Научная статья на тему 'Дараган Анна Михайловна'

Дараган Анна Михайловна Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
252
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Белова Анна Валерьевна

Дараган Анна Михайловна (урожд. Балугьянская, 23.02.1806, Петербург –11.08.1877, Вильна), детская писательница, педагог; начальница московского Елизаветинского училища (1849), Николаевского сиротского ин-та в Петербурге (1850–1856), попечительница сиротского приюта в Туле (1857) (Безносов, 1992, с. 86-87). Ее книги имели обучающий и нравственно-назидательный характер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дараган Анна Михайловна»

М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН И ЕГО СОВРЕМЕННИКИ Материалы энциклопедии

Е.В. Воспоминания о войне 1877-1878 гг. / Предисл., примеч. Н.Н. Воробьевой. - Харьков, 2012. - 159 с.

Макашин С. Салтыков-Щедрин. Последние годы. 1875-1889. -М., 1989. - 527 с.; Гвоздев М.Г. «Красный террор» против Санкт-Петербургского временного военного генерал-губернатора И.В. Гурко // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. - Саратов, 2009. Вып. 1(25). - С. 124-126; Строганова Е. Генерал И.В. Гурко глазами современников (по письмам Е.В. Салиас де Турнемир) // Асоба i час. Беларуси бiяграфiчны альманах. Выпуск 1. - Минск, 2009.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. -СПб., 1893. Т. 9А (18). - С. 913; Военная энциклопедия. - СПб., 1912. Т. 8. - С. 542-545.

И.Н. Поведская

Дараган Анна Михайловна (урожд. Балугьянская, 23.02.1806, Петербург -11.08.1877, Вильна), детская писательница, педагог; начальница московского Елизаветинского училища (1849), Николаевского сиротского ин-та в Петербурге (1850-1856), попечительница сиротского приюта в Туле (1857) (Безносов, 1992, с. 86-87). Ее книги имели обучающий и нравственно-назидательный характер. Азбуку «Елка» Д. (1846) В.Г. Белинский назвал «решительно первой хорошей книгой в этом роде», предсказав автору «почетное имя между всеми писателями для детей» (Белинский В.Г. Полное собрание сочинений: В 13 т. - М., 1955. Т. IX. - С. 419). Благоприятные отзывы получили и «Чтения для детей из Священной Истории» (1848). Д. была первой пропагандисткой в России идей немецкого педагога, теоретика дошкольного воспитания Ф. Фребеля.

С. упоминал имя Д. в литературно-критических статьях 1863 («Несколько полемических предположений: из письма в редакцию», «Наша общественная жизнь: <I. Январь - февраль 1863 года>») в уничижительном смысле, относя ее деятельность к разряду «воробьиной»: «Я, собственно, ничего об г. Юхманове не знаю, а потому ничего об его воробьиной деятельности и не думаю. Но знаю, что если б я только имел счастье состоять хоть чем-нибудь в редакции “Современника”, то, не желая, чтоб имя г. Юхманова пользовалось

221

Культура и текст №4, 2015 (22) http: //www. ct. uni-altai. ru /

известностью, стал бы называть его то Аскоченским, то Павловым, то Громекою, то Анною Дараган, ибо это решительно одно и то же» (5, с. 270). С точки зрения С., Д. была типичной представительницей литературы, ориентированной на интеллектуально неразвитых юных читательниц: «...по временам я должен принимать торжественный тон и возвышаться до гражданской скорби. Например, я встречаю в обществе очень молоденькую и миленькую девицу, до того молоденькую, что еще вчера родители выводили ее в панталонцах; мы начинаем разговаривать; я, натурально, спрашиваю ее, читала ли она произведение Анны Дараган и как оно ей понравилось; она, напротив того, отвечает мне, что недавно вышло в переводе новое сочинение Шлейдена и что Тургенев, написавши “Отцов и детей”, тем самым доказал, что он ретроград. Мне делается весело. “Какой милый пузырь! - думаю я, - и как ведь все это бойко. ах, черт побери! ах, черт тебя побери!” Но увы! веселость моя неуместна!» (6, с. 9). Под «произведением» Д., вероятно, подразумевается дважды вышедшая в 1862 под разными названиями книга о методе Фребеля.

