DOI 10.25991/VRHGA.2021.22.3.013 УДК 101.9
М. В. Колмакова*
ДАРСТВЕННЫЕ НАДПИСИ Л. Н. МИТРОХИНА В БИБЛИОТЕКЕ А. И. КЛИБАНОВА*
В настоящей работе предлагается обратиться к изучению текстов дарственных надписей, оставленных Л. Н. Митрохиным на книгах из личной библиотеки А. И. Кли-банова. В статье рассматривается возможность применения книговедческого поэкзем-плярного метода изучения к исследованию избранных документов, что позволяет ввести в научный оборот дополнительные сведения о жизни и совместной работе ученых, о, их личных взаимоотношениях. Применение указанного междисциплинарного метода является новым опытом в изучении истории советской науки о религии.
Ключевые слова: история науки о религии, Митрохин Лев Николаевич (1930-2005), Клибанов Александр Ильич (1910-1994), дарственные надписи, личные библиотеки.
M. V. Kolmakova A. I. KLIBANOV LIBRARY BOOKS WITH DONATION L. N. MITROKHIN'S INSCRIPTIONS
The article proposes to refer to the study of the texts of donation inscriptions left by L. N. Mitrokhin, on books from the personal library of A. I. Klibanov. It is also proposed to consider the possibility of applying a bibliographic copy method of study to the study of selected documents, which allows to introduce into scientific circulation additional information about the life and collaboration of scientists, information about their personal relationships. This method is a new experience in studying the history of Soviet science of religion.
Keywords: history of the science of religion, Mitrokhin Lev N. (1930-2005), Klibanov Alexander I. (1910-1994), donation inscriptions, personal libraries.
* Колмакова Мария Владимировна, кандидат философских наук, научный сотрудник кафедры философской антропологии и истории философии, Институт философии человека Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена; kolmakovamv@yandex.ru
** Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-311-60008 «Наука о религии в СССР в 70-80-е гг. ХХ в.: историко-библиографическое исследование».
Статья подготовлена в память о двух выдающихся исследователях религии, чьи юбилеи отмечались в 2020 г.: 110 лет со дня рождения Александра Ильича Клибанова и 90 лет со дня рождения Льва Николаевича Митрохина. В настоящей работе предлагается обратиться к теме, не совсем привычной для философского и религиоведческого исследования, т. к. изучение личных библиотек ученых — задача прежде всего книговедческая. Но так как в условиях постоянно расширяющейся и усложняющейся структуры научного знания возникает необходимость вводить новые междисциплинарные подходы, предлагаем приметить книговедческий поэкземплярный метод изучения книги [19] к исследованию истории советской науки о религии.
Не только специальные исследования, автобиографические статьи, воспоминания коллег и архивные документы являются источниками информации о жизни ученых. Книги, составлявшие их личные рабочие библиотеки, могут хранить весьма ценные сведения, т. к. книга, кроме всех прочих ее функций, является инструментом социальной коммуникации [2; 8; 22]. Установление общественных связей, дружеских контактов и общего климата коллектива, которые являются неотъемлемой частью жизни и работы исследователей, крайне необходимо для понимания формирования их научных и мировоззренческих позиций. Составляя свою рабочую домашнюю библиотеку, ученые, как правило, подбирают издания, которые интересны им и полезны в работе, но, кроме собственных приобретений, там могут обнаружиться подаренные коллегами книги, которые могут содержать дарственные надписи — материал интересный и полезный для изучения и анализа. В этой связи необходимо учитывать риск не обнаружить надписи вовсе или выявить вымаранные или снятые автографы и многое другое, но в то же время обретенные документы могут являться информативным для изучения материалом.
Современный исследователь может обратиться к той личной библиотеке, которую А. И. Клибанов стал собирать с 1955 г.:
Моя библиотека собрана была, так сказать, с третьего захода. Небольшое, но ценное собрание книг погибло после моего первого ареста и пятилетнего заключения в 1936-1941 гг., возобновленное было собрание (тоже небольшое) разделило участь первого после ареста и заключения в 1948-1954 гг. Начало передаваемой библиотеки относится к 1955 г. [3, с. 8].
