Всеобщая история
А.М. Родригес-Фернандес
«Дар аль-Ислам»:
синтез цивилизационного сообщества, расцвет и распад
Со второй половины IX в. в «Дар аль-Ислам», формировавшемся с VII в. мусульманском обществе, начали ощущаться центробежные тенденции. Этнический и культурный синтез уступил место диалогу, взаимодействию - в одних случаях, и взаимному неприятию, даже вражде, - в других. Наиболее ярко это выразилось в противоборствующих течениях шиизма и суннизма, этноязыковых блоках и впоследствии в распаде когда-то единого политического пространства.
Ключевые слова: «Дар аль-Ислам», Магрибинская субсистема, радикальный шиизм, аспекты культуры ислама, арабский синтез, Фатимиды, Аббасиды, Сама-ниды, Тюркско-Евразийская мусульманская субцивилизации.
«Дар аль-Ислам» («обитель ислама») является культовым определением территорий, населенных мусульманами под властью «праведного» («рашид») правителя и где повсеместно действуют законы и нормы шариата. Этому термину сопутствуют определения других сообществ: «Дар аль-Куфур» - «территории язычников», куда (в самой крайней интерпретации) относят все земли, населенные немусульманами; «Дар аль-Ахд» -«территории договора», где население все же связано с мусульманскими правителями соглашениями о мире и торговыми отношениями, где «правоверные» могут исполнять свои религиозные обряды и чувствовать себя комфортно; «Дар аль-Джихад» - территории, где необходимо вести войну (в принципе, таковой может стать в силу обстоятельств и «Дар аль-Ахд»).
В классическом варианте под «Дар аль-Ислам» подразумевается мусульманский мир в период его становления и расцвета, когда
о. во главе его находились легитимные правители, а исламское население £ («аль-Умма») благоденствовало.
к «Дар аль-Ислам», в отличие от других могущественных цивилизаций
Л Востока (Индийско-Южноазиатской или Китайско-Восточноазиатской, 8 например), возникла позже и развивалась стремительно. К 630 г. осно-т воположнику ислама Мухаммеду удалось распространить свое учение по всей Аравии, объединив враждовавшие арабские племена. Последовавшие блистательные завоевания арабов определили быстрое смещение центра складывающейся цивилизации в Сирию, а затем - в Ирак. В эпоху Омейядского халифата (661-750 гг.) были подчинены страны и общества Западного Средиземноморья и Средней Азии. В 710 г. произошло вторжение мусульманских войск в Испанию, а в 718 г. мусульмане впервые перешли Пиренеи и завладели опорными пунктами на юге Франции. Параллельно продолжалась экспансия на Востоке (Маверан-нахре, Самарканде, Ходженте и Фергане). Успех сопутствовал арабам и на других направлениях. Их владения распространились до р. Инд, включая Пенджаб и Мультан. С начала 720-х гг. мусульмане перешли Кавказ и нанесли решающее поражение хазарам в Восточной Европе. Таким образом, уже к середине VIII в. владения мусульман простирались от Атлантики до Памира и р. Инд, доходя на севере до Пиренеев, Кавказского хребта и Аральского моря.
Если при Омейядах мусульманская империя стремительно расширялась, то при Аббасидах (750-1258 гг.) происходило освоение завоеванного: синтез различных национальных традиций, этнический симбиоз на основе общемусульманской идентичности, распространение грамотности, расцвет науки и, в конечном итоге, становление общемусульманской культуры. Этот период в мировой историографии часто называют «мусульманским ренессансом» [6].
Однако с конца IX в. все сильнее начинали ощущаться центробежные тенденции. Культурная жизнь в целом сохраняла свое, основанное на общей системе идейно-ценностных парадигм, единство, но уже в виде диалога, взаимодействия и взаимовлияния различных конфессиональных (в первую очередь, противоборствующих течений шиизма и суннизма) и этноязыковых блоков с их сложными взаимными пересечениями и наложениями. Иными словами, с середины IX в. формировались иные тенденции и начинался новый период в развитии мусульманской общности - «Дар аль-Ислам».
В рамках арабоязычной субсистемы можно выделять такие регионы, как Западносредиземноморский, различая в нем Магриб и Анда-лус (Испанию), и Восточносредиземноморско-Ближневосточный, где своим жизненным укладом отличались Египет, Сирия, Ирак и Аравия.
