Научная статья на тему 'Data journalism – дата-журналистика, журналистика метаданных – в структуре медиакоммуникации: к вопросу формирования теоретических исследовательских подходов'

Data journalism – дата-журналистика, журналистика метаданных – в структуре медиакоммуникации: к вопросу формирования теоретических исследовательских подходов Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
321
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАСС-МЕДИА / ЖУРНАЛИСТИКА / ДИГИТАЛИЗАЦИЯ / КОНВЕРГЕНЦИЯ / ИНТЕРНЕТ / ТРАНСМЕДИА / КРИЗИС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ / ФАКТ / КОММЕНТАРИЙ / ОБРАЗ / СЕНСМЕЙКЕР / БАЗА ДАННЫХ / ВИЗУАЛИЗАЦИЯ / ДАТА-ЖУРНАЛИСТИКА/ЖУРНАЛИСТИКА МЕТАДАННЫХ / ОТКРЫТОЕ УПРАВЛЕНИЕ / МЕДИАЛОГИЯ / DATA JOURNALISM/JOURNALISM OF METADATA / MASS MEDIA / JOURNALISM / DIGITALIZATION / CONVERGENCE / INTERNET / TRANSMEDIA / CRISIS OF PROFESSIONAL IDENTITY / FACT / COMMENT / IMAGE / SENSEMAKER / DATABASE / VISUALIZATION / OPEN GOVERNANCE / MEDIALOGY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шилина Марина Григорьевна

В статье исследуются научно-теоретические и прагматические предпосылки появления нового формата представления аналитического медиаконтента на основе использования данных цифровых компьютерных и интернет-баз (так называемая дата-журналистика, журналистика «больших данных», или метаданных, как она определяется в исследовании). Автор определяет данный формат конвергентного контента как синтезирующий три типа классических жанров журналистики. Интернет-журналистика метаданных определяет принципиально новые возможности стратегического развития характеристик медиаконтента и функций современной журналистики как элемента открытого общественного управления, формирования науки о медиа (медиалогии).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Data Journalism in the Structure of Media Communication

The article investigates the representation of analytical media content through the use of digital computer and online databases (the so-called data journalism, journalism of "big data", or journalism of metadata, as it is defined in the study). The author reveals the unique features of data journalism as a phenomenon and a process and proves that this format of convergent content represents the opportunities of synergy of formal, logical and associative presentation of information in an interactive online format and appears to be a synthesis of the three types of classical journalistic genres. Online data journalism determines fundamentally new opportunities for the strategic development of media content characteristics and functions of modern journalism as an element of open public governance and the development of science about media (medialogy).

Текст научной работы на тему «Data journalism – дата-журналистика, журналистика метаданных – в структуре медиакоммуникации: к вопросу формирования теоретических исследовательских подходов»

Data Journalism - дата-журналистика, журналистика метаданных - в структуре медиакоммуникации: к вопросу формирования теоретических исследовательских подходов

Posted February 15th, 2013 by Editor

• Выпуск №1. 2013г.

• Шилина Марина Григорьевна

• Теория СМИ и массовой коммуникации

Data Journalism in the Structure of Media Communication

Шилина Марина Григорьевна

доктор филологических наук, научный сотрудник кафедры рекламы и связей с общественностью факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, [email protected]

Marina G. Shilina

PhD, Researcher at the Chair of Advertising and Public Relations, Faculty of Journalism, Lomonosov Moscow State University, [email protected]

Аннотация

В статье исследуются научно-теоретические и прагматические предпосылки появления нового формата представления аналитического медиаконтента на основе использования данных цифровых компьютерных и интернет-баз (так называемая дата-журналистика, журналистика «больших данных», или метаданных, как она определяется в исследовании). Автор определяет данный формат конвергентного контента как синтезирующий три типа классических жанров журналистики. Интернет-журналистика метаданных определяет принципиально новые возможности стратегического развития характеристик медиаконтента и функций современной журналистики как элемента открытого общественного управления, формирования науки о медиа (медиалогии).

Ключевые слова: масс-медиа, журналистика, дигитализация, конвергенция, интернет, трансмедиа, кризис профессиональной идентичности, факт, комментарий, образ, сенсмейкер, база данных, визуализация, дата-журналистика/журналистика метаданных, открытое управление, медиалогия.

Abstract

The article investigates the representation of analytical media content through the use of digital computer and online databases (the so-called data journalism, journalism of "big data", or journalism of metadata, as it is defined in the study). The author reveals the unique features of data journalism

as a phenomenon and a process and proves that this format of convergent content represents the opportunities of synergy of formal, logical and associative presentation of information in an interactive online format and appears to be a synthesis of the three types of classical journalistic genres. Online data journalism determines fundamentally new opportunities for the strategic development of media content characteristics and functions of modern journalism as an element of open public governance and the development of science about media (medialogy).

Key words: mass media, journalism, digitalization, convergence, Internet, transmedia, crisis of professional identity, fact, comment, image, sensemaker, database, visualization, data journalism/journalism of metadata, open governance, medialogy.

Введение. Тенденции развития журналистики

Теоретики и практики масс-медиа в течение последнего десятилетия находятся в поиске оптимальных экономических и творческих моделей масс-медиа. Эксперты ЮНЕСКО1 обозначили ряд тенденций, которые могут «прорасти» в практиках СМИ в ближайшие пять-десять лет: это расширение использования новейших технологий, появление новых экранов и порталов для доставки информации, усиление участия аудитории в медиакоммуникации на основе реализации функций творчества и самовыражения, играизация дискурса. В связи с использованием новых платформ основными становятся трансмедийные стратегии развития средств массовой информации, в том числе журналистики. Трансмедийность и демократизация (на основе повышения технической доступности) системы распределения и, соответственно, потребления контента будут означать изменение характеристик информации как базовой категории журналистики.

Какой тип медиаконтента в настоящее время оказывается основным для системы медиа как сдвоенного рынка информации - непосредственно журналистской и рекламной? Главную прибыль развитых рынков сегодня определяют предложения для читателей. В частности, известный американский исследователь Кен Доктор2, автор книги «Ньюскономика: 12 новых тенденций, формирующих новости, которые вы получаете»3, отмечает, что медиаиндустрия будет менять экономические модели, исходя именно из этого тренда, и приводит в качестве успешного примера издание «Чикаго трибьюн» (Chicago Tribune), которое экспериментирует, например, с тематическими электронными книгами, оцифровывает архивные материалы и т.п.4 В странах СНГ, как отмечалось на последнем форуме европейских и азиатских медиа (ФЕАМ) в декабре 2012 г., основной доход приносит реклама5, что характерно для развивающихся индустрий.

