УДК 75.046
Doi: 10.31773/2078-1768-2021-56-111-115
ДАТИРОВАННЫЕ ПОДПИСНЫЕ ИКОНЫ ИЗ СОБРАНИЙ АЛТАЙСКОГО КРАЯ И РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ
Булгаева Галина Дмитриевна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории искусства, костюма и текстиля, Алтайский государственный университет (г. Барнаул, РФ). E-mail: BulgaevaGD@ yandex.ru
Статья посвящена проблеме выявления икон с датированными подписями. Временные рамки исследования ограничиваются первой половиной XX века. Иконографический метод и стилистический анализ позволяют выявить характерные особенности этих произведений. Часть датированных текстов на иконах являются авторскими или вкладными. Это указывает на точное время создания образа. Подписные датированные иконы представляют особый интерес для исследования, являясь ориентиром во временном пространстве истории искусства. Благодаря этому можно атрибутировать ряд произведений, не имеющих подписей. Наиболее емкие тексты дают основание определить точное происхождение памятника. Таким образом, выявляются иконописные центры и имена отдельных иконописцев, работавших более ста лет назад. Иконографический анализ и работа по выявлению надписей подтвердила наличие нескольких из этих образов в храмах Барнаульской митрополии. Отдельную категорию представляют памятники, которые были выполнены в иконописных мастерских монастырей и крупных артелей. Такая деятельность отразилась в архивных документах, а также в значительном количестве произведений, не введенных в научный оборот. В связи с активным передвижением икон в XX веке исследование датированных икон также необходимо на межрегиональном уровне.
Ключевые слова: подписи, иконопись, иконография, атрибуция, Алтай, художественные традиции.
DATED SIGNATURED ICONS FROM THE COLLECTIONS OF ALTAI TERRITORY, ALTAI REPUBLIC
Bulgaeva Galina Dmitrievna, PhD in Art History, Associate Professor of Department of History of Art, Costume and Textile, Altai State University (Barnaul, Russian Federation). Е-mail: BulgaevaGD@yandex.ru
The article is devoted to the problem of identifying icons with dated signatures. The time frame of the study is limited from beginning to middle of the 20th century. The iconographic method and stylistic analysis let us identify the characteristic features of these works. Some of the dated texts on the icons are copyrighted or contributed. It indicates the exact time when the image was created. Dated icons with captions are of special interest for research, being a reference point in the time space of art history. Due to this, it is possible to attribute a number of works that do not have captions. The most capacious texts give reason to determine the exact origin of the monument. Thus, the iconographic centers and the names of individual icon painters, who worked more than a hundred years ago are revealed. Iconographic analysis and work identify the inscriptions confirmed the presence of several of these images in the temples of the Barnaul metropolis. A single category is the monuments that were made in the icon-painting workshops of monasteries and large artels. Such activities were reflected in archival documents, as well as in a significant number of works, which were not entered into scientific circulation. This aspect reveals one of the aspects of the activity of Orthodox monasteries in the early 20th century. A significant number of these centers, located at a great distance from
each other, causes the presence of stylistic differences in the icon painting works. Due to the active movement of icons in the 20th century, the study of dated icons is also necessary at the interregional level. Keywords: Inscription, icon painting, iconography, attribution, Altai, artistic traditions.
В XXI веке прослеживается значительный научный интерес в области изучения произведений поздней русской иконописи и ее значения. Это отражено в многочисленных публикациях отечественных и зарубежных исследователей. Особый интерес представляют иконы с историческими текстами. На основании выявленных авторских надписей, исторических и архивных документов были составлены словари имен русских иконописцев. К ним относятся изданные более ста лет назад труды Д. А. Ровинского и А. И. Успенского. Следует указать труд специалистов отдела экспертизы ГосНИИР, который основан на описании более тысячи храмовых собраний, который периодически пополняется [3]. В Сибири в 2000 году был опубликован словарь «Иконописцы, мастера и художники Иркутска (XVII век - 1917 год)» [4]. Подписи и надписи, выявленные на иконах, дают разнообразную информацию. В них может быть отражено не только время, место и причина создания памятника, но и его бытование. Ученые выделяют среди исторических надписей тексты, отражающие условия создания образа и его бытования: дарственные, вкладные, заказные, переданные на молитвенную память, и другие виды [1]. Для выявления характерных черт живописи был применен метод стилистического описания. В работе применялись иконографический, исторический и другие методы исследования. Данная публикация основана на таких источниках, как датированные произведения иконописи XX века из храмовых собраний на территории Алтая, которые были выявлены в результате экспедиций 2007-2009 годов, а также архивных документах. Представленная работа продиктована необходимостью пополнения данного материала в свете выявленных памятников и введения их в научный оборот. Произведения описаны в хронологическом порядке, в соответствии с датированными надписями.