Однако такое деление осложнялось с X в. усилением и распространени-
■О -о ^
т ^ о:
и — ^
ем шиизма, уже способного организовывать собственную политическую ^ 2 г-с власть на обширных территориях. 'о з °
Так, Фатимиды (909-1171 гг.), поборники радикального шиитско-
О
го движения исмаилитов, при поддержке берберов в 909 г. завладели ^ е^ Магрибом, в скором времени захватили западносредиземноморские ^ острова и в 969 г. овладели Египтом, распространив в первой полови- о не XI в. свою гегемонию до Сирии и Йемена. Параллельно с этим, другие радикальные шииты - карматы - стали хозяевами большей части Аравии. В это время сунниты сохраняли власть в Испании и, частично, в Ираке, однако в социокультурном отношении суннизм оставался господствующим и в Сирии, удерживая прочные позиции, и во всех других арабоязычных областях, где он доминирует по сей день [4, с. 56-57].
Более ясную картину обнаруживаем на ираноязычном Среднем Востоке, где, начиная примерно с IX в., явственно выделяются преимущественно персидский Иранско-шиитский и преимущественно про-тотаджикский Среднеазиатско-суннитский регионы. В X в. здесь доминировали два обширных государства, владения которых приблизительно соответствовали древнему разделению народов западноиран-ской и восточноиранской ветвей. На большей части собственно Ирана господствовали шииты Буиды (932-1062 гг.), власть которых в значительной степени простиралась и на Ирак, особенно на его южные районы. С этого времени Иран и Южный Ирак окончательно становятся шиитскими.
В то же время, в пределах Хорасана (Северо-Восточный Иран), нынешних Узбекистана и Таджикистана, традиционно земледельческих районов Туркменистана, Казахстана, Кыргызстана и Афганистана ведущим религиозным направлением становится суннизм. Этому в немалой степени способствовала приверженность суннизму восточноиранско-среднеазиатских правителей из династий Тахиридов (821-873 гг.), Саф-фаридов (867 - ок. 1495 гг.) и владевших всеми названными территориями в X в. Саманидов (819-1005 гг.).
Уже на предыдущем этапе в восточноиранской (прототаджикской) среде были утверждены такие принципиальные основы складывающейся субцивилизации, как общность территории, в пределах которой (Хорасан и Мавераннахр) происходила самоорганизация общественно-экономической жизни и единство культурно-знаковых (в т.ч. и языковых) средств самовыражения. В эпоху хорошо организованного и просвещенного государства Саманидов мы наблюдаем многоплановую самореализацию данной уже вполне сложившейся субцивилизации. Последнее было связано не только с завершением синтеза привнесенных
о. арабами и местных идейно-ценностных установок в единую мировоз-5 зренческую систему, но и с осознанием фарсиязычным населением к Средней Азии и Северо-Восточного Ирана своей «самости», что блестя-Л ще выразилось в монументальном эпосе «Шах-наме». § На смену былому пиетету перед арабо-мусульманской традицией
т одних и ее принципиальному неприятию другими (особенно явными или скрытыми зороастрийцами) приходит творческое освоение мирового культурного наследия. Его переосмысленный синтез в сферах философии, математики, естествознания и медицины дают Ибн-Фараби, Ибн-Сина (известный на Западе как Авиценна) и Аль-Бируни, а в литературном и историософском плане - эпос Фирдоуси. Староарабские художественные нормы творчески перерабатываются, и на первый план, начиная с Рудаки, выходит местная поэтическая традиция.
Не менее ярко культурный синтез выразился и в религиозно-мистической сфере. Суфизм был рожден в арабском мире, но, как отмечает Ф. Габриэли, лишь иранский гений вызвал его многогранный расцвет, в т.ч. (а, может быть, и прежде всего) в поэзии мусульманского мистицизма [2, с. 27]. В ней присущий иранцам дар к повествованию и дидактич-ности сочетается с энергией напряженной эмоциональности и смелостью эзотерических медитаций. Дальнейшее развитие такого рода тенденции получили после гибели державы Саманидов, в XI-XV вв., когда творили Хайям и Аль-Газали, Руми и Саади, Низами и Аттар, Хафиз, Джами и Навои. Параллельно с этим своих высших проявлений достигает и Арабско-Средиземноморская субцивилизация, что выражается в творчестве Аль-Мутанаби и Аль-Маарри, позднее - Аль-Фарида и Ибн-Араби, плеяды выдающихся арабо-испанских поэтов (Ибн-Хазм, Аль-Мутамид, Ибн-Сахль) и философов (Ибн-Туфейль, Ибн-Рушд, ара-боязычных иудеев - Ибн-Гибероль, Маймонид).
