Научная статья на тему 'ДАШБОРДЫ В ОБРАЗОВАНИИ КАК ИНСТРУМЕНТ МАРКЕТИНГОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ'

ДАШБОРДЫ В ОБРАЗОВАНИИ КАК ИНСТРУМЕНТ МАРКЕТИНГОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
образование / визуализация данных / персонализация образования / ключевые метрики / рынок образования. / education / data visualization / personalisation of education / key metrics / education market.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сирбиладзе Кетеван Китаевна, Попова Татьяна Сергеевна

Статья посвящена исследованию и анализу применения дашбордов в образовании. Дашборды на сегодняшний момент становятся все более популярным инструментом в образовательных учреждениях, так как позволяют визуализировать и анализировать данные, связанные с учебным процессом. В статье рассматривается, каким образом использование дашбордов способствует оптимизации образовательного процесса, включен обзор существующих исследований и практик по использованию дашбордов в осуществлении коммуникационного взаимодействия с получателями образовательных услуг. Автор подчеркивает потенциал дашбордов в образовании для повышения качества принятия решений на основе данных, персонализации обучения. Статья нацелена на привлечение внимания преподавателей, администраторов образовательных учреждений к значению дашбордов в контексте современной образовательной среды и предложение практических рекомендаций по их успешному внедрению в процесс оказания образовательных услуг

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сирбиладзе Кетеван Китаевна, Попова Татьяна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dashboards in education as a marketing communication tool

The article is devoted to the research and analysis of dashboards application in education. Dashboards are currently becoming an increasingly popular tool in educational institutions, as they allow visualising and analysing data related to the educational process. The article discusses how the use of dashboards contributes to the optimisation of the educational process, includes a review of existing research and practices on the use of dashboards in the implementation of communication interaction with the recipients of educational services. The author emphasises the potential of dashboards in education to improve the quality of data based decision-making and personalisation of learning. The article is aimed at drawing the attention of teachers, administrators of educational institutions to the importance of dashboards in the context of modern educational environment and offering practical recommendations for their successful implementation in the process of providing educational services.

Текст научной работы на тему «ДАШБОРДЫ В ОБРАЗОВАНИИ КАК ИНСТРУМЕНТ МАРКЕТИНГОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ»

УДК / UDC 004

DOI: 10.24412/2071-3762-2024-6324-77-80

ДАШБОРДЫ В ОБРАЗОВАНИИ КАК ИНСТРУМЕНТ МАРКЕТИНГОВЫХ КОММУНИКАЦИИ

Dashboards in education as a marketing communication tool

Сирбиладзе Кетеван Китаевна,

старший преподаватель, Финансовый Университет при Правительстве РФ; г. Москва, Россия, Ленинградский проспект, 49 Sirbiladze Ketevan Kitayevna,

Senior Lecturer, Financial University under the Government of the Russian Federation; 49, Leningradsky Prospekt,

Moscow, Russia

kksirbiladze@fa.ru

https://orcid.org/0000-0001-5316-3485

Попова Татьяна Сергеевна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и социально-гуманитарных дисциплин, Волгодонский инженерно-технический институт - филиал Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ»; г. Волгодонск, Россия, ул. Ленина, д. 73/94 Popova Tatiana Sergeevna,

PhD in Economics, Associate Professor at Economics and Social and Humanitarian Disciplines Department, Volgodonsk Engineering Technical Institute the branch of National Research Nuclear University «MEPhI»; 73/ 94 Lenin St., Volgodonsk, Russia Tanya930@rambler.ru https://orcid.org/0000-0002-0554-2672

Статья посвящена исследованию и анализу применения дашбордов в образовании. Дашборды на сегодняшний момент становятся все более популярным инструментом в образовательных учреждениях, так как позволяют визуализировать и анализировать данные, связанные с учебным процессом. В статье рассматривается, каким образом использование дашбордов способствует оптимизации образовательного процесса, включен обзор существующих исследований и практик по использованию дашбордов в осуществлении коммуникационного взаимодействия с получателями образовательных услуг. Автор подчеркивает потенциал дашбордов в образовании для повышения качества принятия решений на основе данных, персонализации обучения. Статья нацелена на привлечение внимания преподавателей, администраторов образовательных учреждений к значению дашбордов в контексте современной образовательной среды и предложение практических рекомендаций по их успешному внедрению в процесс оказания образовательных услуг.

Ключевые слова: образование; визуализация данных; персонализация образования; ключевые метрики; рынок образования.