Приоритетность развития контентных журналистских моделей и стратегий масс-медиа косвенно подтверждает системный экономический кризис, во время которого рекламные бюджеты постоянно сокращаются, а СМИ получают прибыль благодаря лояльной аудитории.

Обозначенные тенденции подтверждаются результатами наших исследований на протяжении всего периода последнего кризиса, с 2008 г. по настоящее время6.

Таким образом, стратегическим направлением исследований масс-медиа, журналистики, определяющим потенциал роста индустрии и профессии, становится изучение характеристик актуального журналистского контента как явления и процесса.

Журналистика: параметры трансформации коммуникации

Обозначим ряд общих характеристик актуальной масс-медийной коммуникации, ее моделей и элементов, в том числе контента, значимых с методологической точки зрения для данного исследования.

Коммуникация в XXI в. становится все более персонализированной, антропоцентрической, что определяет приоритетность в исследовании когнитивной и аффективной сферы психической деятельности человека в качестве объекта и субъекта масс-медиа, журналистики. В.Н. Степанов отмечает7, что отличительным признаком коммуникации в XXI в. является преобладание эмоциоцентрированной аргументации над рациональной и, как следствие этого, повышенный эмоциональный «фон», эмоциогенность контента и целеустановка на формирование мнения (а не знания). Ученый обозначает основные нормополагающие моменты, этические императивы и поведенческие ожидания, обусловленные во многом социокультурными и экономическими изменениями нынешнего века, которые предлагает носителю массового сознания массовая коммуникация. Ранжирование предложенного ученым спектра императивов позволяет, используя модельный подход, выделить группы, характеризующие восприятие и ответную реакцию массовой аудитории: ключевой характеристикой является коммуникативность, которая обеспечивается благодаря вербальности, поликодовости, виртуальности, возможной рефлексивности и формирует заразительную унифицированность коммуникационного процесса и «перфомансность» поведения объекта коммуникации.

Выявленные императивы, характерные для массовой аудитории, для читателя как объекта коммуникации, со всей очевидностью, должны обеспечиваться адекватными моделями коммуникации журналистики, всей системы масс-медиа. То есть журналист, как субъект коммуникации, должен создавать взаимодействие с аудиторией на контентном и техническом уровнях за счет создания поликодовой виртуальной коммуникации, эмоционально «заразительной», потенциально требующей рефлексии читателя - и при этом легкопотребляемой.

Существенным параметром повышения поликодовости, достоверности, эмоциональной насыщенности и при этом упрощения потребления контента и, как следствие, снятия барьеров вовлечения аудитории в коммуникацию является его визуализация8, шире - мультимеийность, оптимальные параметры применения которых обусловлены технико-технологическими возможностями9, в первую очередь цифровизацией/дигитализацией (англ. digitalization) контента.

Цифровизация на первых этапах позволила журналистам использовать преимущества обработки данных в новых цифровых компьютерных виртуальных форматах, однако применение их было ограничено на уровне модели «человек-компьютер», что отражает исключительно коммуникационный, технический уровень взаимодействия журналиста с цифровыми данными. Обозначим данный формат и этап как компьютерно-коммуникационный. (Под коммуникацией в современной трактовке10 мы понимаем как передачу физических объектов, коммуникационную ипостась, так и социальное взаимодействие, формирование коммуникантами новых смыслов, то есть ипостась коммуникативную11.)

По мере распространения и развития цифровизация стала основой конвергентных процессов12.

На основе первичной технической конвергенции13 формируется вторичная конвергенция различных форматов, которая определяет возможности формирования новых процессов и продуктов коммуникации, например контента; сегодня это, в первую очередь, контент, который формируется благодаря интернету как метакоммуникации14. Отметим, что развитие технологий расширяет типологическую линейку конвергенции, однако дигитализация как основание для подобного разделения при любом уровне развития ИКТ и в дальнейшем сохраняется; техническая/технологическая конвергенция является базовой и определяет все иные виды конвергенции.

Цифровизация, конвергенция во многом послужили базисом для формирования концепций интернета и веб; данные явления взаимосвязаны, однако не равнозначны15. Интернет становится быстрорастущим каналом и средой трансляция медийной информации (более 2 млрд пользователей в мире, около 70 млн в РФ к 2013 г.), который также определяет техникотехнологическую (коммуникационную) и антропоцентрическую (коммуникативную) специфику создания и потребления конвергентного мультимедийного контента, продуцируя принципиально новые модели коммуникации для профессионалов масс-медиа и массовой аудитории.

Наиболее значимой характеристикой интернет-коммуникации является гипертекстуальность, определяющая большинство базовых свойств технико-технологического и антропоцентрического уровней взаимодействия в интернет-пространстве, в том числе интерактивность, специфическую текстогенность16. Мультимедийность, как комплексное конвергентное представление информации в любом цифровом формате (условно-вербальном, условно-визуальном, условно-аудиальном и т.д.), позволяет создавать уникальный тип контента, применимый на любом канале медиакоммуникации. Гипертекст, благодаря гиперссылкам, обеспечивает синергию двух de facto противоположных форматов обработки, представления, потребления информации: формальнологического и ассоциативного. При этом в интернет-моделях коммуникации читатель априорно, благодаря использованию навигации по гиперссылкам, становится соавтором при прочтении авторского текста и в формировании собственного (так называемая субъект-субъектная модель17). Значимым при подготовке журналистских материалов становится использование такого базового свойства гипертекста, как возможность благодаря гиперссылкам привлекать множество источников (первоисточников) информации, гипотетически - всю Всемирную паутину как единый гигантский гипертекст, общую базу данных.

Интернет обеспечивает специфические модели коммуникации: «человек - компьютер» или «человек/цифровое устройство доступа - интернет» (так называемая мультисубъектная модель); также антропоцентрическую модель «человек - компьютер/устройство доступа - интернет -компьютер/устройство доступа - человек» (уже упоминавшая выше так называемая субъект-субъектная модель18). Вторая модель в современных итерациях веб благодаря упрощению доступа превалирует, расширяя возможности участия аудитории в формировании контента в интернете.

