Научная статья на тему '«Дар аль-Ислам»: истоки и процессы интеграции (вторая половина VII - первая половина IX вв. )'

«Дар аль-Ислам»: истоки и процессы интеграции (вторая половина VII - первая половина IX вв. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
409
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСЛАМ / КУЛЬТУРА ИСЛАМА / ТРАДИЦИЯ "ДЖАГИЛИЙЯ" / ТЕРРИТОРИИ "ИНОВЕРЦЕВ" / РЕЛИГИОЗНЫЙ СИНТЕЗ / МУСУЛЬМАНСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ / ОМЕЙЯДСКИЙ ХАЛИФАТ / ДАМАССКИЙ ХАЛИФАТ / ИРАНСКО-ЦЕНТРАЛЬНОАЗИАТСКАЯ СУБЦИВИЛИЗАЦИЯ / АББАСИДСКИЙ (БАГДАДСКИЙ) ХАЛИФАТ / "ДАР АЛЬ-ИСЛАМ" / ISLAM / ISLAM CULTURE / "DZHAGILIYA" TRADITION / TERRITORY OF "PEOPLE OF DIFFERENT FAITH" / ISLAMIC CIVILIZATION / RELIGIOUS SYNTHESIS / UMAYYAD'S CALIPHATE / CALIPHATE OF DAMASCUS / IRAN-CENTRAL ASIAN SUBSIVILIZATION / ABBASID CALIPHATE / DAR-AL-ISLAM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Родригес-фернандес Александр Мануэльевич

Статья посвящена распространению ислама в Афро-Азиатском регионе, началу и развитию этого процесса, формированию отдельных центров, возникновению мусульманских династий. Рассматривается также этническая ситуация в складывающемся мусульманском мире, политически раздробленном, но по-прежнему объединенном не только религией, но и культурными традициями, бытовым укладом, философией. Отдельно рассматривается культурный и этнический синтез, начавшийся в мусульманском мире фактически вместе с распространением религии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dar-al-Islam: the sources and the processes of the unification

The article deals with the spread of Islam in the African-Asian region, the beginning and development of this process, different religious centres formation and the uprise of Muslim dynasties. It also deals with the ethnic situation in the emerging Muslim world, which was politically fragmented, but still unified not just through religion, but also through cultural traditions, ways of life and philosophy. The paper analyses the cultural and ethnic synthesis, which appeared in the Muslim world practically at the same time with the spread of religion.

Текст научной работы на тему ««Дар аль-Ислам»: истоки и процессы интеграции (вторая половина VII - первая половина IX вв. )»

Всеобщая история

А.М. Родригес-Фернандес

«Дар аль-Ислам»:

истоки и процессы интеграции

(вторая половина VII - первая половина IX вв.)

Статья посвящена распространению ислама в Афро-Азиатском регионе, началу и развитию этого процесса, формированию отдельных центров, возникновению мусульманских династий. Рассматривается также этническая ситуация в складывающемся мусульманском мире, политически раздробленном, но по-прежнему объединенном не только религией, но и культурными традициями, бытовым укладом, философией. Отдельно рассматривается культурный и этнический синтез, начавшийся в мусульманском мире фактически вместе с распространением религии.

Ключевые слова: ислам, культура ислама, традиция «джагилийя», территории «иноверцев», религиозный синтез, мусульманская цивилизация, Омейядский халифат, Дамасский халифат, Иранско-Центральноазиатская субцивилизация, Аббасидский (Багдадский) халифат, «Дар аль-Ислам».

В отличие от Индийско-Южноазиатской или Китайско-Восточноази-атской, цивилизационная система «Дар аль-Ислам» («Обители ислама») или Мусульманского мира в эпоху раннего Средневековья не закончила, а лишь начала свое формирование. Оно, в известном смысле (с оглядкой на успехи ислама в Тропической Африке, а в последние годы и на Балканах, на Филиппинах и во многих других местах, даже в США среди чернокожего населения), продолжается и до настоящего времени [1, т. 1, с. 12]. Однако основные усилия по созданию Мусульманской цивилизации как единства ее трех основных субцивилизаци-онных проявлений - арабского, иранского и тюркского - относятся к эпохе раннего (VII-IX вв.) Средневековья для мусульманских обществ Ближнего и Среднего Востока.

о.

о

о

о ф

История первоначального ислама связана, как известно, с Аравией, с двумя священными для мусульман городами Хиджаза - Меккой и Мединой (Ятрибом), где главным образом и протекала жизнь пророка Мухаммада.

