Научная статья на тему 'Данные о формировании культуры маоцингоу (Северный Китай)'

Данные о формировании культуры маоцингоу (Северный Китай) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
158
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХЕОЛОГИЯ СЕВЕРНОГО КИТАЯ / NORTHERN CHINA ARCHAEOLOGY / ХРОНОЛОГИЯ / CHRONOLOGY / СКИФОИДНЫЕ КУЛЬТУРЫ ЮЙХУАНМЯО / YUHUANGMIAO / МАОЦИНГОУ / ЯНЛАН / ШАЦЗИН / SHAJING / SCYTHIAN-LIKE CULTURES / MAOQINGGOU / YANGLANG

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шульга Даниил Петрович, Шульга Пётр Иванович

На основе материалов культуры Маоцингоу в Северном Китае рассматривается вопрос истоков формирования скифоидных культур в VI-V вв. до н. э. На основе новых данных можно связать маоцингоу с культурой юйхуанмяо, продвинувшейся в VI в. до н. э. на 200-300 км с востока на запад к Ордосу. Генетическая связь культур подтверждается сходством погребального обряда и вещевого комплекса. Сравнительный анализ могильника Синьдяньцзы из ареала культуры маоцингоу с могильником Юйхуанмяо показал, что культура маоцингоу формировалась в районе озера Дайхай не только за счет мигрантов с востока и юга, но и на основе уже проживавшего там населения с культурой типа юйхуанмяо.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Шульга Даниил Петрович, Шульга Пётр Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Maoqinggou culture formation data (North China)

There is a major problem in modern archeology of Siberia and adjacent territories of early Iron Age. As a rule, the origins of scythoid cultures of the VI-V centuries BC formation were not fixed. A rare exception is the Maoqinggou culture in North China which materials are the base of the present study. The three burial grounds materials excavated in the Daihai Lake area Xiaoshuang burial ground (excavations of 1996, 15 graves), Xindianzi burial ground (excavations of 1999, 56 graves), Xinzhouyaozi burial ground (excavations of 2003, 69 graves), were published recently. The burial grounds analysis from this place became the starting point of the study. The authors found out that all these burial grounds like Maoqinggou are located on gentle slopes, the graves are latitudinal, the burials are singulative, the dead lay on their backs, head eastward with a deviation to the north, and in the heads or on the side there are altars with skulls of animals. On this basis they can be attributed to the Maotsinguo culture. However, some burials have well-marked Shajing culture features (lateral "cave", northeast orientation) and yanglan cultures (niches in the heads). The specific features of Yuhuangmiao culture (oriental oration, animal skulls position in the line of the side of deceased, etc.) are arise. A similar pattern can be seen for inventory. In general, it is characteristic of Mao's culture. However, on these burial grounds there were found much more products typical for Shajing and Yuhuangmiao than on Maoqinggow burial ground. These features are of particular interest for Northern China ethnocultural interactions and their chronology understanding. During the work it has been established that in the Daihai Lake area groups of Yuhuangmiao culture people lived in the 7th century BC. Consequently, the Maoqinggou culture was not formed simultaneous as a result of Yuhuangmiao culture-bearers' one-time migration from the East. One can draw a conclusion that the Yuhuangmiao type culture population inhabited in Daihai Lake area at an early stage of this culture. It was they who could form the part of the mysterious "northern" nomads with whom the Yuhuangmiao residents maintained contacts until the end of stage № 3. According to the available materials, the Maoqinggou culture was formed in Daihai Lake area not only due to migrants from the East and South but on the basis of the already existing Yuhuangmiao type culture population. The reason is the favorable and relatively stable natural and climatic conditions and the relative isolation of the region. In comparison with them, the cultures of South Siberia located on the passages and in a more severe natural environment with the exception of the Tagarskaya in the Minusinsk Basin look like mosaic, rather heterogeneous and relatively unstable formations that existed for a short time (1-3 centuries).

Текст научной работы на тему «Данные о формировании культуры маоцингоу (Северный Китай)»

Вестник Томского государственного университета. История. 2018. № 54

УДК 902.6 (516)

Б01: 10.17223/19988613/54/27

Д.П. Шульга, П.И. Шульга ДАННЫЕ О ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ МАОЦИНГОУ (СЕВЕРНЫЙ КИТАЙ)

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект №14-50-00036).