К этим книгам ученый относился бережно и заботился об их дальнейшей судьбе: «Мне следует сказать о путях собирания книг и попытаться дать содержательную характеристику библиотеки. Сделать это почти то же, что описать историю своей жизни» [3, с. 9].
Решение передать библиотеку в ведение Сибирского отделения Академии наук не было случайным. Длительный период жизни А. И. Клибанова был связан с Сибирью, он понимал необходимость и особенную важность наличия профессиональной литературы для полноценной исследовательской работы в удаленной от европейской части страны. Схожей целью руководствовались коллеги А. И. Клибанова предшествующего поколения, и сам ученый говорит об этом в воспоминаниях:
Среди мотивов, побудивших меня передать свое книжное собрание именно в Новосибирск, были и примеры старшего поколения ученых, с которыми был знаком и многому от них поучился, — Варвары Павловны Адриановой-Перетц, часть библиотеки которой хранится в Новосибирске, и Михаила Николаевича Тихомирова, встречами с которым я дорожил. Он завещал свое драгоценное собрание древнерусских рукописей в Новосибирск и тем самым положил основание рукописному фонду Новосибирской академической библиотеки, много умножаемому (и умножаемому) усилиями его учеников и молодой порослью ученых. Соседством с собраниями Адриановой-Перетц и Тихомирова нельзя не гордиться [3, с. 8].
В мае 1993 г. ученый передал свою библиотеку ГПНТБ СО РАН, где в настоящее время она хранится в Отдел редких книг и рукописей и доступна читателям. В 1997 г. сотрудниками Отдела редких книг и рукописей был издан каталог библиотеки А. И. Клибанова, вступительное слово в котором принадлежит самому собирателю. Каталог содержит 6012 библиографических описаний: 5563 — на русском языке, 186 — на иностранных языках, 200 описаний книг из кабинета Н. В. Ельциной, 61 дополнительное описание. Составители каталога отметили наличие надписей и автографов в случае их наличия на описываемых экземплярах. Во многом благодаря этому каталогу нам удалось обнаружить описания девяти книг, которые Л. Н. Митрохин подарил А. И. Клибанову, оставив на них дарственные надписи. Хронологический охват надписей — 1960-1989 гг.
Эти девять изданий мы можем условно поделить на две тематические группы в соответствии с содержанием их текстов. Первая посвящена теме баптизма. Расположив работы этой группы в хронологической последовательности их выхода и дарения, мы обратимся к текстам украшающих их дарственных надписей.
Первая дарственная надпись была оставлена на отдельном оттиске статьи «Изучение сектантства в Тамбовской области (по материалам экспедиции АН СССР)», опубликованной в первом номере журнала «Вопросы философии» [14] (номер в каталоге: 3036, N 901), и содержит следующий текст:
Дорогой Александр Ильич! Если когда-нибудь я окажусь причастным к науке о сектантстве, то лишь благодаря Вам. И ради такой надежды простите мне, пожалуйста, все очевидные погрешности данной статьи. 23/Ш 1960 г. Л. Митрохин.
Необходимо отметить, что получивший этот подарок А. И. Клибанов спустя несколько лет оставил весьма любопытный комментарий на той же странице, где размещена дарственная надпись, но о нем упомянем ниже.
Экспедиции, материалы одной из которых легли в основу статьи, состоялись в конце 50-х гг. ХХ в. и стали одним из важнейших этапов научно-исследовательского пути ученого, прежде всего в становлении его интереса к теме баптизма.
В воспоминаниях коллег также отмечена важность этих поездок для Л. Н. Митрохина. Так, В. И. Гараджа пишет следующее:
Ему повезло — судьба свела его с А. И. Клибановым, историком, занимавшимся русским сектантством и подключившим Л. Н. Митрохина к первым конкретным
исследованиям религиозности, проводившимся в стране еще в 1950-е гг. Именно тогда он соприкоснулся с «живой» религией и понял, что религия — это люди, которые по-своему решают одинаково значимые для всех насущные проблемы. Это был для него важный опыт изучения религиозных фактов и понимания того, что для ученого не существует деления религий на истинные и ложные [7, с. 103].