Таким образом, впервые в истории публичной социальной коммуникации, в том числе масс-медийной, предложены предпосылки формирования гетерархического взаимодействия субъекта и объекта19.

Особо отметим: в интернете любой контент может быть охарактеризован как медиаконтент, априорно доступный для потребления и изменения массовой аудиторией, что позволяет, в

частности, экстраполировать результаты частных исследований на все пространство интернет-коммуникации.

Использование интернета изменяет системно-функциональные свойства журналистики и СМИ, знаменуя коммуникативный интернет-этап развития масс-медиа, поскольку обозначенные выше характеристики отражают принципиальные различия коммуникации и информации компьютерной и в интернете, характеристики медиаконтента.

Факт как базовая категория журналистики: парадигмы изменений

Категория журналистской информации, благодаря веб, гипертекстуальности, мультимедийности, изменяется кардинально: с коммуникативной точки зрения - появляются принципиально новые форматы конвергентного текста, информация доступна не только для потребления, но и для изменения аудиторией и т.д.; с коммуникационной - благодаря все более широкому распространению интернета профессиональные авторы оказываются не единственными, кто имеет доступ к глобально открытым информационным ресурсам, обладает возможностью создания и распространения текстов в публичном пространстве; информация поступает в медиасферу, в интернет через социальные сети; от граждан, которые считают себя журналистами (так называемая журналистика граждан20), поисковые роботы автоматически формируют ленты новостей (и оказываются оперативнее редакторов) и т.д. Журналист получает возможность открытой прямой коммуникации с аудиторией. При этом взаимодействие протекает в глобально открытом онлайновом режиме 24 часа в сутки, 365 дней в году, что также является новым вызовом для профессионального журналиста.

Оперативность доставки информации благодаря интернету исчисляется долями секунд, что определяет подобный формат как стандарт предоставления контента СМИ. «К 2020 году привычка не читать вчерашние новости победит», - считает главный редактор журнала «Эксперт-Украина» Андрей Блинов21.

Существенными являются трансформации в потреблении информации. Так, типичной формой потребления информации в интернете является броузинг (или серфинг), то есть поверхностное скольжение взглядом по тексту, превалирует сиюминутность восприятия информации. Так закрепляется установка на формирование мнения, а не знания.

Также отметим упрощение и сокращение объема текстов в Сети. Закономерно, что «словом года», наиболее употребляемым в Сети в 2012 г., Американское диалектическое общество (American Dialectology Society, ADS) назвало хэштег (англ. hush tag), то есть слово/фразу для объединения сообщений по теме, типу, что первоначально использовалось в Twitter (где объем сообщения составляет 140 символов), а затем в социальных сетях.

Однако являются ли данные характеристики не только необходимыми, но и достаточными для актуального качественного журналистского контента? Обозначенный комплекс свойств современного медийного пространства обусловливает формирование противоречивых тенденций, которые, как ни парадоксально, отражают возврат к классическим линейным моделям коммуникации, в частности модели двухступенчатого потребления информации через лидеров

мнений, трендсеттеров демонстрируют столь популярные социальные сети, которые многими аналитиками тем не менее описываются как некий новый коммуникативный феномен.

По сути отмеченные тенденции для профессионального журналиста означают необходимость переноса акцента с оперативности подачи информации на высококвалифицированную ее фильтрацию и грамотную интерпретацию; не на фиксацию процессов, а на выявление их сущности, что означает востребованность журналиста не только как ньюсмейкера (человек вряд ли сумеет опередить машину в скорости формирования новостных лент), но как сенсмейкера, поставщика и создателя смыслов.

Отметим, что дрейф от фактографической в сторону комментарийной, аналитической информации, перенос акцента с «жесткой» подачи новостей на «мягкость», наррацию, рассказывание историй в медиасфере востребован читателем, которому требуется помощь, чтобы разобраться в потоке новостей, и отмечен исследователями еще в конце прошлого века.

Качественная фильтрация потока фактов, данных на всех уровнях (анализ информации, ее обработка и представление) в компьютеризированном и интернетизированном пространстве требуют знания технико-технологических свойств получения, обработки, распространения информации как базового условия коммуникативной компетентности журналиста, то есть актуальная коммуникативная компетентность основана на синергии технического и гуманитарного знания.

Заметим, что технологизация гуманитарного знания, перевод информации в цифровой формат определяют ряд существенных проблем, которые в небольшом объеме статьи оставим без рассмотрения, в частности, мультисубъектная модель коммуникации в интернете обусловливает обязательное знание коммуникационного уровня взаимодействия в Сети22.

Обозначим существенные изменения, которые претерпели методы работы с фактом, обусловленные дигитализацией.

Расширение, убыстрение информационных потоков, появление электронной компьютерной информации положили на рубеже 1950-х гг. начало новому этапу коммуникационного и коммуникативного развития мировой журналистики, в первую очередь американской: в основе лежали диаметрально противоположные по существу концепции использования и представлении информации: опора на факты, статистику, исследования - и на фактоиды, литературный вымысел, художественные образы, что формировало различия в методологии профессионального творчества. Так, отличительной особенностью так называемой компьютерной журналистики (англ. computer-assisted reporting) стало системное использование компьютера и цифровой информации при подготовке материалов23. Функционально-инструментальный уровень использования технических средства для анализа данных позволял повысить качество контента, укрепить доказательную базу, в первую очередь в процессе расследований. Однако непосредственно на характеристики самого журналистского сообщения влиял не кардинально. В начале 1970-х гг. журналисты стали применять социологические научно-исследовательские методы работы с информацией, сформировалась тенденция перехода от концентрации на новостном потоке к выявлению значимых тенденций в обществе24- и появилась прецизионная журналистика25. В этот же период стал развиваться так называемый новый журнализм26 (англ. new journalism, также новая журналистика, новый документализм, концептуализм), основанный на применении литературно-художественных методов (сюжет,

диалоги, характеристики героев, художественный вымысел, фактоид вместо факта и т.д. Основные различия и недостатки подобных подходов обозначил Б. Уотенберг: «В настоящее время мы имеем средства - переписи населения, опросы общественного мнения, детальные результаты выборов, которые позволяют нам добиться точности, которые много говорят нам о людях. <...> Проблема заключается в том, что, когда вы включаете в статью таблицы, это вызывает у людей зевоту. <...> Чтение же материалов «новых журналистов» напоминало чтение детских сказок»27.