Церковное искусство ХХ века представляет собой сложное и многогранное явление. Живо-
писные произведения, созданные в этот период, разнообразны как по стилю, так и по технологии создания. Исследователи обращают внимание не только на форму и содержание произведений иконописи, но и на значение иконы в жизни русского народа в этот период [10]. На этот аспект указывают исторические надписи на иконах, созданных в прошлом веке. Ряд произведений имеют тексты вкладного характера. Такие образы могли заказать состоятельные купцы или приходские общины. На Алтае практика храмового попечительства была широко распространена [8, с. 155]. Икона св. Пантелеймона-целителя была пожертвована в Дмитриевскую церковь села Ново-Чемровское. Образ размером 108х70 см из собрания передал Л. М. Моисеев в 1901 году. Согласно описи вышеуказанной церкви, в храме находился мощевик афонских угодников1, поэтому факт преподнесения иконы столь значимого размера в сельский храм не случаен. Образ выполнен в технике масляной живописи. Аварийное состояние иконы, к сожалению, не позволяет дать полное стилистическое описание. Однако тонкая проработка фона, моделировка освещения облаков, внимательное решение личного говорят о высоком уровне иконописца. В данном случае, кроме указания местного села, значится и имя вкладчика, чьим усилием преподнесено пожертвование. Подобные надписи исследователями выделяются особо [2, с. 35]. Другой образ, имеющий аналогичную подпись, менее информативен. На обороте иконы «Всех скорбящих Радость» из Духосошественско-го храма с. Маймы указано лишь имя вкладчика -В. М. Куликов и дата - 1905 год. Соответственно, памятник написан не позднее этого срока. Икона имеет средний размер (71х53 см) и могла быть транспортирована. Согласно бытованию, до 1980 года она находилась в горном селе Белый Ануй (р. Алтай). При её изучении обращает на себя внимание наличие ковчега, что не характер-
1 Государственный архив Алтайского края (ГААК). - Ф. 26. - Оп. 1. - Д. 1561. - Л. 18.
но для икон этого периода. Монументальность образу придает сокращенный иконографический сюжет. Фигуры людей и ангелов находятся в нижней части композиции. Богородица поддерживает двумя руками Спасителя, который распростер объятия. Такая трактовка иконографического извода говорит о вероятности провинциального происхождения произведения, но изображения фигур, складок одежд показывают достаточно высокий уровень мастерства автора.