Тема баптизма стала одной из центральных в научно-исследовательской работе Л. Н. Митрохина.
В 1964 г. он подарил А. И. Клибанову книгу «Баптизм и современность» [13] (номер в каталоге: 3035, N 5342) с надписью:
Дорогому Александру Ильичу с глубокой благодарностью. 18 декабря 1964 г. Л. Митрохин. Не из-за того, что пока получилось, а с надеждой на «тенденции».
В это время Л. Н. Митрохин готовил текст своей докторской диссертации. Вероятно, тогда же велись переговоры относительно участия А. И. Клибанова в качестве оппонента на защите. Предполагаем, что текст надписи указывает на «тенденцию» защиты диссертационного исследования. Книга представляет собой издание, имеющее вполне очевидное назначение, сформулированное в заглавии его серии — «В помощь лектору», т. е. адресована она была прежде всего агитационным работникам и лекторам-пропагандистам.
Третьим изданием, подаренным Л. Н. Митрохиным А. И. Клибанову, стал автореферат диссертационного исследования «Философия и практика современного протестантизма (баптизм)» [17] (номер в каталоге: 3039, N 5431):
Дорогому Александру Ильичу с любовью и уважением. 17.У66 г. Л. Митрохин.
Судя по указанной дате, автореферат был подписан и подарен за месяц до самой защиты.
Если обратить внимание на датировку дарственной надписи, то выясняется любопытное обстоятельство. Как известно 16-17 мая 1966 г. в Москве состоялась Акция протеста евангельских христиан-баптистов у здания ЦК КПСС. Уже в июне 1966 г. в Отдел пропаганды и агитации АОН поступил документ (черновик документа хранится в личном архиве ученого в АРАН) [1] подписанный следующими фамилиями: А. И. Клибанов, П. К. Курочкин, Л. Н. Митрохин, Э. Г. Филимонов, Г. С. Лялина. В тексте этого документа подписанты анализируют положение современного баптизма в СССР, в довольно хлесткой форме описывают несправедливое, а порой и преступное отношении к представителям религиозных организаций среди чиновников, а также говорят о насущных проблемах советских верующих. Отчасти документ стремится объяснить причину выхода людей на акцию протеста и обусловливает ее прежде всего внутренними советскими проблемами, которые имеют место и с которыми необходимо бороться. Совместная работа по подготовке этого документа накануне защиты диссертации Л. Н. Митрохина является примечательным фактом биографии ученых, который без сомнения требует отдельного изучения. В нашем повествовании мы лишь указываем на него, а также обращаем внимание на то, что дарственная надпись на автореферате является дополнением к этому сюжету, который важно учитывать в дальнейшей работе.
Вновь обратимся к первому документу условно выделенной нами группы — оттиску из «Вопросов философии», т. к. под упомянутой нами ранее дарственной надписью на оттиске Л. Н. Митрохина А. И. Клибанов оставил свой комментарий, текст которого будет уместно воспроизвести сейчас:
23/У1 1966 г. Л. Н. Митрохин защитил докторскую диссертацию. Я был оппонентом. В заключении [тельном сл] Л. Н. поблагодарил своих университет[ских] аспирантск[их] и еще каких-то учителей, не помянув меня ни одним добрым словом. 29/У1 66 г. АК.
В свете вышесказанного представляется, что текст надписи на оттиске не является указанием на обиду А. И. Клибанова на Л. Н. Митрохина за неупоминание его имени в благодарственной речи. Уж очень хорошо они оба понимали остроту событий, произошедших в мае 1966 г., а также факт их совместного участия в составлении документа для Отдела пропаганды и агитации ЦК КПСС. Процедура защиты являлась тогда и является сейчас публичным и официальным мероприятием, также необходимо учитывать, что защита проходила в Институте философии АН СССР.