Повлияло на развитие современного журналистского контента28 активное использование медийных каналов службами по связям с общественностью. Достаточно широкое распространение в первую очередь пресс-релизов, то есть замена фактов ангажированной информацией, заострило внимание теоретиков и практиков на поиске адекватных оснований журналистской деятельности, на принципах использования информации.

В итоге понятие факта - базовой категории журналистики существенно трансформировалось. Приемы и методы работы с фактом продолжают изменяться: аудитории требуется не просто информация о событии, но информирование о социальных проблемах и тенденциях общественного развития, в которые данный факт «встроен» и которые отражает; журналистам же следует «начать предлагать контекст, который будет придавать этим событиям смысл и значение»29.

Поиск новой доминанты профессиональной компетентности в работе с информацией, нового инструментария и соответствующей жанровой палитры в новый и новейший периоды развития журналистики, при всех различиях в подходах, позволяет зафиксировать ряд общих моментов: усиление внимания к роли автора-журналиста как комментатора, аналитика, сенсмейкера, откуда следует повышение требований к его компетентности, социальной роли, а также необходимость креативных решений на основе синергии технического и гуманитарного знания.

Дата-журналистика, журналистика метаданных: характеристики, функции

С появлением открытой информации интернета, субъект-субъектной модели коммуникации в медийной сфере, по мере формирования обширных баз открытых цифровых данных, цифровизации всех типов контента СМИ востребованной оказывается опора на обширные базы интернет-данных (англ. data, big data).

Термин «дата» вошел в обиход с появлением больших объемов цифровой компьютерной информации. Определение базы данных в гуманитарных науках, с коммуникативной позиции, пока не дано. Предложим в рамках данной статьи рабочую дефиницию на основании трактовки статьи 1280 Гражданского кодекса РФ и ряда коммуникационных определений: база данных есть представленная в объективной форме совокупность самостоятельных материалов (статистических данных, нормативных документов статей и т.д.), систематизированных таким образом, чтобы данные материалы могли быть найдены и обработаны в цифровом формате. Термин сегодня применяется для обозначения различных типов баз данных, в том числе общественно значимых компьютерных данных, которые могут храниться в общем доступе, беспрепятственно использоваться массовой аудиторией.

В условиях открытости баз данных ключевым в предоставлении материалов, основанных на подобного рода информации, является способ анализа, интерпретации, представления. Тенденция переноса акцента на аналитический характер подачи информации для современного социоэкономического дискурса как такового30. В частности, базы данных активно используются как источник информации для развития инновационных процессов: например, в марте 2013 г. Европейский институт инноваций и технологий (European Institute of Innovation and Technologies, EIT) проводит масштабную международную конференцию «Data-инновации: новый императив роста».

Развитие гуманитарно-технологических трансформаций коммуникации СМИ обусловливает появление новых форматов журналистики31: так, с середины первого десятилетия нынешнего века развивается так называемая дата-журналистика ^m.data journalism) - создание конвергентного медийного контента на основе использования больших массивов компьютерных и интернет-данных.

Предложим в качестве рабочего термина для определения формата и метода журналистики, использующей для предоставления аналитического контента большие объемы компьютерных и интернет-данных, термин «журналистика метаданных», который позволяет избежать смысловой путаницы, связанной с многозначностью понятий «дата» и «данные» в русском языке, и выявим характеристики данного явления и процесса.

Факт, данные являются основой журналистской деятельности, традиционно «назначение фактов в журналистском произведении многофункционально: они могут стать основой информационного сообщения; могут выступать в качестве аргументов и научно обоснованных доказательств»32.

Особенностью журналистики метаданных оказывается объединение, синергия в итоговом представлении материала принципиально различных форматов информации, которые ранее служили базовыми для различных направлений: информационного, аналитического, художественно-публицистического.

Примеры первых попыток использовать сравнение различных типов данных для создания более эффективного журналистского материала некоторые исследователи относят к первой трети XIX в. В частности, Саймон Роджерс, называет первым примером журналистики данных статью в британской газете «Гардиан» (Guardian) (1821), в которой был опубликован список школ Манчестера с указанием количества школьников различных категорий, где автор, на основании сравнительного анализа, выявил реальное количество учеников, получающих бесплатное образование, которое оказалось гораздо выше официальных данных33. Подобный пример вряд ли можно назвать вполне корректным даже по формальным признакам, поскольку термин «data» в отношении журналистики относится в первую очередь к данным компьютерным, интернет-данным, сетевой коммуникации, которые обладают специфическими свойствами, кратко обозначенными выше.

Протоформами явления, которое принято сегодня называть «дата-журналистикой»34, возможно назвать новейшие журналистские практики с использованием электронной компьютерной информации и коммуникации с помощью различного рода вычислительного инструментария,

ЭВМ, компьютерной техники для анализа и представления информации в СМИ.

Термином «дата-журналистика» в 2006 г. одним из первых американский журналист Эдриан Головатый обозначил структурированные, машиночитаемые данные, используемые вместе с традиционным текстом35. Сейчас подобное определение уже не вполне корректно отражает сущность явления, поскольку используется не просто компьютерная, а интернет-коммуникация, форматы конвергенции разных типов контента стали более многообразными.

Специфика указанного формата актуальной журналистики состоит в том, что авторы используют цифровые данные не просто как инструмент при создании текста или иллюстративного ряда к нему, но как основной ресурс формирования темы, концепции, ключевое условие выбора формата/жанра сообщения с точки зрения соотношения вербальной и визуальной компонент, интерактивности потребления информации. Реализация в интернет-формате означает использование конвергентного мультимедийного гипертекстового вида сообщения как принципиально нового медийного формата и способа коммуникации автора с данными и автора/текста с аудиторией.

Форматы журналистики метаданных отличаются от классической аналитической журналистики принципиально, как по характеру используемой информации, ее жанровым особенностям (по А.А. Тертычному36 к аналитической журналистике относятся: отчет, корреспонденция, интервью, опрос, беседа, комментарий, реплика, анкета, социологическое резюме, рейтинг, мониторинг, рецензия, статья, обозрение, версия, прогноз, эксперимент, эпистола, эссе, исповедь, рекомендация; ученый также указывает некий «аналитический пресс-релиз»), так и по функционированию, потреблению.