На основе материалов культуры Маоцингоу в Северном Китае рассматривается вопрос истоков формирования скифоидных культур в VI—V вв. до н. э. На основе новых данных можно связать маоцингоу с культурой юйхуанмяо, продвинувшейся в VI в. до н. э. на 200-300 км с востока на запад к Ордосу. Генетическая связь культур подтверждается сходством погребального обряда и вещевого комплекса. Сравнительный анализ могильника Синьдяньцзы из ареала культуры маоцингоу с могильником Юйхуанмяо показал, что культура маоцингоу формировалась в районе озера Дайхай не только за счет мигрантов с востока и юга, но и на основе уже проживавшего там населения с культурой типа юйхуанмяо.

Ключевые слова: археология Северного Китая; хронология; скифоидные культуры юйхуанмяо; маоцингоу; янлан; шацзин.

VI в. до н. э. оказался переломным для номадов Степного пояса Евразии от Причерноморья до Казахстана, Горного Алтая и Тувы включительно. Примерно в середине - второй половине VI в. до н. э. материальная и духовная культура скотоводов на этой территории изменяется коренным образом. Скифоидные культуры VI-V вв. до н. э. появляются как бы ниоткуда, заменяя столь же загадочно ушедших предшественников. Переходных комплексов VI в. до н. э. крайне мало, а потому имеющиеся объяснения пока носят предположительный характер [1. С. 320]. Исследования последних десятилетий показывают, что эти процессы затронули также области Синьцзяна и Северного Китая. Однако, в силу относительной изолированности указанных областей, смена культур там происходила не столь радикально, и в некоторых случаях удается проследить истоки культур и особенности их формирования. Наиболее ярко эти процессы фиксируются у озера Дайхай, где располагается основная часть памятников культуры маоцингоу VI-Ш вв. до н. э. Особый интерес представляет могильник Синьдяньцзы, где хорошо вычленяются материалы культур юйхуанмяо, шацзин и янлан [2]. Первоначально, авторы полагали, что погребения и инвентарь типа юйхуанмяо были привнесены во второй половине VI в. до н. э. на могильник Синьдяньцзы мигрантами из ареала культуры юйхуанмяо [3]. Однако сравнительный анализ материалов могильников Синьдяньцзы и Юйхуанмяо позволил существенно скорректировать и дополнить это положение.

Могильник Синьдяньцзы расположен на территории Внутренней Монголии КНР в 25 км к юго-востоку от уездного города Хорингер и примерно в 60 км к югу от г. Хух-Хото. В 1999 г. на могильнике было исследовано 56 захоронений, датируемых китайскими исследователями в рамках VI-V вв. до н. э. [3]. Могильник состоял из трех групп грунтовых захоронений, отстоящих друг от друга на 50-100 м. Очевидно, что их устроители имели определенные основания для обособления своих кладбищ, но материалы опубликованы лишь частично, и нет возможности установить специфику указанных групп погребений. Возможно, причиной тому было проживание

населения трех культур (юйхуанмяо. Янлан и шацзин). Из сохранившейся 51 могилы выделено три типа: с отвесными стенками (20 могил), с глубокими нишами (20) и с продольным уступом (11) (рис. 1, А1). Погребения одиночные. Умершие захоранивались на спине головой на восток-северо-восток. В могилах типов 1 и 2 в верхней части заполнения в восточном секторе находились черепа коров и мелкого рогатого скота (преимущественно коз). В могилах типа 3 с уступами черепа животных укладывались продольно человеку с юга (рис. 1, А1). Второй тип могил характерен для культуры янлан VI-IV вв. до н. э., существовавшей примерно в 600 км к юго-западу от Ор-доса. Первый и третий типы характерны для культуры юйхуанмяо VII-VI вв. до н. э., могильники которой располагаются в 300 км к востоку.

Помимо этого, на могильнике Синьдяньцзы обнаружено и большое количество инвентаря, идентичного или близкого по оформлению: поясные пряжки (рис. 1, А2,3; Б2,3), сбруйные распределители (рис. 1, А4; Б4), поясные пронизки (рис. 1, А5,6; Б5,6), пуговицевидные бляшки и кольца с одежды умерших (рис. 1, А7-11; Б7-11), серьги (рис. 1, А12; Б12), пекторали (рис. 1, А13; Б13), ложечковидные нагрудные подвески (рис. 1, А14; Б14), трубчатые игольники (рис. 1, А15; Б15), ножи с кольчатым навершием (рис. 1, А 16,17; Б16,17), орнамент на кинжалах (рис. 1, А18; Б18), клевцы (рис. 1, А19; Б19), втульчатые трехлопастные наконечники стрел (рис. 1, А20,21; Б20,21), шилья (рис. 1, А22; Б22), оселки (рис. 1, А23; Б23) и некоторые другие изделия.