И выбор темы, и серьезный научный подход к ее исследованию выбивались из привычных канонов «научного атеизма». Л. Н. Митрохин столкнулся с опасностями, сопряженными с инакомыслием: сотрудник Института философии, который относится к религии всерьез и хочет найти объективное понимание религии как феномена культуры. Именно такую задачу он ставит перед собой, приступая к работе над докторской диссертацией о баптизме. Но такое отношение к религии выходило за рамки идеологической благонадежности [7, с. 97-98].
Совсем свежи были воспоминания о двух арестах А. И. Клибанова, в т. ч. по причине его контактов с научным руководителем Н. М. Маториным. Думается, что если сложить вместе эти факторы, то можно с определенной долей уверенности предположить, почему в благодарственной речи, которая, как и прочие, попадала под протокол, Л. Н. Митрохин не стал публично акцентировать и без того известный всем факт участия А. И. Клибанова в становлении интереса диссертанта к теме религии, и баптизма в частности. Также в качестве альтернативной версии всегда возможно предположить обыкновенное волнение диссертанта, которое неизбежно наступает в процедуре защиты и может существенно вмешаться в план его стройной речи.
В продолжение темы баптизма в 22 ноября 1966 г. была подписана в печать книга «Баптизм» [11] (номер в каталоге: 3033, N 4189). В марте 1967 г. она была подарена А. И. Клибанову с надписью:
Дорогому Александру Ильичу с глубокой признательностью и любовью. Л. Митрохин. 21.Ш. 1967 г.
Книга стала одним из первых выпусков научно-популярной серии «Библиотека «Современные религии»». Серия выходила в Издательстве политической литературы в период с 1966 по 1968 гг. Отдельные выпуски ее вышли вторым изданием в начале 70-х гг. Книга «Баптизм» была издана повторно в 1974 г. В издании не затронут сюжет с протестной акцией в мае 1966 г., но достаточ-
но подробно рассказывается о расколе внутри советского баптизма, о Совете церквей ЕХБ и многих других аспектах, свидетельствующих о кризисе религиозной жизни верующих в СССР.
Схожей теме была посвящена книга «Баптизм и научное знание» [12] (номер в каталоге: 3034, N 1316), вышедшая в издательстве «Знание» в 1969 г. в серии «Новое в жизни, науке и технике» в подсерии «Естествознание и религия». Издание также было подарено А. И. Клибанову и имеет автограф (текст надписи по техническим причинам установить не удалось).
Вторая условно выделенная группа изданий, подаренных Л. Н. Митрохиным А. И. Клибанову, посвящена религии в США. Так же как и в первой группе, расположим издания в хронологическом порядке их публикации и дарения и обратимся к текстам украшающих их дарственных надписей.
Первой в этой группе выделяется книга «Американские миражи» [9] (номер в каталоге: 3031, N5520), вышедшая в издательстве «Молодая гвардия» в 1965 г. Подаренная книга является вторым изданием, первое вышло в 1962 г. Текст надписи:
Дорогому Александру Ильичу с неизменной любовью и глубоким уважением благодарный Л. Митрохин. 9.Ш. 65 г.
Поводом для написания этой книги стали несколько поездок Л. Н. Митрохина в США. С 18 апреля по 20 мая 1960 г. — в качестве младшего научного сотрудника Института философии АН СССР по приглашению Ассоциации молодых христиан в составе молодежной делегации. В апреле 1961 г. он принял предложение перейти на работу в ЦК ВЛКСМ, где в течение двух лет был заместителем заведующего Отделом пропаганды и агитации. Две поездки в США он осуществил по этой линии: в 1961 г. — для участия в международном семинаре, организованном квакерами; в 1962 г. — как глава советской молодежной делегации.
Исследовательский интерес к религии и верующим, который продолжал формироваться, в т. ч. после недавних поездок в советские этнографические экспедиции под руководством А. И. Клибанова, позволил ученому собрать богатый полевой американский материал, часть которого он воплотил в книгу и подарил А. И. Клибанову в короткий срок после получения издания из печати (подписана в печать 15 февраля 1965 г.). В самом начале книги Л. Н. Митрохин пишет:
У каждого человека свои интересы, свой взгляд на мир, свой угол зрения. И если едешь не затем, чтобы почтительно замирать перед давно «знакомыми материальными ценностями», а потом побрякивать в карманах сувенирной мелочью, тогда каждая поездка раскрывает новые, неизведанные стороны чужой жизни [9, с. 4].