К 630 г. ему удалось объединить под своей властью принявшее его учение население Аравии. Однако последовавшие за смертью пророка блистательные завоевания арабами Ближнего и Среднего Востока определили быстрое смещение центра складывавшейся цивилизации в Сирию, а затем - в Ирак.

В 635 г. был взят Дамаск, в 637 г. - Ктесифон и города Сиро-Фини-кийкого побережья, в 638 г. - Иерусалим, В 640 г. арабы вошли в Египет. Спустя два года они заняли Александрию, а также, после окончательного разгрома сасанидской армии при Нехавенде, - Рей (Тегеран), Казвин и столицу Армении - Двин. В 644 г. ими были захвачены Хама-дан, Кум и Исфахан в Иране. Параллельно в 648 г. арабские войска достигли Карфагена, а в 652 г. захватили Дербент, завладев тогда же Мервом, Гератом и Балхом. Таким образом, к 656 г., когда был убит третий после Мухаммада халиф - Усман (Осман), а между двоюродным братом и зятем Мухаммада Али и наместником Сирии Муавией началась пятилетняя распря, в руках мусульман уже находились огромные территории между Ливией, Кавказом, Афганистаном и Йеменом. Победа Муавии и гибель Али положили начало столетнему правлению Омей-ядов, избравших своей столицей Дамаск.

Эпоха Омейядского халифата (661-750 гг.) ознаменовалась дальнейшими военными успехами арабов [3, с. 633-656]. Наиболее впечатляющими они были в Западном Средиземноморье и Средней Азии. В 689 г. началось завоевание стран Магриба (Тунис, Алжир, Марокко), закончившееся окончательным подавлением сопротивления берберов в 703 г. В 710 г. произошло вторжение мусульманских войск в Испанию, которая оказалась под властью Халифата к 714 г., за исключением отдельных горных областей на севере полуострова. В 718 г. арабы впервые перешли Пиренеи и завладели опорными пунктами на юге Франции, однако в решающей битве при Пуатье в 732 г. были разбиты. К 759 г. они были окончательно вытеснены за Пиренеи.

Параллельно продолжалась экспансия и на востоке. Мавераннахр (междуречье Амударьи и Сырдарьи) подвергался нападениям арабов с 654 г., однако его планомерное завоевание началось в 706 г. Арабские войска к 711 г. завладели Самаркандом, а в 722 г. взяли Ходжент. Однако восстания в Согде не прекращались, так что походы против Самарканда и Ферганы приходилось предпринимать еще и в 738-739 гг. В 751 г. мусульманам удалось окончательно закрепить свое господство

о" 2 УЗ

над Средней Азией разгромом вторгшейся туда китайской армии при ¡2 5 о Таласе, севернее Сырдарьи. т

Успех сопутствовал арабам и на других направлениях. К началу оз VIII в. их владения распространились до р. Инд, а в 711 г. им удалось § ^

О

завладеть в Пенджабе одним из важнейших религиозных центров инду- ^ е^ изма — Мултаном. С начала 20-х гг. VIII в. мусульмане переходят Кав- ^ каз и наносят решающие поражения хазарам, однако, принудив в 737 г. о кагана к капитуляции, покидают его владения. Климат Восточной Европы показался им слишком холодным.

Таким образом, к середине VIII в. владения мусульман простирались от Атлантики до Памира и р. Инд, доходя на севере до Пиренеев, Большого Кавказского хребта и Аральского моря. Однако рассматривать все эти огромные территории, населенные людьми самых различных культур и вероисповеданий, как органически сопричастные Мусульманской цивилизации уже в то время, было бы преждевременно. С середины VII в. по середину VIII в. происходит во многом еще внешнее, поверхностное, распространение ислама и базирующегося на его предписаниях образа жизни. В культуре Дамасского халифата разнородные по своему происхождению элементы соединяются механически, притом, что даже сама арабоязычная культура того времени состояла из двух разнохарактерных по своей природе блоков: коранического богословско-юридиче-ского и доисламской поэтической традиции.

Становление новой цивилизационной системы в различных областях халифата протекало не с одинаковой скоростью. Наиболее быстро и органично этот процесс происходил в семитских в своей основе (а потому и ближайших в этническом отношении к арабам) преимущественно арамейскоязычных областях Ближнего Востока, главным образом, в пределах Палестины, Сирии и, отчасти, Месопотамии. Здесь был осуществлен первичный синтез арабо-мусульманской культуры с постантично-ближневосточным древнехристианским наследием ран-невизантийской эпохи [1, с. 43-44].

