Научная статья на тему 'Датировка строительства каменного Успенского собора в Костроме'

Датировка строительства каменного Успенского собора в Костроме Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
168
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Кострома / Успенский Кафедральный собор / Феодоровская икона Божией Матери / князь Василий Димитриевич / старый город / новый кремль / Kostroma / Uspensky Cathedral / Feodorovskaya icon of the Mother of God / Prince Vasily Dimitrievich / old city / new Kremlin

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Диакон Георгий Омельченко

В статье рассказывается о времени возведения каменного Успенского кафедрального собора, который является одним из самых замечательных памятников Костромы. После опустошительного пожара, почти полностью уничтожившего город, Великий князь Московский Василий Димитриевич позаботился о строительстве кремля на новом, еще более возвышенном месте. Так была заложена новая каменная Кострома, центром которой стал величественный Успенский собор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DATE OF CONSTRUCTION OF THE STONE USPENSKY CATHEDRAL IN KOSTROMA

The article tells about the time of the construction of the stone Uspensky Cathedral, which is one of the most remarkable monuments of Kostroma. After a devastating fire, which almost completely destroyed the city, Grand Duke Moskovsky Vasily Dimitrievich took care of building the Kremlin in a new, even more elevated place. So the new stone Kostroma was laid, the centre of which was the majestic Assumption Cathedral.

Текст научной работы на тему «Датировка строительства каменного Успенского собора в Костроме»

УДК 726.7:281.93(471,317)

Диакон Георгий Омельченко

ДАТИРОВКА СТРОИТЕЛЬСТВА КАМЕННОГО УСПЕНСКОГО СОБОРА В КОСТРОМЕ

В статье рассказывается о времени возведения каменного Успенского кафедрального собора, который является одним из самых замечательных памятников Костромы. После опустошительного пожара, почти полностью уничтожившего город, Великий князь Московский Василий Димитриевич позаботился о строительстве кремля на новом, еще более возвышенном месте. Так была заложена новая каменная Кострома, центром которой стал величественный Успенский собор.

Ключевые слова: Кострома, Успенский Кафедральный собор, Феодо-ровская икона Божией Матери, князь Василий Димитриевич, старый город, новый кремль.

Два чувства дивно близки нам, В них обретает сердце пищу: Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам. На них основано от века По воле Бога самого Самостоянье человека, Залог величия его1.

Л. С. Пушкин

Если русская культура, ее национальные памятники и достопримечательности всегда вызывали у людей восхищение и по сей день остаются воплощением уникальности русского народа, то насколько больше должно быть приятно сердцам Россиян, любящих свое отечество и поклоняющихся в духе и истине Единому Богу, описание и изображение тех священных предметов и мест, которые освящены особенным Божиим присутствием, где Его благодать являла чудеса к славе Своей и к благу рода человеческого.

К таким святыням Русской земли, несомненно, относился и Успенский Кафедральный собор, как один из самых замечательных памятников наиболее глубокой древности в Костроме, стоявший во главе многочисленных костромских храмов и занимавший лучшее возвышенное место в городе. Но

1 ПушкинЛ.С. Полное собрание сочинений. - М., 1977. Т. II. - с. 45.

Диакон Георгий Омельченко, студент V курса Костромской духовной семинарии

|

* *

Костромской кремль (вид с противоположного берега Волги). Фото нач. ХХ века

не только по своей древности, великолепию и красоте выделяется Успенский Собор, но и особенно по большому количеству чудес Богом прославленного образа Божией Матери Феодоровская, которая хранилась в соборе.

По мнению протоиерея Иакова Арсеньева, составившего описание костромского Успенского собора, тот «должен быть пречислен к достопримеча-тельнейшим храмам, сооруженным в нашем отечестве»2.

За XIV век нет исторических указаний, которые делали хоть бы малейший намек на построение или существование в этом столетии в Костроме каменного Успенского собора. Да и в XV и XVI вв. ясных исторических данных об этом храме нет. Имеются намеки на построение каменного собора в Костроме в некоторых летописях под 1415-1416 гг., но к этим указаниям вернемся позже. Только уже вначале XVII в. Успенский собор описывается в Писцовых книгах, как давно существующий, служащий постоянным местопребыванием Феодоровской иконы Божией Матери. В Писцовых книгах 1628 г. он записан в ряду многочисленных храмов в самом начале так: «Церковь соборная каменная, во имя Пресвятой Богородицы чудотворныя ея иконы Феодоровския. А в церкви образов местных: образ Пресвятой Богородицы Феодоровския, в киоте с притворы...»3

Не находя точных исторических свидетельств о времени построения Успенского собора, необходимо обратиться к археологическим указаниям.