Однако духовный порыв творческих личностей Арабско-Среди-земноморской субцивилизации того времени был феноменом, производным от более древних вдохновений и образцов (в области художественной литературы - от раннеарабской поэзии, в философии и науке - от традиции восточного аристотелизма, представленной, в первую очередь, Ибн-Синой). К тому же, в Х!-ХШ вв. в различных регионах Мусульманского мира уже были явственно ощутимы кризисные тенденции. Внешние вторжения приводят к утверждению в ряде регионов варварских, но уже принявших ислам, династий: берберских в Магрибе и Испании - Альморавидов (1056-1147 гг.) и Альмохадов (1130-1269 гг.) и тюркских в Средней Азии, Иране и сопредельных областях - Караханидов (992-1211 гг.), Сельджукидов (1038-1194 гг.) и Газневидов (977-1186 гг.).
При этом, если берберы все более арабизировались и не создали соб-
о" -О ^
т ^ о:
к и ^ У 2
ственной высокой оригинальной культуры, так что связывать с ними ^ отдельную субцивилизационную структуру оснований нет, то тюркская 'о з °
: г<
а.
экспансия на Среднем и Ближнем Востоке привела к формированию § ^
о ^
в пределах Мусульманского мира третьего (после арабского и иранского) ^ по значимости тюркоязычного, почти исключительно (кроме Азербайд- ^ жана) суннитского массива, в культурно-религиозном плане связанного о с иранско-среднеазиатскими традициями.
В процессе образования третьей по времени и значимости в Мусуль-манско-Афразийском мире Тюркско-Евразийской субцивилизации особую роль сыграла обширная империя турок-сельджуков, простиравшаяся в конце XI - начале XII вв. от Памира и Гиндукуша до Средиземного, Эгейского и Чёрного морей [1].
XI столетие, по образному выражению Г.Э. фон Грюнебаума, было цезурой в эволюции исламского мира [3, с. 59]. Иранские актеры покидали сцену, а вместе с ними от власти отстранялась и шиитская партия, господствовавшая в Иране при Буидах. Власть повсюду переходила в руки военизированных тюркских групп, каждая из которых сохраняла свое господство в течение нескольких поколений. Новые державы, создававшиеся немногочисленными, но энергичными и сведущими в военном искусстве людьми, быстро достигали вершины могущества и затем так же быстро распадались на множество мелких государств. Такие политические образования циклически проходили свой недолгий путь и гибли под ударами новых завоевателей, что продолжалось вплоть до возвышения в XV-XVI вв. анатолийско-балканских Османов, иранских Сефевидов и Великих Моголов в северной половине Индостана.
Как отмечает Габриэли, литература и прочие культурные явления тюркоязычных народов в гораздо большей мере основываются на ирано-таджикских образцах, чем персидская - на арабских [2, с. 28]. Эта литература не добавляет ничего нового ни в духовном отношении, ни по форме, в то время как персидский вклад в общеисламское наследие был огромным. В старые времена тюрки имели собственный, грубоватый, но могучий фольклор, который они переносили с места на место, мигрируя из сердца Центральной Азии. Но исламизированные тюрки сразу подпадали под воздействие двух великих утонченных мусульманских культур, особенно иранской, и, в отличие от арабов и персов, почти полностью отходили от доисламской предыстории своей словесности.
Названные особенности тюркской культуры в решающей степени связаны с тем, что, в отличие от арабов, ассимилировавших преимущественно этнически близкое им семитоязычное население Ближнего Востока, и, тем более, иранцев, остававшихся все это время на своей земле,
о. тюрки, создатели многих средневековых империй Центральной и Запад-5 ной Азии, переселялись из степей на чужие земли с древним высоте кокультурным мусульманским населением. При обращении в ислам Л и переходе многих вчерашних кочевников к аграрно-городскому образу 8 жизни принципиально менялся весь строй их мировоззрения и культу-т ры. Они превращались в военно-административную верхушку городов, в солдат гарнизонов, а переходя к земледелию, смешивались с местными крестьянами. В последнем случае очень часто (это мы наблюдаем в пределах современных Узбекистана, Туркменистана, Азербайджана и Турции) коренное население тюркизировалось, однако в целом сохраняло прежний хозяйственно-культурный тип.
