Научная статья на тему 'Датчик для измерения давления газов в цилиндре дизеля'

Датчик для измерения давления газов в цилиндре дизеля Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
339
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Макушев Ю. П., Михайлова Л. Ю., Ставрова И. В.

Осы жұмыстың авторларымен штокпен қатты байланысқан екі жұқа қабырғалы мембраналардан тұратын сезімтал элементі бар цилиндрында газдардың қысымын өлшеуге арналған кіші габаритті датчигінің конструкциясы әзірленіп, жасалып, сыналған. Ұсынылған датчиктерді ДВС-тағы жұмыс үрдісін зерттеуге және форсункалардың шашыратқыштарын жетілдіру үшін қолдануға болады.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The authors of this work developed, produced and tested the construction of a small-sized sensor for gas pressure measuring in cylinder, sensitive element of which is composed of two rigidly bound with rod thin-walled membranes. Presented sensors can be used in internal-combustion engine’s work process researching and improving of spray cones.

Текст научной работы на тему «Датчик для измерения давления газов в цилиндре дизеля»

УДК 621.436:681.586'33

ДАТЧИК ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ДАВЛЕНИЯ ГАЗОВ В ЦИЛИНДРЕ ДИЗЕЛЯ

Ю.П. Макушев, Л. Ю. Михайлова,

Сибирская государственная автомобильнодорожная академия, г. Омск, И.В. Ставрова

Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова

Достигнутый уровень научно-технического прогресса в области двигателес-трония предопределяет жёсткие требования к приборам и средствам индициро-вания. Это обуславливается увеличением частоты вращения коленчатого вала, уменьшением размеров цилиндра, широким пределом изменения температуры газов при изменении их давления в цилиндре двигателя.

Из наиболее известных средств диагностирования рабочего процесса высокофорсированных дизелей можно выделить индикаторы типа МАИ-2. Наряду с ними широкое распространение получили тензометрические датчики давления, которые отличает простота конструкции, хорошие динамические качества и стабильность характеристик [1,2].

Наиболее ответственным узлом приборов индицирования является датчик давления, отвечающий условиям эксплуатации и обладающий следующими свойствами: малая инерционность, высокая частота собственных колебаний, высокая чувствительность, линейная зависимость от давления, стабильность характеристик во времени, достаточный ресурс работы, минимальные размеры.

Авторами данной работы разработана, изготовлена и испытана конструкция малогабаритного датчика для замера давления газов в цилиндре, чувствительный элемент которого состоит из двух тонкостенных мембран, жёстко связанных штоком.

В корпусе 1 (рисунок 1) устанавливается чувствительный элемент 2, который от прорыва газов уплотняется медной прокладкой 3. Чувствительный элемент 2 представляет собой две мембраны, жестко соединенные между собой штоком. Между мембранами расположена втулка 4, которая для обеспечения сборки выполнена из двух частей (разрезана). Втулка имеет канавку с отверстиями, через которые циркулирует вода, охлаждающая датчик. Резиновое кольцо 5 служит для уплотнения полости охлаждения датчика. Гайкой 6 чувствительный элемент прижат к корпусу датчика. Рабочий тензометр 7 наклеен на поверхность тонкой мембраны, которая при изменении давления в цилиндре прогибается, изменяя его сопротивление. Компенсационный тензометр 8 наклеен на внутреннюю поверхность гайки. Выводы тензометров припаяны к разъёму 9, образуя полумост. Чувствительный элемент изготовлен

79

из стали 4Х15 с последующей термообработкой. Рабочий диаметр мембран 20 мм, толщина мембран 0,5 мм, расстояние между ними 15 мм. Датчик через отверстие с резьбой соединяется с камерой сгорания двигателя.

9

Рисунок 1 - Датчик для измерения давления

Принцип действия тензометрического преобразователя давления основан на изменении электрического сопротивления проводника при его деформации.

Привлекательность тензометрических датчиков давления определяется простотой усиления сигнала [3]. Выводы полумоста из проволочных тензометрических элементов припаяны к разъему датчика, которые при помощи экранированных проводов присоединяются к усилителю. Усилитель работает совместно с осциллографом, который фиксирует процессы изменения давления в цилиндре.