На областном археологическом съезде в Костроме в 1909 г. было уделено внимание этому вопросу. По просьбе председателя съезда Н. В. Покровско-

2 См.: АрсеньевИ. Описание костромского Успенского собора. - М., 1829. - с. 2.

3 Цит. по: Лебедев Д.И. История Соборных храмов Феодоровского и Успенского в городе Костроме в связи с повестью о Феодоровской иконе Богоматери, краткой историей и топографией древнего города. - Кострома : Костромаиздат, 2010. - с. 86.

го, один из членов съезда петербургский инженер и преподаватель истории гражданских инженеров И. Б. Михайловский обследовал стены и подвалы Успенского собора с целью найти какие-нибудь следы древней постройки XIII в., но таких следов не нашел: «все здание представляется значительно новее и никоим образом не может быть отнесено к тому времени. После тщательного исследования И. Б. Михайловским стен, не было обнаружено никаких следов каких-либо дверей или проемов в соседние подвалы, заделанных впоследствии. Напротив, имеются ясные указания на то, что стены были некогда наружными стенами. Во всех этих стенах прекрасно сохранились в первоначальном своем виде окна с железными решетками. В плане вся эта часть храма весьма проста.

Такие исследования привели инженера Михайловского к ошибочному мнению о том, что построение всего Успенского собора, по крайней мере, надземной его части, не может быть отнесено к периоду ранее XVII в. Когда же положено начало постройки каменного Успенского собора?

До второй половины XV в. история не имеет свидетельств о постройках в Костроме каких-нибудь каменных сооружений, скорее всего их еще не было. Д. И. Лебедев описывая историю пожара 1413 года, когда сгорело в Костроме около 30 церквей, вместе с собором Феодора Стратилата, кремлевскими стенами и княжескими теремами, также не указывает о каких-либо каменных постройках4.

Великий князь Московский Василий Дмитриевич, помня, как его отец великий князь Димитрий Донской в 1385 г. скрывался с семейством от хана Тохтамыша за крепкими Костромскими стенами, не мог безразлично отнестись к бедствию этого города. Напротив испытав в 1409 г. и на самом себе важное стратегическое значение г. Костромы, он решился немедленно помочь жителям в восстановлении погоревших построек.

Но, зная прежнюю сгущенность построек в месте прежнего кремля и опасность этого места в пожарном отношении, как для костромской святыни, чудесно спасшейся в первые два пожара, так и для княжеских построек, он позаботился о перенесении кремля на новое, еще более возвышенное место города и построил там каменные соборы; «окружил это место валом и рвами и обнес деревянною стеною»5. В 1416 году встречается известие, что в этот год «был заложен г. Кострома»6, не восстановлен, или обновлен, а вновь заложен, очевидно на новом месте, где до того времени города не было. Трудно полагать, что на новом месте совершенно не было построек, возможно, их было немного, и они не имели характера города, т. е. группы строений, окруженной стенами и валами.

Устраивая новый кремль, великий князь по необходимости украшал его новыми зданиями, княжескими и боярскими хоромами. Вероятно, в это время и был заложен новый, как бы придворный, каменный Успен-

4 См.: Лебедев Д.И. Указ. соч., с. 83.

5 Козловский А.Д. Взгляд на историю Костромы. - М.: Тип. Н. Степанова, 2014. - с. 49.

6 Иконников В.С. Опыт русской историографии. - Киев: Тип. Императорского Университета св. Владимира, 1908. Т. II. - с. 893.

Кострома — Cooop'i.

Храмовый ансамбль Костромского кремля (вид со стороны торговых рядов). Фото нач. ХХ века

ский собор. К новому собору можно отнести изречение в рукописи Галич-ской летописи, собранной из разных историй мещанином Тычинкиным, что «в 1415 г. мая в 13 день заложена каменная Кострома»7. Хорошо известен обычай удельных князей при закладке или возобновлении какого-нибудь города строить на память о себе какой-нибудь храм. Так было во Владимире, Ростове, Ярославле, в самой Костроме после 1238 г. при великом князе Ярославе Всеволодовиче. Любовь великого князя Василия Димитриевича к храмам Божиим выражалась в построении храмов, таких как Благовещенский собор в московском кремле и церкви Рождества Богородицы, называемой церковью святого Лазаря8. Не вполне ли естественно было князю, в благодарность костромской святыне за спасение его с семейством в 1409 г. от грозного врага, столь близко уже бывшего к Костроме, при перенесении центра города на новое место и устройстве здесь кремля, украсить это место построением нового, более безопасного от огня, каменного собора, для перенесения в него чудотворной иконы Божией Матери, покровительницы этого города?