Следующим, 1906 годом датируется икона местного мастера А. Гусева «Успение Богородицы» из собрания музея истории православия на Алтае НВФ-1-24. Образ передали в фонды музея из Архангельского храма г. Рубцовска. Особенностью данного памятника является наличие места под врезок на месте расположения фигуры Богородицы, вероятно, она писалась отдельно и во время праздничного богослужения могла быть вынесена на центр храма, как Плащаница. В выемке, где предполагалось поместить образ Богоматери, сохранились гвоздевые отверстия. Это косвенно подтверждает выдвинутое предположение. В Алтайских храмах сохранились такие изводы - образа Богородицы, который также носит название «Гефсиманский», но аналогичных икон Успения, выполненных «под врезок», пока не выявлено. Среди исследуемых иконных подписей встречаются более подробные, где указываются не только время, но и условия создания образа, имена заказчиков и другие сведения. К таким относится икона Спасителя из Никольской церкви с. Буланиха с подписью в нижней части изображения: «Копия Мало-Черниченского Чудотворного Спаситля Рис. Р. Морозов. Сей образ сооружен г. Сумкас каз. крест. Михаилом Андреевиче и Натальей Кузьминичной Руденко. 1906 г.». Прославление чудотворного образа Спаса, именуемого Кровоточивым, было 30 ноября 1887 года. Иконография данного образа восходит к украинской традиции и имеет характерные особенности. Чудотворный Малочерниченский образ написан на холсте. Спаситель изображен в терновом венце, с язвами на руках и ногах, из которых крупными каплями в подножие, имеющее вид чаши, истекает Пречистая Кровь [5]. Икона Спасителя, находящаяся на Алтае, немного больших раз-
меров, чем прославленный образ (102,6х62 см), однако стилистически и иконографически является «точной копией». Таким образом, на Алтае хранится список с образа - святыни Ахтырской Епархии. Обращает на себя надпись, расположенная на обороте иконы «Огненное восхождение Илии-пророка» из Дмитриевской церкви. Здесь белой краской по красному фону зафиксировано: «1911 июля 11». Не исключено, что икона писалась ко дню празднования святого пророка Илии, который отмечается Православной Церковью 20 июля по старому стилю. Данная подпись по стилю и цвету аналогична надписи, выявленной на иконе Успения Богородицы, описанной выше. Вероятность единого авторства двух икон подтверждается колористическим и стилистическим решением произведений, а также техникой и цветом, которые были использованы при обработке оборота основы.
К 1913 юбилейному году писались иконы, посвященные Празднованию 300-летия Императорского Дома. Один из таких подписных образов сохранился на Алтае в Барнаульском Знаменском монастыре. На иконе две ростовых фигуры святителей - покровителей династии Романовых: Михаил Малеин - покровитель первого царя Михаила и Николай Чудотворец - небесный защитник Николая II. Внизу расположена надпись бирюзового цвета в два ряда: «В память 300 лет царствования дома Романовых приобретена сия икона желанием и средствами учеников церков-но-приходской школы 1912-13 учебного года 21 - февраля». Икона выполнена по цировочному золоченому фону. В соответствии с храмовыми описями 1920-1930 годов образы, выполненные в такой технике, ценились особо2. Поля украшены растительным орнаментом с имитацией цветной эмали. Выверенный академический рисунок, гармоничное колористическое сочетание и моделировка объемов свидетельствуют о высоком художественном уровне иконописца. Вероятно, автор имел профессиональное художественное образование. В том же 1913 году был создан образ Богородицы Тамбовская (р. Горный Алтай). Как говорит надпись на обороте, икона написана в Сухотинском Богородице-Знаменском женском
2 ГААК. - Ф. 138. - О. 1. - Д. 41. - Л. 88.
монастыре. Иконописная мастерская монастыря к этому времени носила имя Е. М. Болдыревой и имела широкую известность [7]. Сама икона, в соответствии с текстом, написана для Архангельской часовни д. Язово Тобольской губернии. Другой монастырский образ, созданный в мастерской Богородице-Казанской женской обители, датируется 1920 годом [5, с. 180]. Икона Илии пророка, как написано на обороте, заказана сотрудниками братства «Цветы Христовы» для преподнесения в дар отцу Илие 20 июля 1920 года. Выявленная икона, принадлежавшая работе монахинь Барнаульского монастыря, находится в экспозиции Музея Барнаульской епархии. Рисунок произведения строго выверен, продуманная композиция и отточенное изображение пропорций свидетельствуют о высоком художественном уровне исполнителя. Для живописи характерна пастозная моделировка световой части и глубокие теплые тени в складках одежд. Выявление стилистических характеристик произведения может указать на художественные особенности этой мастерской в представленный период.