Зарубежные практики журналистики метаданных находятся на стадии формирования. В качестве характерного примера современной журналистики метаданных приведем форматы сообщений/постов блога метаданных газеты «Гардиан» (Guardian Datablog), запущен в 2009 г.37 Саймоном Роджерсом. Сегодня в блог пишут минимум пять журналистов несколько раз в сутки, что иллюстрирует растущую востребованность подобной информации. В блоге визуальные материалы сравнительного анализа метаданных публикуются как самостоятельные посты или вместе с текстом - в качестве равноправной составляющей.

В российской практике примеры журналистики метаданных единичны, однако демонстрируют эффективность и актуальность данного формата конвергентного контента. Лучшим примером можно назвать проект «Аварии с пешеходами в Новосибирске в 2011 году», который стал лауреатом первой премии Data Journalism Awards-2012, организованной Глобальной сетью редакторов. Разработчикам проекта потребовался год для сбора и анализа данных местного ГИБДД и технического обеспечения ресурса, который представляет информацию о наиболее опасных для пешеходов улицах Новосибирска постоянно в онлайновом режиме.

Особенности контента метаданных формируются на всех этапах технологического цикла его создания. Основные этапы коммуникативного процесса использования метаданных в журналистике: для субъекта - нахождение темы, информации, анализ с помощью программ MySQL, Python и т.п., визуализация и оригинальная подача статистических данных в форме журналистского сюжета (или в качестве равноправной составляющей сюжета). Журналисту необходимо быть хорошим аналитиком38, обладать остаточно развитым образным мышлением, быть уверенным пользователем технических инструментов и понимать возможности визуализации данных (в частности Google Docs, IBM ManyEyes, Wordle, Excel и т.д.39). Таким образом, журналист для успешной работы должен владеть двумя разными типами мышления:

формально-логическим и ассоциативно-образным. При этом новые творческие возможности представления информации открываются на всех этапах работы журналиста.

Для объекта, аудитории журналистика метаданных - это возможность получения опирающейся на реальные факты наглядной информации, личностно ориентированной, которая требует самостоятельной оценки и анализа, дает возможность включения в коммуникацию, несмотря на завершенность работы журналистом.

Важнейшими пунктами реализации проектов журналистики метаданных являются интерактивность и персональная включенность аудитории. Инструментарий позволяет не только точно и точечно адресовать информацию, но и максимально ее персонализировать, как это делает, в частности, «Файненшл таймс» (Financial Times), предлагая читателю интерактивное формирование личного бюджета в соответствии с глобальными финансовыми трендами или давая возможность проследить влияние общего уровня национальной безработицы на конкретную семью.

В качестве характерного примера (простого, понятного читателю, персонально ориентированного и эффективного) журналист Сара Слобин из «Уолл стрит джорнал» (Wall Street Journal) 40 приводит проект «Не навреди» (Do No Harm), реализованный газетой «Лас-Вегас сан» (Las Vegas Sun): это была серия статей о здравоохранении, подготовленных по результатам анализа более 2,9 млн больничных записей, счетов из открытых источников, которые позволили раскрыть информацию о 3 600 травмах, инфекциях и хирургических ошибках, которые могли бы быть предотвращены. В частности, созданный интерактивный график давал возможность читателю просматривать информацию по каждой больнице, определяя, какие проблемы характерны для каждой из них и как они решаются, и затем выбирать лучшую из больниц для себя.

Тематика материалов, основанных на метаданных, и персонально используемых (например, персональные калькуляторы для решения личных финансовых вопросов), адекватна тематике изданий: от выбора дома, банка, машины, вуза до выбора президента.

Читатели-просьюмеры включаются не только в анализ журналистской информации, но и непосредственно в процесс сбора новостей: например, в уже упоминавшемся блоге Guardian Datablog редакция открывает большие массивы дополнительной контекстной информации для совместной работы.

Отметим, что метаданные возможно использовать в работе с любой темой, в любом жанре, то есть подобный подход оказывается с методологической точки зрения метаподходом.

Таким образом, метаданные, компьютерные и сетевые, сегодня становятся не только источником информации для журналиста, оригинальным инструментом для создания материалов принципиально нового формата41, но и метаосновой при формировании актуальной линейки форматов журналистского контента: от новости до репортажа, расследования - во всех типах цифровых СМИ.

Для повышения эффективности журналистики метаданных практики предлагают основывать сюжет на данных, значимых для аудитории, делать материал более персонально-адресным,

простым в понимании и потреблении с технической точки зрения, чтобы читатель мог подключиться к коммуникации42.

Американские аналитики отмечают и очевидные проблемы данного формата: например, потенциальный ущерб от неполного раскрытия информации; ошибку при анализе больших массивов данных, особенно в прогнозных исследованиях, которая, несомненно, становится потенциально метаошибкой, что увеличивает ответственность аналитика43 и т.д. Еще одна проблема, несмотря на очевидный потенциал использования больших данных, - это растущий объем частных персональных данных и их раскрытие, например через социальные медиа, что может нарушать права граждан. Также возникает множество технических проблем, в частности большая часть данных, генерируемых в настоящее время, является неструктурированной и небрежно организованной, что не может не повлиять на корректность результата анализа44.

Однако именно такой формат контента, благодаря открытости и доступности в Сети больших объемов данных, которые возможно использовать совместно журналисту и любому пользователю, благодаря возможности создания и публикации материалов на площадках профессиональных интернет-СМИ аудиторией, а также краудсорсинговому привлечению читателя к поиску тем и источников информации, определяют повышение доверия к аналитической профессиональной журналистской информации; а также, как следствие, повышает медиаграмотность читателей, качество текстогенности медиасферы. Журналистика метаданных становится актуальным потенциальным ресурсом развития профессионального творчества и в целом для современной медиакоммуникации, информационной сферы означает реализацию коммуникации, формирующей не просто мнение, но новые смыслы, знание.

Благодаря появлению нового типа факта - баз данных - журналистика выходит и на новый уровень функционирования в обществе. Так, использование открытых баз данных государственных структур как источника журналистской информации, позволяющее сделать взаимодействие власти с аудиторией максимально продуктивным, несомненно, повышает статус журналистики.

