«Научные междисциплинарные исследования»
15. Бутюгина А.А., Горбунова Е.Е., Полушкина Т.В. Применение интерактивной формы обучения в образовательном процессе// Развитие и внедрение современных наукоемких технологий для модернизации агропромышленного комплекса: сборник статей по материалам международной научно-практической конференции (5 ноября 2020 г)/ под общ. ред. проф. Миколайчик И.Н. - Курган: Изд-во Курганской ГСХА, 2020. С. 979-983
УДК 373
Долгополова Ирина Викторовна, Dolgopolova Irina Viktorovna,
воспитатель высшей категории teacher of the highest category Лешина Татьяна Николаевна, Lyoshina Tatyana Nikolaevna,
Deputy Head for VMR заместитель заведующего по ВМР Детский сад №82 «Богатырь» АНО ДО Планета детства «Лада» Kindergarten No. 82 "Bogatyr" ANO DO Planeta detstva " Lada»
ДАРЫ ФРЕБЕЛЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДЕТСКОГО САДА
FREBEL'S GIFTS IN THE EDUCATIONAL ACTIVITIES OF
THE KINDERGARTEN
Аннотация, в статье рассматривается значение формирования конструктивных умений детей дошкольного возраста. Представлен опыт работы детского сада по развитию речевых умений детей с использованием игрового набора «Дары Фребеля».
Ключевые слова, конструирование, образовательная деятельность, игровые наборы «Дары Фребеля», мнемотаблицы.
XIVМеждународная научно-практическая конференция
Abstract, the article discusses the importance of the formation of constructive skills of preschool children. The experience of the kindergarten on the development of children's speech skills using the game set "Gifts of Froebel"is presented.
Keywords: construction, educational activity, game sets "Frebel's Gifts", mnemotables.
Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, стремящиеся к саморазвитию. Перед педагогами дошкольных организаций стоит непростая задача: развитие первоначальных творческих умений и навыков детей, поддержка и развитие их любознательности.
Как добиться того, чтобы знания детей, полученные в детском саду, помогали им в дальнейшем при обучении в школе?
Формирование мотивации развития и обучения дошкольника, а также творческая познавательная деятельность - вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках ФГОС. В связи с этим, в настоящее время, конструированию в детском саду отводится значительное место в работе с детьми всех возрастных групп, так как оно обладает чрезвычайно широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания.
В дошкольной педагогике детское конструирование рассматривается как средство всестороннего развития ребенка. Конструирование — прежде всего важное средство умственного воспитания детей.
Конструирование в ФГОС ДО определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умений наблюдать и экспериментировать.
Планирование и организация образовательной деятельности в детском саду опирается на естественный интерес воспитанников к разработке и постройке различных механизмов. Большой выбор конструкторов позволяет заниматься с детьми разного возраста и по разным направлениям (конструирование, моделирование физических процессов и явлений, программирование,) [1, с. 110].
«Научные междисциплинарные исследования»
Дети пробуют определить, на что похож предмет и в чем его отличие от
других; учатся соизмерять высоту, длину и ширину предметов; делают первые попытки в решении конструктивных задач «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. В процессе образовательной деятельности идет работа над развитием мелкой моторики, творческих задатков, интеллекта, воображения, развитие монологической и диалогической речи, расширение словарного запаса.
Детское конструирование (создание различных построек из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и т. п.) чаще всего переходит в игру и является деятельностью, отвечающей интересам детей. Игра часто сопровождает процесс конструирования, а выполненные детьми поделки обычно используются в играх. Конструирование для игры объединяет детей. Во время конструирования они учатся совместно обсуждать план постройки, приходить к совместному решению, учатся подчинять свои желания конструктивным замыслам, которые поддерживает большинство, а также отстаивать свои соображения по поводу более удачного варианта постройки. Дети учатся реконструировать уже возведённую постройку и т. д.
Именно поэтому важнейшей задачей педагогов дошкольных образовательных организаций является оптимизация и организация в детском саду РППС для активизации, расширения и обогащения конструктивной и игровой деятельности детей; создание условий для развития технического творчества во взаимосвязи с творческой игрой в пространстве - времени дошкольного детства, в пространстве и времени дошкольной группы детского сада.
Использование практического пособия «Дары Фребеля» может способствовать успешному решению задач образовательной программы.
Ф. Фрёбель считал, что дети дошкольного возраста лучше всего усваивают материал в практической деятельности, преподносимый в игровой форме [2, с. 6].
XIVМеждународная научно-практическая конференция
Особо хочется отметить речевое развитие — здесь возможности «Даров Фребеля» очень разнообразны.
Прием, который нравится детям — «Зарисовка прочитанного». Проявляя инициативу они с удовольствием используют его при заучивании стихов, при решении математических задач, «зарисовок» различных литературных произведений и своих историй, мыслей, рисуя фантастические «полотна».
Во время образовательной деятельности по развитию речи, дети не просто читают (слушают), а выкладывают сюжет из различных фигур, заранее договариваясь, какие символы будут соответствовать героям и предметам с прочитанного. В дальнейшем это переходит в использование технологии мнемотаблиц, причем воспитанники могут не только пользоваться готовыми, но и создают свои мнемотаблицы на разнообразную тематику. Например, заучивание стихотворения: «Во дворе».
В современном мире дошкольники на «ура» знакомятся и воспринимают новые образовательные технологии, интерактивные пособия и игры. Ребята быстро и с удовольствием осваивают с помощью воспитателя и дидактическое пособие «Дары Фрёбеля».
Для успешного овладения данной технологией в групповом пространстве, в свободном доступе для детей размещаются алгоритмы для работы с Дарами Фрёбеля, словесная копилка для самостоятельного пересказывания и заучивания различных текстов.
Несмотря на то, что дары Фребеля давно уже известны, они до сих пор являются актуальными и значимыми. Их можно использовать в любой области познания. А приложив к этому еще и свою фантазию можно так ярко и впечатляюще познакомить ребенка с новым материалом, что он останется в памяти и будет в дальнейшем вызывать интерес.
Библиографический список:
1. Бедфорд А. «Большая книга LEGO» Конструирование во ФГОС - вид деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой
«Научные междисциплинарные исследования» активности детей, а так же умений наблюдать и экспериментировать. Манн,
Иванов и Фербер, 2014 г. - 256 с.
2. Маркова В.А. Образовательный модуль «Дидактическая система
Фридриха Фребеля» : учебно-методическое пособие / В.А. Маркова. - 2-е изд.,
стереотип. - М : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. - 48 с.: ил.