Следующее произведение относится к 1950 году - времени восстановления Покровского собора в Барнауле. Покровский собор был возведен в 1904 году и закрывался в период с 1939 по 1943 год. Икона «Крещение» из собрания музея Барнаульской епархии небольшого размера, выполнена на холсте масляными красками. Многие годы она находилась в Покровском кафедральном соборе. На обороте указан год и инициалы с фамилией автора - Г. Ф. Борунов. Геннадий Федорович в это время являлся учащимся Ленинградского художественного училища [9, с. 98, т. 1]. В 1950-х годах в храме была возобновлена роспись стен. Возможно, молодой художник из с. Павловска Генадий Борунов принимал участие в стенописи. Он, спустя некоторое время после окончания Академии художеств в 1959 году, возвращается на родину и активно работает, вступает в члены Союза художников. Благодаря подписи было выявлено одно из ранних произведений местного живописца, творчество которого имеет особое значение для региона. Текст на иконе «Воскресения Христова» из Музея «Истории
Православия на Алтае» отражает дату - 1956 год и авторскую подпись: И. И. Лисенюк. Игорь Илларионович Лисенюк - член Союза художников СССР, в 1950-1960 годах работал в Сталинабаде (Душанбе) [9, с. 604]. По устному свидетельству родственников, художник в указанный период некоторое время жил в Барнауле. В соответствии с дореставрационными исследованиями, живописец поновил икону, выполнив сплошную запись поверх предыдущего красочного слоя. Цветовые сочетания записи находят аналогии с колоритом ряда сюжетов росписи барнаульского Покровского собора. Не исключено, что И. И. Лисенюк принимал участие в реставрации единственного на тот момент храма в г. Барнауле.
Хронологические рамки произведений с подписями и текстами, фиксирующими даты, ограничиваются 1901-1956 годами. В ряду подписных датированных произведений иконописи стоят образы с вкладными и заказными текстами. В содержании подписей указывается дата и имена заказчиков: Л. М. Моисеев (1901 г., Алтайский край), М. В. Куликов (1905 г. р., Горный Алтай). В результате анализа подписей, упоминающих имена авторов, следует отметить следующих живописцев: А. Гусев (Алтайский край 1906-1911 гг.), Р. Морозов (г. Сумкас, 1906 г.), Г. Ф. Борунов (Барнаул, 1950 г.), И. И. Лисенюк (Барнаул, 1956 г.). Среди выявленных икон упоминаются образы из женских монастырей: Сухотинского Знаменского (Тамбов, 1913 г.) и Богородице-Казанского (Барнаул, 1920 г.). Монастырские иконы требуют более пристального исследования, так как являются результатом деятельности определенных художественных центров своего времени. Подробное изучение стилистических особенностей, живописных приемов и иконографических изводов дает возможность найти точки соприкосновения художественных явлений и ориентироваться во временном и географическом пространстве церковного искусства в первой половине XX века. Последовательность представленного материала позволяет проследить изменения количества, стилистических особенностей и иконографических сюжетов произведений иконописи на протяжении ХХ века. Данный мате-
риал несет в себе определенную значимость как для исследования церковного искусства Западной Сибири, так и для других регионов страны в связи
с актуализацией научного интереса и созданием источниковедческой базы для последующих исследований.
Литература
1. Бусева-Давыдова И. «Сим образом благословлен ковровский купеческий сын...»: о чем рассказывают надписи на иконах? [об автографах иконописцев и др.] // Антиквариат. - 2006. - № 11. - С. 30-40.
2. Косцова А. С. Русские иконы XVI - начала XX века с надписями, подписями и датами: каталог выставки. -Ленинград, 1990. - 150 с.
3. Красилин М. М. Русские иконописцы XVII-XX веков (материалы к словарю). - Ижевск: ГосНИИР, 2017. - 85 с.
4. Крючкова Т. А. Иконописцы, мастера и художники Иркутска (XVII век - 1917 год): библиографический словарь. - Иркутск: АЭМ «Тальцы», 2000. - 408 с.
5. Полищук И. Чудотворный Малочернетчинский образ Христа Спасителя «Хлеб Жизни» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.patriarchia.ru/ db/text/2347756.html (дата обращения: 02.03.2021).
6. Скворцова Т. В. Барнаульский Богородице-Казанский женский монастырь // Православный календарь. -Барнаул: Барнаульская Епархия, 2008. - 40 с.
7. Скоробогатько, Л. Художник Сергей Криволуцкий [Электронный ресурс]. - URL: https://top68.ru/study-of-lo-cal-lore/khudozhnik-sergei-krivolutskii-53055 (дата обращения: 16.01.2020).