В книге рассматриваются прежде всего проблемы американской молодежи и ее взгляд на религию, а также целый спектр актуальных возможностей для религиозных организаций, действующих в США.
Немногим позже, в 1968 г., в серии «Новое в жизни, науке, технике» в подсерии «Философия» вышла научно-популярная брошюра «Антикоммунизм
в США: (идеология правого экстремизма)» [10] (номер в каталоге: 3032, N 690), также надписанная Л. Митрохиным:
Дорогому Александру Ильичу с искренней любовью. Л. Митрохин. 9.1.69 г.
В этом издании автор продолжил раскрывать материалы, накопленные в поездках в США, и посвятил брошюру «кризису американского духа» — она повествует о событиях, связанных с убийством М. Л. Кинга, усугубивших и без того довольно тяжелую обстановку, о формировании «правого» экстремизма, антикоммунистической пропаганде и роли религии в деле социального буфера в этих событиях. Автор отмечает:
В современных США религия составляет традиционную и массам понятную «науку жизни», привычный способ приспособления к острым социальным противоречиям. И с обострением этих противоречий, с усложнением общественных связей и растущим «отчуждением» индивида потребность в таком идеологическом компенсаторе и утешителе возрастает [10, с. 37].
Л. Н. Митрохин пишет о том, что религия в представлении многих американцев становится неотъемлемой частью жизни общества, является источником незыблемых нравственных и духовных ценностей, по сути превращаясь в некий буферный институт между государством и обществом, а также между различными социальными институтами.
Особенно важным изданием для Л. Н. Митрохина, которое он подарил коллеге и учителю, стал сборник статей «Религии «нового века»» [16] (номер в каталоге: 3038, N 3990), ранее опубликованных в журнале «Наука и религия», под псевдонимом Л. Тимошин. Текст надписи:
Дорогому Александру Ильичу с неизменной признательностью и любовью. Л. Митрохин. 21.У. 86 г.
Конец 70-х — первая половина 80-х гг. были крайне непростым периодом для Л. Н. Митрохина: обстоятельства, складывавшиеся в Институте философии (преимущественно в 70-е гг.), привели в итоге к его длительной командировке в США, а по возвращении (11 октября 1978 г.), в силу семейных обстоятельств, он получил выговор «за потерю политической бдительности», что автоматически означало «запрет» на печать любых материалов под собственным именем [6, с. 26]. Книга вышла в 1985 г., после того, как запрет был снят (20 июля 1984 г.), и исследования, которые ученый имел возможность проводить на основе материалов, собранных им в США, увидели свет в виде самостоятельного издания с указанием настоящего имени ученого. Очевидно, что такой подарок был особенно понятен и важен обоим исследователям.
Отдельно необходимо рассмотреть девятый выявленный экземпляр, подаренный Л. Н. Митрохиным А. И. Клибанову. Это оттиск статьи «Протестантская концепция человека» [15] (номер в каталоге: 3037, N 1131), вышедшей в свет в 1969 г. Тематически текст этой работы, с одной стороны, близок к обеим условно выделенным нами группам, с другой — все же содержательно отличается от них. Вынесем эту работу как самостоятельный материал.
Текст надписи:
Дорогому Александру Ильичу, сердечно Л. Митрохин. 18.Х1 1981 г.