Заключение

Итак, исследование теоретических оснований и первых практик журналистики метаданных как явления и процесса позволяет сформулировать рабочее определение: журналистика метаданных - это набор специфических навыков для поиска, анализа, визуализации информации цифровых источников метаданных для формирования интерактивных форматов уникальной подачи авторского аналитического контента и эффективного взаимодействия с аудиторией; это формат актуального журнализма, формат медиатекста/медиаконтента, метод его создания, трансляции, потребления, который может быть использован как метаметод и метаоснова для иных жанров.

Исследование позволило впервые зафиксировать с теоретической точки зрения новый формат синтеза принципиально различных подходов к использованию факта как основной категории журналистики и возможности контаминации, синтеза, синергии всех типов/форматов/жанров45 журналистики в поиске новой модели медиаконтента и функционирования медиасистемы. Данное направление в структуре медиадеятельности

продолжает вектор исследований конвергентных форматов журналистики и при этом является принципиально новым.

Данный формат (метаформат) аналитической подачи контента позволяет, возможно, впервые зафиксировать направление формирования подходов к журналистике не столько как к прикладному научному знанию, но как к науке, которая обладает собственными методами, представляет выводы, которые возможно верифицировать, а результаты можно повторить. Подобные качественные изменения медиакоммуникации подтверждают предложенную автором концепцию медиалогии как комплексной науки о медиа46, предметом которой является медиакоммуникация.

Среди тенденций отметим движение к журналистике открытых метаданных: программы по так называемому открытому управлению (англ. open governance), реализация концепций открытого правительства (англ. open government) во всем мире, в том числе в России, способствуют развитию подобного типа баз данных и, следовательно, журналистики метаданных как значимого драйвера общественного развития.

Также представление подобного аналитического медиаконтента в интернете дает возможность развивать новый формат потребления медиаинформации, углубляет установку на формирование у аудитории не мнения, но знания, что соответствует прогрессивным парадигмам дискурса инноваций как следующего этапа общественного развития. Использование метаданных как ресурса инновационного развития, зафиксированное, в частности, в ЕС, позволяет говорить о перспективах журналистики метаданных в формировании инновационной сферы, где коммуникативная деятельность является обязательной, профессиональная коммуникация изменяет свой онтологический статус, обретая черты сферы деятельности, равнозначной политике, экономике, культуре, что позволяет зафиксировать тенденцию возможного преодоления кризиса корпоративной идентичности.

И, наконец, с точки зрения профессионального творчества журналистика метаданных, несмотря на использование именно компьютерных, интернет-данных, может способствовать укреплению значимости авторского начала, а не технологий, укреплению гуманитарных, а не технократических тенденций развития журналистики, поскольку именно интерпретация, выбор формы подачи контента позволяет создать на основе стандартных статистических данных оригинальный журналистский материал. Таким образом, теоретические исследования в обозначенном направлении дадут возможность преодолеть творческий кризис корпоративной идентичности современной журналистики на практике.

1. Future arts, media, and entertainment: seeds for 2020. N.Y., 2011. Р. 67.

2. Данные доступны // http/www.ria.ru/infografika/20120619/677018060.html (19.05.12).

3. Doctor K. Newsonomics: Twelve New Trends That Will Shape the News You Get St. Martin's Press. N.Y., 2010; Доктор К. Ньюскономика: 12 трендов / Пер. с англ. М., 2013.

4. Данные «Форум "РИА Новости"». 2012. Июнь

// http/www.ria.ru/media20120619/676684092.html

5. Данные ФЕФМ. Минск, 2012. Декабрь.

6. См.: Шилина М.Г. Медиакоммуникация: тенденции трансформации. Новые парадигмы исследований массовых коммуникаций // Медиаскоп. 2009. Вып. № 3 // http://www.mediascope.ru/node/404; Шилина М.Г. Тенденции развития современных медиасистем и актуальные концепции теории СМК // Вестник МГУ. Сер. 10,

Журналистика. М., 2010. № 1. С. 6-22 и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Степанов В.Н. Этика массовой коммуникации / Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения: Материалы межвузовской научнопрактической конференции. СПб, 2006. С. 290-296.

8. Визуализация медиаконтента в СМИ начала реализовываться практически с момента появления первых газет: рисунки, таблицы, комиксы, фото занимали существенное место на полосах печатных медиа; столь популярная сегодня инфографическая информация появилась в праформатах в британских газетах в конце XVIII в.

9. Значение визуализации для современной медиакоммуникации наиболее полно продемонстрировало повсеместное распространение телевидения. Именно с феноменом ТВ были связаны попытки в 1980 гг. научно осмыслить проблемы визуализации и электронной виртуальности, виртуальной реальности как совокупности объектов определенного уровня, сопряженных с порождающей их реальностью. Электронные медиа закрепили представление о том, что через визуализауцию, виртуальность в основном производится «творение смыслов» современным человеком.

10. См.: Гавра Д.П. Основы теории коммуникации. СПб, 2011; Шилина М.Г. Текстогенные трансофрмации инфосферы. Методологический эскиз становления Интернета. М., 2012.

11. Шилина М.Г. Там же.

12. Понятие «конвергенция» (лат. con - «вместе», vergо - «склоняю, сближаю») определяет сходные процессы в различных сферах, используется в ряде естественных и гуманитарных наук. С середины прошлого века социологи и философы относят понятие конвергенции к социуму (в частности, Д. Белл, У. Ростоу, Я. Тинберген и др.), представляя ее как сущностную характеристику современного общества, для которого в общественно-политической сфере значимы информационно-коммуникационные технологии, характерно увеличение сходства между различными типами общества и т.д. Второе направление конвергенции имеет своим основанием технологические возможности, в первую очередь дигитализацию. На технологическом уровне конвергенция рассматривается как процесс, объединяющий все типы цифровой информации и медиаконтента в интегрирующихся телекоммуникационных, компьютерных сетях и медиа. Исследователи выделили в начале XXI в. несколько уровней процесса конвергенции, типология которой введена в отечественный научный обиход: технологический, экономический / индустриальный, профессиональный. В данной линейке, с нашей точки зрения, из-за смешения уровней коммуникации - технического и антропоцентрического - отсутствует общее основание для типологизации; по всем параметрам приведенная типология относится к дигитальной конвергенции. (При этом экономическая / индустриальная и профессиональная конвергенция, относящаяся к сфере социальной, при известном обосновании могла бы быть отнесена к общественнополитической конвергенции.) Также указанные характеристики относятся к процессу конвергенции и не отражают ее дуальной сущности и как явления.