8. Скубневский В. А. Благотворительность предпринимателей Алтая во второй половине XIX - начале XX века // Вестник ТГУ - Томск: Изд-во ТГУ, 2018. - № 435. - С. 155-160. - Doi: 10.17223/15617793/435/20.
9. Справочник членов союза художников СССР: в 2 т. - М.: Советский художник, 1982. - 1576 с.
10. Усанова А. Л., Будкеев С. М. Красный угол: смысловые интерпретации в городском интерьере первой половины ХХ века // Вестник славянских культур. - 2020. - Т. 58. - С. 278-288. - Doi: 10.31773/2078-1768-2021-54167-172.
References
1. Buseva-Davydova I. "«Sim obrazom blagoslovlen kovrovskiy kupecheskiy syn...»: o chem rasskazyvayut nadpisi na ikonakh?: ob avtografakh ikonopistsev i dr". ["In this way the Kovrov merchant's son is blessed ..." What do the inscriptions on the icons tell about? about autographs of icon painters, etc.]. Antikvariat [Antiques], 2006, no. 11, pp. 30-40. (In Russ.).
2. Kostsova A.S. Russkie ikony XVI - nachala XX veka s nadpisyami, podpisyami i datami: katalog vystavki [Russian icons of the 16-th - early 20-th century with inscriptions, signatures and dates: Katalog vystavki]. Leningrad, 1990. 150 p. (In Russ.).
3. Krasilin M.M. Russkie ikonopistsy XVII-XX vekov (materialy k slovaryu) [Russian icon painters of the XVII-XX centuries (materials for the dictionary)]. Izhevsk, GosNIIR Publ., 2017. 85 p. (In Russ.).
4. Kryuchkova T.A., Lykhin Yu.P. Ikonopistsy, mastera i khudozhniki Irkutska (XVII vek- 1917 god): bibliograficheskiy slovar' [Icon painters, masters and artists of Irkutsk (XVII century - 1917). Bibliographic dictionary]. Irkutsk, AEM "Tal'tsy" Publ., 2000. 408 p. (In Russ.).
5. Polishchuk I. Chudotvornyy Malochernetchinskiy obraz Khrista Spasitelya "Khleb Zhizni" [The miraculous Malo-chernetchinsky image of Christ the Savior "Bread of Life"]. (In Russ.). Available at: http://www.patriarchia.ru/db/ text/2347756.html (accessed 02.03.2021).
6. Skvortsova T.V. Barnaul'skiy Bogoroditse-Kazanskiy zhenskiy monastyr' [Barnaul Mother of God-Kazan Convent]. Pravoslavnyy kalendar'[Orthodox calendar]. Barnaul, Barnaul'skaya Eparkhiya Publ., 2008. 40 p. (In Russ.).
7. Skorobogatko, L. Khudozhnik Sergey Krivolutskiy [Artist Sergei Krivolutsky]. (In Russ.). Available at: https://top68. ru/study-of-local-lore/khudozhnik-sergei-krivolutskii-53055 (accessed 16.01.2020).
8. Skubnevskiy V.A. Blagotvoritel'nost' predprinimateley Altaya vo vtoroy polovine XIX - nachale XX veka [Charity of Altai entrepreneurs in the second half of the XIX - early XX century]. Vestnik TGU [Bulletin TSU], 2018, no. 435, pp. 155-160, doi: 10.17223/15617793/435/20. (In Russ.).
9. Spravochnik chlenov soyuza khudozhnikov SSSR: v 2 t. [Directory of members of the Union of Artists of the USSR. In 2 volumes]. Moscow, Sovetskiy khudozhnik Publ., 1982. 1576 p. (In Russ.).
10. Usanova A.L., Budkeev S.M. Krasnyy ugol: smyslovye interpretatsii v gorodskom inter'ere pervoy poloviny XX veka [Red corner: semantic interpretations in the urban interior of the first half of the twentieth century]. Vestnik slavyanskikh kul'tur [Bulletin of Slavic Cultures], 2020, no. 58, pp. 278-288, doi: 10.31773/2078-1768-2021-54-167172. (In Russ.).