Новая цивилизация в лице ее первоначального ядра - Арабско-Ближневосточной, вскоре Арабско-Средиземноморской субцивилизации, воспринимала из этого наследия, главным образом, благодаря сирийцам-несторианам и, отчасти, иудеям, утилитарно-прагматические знания: технику, архитектуру, математику, медицину и пр., со временем даже неоплатонически истолкованную аристотелевскую философию (фалсафа). Однако в эмоционально-волевой сфере, выражавшейся, в первую очередь, в религиозной жизни, поэзии и специфическом орнаментальном изобразительном искусстве, вполне господствовало аравийское наследие, отчасти дополнявшееся староиранскими традициями.

.

о

о

о ф

Последнее, особенно религиозно-правовая доктрина и поэзия, составляли душу новой цивилизации, тогда как все остальное заимствовалось у предшественников, играя в общей социокультурной системе заведомо подчиненную роль.

Сказанное относится вообще к формированию основ Мусульманской цивилизации Средиземноморья. Однако в областях, где к VII в. арамейское семитоязычное население не преобладало, процесс социокультурного синтеза протекал дольше и сложнее, чем в Сирии. Это относится к Египту, в котором арабизация и исламизация коптского христианского (монофизитского толка) населения не имела особых успехов до ^П-1Х вв. [13, с. 175], и Магрибу, где местное бербероязычное население отвечало на внедрение новой религии восстаниями, крупнейшее из которых приходится на 739-742 гг.

Цивилизационный синтез арабо-мусульманского и местного христианского начал под эгидой ислама так и остался незавершенным в Испании и Закавказье, где вполне мусульманскими к X в. стали лишь Андалусия и Азербайджан. Однако здесь мы наблюдаем не непосредственный синтез принесенных из Аравии религиозно-языковых традиций с местной культурой, а восприятие основ собственно Мусульманско-Афразийской цивилизации, как она сформировалась на Ближнем Востоке, преимущественно в Сирии, к VIII в.

В своей сирийско-арабской форме Мусульманско-Афразийская цивилизация в конце VII - первой половине VIII вв. насаждалась и восточнее Евфрата в ираноязычной постзороастрийской форме, затронутой в предшествующие века христианским и буддийским влияниями. При наличии собственной мощной традиции государственности, религии и культуры, уходящей корнями в доахеменидскую эпоху, население Ирана, даже воспринимая ислам и овладевая арабским языком (языком новой религии и делопроизводства в Халифате), сохраняло собственную этно-культурно-языковую идентичность. Последнее особенно характерно для Восточноиранского региона - Хорасана и Мавераннахра, где процессы включения местного населения в круг Мусульманско-Афразийской цивилизации своей обратной стороной имели формирование прототаджикской общности, ставшей основой особой иранско-среднеазиатской субцивилизационной системы в пределах мира ислама.

Для определения истоков Иранско-Центральноазиатской субцивилизации важно отметить, что к УШ-ИХ вв. в целом уже сложилась языково-литературная система ее выразительных средств и были заложены основы ее специфической городской жизни во всем многообразии материальных и духовных проявлений. Уже в первой половине VIII в. язык фарси-дори (ставший затем литературным языком классической

ирано-таджикской поэзии) был распространен по всему Хорасану ™5о в областях Нишапура, Мерва, Герата и Балха. т

Следующий этап становления данной субцивилизации был связан 'о з ^ с включением в ее орбиту и исламизацией близких жителям Хорасана § ^

О

восточноиранских в языковом отношении обитателей Мавераннахра. ^ е^ Это способствовало распространению языка фарси-дари и формиро- ^ ванию не только военно-политической и социально-экономической, о но и культурно-языково-религиозной общности сначала в пределах Хорасана и Мавераннахра (второй, по Н.Н. Негматову, этап таджикского этногенеза [9, с. 62]), а затем и всего ираноязычного Ирано-Средневосточного региона конца I - начала II тысячелетия.

Противоречие, определявшее общественную напряженность в конституировавшейся Мусульманско-Афразийской цивилизации эпохи Омей-ядов, состояло в том, что при декларировании исламом равенства всех правоверных этнические арабы составляли господствующую прослойку, монополизировавшую власть и эксплуатировавшую население завоеванных территорий. Хариджиты, о которых речь пойдет далее, провозгласили политическое равенство арабов и неарабов [6, с. 59], что стало основой шуубитского движения. Его последователи подняли в 747 г. восстание в Хорасане и через три года вступили в Дамаск. На смену Омейядам пришла династия Аббасидов, чьей столицей стал выстроенный ими на берегах Тигра, ближе к иранским областям, Багдад.