В указателях личных имен к собранию сочинений С. девичья фамилия Д. указана неточно - Балутьянская (5, с. 686; 6, с. 721).

Литература

Дараган А.М. Елка. Подарок на Рождество: азбука с примерами постепенного чтения. - СПб., 1845. Ч. 1; Она же. Елка. Осемнадцать уроков постепенного чтения для начинающих. - СПб., 1846. Ч. 2 (14-е изд. 1907); Она же. Метода Фребеля. Игры и занятия, развивающие духовные и физические силы детей от 4 до 10 лет. -СПб., 1862; Она же. Руководство к детским садам по методе Фребеля. - СПб., 1862.

Белова А.В. Репрезентация мира детства в женской дворянской поэзии и детские писательницы первой половины XIX века // Мир детства и литература: Сб. ст. и мат-лов. - Тверь, 2008. - С. 57-65; Она же. «Женское детство» в дворянской культуре XVIII - середины XIX века // Социальная история. Ежегодник. 2008. - СПб., 2009. - С. 23-46.

Энциклопедический словарь Брокгауз и Ефрон: Биографии: В 12 т. Репринт. изд. - М., 1993. Т. 4. - С. 544; Безносов Э.Л. Дараган // Русские писатели. 1800-1917: Биографический словарь. Т. 2: Г - К /

222

М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН И ЕГО СОВРЕМЕННИКИ Материалы энциклопедии

Гл. ред. П.А. Николаев. - М., 1992. - С. 86-87.

А.В. Белова

Дмитриева Валентина Иововна (28.04.1859/1860, с. Воронино, Балашовского у., Саратовской губ. - 18.02.1947, Сочи) - писательница (псевд.: Вольный Иван, о. Новокрещенский Иоанн), печаталась в РМ, РБ, ВЕ и др. Активная участница народнического движения, идеи которого выражала в своих произведениях («Тюрьма», 1887, «Доброволец», 1889, «Тучки», 1904 и др.). Особую популярность получила как детская писательница («Митюха-учитель», 1896, «Малыш и Жучка», 1896, «Больничный сторож Хвеська», 1900 и др.).

Д. познакомилась с творчеством С. в отрочестве и признавала «революционизирующее влияние» его произведений. О своем впечатлении от «Губернских очерков» писала: «...нигде <...> русская действительность, русская правда жизни не была так ослепительно ярко освещена, как у Щедрина. Мало сказать - ярко; нет, - грубообнажённо, злыми, въедчивыми, неизгладимыми мазками изображены все язвы, все гнойники, которыми тяжко больна наша бедная страна» (ЛН, с. 478). В гимназические годы читала произведения С. и в подражание ему написала «нечто вроде сатиры» на Тамбовскую женскую гимназию - «Драма в Помойноямске» (Дмитриева, 1930, с. 97-98). О значении С. для Д. говорит и тот факт, что, находясь в ссылке в Твери, стены своей комнаты она украсила портретами С. и Н.Г. Чернышевского (Дмитриева, 1930, с. 260). Высоко оценивала общественное значение С.: «Пусть он был не революционер, а либеральный интеллигент; для меня все-таки он навсегда остался Н. Щедриным, автором “Губернских очерков”, в своей горькой и жгучей сатире показавшим всему миру отчаяние и зло русской жизни» (ЛН, с. 479). В текстах Д. не раз встречаются щедринские неологизмы и обороты речи: говоря о страхе русского обывателя перед полицией, писала, что «вид полицейского жгута всегда приводит его в то состояние, которое Щедрин называл “трепетом”» (Червонный хутор // ВЕ, 1900, кн. 6, с. 456); свое жилище в годы тверской ссылки (1887-91) называла «заволжское Монрепо», газету НВ именовала «Пенкоснимательницей», а недобросовестных журналистов «тряпичкиными-очевидцами» (Дмитриева, 1930. с. 256, 321, 67);

223

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.