Благодаря достоверно установленной эволюции погребального обряда и инвентаря на могильнике Юйхуанмяо в середине VII - конце VI в. до н. э. [4], имеется возможность определить и хронологию захоронений в Синьдяньцзы. Погребения, подобные типу 1, встречаются на всех этапах Юйхуанмяо, тогда как погребения типа 3 в Синьдяньцзы с черепами животных, уложенных продольно умершему с юга, известны в Юйхуанмяо на позднем участке № 6а («Запад»), датируемом второй половиной VI в. до н. э. (рис. 1, Б1) [4. Рис. 57; 58. С. 112-114].

Данные о формировании культуры маоцингоу

167

могильник Синьдяньцзы (VI-V вв. до ы. э.)

могильник Юйхуанмяо (V' ГI -V Т вв. до н. э.)

черепа собак О/

13 — 14

-Щ==Ж==3=1Ю *

Рис. 1. Сравнительная таблица погребений и инвентаря могильников Синьдяньцзы (А) и Юйхуанмяо (Б). Золото - А,13, Б13; бронза -А2-12, 14-22, Б2-12, 14-22; камень -А.23. Б23 (по: [1. 2]).

Инвентарь дает более точную картину. Значительная его часть из Синьдяньцзы имеет аналогии в ранних этапах Юйхуанмяо. Так, поясные пряжки, поясные пронизки и сбруйные распределители (рис. 1, А2-6; Б2-6), относящиеся к комплексу «северных» кочевников, встречены в Юйхуанмяо на ранних этапах № 1, 2 и полностью исчезают на этапе № 3. Этапы № 1-3 в Юйхуанмяо датируются примерно второй половиной VII -первой половиной VI в. до н. э. К этому же времени относятся и аналогичные изделия из Синьдяньцзы. Важно отметить наличие в Синьдяньцзы поясных обойм раннескифского облика и полное отсутствие

более поздних бабочковидных бляшек, характерных для культуры маоцингоу. К этапам № 1, 2 в Юйхуанмяо принадлежат и относящиеся к китайскому оружию клевцы, типа найденных в Синьдяньцзы (рис. 1, А19; Б19). На этапе № 3 в Юйхуанмяо встречена и нагрудная ложечковидная подвеска (рис. 1, А14; Б14). Шилья со шляпками и пекторали встречались в Юйху-анмяо до средних этапов. Вместе с тем кинжалы с елочным орнаментом и кольчатые ножи, представленные в Синьдяньцзы (рис. 1, А16-18; Б16-18), имеют аналогии на поздних этапах Юйхуанмяо [4. Рис. 69; 91]. Пуговицевидные бляшки, кольца, серьги в 3,5 обо-

168

Д.П. Шульга, П.И. Шульга

рота, а также втульчатые трехлопастные наконечники стрел бытовали в Юйхуанмяо до этапа № 6 включительно.

Итак, в Синьдяньцзы в представлены изделия, синхронные первым шести этапам могильника Юйхуанмяо, которые датируются серединой VTI-VT вв. до н. э., при этом значительная часть их относится к этапам № 1-3. Очевидно, что население с культурой типа юй-хуанмяо обитало в Синьдяньцзы уже на раннем этапе этой культуры. Именно они могли составлять часть загадочных «северных» кочевников, с которыми до конца этапа № 3 поддерживали связи жители в Юйхуанмяо. Судя по имеющимся материалам, культура

маоцингоу формировалась в районе озера Дайхай не только за счет мигрантов с востока и юга, а на основе уже проживавшего там населения с культурой типа юйхуанмяо. Более определенные выводы можно будет сделать после полной публикации материалов из Синьдяньцзы. Помимо этого, важные данные были получены китайскими исследователями в ходе анализа костей животных и людей из Синьдяньцзы. В 57 раскопанных могилах есть жертвы животных в сорока трех случаях, что составляет 75,44%. Очевидно, что забой скота при тризне являлся основой погребального обряда. Это же очень четко отражает хозяйственный тип оставившего могильник населения, роль скотоводства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Шульга П.И. Особенности угасания и трансформации раннескифских культур в VI в. до н. э. // Вестник Томского государственного универ-

ситета. История. 2013. № 3 (23). С. 319-323.

2. Институт археологии и культурного наследия Внутренней Монголии. Нэймэнгу Хэлингээр синьдяньцзы муди фацзюэ цзяньбао [Й

Ш^ШЙ Отчет о раскопках могильника Синьдяньцзы в уезде Хорингер Внутренней Монго-

лии // Каогу. 2009. Вып. 3. С. 3-14.

3. Шульга П.И., Шульга Д.П., Гирченко Е.А. Происхождение скифоидной культуры маоцингоу (Северный Китай) // Проблемы археологии,

этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Новосибирск : Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2014. Т. XX. С. 321-324.