13. Техническая конвергенция является первичной, прочие виды, как ее следствия, таким образом, вторичны. Ко второму уровню возможно отнести процессы непосредственно в сфере социоэкономической коммуникации, в частности в сфере медиа, экономики и т.д. Типология различных конвергентных процессов по функциональным признакам такова:

новые технологические возможности коммуникации, основой которых стала дигитализация, обозначим как первичную конвергенцию (техническая конвергенция медийных процессов, в результате которой формируется мультимедийная среда, например визуально-аудиальные форматы телевидения).

14. Контентную конвергенцию отнесем к вторичной конвергенции. К данному типу относится конвергенция медиа, в том числе журналистики, рекламы, связей с общественностью. С точки зрения теории тем не менее контентная конвергенция журналистики и СО, как представляется, возможна, если соответствует социально ответственным стратегиям, которые развиваются в настоящее время и предполагают совместное участие СМИ, рекламы, связей с общественностью в формировании открытой коллаборативной коммуникации в социуме. Подобным образом трактуемая конвергенция может стать основой базовой функции СМИ и СО - медиативной, при условии равноправной медиации. Возможности формирования новых информационных продуктов и шире -коммуникации как таковой - ведут к созданию на данной основе оригинальных форм организации коммуникационного бизнеса, в первую очередь в сфере ИКТ и СМИ. Таким образом, экономическая конвергенция является третьим уровнем конвергентных дигитальных процессов.

15. В данной работе термином «интернет» обозначается информационно-коммуникативная технология, техническая основа которой - глобальная информационная компьютерная сеть, представляющая собой всемирное объединение локальных сетей, шлюзов, серверов и компьютеров, использующая единый набор правил и процедур (протоколов), регулирующих порядок осуществления связей между ними; технологическая основа -веб, WWW (аббревиатура англ. World Wide Web - Всемирная паутина, глобальное информационное пространство, основанное на физической инфраструктуре интернета) -всемирная система компьютерной коммуникации, осуществляемая с помощью символьного языка машинных кодов в различных формах и обеспечивающая коммуникативные возможности; информационно-коммуникативное пространство,формируемоена основе аппаратной и программной инфраструктур в результате совокупности процессов коммуникации всех субъектов.

16. Шилина М.Г. Текстогенные трансформации инфосферы. Методологический эскиз становления Интернета.

17. Шилина М.Г. Интернет-коммуникация в связях с общественностью. М., 2011.

18. Там же.

19. Там же.

20. Там же.

21. Материалы ФЕАМ-2012. 2012. Дек., 10.

22. Berry D.M. Thinking About Digital Human Science // Mashine Culture. CA, 2011. Vol. 12.

Автор отмечает, что компьютер требует, чтобы все превращалось из непрерывного потока повседневной реальности в сетку чисел, которые могут быть сохранены в виде представления реальности, которой затем можно манипулировать, используя алгоритмы. Этот субтрактивный метод познания действительности (эпистемы) производит новые знания и методы для управления реальностью (техне) через посредничество цифры».

23. CAR впервые была использована в 1952 г. Си-би-эс (CBS) для предсказания результатов президентских выборов. С 1960 гг. журналисты (в основном, занимавшиеся расследовательской журналистикой, в первую очередь в США) стремятся независимым образом контролировать власть путем анализа баз данных по информации из открытых источников научными методами. В рамках этого подхода, также известного как

«журналистика общественного служения», авторы стремились выявлять тенденции, развенчивать общеизвестные истины или заблуждения и раскрывать данные о всяческих несправедливостях властей или корпораций. Например, Филип Мейер пытался развенчать общепринятую трактовку беспорядков 1967 г. в Детройте, чтобы показать, что в них участвовали не только малообразованные южане. Сюжеты Билла Дедмена из серии «Цвет денег» в 1980 гг. раскрывали информацию о расовых предрассудках в кредитной политике ведущих финансовых институтов. Материалы CAR получили широкий общественный резонанс и были отмечены профессиональными наградами.

24. Meyer F. Precision Journalism: A Reporter's Introduction to Social Science Methods. Bloomington, 1973.

25. Появление собственно прецизионной журналистики связывают с именем американского исследователя и бывшего военного журналиста компании «Найт ньюспейперс» (Night Newspapaers) Ф. Мейера, который в 1973 г. опубликовал под таким названием книгу (Meyer F. Precision Journalism: A Reporter's Introduction to Social Science Methods. Bloomington, 1973). Мейер и его последователи исходили из того, что традиционные методы сбора и обработки информации устарели и поэтому не позволяют своевременно разглядеть потенциально важное явление в социально-политической жизни, а акцентируют внимание лишь на сиюминутных событиях. Отсюда вывод: для устранения имеющихся недостатков журналисты должны использовать для сбора и обработки информации методы социологии и других наук. См. также: Соколов B.C. Американский «новый журнализм» - концепция социальной мифологии // Демократический журналист. 1977. №№ 4-6; Dione E. Why Americans Hate Politics. Washington, 1991; Уллмен Дж. Журналистские расследования: современные методы и техника. М., 1998.

26. Корни этого направления берут начало в журналистской деятельности известных писателей начала XX в. «Новый журнализм» достаточно изучен как российскими, так и зарубежными исследователями. Концептуальная ориентация берет свое начало прежде всего в политической журналистике. Примером нового подхода к политической журналистике являлась серия статей Теодора Уайта «Как делается президент» о закулисной стороне политических кампаний.

27. Dennis E., Rivers W. Other Voices. The New Journalism in America. N.Y., 1974. P. 187.

28. См. появление термина «чурналистика» для описания ангажированной информации так называемого «серого» и «черного» PR в СМИ.