По всей вероятности, великий князь начал укрепление нового места с того, что на прежнем месте сгоревшего Феодоровского собора выстроил

7 См.: Крживоблоцкий Я. Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами Генерального штаба. Костромская губерния. - СПб.: Тип. Теблена и К., 1861. -

с. 7.

8 Павлинов А.М. История русской архитектуры. - М.: Типо-литогр. Высоч. утвержд. Т-ва И.Н. Кушнерев Ко, 1894. - с. 113.

небольшую деревянную церковь с прежним наименованием для временного помещения чудотворного образа. На новом месте в 1415 г. он заложил по образцу Московских соборов, только в меньшем размере, новый каменный храм, который в 1416 г. и начал обносить вместе с другими постройками новою кремлевскою деревянною стеною и земляными валами.

Подтверждением того, что новый Костромской каменный собор выстроен не ранее XV, служит и зависимость его по плану и структуре более от московского, чем от владимиро-суздальского зодчества. Чтобы убедиться в этом, Лебедев сравнивает с Костромским Успенским собором планы и архитектуру владимирских соборов и делает вывод, что «по характеру архитектуры, костромской Успенский собор, в основной его части, следует отнести не к владимиро-суздальскому, а к московскому периоду и более основательно к периоду княжения в Москве Василия Димитриевича, а именно к 14151416 гг.»9.

Построение нового, главного по тому времени каменного собора на новом месте и перенесение в него Феодоровской иконы Божией Матери, имело большое значение для города Костромы в топографическом отношении. Старая часть города за рекою Сулою, после пожара 1413 г., перестала быть центром городской жизни. Старый кремль, княжеские хоромы и дворы бояр не были восстановлены на прежнем месте, а в 1416 г. устроен новый кремль на новом месте по образцу московского кремля с земляными валами, водяными рвами, мостами, деревянными стенами и башнями. Тип этого кремля сохранялся с несущественными изменениями до XVII в. В этом новом кремле, с построением каменного Успенского собора, сосредоточилась вся церковная, административная и городская жизнь. Город как бы переместился на другое место и стал расти вниз по берегу реки Волги. Старый город с соборным храмом Феодора Стратилата скоро превратился в посад, около нового кремля постепенно образовались и другие посады Вознесенский, вниз по берегу реки Волги и верхний посад во главе с кремлевским Троицким собором, разросшийся на северо-восток между Благовещенскою церковью и основанным в XV в. Богоявленским монастырем.

библиография

1. Арсеньев И. Описание костромского Успенского собора. - М., 1829.

2. Иконников В.С. Опыт русской историографии. - Киев: Тип. Императорского Университета св. Владимира, 1908. Т. II.

3. Козловский А.Д. Взгляд на историю Костромы. - М.: Тип. Н. Степанова, 2014.

4. Крживоблоцкий Я. Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами Генерального штаба. Костромская губерния. - СПб.: Тип. Теблена и К., 1861.

5. Лебедев Д.И. История Соборных храмов Феодоровского и Успенского в городе Костроме в связи с повестью о Феодоровской иконе Богоматери,

9 Д.И. Лебедев. Указ. соч., с. 94.

краткой историей и топографией древнего города. - Кострома, Костромаиздат, 2010.

6. Павлинов А. М. История русской архитектуры. - М.: Типо-литогр. Высоч. утвержд. Т-ва И. Н. Кушнерев Ко, 1894.

7. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений. - М., 1977. Т. II.

Deacon George Omelchenko DATE OF CONSTRUCTION OF THE STONE USPENSKY CATHEDRAL IN KOSTROMA

The article tells about the time of the construction of the stone Uspensky Cathedral, which is one of the most remarkable monuments of Kostroma. After a devastating fire, which almost completely destroyed the city, Grand Duke Mos-kovsky Vasily Dimitrievich took care of building the Kremlin in a new, even more elevated place. So the new stone Kostroma was laid, the centre of which was the majestic Assumption Cathedral.

Key words: Kostroma, Uspensky Cathedral, Feodorovskaya icon of the Mother of God, Prince Vasily Dimitrievich, old city, new Kremlin.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.