В результате тюркских и тюрко-монгольских (руководимых монголами, но осуществлявшихся преимущественно теми же тюрками) завоеваний в ХП-ХГУ вв. и складывается мусульманская Тюркско-Евразийская субцивилизация, представленная двумя основными регионами: Анатолийско-Закавказским (в перспективе, собственно турецким и азербайджанским) и Южнотуркестанским (со временем в различных национальных проявлениях: узбекском, уйгурском и пр.). Параллельно с этим, опираясь на давние тюркско-мусульманские традиции Поволжья (где в пределах Волжской Булгарии ислам укоренился уже в X в.) и Северного Причерноморья, в рамках основной территории Золотой Орды складывается третий ареал рассматриваемой субцивилизации -Евразийско-степной, в значительной мере охватывающий и Предкавказье. В сфере воздействия мусульман Средней Азии, с одной стороны, и Поволжья (Казань и Астрахань) - с другой, в XIV-XV вв. усиливается исламизация и тех тюркских этносов Евразийских степей, которые сохраняли верность традиции номадизма: киргизов, казахов и башкир.
Показательно, что практически все значительные мусульманские династии Ближнего и Среднего Востока послемонгольского времени, в частности, султаны Османской империи (1281-1924 гг.), иранские Сефевиды (1501-1732 гг.), среднеазиатские Тимуриды (1370-1506 гг.), индийские Великие Моголы (1526-1858 гг.), а также мамелюкские правители Египта и Сирии (1250-1517 гг.), делийские султаны Северной Индии (1250-1517 гг.) и др., были тюркского происхождения.
Благодаря, в первую очередь, усилиям мусульман тюркского происхождения (Газневидам, султанам Дели и Великим Моголам) в зону непосредственного воздействия Мусульманского мира вошла почти вся Индия. В пределах Синда и Западного Пенджаба (территория современного Пакистана) ислам восторжествовал непосредственно после завоевания этих областей арабами в 711 г. Эти области стали оплотом ислама на субконтиненте в последующие столетия. При преобладающей
О -п ^
приверженности суннизму, глубокие корни здесь пустил и шиизм ¡2 5 ^ исмаилитского толка. К концу XII в. мусульманами был завоеван весь ^ 2 бассейн Ганга, и они вышли к Бенгальскому заливу. А при Акбаре Вели- 'о з ° ком (1556-1605 гг.) власть Великих Моголов простиралась уже на весь § ^
О
Индостан, кроме самых южных областей полуострова. ^ е^
Однако утверждаемая на субконтиненте разнообразными пришельца- ^ ми из Средней Азии и Афганистана мусульманская иранско-тюркская о цивилизационная модель за пределами бассейна Инда и Восточной Бенгалии не пустила глубоких корней. Исламская культура (преимущественно в персоязычной форме) сосредотачивалась на западе Индостана и в больших административных центрах типа Дели. Не имели существенных последствий и попытки Акбара, при всей его популярности и в мусульманской, и в индуистской среде, создать новую синкретическую религию, призванную удовлетворить обе стороны и сочетавшую, как у современных сикхов, веру в единого Бога с концепцией перевоплощений. Такая ситуация предопределила последующее разделение Индостана на собственно Индию и Пакистан, от которого в 1971 г. отделилась его восточная часть - Бангладеш [5, с. 273].
Захват мусульманами Северной Индии и сложение здесь особой Мусульманско-Индостанской субцивилизации способствовали появлению исповедовавших ислам торговцев на берегах Малаккского полуострова и островов Юго-Восточной Азии. В 1414 г. захвативший ряд районов у Малаккского пролива яванский принц Парамешвара принял ислам и под именем Искандер-шаха стал во главе созданного им султаната. Дальнейшим успехам ислама в Малайско-Индонезийском регионе не помешало и последующее, с начала XVI в., утверждение здесь европейцев: португальцев, а затем голландцев и англичан. Но ислам быстро вытеснял преобладавшие здесь ранее буддизм хинаяны и индуистские шиваистские верования и культы.
В результате, в Юго-Восточной Азии образуется весьма внушительный мусульманский анклав - Индонезийско-Малайская субцивилизация. Впрочем, эта область Мусульманского мира и сегодня демонстрирует скорее сложное переплетение разнообразных культурных форм восточ-ноазиатского, южноазиатского и переднеазиатского происхождения, нежели гомогенность мусульманской социокультурной системы, присущую арабоязычному или ираноязычному регионам.
Последнее в еще большей степени относится к исламизированным на поверхностном уровне областям Тропической Африки, за исключением разве что ближайших к Йемену Эритреи, Джибути и Сомали. Во всей обширной полосе Судана между Атлантикой и Красным морем мусульманские купцы появляются уже в VIII в. С этого времени
те
о. ислам начинает распространяться вверх по Нилу и караванными путями 5 в Западный Судан, что послужило началом становления Мусульманско-те Суданской субцивилизации.
