Д.З. Хазиева
«ДАМА С КАМЕЛИЯМИ» В ТРАКТОВКЕ ДЖОНА НОЙМАЙЕРА НА МУЗЫКУ ФРИДЕРИКА ШОПЕНА
В ХХ веке история «Дамы с камелиями» воплотилась в разных балетных постановках. Они были поставлены на музыку разных композиторов: Дж. Верди (несколько версий разных хореографов), Ф. Шуберта, А. Коре (2 версии), Ф. Листа и Ф. Шопена. Опираясь на один литературный источник (роман А.Дюма-сына), балеты получали разные названия - «Дама с камелиями», «Камилла», «Рита Готье», «Арман и Марго» и «Мы увидимся вчера вечером». Самыми известными стали хореографические спектакли, поставленные на фортепианные произведения Ф. Листа и Ф. Шопена.
Остановимся на втором воплощении этого сюжета в балете «Дама с камелиями», который поставил Джон Ноймайер в 1978 году.
«Даму с камелиями» гамбургский балетмейстер сочинил для Штутгартского балета. Все началось в 1973-м в обстоятельствах весьма печальных: Ноймайер приехал на похороны Джона Крэнко. На траурной церемонии Марсия Хайде, ведущая балерина Штутгарта, попросила Ноймайера поддержать лишившийся лидера театр и что-нибудь для него сочинить. Балетмейстер, совсем недавно танцевавший в Штутгарте и считавший Крэнко своим учителем, согласился.
Сочиняя балетное либретто, которое подробно раскрывает все перипетии литературного первоисточника, Ноймайер привносит в него много своего. Так, в балете «Дама с камелиями» присутствует параллельная сюжетная линия Манон Леско и кавалера де Грие. В истории Александра Дюма упоминается, что герой дарит своей возлюбленной книжку о Манон; в балете
I
Г 5»
I
Дж. Ноймайер представляет целую сцену, где Маргарита и Арман смотрят в театре спектакль по тому же сюжету. Судьбы Маргариты Готье и Армана и тех, кого они наблюдают на сцене «театра в театре», переплетаются, еще более обостряя их собственные переживания. Это не столько разнообразит фабулу, сколько растягивает ее до размера, необходимого для большого трехактного спектакля.
«Даму с камелиями» хореограф Ноймайер выстроил особым образом: каждое действие спектакля начинается сценой распродажи имущества покойной Маргариты: в пустеющей комнате Арман Дюваль, рыдая в объятиях отца, вспоминает историю своей любви. Три гигантских, очень разных по внутреннему состоянию героев любовных дуэта становятся кульминацией каждого акта; вокруг них концентрируются массовые сцены -спектакль в парижском варьете, бал-маскарад в особняке героини, пикник в ее загородном доме, прогулка на Елисейских Полях.
Свой балет Ноймайер поставил на сборную музыку, которую подобрал сам. «Дама с камелиями» возникла не на музыку Верди, как можно было бы ожидать, а на произведениях печального, тонкого, сентиментального Ф. Шопена.
Композитор гениального дарования, оставивший глубокий след в развитии мировой музыки, отразивший в своем творчестве широкий диапазон новых идей, писал только для фортепиано1. Постигнув все выразительные ресурсы этого инструмента, Шопен сумел раздвинуть его художественные границы и придать ему небывалое дотоле всеобъемлющее значение. Фортепианная музыка польского композитора утвердила новый стиль виртуозной техники и отразила самые глубокие интимные настроения, поэтическую свободу, тончайшие переливы светотени, воздушность, зыбкость, неуловимость. При всем разнообразии настроений шопеновской музыки: от меланхолии «лунного света» до взрывчатого драматизма страстей или рыцарской героики - все проникнуто высокой поэзией. При изяществе и утонченности форм выражения, музыкальные высказывания
опена всегда проникнут такой серьезность , нас ен такой громадной силой мысли и чувства, что не просто волнуют, но часто потрясают слушателя.
Ноймайер тщательным образом отбирал музыкальные произведения Ф. Шопена. В балет включены мазурки, фантазии, прелюдии, Второй фортепианный концерт, «Большая фантазия на польские темы», вальсы и другие сочинения. Большинство произведений в хореографическом спектакле звучат в превосходном живом исполнении под сопровождение только фортепиано, и лишь в начале 1 акта выделена сцена знакомства главных героев Армана и Маргариты, которая проходит на фоне Второго фортепианного концерта.
Большинство произведений в балете «Дама с камелиями» звучат не полностью, а лишь фрагментарно; чаще всего такое решение оправдывается сюжетом (например, воспоминания Армана о своей любви, которые обрываются под влиянием внешних событий или иных причин). Исключение составляют Второй фортепианный концерт, небольшие фортепианные миниатюры (например, прелюдии №№ 15, 17, 2, 24 и др.). Музыкальные произведения в балете даются не в беспрерывном звучании -каждое произведение начинается как бы после некоторого раздумья или, уступая сценическому решению каждого небольшого номера, сцены, акта - а они как бы подхватывают действие -полнее раскрывают его и дополняют определенными эмоциями. Музыка в балете настолько сливается с хореографическим текстом, что кажется, будто все это написано композитором специально для этого балета.
Хореография Ноймайера лишена абстрактной красивости и обладает огромным эмоциональным посылом. Все движения, позы в балете имеют определенный психологический подтекст. Проникновенные монологи героев, их чувственные любовные дуэты и драматические объяснения, сцены непринужденного молодежного весе-
лья на вечеринке отличаются изысканностью формы, разнообразием пластических нюансов, эмоциональностью.
Этот балет стал первой крупной работой Ноймайера и принес ему мировую славу. В 1981 году состоялась премьера «Дамы с камелиями» в Гамбурге, и с тех пор этот балет является визитной карточкой Гамбургской труппы. Балет стал самым известным и востребованным сочинением Ноймайера: лучшие театры мира (прежде всего, Парижская Опера) считают за честь приобрести права на постановку.
В 1987-м спектакль Гамбургского театра был снят на пленку. Главные роли исполнили Марсия Хайде (Маргарита), Иван Лишка (Арман), Линн Чарльз (Манон Леско), Джеффри Кирк (кавалер де Грие).
Посмотреть его можно и в видеотеке Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Исключение составляют произведения, написанные для оркестра с фортепиано: Первый и Второй концерты; Вариации на тему из оперы Моцарта «Дон Жуан»; Рондо-краковяк, ор.14; Andante spinato и полонез Es-dur, ор.22; соната для фортепиано и виолончели, ор.65; вариации для флейты и фортепиано на тему из оперы Россини «Золушка»; Большой концертный дуэт для фортепиано и виолончели на тему из оперы Мейербера «Роберт-Дъявол»; 19 песен.