Примечательно, что между выходом издания из печати и фактом дарения прошло двенадцать лет. Издание было подарено в ноябре 1981 г., вскоре после дня рождения А. И. Клибанова (14 ноября). В настоящее время не представляется возможным установить, был ли подарок сделан в ходе обсуждения какой-то темы, или преподнесен по отдельному поводу. Так или иначе, нам известно, что в этой работе Л. Н. Митрохин ссылается на труд А. И. Клибанова [4] для иллюстрации «процесса «деперсонализации» общества и превращения отношений людей в вещные отношения» [15, с. 354]. Работа посвящена западной протестантской религиозной концепции человека и составляющим ее отдельным сюжетам (спасение, личная вера, избранность, предопределение и проч.), сформировавшимся и развивавшимся в учениях таких идеологов, как М. Лютер, Ж. Кальвин, У. Раушенбуш, Ф. Пибоди, Р. Нибура и др. Эта концепция становится важным исследовательским материалом для автора работы в понимании религии как явления эмпирически обусловленного, выводимого из социальной, идеологической и психологической природы человека:
Однако религия была и остается социальным явлением, а поэтому понять ее место и причины влияния в наших условиях можно лишь в том случае, если соотносить ее идеи с содержанием взглядов и настроений, возникающих среди некоторых людей независимо от религиозной проповеди. Только такой подход может избавить атеистическую литературу от поверхностного морализирования и обличительства, может поставить атеистическую деятельность на прочную научную основу [15, с. 373].
Эти идеи были отчасти созвучны А. И. Клибанову, возможно, этот аспект и подчеркивал даритель, солидаризируясь с учителем. Впоследствии, в 1987 г., у А. И. Клибанова и Л. Н. Митрохина в соавторстве вышла работа «История и религия» [5], в которой они более подробно останавливаются на важности изучения религии для развития атеистической работы:
Важно не забывать, что религиозные убеждения человека вовсе необязательно обусловливаются прямым воздействием церковных доктрин. Они могут вбирать в себя несравненно более широкий спектр религиозно-идеалистической апологетики. Вот почему невозможно успешно вести атеистическую работу, не учитывая всех тех сторон, аспектов современной культуры, которые способны подсказывать и впоследствии закреплять интерес к религиозным воззрениям у людей, не владеющих навыками самостоятельного анализа и убедительной оценки таких элементов [5, с. 98].
Созвучие исследовательских интересов двух ученых нашло отражение в десяти совместных публикациях, благодаря текстам дарственных надписей мы можем дополнить наши знания об их взаимоотношениях и проиллюстрировать более тесные личные контакты.
Личные библиотеки являются одними из немногих источников, которые позволяют нам улавливать утерянные или не выявленные ранее социальные нити и отчасти реконструировать их.
Исследуя такой материал, сложно уйти от мысли о том, что наше недалекое прошлое оказывается порой непостижимо загадочным и интересным. Важно, что в настоящее время исследователи предпринимают попытки изучения истории становления советской науки о религии [18; 20; 21; 23], но, к нашему сожалению, в этой истории остается довольно много «белых пятен», прежде всего касающихся жизни и работы ученых, упуская эти моменты, мы рискуем прийти к неверным выводам и ненамеренно исказить саму эту историю. Представляется, что для изучения советского периода развития науки о религии необходимо разрабатывать специфические подходы к работе с документами и их поискам, которые позволят обнаружить эти надежно скрытые неизвестные. Советский период истории является уникальным, исследование его особенностей невероятно сложно, но вместе с тем и необходимо. На этом пути большую пользу может принести междисциплинарный книговедческий поэкземплярный метод изучения, позволяющий ввести в исследовательское историко-философское и религиоведческое поле новые материалы.
Автор сердечно благодарит ведущего научного сотрудника Отдела редких книг и рукописей ГПНТБ СО РАН кандидата филологических наук Андрея Юрьевич Бородихина за помощь в поиске материалов для настоящей статьи.
ЛИТЕРАТУРА
1. АРАН. — Ф. 1908. — Оп. 1. — № 258: Докладная записка в отдел пропаганды и агитации ЦК КПСС о баптизме в СССР. — 23 л.
2. Баренбаум И. Е., Барсук А. И. К вопросу о методах книговедческих дисциплин // Книга. Исследования и материалы. — 1974. — Сб. 29. — С. 20-45.
3. Библиотека профессора Александра Ильича Клибанова: каталог / сост.: А. Ю. Бо-родихин, Е. Ю. Бородихина, Т. Л. Седлецкая; РАН. СО. ГПНТБ. Отдел редких книг и рукописей; Новосибирский государственный университет. — Новосибирск, 1996. — 268 с.
4. Клибанов А. И. История религиозного сектантства в России. (60-е годы XIX в. — 1917 г.) / АН СССР. Ин-т истории. — М.: Наука, 1965. — 348 с.