Л В 1076 г. Альморавиды Магриба завоевали языческое государство 8 Гана на Среднем Нигере, однако сохраняли свою власть там лишь т 11 лет. С конца XI в. гегемоном Западного Судана становится мусульманское государство Мали, а в конце XIV в. ему на смену приходит Сонгай, правящая верхушка которого к тому времени также приняла ислам. К XIV в. ислам через Мали проник и в города-государства хауса Центрального Судана, а кочевники Сахары и Сахеля (туареги, фульбе и пр.) приняли мусульманство еще раньше. В результате, при весьма поверхностном восприятии новой социокультурной системы, в пределах Сахеля и Судана складывается чрезвычайно эклектический ареал Мусульманского мира, в котором на хозяйственно-бытовом уровне традиционное африканское наследие в то время преобладало.
Особо следует отметить относительно позднее вхождение в систему Мусульманской цивилизации Крыма и отдельных, ранее преимущественно христианских, районов Кавказа и Балкан. Это в двух последних случаях было связано с экспансией Османской империи. Свои первые завоевания на Балканах турки-османы предприняли в 1353-1357 гг. В 1389 г., после победы на Косовом поле, они завоевывают Сербию и Боснию, в 1393 г. овладевают тогдашней столицей Болгарии - Тыр-ново, а в 1396 г. разбивают под стенами Никополя, южнее Дуная, ополчение балканско-придунайских народов, тем самым на многие века утверждая свое господство в данном регионе.
Следствием успехов турецкого оружия была исламизация отдельных групп славян Боснии и большей части албанцев. В 1453 г. пал Константинополь, после чего было завершено завоевание Сербии (1459 г.) и Боснии (1464 г.), захвачены генуэзские владения (Кафа-Феодосия, Сурож-Судак, Чембало-Балаклава) и православное княжество Феодоро в Крыму (1475 г.). Крымский хан признал себя вассалом султана Османской империи, и та усилила свое влияние на горцев Северного Кавказа.
Как видим, цивилизационная структура мусульманского мира чрезвычайно сложна, но в самых общих чертах она представляет собой единство имеющих дальнейшее внутреннее членение арабоязычной, ираноязычной и тюркоязычной субцивилизационных систем, образующих ее основу, и трех отдаленных от ее исторических центров субци-вилизационных ответвлений: Индостанского (Пакистан и Бангладеш), Индонезийско-Малайского и Тропическо-Африканского (в его Запад-носуданском, Восточносуданском и Эритрейско-Сомалийско-Занзибар-ском вариантах). Однако сущностное восприятие единства, выраженное
Q- _D ^N m ^ oi
к и ^ и з
Ш
в термине «Дар аль-Ислам» - единой обители мусульманского мира -ушло, превратившись в легенду о «золотом веке», недостижимую мечту ^ s г-с современности. оз °
I?
Библиографический список ^ ^
>
1. Агарджанов С.Г. Государство Сельджукидов и Средняя Азия в XI-XII вв. о М., 1991. ^
2. Габриэли Ф. Основные тенденции развития в литературах ислама // Арабская средневековая культура и литература / Авт.-сост. И.М. Фильштин-ский. М., 1978. С. 43-96.
3. Грюнебаум Г.Э. Классический ислам. М., 1988.
4. Негматов Н.Н. Государство Саманидов (Мавераннахр и Хорасан в IX-XI вв.). Душанбе, 1977.
5. Неру Дж. Открытие Индии. М., 1955.
6. Родригес-Фернандес А.М. «Дар аль-Ислам»: истоки и процессы интеграции (вторая половина VII - первая половина IX вв.) // Локус: люди, общество, культуры, смыслы. 2016. № 3. С. 43-49.
А.И. Сидоров
Изображение как текст.
(К вопросу о нарративном характере
каролингской книжной миниатюры)
Статья посвящена изучению нарративной миниатюры - уникальному явлению каролингского книжного искусства. Дидактические изображения-рассказы помещены, прежде всего, в Библию и Псалтырь. Они создавались по инициативе ведущих представителей западно-франкского епископата, а предназначались для короля и его ближайшего окружения. По содержанию художественно-нарративные циклы представляли собой королевские «зерцала», которые были призваны, с одной стороны, наставить правителя, дав ему зримые примеры праведных и неправедных государей, а с другой - описать организацию общества и особенно субординацию светской и духовной властей с точки