Первое столетие (середина VIII - середина IX вв.) Аббасидского (Багдадского) халифата знаменуется окончательным синтезом арабо-мусульманской и доисламских национальных традиций от Атлантики до Памира и Инда. Была создана в целом единая для этого огромного государства (как и отколовшейся от него мусульманской Испании, где Омейяды смогли удержать власть) общественно-культурная система. Последняя становится тем «общим знаменателем», который оказывается инвариантом культур различных регионов и народов Мусульманского мира в последующие века. При этом решающая роль этнических иранцев в утверждении на престоле Аббасидов, как и перенос столицы Халифата из Дамаска в Багдад, определила возрастание значения древне-персидских традиций. Это, в частности, выразилось в утверждении принципа теократической власти халифов, уже не просто в качестве «вождей правоверных», но и как прямых наместников Бога на земле [4, с. 34, 35].

В такой ситуации различия между арабами и потомками когда-то завоеванного ими населения теряли значение. Все верующие были равно отдалены от сакрализованного властителя. Источником сплочения империи были уже не этнические арабы, монополизировавшие

о. прежде власть на всех уровнях, а династия, обеспечивавшая исламское и единство и, в конечном счете, целостность уже сформировавшейся к в своей основе Мусульманско-Афразийской цивилизации. Ее обще-Л ственно-религиозная система была открыта для всех и, подобно идее 8 государства в древнем Риме, гарантировала универсальность структур духовной и политической власти в их единстве [6, с. 76, 77].

Если при Омейядах мусульманская империя стремительно расширялась, то при Аббасидах цивилизационный процесс принял принципиально иной характер. Границы государства в первое время оставались практически неизменными и в последней четверти I тысячелетия власть мусульман распространилась лишь на острова Средиземного моря: Балеарские, Сицилию, Сардинию, Корсику и Крит. Однако влияние Мусульманско-Афразийской цивилизации вышло далеко за ее границы. Начиная с середины VIII в., особенно с IX в., ее воздействие ощущается как в Евразийских степях (Караханиды, огузы), Восточной Европе (Волжская Булгария) и Чёрной Африке (Сомалийское побережье с Занзибаром, Принильский, а затем и Западный Судан), все еще отстающих в своем развитии от передовых стран, так и в Китае, Индии, Византии и Западнохристианской Европе.

Но, начиная со второй половины IX в., все сильнее начинают ощущаться центробежные тенденции. Культурная жизнь в целом сохраняет свое, основанное на общей системе идейно-ценностных парадигм, единство, однако уже в виде диалога, взаимодействия и взаимовлияния различных конфессиональных (в первую очередь, противоборствующих течений шиизма и суннизма) и этноязыковых блоков с их сложными взаимными пересечениями и наложениями. Иными словами, с середины IX в. формировались иные тенденции и начинался новый период в развитии мусульманской общности - «Дар аль-Ислам».

Библиографический список

1. Абд ар-Рахман ибн Абд ал-Хакам. Завоевание Египта, ал-Магриба и Ал-Андалуса. М., 1985.

2. Агарджанов С.Г. Государство Сельджукидов и Средняя Азия в XI-XII вв. М., 1991.

3. Большаков О.Г. История Халифата. Т. 2. Эпоха великих завоеваний. М., 1993.

4. Босворт К.Э. Мусульманские династии. М., 1971.

5. Габриэли Ф. Основные тенденции развития в литературах ислама // Арабская средневековая культура и литература / Авт.-сост. И.М. Фильштин-ский. М., 1978. С. 43-96.

6. Грюнебаум Г.Э. Классический ислам. М., 1988.

7. Ислам в Западной Африке. М., 1988.

О'З^О

8. Негматов Н.Н. Государство Саманидов (Мавераннахр и Хорасан ¡2 5 о в IX-XI вв.). Душанбе, 1977. ш!

9. Негматов Н.Н. О концепции и хронологии этногенеза таджикского наро- vo Ч да // Проблемы этногенеза и этнической истории народов Средней Азии ä и Кавказа. Вып. 1. М., 1990. С. 21-26. | £

10. Неру Дж. Открытие Индии. М., 1955. ^ ж

11. Очерки истории распространения исламской цивилизации. Т. 1-2. М., ^ 2002. g

12. Саватеев Л.Д. Исламская цивилизация в Тропической Африке. М., 2006. ^

13. Тураев Б.А. Древний Египет. Пг., 1922.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.