На рисунке 2 показана осциллограмма давления газов в цилиндре дизеля, снятая датчиком давления, изображенным на рисунке 1. Для полного анализа протекания рабочего процесса на осциллограмме приведен ход иглы (Ьи), зафиксированный индуктивным датчиком и отметка времени.

Процесс сгорания топлива у дизеля условно разбивают на четыре фазы:

1) индукционный период (период задержки воспламенения, от точки 1 до точки 2); 2) период резкого нарастания давления (фаза быстрого сгорания, от 2 до 3); 3) период основного горения (от 3 до 4); 4) период догорания.

Индукционный период начинается от момента впрыска топлива до начала горения. Период резкого нарастания давления наблюдается от начала горения до максимального значения давления в цилиндре.

Период основного горения продолжается от максимального давления до максимальной температуры в цилиндре двигателя. Процесс сгорания в цилиндре начинается при постоянном объеме, завершается при постоянном давлении.

Периодом задержки воспламенения называется время от начала поступления топлива в камеру сгорания (начало подъема иглы форсунки), до момента, когда в результате 80

химических реакций количество теплоты будет достаточно для прогрева, испарения и воспламенения топлива.

Чем больше скорость химической реакции, тем меньше период задержки воспламенения (т1) или интервал времени от момента впрыска топлива в нагретый воздух до момента появления пламени.

1 Л Tz

с \

\

1 к

2 г Л Рс \

1' /Гь \ V

/ / > \

/ 1 мс

К 2200

2100 |

-40 -20 ВМТ 20

Рисунок 2 - Осциллограммы изменения хода иглы (Ьи) и давления газов в цилиндре

(Рг) дизеля Д - 440 (п = 1700 мин-1, № = 66 кВт): 1 - действительное начало подачи топлива; 2 - отрыв линии сгорания от линии сжатия (начало видимого сгорания); 3 - максимальное давление при сгорании топлива;

4 - максимальная температура в цилиндре двигателя

Период задержки воспламенения точнее можно определить по анализу осциллограмм. Он равен времени от начала подъема иглы форсунки распылителя (точка 1 начало подачи топлива в камеру сгорания) до начала сгорания распыленного топлива (точка 2 характеризует начало отрыва линии сгорания от линии сжатия).

Для дизелей с объёмным смесеобразованием и степенью сжатия 15 - 17, работающих на топливе с цетановым числом 45 - 55, давлением распыленного топлива 50 - 100 МПа значение т1 достигает 0,001 - 0,002 с.

На участке 2-3 определяют жесткость процесса сгорания, которая равна отношению

изменения давления на 1 градус поворота коленчатого вала ( к = А Р / А ] ).

Жёсткость процесса сгорания определяется по индикаторной диаграмме на участке резкого повышения давления. От жесткости сгорания зависят экономичность двигателя, вибрации и стуки.

Считается, что при повышении давления на один градус поворота коленчатого вала на 0,2 - 0,5 МПа двигатель работает мягко, при повышении давления до 0,6 - 0,9 МПа - жестко, а при повышении давления более 0,9 МПа - очень жестко. Жесткость процесса сгорания зависит от способа смесеобразования.

7

6

Т

5

4

Р

3

2

0

81

Различают три основных способа смесеобразования:

1. Объёмный (КамАЗ) - распыленное топливо подаётся в объём камеры сгорания, жёсткость сгорания достигает 0,6 - 1 МПа/град.

2. Плёночный («Икарус») - топливо подаётся на горячую стенку, испаряется и плавно сгорает. Жёсткость снижается до 0,2 - 0,4 МПа/град. Двигатель работает мягко, неэкономично с плохими пусковыми качествами.

3. Объёмно-плёночный (ЗИЛ 645) - часть топлива подаётся на стенку, а часть в объём. Жёсткость достигает 0,4 - 0,6 МПа/град при удовлетворительной экономичности и средней жёсткости процесса сгорания.

По анализу и обработке индикаторной диаграммы определяют среднее индикаторное давление, а по нему индикаторную мощность двигателя. При необходимости определяют неравномерность процесса сгорания (по анализу 50 максимальных значений давления газов в цилиндре).