4. Шульга П.И. Могильник Юйхуанмяо в Северном Китае (VII-VI века до нашей эры) / Федер. агентство науч. организаций, Ин-т археологии и

этнографии СО РАН. Новосибирск : Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2015. 304 с.

Shulga Daniil P., Siberian Institute of Management -the branch of Russian Academy of National Economy and Public Administration (Novosibirsk, Russia).

Shulga Petr I., Institute of Archaeology and Ethnography, Siberian Branch, Russian Academy of Sciences (Novosibirsk, Russia). MAOQINGGOU CULTURE FORMATION DATA (NORTH CHINA)

Key words: Northern China archaeology, Scythian-like cultures, yuhuangmiao, maoqinggou, yanglang, shajing, chronology. There is a major problem in modern archeology of Siberia and adjacent territories of early Iron Age. As a rule, the origins of scythoid cultures of the VI-V centuries BC formation were not fixed. A rare exception is the Maoqinggou culture in North China which materials are the base of the present study.

The three burial grounds materials excavated in the Daihai Lake area - Xiaoshuang burial ground (excavations of 1996, 15 graves), Xindianzi burial ground (excavations of 1999, 56 graves), Xinzhouyaozi burial ground (excavations of 2003, 69 graves), were published recently. The burial grounds analysis from this place became the starting point of the study. The authors found out that all these burial grounds like Maoqinggou are located on gentle slopes, the graves are latitudinal, the burials are singulative, the dead lay on their backs, head eastward with a deviation to the north, and in the heads or on the side there are altars with skulls of animals. On this basis they can be attributed to the Maotsinguo culture. However, some burials have well-marked Shajing culture features (lateral "cave", northeast orientation) and yanglan cultures (niches in the heads). The specific features of Yuhuangmiao culture (oriental oration, animal skulls position in the line of the side of deceased, etc.) are arise. A similar pattern can be seen for inventory. In general, it is characteristic of Mao's culture. However, on these burial grounds there were found much more products typical for Shajing and Yuhuangmiao than on Maoqinggow burial ground. These features are of particular interest for Northern China ethnocultural interactions and their chronology understanding.

During the work it has been established that in the Daihai Lake area groups of Yuhuangmiao culture people lived in the 7th century BC. Consequently, the Maoqinggou culture was not formed simultaneous as a result of Yuhuangmiao culture-bearers' one-time migration from the East. One can draw a conclusion that the Yuhuangmiao type culture population inhabited in Daihai Lake area at an early stage of this culture. It was they who could form the part of the mysterious "northern" nomads with whom the Yuhuangmiao residents maintained contacts until the end of stage № 3.

According to the available materials, the Maoqinggou culture was formed in Daihai Lake area not only due to migrants from the East and South but on the basis of the already existing Yuhuangmiao type culture population. The reason is the favorable and relatively stable natural and climatic conditions and the relative isolation of the region. In comparison with them, the cultures of South Siberia located on the passages and in a more severe natural environment with the exception of the Tagarskaya in the Minusinsk Basin look like mosaic, rather heterogeneous and relatively unstable formations that existed for a short time (1-3 centuries).

REFERENCES

1. Shulga, P.I. (2013) Special features of decline and transformation of the early Scythian cultures in the sixth century B.C. in the East of Eurasia (defin-

ing the problem). Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Istoriya — Tomsk state University Journal of History. 3(23). pp. 319-323. (In Russian).

2. Institute of Archeology and Cultural Heritage of Inner Mongolia. (2009) Report on the excavation of the Xindianzi burial ground in Horinger county of

Inner Mongolia. Kaogu. 3. pp. 3-14. (In Chinese).

3. Shulga, P.I., Shulga, D.P. & Girchenko, Ye.A. (2014) Proiskhozhdeniye skifoidnoy kul'tury maotsingou (Severnyy Kitay) [Origin of the Scythoid

Maoqinggou Culture (Northern China)]. In: Derevyanko, A.P. & Molodin, V.I. (eds) Problemy arkheologii, etnografii, antropologii Sibiri i sopre-del'nykh territoriy [Problems of Archeology, Ethnography, Anthropology of Siberia and Neighbouring Territories]. Vol. 20. Novosibirsk: SB RAS. pp. 321-324.

4. Shulga, P.I. (2015) Mogil'nik Yuykhuanmyao v Severnom Kitaye (VII—VI veka do nashey ery) [Cemetery Yuhuangmiao in Northern China (VII-

VI centuries BC)]. Novosibirsk: SB RAS.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.