29. Data Driven Journalism / Материалы европейской конференции. 2010 // http://mediapusher.eu/datadrivenjournalism/pdf/ddj_paper_final.pdf

30. Ученые из McKinsey Global Institute в исследовании «Большие данные: следующий рубеж для инноваций, конкуренции и производительности» (2011) утверждают, что ценность больших данных - в повышении прозрачности и открытости информации, возможности создавать и хранить больше операционных данных в цифровой форме, что позволяет организациям собирать более точную и подробную информацию на всех уровнях производства, от запасов продукции до затрат на больничные, и, таким образом, оперативно реагировать на изменения и повышать производительность. Ведущие компании используют сбор и анализ данных для проведения экспериментов, чтобы принимать лучшие управленческие решения. Также большие данные позволяют постоянно проводить узкую сегментацию клиентов и, следовательно, находить более точное соответствие продуктов или услуг. Большие данные могут быть использованы для улучшения разработки следующего поколения продуктов и услуг. Например,

производители используют данные, полученные от датчиков, встроенных в продукты, для создания инновационного послепродажного обслуживания.

31. В рамках данного исследования, ограниченного объемом статьи, профессиональное журналистское сообщение (вербальный, аудиальный, визуальный, конвергентный контент) с определенной совокупностью характеристик, функционирующее в рамках определенного медиаресурса и определенной медиамодели, обозначаем как «формат», поскольку термин «жанр», типология жанров до сего дня не имеют четких дефиниций.

32. Ким М.Н. Журналистика. Методология профессионального творчества. СПб, 2004. С. 186.

33. См. как протопример в Европе исследование Флоренс Найтингейл «Смертность в британской армии» (Mortality of the British Army), опубликованное в 1858 г. В своем отчете перед парламентом она использовала графики, чтобы выступить за улучшения в системе здравоохранения в британской армии. Самыми известными являются ее круговые секторные диаграммы, каждая из которых представляла собой информацию о смертях за месяц, и эти диаграммы ярко показали, что подавляющее большинство смертельных случаев было связано с предотвратимыми заболеваниями, а не с вражескими пулями.

См.: Дата-журналистика. Учеб. пособие. М., 2012

// http://ria.ru/files/book/_site/введение_4.html

34. См. статью: Data, Data Everywhere // The Economist. 2010. February, 25 // http://www.economistcom%2Fnode%2F15557443&ei=7lRJUfb6Ia6M4gTIn4DYDA&usg=AFQj CNHMh5oQR85WnsXpBCcrM7ZtctFScA&sig2=VoaVIkw_iUWMVstQs4Ee2g&bvm = bv.44011176, d.bGE; работы проф. Гэри Кинга (Гарвардский университет); последнее выступление «Дата - это не только о данных» (Big Data is Not About the Data) в университете Квебека. 2013. Март, 1 // http:// www.mcgill.ca%2Fchannels%2Fevent%2Fgary-king-big-data-not-about-data-225173&ei=VVlJUaq8J6iF4ASd24HgAQ&usg=AFQjCNFWBG-jgfnKComJbJXY02MXipr0JA&sig2=suBlZepCELDXLkHaya9SLw&bvm=bv.44011176,d.bG

35. Эдриан Головаты - основатель проекта EveryBlock - информационной службы, которая позволяет пользователям искать и находить информацию о том, что произошло в их районе, в их квартале. В своем эссе «Фундаментальный путь, которым должны измениться газетные сайты» (A fundamental way newspaper sites need to change // http://www.holovaty.com%2Fwriting%2Ffundamental-

change%2F&ei=VFNJUYTkJaqj4gSWwoD4BQ&usg=AFQjCNG1YdSCf8ay5mQaRjL3SzGhlqEjfg&s ig2=JXc5S8u2mzM_zbWIHM1YCg&bvm=bv.44011176,d.bGE&cad=rjt ) он заявляет, что журналисты должны публиковать структурированные, машиночитаемые данные, вместе с традиционными «большими массами текста».

36. Тертычный А.А. Аналитическая журналистика. Учеб. пособие. М., 2010.

37. См.: Guardian Datablog // http://www.guardiandatablog.org

38. Каталоги открытых данных: OpenGovData.ru (Россия) //http://www.opengovdata.ru; DataGov.ru (Россия) // http://www.datagov.ru; Data.gov (US) // http://www.data.gov/; Data.gov.uk (UK) // http://data.gov.uk/; Worldbank, Data // http://data.worldbank.org/;

Open Knowledge Foundation // http://okfn.org/. Ссылки по визуализации: Visual Complexity // http://www.visualcomplexity.com/vc/; Flowing Data // http://flowingdata.com/; Well-formed Data // http://well-formed-data.net/; Infografistas //

http://infografistas.blogspot.com/; Visual Editors // http://www.coolinfographics.com/; Cool Infographics // http://www.coolinfographics.com/; Datenjournalist. German blog on ddj // http://www.datenjournalist.de/. Инструменты: Document Cloud //

http://www.documentcloud.org/home ;Google Code Playground: Helps to explore Google data and tools // http://code.google.com/apis/ajax/playground/; Open Calais //

http://www.opencalais.com/; API Playground - helping journalists to understand API Data // http://apiplayground.org/; Gapminder Desktop //http://www.gapminder.org/desktop/; Yahoo Pipes // http://pipes.yahoo.com/pipes/

39. См.: Google Docs // https://docs.google.com/; Wordle // http://www.wordle.net; IBM ManyEyes // http://www-958.ibm.com/software/data/cognos/manyeyes/

40. Дата-журналистика. Учеб. пособие.

41. См. например: Шерстюкова М. Дата-журналистика как новое направление в системе средств массовой коммуникации //http://www 2012mic.org.ru

42. Дата-журналистика. Учеб. пособие.

43. Oboler A., Welsh C., Krus L. Danger of Big Data // Sociology. 2012. Vol. 17. № 7.

44. Anderson J., Rainie L. The Future of Big Data // Pew Internet & American Life. 2012. June.

45. В рамках данного исследования, ограниченного объемом статьи, профессиональное журналистское сообщение (вербальный, аудиальный, визуальный, конвергентный контент) с определенной совокупностью характеристик, функционирующее в рамках определенного медиаресурса и определенной медиамодели, обозначаем как «формат», поскольку термин «жанр», типология жанров до сего дня не имеют четких дефиниций.

46. Media Communications: Transformation Tendencies. New Paradigms in Mass Сommunication Studies World of Media. M., 2009. P. 266-281; Шилина М. Медиа XXI века как объект исследования (Несколько тезисов об инновационных подходах к изучению массовых коммуникаций) // Меди@льманах. 2009. №. 5. С. 6-12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.