По максимальному значению давления газов в цилиндре Рг (точка 3) производят расчет на прочность деталей двигателя.

При расчете герметичности газового стыка между блоком и головкой цилиндра определяют силу вспышки (Рг), приходящуюся на одну шпильку:

Fz = РzFk / ш , (1)

где Рк - площадь проекции поверхности камеры сгорания на плоскость стыка (площадь цилиндра);

ш - число силовых шпилек (4 или 6).

Экономичность, токсичность выхлопных газов, надежность работы двигателя зависит от состояния распылителей. В процессе эксплуатации давление открытия иглы распылителя снижается и газы из камеры сгорания могут проходить в полость распылителя. В газах имеются твердые частицы сажи, которые поступая в каналы горячего распылителя способствуют их закоксовыванию (уменьшению проходных сечений). Для устранения закоксовывания распылителей необходимо, чтобы в период посадки иглы на седло давление топлива перед сопловыми отверстиями было больше давления газов.

Для анализа величины давления газов за сопловыми отверстиями конструкция датчика для измерения давления газов в цилиндре изменена.

На рисунке 3 показана конструкция датчика давления газов, выполненного совместно с сопловым наконечником распылителя дизеля Д-440.

Конструкция этого датчика отличается от представленной выше тем, что он предназначен измерять не только давление газов в цилиндре и его стабильность, но и давление газов за сопловыми отверстиями. Для этого в канал датчика устанавливается носик распылителя 1 с сопловыми отверстиями. Запись давления газов за сопловыми отверстиями необходима для оценки воздействия газов на иглу, динамики её посадки, нагрева распылителя, причин закоксовывания сопловых отверстий. Обычно в расчётах давление за сопловыми отверстиями берут равным максимальному давлению газов в цилиндре. Однако в действительности из-за дросселирования газов в сопловых отверстиях, площадь которых очень мала (0,2 - 0,4 мм2), давление за сопловыми отверстиями меньше давления газов в цилиндре на 5 - 10

82

Рисунок 3 - Датчик для измерения давления газов за сопловыми отверстиями

При расчёте сил, действующих на иглу, указанное давление действует на иглу до начала её подъёма. Эта сила равна

Р = /и Рс %.

(2)

где

I

Уи

площадь иглы в районе посадочного конуса;

Рс - давление за сопловыми отверстиями (0,9 - 0,95 Рг) .

Представленные датчики давления газов с предлагаемым чувствительным элементом могут быть использованы для исследования рабочего процесса в ДВС и совершенствования распылителей форсунок.

ЛИТЕРАТУРА

1 Кривцов Ю.Г. Применение тензометров сопротивления для измерения давления газов в цилиндре двигателя. Ю.Г. Кривцов, Г.Л. Молчанов. Известия ВУЗов, Машиностроение, №11, 1973.

2 Розенблит Г.Б. Датчики с проволочными преобразователями. М.: Машиностроение, 1966.

3 Коньков А.Ю. Средства и метод диагностирования дизелей по индикаторной диаграмме рабочего процесса: моногр./А.Ю. Коньков, В.А. Лашко. - Хабаровск. Изд-во ДВГУПС, 2007. - 147 с.

Тушндеме

Осы жумыстыц авторларымен штокпен цатты байланысцан ек жуцацабыргалы мембраналардан туратын сезiмтал элементi бар

83

^nuHdpbmda гaздapдblц ^bicbiMbiH eJweугe apHajeaH кimiга6ариттi damu^im^ KOHcmpy^uncbi 93ipjemn, wacajbin, cbmamaH. YcbiHbueaH damuuKmepdi ffBC-maeu wyMbic ypdiciH зеpmmеуге woHe rftppcyHKajapdb^ wawbipamh;biwmapbiH wemijdipy ywiH KpndaHyea 6pjadbi.

Resume

The authors of this work developed, produced and tested the construction of a small-sized sensor for gas pressure measuring in cylinder, sensitive element of which is composed of two rigidly bound with rod thin-walled membranes. Presented sensors can be used in internal-combustion engine's work process researching and improving of spray cones.

84

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.