5. Клибанов А. И., Митрохин Л. Н. История и религия // Коммунист. — 1987. — № 12. — С. 91-98.
6. Лев Николаевич Митрохин (1930-2005) / РАН, Ин-т философии, Ин-т научной информации по общественным наукам; сост.: С. Н. Корсаков, М. В. Колмакова, Л. А. Калашникова; вступ. ст.: М. В. Колмакова. — М.: ИФ РАН, 2017. — 105 с. (Сер. «Философы России» / редкол.: А. В. Смирнов и др.; вып. 3).
7. Лев Николаевич Митрохин / Ин-т философии РАН, Некоммерч. науч. фонд «Ин-т развития им. Г. П. Щедровицкого»; под ред. А. И. Кырлежева. — М.: РОССПЭН, 2010. — 367 с. (Сер. Философия России второй половины XX века / гл. ред. В. А. Лекторский).
8. Мигонь К. Наука о книге: Очерк проблематики / пер. с польск. яз. О. Р. Медведевой и др.; [вступ. ст. Е. Л. Немировского, с. 3-24]. — М.: Книга, 1991. — 197 с.
9. Митрохин Л. Н. Американские миражи. — М.: Молодая гвардия, 1965. — 432 с.
10. Митрохин Л. Н. Антикоммунизм в США: (идеология правого экстремизма). — М.: Знание, 1968. — 48 с. (Новое в жизни, науке, технике. Сер. Философия. № 6).
11. Митрохин Л. Н. Баптизм. — М.: Политиздат, 1966. — 264 с. (Сер. Библиотека «Современной религии»).
12. Митрохин Л. Н. Баптизм и научное знание. — М.: Знание, 1969. — 61 с.
13. Митрохин Л. Н. Баптизм и современность. — М.: Знание, 1964. — 80 с. (Сер. В помощь лектору).
14. Митрохин Л. Н. Изучение сектантства в Тамбовской области (по материалам экспедиции АН СССР) // Вопросы философии. — 1960. — № 1. — С. 143-148. (Отд. отт.).
15. Митрохин Л. Н. Протестантская концепция человека // Проблема человека в современной философии / АН СССР. Ин-т философии; ред. кол.: И. Ф. Балакина, Б. Т. Григорьян, С. Ф. Одуев, Л. А. Шершенко. — М.: Наука, 1969. — С. 346-373. (Отд. отт.).
16. Митрохин Л. Н. Религии «нового века». — М.: Советская Россия, 1985. — 160 с.
17. Митрохин Л. Н. Философия и практика современного протестантизма (баптизм): автореф. дис. ... д-ра филос. наук. — М., 1966. — 44 с.
18. «Наука о религии», «Научный атеизм», «Религиоведение»: актуальные проблемы научного изучения религии в России XX — начала XXI в / К. М. Антонов, Е. В. Воронцова, К. А. Колкунова и др. [науч. ред.: К. М. Антонов, С. А. Воронцов]. 2-е изд. — М.: Изд-во ПСТГУ, 2015. — 263 с.
19. Самарин, А. Ю. П. К. Симони об объекте и методах исследования книги // Вестник РГГУ Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение. — 2018. — № 4 (37). — С. 31-38.
20. Светлов Р. В. Идеология и история: история России как предмет идеологической конкуренции. — СПб.: Изд-во РХГА, 2017. — 316 с.
21Смирнов М. Ю. Научный атеизм в советском высшем образовании: периодизация и содержание // Вестник Ленинградского государственного ун-та им. А. С. Пушкина. — 2018. — № 3-1. — С. 144-172.
22. Современная библиотека в информационно-коммуникационной среде / А. С. Тургаев, А. В. Соколов, И. И. Тихомирова и др.; под ред. А. В. Соколова; СПбГИК. — СПб.: СПбГИК, 2016. — Ч. 1. — 383 с.
23. Шахнович М. М., Чумакова Т. В. Музей истории религии Академии наук СССР и российское религиоведение (1932-1961). — СПб.: Наука, 2014. — 456 с.