектурных форм с использованием современных, новых решений, которые, возможно, зададут новый тон в храмовой архитектуре Бурятии.
Рассматривая феномен тибетского центра «Ринпоче Багша» в качестве основного культурно-просветительского компонента в г. Улан-Удэ, отметим, что среди буддистов этот монастырь получил популярность в связи со строгой монашеской деятельностью, яркой архитектурой монастырского ансамбля, притягательной аурой, создаваемой всем внешним обликом и внутренним содержанием, и, несомненно, большим авторитетом его настоятеля. Буддийское мировоззрение, его образ жизни и духовные ориентиры оказали влияние на многие стороны жизни бурятского общества. Дацан стал не только центром духовной религиозной учености и образованности, но и ядром развития искусства и культуры в целом.
Работа выполнена в рамках гранта РНФ. Проект № 14-18-00444 «Буддизм в социально-политических и культурных процессах России, Внутренней и Восточной Азии: трансформации и перспективы».
Список литературы
Геше лхарамба Тензин Лама. Дацан «Ринпоче-Багша. 2010. Улан-Удэ: Изд-во дацана «Ринпоче Багша». Доступ: http://yelo-rinpoche.ru
Тензин-лхарамба. Система образования школы Гелугпа. 2001. - Открывающий глаза: прилож. к журналу «Мигжед». БРОО Тибетский культурный центр «Ринпоче-багша». Май. 54 с.
ZHAMSUEVA Darima Sanzhievna, Cand.Sci.(Hist.), Associate Professor, Senior Researcher of the Department of Philosophy, Culture and Religious Studies, Institute of Mongolian, Buddhist and Tibetan Studies, Siberian branch of Russian Academy of Sciences (6Sakhyanovoj St, Ulan-Ude, Republic of Buryatia, Russia, 670047; [email protected])
«rinpoche bagsha» datsan in the cultural space of the republic of buryatia
Abstract. The article discusses the history of formation, construction and development of «Rinpoche Bagsha» datsan, the spiritual activities of its abbot Yeshe Rinpoche Logoi. The author describes the temple complex and its iconic landmarks. keywords: Buddhism, construction of temple, religious architecture, Buddhist heritage