The article is devoted to the research and analysis of dashboards application in education. Dashboards are currently becoming an increasingly popular tool in educational institutions, as they allow visualising and analysing data related to the educational process. The article discusses how the use of dashboards contributes to the optimisation of the educational process, includes a review of existing research and practices on the use of dashboards in the implementation of communication interaction with the recipients of educational services. The author emphasises the potential of dashboards in education to improve the quality of data-based decision-making and personalisation of learning. The article is aimed at drawing the attention of teachers, administrators of educational institutions to the importance of dashboards in the context of modern educational environment and offering practical recommendations for their successful implementation in the process of providing educational services.

Keywords: education; data visualization; personalisation of education; key metrics; education market.

Введение (Introduction)

В целях привлечения получателей образовательных услуг, их удержания в учебном заведении, укрепления имиджа и репутации образовательной организации, обеспечения эффективного взаимодействия с целевой аудиторией важную роль играют маркетинговые коммуникации. Помимо этого эффективные маркетинговые коммуникации помогают учреждениям образовательной сферы выделяться в конкурентной среде,

привлекать талантливых учащихся и сильных педагогов, а также поддерживать долгосрочные отношения с местным сообществом и органами власти [1]. Для более наглядной визуализации «эффективности» взаимодействия образовательного учреждения с его целевой аудиторией все чаще используют современные инструменты анализа и мониторинга ключевых показателей «производительности» организации (КРI). Одним из таких действенных ин-

струментов можно считать даш-борды.

Дашборды наглядно демонстрируют текущую ситуации в компании, выявляют те направления деятельности, которые работают эффективно, а также те, над которыми следует провести определенную работу и корректировку. КР1 в данном случае являются показателями, которые образовательная организация определяет как важные критерии эффективности.

Дашборды представляют данные, которые сложны для восприятия, в упрощенном формате с использованием инфографики (диаграмм, графиков и таблиц). Это, в свою очередь, позволяет увидеть общую картину, выделяя при этом главные элементы.

Прежде чем оценить способы применения дашбордов в образовании, полезно рассмотреть те вопросы, которые рекомендуется задавать перед определением ключевых показателей эффективности. Например:

1. Какая главная цель у дашбор-да? К примеру, данной целью может быть представление заинтересованным сторонам наиболее важных показателей: доходы, трафик, конверсии и др.

2. Какие данные необходимо получить? Это могут быть архивные данные с целью определения тенденций и осуществления дальнейшего прогнозирования спроса.

3. Каким образом можно измерить прогресс деятельности образовательного заведения? Необходимо выбрать те показатели, с помощью которых можно отслеживать и оценивать успех маркетинговых коммуникаций и применяемых бизнес-стратегий: оценка удовлетворенности и лояльности клиентов, рост продаж и др.

4. Какие показатели направят руководство на принятие определенных решений? К примеру, отчеты об эффективности затрат, показателях удержания клиентов, производительности сотрудников учебного заведения и др.

Качественный дашборд предоставляет возможность:

♦ отслеживать закономерности, которые могли остаться незамеченными среди баз данных;

♦ определить близость к достижению целей, а также необходимость их корректировки;

♦ выявлять и устранять проблемы на ранних этапах;

♦ сравнивать производительность с целью оценки прогресса и устранения недостатков;

♦ отслеживать тенденции, чтобы прогнозировать будущие показатели более качественно. Помимо этого, дашборды могут

быть использованы для решения проблемы обеспечения прозрачности управления общественными финансами [2] — в частности, наглядно показывать объёмы расходов на финансовое обеспечение учебного заведения бюджетной сферы.

Дашборды являются эффективным средством маркетинговых коммуникаций, так как маркетологи получают ценную информацию о производительности и результативности их маркетинговых кампаний: число посетителей на сайте, конверсионные показатели, статистику по рекламным кампаниям и иные метрики, позволяющие измерять успех рыночных усилий. Применение дашбордов позволяет оперативно определить, какие рекламные каналы приносят наибольшую эффективность и оперативный результат, кроме этого, могут сравниваться всевозможные маркетинговые источники трафика и определять, на чем можно сосредоточить усилия для достижения наилучших результатов. При этом дашборды предоставляют возможность выявления трендов и паттернов, на основе этого маркетологи могут принимать более информированные решения и адаптировать коммуникативные стратегии в режиме реального времени.

Другое преимущество использования дашбордов в образовательном маркетинге заключается в повышение прозрачности и коммуникации внутри команды. Даш-борды предоставляют всем заин-

тересованным сторонам доступ к актуальным данным и аналитике, что помогает улучшить процесс совместного принятия решений. Руководство и сотрудники образовательной организации при этом тоже могут ознакомиться с ситуацией и обсудить необходимость определенных корректив маркетинговых усилий.

Материалы и методы (Materials and Methods)

В образовательной системе дашборды являются методом предоставления информации об учащихся, а также о педагогических работниках. К примеру, такая визуализация данных может помочь преподавателям принимать решения на основе данных, способствовать их профессиональному росту. На сегодняшний момент вопрос применения дашбордов в образовании изучен в минимальной степени, но имеются работы, чьи авторы уделяли интерес данной проблематике. Так, Гиматдинова Р. Р. отмечает, что современные цифровые технологии позволяют оперировать большими данными, и извлекать из них новые полезные данные. Актуальным встает вопрос об освоении и применении педагогами интеллектуального анализа образовательных данных [3].

Стоит отметить, что использование дашбордов в российском образовании чаще всего отслеживается в контексте получения информации о самой образовательной системе. Например, в работах Е. В. Бенко и Б. П. Томина [4] рассмотрены примеры дашбордов, отображающих результаты системы образования и результаты системы оценки качества образования конкретного региона. В работе использовались данные, отображенные на сайте ситуационно-информационного центра «Образование

К. Сирбиладзе, Т. Попова. Дашборды в образовании как инструмент маркетинговых коммуникаций

в Челябинской области» https:// stats.rcokio.ru. Главной целью данного информационного ресурса является агрегация инфографики по различным направлениям системы образования области для быстрого доступа к ним всех заинтересованных лиц. Дашборд, представленный на главной странице сайта, можно увидеть на рисунке.

На данном дашборде можно увидеть, что представлена панель управления с несколькими фильтрами, которые позволяют оценить активность использования платформы на различные даты как на региональном, так и на муниципальном уровнях. С целью оценки динамики данных на дашборде представлен график с данными по итогам каждой недели, а для оценки текущего состояния и сопоставления его с прошлыми значениями продемонстрированы сводки ключевых метрик. Для выгрузки сведений по отдельным организациям расположена сводная таблица, а условное форматирование позволяет на интуитивном уровне отличить организации с различными динамиками активности.

В работе Кустицкой Т. А. и ее соавторов рассматривается проблема информирования обучающихся о динамике и прогнозах успешности обучения с помощью дашбордов учебной аналитики, проводится анализ эффективности применения данного инструмента для повышения успеваемости обучающихся [5].

Результаты (Results)

Использование цифровых технологий в образовании стало базовым направлением во многих учебных сферах (как в частной, так

и бюджетной). На сегодняшний момент, особенно в условиях онлайн-обучения и гибридного метода образования преподаватели постоянно принимают какие-либо решения: во время, до и после учебного процесса для того, чтобы поддерживать необходимый уровень коммуникационного взаимодействия с обучающимися и другими заинтересованными сторонами.

Рассмотрим преимущества применения дашбордов в образовательных организациях на примере высшего учебного заведения (табл.)

Рис. Пример использования дашборда в образовании Fig. Example of dashboard use in education

Таблица

Преимущества применения дашбордов в образовательных организациях Table. Advantages of using dashboards in educational organisations

Для администрации Для преподавателей

• Возможность оценки эффективности работы преподавателей, качества их работы, а также сравнение их результатов с другими преподавателями. • Контроль посещаемости мероприятий преподавателями. После анализа нескольких баз данных по посещаемости различных мероприятий внутри учебного заведения может быть составлен дашборд, наглядно показывающий, какие мероприятия были наиболее интересными для преподавателей • Осуществление контроля выполнения планов и задач. Наглядная инфографика, представленная в дашборде, позволяет контролировать выполнение планов и задач учебного заведения, оценивать результаты и на их основе принимать решения. • Оценка эффективности использования ресурсов. Анализ данных дашборда помогает оценить эффективность использования ресурсов учебного заведения, выявить недостатки и предложить пути улучшения. • Мониторинг прогресса студентов. Появляется возможность отслеживать прогресс студентов в рамках учебного плана, определять их ошибки и предоставлять дальнейшие рекомендации по улучшению. • Отслеживание посещаемости занятий и определение направлений и тем, вызывающих наибольший интерес у студентов. • Контроль успеваемости студентов. Дашборд может продемонстрировать данные таким образом, что преподаватель сможетконтролировать успеваемость студентов, выявлять отстающих обучающихся и предпринимать соответствующие меры. • Анализ результатов экзаменов. Создание наглядного дашборда позволит проанализировать результаты экзаменов, выявить основные проблемы студентов, их слабые стороны и разработать рекомендации по их улучшению, а также корректировке контрольно-измерительных материалов. • Оценка удовлетворенности студентов учебным процессом. На основе проведенных социологических опросов и иных методов преподаватели или руководители структурных подразделений могут создавать дашборды, которые наглядно показывают уровень удовлетворенности студентов. В данном случае могут быть выявлены проблемные вопросы и внесены соответствующие изменения в учебные программы и учебный процесс.

Итак, можно резюмировать, что дашборды позволяют не только отображать информацию в более понятном виде, но и отслеживать изменения в различные отрезки времени и определять, какие факторы повлияли на эти изменения.

Обсуждение (Discussion)

На базе преимуществ создания дашбордов, указанных в таблице, можно привести следующий пример. В первую очередь, стоит отметить, что оценка эффективности работы преподавателей среди администрации — достаточно актуальная тема. Если сформировать определенные метрики, по которым можно оценивать эффективность работы преподавателя, а наиболее важные из них представить в виде дашборда, то можно получить визуальные данные: как по определенному преподавателю, так и сгруппировать их по структурным подразделениям или другим группам. Можно предложить несколько метрик, на основе которых сформируется определенный портрет эффективности преподавателя:

♦ средний балл студентов на зачетах и экзаменах у данного преподавателя;

♦ количество публикаций преподавателя в журналах ВАК, РИНЦ, Web of Science, Scopus, количество цитирований [6];

♦ отзывы студентов о преподавателе (например, после проведенных опросов);

♦ уровень вовлеченности студентов в научную деятельность под руководством данного преподавателя;

♦ количество удостоверений о пройденных повышениях квалификации;

♦ количество рабочих программ и курсов (и соответствующих их актуализаций), разработанных данным преподавателем. Данные метрики могут быть дополнены, и наиболее важные из них можно представить в виде наглядного дашборда с соответствующими данными.

Заключение (Conclusion)

В заключение можно обозначить важность использования дашбордов для мониторинга и анализа данных в образовательных учреждениях. Они позволяют

достаточно оперативно получать информацию о прогрессе учащихся, выявлять проблемные точки, а также определять эффективные методы обучения.

Данный инструмент аналитики позволяет собирать, обрабатывать и представлять данные в удобной, визуальной форме, обеспечивая легкий доступ к ключевым метрикам и КР1. Дает возможность анализировать эффективность стратегии, принимать оперативные решения и оптимизировать маркетинговые усилия.

Дашборды могут способствовать оптимизации коммуникаций между административными подразделениями и профессорско-преподавательским составом, а также облегчить принятие обоснованных решений на основе объективных данных. На основе вышеизложенных фактов можно сделать вывод о том, что использование дашбордов в образовании — актуальное и перспективное направление, способствующее повышению качества образовательного процесса, что в свою очередь влечет повышение уровня лояльности получателей образовательных услуг.

ИСТОЧНИКИ

1. Степченко, Т. С. Специфика и особенности маркетинговых коммуникаций в сфере образования / Т. С. Степченко, Т. В. Ходырева // Экономика и предпринимательство. - 2014. - № 11-2(52). - С. 414-419. - EDN SZXHRJ.

2. Балынин, И. В. Комплекс предложений по повышению прозрачности общественных финансов в Российской Федерации / И. В. Балынин // Аудит и финансовый анализ. - 2018. - № 4. - С. 80-84. - EDN VPKJZO.

3. Гиматдинова, Р. Р. Применение технологии дашборд для оценки качества и эффективности образовательной деятельности / Р. Р. Гиматдинова // Современное состояние и потенциал развития туризма в России: Материалы XIX Международной научно-практической конференции, Омск, 06-07 октября 2022 года / Под общей редакцией Е. В. Кулагиной. - Омск: Омский государственный технический университет, 2022. - С. 106-110. - EDN SNPNIM.

4. Бенко, Е. В. Дашборд как эффективный инструмент анализа данных в системе образования / Е. В. Бенко, Б. П. То-мин // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. - 2023. - № 1(17). - С. 75-82. - EDN SDBOQT.

5. Дашборды учебной аналитики для поддержки обучения по дисциплине / Т. А. Кустицкая, Р. В. Есин, И. С. Митянин, А. Е. Токарев // Информатизация образования и методика электронного обучения: цифровые технологии в образовании: Материалы VII Международной научной конференции, Красноярск, 19-22 сентября 2023 года. - Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2023. - С. 1 172-1 176. - EDN DEHBAG.

6. Оценка эффективности преподавателя в современном образовательном учреждении / О. А. Гришина, О. В. Сагино-ва, И. И. Скоробогатых [и др.] - Новосибирск: Общество с ограниченной ответственностью «Центр развития научного сотрудничества», 2015. - 114 с. - ISBN 978-5-00068-331-6. - EDN UCMXNT.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.